Экскурс в историю: как Nisshinbo стал поставщиком фрикционных материалов №1 в мире
Японской компании Nisshinbo больше века. Отсчет ведётся с 1907 года – с момента создания предприятия Nisshin Cotton Spinning, ориентированного на выпуск хлопчатобумажных изделий. Производством текстиля "Нишимбо" занимается до сих пор, разрабатывая различные высокотехнологичные и экологичные материалы. Особенно примечательны хлопковые ткани бренда, которые не нужно гладить (это особенно ценно в отношении мужских рубашек:), и деним. Известно, что японский деним – одна из самых качественных, желанных и дорогостоящих джинсовых тканей в мире. Деним от Nisshinbo, к примеру, используется в одежде популярных американских марок Taylor Stitch и Left Field.
После Второй мировой войны компания зарегистрировалась на Токийской фондовой бирже, стала активно развивать другие направления деятельности и постепенно превратилась в крупнейший холдинг, чьи заводы расположены не только в Японии, но и Европе, Америке и странах Юго-Восточной Азии, а штат сотрудников вырос до 23 тысяч человек. При этом штаб-квартира холдинга Nisshinbo и сегодня находится в Токио, как и 110 лет назад.
Сегодня у Nisshinbo Holdings Inc. масштабный диверсифицированный бизнес со множеством дочерних предприятий в различных областях. Компания разрабатывает и выпускает электронные компоненты, беспроводные и навигационные устройства, сетевое оборудование, химпродукты, мехатронные изделия для автопрома, узлы и комплектующие автомобильных систем торможения. Присутствует холдинг и на рынке недвижимости, занимаясь реконструкцией и продажей промышленных объектов для коммерческого и жилого использования.
Столь разноплановая деятельность Nisshinbo укладывается в ёмкий корпоративный слоган – «Единство в разнообразии», а ключевым подходом к ведению бизнеса на протяжении всей истории компании остается сочетание традиционных японских технологий производства и наиболее передовых научных разработок для получения продукции наивысшего качества.
Автомобильный бизнес Nisshinbo. Из Японии – в США, Корею и по всему миру
Производством фрикционных материалов компания Nisshinbo занялась в 1944 году, когда в стране начался подъем экономики и бурное развитие автопрома. До сих пор Япония входит в тройку стран с наибольшим количеством автомобилей, произведенных с 1960-х годов, опережая Германию.
Помимо фрикционных смесей и материалов, являющихся основой для изготовления тормозных элементов, Nisshinbo производит детали и узлы систем торможения пассажирского и коммерческого транспорта – от микролитражных и спортивных автомобилей до тяжелых грузовиков. Компания поставляет на конвейеры автозаводов дисковые и барабанные тормозные колодки. Клиентами холдинга являются известные японские автопроизводители – Toyota, Nissan, Mitsubishi, Mazda, Subaru и др.
Главная задача Nisshinbo – разрабатывать эффективные и экологически безопасные технологии в соответствии с концепцией «разумных тормозов». Это означает, что комплектующие японского бренда не только гарантируют эффективное торможение, но и дарят водителю ощущение комфорта и безопасности. Фирменные ноу-хау Nisshinbo касаются, в первую очередь, рецептов фрикционных смесей. Основа портфолио – безасбестовые органические составы (керамика) последнего поколения.
В состав холдинга входят 24 производственные площадки в 14 странах мира – исследовательские центры и заводы с единым стандартом качества. Есть у Nisshinbo собственный испытательный полигон, построенный в 1988 году на базе выкупленного аэродрома в японском городе Асахи. Наличие такого трека является обязательным условием для поставщиков компонентов тормозных систем на конвейеры автозаводов.
Заводы в Японии делают как оригинал, так и выпускают продукцию для рынка послепродажного обслуживания. Благодаря высокому качеству компании удается удерживать лидирующие позиции по продажам на внутреннем рынке Японии. Первый завод по производству автокомплектующих Nisshinbo в японском городе Татебаяши, построенный в 1981 году, до сих пор функционирует. Кстати, около 50% продукции, поставленной на российский рынок в 2018 году, было выпущено именно на этом предприятии.
В 1995 году началась экспансия Nisshinbo в США, когда в Мичигане была открыта первая производственная компания – Nisshinbo Automotive Corporation (NAC). Рынок в штатах настолько велик, что два года спустя компания открыла там еще одно предприятие – Nisshinbo Automotive Manufacturing (NAMI) в штате Джорджия.
Параллельно холдинг Nisshinbo пришел в Юго-Восточную Азию, открыв несколько производственных площадок в этом регионе.
NISTMD Group: Nisshinbo и TMD Friction
На протяжении всей своей истории Nisshinbo сотрудничала со многими европейскими компаниями. Совместные технические разработки велись с Girling, Ltd. (сейчас TRW Automotive) и Alfred Teves GmbH (сейчас Continental Automotive). А самые крепкие партнерские отношения у Nisshinbo сложились с компанией TMD Friction – крупнейшим разработчиком фрикционных материалов и OE-поставщиком, базирующимся в Германии. Так, в 1964 году совместно с компанией Small and Parks, Ltd. (сейчас TMD Friction) было налажено производство барабанных тормозов, а с 1985 года Nisshinbo ведет исследования в области технологий создания передовых композиционных фрикционных материалов с компанией Textar GmbH, также входящей в группу TMD Friction.
Nisshinbo занялся российским рынком всерьез и надолго
Прошлый год стал для японского бренда Nisshinbo фактически годом «второго пришествия» на российский рынок автозапчастей. На этот раз с использованием дилерской сети и при активной поддержке TMD Friction – немецкого производителя комплектующих для тормозных систем и дочернего предприятия Nisshinbo Holdings.
Долгое время холдинг Nisshinbo, штаб-квартира которого находится в Токио, не занимался непосредственной дистрибуцией своей продукции. Традиционно этот крупнейший в Японии производитель автокомпонентов имел дело с японскими торговыми домами, которые уже по своим каналам поставок доводили продукцию в том числе и до российского потребителя. Фундаментальный изъян этой схемы заключался в том, что компании-посредники не озадачивались развитием и продвижением бренда. Закономерным итогом такого положения вещей стало то, что с 2012 года продажи Nisshinbo в России неуклонно снижались. Японцев это, разумеется, не устраивало. И когда под контролем Nisshinbo оказалась компания TMD Friction, с ее отлаженной и отлично работающей сетью продаж, решение о передаче поставок в ведение европейского подразделения просто напрашивалось. Что в конце концов и произошло. В итоге на российский рынок автозапчастей вернулся мощный игрок в премиальном сегменте, четко ориентированный на владельцев машин азиатских марок.
Сейчас у Nisshinbo есть все необходимое для нормального развития на рынке, то, чего бренд был почти полностью лишен все последние годы – техническая поддержка, централизованный склад и широкая сбытовая сеть, онлайн-каталог продукции, обучающие семинары и маркетинг на федеральном уровне. «Мы запустили широкомасштабную кампанию с целью напомнить клиентам о японских тормозных колодках премиального качества, выпускаемых Nisshinbo, – рассказывает Евгений Сушилин, руководитель отдела маркетинга ООО «ТМД Фрикшн Евразия». – Была проведена унификация артикульных номеров комплектующих Nisshinbo в соответствии со стандартами, установленными для всех брендов в портфеле TMD Friction – по аналогии с Textar, Mintex и DON, появился фирменный онлайн-каталог Nisshinbo Brakebook. В комплекте японских колодок теперь есть инструкция с русскоязычным разделом, на упаковке – обозначение категории продукции на русском языке, а на этикетке появилось указание на сторону установки (передняя или задняя ось) и габаритные размеры детали. Кроме того, существенно расширился ассортимент и применяемость продукции. Чтобы подчеркнуть новый облик бренда, был разработан новый современный дизайн упаковки. Однако неизменными остались фирменный оранжевый цвет и качество продукции. Иными словами, в новой оранжевой упаковке автовладельцы приобретают все те же колодки Nisshinbo премиального японского качества».
Вышеперечисленные мероприятия, а также синергетический эффект от многолетнего опыта Nisshinbo и TMD Friction – сочетания «в одном флаконе» наработок японского и немецкого производителей, специализирующихся на фрикционных материалах и комплектующих и лидирующих в своей отрасли – не может не дать положительного эффекта для потребителя.
Поставщик на конвейер
Исторически Nisshinbo – один из крупнейших поставщиков компонентов тормозной системы для японских автозаводов. «Если вы приверженец японского качества и купили себе новую машину Mazda, Honda, Toyota, Mitsubishi, Nissan или Subaru – высока вероятность, что на ней изначально уже стоят колодки Nisshinbo, – рассказывает Евгений Сушилин. – Японские автопроизводители предъявляют к поставщикам самые высокие требования по качеству, надежности и безопасности. Доверие со стороны автогигантов – лучший показатель уровня продукции, ведь в тормозных колодках Nisshinbo для рынка запчастей применяются абсолютно те же технологии, которые реализуются в производственной программе для оригинальной комплектации».
В настоящее время ассортимент поставок включает 400 артикулов тормозных колодок Nisshinbo и 350 артикулов тормозных дисков, обеспечивающих практически 100% покрытие парка легковых машин и SUV азиатских марок – как японских (Toyota, Lexus, Honda, Infiniti, Isuzu, Mazda, Mitsubishi, Nissan, Subaru, Suzuki, Daihatsu), так и корейских (Daewoo, Hyundai, Kia и SsangYong).
Новые технологии для максимально комфортного торможения
Детали тормозов Nisshinbo разрабатываются в Японии на собственных заводах холдинга. Каждая тормозная колодка – результат нескольких этапов тщательных расчетов и тестирования. Благодаря передовым материалам и уникальной конструкции продукция Nisshinbo представляет собой идеальную комбинацию высоких характеристик торможения, надежности и комфорта.
В отличие от европейских производителей, делающих ставку на эффективность торможения с высоких скоростей, у азиатских брендов на первом месте при эксплуатации колодок стоит комфорт. Они должны обеспечивать максимальный акустический комфорт при торможении, долго не требовать замены, и чтобы продукты износа не портили внешний вид колесных дисков машины. Ну и, само собой, при этом еще чтобы останавливали машину как положено! Таким противоречивым запросам приходится подстраиваться и инженерам Nisshinbo. «Заточенность» под особенности азиатских машин с их «комфортными» требованиями выражается, в частности, в том, что в комплектах колодок для рынка автозапчастей у Nisshinbo чаще всего присутствуют еще и противоскрипные пластины. В случае с оригинальными колодками эти детальки зачастую приходится докупать отдельно.
Чтобы тормоза при работе не «пылили», большую часть ассортимента Nisshinbo занимают колодки с фрикционными накладками из NAO-композиций, представляющие собой экологичные безасбестовые смеси, не содержащие к тому же еще и стальных волокон. При этом NAO-колодки более тихие и комфортные при торможении. Находясь в тренде меняющихся современных экологических тенденций, Nisshinbo учитывает все более ужесточающиеся требования к применению меди в качестве наполнителя для фрикционных накладок. Компания разработала и выпускает уже два типа таких тормозных колодок: полностью без меди и с пониженным, менее 5%, содержанием частиц этого металла. Оба этих типа колодок выполнены на базе NAO-технологий.
Помимо безасбестовых смесей, для обеспечения бесшумного и эффективного торможения Nisshinbo применяет целый набор конструктивных приемов. К примеру, скошенные края фрикционных накладок колодок. Благодаря им последние лучше прилегают к диску, что особенно важно при легких торможениях. Сейчас на смену прямому скосу производитель внедряет полукруглый. С помощью этого нововведения положительный для потребителя эффект от «скошенности» сохраняется почти до момента полного износа колодки.
На борьбу с шумом направлен и специальный паз, словно разрезающий фрикционную накладку колодки Nisshinbo поперек. Смысл такого конструктивного решения – сдвинуть частоты резонансных колебаний этого узла в область, которая не воспринимается человеческим ухом. Кроме того, такой паз служит увеличению долговечности колодки, поскольку препятствует образованию и распространению трещин во фрикционной накладке. Дальнейшим развитием этой инженерной мысли в колодках Nisshinbo стало применение не поперечного, а диагонального паза. Такое его расположение увеличивает прочность фрикционной накладки. Диагональный «разрез» позволяет также избавиться от еще более широкого спектра резонансных колебаний.
Новая продукция в ассортименте Nisshinbo
С «перезапуском» Nisshinbo на российском рынке в ассортименте бренда появилась и новая продукция – тормозные диски, изготавливаемые из высококачественного чугуна. Они идеально сочетаются с колодками Nisshinbo, обеспечивая превосходное торможение.
«Предлагая клиенту одновременно и колодки, и тормозные диски, производитель может смело гарантировать надежную работу этого “комплекта”, – комментирует Евгений Сушилин. – Благодаря заводскому тестированию на совместную эксплуатацию система “колодки – диски” гарантированно будет работать оптимальным образом. Текущий ассортимент Nisshinbo позволяет полностью обеспечить запросы розницы и СТО в тормозных дисках, аналогичных по качеству оригинальным комплектующим. Вся продукция разработана в соответствии с допусками ECE R90 и требованиями, предъявляемыми к оригинальным комплектующим».
Nisshinbo следует жестким нормативам качества в изготовлении тормозных дисков – по балансировке, отсутствию биения и разнотолщинности. Так, диски японского бренда имеют разнотолщинность менее 0,01 мм, биение – не более 0,05 мм. Львиная доля ассортимента представлена дисками с антикоррозийным покрытием, которое защищает деталь, делает ее привлекательной внешне, а также позволяет устанавливать диск на автомобиль по принципу «сразу из коробки» – без необходимости удаления защитной смазки.
В скором времени продуктовая линейка Nisshinbo в России пополнится новыми товарными группами. Помимо колодок и дисков в ней появятся тормозные жидкости и применяемая при обслуживании тормозных систем автохимия, а также барабанные тормозные колодки.
Колодочный батл. Органические японцы против железных европейцев
Многие автовладельцы как само собой разумеющееся воспринимают то, что нажатие на педаль тормоза адекватно и надежно останавливает их «железного коня». Однако эта гармония может рассыпаться в один момент. Для этого достаточно сэкономить, заменив «родные» колодки на продукцию дешевого бренда.
Вообще слово «тормоз» происходит от греч. tоrmos – отверстие для вставки гвоздя, задерживающего вращение колеса повозки. Так и представляешь себе каких-нибудь древних завоевателей у костра. Жарят быка, амфоры с вином открывают, девушек в туниках обнимают, дескать, сейчас расслабимся – а тут начальник: «Так, ребята… А вы боевые колесницы на tоrmos поставили? А ну, быстро встали. » Сколько народу передавили разные колымаги из-за того, что не могли вовремя остановиться, никто не считал. Поэтому Женевское соглашение, подписанное 20 марта 1958 года, без преувеличения можно назвать судьбоносным. Оно подчинило конструкцию автомобиля жестким требованиям безопасности, в том числе и по тормозным системам.
Осенний марафон
Осень в разгаре, с ее переменчивой и сырой погодой. За окном может быть то солнце, то дождь, то снег. Особенно опасны дороги, где чередуются участки с хорошим и плохим сцеплением колеса. Например, сухой асфальт, гололед, мокрый асфальт, снежная каша, снова гололед и так на много километров. Или под левым колесом асфальт, а под правым, ближе к обочине, жидкая грязь. Но даже осенняя ненастная погода не отменяет необходимости ездить на машине – с неизбежными разгонами и торможениями. В сложных дорожных условиях торможение может привести к потере управляемости и непредсказуемым последствиям. Такие случаи особенно опасны в условиях интенсивного движения с большой скоростью.
А останавливает автомобиль – что? Правильно, шины и тормозные колодки в паре с дисками или барабанами. Поменять летнюю резину на зимнюю не забывает никто. Или проверить состояния протектора, если стоит «всесезонка». Все же шинная культура в последнее время заметно подросла. А вот колодки… Часто ли вспоминают о них наши водители? А вспомнить о них осенью нужно обязательно. Заехать на сервис, поднять машину на подъемнике, снять колеса, замерить толщину фрикционных накладок и дисков и принять решение – менять или не менять. Экспресс-проверку тормозов логично делать при каждой замене резины – колеса сняты, суппорт доступен. К тому же некоторые шиномонтажные станции предлагают услуги по диагностике тормозов и замене колодок.
Но коли пришла пора менять, что ставить-то? На что обратить внимание?
Прежде всего, надо отказаться от дешевых изделий или неизвестных брендов. У высококачественных колодок для легкового автомобиля коэффициент трения лежит в диапазоне 0,35–0,45 и остается стабильным при росте температуры (а при интенсивном торможении колодки нагреваются очень сильно). Колодки, поставляемые в запчасти, должны по характеристикам отличаться от конвейерных не более чем на ±15%. Так сказано в Правилах ЕЭК ООН №90. Это Закон, и производители колодок обязаны его выполнять. А если производитель еще и поставщик ОЕМ, значит, его изделия фактически имеют качество оригинала. Такой выбор гарантирует безопасное торможение. Если же мы пытаемся экономить, покупаем колодки по принципу «главное – дешево», то имеем все шансы нарваться на некачественные запчасти. В чем могут быть проблемы? Прежде всего, коэффициент трения у колодок может быть изначально ниже требуемого. Или с ростом температуры фрикционной смеси он будет резко падать: пару раз порезче нажали на педаль тормоза, а на третий раз разогретые колодки «поплыли» – машина не замедляется, хотя вы жмете на педаль так, что уже пол в машине прогнулся.
Чтобы не попасть в такую «интересную ситуацию», еще при выборе колодок нужно помнить следующее. Хорошие колодки не могут быть дешевыми. По-настоящему высококачественные колодки выпускают многие компании, декларирующие, что они гарантируют правильный состав фрикционной смеси и четко выдерживают технологию производственного цикла своей продукции. Но есть еще один немаловажный критерий, который следует обязательно учитывать при выборе тормозных комплектующих. Это ответ на вопрос: поставляет ли производитель выбранной вами колодки свою продукцию на конвейер какого-либо автозавода? Если да, то такую запчасть можно смело приобретать. Ведь если качеству продукции компании, ее изготовившей, доверяет автопроизводитель (со всеми его гарантийными обязательствами и боязнью хоть в чем-то уступить конкурентам), то уж вы точно можете не сомневаться – колодки от поставщика «оригинала» на конвейер вас точно не разочаруют.
Это первое, что полезно знать. Теперь второе. П ередние и задние тормозные механизмы должны правильно взаимодействовать, то есть иметь согласованные фрикционные характеристики. И неважно, какие тормозные механизмы стоят сзади – дисковые или барабанные. Кстати, задних барабанных тормозов у нас немало – ими оснащены «лады», бюджетные «корейцы», автомобили из Поднебесной и другие. Так вот, добросовестный производитель колодок обязательно учтет согласованность передних и задних тормозных механизмов. Поэтому рекомендуем приобретать для обеих осей колодки одной и той же марки.
Колодочная кухня
А теперь о самом интересном – рецептурах фрикционной смеси. Именно они обеспечивают требуемые характеристики колодок и, в конечном счете, нашу безопасность. Рецептура смеси для фрикционной накладки включает 10, 15 и более ингредиентов. Сюда входят армирующие компоненты для упрочнения накладки, ингредиенты для повышения износостойкости, наполнители для обеспечения нужного коэффициента трения и обеспечения его стабильности и многое другое.
Когда-то в рецептуру включали асбест – он дешев, технологичен и имеет природный коэффициент трения 0,40 – показатель, близкий к оптимуму. Но сегодня асбест признан канцерогеном и запрещен Правилами ЕЭК ООН.
Почти исключена из рецептуры и медь. При всех плюсах – отвод тепла, стабилизация коэффициента трения – медное сырье часто содержит вредный свинец, а продукты износа образуют медный купорос, отравляющий окружающую среду. Но производители колодок не растерялись и нашли асбесту эффективную замену. Сегодня они применяют три вида безасбестовых фрикционных композиций:
• полуметаллические (Semi Metallic);
• с низким содержанием стали (Low Steel);
• органические NAO (Non-Asbestos Organic).
А теперь о каждой композиции подробнее.
Semi Metallic. Это были первые безасбестовые фрикционные композиции. И появились они в Европе еще до запрета асбеста. Почему их назвали Semi Metallic? Дело в том, что примерно половину объема этой фрикционной смеси (а точнее, от 40 до 65%) составляют стальные волокна. Получают волокна так: берут стальную проволоку и на специальном станке счесывают тончайшие полоски. Затем их рубят и вводят в композицию. Обратите внимание: это не просто стружка, а высокотехнологичный продукт.
Semi Metallic термостойкие, с хорошо армированной матрицей. Они обеспечивают требуемые эксплуатационные характеристики и прекрасно отводят тепло. А плохи они шумностью при высоких скоростях и агрессивностью к тормозному диску. Да и теплопроводность выходит боком: при нагреве до 500–700° C возможно закипание тормозной жидкости. Все же теплопроводность должна быть оптимальной, а не просто «низкой» или «высокой».
Low Steel. Со временем на Западе стали отказываться от полуметаллических рецептур в пользу Low Steel – малометаллических композиций. Они тоже содержат стальные волокна, но в меньших количествах – от 15 до 30%. Разумеется, рецептура усложнилась. Задачи эффективности торможения, стабильности коэффициента трения, восстанавливаемости после нагрева и т.д. теперь решали другие ингредиенты – в частности, хитрые комбинации минеральных волокон. У каждой фирмы они были свои, хранимые как зеница ока. В результате уменьшилась шумность, повысился средний коэффициент трения и его температурная и скоростная стабильность, стабилизировался отвод тепла, улучшилась восстанавливаемость после нагрева, термомеханическая стойкость и другие качества.
Пример современных колодок Low Steel для европейских автомобилей – изделия марки Textar . В частности, они прекрасно подходят для автобанов, где скорость не ограничена, но необходимость экстренного торможения сохраняется – мало ли что бывает.
NAO-материалы. Пожалуй, это самые интересные и перспективные композиции. Главное отличие этих материалов в следующем: в них нет стального волокна. Вообще нет. Задачи, возложенные на него в рецептурах Semi Metallic и Low Steel, решают другие ингредиенты – керамика и комбинации различных волокон. Тоже, разумеется, засекреченные.
Родина колодок NAO – Азия, а точнее, Япония. Потом они попали в Америку. Вот эта история. Японцы поставляли на североамериканский рынок огромные партии автомобилей. А для рынка США приходится учитывать довольно жесткие требования клиентов к чистоте колесных дисков. Поэтому рецептуры NAO и Semi Metallic там востребованы, а Low Steel хоть и применяют, но не жалуют – они сравнительно больше пылят, образуя характерный черный налет на суппорте и колесе. А вот NAO ведут себя в этом смысле безупречно – никакой «черной пыли» от них нет. И американцы буквально влюбились в NAO.
Нарисовалась любопытная картина: для автомобилей Ford европейской сборки в тормозных колодках применяли Low Steel, а для таких же машин в Америке – NAO. Позже эти колодки пришли в Европу, и путь этот был непростой. Японцы и американцы ценили при торможении комфорт и чистоту, а европейцы – эффективность. А композиции NAO, обеспечивая плавность, несколько уступали по эффективности композициям Low Steel. Но, тем не менее, они полностью отвечали требованиям производителей автомобилей – и это главное. Тем более, что разработчики колодок непрерывно совершенствовали NAO-рецептуры. Сегодня лидирующим брендом в этих технологиях является Nisshinbo.
А вообще специалисты прочат колодкам из NAO-композиций большое будущее. Они обеспечивают бережное отношение к тормозному диску и меньшую склонность к шуму и вибрации. Кстати, о рецептурах фрикционных смесей можно еще почитать в книге «О тормозных колодках элементарно» (Ю.И. Буцкий и Е.Г. Пивень. М.: Аудитория, 2019).
Итоговые наши рекомендации будут такими. Если вы поклонник спортивного стиля, резких стартов и стремительных поворотов – ваша рецептура Low Steel. Но помните: при высоком коэффициенте трения колодок придется аккуратнее обращаться с педалью тормоза – по крайней мере, пока не привыкнете к тому, как они осаживают машину. Если же вы предпочитаете спокойное движение с предсказуемым, мягким и бесшумным торможением – ваши колодки NAO.
И в заключение важная информация: на колодки Textar и Nisshinbo дается двухлетняя гарантия.