Какой распредвал
Перейти к содержимому

Какой распредвал

  • автор:

Что такое распредвал в автомобиле

Распределительный вал – это функциональный элемент топливной системы автомобиля, ответственный за правильное последовательное открывание и закрывание клапанов мотора. От правильности его функционирования зависят расход топлива, развиваемая мощность, стабильность его работы, другие ездовые характеристики. Давайте рассмотрим, что такое распредвал в автомобиле, в чём заключается его принцип действия и как неправильная работа сказывается на машине.

Что такое распредвал

как выглядит распредвал

Как выглядит распредвал.

Распределительный вал представляет собой стержень, на котором располагается несколько так называемых кулачков. Это детали неправильной формы, вращающиеся на оси вала. Они соответствуют количеству впускных клапанов цилиндров и располагаются точно напротив них. Комплект кулачков подобран так, что вращение гарантирует стабильное и равномерное сжигание топлива в цилиндрах. А работа всего распредвала чётко синхронизирована с другими механизмами двигателя.

По обеим сторонам от кулачков на вал надеты опорные шейки, удерживающие его в подшипниках. Одним из важнейших узлов вала являются масляные каналы. От их состояния зависит физический износ деталей, мощностные характеристики мотора и стабильность его работы. Для подвода масла в оси распредвала сделано сквозное отверстие с выводами к опорным подшипникам и кулачкам.

Как устроен распредвал

распредвал в головке блока цилиндров

Распредвалы в головке блока цилиндров.

Распределительный вал – это ключевой функциональный компонент газораспределительного механизма, который определяет порядок открытия клапанов для запуска воздушно-топливной смеси внутрь цилиндров. Синхронная работа этого механизма обеспечивает непрерывное поочерёдное сгорание порций топлива в камерах двигателя. В некоторых моделях автомобилей газораспределительный механизм имеет несколько распредвалов.

Конструкция, расположение, состав и характеристики кулачков распределительного вала полностью зависят от модели двигателя. В некоторых машинах распредвал размещается в головке блока цилиндров, а в других – в его основании. Верхнее расположение на данный момент считается оптимальным, так как облегчает ремонт и обслуживание. Распредвал ремённой или цепной передачей связывается с коленчатым валом двигателя, потому что именно им приводится в движение.

Как работает распредвал

Как работает распредвал.

При поперечном рассмотрении кулачок имеет форму капли. При вращении вытянутая часть кулачка наживает на толкатель клапана и приводит к открыванию клапана. Это провоцирует подачу воздушно-топливной смеси для сжигания. При дальнейшем вращении кулачок «отпускает» толкатель, и тот под действием пружинного механизма возвращает клапан в закрытое положение.

В шестерне распределительного вала располагается в два раза больше зубьев, чем у коленчатого. Это связано с тем, что за один рабочий циклы двигателя коленвал совершает 2 оборота, а распредвал – 1.

Конфигурация двигателя может включать два распределительных вала. Компоновка газораспределительного механизма с одним валом применяется в бюджетных машинах, где цилиндры имеют по 1 паре клапанов. Два распредвала нужны в моделях с двумя парами клапанов на цилиндрах.

Читайте также: Что такое газораспределительный механизм в автомобиле и как он работает.

За что отвечает датчик распредвала

Датчик положения распределительного вала определяет угловые положения ГРМ относительно коленчатого вала и генерирует соответствующие сигналы в системе электронного управления двигателем. В результате корректируются зажигание и впрыск топлива. На бензиновых автомобилях сбой в работе данного прибора блокирует работу ЭБУ и не позволяет завести мотор. В дизельных моделях пуск возможен, но все равно сложен.

Как и датчик коленвала, датчик распредвала работает на основе принципа Холла – магнитное поле в приборе изменяется при замыкании магнитного зазора специальным зубцом, который находится на валу или задающем диске. Когда зубец проходит рядом с датчиком, формируется сигнал, отправляемый в электронный блок управления. Частота импульсов напрямую связана с темпом вращения распредвала, исходя из чего ЭБУ и вносит корректировки в работу двигателя. За счёт постоянного получения данных о позиции поршня первого цилиндра обеспечивается последовательный и своевременный впрыск.

Поломки и их причины

Неисправный распределительный вал чаще всего выдаёт своё состояние характерным стуком, который возникает из-за износа подшипников или кулачков, деформации вала, механической поломке одного из элементов. Такие поломки возникают, как по причине заводского брака, так и в результате естественного износа.

Стук распредвала также возникает при использовании плохого моторного масла или из-за неотрегулированной подачи топлива. Из-за этого клапана цилиндров и кулачки работают несинхронно – двигатель теряет мощность, расходует слишком много топлива и работает нестабильно.

Как выбрать распредвал (часть 1)

ВВЕДЕНИЕ
Целесообразность написания данной статьи, вызвана дефицитом информации по данной тематике, а также не совсем конкретными представлениями большинства людей о характеристиках, условиях применения и возможностях распределительных валов.
Начать изучение данного вопроса, конечно, необходимо с общих представлений о работе газораспределительного механизма (ГРМ) в 4-х тактном двигателе внутреннего сгорания (ДВС):
— ВПУСК
— СЖАТИЕ
— РАБОЧИЙ ХОД
— ВЫПУСК

Это всем известные понятия, но так как мы собираемся изучить этот вопрос более детально, нам потребуется описать дополнительные события, происходящие в этом цикле. Эти события находятся на границах основных и оказывают огромное значение на работу всей системы ГРМ.
— ВПУСК – на этом этапе поршень двигается от верхней мертвой точке (ВМТ) к нижней мертвой точке (НМТ), создавая разрежение, и тем самым происходит всасывание топливно-воздушной смеси (ТВС) из впускного тракта
— ДОЗАРЯДКА («УТРАМБОВКА») – после прохождения поршнем НМТ процесс поступления ТВС в цилиндр не останавливается. Это обуславливается тем, что заряд имеет определенную массу и скорость, а значит, является инерционным. Процесс этот имеет временной промежуток, который зависит от плотности и скорости заряда, и заканчивается в тот момент, когда давление в цилиндре становится бОльшим, по сравнению с давлением во впуске.
Этот этап, как раз, и позволяет нам увеличить мощностные характеристики двигателя, за счет более эффективного наполнения цилиндров ТВС.
Наполнение может составить до 130% от физического объема цилиндра, в отличии от 80-95% при стандартном исполнении. Другими словам, у нас появиться возможность окислить и сжечь большее количество топлива и получить большее давление в цилиндре при рабочем ходе. За этот этап отвечает такой параметр, как закрытие впускного клапана (ВК). Также этот этап позволяет нам регулировать давление в камере сгорания (КС) при следующем этапе – сжатие.
— СЖАТИЕ – этот процесс частично уже начался на предыдущем этапе — «утрамбовка» и входит в окончательную фазу при полном закрытии ВК, заканчивается же он при достижении поршнем ВМТ. На этом этапе важным параметром является давление, создаваемое в цилиндре. Наша задача добиться максимально возможного давления, но при этом избежать чрезмерного противодавления и детонации. Воспламенение ТВС, которое также происходит во время этого цикла, естественно оказывает влияние на конечное давление, которое складывается из следующих параметров:
1. Степень сжатия
2. Обороты двигателя
3. Масса ТВС
4. Момент закрытия ВК
5. Угол опережения зажигания (УОЗ)
— ЗАЖИГАНИЕ – происходит в момент недохода поршня до ВМТ. Считается оптимальным при отсутствии противодавления и детонации в конце такта «сжатие» и достижения максимального давления и полного сгорания ТВС при 15* после ВМТ.
— РАБОЧИЙ ХОД – собственно название говорит само за себя
— ВЫПУСК – при недоходе поршня до НМТ после рабочего хода начинается открываться выпускной клапан (ВыК). Давление газов после рабочего хода все еще высоко, поэтому газы вырываются в выхлопную систему, при том, что поршень все еще движется к НМТ и увеличивается объем. Более раннее открытия ВыК позволит нам лучше очистить камеру от выхлопных газов, но при чрезмерно раннем открытии велика вероятность потери мощности и повышения температуры в выхлопной системе.
— ПРОДУВКА – характеризуется одновременно открытыми ВК и ВыК в районе ВМТ. Позволяет улучшить очистку, в конце такта выпуска, от продуктов горения, а также за счет инерционного эффекта дополнительно дозарядить свежим зарядом цилиндр. Этот эффект практически отсутствует на стандартных двигателях, используется распредвал без перекрытия, а также из-за «задушенной» выхлопной системы возможность получения данного явления не представляется возможной.
Для достижения максимального эффекта необходима качественная, рассчитанная на определенную работу выхлопная система, представляющая собой резонансный колебательный контур.

ЦЕЛЬ ПОСТРОЙКИ МОТОРА
Прежде чем приступить к любой работе – мы ставим себе цель, или представляем себе конечный результат, или хотя бы примерные ожидания от проделанной работы, не исключением является и постройка мотора.
У каждого свои ожидания и цели – главное двигаться в нужном направлении. Да мы никогда не можем исключать того, что наши ожидания окажутся не оправданными, также они могут предоставить нам невероятный приятный сюрприз, но все равно эффект останется в пределах допущения. И наоборот, мы можем вложить много сил, материальных ценностей, потратить огромное количество времени, но результат будет противоположным нашим ожиданиям. Чтобы максимально предостеречь Вас от ошибок я и решил написать эту статью.
Итак, что же мы все-таки хотим получить от нашего мотора? Я предлагаю сразу разделить этот вопрос на две категории:
1. Мотор для участия в соревнованиях
2. Мотор для повседневной езды
Исходя из этого, мы и будем рассматривать возможности для улучшения характеристик.
В спортивном моторе, зачастую, нам требуется соблюдения определенных регламентов, ограничений по доработкам и прочее. В других случаях — получение максимально возможных мощностных характеристик, как правило, в достаточном узком диапазоне работы двигателя.
В моторе для повседневной эксплуатации нам важны такие показатели, как эффективная мощность, эластичность работы мотора в различных режимах, при различных климатических условиях, расход топлива, возможность эксплуатации двигателя на товарных марках топлива, долговечность и надежность мотора. Естественно, мы должны четко себе представлять, что если мы хотим существенно повысить мощность мотора, то ни о какой экономии топлива речи идти не может.

ХАРАКТЕРИСТИКИ
Начнем с того, что попробуем вспомнить, что же нам вообще известно в настоящий момент о выборе распредвала?
В России, большинство, если не сказать все, фирмы производители распределительных валов указывают такие показатели, как фаза и подъем кулачка. Но что дает нам эта информация?
Например, перед нами есть несколько вариантов валов с указанной одинаковой фазой и подъемом, зачастую такие валы есть даже у одного производителя и в описании может быть указано, что-то типа «…повышает мощность в среднем диапазоне, …увеличивает крутящий момент на 7000-8000об/мин, стабильный ХХ на 1100об/мин» и т.д. Или же мы можем прочитать на форуме: «Этот вал едет, этот не едет» или например, «…поставил этот вал – эффекта нет, провалы, ХХ нет, жрет бензин!» А может быть, чем больше, тем лучше? Думаю – это не наш случай. Так все-таки, по каким параметрам нам подобрать нужный, под наши задачи вал? Если фаза и подъем нам практически ни о чем не говорят? Не будем изобретать велосипед – за границей уже давно существует такая система, ее мы и рассмотрим.

Основным параметром, который отвечает за свойства распредвала, режим его работы и максимальной эффективность является — Развал кулачков (LSA). Для удобства будем применять общепринятые сокращения. Почему этот параметр не указывает ни один отечественный производитель распредвалов – я честно признаться не знаю. Этот показатель помогает нам как раз выбрать нужный распредвал. Чтобы картина была более понятной нам нужно еще несколько физических характеристик нашего распредвала, а именно угол максимального подъема впускного (ICA) и выпускного (ECA) кулачка, и угол перекрытия (OVERLAP).
На основе практических наработок и теоретического расчета, эти данные систематизировали и описали свойствами.

В данной таблице указаны основные свойства, присущие различным значением LSA

Рассмотрим основные свойства из приведенной таблицы:
1. Открытие ВК – более раннее открытие увеличивает момент перекрытия, улучшается продувка цилиндра, увеличивается давление в конце такта сжатия
2. Закрытие ВК – более раннее закрытие приводит к увеличению давления в конце такта сжатия (риск возникновения детонации), более позднее – позволяет поднять степень сжатия, увеличивается продолжительность «дозарядки» и следовательно увеличения наполнения
3. Открытие ВыК – более раннее открытие позволяет лучше очистить цилиндр от выхлопных газов, за счет большего давления продуктов горения, а также увеличения продолжительности, но также есть риск потери мощности
4. Закрытие ВыК – позднее закрытие увеличивает момент перекрытия, улучшается продувка, но есть вероятность попадания части свежего заряда в выпускную систему и увеличение расхода, более раннее закрытие позволяет избежать чрезмерной продувки и улучшения наполнения на низких оборотах
5. Перекрытие – широкое перекрытие улучшает продувку цилиндров, узкое улучшает наполнение на низких оборотах
6. Давление в цилиндре – при большем давлении есть риск возникновения детонации, что приводит к применению более высокооктанового топлива, уменьшению степени сжатия
7. Качество ХХ
8. Разрежение на ХХ
9. Диапазон крутящего момента — на системах с большим LSA крутящий момент имеет более ровную, растянутую по оборотам кривую, с меньшим значением LSA более пиковую характеристику.
10. Крутящий момент на оборотах – с большим LSA крутящий момент остается эффективным при больших оборотах двигателя, с меньшим значение – находится на средних оборотах и снижается при высоких
11. Возможная степень сжатия – с большим значением LSA есть возможность и даже необходимость в увеличении степени сжатия, с меньшим значением возможна детонация и нет необходимости в увеличении
12. Давление в конце такта сжатия

Перекрытие «OVERLAP» — также обуславливает характер поведения мотора. На системах с меньшим значением LSA – перекрытие шире.

Теперь нам становится уже более понятней из каких условий и требований складывается выбор того или иного распредвала. Получается так, что фаза распредвала, на самом деле, является всего лишь производной, а не первопричиной выбора.

Зачем в автомобилях распредвал, как он работает и каким бывает

Автомобилисты, которые предпочитают самостоятельно заниматься обслуживанием и ремонтом своего транспортного средства, наверняка хорошо знакомы с таким элементом как распределительный вал, или просто распредвал. Если кто-то не так тесно знаком с устройством машины, то стоит сказать, что распредвал находится непосредственно в силовой установке. При этом этот элемент играет важнейшую роль в работе двигателя. Когда описываются характеристики автомобиля, говорят про расход топлива, мощность, количество лошадиных сил и скорость. Но все эти параметры очень сильно зависят от работоспособности распределительного вала. Потому крайне важно знать, что это за узел, как он функционирует, и какие неисправности могут возникать.

Что такое распредвал и как он работает

Что это

Начнём с того, где находятся распредвалы и для чего нужен этот элемент. Раньше распредвал находился в нижней части двигателя, но затем конструкторы перешли на верхнее расположение. Так двигатели должны были работать лучше и эффективнее, что оказалось правдой. Распределительный вал выступает как основной элемент ГРМ, то есть газораспределительного механизма, в двигателях, работающих по принципу внутреннего сгорания. Всем известно, что двигатель выполняет свою работу за счёт сжигания топливовоздушной смеси, которая, предварительно смешиваясь, проникает в цилиндры. Это воздействует на рабочие поршни. Они перемещаются, и тем самым задают вращение коленвалу.

Теперь важно учесть один момент. Цилиндрам необходимо вовремя получать свежие порции смеси воздуха и топлива, плюс своевременно освобождать их от сгоревшей смеси. Это невозможно без слаженной и обязательно синхронной работы поршней, клапанов (впускных и выпускных), которые очищают и наполняют цилиндры. Все эти задачи по управлению данными элементами выполняет компонент газораспределительного механизма, который получил название распределительный вал. Тесно взаимодействуя с коленчатым валом, этот компонент ГРМ отвечает за фазы газораспределения. То есть вовремя открывает клапаны, а также закрывает их. Теперь касательно того, где располагается необходимый автомобильному двигателю распределительный вал. Как уже отмечалось ранее, находится он в двигателе. Но это полностью не позволяет получить ответ. Находящийся в моторе элемент стоит непосредственно напротив впускных клапанов.

Если же говорить о том, как выглядит автомобильный распредвал, то по сути это стержень, на котором размещено определённое количество так называемых кулачков. Эти кулачки имеют неправильную форму и осуществляют вращение по оси вала. Их количество зависит от количества впускных клапанов на силовой установке. В двух сторон кулачков также находятся опорные шейки, которые позволяют удерживаться в подшипниках. Во многом работоспособность и износ детали зависит от эффективности работы масляных каналов. Чтобы масло поступало в распредвал, предусмотрено сквозное отверстие с выводами, которые идут на кулачки и опорные подшипники.

Что такое распредвал

Устройство детали

Следует детальнее разобраться в устройстве распределительного вала двигателя. Выделяют 3 основных элемента, которые формируют основу распредвала и обеспечивают его функциональные возможности.

  1. Кулачки. Основой детали выступает стержень, выполненный из металла. Но куда более важную роль играют нанизанные на стержень элементы, называемые кулачками. Если сделать поперечный разрез такого кулака, получится форма капли. Сколько в автомобиле клапанов, столько и кулачков предусматривается на валу. Каждый кулак отвечает за один клапан. При вращении сложная форма кулачка позволяет ему с помощью дополнительных механизмов (коромысло и толкатели) давить на клапан, тем самым открывать его. Это позволяет выполнить выпуск уже отработанных газов ли впустить свежую формую смеси топлива и воздуха. Открытие каждого клапана чётко синхронизируется с текущим положением цилиндровых поршней. На современных авто это реализуют с помощью цепных или ременных передач, которые соединяют коленчатый и распределительный валы.
  2. Шейки. Кроме самих кулачков, в конструкции рассматриваемого вала также присутствуют опорные шейки. На них надеваются подшипники. Это своего рода посредники между распредвалом и местом его установки на двигатель. На современных ДВС выбирают наиболее близкое к клапанам расположение, то есть в ГБЦ.
  3. Масляные каналы. Каждый распредвал обязательно имеет собственную смазочную систему. И переоценить её значимость крайне сложно, поскольку смазка препятствует износу трущихся элементов. Подвод масла осуществляется через специальное сквозное отверстие, имеющее выход на необходимых участках. Это выходы на кулачках и опорных подшипниках.

Понимая конструктивную особенность автомобильного распределительного вала, функции основных элементов само расположение механизма, удаётся намного лучше понять задачи и суть такого компонента двигателя.

Устройство детали

Принцип работы

Как уже выяснилось, распределительный вал обладает специальной формой расположенных на нём кулачков, подшипниками, а также собственной смазочной системой. При этом он работает совместно с коленчатым валом. И тут многие интересуются, сколько оборотов делает распредвал, а сколько их совершает коленвал. Если коленчатый вал совершает определённое количество оборотов, вращения у распределительного вала в 2 раза меньше. Распредвал, делая, предположим, 4 оборота, оказывается медленнее коленвала ровно в 2 раза.

  • Чтобы осуществлять эти вращения, на разных двигателях используются передачи зубчатого, ременного и цепного типа;
  • Форма кулачков обеспечивает создание тех самых фаз газораспределения, то есть открытие клапанов происходит в нужный момент для эффективной работы двигателя;
  • Если изменить форму кулачка, производительность мотора можно повысить;
  • Используя толкатели или работая напрямую через гидрокомпенсаторы, кулак нажимает на клапан и открывает его. Открытый клапан затем постепенно и плавно закрывается;
  • Форма кулачка специально адаптирована под геометрию толкателя клапана;
  • На валу кулаки расположены под определённым углом, что и формирует соответствующие фазы. В зависимости от мотора, угол может несколько отличаться;
  • Если двигатель предусматривает наличие электронного блока управления, вал дополнительно оснащается специальным датчиком. Контроллер следит за положением распредвала, за счёт чего синхронизируется подача топлива и работа клапанов.

В итоге распредвал оказывается крайне важным компонентом любого двигателя внутреннего сгорания.

Что же касается разновидностей распределительных валов двигателя, то их классифицируют в зависимости от расположения и количества на двигателе внутреннего сгорания. Распредвал является ключевым компонентом газораспределительного механизма и всего двигателя. В зависимости от того, как располагается этот элемент, выделяют 2 варианта:

  • с нижним расположением;
  • с верхним размещением.

Отсюда и разделение моторов внутреннего сгорания с верхним и нижним распредвалов. Когда-то нижнее расположение считалось лучшим и самым оптимальным для автомобильных двигателей. Но они были актуальными до 50-х годов прошлого века. Именно тогда все моторы создавались нижнеклапанного типа. Потому и распределительный вал находился снизу силовой установки. Тарелки клапанов размещались так, что они смотрели вверх. Подобная схема изготовления моторов объяснялась тем, что это проще и дешевле в плане производства. При этом страдал фактор производительности, о чём инженеры догадались несколько позже, когда появился новый вариант размещения распределительного вала. Учитывая объективные недостатки, от старой схемы с нижним расположением постепенно начали отказываться. Ему на смену пришла уже классическая и привычная схема с головкой блока цилиндров и установленными в ней клапанами и распределительным валом. Теперь клапана начали открываться вниз, а схема получила верхнее расположение распредвала.

Верхнее расположение распредвала

Хотя нельзя отрицать тот факт, что даже на некоторых современных двигателях продолжают использовать нижневальную систему, где клапана располагаются сверху. Только она значительно усовершенствовалась по сравнению с предшественниками, а потому имеет полное право на существование при грамотной реализации. Двигатели с нижним расположением распределительного вала отличаются тем, что здесь дополнительно предусматривается установка специальных штанг. Они применяются для компенсации расстояния, которое имеется между кулачками распредвала и толкателями клапанов, находящихся в головках цилиндров. Даже несмотря на наличие современных нижневальных двигателей внутреннего сгорания, они считаются устаревшей схемой, а потому большинство автопроизводителей уже давно не используют её в производстве своих силовых агрегатов. Такие методы размещения требуют дополнительных мер, они характеризуются внушительными технологическими ограничениями, не позволяют развивать высокие обороты.

Если же применять принцип верхнего расположения распределительного вала, это позволяет эффективно выжимать весь потенциал из двигателя внутреннего сгорания. В настоящее время это оптимальный вариант для силовых установок, который используют автокомпании.

Количество валов

Отдельно рассматриваются виды двигателей в зависимости от того, сколько распределительных валов предусмотрено в их конструкции. Если заглянуть в подкапотное пространство современного силового агрегата, можно встретить несколько вариантов:

  • Газораспределительные механизмы (ГРМ), оснащённые только одним распредвалом;
  • ГРМ, конструкция которых включает пару распределительных валов;
  • Двигатели, где используется более 2 распредвалов.

Именно первые два типа двигателей внутреннего сгорания, где газораспределительный механизм включает 1 или 2 распредвала, являются наиболее популярными и распространёнными. Зачастую количество распредвалов зависит напрямую от количества клапанов на цилиндр. Если у двигателя конструкция предусматривает от 3 и более клапанов, которые приходятся на 1 цилиндр, то здесь скорее всего будет использовать двухраспредвальная схема. Несмотря на наличие таких правил и закономерностей, исключения встречаются всегда и везде. Компания Mitsubishi из Японии выпускает модель Lancer, под капотом которого может размещаться рядный четырёхцилиндровый двигатель, именуемый как 4G18. На каждом цилиндре здесь сразу 4 клапана, но распределительный вал используется всего один. А если взять в качестве примера модель гиперкара Veyron производства компании Bugatti, то есть конструкторы предусмотрели сразу 4 распределительных вала на двигателе.

Есть и другие примеры несколько иного подхода к использованию распредвала и его конструкции. Японские инженеры из компании Honda для своей системы под названием VTEC придумали оригинальный ход. Здесь сразу несколько кулачков отвечают за регулировку высоты поднятия только одного клапана. То есть на каждый из клапанов приходится по несколько рабочих кулачков. Инженеры постоянно работают над усовершенствованием систем газораспределения, повышают эффективность работы ГРМ, меняют фазы. Всё это позволяет повысить производительность двигателя, поднять его максимальную скорость, обеспечить лучшее ускорение. При этом не забывают о вопросах экономии топлива.

Характерные неисправности

Будет справедливо назвать распределительный вал достаточно надёжным и долговечным элементом двигателя. Зачастую деталь изнашивается только к моменту первого серьёзного ремонта силовой установки. Для автомобилистов, в распоряжении которых оказался двигатель без наличия гидрокомпенсаторов, рекомендуется каждые 10-15 тысяч километров проверять зазоры распределительного вала, оснащённого рокерами, и настраивать их по мере необходимости. Вне зависимости от типа ДВС, во всех моторах обязательно в процессе эксплуатации контролируется степень натяжения цепи или ремня газораспределительного механизма. Они более ограничены по сроку своей службы, чем сам распредвал. Распределительные валы относятся к трущимся деталям двигателя, а потому наиболее опасным явлением для них считается механический износ. Ещё одной характерной неисправностью для распредвала считается выход из строя подшипника, разрушение и деформация сальника. Если элементы распредвала выходят из строя, это запускает цепную реакцию, в результате которой ломаются иные компоненты силовой установки. Поломка распредвала обычно обусловлена:

  • естественным износом элемента;
  • низким давлением масла в смазочной системе;
  • использованием низкокачественных масел;
  • дефицитом масла в системе;
  • нарушением температурного режима работы двигателя;
  • механическими повреждениями.

Износ распредвала

В случае с механическими повреждениями чаще всего ломаются натяжные ролики и ремни распредвала, которые ограничены по сроку службы. Когда происходит разрыв ремня газораспределительного механизма, сами распредвалы могут серьёзно пострадать. В итоге можно выделить несколько наиболее часто встречающихся поломок в конструкции распределительных валов:

  • механическая поломка компонентов;
  • износ подшипников;
  • износ кулачков;
  • деформация вала.

Всё это не обязательно происходит сугубо по причине естественного износа. Многие автомобилисты сталкиваются с проблемой заводского брака. Тут речь идёт о недостатках конструкции, ошибках в проектировании или использовании некачественных компонентов при изготовлении распределительного вала. Но это в основном встречается на бюджетных автомобилях. Определить неисправность, возникшую в распределительном валу, можно по характерному стуку. Он появляется при возникновении рассмотренных поломок и неисправностей. Но не всегда причина стука именно в самом распредвале. Также посторонние стуки иногда возникают, если автомобилист залил в двигатель плохое или не подходящее этому мотору моторное масло, либо подача топлива не была должным образом отрегулирована после вмешательства в систему по причине ремонта или замены компонентов.

Всё это приводит к потере синхронности в процессе работы клапанов цилиндров двигателя и кулачков. В результате мотор теряет свою мощность, начинает потреблять значительно больше топлива, а также отмечается нестабильная работа в разных режимах. Во многом жизнеспособность и продолжительность эксплуатации распределительного вала зависит от грамотности эксплуатации двигателя. Если соблюдать все правила по обслуживанию и содержанию мотора, распредвал сможет проработать в течение всего срока службы двигателя вплоть до капитального ремонта. Иногда, даже после капитального восстановления, старый распределительный вал остаётся в хорошем состоянии, что позволяет и дальше его использовать.

Восстановление работоспособности распредвала

Замена распределительных валов на двигателях внутреннего сгорания является крайне ответственной и сложной задачей. Она требует проведения обязательной предварительной проверки и доработки поверхностей по мере необходимости. Если этого не сделать, уже новый распредвал начнёт очень быстро изнашиваться. В конечном итоге он за короткий срок полностью выйдет из строя. Специалисты отмечают, что при возникновении необходимости замены в двигателе его распределительного вала, крайне важно параллельно заменить все элементы, работающие в непосредственном контакте с распредвалом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *