Pedal to the Metal. Или переключения без сцепления для чайников
Оказавшись на ночной дороге за триста км от дома на удивительно "надежном" британском автомобиле один на один с упавшей педалью сцепления (жидкость кончилась, и долить ее было невозможно в тот момент), я не упал в объятия отчаяния. Я поехал дальше)))
Как? На мое счастье пару лет назад я вдоволь потренировался и неплохо освоил метод переключения передач без сцепления на секвентальной коробке моего мотоцикла. Т.к. там учиться легче, метод был освоен до автоматизма, что и помогло мне той ночью.
Рассказываю, как это делается на мотоцикле. Нажимаете ногой очень ласково лапку КПП. Если хотите сменить передачу вверх, то вверх))) [если у вас традиционная лапка], если вниз, то вниз))) Очень ласково и нежно!
Итак передача вниз. В нужный вам момент, легким движением кисти подгазовываете, и лапка почти сама без усилий проходит вниз. Никакого скрежета, никаких ударов, если вы дали двигателю именно те обороты, что нужны для переключения, лапку просто "засосет" в нужное положение.
Теперь передача вверх, это чуть сложнее, ибо обороты нужно сбросить. Для начала держим ровный газ, причем должен оставаться запас для его сброса. Резко сбрасываете газ и в этот момент немного помогаете лапке подняться. И она точно также легко заходит в нужное положение.
Я научился вполне сносно переключаться за один вечер.
Теперь вернемся к традиционной КПП автомобилей. Она уже не секвентальная. Вы вынуждены при смене передач проходить через нейтраль. Что же делать, когда сцепление постоянно сомкнуто? Заводиться на нейтрали и вламывать первую? Ну попробуйте…
Ничего хорошего не выйдет. Заводитесь уже на первой передаче. Да это нагрузка на стартер, на зубчатый венец, но ехать-то надо! Но на первой вы далеко не уедете.
Итак, мой метод. Он не оригинален, есть еще варианты, но так делаю я.
Как только обороты на первой передаче достигли хотя бы трех тысяч, я плавным, но решительным движением "вынимаю" рычаг из первой передачи. То есть вывожу его в позицию "нейтраль". Даю педалью газа двигателю немного оборотов и отпускаю ее. Это дает время для подготовки — мы же чайники! Во время снижения оборотов держу рычаг КПП как можно ближе ко второй передаче. И как только обороты мотора и соответствующие обороты вторичного вала совпадут, рукоятка КПП как бы сама проваливается в слот. Ура! Аналогично переходим на любую другую передачу. В том числе вниз. Только в этом случае подгазовывать приходится значительно больше.
Алгоритм до боли напоминает оный при работе с забытыми уже несинхронизированными КПП. Нейтраль-перегазовка-переключение.
Адепты этой веры могут не подгазовывать, а с точностью терминатора ронять обороты, просто отпуская газ (как на мотоцикле), но из-за сравнительно больших ходов гражданских КПП так делают только самые просветленные. А неподготовленный юзер вполне в состоянии освоить нашу длинную технику за тот же самый вечер. И да не остановят вас на дороге любые неприятности!
Как переключать передачи без сцепления и тронуться с места
Управление автомобилем – это настоящее искусство, в котором водитель должен проявляет настоящие чудеса импровизации и креативного мышления. Машина, как и любой другой сложный механизм, – склонна к поломкам. Эти крайне неприятные отказы узлов авто могут настигнуть водителя в самых неподходящих дорожных ситуациях. Самая неприятная поломка, которая фактически делает невозможным управления данным автомобилем, – отказ механизма отключения сцепления. Если такая неприятная поломка настигнет вас на оживленной дороге, то логичнее всего прижаться к обочине, остановиться, включит аварийную сигнализацию, выставить красный треугольник и ждать эвакуатора. Он довезет вас до СТО, где есть необходимое оборудование для автосервиса для ремонта вашей машины. Если же это произошло в глухом хуторе или деревеньке, в котором нет транспорта за исключением вашего поломанного авто, то можно доехать до дома и без эвакуатора и другого типа буксировки.
Для этих целей буду крайне полезны знания переключения передач на механике без сцепления. Как переключать передачи без сцепления Многие водители знают, что переключение передач без сцепления губительно для механизмов КПП, но если знать некоторые особенности функционирования МКПП можно свести их к фактическому минимуму. В моменты переключения передач иногда наступают моменты, когда две шестерне (ведущая и ведомая) могут совершенно безболезненно соединяться и разъединяться при вращении. Это возможно только при строгом равенстве скоростей ведущей и ведомой шестерен. Как тронуться с места без сцепления
- Во-первых, стоит включить первую передачу.
- Во-вторых, включите зажигание и слегка прижмите акселератор на четверть хода.
Если выполнить эти два пункта максимально четко и быстро, то машина дернется и поедет на первой передаче. Для того чтобы переключать скорости далее необходимо воспользоваться следующим алгоритмом.
- Отпустите педаль газа и прижмите рычаг КПП к себе. В определенный момент рычаг поддастся и перескачет в нейтральное положение.
- Далее необходимо притянуть рычаг еще немного к себе и ждать пока скорости шестерен уравняются. В определенный момент вы почувствуете, что нагрузка ослабеет и рычаг переместится на положение включения второй передачи.
- Переключение на третью передачу и далее проводится аналогичным образом: отпускаем педаль акселератора, прижимаем рычаг КПП к нейтральному положению, далее прижимаем в сторону повышенной передачи.
Переключение передач в обратном порядке производится с помощью перегазовки на нейтральной передаче. Эта хитрая операция позволяет подкрутить первичный вал до необходимых повышенных оборотов. Если не применять грубость, то можно переключать передачи как вверх, так и вниз без особого вреда для здоровья МКПП.
Как переключать передачи без сцепления на автомобиле
Автомобили с механической коробкой передач по ряду причин остаются достаточно распространенными и востребованными, особенно в развивающихся странах и СНГ. Дело в том, что коробка механика является простой и надежной, при правильном обращении и своевременном качественном обслуживании данный агрегат способен пройти, как минимум, 200-250 тыс. без ремонта.
Однако даже с учетом высокой надежности МКПП, отдельные элементы могут выйти из строя намного раньше. Прежде всего, речь идет о сцеплении. Далее мы поговорим о том, что делать, если сцепление не работает, то есть как осуществляется переключение передач без выжима сцепления, как включить первую передачу или заднюю, переключиться на повышенную или пониженную без сцепления.
Езда без сцепления: тонкости и нюансы
Итак, что касается сцепления, многие водители знают, что данный узел во время эксплуатации подвергается значительным нагрузкам и может требовать замены каждые 80-100 тыс. км.
Также бывают ситуации, когда, например, оборвался трос сцепления, возникают проблемы с педальным узлом и т.д. Еще езда без сцепления практикуется в автоспорте и в экстремальных условиях, когда водитель стремится свести к минимуму разрыв потока мощности при выжиме сцепления для переключения передач.
В любом случае, при необходимости продолжить движение своим ходом с учетом неисправности или по другой причине, на автомобиле с механической коробкой передач возможно переключение без использования сцепления. Это становится возможным при условии синхронизации оборотов двигателя и трансмиссии.
- Теперь давайте рассмотрим типичный случай, когда сцепление не работает, а ехать нужно. Прежде всего, нужно начать движение. Для этого на заглушенном двигателе сначала включается первая передача. Далее, перед началом движения без сцепления нужно точно убедиться в том, что на пути нет никаких препятствий.
Теперь можно повернуть ключ в замке зажигания и запустить двигатель с включенной первой передачей. Важно быть готовым к тому, что сразу после поворота ключа машина начнет активно двигаться вперед (первые 1-2 секунды будет рывок от стартера, далее запустится двигатель). По этой причине педаль газа до запуска ДВС нажимать не следует.
- Если необходимо продолжить движение без сцепления с повышением передач, то есть когда нужно переключиться выше (с первой скорости на вторую, третью и т.д.), тогда переключать передачи «вверх» в движении нужно с учетом соблюдения определенных правил.
При необходимости повысить передачу, следует убрать ногу с педали акселератора (это позволит разгрузить трансмиссию). Затем нужно убедиться, что обороты приблизительно соответствуют той передаче, которую нужно включить. Для включения передачи потребуется придвинуть рычаг к положению, где включается та или иная передача. Также нужно удерживать рычаг переключения передач с небольшим усилием.
На разных авто усилие также может отличаться. В момент, когда обороты двигателя совпадут с оборотами трансмиссии, произойдет включение передачи. После включения можно снова нажать на газ и продолжать движение.
При этом минимальное усилие тоже может стать причиной того, что передача не включится. Более того, попытки включить скорость с минимальным усилием приводят к тому, что зубья шестерен также изнашиваются.
Рекомендуем также прочитать статью о том, почему передачи не включаются на заведенном двигателе. Из этой статьи вы узнаете о причинах, по которым водитель не может включить передачу на МКПП, а также о диагностике и устранении возможных неисправностей.
С учетом вышесказанного становится понятно, вредно ли переключать передачи без сцепления. Как видно, износ КПП может усиливаться, особенно если водитель при переключениях допускает ошибки.
- Чтобы понизить передачу (включить пониженную) без сцепления, переключение вниз производится несколько иным способом, чем повышение передачи. Если просто, передачи включаются с перегазовкой.
Для начала, нужно убрать ногу с педали акселератора, затем можно выключать передачу, переведя КПП в нейтраль. Далее следует снова нажать на педаль газа, подняв обороты до 2-2.5 тыс. об/мин.
- Также в ряде случаев возникает необходимость включать заднюю передачу без сцепления. Сразу отметим, без надлежащего опыта и острой необходимости лучше отказаться от попыток включения задней скорости при неполадках сцепления.
Однако если такая необходимость имеет место быть, тогда задняя передача может быть включена точно так же, как и первая в начале движения. Сначала автомобиль следует остановить (если машина до этого двигалась вперед), ДВС потребуется заглушить. Затем производится включение задней передачи на заглушенном моторе.
После того, как передача включена, нужно прокручивать двигатель стартером и быть готовым к тому, что автомобиль резким рывком поедет назад. Далее двигатель должен запуститься, после чего ТС сможет продолжить движение задним ходом самостоятельно.
Что в итоге
Как видно, если водитель не знает, можно ли переключать передачи без сцепления, следует отметить, что такая возможность имеется на многих автомобилях с МКПП, однако не на всех. Чтобы плавно переключаться без сцепления, оптимально практиковать такой прием на легковых автомобилях с передним иди задним приводом, которые оснащены простой МКПП.
Как правило, коробки передач на микроавтобусах, внедорожниках и других авто изначально рассчитаны на более высокие нагрузки и сильнее изнашиваются при переключениях без сцепления. Также включить саму передачу на подобных КПП будет затруднительно.
Напоследок отметим, что прилагать большие усилия при попытке включить передачу без сцепления, настоятельно не рекомендуется. Например, при переключениях вниз нужно убедиться, что обороты мотора понижаются.
Рекомендуем также прочитать статью о том, как правильно переключать передачи на механической коробке. Из этой статьи вы узнаете об особенностях переключения передач на МКПП, а также что нужно учитывать при езде на машине с коробкой данного типа.
Только после этого можно пробовать включить нужную скорость. Если передача под большим усилием включится раньше положенного, возможно значительное усиление износа деталей КПП или даже их выход из строя.
Чтобы избежать нежелательных последствий или ДТП, в случае проблем со сцеплением без надлежащего опыта лучше отказаться от движения своим ходом, то есть воспользоваться услугами эвакуатора или другого авто, чтобы отбуксировать неисправный автомобиль до места ремонта.
Правильное переключение передач на автомобиле с механической коробкой: когда включать ту или иную передачу на МКПП, работа с педалью сцепления, ошибки.
Передачи включаются туго или не включаются скорости на механической коробке передач: основные причины неисправности и возможные неполадки.
Сцепление автомобиля: назначение, виды, устройство, принцип работы. Частые неисправности сцепления в устройстве трансмиссии автомобиля, признаки неполадок.
Устройство и принцип работы механической коробки передач. Виды механических коробок (двухвальная, трехвальная), особенности, отличия
Как реализовано сцепление в устройстве трансмиссии на автомобилях с АКПП по сравнению с механической или роботизированной КПП. Особенности и отличия.
Устройство и принцип работы роботизированной КПП. Отличия роботизированных коробок передач от гидротрансформаторной АКПП и вариатора CVT.