Недокачали шины
До 0,1 bar (1 psi) допустимо. Такую разницу можно списать на погрешность измер. прибора или холодную температуру (ранее утро или ночь). Разница в 0,3 бара (3 psi) нежелательна, меняется поведение машины (в худшую сторону).
Что меняется при недостаточном давлении шин?
1. При низком давлении шины ухудшается пятно контакта (протектора) с дорогой: в центре оно ослабевает, а по краям усиливается давление. Давление рисунка шины не равномерно, ламели поджимаются — хуже отводится вода и снег. 2. Снижается упругость — усиливается крен и раскачка в поворотах (способствует «укачиванию» пассажиров), при проезде неровного участка дороги или при резких маневрах возрастает ударная нагрузка на подвеску, при резком торможении на передние колеса усиливается давление, а с задних наоборот ослабевает.
С достаточным давлением при маневрах давление контакта рисунка шины находится ближе к центру шины, а при спущенной шине давление переходит на одну из боковин, например при повороте направо, происходит крен автомобиля на левую сторону — избыточно нагружается левая боковина, рисунок левой стороны шины хороший, но центральная и правая часть значительно ослабевает. При выравнивании руля крен кузова временно смещается на правую боковину и только после выравнивается контакт шины (эффект маятника, раскачка). 3. Рисунок шины и ламели «зажимаются» — шина «собирает» больше камней, песка или крупинок льда с дороги, что также влияет на балансировку колеса и эффективность торможения во влажную или зимнюю погоду. 4. При недостаточном давлении сильнее ощущается колейность, машину чаще «тащит» в колею. Итог: шина работает не так как это задумано изготовителем как резины так и автомобиля.
1. Риски для безопасности
Ухудшение центрального пятна контакта на спущенной шине с дорожным покрытием влечет: Ухудшение тормозного пути — из-за недостаточного сцепления с дорогой; Хуже управляемость и устойчивость на дороге, так как усиливается раскачка и крены. Как следствие электронные помощники ABS и ESP работают не эффективно, особенно зимой. Повышается риск аквапланирования, а именно потеря управления при проезде лужи или колеи в сильный дождь на высокой скорости;
2. Повышается риск пробить колесо или словить грыжу….
Шина становится менее упругой, в ней чаще и больше застревают камни и шурупы. Также возрастает нагрузка на корд боковины шины и струны корда могут лопнуть образовав грыжу. Если давление ниже нормы на 0,5 бар то при резком маневрировании шина может разбортироваться с диска, что может стать риском для ДТП.
3. Если шины с Runflat или XL (усиленная боковина), то резина не станет «мягче»….
Иногда недокачивают специально — чтобы было мягче. Но если у вас колеса с Runflat (езда с проколом) или с меткой XL (усиленная боковина) то от уменьшения давления дорога будет ощущаться жестче. Боковина шины теперь сильнее нагружена, а в ней используется усиленный армированный корд который начинает лучше передавать удары на диск колеса.
4. Износ подвески, рулевой и подушек двигателя
Для того, чтобы понять как шины «гасят» удары от дорожных ям, лежачих полицейских, возьмите мяч, накачайте его до полного и попросите по нему бить друга. Затем спустите наполовину мяч и повторите, со спущенным мячем вы будете ощущать сильнее удары. А значит машина также сильнее получает «удар» от дороги: Рулевое — рейка изнашивается, а усилителю руля тяжелее крутить. Те кто ещё ездит на машине без усилителя руля или со слабым гидроусилителем, могли заметить, что на накаченных колесах руль крутится легче, чем на спущенных. Подвеска — первыми страдают «косточки» (стойки стабилизаторов) поэтому их лучше менять пораньше, когда только начинают явно постукивать, так как потом изнашиваются сайлентблоки, амортизаторы и рулевые тяги, которые сложнее и дороже заменить.
5. Экономия топлива
На каждые недокаченные 0.2 бар (2 PSI) приходится 1% топлива. Причина? Раскачка, неэффективное сцепление с дорогой и доп.нагрузка на усилитель руля.
Так, а если я буду перекачивать шины?
Перекачать до 0,2 бар допустимо, особенно если поездки короткие и колеса не успевают прогреться. Либо в машине часто ездят по 3 человека и у вас багаж. Это скажется положительно и на расходе топлива (незначительно), но возможно в ущерб комфорта. А вот перекачивать более 0,2 бар вредно — учитывая, что через 10 км пути шины от трения нагреются и давление возрастет в сумме на 0,4 бар это может оказаться критичным. Пятно контакта шины сужается, сцепление с дорогой ухудшается. Ухудшается тормозной путь, шины уже не так гасят удары и жестче передают удары и вибрации.
Когда все же можно снижать давление?
Ездите один и без тяжелого багажа — можно спустить до 0,2 бар. «Обычное» давление указывается при условии типичной нагрузке: 2-3 пассажира + багаж + полный бак топлива. При проходе сложных сыпучих мест — снег/песок/мокрая трава, но это работает только если у вас резина «похожа» на внедорожную, то спустить колеса на 0,5 бар может помочь. После выезда на дорогу не забудьте накачать обратно.
А если с грузом/пассажирами не докачивать колеса, что будет?
Если вам нужно проехать аккуратно 30 км с полным грузом, то можно не накачивать шины. Недокачав шины до рекомендуемых значений вы рискуете указанными выше недостатками. Отправляясь в путешествие более 50 км, лучше потратить 15 минут и подкачать колеса. Не обязательно докачивать до указанных. Например, в путешествие отправляется 4 человека, багажник загружен на половину, тогда можете лишь немного докачать задние колеса. Из документа о регистрации ТС можно посмотреть разрешенную max массу и массу без нагрузки, тем самым высчитать сколько максимум можно загрузить в машину и на сколько поднимать давление шин на каждые 100 кг. Например: Max масса 1950 кг, без нагрузки 1538 кг. 1950 — 1538 = 412 кг Обычное давление: 2.3 перед и 2.1 зад. Груженный: 2.3 перед и 2.6 зад. Допустим едет 4 человека (каждый по 70 кг) и багаж примерно на 20 кг, итого 300 кг Давление передних не меняется, а разница задних 2,6-2,1= 0,5 бар. Примерный расчет 0,5 / 412 * 300 = 0,36. Допустимо округлить в меньшую — 0,3 бар. Итог примера: достаточно подкачать задние колеса до 2.4 зад.
Почему на некоторых автомобилях передние колеса накачивают сильнее чем задние?
Из-за весового баланса автомобиля: перед тяжелее (из-за мотора), поэтому перекачивая перед мы смещаем нагрузку на зад, что положительно сказывается на маневрах и торможении.
А если давление на левом и правом колесе отличается?
Разницу давления левого и правого колеса в 0,1 бар не заметите. При разнице в 0,2 бар одно колесо будет изнашиваться быстрее чем другое. При 0.3 и более кроме повышенного износа машину будет немного вести(тащить) в сторону при прямом руле, ухудшится работа ABS и ESP систем безопасности.
На заметку:
1) Проехал 10 км и вдруг колеса от нагрева «надулись» на 0.2 бар — это нормальная физическая реакция, такой нагрев учитывается производителем машин и электронной системы. 2) Дешевые насосы могут показывать 2,0, а по факту 1,8. Перепроверьте показания своего насоса с другими. Лучше использовать отдельный цифровой/электронный манометр давления. 3) На рамных внедорожника, пикапах и коммерческом транспорте давление в шинах одинаковое как «пустым», так и «груженным». Это связано с тем, что используются большие широкие шины, а также чтобы не вводить в заблуждение и каждый раз не заставлять накачивать спускать шины, поэтому шины на самом деле уже накачены с учетом возможной нагрузки, в некоторых случаях требуется подкачать задние, если используется прицеп. 4) Запасное колесо следует перекачивать, как и указано в инструкции или на самом колесе. Запаска меньше по размерам и чтобы оно выдержало нагрузку его необходимо сильно накачивать (как и низкопрофильную резину).
Давление в шинах: на что влияет и когда можно отступать от заводских параметров?
Небольшой тест на внимательность: вспомните, когда в последний раз вы проверяли давление в шинах? Вчера? На прошлой неделе? Полгода назад? Скорее всего, если сделать опрос, самым популярным будет последний вариант — даже несмотря на наличие компрессоров почти на каждой АЗС, у нас не принято регулярно проверять давление в шинах и подкачивать их.
А ведь это важный параметр, влияющий на некоторые характеристики автомобиля. Вместе с онлайн-гипермаркетом 21vek.by мы расскажем, почему важно поддерживать рекомендованное производителем давление и в каких ситуациях его полезно изменять.
Теория
Завод-производитель всегда указывает давление, которое рекомендовано для повседневной эксплуатации автомобиля. Делается это с помощью стикера, который клеится либо на среднюю стойку кузова, либо на внутреннюю сторону крышки лючка бензобака. Как правило, у легковушек рекомендованное давление составляет от 2,1 до 2,3 бара, у коммерческой техники с шинами сегмента С — около 4 бар. При этом производитель всегда указывает параметры для пустой и загруженной машины, а у некоторых моделей рекомендованное давление может отличаться на передней и задней осях. Зачем?
Все дело в пятне контакта — именно от его размера зависит баланс характеристик автомобиля. Что это за пятно такое? Объясним на примере. нашей ступни! Пока мы стоим на месте, ступня прилегает к поверхности полностью, а когда идем, то контакт имеет лишь небольшая ее часть, поскольку ступня «перекатывается» от пятки к носку. С шиной история аналогична: она соприкасается с поверхностью лишь небольшой частью, и от давления в покрышке зависит, насколько большим или малым будет пятно контакта.
Допустим, оно будет небольшим — мы пренебрегаем рекомендацией производителя и вместо 2,2 атмосферы накачиваем шину до 3,2. Что получаем? Пятно контакта минимальное, но зато колесо отлично катится: у него меньше сопротивление качению, и, как следствие, мы экономим на топливе. Минусы? Из-за минимального пятна контакта ухудшаются сцепные свойства покрышки, что сказывается на эффективности торможения и разгона. Автомобиль становится жестче, ведь перекачанная шина хуже демпфирует неровности дорожного покрытия.
Обратный пример — шины накачаны меньше нормы. Кстати, визуально это не сильно бросается в глаза, заметит только опытный автомобилист. К примеру, на первом снимке давление составляет 3,2 бара, а на втором — 1,2. Сможете различить, просто подходя к машине?
Вернемся к давлению. Допустим, оно значительно ниже нормы, и визуально это не очень сильно заметно, особенно если разница составляет 0,5—0,7 атмосферы и речь о низкопрофильных шинах. Хорошо, если есть датчики давления, которые будут сигнализировать о снижении, но это тоже не панацея. К примеру, в редакционном Renault Arkana давление при рекомендованных 2,2 бара оказалось менее двух, а датчики об этом не сообщили. Чем чревато? В теории — повышенным сопротивлением качению, что означает худшую динамику разгона и повышенный расход топлива. Предполагаемый плюс — лучшая эффективность торможения за счет большего пятна контакта, а также меньшая чувствительность к мелким дефектам дорожного покрытия.
В общем, как вы понимаете, рекомендованное производителем давление — это оптимальное сочетание всех характеристик. Уверенный «зацеп» при разгоне, короткий тормозной путь, хорошая динамика и низкий расход топлива, плюс именно та управляемость, за которую боролся автопроизводитель. Любое отклонение в таком, казалось бы, незначительном параметре, как давление в шинах, смещает этот баланс, и в чем-то вы начинаете выигрывать, а в чем-то — проигрывать. Но о том, как и когда нужно смещать этот баланс, нам расскажут профессионалы.
Дмитрий Бруцкий, автогонщик, инструктор, организатор автомобильных мероприятий:
— Правильное давление в шинах — это настолько важный параметр, что без его учета можно и не надеяться на достижение каких-то серьезных результатов. Автомобиль едет на пределе сцепных свойств шин, и очень важно обеспечить 100-процентную реализацию этих свойств. Здесь важна каждая мелочь, каждый нюанс: температура воздуха, асфальта, манера вождения пилота. Давление подбирается индивидуально под каждого гонщика. Для этого мы используем специальный прибор — пирометр. Он позволяет анализировать температуру как на внешней, так и на центральной части протектора. Если мы видим, что перегрета боковая часть, то здесь либо пилот слишком агрессивно едет, либо давление низкое. Если же на 7 и более градусов больше боковых нагревается центральная часть, значит, давление слишком высокое.
Практика
Окей, с теорией и гоночными нюансами разобрались. А как давление в шинах влияет на характеристики автомобиля при повседневной эксплуатации? Чтобы дать точный ответ на этот вопрос, мы взяли редакционный Renault Arkana, установили в него профессиональный измерительный комплекс VBOX RACELOGIC и, вооружившись автомобильным компрессором (а также хорошим насосом на всякий случай), отправились на тест. Будем сравнивать три параметра: разгон от 0 до 100 км/ч, торможение с 60 до 0 км/ч и накат на нейтрали с 60 до 0 км/ч при трех показателях давления в шинах — рекомендованном заводом 2,2 бара, повышенном 3,2 бара и пониженном 1,2 бара.
Итак, дано: Renault Arkana с пробегом под 150 тысяч километров, летние шины Michelin Premacy 4 (да, мы знаем, что давно пора «переобуться»), обычная загородная трасса и влажный асфальт. Температура воздуха — ноль градусов по Цельсию. Трансмиссия работает в своем стандартном режиме AUTO. Методика теста следующая: сначала разгон в режиме «газ в пол» до 100 км/ч, остановка; затем разгон до 65 км/ч и торможение «педаль в пол»; потом снова разгон до 60 км/ч и движение накатом на нейтрали до полной остановки.
Начинаем с рекомендованного давления в 2,2 атмосферы. Газ в пол, и с небольшой пробуксовкой Arkana срывается с места. От 0 до 100 км/ч ей удается разогнаться за 10,8 секунды, что не сильно отличается от заявленных заводом 10,4 секунды. Снова разгон, на этот раз до 60 км/ч, и мощный удар по педали тормоза. Автомобиль буквально вгрызается в асфальт: для полной остановки на мокром холодном асфальте ему потребовалось 19,1 метра. Снова разгон, вариатор переводим в нейтраль и долго-долго катимся в тумане. Выбег с 60 км/ч — 538,4 метра.
Повышаем ставки: накачиваем шины до 3,2 атмосферы. Компрессору, кстати, на эту процедуру потребовалось минут шесть. И, выезжая из кармана, мы сразу ощущаем, что машина стала заметно жестче — она «рассказывает» буквально про каждую трещинку в асфальте. Однако взамен мы должны получить как минимум отличный выбег и, в теории, лучшую разгонную динамику. А что покажет практика? Разгон от 0 до 100 км/ч — за 10,4 секунды. Отлично. Торможение? Ожидаемо хуже, но не критично — 19,4 метра. А вот накат впечатляет — на нейтрали Arkana смогла проехать 547,4 метра. Девять метров, заметная разница.
Снижаем давление до 1,2 бара. Как вы помните, визуально это не сильно бросается в глаза, поэтому наверняка очень многие водители ездят с давлением, близким к этому. Что ж, узнаем, какие плюсы и минусы это дает. Самый показательный пример — разгон от 0 до 100 км/ч. Если на рекомендованном и повышенном давлении в шинах редакционная Arkana справлялась с этим тестом отлично, то низкое давление очень сильно повлияло на результат: получилось 12,1 секунды. Так что если вам в последнее время кажется, что автомобиль «не едет», рекомендуем для начала просто проверить давление в шинах.
Торможение тоже преподнесло неприятный сюрприз: мы предполагали, что из-за большего пятна контакта приспущенные шины позволят остановить Arkana заметно раньше, но вышло наоборот — 21 метр! И с накатом полная беда: если в прошлых заездах машина готова была катиться чуть ли не за горизонт, то в этом случае она смогла проехать лишь 478 метров. Представляете, какой перерасход топлива был бы при эксплуатации авто с таким давлением в шинах? Однако бывают ситуации, когда снижать давление полезно.
Когда «минус» дает плюсы
Как мы уже выяснили, на асфальте низкое давление в шинах дает только минусы: ухудшаются динамика, тормозной путь и накат. Однако на бездорожье (в любом его виде) понижение давления в покрышках дает только плюсы. Почему? Ответ уже давно заложен в нас самих: вспомните, как вы ведете себя, если попадаете, к примеру, на обледенелое покрытие? Только что бодро шагали, перекатываясь с пятки на носок, а как почувствовали неладное, мгновенно стали на всю опорную площадь ноги и перемещаетесь короткими шажками. Если провести параллель с шинами, то мы увеличили площадь пятна контакта — можно сказать, снизили в них давление.
Профессиональные спортсмены и те, кто часто вынужден ездить вне асфальтового покрытия, знают: чем ниже давление в покрышках, тем легче ехать. Не в том смысле, что машине легче катиться — как раз наоборот, сопротивление качению гигантское, расход топлива резко увеличивается, а накат уменьшается. Но зато по любому скользкому, вязкому и вообще теоретически непроходимому покрытию автомобиль едет гораздо легче. Во внедорожном автоспорте, к примеру, бывают случаи, когда человек не может пройти по «ковру» мохового болота, проваливается, а двухтонный внедорожник на шинах с давлением в 0,2 бара катится на холостых оборотах. Кстати, в профессиональных внедорожных гоночных авто (в том же МАЗе, который выступает на «Дакаре») уже давно предусмотрена централизованная система подкачки колес, чтобы давление можно было менять быстро и не выходя из машины.
Как это использовать в обычной жизни? Допустим, у вас есть дача, к которой ведет плохая дорога, в межсезонье превращающаяся в непроходимую, казалось бы, топь — автомобили буксуют, не могут проехать, вязнут. Но помните, что мы говорили о пятне контакта? Достаточно снизить давление с обычных 2,2—2,3 бара хотя бы до 1,2—1,5, и вы не узнаете свою машину. Независимо от типа привода «зацеп» станет гораздо лучше, и это позволит увереннее чувствовать себя вне асфальта.
Кстати, очень многие думают, что у приспущенной шины пятно контакта увеличивается в ширину, но на самом деле оно гораздо больше увеличивается в длину. И колесо, по сути, превращается в некое подобие танковой или тракторной гусеницы: если при штатном давлении пятно контакта, условно, выглядит как овал шириной примерно 20 см и длиной около 25 см, то при давлении в 1,2 бара это будет уже прямоугольник длиной около 40—50 см. Но здесь тоже важно знать меру: снижать давление нужно только перед самыми тяжелыми участками, после чего следует возвращать его до исходных параметров. Необходимо также понимать, что при спущенных покрышках дорожный просвет уменьшается и увеличивается вероятность разбортирования шины, если совершать резкие маневры. Профессионалы, кстати, для этого используют так называемые бэдлоки и тайерлоки — специальные приспособления, которые прижимают покрышку к диску и не дают ей разбортироваться даже при минимальном давлении.
Артур Туманов, чемпион Беларуси по джип-триалу, ралли-рейдам, призер трофи-рейда «Ладога», Croatia Trophy:
— Если правильно работать с давлением, проходимость машины можно феноменально улучшить! Если она не сильно застряла в песке, то можно выехать просто приспустив колеса. В болоте так уже не получается, но в целом минимальное давление — это отличный способ очень эффективно повысить проходимость. Для обычных шин минимум — это где-то 0,8 бара, а для профессиональных вроде Super Swamper Bogger давление можно снизить и до 0,5 бара, даже без специальных приспособлений типа бэдлоков. Но при этом нужно учитывать, что на внедорожных высокопрофильных шинах заметно снижается клиренс, поэтому перед глубокой колеей нужно подумать, что важнее — дорожный просвет или зацеп шин?
Чем грозит чрезмерно низкое или высокое давление в шинах?
Теорию знают все. От давления в шинах зависят комфорт, управляемость, тормозной путь и другие параметры автомобиля. Поэтому следует периодически, хотя бы раз в месяц, контролировать давление в покрышках. Но скажите, кто из нас регулярно это делает? А ведь качать надо именно столько, сколько рекомендовано для вашей модели в инструкции по эксплуатации. Для нашего удобства подсказки в виде таблицы с рекомендованными цифрами повесили на средней стойке кузова и на внутренней стороне лючка топливного бака. Но многие так ни разу и не удосуживаются на нее взглянуть. А зря!
Если давление в шине значительно ниже нормы, увеличивается пятно контакта. Причем протектор как бы скукоживается, сжимаясь посередине, и в процессе эксплуатации начинает интенсивно изнашиваться по краям. Мало того, что происходит преждевременный износ покрышки; нехватка сжатого воздуха в ней приводит к увеличению деформации и большему нагреву шины. При этом заметно возрастает расход топлива, а при попадании в яму можно и вовсе пробить колесо, повредив металлический каркас покрышки. Но и это еще не все. Автомобиль на спущенных колесах медленнее реагирует на повороты руля и значительно хуже управляется, что, в конце концов, может привести к аварийной ситуации или даже ДТП.
Повышенное давление в шинах способствует экономии топлива, поэтому некоторые особо бережливые водители сознательно идут на такой шаг. Однако эта экономия настолько мизерна, что большинство ее вряд ли заметят. Зато перекачанная покрышка становится более жесткой, что существенно понижает комфорт и увеличивает нагрузку на подвеску. Особенно страдают тяги и рулевые наконечники, опорные подшипники передних стоек, шаровые опоры, стойки стабилизатора и другие элементы ходовой части. Поэтому замена вышедших из строя деталей подвески окажется гораздо накладнее эфемерной экономии, полученной в результате перекачки покрышек. Кроме того, высокое давление в шине приводит к уменьшению пятна контакта – в этом случае интенсивно работает только его центральная часть. В результате покрышка изнашивается неравномерно и раньше времени приходит в негодность.
Поэтому еще раз призываем следить за давлением в шинах — ваша аккуратность позволит продлить жизнь автомобиля, сделать его комфортабельнее, экономичнее и безопаснее. Да, и еще — важно помнить, что мерить давление надо только на холодных колесах, то есть не менее, чем через 4-5 часов после последней поездки.