Масло без допусков — лить или не лить
Одобрение или допуски автопроизводителей, указанные в классификациях API и АСЕА, объясняются тем, что конструкции двигателей разных автомобилей отличаются. При этом в моторы одной марки заливаются одинаковые масла, будь то маломощный атмосферный двигатель, турбированный мотор или двигатель V6 или V8.
Если судить по характеристикам моторов, то они у всех автопроизводителей примерно одинаковы: пик крутящего момента около 4000 оборотов и пик мощности при примерно 6000 оборотах в минуту (для атмосферных двигателей, например).
Отличаться могут сплавы, которые омывает масло (элементы, с которыми оно вступает в химические реакции), и теплонагруженность, на которую масло не влияет.
Упомянутые классификации появились не так давно. Например, АСЕА существует с 1 января 1996 года — 26 лет. API была разработана в 1969 году, но важность ее для потребителей насчитывает, пожалуй, всего 12 лет, когда появился класс масел SN с пониженным содержание фосфора, что было необходимо для совместимости системами нейтрализации выхлопных газов.
К этому времени ресурс выпускаемых двигателей снизился в два-три раза, и о миллионниках остались только легенды, да и легендарная надежность, как считают многие, ушла в прошлое. Сегодня ресурс мотора в 300–400 тысяч километров — отличный показатель.
Заработок на допусках
И тут автопроизводители придумали, как зарабатывать на допусках. API и АСЕА не позволяли этого делать, поэтому компании — такие, как Volkswagen, Mercedes-Benz, Ford, Renault, BMW, Porsche, Fiat, GM — разработали и ввели собственные одобрения — «approval».
Естественно, десятки производителей масел стали гоняться за одобрениями автомобильных брендов, без которых автомобилисты масла просто не покупали.
В современной России допусками можно печку топить, так как выбирать масла приходится уже по наличию, а не по сертификации производителей автомобилей. Проблема в том, что все присадки для масел, на которые в себестоимости готовой продукции приходится до 20%, ввозились к нам из-за рубежа, и теперь их нужно чем-то срочно заменять или везти через другие — дружественные — страны, что значительно повышает их стоимость.
Подбирайте масло сами
В итоге лить в моторы автомобилей скоро (если не уже) придется не рекомендованное, а доступное по цене и наличию масло. И сразу возникает вопрос: опасно это или нет? Тут есть смысл забыть про рекомендации автопроизводителя (кроме, конечно же, вязкости) и руководствоваться АСЕА, подбирая по этой классификации масло именно для своего мотора, в зависимости от того, атмосферный он или турбированный, высокофорсированный или нет, дизельный или бензиновый.
— Буквально за последнее десятилетие на российском рынке действительно появилось колоссальное количество всевозможных допусков. Хотя до этого никаких брендированных масел из серии «Оригинальное масло Mercedes-Benz / Toyota / Nissan и т.д.» и в помине не существовало, как и всяких допусков. При этом двигатели у «немцев», «японцев» на тот момент — сплошь «миллионники», и никаких проблем с ними ведь не было. Так что все эти «рекомендации» марок — банальное зарабатывание дополнительных денег. Причем на фоне неуклонного снижения ресурса моторов.
И, к сожалению, для российского производителя смазочных материалов получить такой допуск у иностранцев было не так уж легко, быстро и дешево. По большому счету, единственно возможный способ, которым и воспользовались российские ГСМ-гранды — «Лукойл», «Роснефть», «Танеко» («Татнефть») и другие, — это покупка сразу одобренных зарубежными автопроизводителями пакетов присадок у транснациональных корпораций. В частности у Lubrizol, Infineum, Chevron Oronite и Afton Chemical, на долю которых приходится 90% мирового рынка присадок. Как результат, сейчас даже имея свое, отечественное базовое масло для блендинга, наши крупнейшие игроки, так или иначе, столкнулись с серьезными проблемами в поставках присадок.
Но и отладив со временем логистику, завозя присадки окольными путями, существенного роста цен им не избежать.
Но ведь ездить-то надо, поэтому-то сейчас в авральном режиме люди активно и ищут доступную, по-настоящему отечественную ГСМ-продукцию, не уступающую западным аналогам, а порой и превосходящую их по качеству и техническим характеристикам. В России, к примеру, выпускаются металлоплакирующие масла и смазки на основе солей меди, не содержащие опасные для окружающей среды серу и фосфор и практически не имеющие сульфатной зольности.
В целом же для российских автолюбителей фактически настал момент, когда если даже тот или иной продукт в допусках и паспортах не прописан, то найти ему хорошую альтернативу теперь будет очень и очень сложно.
Нужно ли придерживаться допусков моторного масла
Современные реалии авторынка провоцируют автомобилистов заливать в силовую установку жидкости, не подходящих к конкретным условиям. Следовательно, подобное порождает вопросы в сети по типу, нужно ли придерживаться допусков моторного масла, и что будет если их не соблюдать.
Зачем нужны допуски в моторном масле
Авторынок 2020 года изобилует обширным количеством машин, где устанавливаются различные типы силовых установок. Каждый мотор отличается от аналогов и является особенным. Здесь различается мощность, рабочие обороты, потребляемое топливо, температурный режим и нагрузка. Следовательно, для каждого мотора требуется заливать жидкость, приспособленную к конкретным условиям эксплуатации, что и порождает обилие допусков, норм, стандартов.
Простыми словами, без допусков, автомобилист не знал бы, какое масло заливать в мотор и мог бы попросту угробить машину.
Какие бывают допуски масла
Современные стандарты автомасел обязательны к исполнению и значительно отличаются друг от друга. Обычно на канистре с лубрикантом можно встретить одну или несколько маркировок:
- API;
- SAE;
- ILSAC;
- JASO;
- ACEA.
Также на канистрах нередко попадаются маркировки требований отдельных автопроизводителей. Сюда относятся аббревиатуры:
- VW;
- WSS;
- RN.
Как узнать допуски моторного масла
В паспорте каждого автомобиля производитель указывает требования к расходным материалам. Обычно информация находится в разделе «сервисное обслуживание» (точное название раздела может незначительно отличаться).
Что будет, если не соблюдать допуски моторного масла
Если требования производителя не соблюдаются – это чревато негативными последствиями.
- Увеличение расхода горючего. Неподходящий состав будет создавать сильное сопротивление прокручиванию валов, что «потянет» дополнительную порцию бензина из бака.
- Интенсивный износ поршневой группы, трущихся поверхностей. Если в жидкости недостаточно фрикционных присадок, ее защитных свойств будет чрезвычайно недостаточно.
- Отказ устройств очистки выхлопных газов. При использовании минеральных масел с низкими допусками в передовых конструкциях ДВС, в выхлопную систему выбрасывается большое количество продуктов горения и износа, забивающих соты катализатора/сажевого фильтра.
- Повышенный шум, вибрация. Обычно вызывается недостатком смазывающих свойств лубриканта.
- Тряска при разгоне.
- Увеличенное шламообразование внутри двигателя. ДВС, работающий на неподходящей смазке будет интенсивно загрязняться, что только усилит его износ. Причиной тому ухудшение пропускной способности магистралей.
- В особых случаях возможен «клин» двигателя с последующим его разрушением.
Видео
Резюмируя можно кратко ответить на вопрос, нужно ли придерживаться допусков моторного масла — да, это обеспечит оптимальную производительность и долговечность силовой установки. Требуется в обязательном порядке придерживаться всех рекомендаций производителя, относительно используемых расходных материалов.
Что будет, если залить масло не по допуску?
Какое масло заливать? Дорогое, не очень? Оригинально или известных брендов? Многие доверяют своему мастеру или дилеру, для них решает продавец.
Что такое это страшное слово «допуск»? Нет это не про свидание в тюрьме, но близко
Для начала определимся, что масло, которое мы покупаем на СТО или в магазине, включает в себя «базовое масло» и присадки, задача которых создать те или иные качества, соответствующие требованиям завода. Это как шампанское – виноматериал все покупают у одного производителя, а дальше путем добавления вкусов или запахов, создают свои эксклюзивные бутылки с шампанским.
Допуск масла – это требования завода автопроизводителя к маслу для своих двигателей. Это некий стандарт. Он позволяет гарантировать правильную и долгую работу двигателя и его узлов. Качество, состав и требования к маслу отличаются для моторов бензиновых или дизельных.
Неправильно говорить «это масло фуфло, а вот то отличное»; масло разное и на разных моделях и типах моторов или среде обитания/эксплуатации авто оно разное. Например, одно и тоже масло может долго отрабатывать свою задачу в определенном моторе или «убить мотор» в другом случае (путем, например, разъедания колец).
Марку/бренд использовать можно любой, ибо законодательство не ограничивает права потребителя в выборе бренда, но специфику и соответствие продукта допускам и требованиям завода важно соблюдать.
Важный момент в масле — это его вязкость и зависимость от температуры в диапазоне работы движка, т.е. как то или иное масло теряет свою вязкость при определенных температурах работы мотора.
Сейчас будет инфа, которая для всех это «темный лес», но пусть она будет в нашей базе знаний. Для бензиновых предназначено масло с буквой S, а для дизельных — с буквой C. Так как требования к эксплуатации автомобилей постоянно растут, появились классификации в двух буквах: например, для бензиновых SA; SB, SC, SD, SE, SF, SG, SH, SJ, SL, SM и SN. Чем дальше вторая буква от начала алфавита, тем оно лучше. Самым лучшим и современным маслом для бензиновых считается сейчас SN и CJ для дизелей.
Не рекомендуется смешивать масла разных производителей, например, в случае необходимости долить масло от замены до замены. Ведь каждый производитель использует разные присадки/составы, а значит и смешения могут неблагоприятно воздействовать на работу мотора, из-за нестабильного состава масла.
Масло с обозначением CJ было введено в 2006 году, и соответствует нормам токсичности моторов с системой ЕГР, а масло CJ-4 внедрено в 2007 для моторов, которые оснащенным сажевыми фильтрами и другими система обработки выхлопных газов, как то машины с системой AdBlue (мочевина). Это технологически самое новое масло и можно заливать во все дизельные моторы, даже без сажевого фильтра. Но в моторы с сажевыми фильтрами нельзя заливать масло для моторов без требований к сажевому фильтру.
Для турбированных бензиновых моторов нужно специальное масло. Важно помнить, что в таких моторах масло имеет непосредственную связь с турбиной. Некоторые турбины охлаждаются за счет подачи масла на трущиеся элементы вала турбины. В таких случаях использование масла не по допуску, другой вязкости приводит к снижению срока жизни турбы. Чрезвычайно важно постоянно следить за уровнем масла, так как «голодание» на турбомоторе приведет к повышенному износу деталей и смерти турбы.
Турбомоторы — Владельцам таких машин можно позавидовать: скорость, мощность, драйв. Что может быть лучше?
Важно отметить, что в масляном канале к турбине создается налет из-за чего снижается пропускаемость масла к турбе и она перегревается. Это заводоской недочет VAG.
Существуют на рынке масла для агрессивного вождения, для мощных автомобилей или спорткаров. Они менее подвержены влиянию температуры и потере вязкости.
Не забывайте, что масло — это смазывающее средство для снижения трения частей. Можно тут сделать параллель с презервативами, и наверно сделаем… для большего удовольствия важно обеспечить максимальное смазывание.
Менять масло раз в 10000 км, хотя многие автопроизводители уже рекомендуют сервисный интервал в 20 и даже 30000 км. Тут надо быть очень внимательным к качеству масла, нельзя заливать масло для 10 тысяч, а проехать 30. Бытует мнение, что производитель увеличил сервисный интервал только чтобы снизить свои затраты на гарантийное обслуживание и ему «до лампочки» что будет с мотором после гарантии, когда она закончится и на следующий день в 00:00
Еще важно помнить, что из-за состава масла и его вязкости, его рекомендуют менять раз в год, даже если вы еще не проехали эти 10 тысяч км.
Более частая замена масла необходима, если вы ездите в режимах описанных ниже:
— агрессивная езда и высокие скорости
— агрессивная среда, пыль/ песок
— запуск мотора в постоянных низких температурах
— очень короткие расстояния между стартом и глушением.
— следите за допуском масла
— не меняйте марки масла
— не «перебегайте» пробеги
— если меняете, сделайте промывку двигателя, таким образом и масляные каналы прочистятся