9.3 ss Как диагностировать герметичность наддума??
Как отыскать все утечки в резиновых трубках и в интеркулере?
2 Ответ от Dark Tranquillity→ 10-08-2013 18:36:17
- Зарегистрирован: 24-04-2011
- Сообщений: 2,433
Re: 9.3 ss Как диагностировать герметичность наддума??
Взять компрессор, подключить к нему воздушный пистолет, дунуть в шланг после турбины и посмотреть, где шипит.
Если хочешь попроще — то ищи места скопления сажи: рядом с ними обычно сифонит.
3 Ответ от Shlang→ 10-08-2013 18:59:37
- Откуда: Оттуда (с)
- Зарегистрирован: 06-06-2006
- Сообщений: 8,220
Re: 9.3 ss Как диагностировать герметичность наддума??
герметичность ЧЕГО, простите.
4 Ответ от Don Huan→ 11-08-2013 20:25:23
- Зарегистрирован: 26-05-2011
- Сообщений: 605
Re: 9.3 ss Как диагностировать герметичность наддума??
герметичность всех трубок и интеркулера. Даже небольшая утечка воздуха снижает мощность и увеличивает расход
5 Ответ от arno49→ 12-08-2013 11:19:26
- Зарегистрирован: 01-04-2011
- Сообщений: 120
Re: 9.3 ss Как диагностировать герметичность наддума??
у компрессора давка порядка десятка бар, без редуктора можно порвать всё к чертям. для проверки надо дуть бар или около того
6 Ответ от Shlang→ 12-08-2013 11:20:12
- Откуда: Оттуда (с)
- Зарегистрирован: 06-06-2006
- Сообщений: 8,220
Re: 9.3 ss Как диагностировать герметичность наддума??
герметичность всех трубок и интеркулера. Даже небольшая утечка воздуха снижает мощность и увеличивает расход
да я про название темы )))
7 Ответ от Dark Tranquillity→ 12-08-2013 11:34:00
- Зарегистрирован: 24-04-2011
- Сообщений: 2,433
Re: 9.3 ss Как диагностировать герметичность наддума??
у компрессора давка порядка десятка бар, без редуктора можно порвать всё к чертям. для проверки надо дуть бар или около того
Ну так это ж не значит, что надо дуть на все деньги. Слегка курочек нажать всего лишь.
Но я бы поискал, где сажа сифонит. У себя нашёл, сняв нижнюю защиту, там уже сталактиты чёрные начали расти. Так я приговорил радиатор интеркулера.
8 Ответ от Don Huan→ 12-08-2013 11:41:44
- Зарегистрирован: 26-05-2011
- Сообщений: 605
Re: 9.3 ss Как диагностировать герметичность наддума??
у компрессора давка порядка десятка бар, без редуктора можно порвать всё к чертям. для проверки надо дуть бар или около того
Ну так это ж не значит, что надо дуть на все деньги. Слегка курочек нажать всего лишь.
Но я бы поискал, где сажа сифонит. У себя нашёл, сняв нижнюю защиту, там уже сталактиты чёрные начали расти. Так я приговорил радиатор интеркулера.
радиатор запаивать нельзя? обязательно менять?
9 Ответ от Dark Tranquillity→ 12-08-2013 11:48:51
- Зарегистрирован: 24-04-2011
- Сообщений: 2,433
Re: 9.3 ss Как диагностировать герметичность наддума??
Как показывает практика, рвёт верхнюю и/или нижнюю кромки. Зависит от размера дырки. У меня были такие дырки, что только наварить сверху и снизу алюминиевые пластины. Решил не заморачиваться, купил новый
10 Ответ от Don Huan→ 15-08-2013 08:33:34
- Зарегистрирован: 26-05-2011
- Сообщений: 605
Re: 9.3 ss Как диагностировать герметичность наддума??
Как показывает практика, рвёт верхнюю и/или нижнюю кромки. Зависит от размера дырки. У меня были такие дырки, что только наварить сверху и снизу алюминиевые пластины. Решил не заморачиваться, купил новый
Всегда прорывает сразу только в одном месте?
11 Ответ от satan→ 15-08-2013 11:46:30
- Откуда: гродно
- Зарегистрирован: 28-07-2007
- Сообщений: 4,363
Re: 9.3 ss Как диагностировать герметичность наддума??
пока не опрессуешь не узнаешь
а легче сьездить на профильное сто
трахторы и газы найух
12 Ответ от pvvSAAB→ 15-08-2013 12:55:01 Отредактировано pvvSAAB (15-08-2013 12:55:37)
- Откуда: Бобруйск
- Зарегистрирован: 06-06-2007
- Сообщений: 1,418
Re: 9.3 ss Как диагностировать герметичность наддума??
13 Ответ от Don Huan→ 15-08-2013 22:28:05
- Зарегистрирован: 26-05-2011
- Сообщений: 605
Re: 9.3 ss Как диагностировать герметичность наддума??
пока не опрессуешь не узнаешь
а легче сьездить на профильное сто
Профильное СТО — это именно саабовское?
14 Ответ от Dark Tranquillity→ 19-08-2013 12:23:20
- Зарегистрирован: 24-04-2011
- Сообщений: 2,433
Re: 9.3 ss Как диагностировать герметичность наддума??
Как показывает практика, рвёт верхнюю и/или нижнюю кромки. Зависит от размера дырки. У меня были такие дырки, что только наварить сверху и снизу алюминиевые пластины. Решил не заморачиваться, купил новый
Всегда прорывает сразу только в одном месте?
Ну смотри сам: интеркулер в моём случае представляет собой трубки овального сечения, армированные сверху и снизу пластинами охлаждения. Кроме верхней и нижней трубки: они укреплены только с одной стороны. Таким образом — где тонко там и рвётся — вероятность прорыва верхней и нижней трубки больше, нежели у центральных. Что, собственно, и произошло.
15 Ответ от Don Huan→ 19-08-2013 13:32:18
- Зарегистрирован: 26-05-2011
- Сообщений: 605
Re: 9.3 ss Как диагностировать герметичность наддума??
Как показывает практика, рвёт верхнюю и/или нижнюю кромки. Зависит от размера дырки. У меня были такие дырки, что только наварить сверху и снизу алюминиевые пластины. Решил не заморачиваться, купил новый
Всегда прорывает сразу только в одном месте?
Ну смотри сам: интеркулер в моём случае представляет собой трубки овального сечения, армированные сверху и снизу пластинами охлаждения. Кроме верхней и нижней трубки: они укреплены только с одной стороны. Таким образом — где тонко там и рвётся — вероятность прорыва верхней и нижней трубки больше, нежели у центральных. Что, собственно, и произошло.
ты значит чисто визуально нашёл все дырки? А мне бы хотелось давлением это всё проверить.
Самостоятельная проверка интеркулера на герметичность
Интеркулер представляет собой устройство для охлаждения турбированного двигателя. В старых отечественных автомобилях его не встретишь, за то в европейских дизельных иномарках – повсеместно. Его задача – охлаждать воздух, который используется для воспламенения топлива в турбинах силового агрегата.
Как и многое другое в автомобиле, деталь отлично справляется со своим предназначением, пока является исправной. Как определить наличие поломок, какие они бывают, как быть, если «полетел» интеркулер, расскажем далее.
Какие бывают неисправности, связанные с работой интеркулера
Выделяют 2 неисправности, которые чаще других возникают в работе детали:
- Разрыв интеркулера – проявляется в появлении трещин на корпусе. Деталь находится в передней части подкапотного пространства автомобиля, часто подвергаясь механическим нагрузкам. В связи с этим при увеличении внутреннего давления, запчасть может порвать. В таком случае её заменяют на новую.
- Проблемы с патрубком – проявляются, когда уплотнительное кольцо, соединяющее интеркулер с турбиной, перестаёт прилегать, в результате чего появляется отверстие, сквозь которого выходит масло и темный дым. Заметить подобную поломку очень просто, если на стыке крепления появилось масло. Если это произошло, нужно заменить или склеить уплотнитель, а если и это не поможет, тогда придётся покупать новую деталь.
Как проверить интеркулер на герметичность
Многие автолюбители проверяют герметичность интеркулера, просто прислушиваясь к нему. И действительно, когда проблема приобретает глобальные масштабы, её уже не перепутаешь. Дело в том, что если в корпусе интеркулера или его шлангах появляется отверстие, сквозь которое выходит давление (а заодно и уменьшается КПД двигателя), то воздух, вырывающийся под давлением, создаёт эффект свиста. Останется только принять крайнее правое положение на трассе и заглянуть под капот, чтобы убедиться в обилии масла в месте пропуска и поставить точный диагноз.
В случае, когда по звуку и масляным каплям найти пробоину не представляется возможным, то проверку интеркулера на герметичность можно сделать с помощью мыльной пены, разведённой в воде. После её нанесения на проблемную поверхность сразу выступают пузырьки, которые и укажут на место локализации проблемы.
Отремонтировать поломку тогда можно заклеив, запаяв или заварив пробоину. По этому поводу среди любителей и мастеров происходят постоянные споры на тему: можно ли закрыть отверстие шурупом или болтом, перед этим нарезав резьбу или заклеить тремя слоями армированной фольги из алюминия. Также некоторые народные умельцы рекомендуют использовать эпоксидку или аргонную сварку.
Необходимые инструменты
Если в случае появления трещин на интеркулере выход один – однозначная замена, то патрубок можно попробовать починить самостоятельно (хотя и не рекомендуется).
Для ремонта патрубка своими руками, потребуются:
- 1-2 тюбика термогерметика;
- 1 м марли или бинта, сложенного в 2 раза;
- наждачка (не меньше 800);
- растворитель.
Когда эти инструменты окажутся под рукой, можно приступать к работе. Но при этом не стоит забывать про технику безопасности, так что заранее запаситесь ещё и плотными перчатками.
Процесс ремонта
Для тех, кто хочет знать, как запаять патрубок интеркулера, представляем пошаговую инструкцию:
- Обезжирить место прорыва и пройтись наждачной бумагой (желательно с крупным зерном) по окружности, чтобы снять глянец с поверхности. Это необходимо, чтобы обеспечить лучшее сцепление герметика с резиной.
- Обработанное место раскрыть путём сдавливания и помазать герметиком сначала полностью, потом в месте прорыва. Сверху наложить бинт (1 моток), поверх него снова мажем герметиком. Старайтесь делать так, чтобы ткань как можно лучше пропиталась смесью. Повторить процедуру, пока не кончится бинт. В конце ещё раз покрыть всё слоем герметика с нахлёстом в 1 см, включая сам патрубок бинта.
- Оставьте всё высыхать (минимум 120 минут, ещё лучше – 24 часа). Желательно, чтобы машина находилась в тёплом месте.
- По прошествии времени, проверить целостность обработанного патрубка.
- После окончания работ, примерно 24 часа стараться не «газовать», чтобы патрубок не сорвало давлением. Если этого не произошло, можно забыть о проблеме, если всё же слетит — придётся ехать на СТО для замены детали.
Теперь вы знаете, как производить ремонт патрубков, и сможете повторить процедуру при необходимости. Но помните, что автомобиль – это средство для передвижения, которое должно быть безопасным. Последнее обеспечивается не только фактом аккуратного вождения, но также исправностью автомобиля. Вот почему поломанные детали лучше менять, а не ремонтировать, и делать это у профессионалов.
Масло в интеркулере дизельного двигателя: причины и методы решения проблемы
Современное решение этой задачи – установка на автомобиль системы турбонаддува. Воздух с использованием энергии отработавших газов через турбину подается под давлением в камеры сгорания. При этом происходит лучшее сгорание топлива, увеличивается мощность и общий КПД двигателя.
Чтобы повысить эффективность турбонаддува между турбиной и двигателем устанавливают специальный охладитель – интеркулер.
Частой проблемой при эксплуатации турбированного двигателя становится появление масла в интеркулере. При этом теряется мощность двигателя.
Чтобы понять, насколько это опасно, устранить или предотвратить эту неприятность, необходимо уметь вовремя ее обнаружить и правильно диагностировать.
В данной статье постараемся разобраться с этими вопросами.
Что такое интеркулер?
Интеркулер – это теплообменный аппарат, предназначенный для охлаждения нагретого сжатого воздуха, поступающего под давлением от турбины в двигатель. Это неотъемлемая часть системы турбонаддува.
По сути это устройство представляет медный или алюминиевый радиатор, по трубкам которого проходит и охлаждается сжатый воздух. Охлаждение производится с помощью воздуха или жидкости.
Обычно эти аппараты устанавливаются в передней части автомобиля:
- Перед радиатором системы охлаждения двигателя
- Над двигателем (при этом в капоте предусмотрен специальный воздухозаборник)
- Сбоку от двигателя под крылом
Жидкостные интеркулеры могут устанавливаться в любом месте автомобиля исходя из особенностей его компоновки.
Изначально интеркулеры предназначались исключительно для турбированных дизельных двигателей, однако в настоящее время появилось немало решений по турбированию бензиновых агрегатов.
Назначение детали
И тут у некоторых автомобилистов, не слишком подробно вникающих в устройство своего автомобиля, может возникнуть вопрос — а что, собственно говоря, такое интеркулер, как он выглядит и зачем нужен? Обратив своё внимание на школьный курс физики, мы можем вспомнить, что при сильном нагревании вещества расширяются, а при охлаждении — наоборот, уплотняются. Если автомобиль оборудован турбонаддувом, воздух в нём проходит сквозь нагнетатель, приводимый в движение выхлопными газами. Последние, как известно, имеют очень высокую температуру, что приводит к нагреванию воздуха, использующегося в топливной смеси до 150–200 градусов. В результате сама смесь сильно расширяется, становится неоднородной и сгорает не полностью.
Чтобы улучшить характеристики приводного узла, смесь нужно охладить — следовательно, после турбины стоит установить радиатор, которым и является интеркулер. Он позволяет достичь множества положительных изменений, среди которых стоит назвать:
- Повышение мощности мотора;
- Снижение содержания токсичных веществ в выхлопе;
- Уменьшение расхода топлива;
- Повышение «эластичности» мотора, то есть быстроты реакции на изменение подачи горючего.
Видео о том, как работает интеркулер:
Изначально интеркулеры предназначались исключительно для установки на дизельные моторы, которые являются очень чувствительными к повышенной температуре смеси — ведь дополнительный радиатор снижает температуру воздуха, выходящего из турбины, до 50–75 градусов. Однако в настоящее время ведущие производители и тюнинговые ателье практикуют монтаж интеркулеров также на бензиновые моторы.
Основные причины попадания масла в интеркулер
На первый взгляд – совершенно непонятно, откуда может взяться масло в интеркулере. Ведь поступает в него сжатый воздух, на выходе – тоже сжатый воздух, только охлажденный.
Чтобы выяснить, как все же это может произойти, необходимо рассмотреть не только устройство самого агрегата, но и понять принцип действия системы турбонаддува.
Итак, мы уже знаем, что нагретый воздух подается в интеркулер турбиной. Турбина представляет собой колесо с лопастями и действует по принципу вентилятора. При высокой скорости вращения турбины происходит сжатие воздуха и его нагрев. Сжатый воздух попадает в интеркулер.
Турбина приводится в действие энергией отработавших газов, которые раскручивают ее до высоких скоростей.
- Если в двигателе возникает неполадка, связанная с нарушением вентиляции картера или попаданием моторного масла в выпускной коллектор, то это масло оказывается в турбине. Но этого еще недостаточно для его проникновения в интеркулер. А вот если нарушена герметичность сальников турбины, то под действием разряжения, создаваемого турбиной масло может проникать в теплообменный контур, а оттуда уже – в интеркулер
- Еще одной частой причиной появления масла в интеркулере становятся проблемы с маслопроводом, соединяющим турбокомпрессор и картер двигателя. Деформация элементов маслопровода приводит к повышенному давлению масла в турбокомпрессоре и его выдавливанию через уплотнительные элементы
- Следы масла могут появиться также в результате сильного засорения воздушного фильтра или образования трещин и негерметичности в воздуховоде, ведущем в турбокомпрессор. При этом в охлаждающем контуре создается разряжение и масло, разрушая уплотнители турбины, всасывается из турбокомпрессора
- Учитывая, что при неисправности двигателя пары и брызги масла могут находиться в подкапотном пространстве, оно может проникать в интеркулер и через неплотности и повреждения в соединениях и трубопроводах системы турбонаддува
- Иногда при непрофессиональной установке системы турбонаддува для герметизации соединений используются обычные герметики. Выдавливание при сборке их излишков внутрь системы способно привести к засорению системы и образованию пробок. Это также может привести к проникновению масла в теплообменник.
С основными причинами разобрались.
Проблемы с воздуховодом
Во время эксплуатации возможно механическое повреждение воздуховода. Это может быть трещина, которая незаметна на первый взгляд. В результате даже небольшого повреждения, турбина будет бросать масло в интеркулер. А происходит это вследствие нарушения герметичности во впуске. Как следствие, образуется зона разряжения, что и затягивает моторное масло. Патрубок отремонтировать можно, но не факт, что вскоре подобная трещина не появится в соседнем месте. Поэтому лучше данный элемент заменить новым.
Опасно ли попадание масла в интеркулер?
Зададимся вопросом – а насколько опасно попадание масла в охладитель? Может быть это не причиняет никакого вреда автомобилю и его силовой установке?
Небольшое количество масла (25-30 мл) практически всегда присутствует в интеркулере и не приносит какого-либо вреда ни ему, ни двигателю.
Однако, если масла становится много, то оно вместе с воздухом оказывается в камере сгорания цилиндра и изменят условия сгорания воздушно-топливной смеси. При этом не происходит полного сгорания, теряется мощность двигателя, образуется нагар, и коксование.
Но и это еще не самое страшное. В некоторых случаях масла в цилиндры поступает так много, что возможно его возгорание и перегрев двигателя. В результате – двигатель придется отдавать в капремонт.
Подводим итоги
Итак, мы рассмотрели, почему может появиться масло в интеркулере дизельного двигателя. Причин, как видите, хватает. Такое явление могут спровоцировать разные факторы.
Если машина стала иначе себя вести, надо узнать, откуда масло в интеркулере дизельного двигателя могло появиться. Отталкиваться нужно от малого, то бишь проверить фильтр и маслоотвод. Важно не медлить с устранением причины. Иначе масло в патрубке интеркулера дизельного двигателя может спровоцировать перегрев мотора, не говоря уже об ухудшении эксплуатационных характеристик. Также на двигателях с маслом в интеркулере образуется сильный нагар, прогорают клапана. А ремонт головки блока или замена клапанов – это не только сложная, но и дорогостоящая процедура.
Диагностика и устранение неисправности
Чтобы устранить эту неисправность необходимо провести диагностику и определить, отчего и почему в интеркулере появилось масло.
Для первичной диагностики при обнаружении масла внутри или снаружи теплообменника или на его патрубках необходимо выполнить следующие шаги:
- Проверить масляный фильтр
- Проверить воздушный фильтр и состояние воздухопроводов
- Проверить, не происходит ли перегрева двигателя в процессе эксплуатации
- Проверить состояние сальников турбины
- Проверить состояния маслопроводов
- Проверить уровень моторного масла в двигателе
- Проверить работоспособность системы вентиляции картерных газов
Причина попадания масла в интеркулер, скорее всего, связана с объектами, перечисленными в этом списке.
Как поступать далее, чтобы устранить неисправность?
Забит масляный фильтр
При засорении масляного фильтра в системе возрастает давление, которое продавливает и разрушает сальники двигателя. Масло начинает подтекать, а турбина кидает его капли внутрь интеркулера. Фильтр в этом случае надо заменить. Однако сальники уже разрушены и их также придется менять.
Грязный воздушный фильтр
Загрязненный фильтр и загрязненный воздухопровод вызывают разряжение, из-за которого в цилиндр поступает недостаточное количество воздуха. Это приводит к переобогащению воздушно-топливной смеси и не дает двигателю работать в оптимальном режиме. Кроме того, из-за создавшейся разницы давлений в турбину, а, значит, и в интеркулер всасываются капельки масла.
Установка чистого фильтра и прочистка воздуховодов снизят течь масла и улучшает параметры работы ДВС.
Перегрев мотора
При неисправной системе охлаждения или при длительной эксплуатации в тяжелых режимах двигатель может перегреваться и закипать. В результате перегрева масло разжижается и начинает усиленно испаряться, повышая давление. Сальники турбины, особенно уже изношенные, не могут обеспечить герметизацию в таких условиях. Подтекающее масло турбина гонит в интеркулер.
В этом случае необходимо проверить состояние системы охлаждения и вентиляции картера, состояние сальников турбины.
Турбина дает течь из-за поврежденного сальника
В случае обнаружения изношенных или поврежденных сальников их нужно заменить на новые.
Изгиб возвратного маслопровода турбины
Если на маслопроводе обнаружились перегибы и деформации – исправьте его геометрию.
Если этого сделать по каким-то причинам не удается или обнаружена трещина – замените неисправную запчасть.
Повышенный уровень моторного масла
При повышенном уровне масла оно поступает в маслопровод к турбине и выдавливается через сальники, откуда забрасывается в интеркулер.
Избыточное количество моторного масла нужно слить, доведя его уровень до установленных производителем значений. Однако одновременно нужно определить, почему уровень масла оказался повышенным и в случае необходимости устранить неисправность.
Нарушение системы вентиляции картерных газов
Эта неисправность приводит к созданию повышенного давления в картере. При этом масло проникает через маслопровод к турбине и продавливается через ее сальники, а затем потоком воздуха заносится в интеркулер.
В этом случае следует проверять не только систему вентиляции, но и подвергнуть диагностике поршни, ЦПГ. Для правильной диагностики и устранению неисправности в этом случае лучше обратиться к специалистам.
Перегрев ДВС
В случае длительной работы под нагрузкой или из-за неисправности системы охлаждения, существует риск закипания двигателя. В результате не только увеличивается объем картерных газов, но и сильно испаряется масло. При кипении антифриза в головке блока образуется паровая пробка. Температура головки сильно увеличивается, а это приводит к интенсивному испарению масла. Кроме того, оно становится более жидким, из-за чего часть смазки свободно протекает сквозь сальники. В результате турбина гонит воздух с каплями масла. Это меняет режим работы двигателя и неблагоприятно сказывается на его эксплуатационных характеристиках.
Устранение неисправности
Какова бы ни была причина неисправности, ее следует устранить.
Какие-то действия можно провести собственными силами, но лучше посетить специализированный сервисный центр, который сделает диагностику и ремонт на профессиональном уровне.
Общим пунктом работ по устранению неисправности является очищение интеркулера от засорений и остатков масла.
Если не сделать эту процедуру, эффективность охлаждения воздуха останется недостаточной для достижения двигателем оптимальных режимов работы. Кроме того, остатки масла вместе с воздухом будут поступать в цилиндры, снижая качество сгорания воздушно-топливной смеси.
Для очистки интеркулера его придется снять. С воздушными охладителями проблем обычно не возникает – для этого достаточно ослабить хомуты и вывернуть несколько болтов. Жидкостные охладители снять сложнее. Очистку следует производить специальными средствами, рекомендованными производителем. Применение неподходящих моющих средств без консультации со специалистами нежелательно.
Отдельные конструктивные элементы некоторых интеркулеров могут быть изготовлены из полимерных материалов или эластомеров. Применение агрессивных по отношению к ним очистителей и растворителей приведет к выходу из строя всего устройства.
После промывки остатки очистителя и внешние загрязнения аккуратно смываются водой. Мойки высокого давления применять не следует, так как как они способны повредить ячейки радиатора.
После полной очистки интеркулер следует высушить и установить на место.
Как и чем чистить интеркулер
Водителям, которых интересует, как почистить интеркулер собственными силами, неизбежно придётся демонтировать его, иначе основательной очистки, при всем желании, не получится. Зачастую это не составит особенных проблем – достаточно будет отвинтить несколько болтов. Кроме того, чистка интеркулера своими руками потребует приобретения высококачественной очищающей жидкости. Как правило, дешево она не стоит, поэтому покупать слишком дешевые автомобильные средства не рекомендуем. Что касается промывки бензином, керосином, Уайт-спиритом или иными «народными» средствами в Вашем случае, желательно узнать мнение по этому поводу опытного профессионала.
Полезные советы
Опытные автомобилисты, эксплуатирующие автомобили с турбонаддувом советуют периодически проверять состояние интеркулера и очищать его от загрязнений, которые неизбежно скапливаются в ячейках – пыль, дорожная грязь, растительный мусор, остатки мелких насекомых. Это не только сохраняет эффективность теплообмена, но и является профилактической мерой предотвращения серьезных проблем.
При обнаружении следов масла на патрубках или радиаторе интеркулера чаще всего свидетельствует о его неисправности. В этом случае необходимо прекратить или максимально ограничить эксплуатацию автомобиля, как можно скорее провести диагностику и устранить поломку.
Помните, что эксплуатация автомобиля с неисправным турбонаддувом приводит к серьезным проблемам ДВС, вплоть до выхода его из строя.