Как шумит помпа на ваз 2109
Перейти к содержимому

Как шумит помпа на ваз 2109

  • автор:

Насос системы охлаждения (помпа) двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

Помпа 2108, 2109

Насос системы охлаждения двигателя (помпа) автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 предназначен для обеспечения принудительной циркуляции охлаждающей жидкости.

Насос системы охлаждения (помпа) двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

1. Расположение насоса системы охлаждения двигателя.

Насос охлаждающей жидкости установлен на передней части блока цилиндров двигателя автомобиля. Между насосом и блоком имеется прокладка и резиновое уплотнительное кольцо. К блоку цилиндров он крепится тремя болтами под ключ на «10». Снять помпу не составляет особого труда.

установленная помпа 2108

2. Устройство насоса (помпы).

— Насос системы охлаждения двигателя (помпа) автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификаций имеет корпус из алюминиевого сплава.

— Внутри корпуса установлен стальной вал, который вращается в двухрядном шариковом подшипнике. На переднюю часть вала напрессован металлокерамический зубчатый шкив, на заднюю крыльчатка.

— Подшипник не имеет внутренней обоймы (ее роль выполняет сам вал) и стопорится в корпусе при помощи винта. Гнездо винта, для предотвращения отворачивания, расчеканено. Подшипник заполнен смазкой Литол-24, которая заложена на весь срок службы (100.000 км пробега).

— Для обеспечения герметичности помпы со стороны крыльчатки (закаленной на торце токами высокой частоты на глубину 2-3 мм) в корпус запрессован сальник, предотвращающий утечку ОЖ. Уплотнительное кольцо сальника изготовлено из графитовой композиции.

3. Принцип действия насоса охлаждающей жидкости.

Привод насоса осуществляется ремнем ГРМ через зубчатый шкив, поэтому лопасти его крыльчатки вращаются постоянно, перегоняя охлаждающую жидкость из подводящей трубы в «рубашку» охлаждения двигателя и далее по всей системе охлаждения.

4. Применяемость насоса охлаждающей жидкости на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099.

На автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 применяется насос охлаждающей жидкости (помпа) 2109-1307010 или ее аналоги разных производителей.

5. Неисправности помпы.

— Течь охлаждающей жидкости

При износе сальника или подшипника (вал помпы начинает «бить») происходит разгерметизация уплотнения вал-сальник и как следствие утечка ОЖ из системы охлаждения двигателя по валу помпы. Подтекающая жидкость заметна визуально. Так же при этом происходит постоянное падение уровня в расширительном бачке.

— Заклинивание помпы

При выходе из строя подшипника на котором вращается вал помпы, возможно его заклинивание, что приводит к обрыву ремня ГРМ. Необходимо периодически проверять люфт вала. Для этого придется снимать переднюю крышку ремня ГРМ и рукой, с усилием, покачивать вал помпы за зубчатый шкив. В исправной помпе люфта быть не должно.

Вышедший из строя подшипник вала помпы выдает себя повышенным шумом, который хорошо слышен при работе двигателя на холостых.

— Снижение эффективности циркуляции охлаждающей жидкости

При загрязнении подводящей трубы (например, остатками герметика, применяемого при ремонте) возможно снижение эффективности циркуляции ОЖ. Такой же эффект будет при разрушении крыльчатки насоса (например, при использовании некачественного, слишком агрессивного тосола). Двигатель автомобиля перегревается. Антифриз может закипеть.

Примечания и дополнения

— Водяной насос можно отремонтировать, спрессовав крыльчатку, шкив, вывернув стопорный болт подшипника. Чаще всего меняется подшипник и сальник. Но, проще сэкономить время и трудозатраты, и заменить неисправную помпу целиком, так как стоит она не так дорого.

Как проверить помпу на автомобиле без снятия водяного насоса

Проверка помпы системы охлаждения

Водяная помпа (водяной насос) системы охлаждения двигателя является важным составным элементом, который обеспечивает постоянную циркуляцию охлаждающей жидкости по каналам рубашки охлаждения, патрубкам, магистралям, радиатору охлаждения и т.д. Даже незначительное снижение производительности автомобильной помпы может стать причиной перегрева двигателя, особенно в теплое время года.

Автомобильная помпа (водяной насос) устройствоРекомендуем также прочитать статью об устройстве водяного насоса системы охлаждения. Из этой статьи вы узнаете о принципах работы и конструктивных особенностях помпы.

Еще одним поводом для того, чтобы проверить, рабочая помпа или нет, являются возможные посторонние шумы в приводе водяного насоса. В этом случае указанный насос требует повышенного внимания на некоторых моделях автомобилей. Дело в том, что помпа может приводиться в движение от ремня ГРМ. Если водяной насос заклинит, тогда происходит обрыв ремня ГРМ, в результате гнет клапана на большинстве моторов. Далее мы рассмотрим доступные способы, позволяющие самостоятельно проверить водяную помпу.

Как проверить исправность помпы на автомобиле

Помпа ВАЗ

Избежать дорогостоящего ремонта или проблем с постоянным перегревом двигателя позволяет своевременная диагностика помпы. Чтобы ответить на вопрос, как самому проверить работоспособность помпы, рассмотрим способы диагностики на примере отечественных автомобилей ВАЗ (модель 2109, 2110).

Начнем с того, что помпа является своего рода «расходником», который на автомобилях с приводом насоса от ремня ГРМ рекомендуется менять каждые 60 тыс. пройденных километров или 48 месяцев, в зависимости от того, что наступит раньше. Таковы регламентные требования многих автопроизводителей.

Простыми словами, хорошая помпа «ходит» столько же, сколько и служат два ремня ГРМ. Стоит также добавить, что использование запчасти или антифриза низкого качества, смешивание различных типов ОЖ и т.п. могут привести к выходу помпы из строя раньше положенного срока. По этой причине помпу желательно регулярно проверять.

Антифриз и тосол: отличияРекомендуем также прочитать статью о том, чем отличается антифриз от тосола и что лучше залить в систему охлаждения. Из этой статьи вы узнаете об основных отличиях, а также о преимуществах и недостатках данных типов охлаждающих жидкостей.

Как проверить работу помпы

Патрубки системы охлаждения

Проверять водяной насос на автомобиле следует при помощи распространенного способа. Для диагностики на ВАЗ и большом количестве других авто двигатель следует прогреть до выхода на рабочие температуры.

  • После прогрева требуется рукой пережать верхний патрубок, идущий от радиатора. Если помпа исправна, тогда будет ощущаться создаваемое насосом давление охлаждающей жидкости. Это и есть главный ответ на вопрос, как проверить работает помпа или нет без снятия насоса с автомобиля. Во время такой проверки нужно соблюдать осторожность, так как ОЖ в системе сильно нагревается. Если пульсация жидкости слабая или ее нет, тогда следует перейти к детальному осмотру.
  • Для проверки нужно снять защитный кожух газораспределительного механизма, что позволит произвести визуальный осмотр. Если уплотнительная резинка (сальник помпы) в области посадочного места начал подтекать, тогда будут видны потеки тосола или антифриз. Также на подтекание и проблемы с насосом укажут отложения вокруг посадочного места, которые могут иметь рыжевато-бурый или сероватый цвет. При их наличии нужно сливать антифриз и снимать помпу для дефектовки и замены.
  • Если работа двигателя сопровождается характерным «воющим» звуком, тогда проблема может быть в подшипнике помпы. В этом случае насос проверяется на наличие люфта в области вала. Для проверки от руки можно покачать приводную шестерню насоса. В ряде случаев можно заменить изношенный подшипник или сразу поставить новую помпу.

Что лучше, менять помпу или ремонтировать

Водяной насос системы охлаждения

Обратите внимание, если внешние признаки неполадок водяного насоса отсутствуют, но помпа при этом давно не менялась или использовалась некачественная ОЖ, тогда необходим осмотр устройства изнутри. Дело в том, что лопасти насоса могут быть выполнены из металла. В результате на лопастях образуется коррозия. Также лопасти могут быть изготовлены из пластика или других материалов, что приводит к их механической поломке.

Что касается ремонта помпы, осуществлять данную процедуру можно, но крайне нецелесообразно по причине доступной стоимости данного узла для большинства автомобилей отечественного и иностранного производства. Также не рекомендуется ремонтировать насос системы охлаждения на машинах, где он приводится в действие ремнем ГРМ, так как отремонтированная деталь может оказаться менее надежной по сравнению с новой помпой.

Также нужно соблюдать рекомендуемый момент затяжки крепежных болтов помпы. Это необходимо для того, чтобы не повредить резьбу и не передавить прокладку. Завершением всех работ считается заливка антифриза. Если использовался герметик, тогда нужно выдержать до заправки ОЖ в систему пару часов, чтобы герметик успел высохнуть. Далее из системы охлаждения удаляются воздушные пробки, жидкость доливается по уровню. Через некоторое время после запуска и прогрева ДВС до рабочих температур следует осмотреть посадочное место помпы на предмет возможных течей.

Как проверить термостат на машине

Когда нужно проверять термостат: основные признаки выхода из строя или сбоев в работе элемента. Место установки термостста и его самостоятельная проверка.

Прокладка ГБЦ

Как самостоятельно определить, что прокладка головки блока цилиндров прогорела. Рекомендации по протяжке ГБЦ после замены. Какую прокладку лучше выбрать.

Стук, свист и скрежет при запуске двигателя

Что может стучать, свистеть, шелестеть и издавать другие посторонние звуки под капотом после запуска двигателя. Диагностика и определение неисправностей.

Перегрев двигателя последствия

Почему возникает перегрев двигателя. Чего ожидать водителю и какие поломки могут возникнуть, если двигатель перегрелся. Что делать в случае перегрева ДВС.

Течет антифриз

Причины, по кторым охлаждающая жидкость начинает течь. Как найти место утечки антифриза или тосола самому. Полезные советы и рекомендации.

Насос охлаждающей жидкости

Устройство помпы. Принцип работы центробежного насоса, системы охлаждения двигателя с двумя насосами и отключаемой помпой. Неисправности и ремонт помпы.

Как проверить помпу на ваз 2109 инжектор

Проверка работоспособности помпы
Прежде чем поменять помпу, необходимо осуществить проверку ее работоспособности.Так, помпа является очень важным узлом системы охлаждения двигателя. Второе название этого элемента — водяной насос. Выход его из строя может привести к негативным последствиям, вплоть до перегрева двигателя. Проверить функциональную исправность прибора можно двумя способами. Порядок выполнения этой проверки следующий:
наиболее простым способом считается такой: нужно сжать верхний шланг радиатора, при этом двигатель должен быть прогрет до нормальной рабочей температуры. Если помпа работает исправно, то внутри шланга будут ощущаться отчетливые пульсации жидкости. Однако, проводя такую проверку, необходимо соблюдать осторожность — в частности, не прикасайтесь к лопастям крыльчаток вентиляторов охладительной системы,
если из строя вышел сальник, то из контрольно-вентиляционного отверстия на помпе начнет сочиться жидкость. В этом случае необходимо снять крышку ГРМ и осмотреть указанное отверстие. Если вокруг него имеются коричневые отложения, это свидетельствует о необходимости замены сальника. Как и замена маслосъемных колпачков, данная манипуляция не очень сложна, но, тем не менее, оказывает колоссальное влияние на работу всего узла в целом,
если вышли из строя подшипники вала насоса, то во время работы двигателя вы можете услышать воющий звук в его передней части. Чтобы определить износ подшипников, нужно проверить люфт вала при покачивании приводной звездочки насоса,
даже если внешние признаки износа насоса отсутствуют, все равно нужно произвести снятие помпы. Это нужно для того, чтобы выполнить визуальный осмотр узла — довольно часто с обратной стороны ротора можно увидеть сильно разрушенные (в результате воздействия коррозии) лопасти. Такое положение дел серьезно сказывается на работоспособности всего узла.
Замена помпы на ВАЗ 2109 — порядок действий
Процедура замена шруса на ВАЗ 2109, например, требует проведения ряда подготовительных манипуляций. Точно так же и замена помпы. В частности, приступать к работам можно только тогда, когда произойдет полное остывание двигателя. В целом же порядок выполнения работ следующий:

необходимо отсоединить отрицательный провод от аккумуляторной батареи,
следует слить охлаждающую жидкость. Если ее замена производилась недавно, то слитую жидкость следует собрать и вторично использовать после проведения всех ремонтных манипуляций,
следует снять приводные ремни,
дальнейшие операции зависят от типа двигателя, установленного на вашем автомобиле. Так, на SOHC нужно заблокировать шкив насоса с помощью ленточного ключа. После откручивания четырех крепежных болтов можно снять и шкив, и крышки газораспределительного ремня. На двигателе DOHC нужно извлечь кронштейн промежуточного ролика приводного ремня. Также снимается крышка натяжителя главной цепи с передней крышки привода ГРМ. Коленчатый вал проворачивается против часовой стрелки. Это делается для ослабления цепи на звездочки помпы,
необходимо вывернуть крепежные болты и снять насос с двигателя, после чего проверить лопасти крыльчатки на целостность,
резьбу крепежных болтов и отверстий под них следует прочистить — для того, чтобы полностью избавиться от коррозии и старого герметика, а также восстановить поврежденные витки,
дополнительная помпа должна подбираться в строгом соответствии с требуемыми типоразмерами,
с сопрягаемой поверхности двигательного блока нужно удалить полностью старый герметик, после чего сопрягаемые поверхности нового насоса необходимо протереть ветошью, смоченной в ацетоне,
затем в зависимости от типа двигателя нужно нанести либо слой герметика, либо установить новое уплотнительное кольцо.
замена помпы на ваз 2109
замена помпы на ваз 2109
Итак, вопрос, как снять помпу на ВАЗ 2109, решен. Новый насос необходимо аккуратно посадить обратно, на его штатное место. Крепежные болты вворачиваются и затягиваются от руки. Перед тем, как закрутить болты, их необходимо обработать герметиком. Необходимо проследить за тем, чтобы направляющие штифты находились на своем месте. Крепеж следует затянуть, прикладывая должное усилие. При этом следует помнить, что чрезмерное затягивание болтов может привести к повреждению помпы. Учитывая стоимость помпы, понятно, почему этому вопросу следует уделять должное внимание.
Сборка всех прочих узлов производится в обратной последовательности, после чего следует долить необходимое количество жидкости в охлаждающую систему. Также нужно удалить воздушные пробки из системы охлаждения. После чего вы можете запустить двигатель и проверить, не происходит ли утечек охлаждающей жидкости.
Работы по замене помпы нельзя назвать сложными. Они легко могут быть выполнены самостоятельно. При этом главное — правильно подобрать комплектующие для замены. Кстати, ремонт КПП на ВАЗ 2109 также нуждается в тщательном подборе запасных частей. Кроме всего прочего, все работы по обслуживанию автомобиля могут быть с успехом осуществлены на станции технического обслуживания.

Довольно много автовладельцев задаются вопросом, как проверить помпу, не снимая с двигателя. Ведь без толку лезть в систему охлаждения крайне не рекомендуется, поэтому стоит научиться производить проверку непосредственно на автомобиле. Обратите внимание, что это позволит минимизировать время ремонта, а также даст возможность избежать лишних затрат на ненужные комплектующие. Провести такую диагностику сможет даже совсем неопытный водитель, что облегчит ему задачу, особенно если произойдет неожиданный нагрев мотора. Не затягивайте с проведением диагностических работ, помните, что, перегрев силовой установки приводит к быстрому выходу ее из строя.

Как проверить помпу, не снимая с двигателя, вопрос на самом деле достаточно простой. Никаких проблем с этим возникнуть не должно. Но, нужно знать, как работает эта система. Внимательное изучение процесса работы значительно упростит процесс диагностики. Еще один момент, который не стоит забывать, это возможность провести такую диагностику в любой удобный момент. Даже если вы находитесь на дороге в безлюдной местности, можно провести проверку и принять решение о дальнейшем передвижении.

Содержание

Технические особенности

Для начала, давайте рассмотрим основные технические характеристики и особенности водяной помпы, это позволит не только правильно поставить диагноз, но и понять почему произошла поломка.

Перекачка антифриза происходит с помощью крыльчатки, которая крепится на валу. Привод осуществляется от коленчатого вала мотора, для этого используется ременная передача. Тут стоит уточнить, что на практике применяется 2 метода привода для помпы:

  • Напрямую от коленвала. Такой способ применяется на моторах с цепным ГРМ. Обычно один ремень приводит в работу генератор и помпу, иногда сюда же подключают ГУР и насос кондиционера;
  • Другой вариант, это привод от ремня ГРМ. Тут есть один серьезный недостаток. При заклинивании подшипника в помпе, происходит обрыв ремня, что приводит к поломке системы газораспределения, а при определенных условиях и к полной переборке двигателя. В этом случае следует тщательно следить за состоянием помпы.

Корпус насоса обычно размещен в передней части мотора. Это позволяет наиболее оптимально осуществлять перекачивание охлаждающей жидкости по системе. Также именно такой подход делает возможным использовать в качестве движущегося элемента именно шкив коленчатого вала. Помимо этого, размещение детали спереди облегчает доступ к ней для ремонта.

Основные неисправности помпы напрямую связаны с ее техническими особенностями, соответственно, необходимо учитывать это при проведении диагностических действий. Как правило, все признаки неисправности полностью связаны с особенностями разных элементов, которые обеспечивают работу системы охлаждения вашего автомобиля.

Как проверить?

Важным моментом является проверка помпы. Многие автолюбители считают, что для ее диагностики необходим демонтаж детали, но в большей части случаев можно обойтись и без этого. Существует ряд признаков, по которым можно понять, что проблема именно в помпе. Для начала стоит отметить, что большая часть производителей рекомендует производить замену водяного насоса через 60-80 тысяч километров. В некоторых случаях в регламентах указана необходимость замены одновременно с ремнем привода ГРМ. Поэтому, если помпа на вашем автомобиле прошла такой пробег, то имеет смысл при первом удобном случае заменить ее.

Обратите внимание, что использование некачественного антифриза или же смешивание несовместимых типов охлаждающей жидкости могут привести к повышенному износу помпы. Поэтому, всегда уделяйте внимание составу жидкости, которую используете для охлаждения.

Диагностика производится в следующем порядке:

  • Запустите двигатель, и прогрейте его до рабочей температуры;
  • Далее пережмите рукой патрубок, который идет от радиатора к помпе. При полностью рабочем насосе вы будете ощущать создаваемое им давление. Обычно, это ощущается в виде достаточно сильных толчков. Если они есть, то проблем с водяной помпой нет никаких;
  • Если толчки слабые или полностью отсутствуют, то нужно перейти к более тщательному осмотру помпы. Заглушите мотор, на некоторых моделях потребуется демонтировать кожух привода ГРМ. Обращайте внимание на наличие подтеканий возле места крепления насоса, также антифриз может вытекать через сальник шкива. Если имеются такие признаки, то однозначно требуется снятие помпы и ее дефектовка.

Также стоит помнить, что у неисправностей помпы имеется целый ряд дополнительных признаков, которые невозможно пропустить. В частности, при некоторых неисправностях помпа начинает выть или стучать, также, практически во всех случаях, наблюдается перегрев мотора. Известны случаи, когда владельцы пригоняли автомобиль в автосервис для замены распределительного вала, а по факту оказывалось, что стучит помпа.

Возможные неисправности

Теперь давайте разберемся в основных неисправностях помпы, у всех проблем имеются свои признаки, их знание позволит более грамотно производить диагностику. Итак, чаще всего водители сталкиваются со следующими причинам:

  • Разгерметизация детали. В этом случае охлаждающая жидкость уходит через сальник вала, или через прокладку. Тут наблюдается снижение эффективности насоса, часть давления теряется из-за нарушения герметичности. При такой неисправности часто наблюдают потеки антифриза, также он быстро уходит из системы;
  • Износ подшипника. Вал, на котором закреплена крыльчатка, имеет подшипник, который со временем изнашивается и может выйти из строя. Заклинивание подшипника, как уже упоминалось, на некоторых движках может привести к ряду серьезных поломок. Тут стоит учитывать, что такая проблема может проявляться по-разному. Чаще всего, подшипник начинает выть, это происходит вследствие выработки смазки, а также высокого уровня износа обоймы. Но, иногда поломка проявляется стуком. Происходит это в случае, когда подшипник полностью или частично разрушился. Еще один вариант неисправности – заклинивание подшипника, в этом случае помпу невозможно провернуть;
  • Разрушение крыльчатки. Это редкая неисправность, но все же случается. Причина в некачественном исполнении детали. При такой поломке наблюдается сильный грохот сразу после запуска мотора, автомобиль быстро перегревается.

Как устранить проблему?

Если выявили неисправность, следует ее в максимально короткие сроки устранить. Тут стоит понимать, что помпа это все же расходник, и в большей части случаев проще полностью заменить ее.

При наличии течи через прокладку, достаточно просто снять помпу и заменить прокладку. Обратите внимание, что тут требуется обеспечить нормальную герметичность. Поэтому, обязательно тщательно затягивать гайки крепления. Многие водители смазывают прокладку герметиком, такая предосторожность будет не лишней. Это позволит значительно уменьшить риск образования течи. Через некоторое время следует проверить затяжку гаек, от вибрации двигателя они могут ослабится.

Если причина в подшипнике или крыльчатке, то наиболее оптимальным решением будет замена водяного насоса. Ремонт в этом случае сложен, а вот его эффективность маленькая, поэтому лучше купить новую деталь и установить. Не забудьте после замены помпы прокачать систему охлаждения, это позволит удалить все воздушные пробки, что увеличит эффективность ее работы.

Выводы. Система охлаждения должна работать с максимальной эффективностью, иначе возникнут проблемы с двигателем. Поэтому, знать, как проверить помпу, не снимая с двигателя, просто необходимо. Это позволит избежать дорогостоящего ремонта силового агрегата и значительно сэкономит вам деньги.

Не секрет, что ремонт любого автомобиля, в том числе и девятой модели жигулей, включает в себя диагностику и последующую замену вышедших из строя деталей автомобиля. Это касается и помпы данного автомобиля. Вместе с тем, прежде чем заменить эту деталь, необходимо знать, как проверить помпу ваз 2109. Проверить же функциональную исправность помпы можно двумя способами.

Рассмотрим порядок выполнения проверки помпы на автомобиле ваз 2109:

— самый простой способ проверки заключается в том, что надо прогреть двигатель ваз 2109 до рабочей температуры, когда стрелка датчика станет в вертикальное положение, после чего надо сжать верхний патрубок радиатора. При исправной помпе будет ощущаться внутри патрубка пульсация охлаждающей жидкости;

— при неисправности сальника, будет сочиться жидкость из контрольно-вентиляционного отверстия помпы. Для этого необходимо снять крышку газораспределительного ремня и внимательно осмотреть данное отверстие. При наличии коричневых отложений, кроме помпы, надо будет менять сам сальник;

— ели слышен протяжный звук в передней части двигателя, то, скорее всего, неисправны подшипники вала насоса. Для точного определения износа данных подшипников, надо будет проверить люфт вала во время покачивания приводной звездочки водяного насоса;

— если же внешних признаков не наблюдается, следует снять помпу и посмотреть на обратную сторону ротора. Как правило, под воздействием коррозии разрушаются лопасти.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *