Типы моторных масел, расшифровка цифр SAE и API
Масло, которое называют "Cинтетика" (на коробке обычно обозначается как Fully Synthetic), имеет синтетическую основу, полученную путем синтеза химических элементов. Главные отличия "синтетики" — возможность задать ряд параметров наперед, еще при создании основы масла, а так же максимальное содержание различных присадок. Поэтому зачастую такие масла обеспечивают лучшую защиту и моющие свойства, не сильно густеют при сильных морозах, выдерживают максимальные рабочие температуры.
"Минералка" (зачастую на коробке обозначение Mineral), масло с минеральной основой, полученной из нефти путем ее обработки, оно значительно дешевле. Однако такое масло не обеспечивает тех же максимальных эксплутационных результатов, что и "синтетика" — оно не выдерживает столь высоких температур, сильнее густеет на морозе, быстрее окисляется и требует замены, при вскипании — оставляет шлаки в моторе.
"Полусинтетика" (обозначение Semi-Synthetic) — некая золотая средина между двумя предыдущими видами масел. Зачастую полусинтетика создана на минеральной основе, но с добавлением большого количества различных присадок, приближающих эксплуатационные свойства этого масла к "синтетике". При этом "полусинтетика" несколько дешевле "синтетики".
У моторного масла выделяют два главных параметра, по которым проводится его классификация — область его применения (дизельный мотор, старый бензиновый двигатель, современный турбодизель и т.д.) и вязкостно-температурные свойства. Невзирая на различные основы масел, все они классифицируются согласно одним стандартам. Сегодня наиболее популярны классификации по SAE и API.
Вязкостно-температурные свойства классифицируются только по SAE (Society of Automotive Engineers) — иными словами, именно показатель SAE регламентирует насколько это масло "густое" или "жидкое". Большинство масел сегодня — "универсальные", т.е. пригодны и для зимнего, и для летнего использования. Их класс SAE записывается двумя цифрами через дефис, с буквой в промежутке W — например 10W-40. Буква W означает, что это масло пригодно для зимнего использования, а цифра перед ней — это показатель низкотемпературной вязкости (грубо говоря — какой мороз выдержит это масло). Вторая цифра — это показатель высокотемпературной вязкости (т.е. какую летнюю жару выдерживает масло). Однако если масло пригодно только для летнего использования, то его обозначение будет выглядеть, например, как SAE 30.
Расшифровка цифр SAE
Показатели низкотемпературной вязкости означают следующее:
* 0W- масло пригодно к использованию при морозах до -35-30 град. С
* 5W- масло пригодно к использованию при морозах до -30-25 град. С
* 10W- масло пригодно к использованию при морозах до -25-20 град. С
* 15W- масло пригодно к использованию при морозах до -20-15 град. С
* 20W- масло пригодно к использованию при морозах до -15-10 град. С
Показатели высокотемпературной вязкости означают следующее:
* 30 — масло пригодно к использованию при жаре до +20-25 град. С
* 40 масло пригодно к использованию при жаре до +35-40 град. С
* 50 масло пригодно к использованию при жаре до +45-50 град. С
* 60 масло пригодно к использованию при жаре до +50 град. С и выше
Чем меньше цифра — тем "жиже" масло, чем больше цифра — тем оно более густое. Таким образом, масло 10W-30 можно использовать при температуре окружающей среды от -20-25 градусов мороза, до +20-25 градусов жары.
Расшифровка цифр API
Область применения масла классифицируется в основном по API (American Petroleum Institute)- обозначения API ставится две буквы (например, SJ или CF), первая из которых обозначает тип двигателя: S-бензиновый мотор, C-дизельный. Вторая буква конкретизирует условия применения масла — современный двигатель или старый, с турбиной или без. Если масло обозначено API SJ/CF — значит, оно подходит и для бензиновых и для дизельных моторов данной категории.
Обозначения API для бензиновых моторов:
* SC — автомобили, разработки до 1964 годов
* SD — автомобили, разработки 1964-1968 годов
* SE — автомобили, разработки 1969-1972 годов
* SF — автомобили, разработки 1973-1988 годов
* SG — автомобили, разработки 1989-1994 годов, для жестких условий эксплуатации
* SH — автомобили, разработки 1995-1996 годов, для жестких условий эксплуатации
* SJ — автомобили, разработки 1997-2000 годов, лучше энергосберегающие свойства
* SL — автомобили, разработки 2001-2003 годов, увеличенный срок эксплуатации
* SM — автомобили разработки с 2004 года, SL+повышенная стойкость к окислению
При смене типа масла, по классификации API можно идти лишь "по возрастающей", и менять класс лишь на парочку пунктов. К примеру, вместо SH использовать SJ, обычно масло более высокого класса уже содержит необходимые присадки "предыдущего" масла. Однако, к примеру переходить с SD (для старых авто) на SL (для современных авто) не следует — масло может оказаться слишком уж агрессивным.
Обозначения API для дизельных моторов:
* CB — автомобили до 1961 г., высокое содержание серы в топливе
* CC — автомобили до 1983 г., работающие в тяжелых условиях
* CD — автомобили до 1990 г., много серы в топливе и тяжелые условия работы
* CE — автомобили до 1990 г., двигатель с турбиной
* CF — автомобили с 1990 г., с турбиной
* CG-4 — автомобили с 1994 г., с турбиной
* CH-4 — автомобили с 1998 г., под высокие нормы токсичности США
* CI-4 — современные автомобили, с турбиной, с клапаном EGR
* CI-4 plus — аналогично предыдущему, под высокие нормы токсичности США
SAE 5W-40 — Классификация по вязкостно-температурным свойствам
API SJ/CD — Классификация по эксплуатационным свойствам
ACEA A3-96; B3-96 — Европейская классификация по эксплуатационным свойствам
CCMC G-5/PD2 — Европейская классификация по эксплуатационным свойствам
Volkswagen 500.00 и 505.00 (11/92) — Дополнительные спецификации производителей Porsche, BMW, Mercedes-Benz 229.1
__________________________________________________________________________________
В Европе часто используется классификация масла по ACEA (Европейская ассоциация авто-производителей). Отчасти требования к качествам масла пересекаются с требованиями API, однако, они более жесткие по ряду параметров. Масла для бензиновых и дизельных двигателей обозначаются буквосочетанием "А/В" с определенной цифрой после буквы. И чем больше эта цифра — тем выше требования к маслу: к примеру, масло с классом ACEA A3/B3 так же имеет класс API SL/CF. Однако, используя высоконагруженные турбированные компактные моторы, европейцы вынуждены разрабатывать и специальные масла с максимальными защитными свойствами и минимальной вязкостью (дабы снизить потери на трение и улучшить экологические показатели). К примеру, масло класса ACEA A5/B5 по ряду параметров может оказаться "круче" API SM/CI-4.
Так же существует классификация масла по ISLAC (международный комитет, созданный американцами и японцами), однако все стандарты качества ISLAC пересекаются со стандартами API. Так, масла ISLAC класса GL-1 используются для бензиновых двигателей и соответствуют маслам API SH, масла ISLAC GL-2 используются в бензиновых двигателях и соответствуют API SJ, ну а ISLAC GL-3, как не трудно догадаться, используются в бензиновых двигателях и соответствуют API SL. Так же для японских дизельных автомобилей может потребоваться масло спецификации JASO DX-1, которая учитывает жесткие требования к качеству моторных масел для современных экологичных высоконагруженных японских турбодизелей.
Вязкость моторного масла, таблица и характеристики масла SAE
Любой водитель рано или поздно приходит к выбору масла, но не все в этих маслах разбираются. И если с самыми популярными маркировками, на вроде 10w40, знаком, наверное, каждый, то про характеристики масел SAE 30 знают далеко не все.
Расшифровка маркировки масел
Спецификация SAE – это международный стандарт Общества Автомобильных Инженеров (Society of Automobile Engineers), которой установил регламент на вязкость масел. Любое масло, выпускаемое по всем правилам, соответствует определенному значению вязкости по SAE.
Зимние наименее вязкие, и в их маркировке присутствует буква W: SAE 0W, SAE 15W и т.д
Летние самые вязкие, и чем больше цифра, тем больше вязкости: SAE 20, SAE 30, SAE 50
Всесезонные масла имеют два числа, из которых первое означает вязкость при отрицательных температурах, а второе – при положительных: SAE 5W-40, 10W-30 и т.д.
Вязкость масла – одно из главнейших свойств, от которого зависит качество работы двигателя в определенных температурных и погодных условиях.
Технические характеристики масла SAE в зависимости от температуры
Изменения вязкости при различных температурных режимах определяет границы использования масла. От вязкости масла зависит качество смазки двигателя, особенно при холодном пуске. Густое масло лучше подходит для летнего периода, для теплого климата и для старых двигателей, а жидкое масло лучше работает при температурах ниже нуля.
Что это такое загадочное SAE
Моторное масло SAE 30 – это сугубо летнее, минеральное масло, чаще всего использующееся для четырехтактных бензиновых или дизельных двигателей, старых или ретро автомобилей, а так же для мотоциклетных моторов и газонокосилок. Летние масла – самые вязкие, и востребованы, как правило, для изношенных двигателей, которым необходима хорошая смазка с плотной масляной пленкой.
Масло SAE 30 до сих пор популярно в странах с жарким климатом и странах с устаревшим автопарком. В нашей стране использование данного масла должно быть с особой внимательностью, так как при понижении температуры оно резко ухудшает свои смазывающие качества, а при минусовых температурах оно может попросту замерзнуть и попытка завести двигатель приведет к его поломке.
Масло SAE 30 аналог
По большому счету, любое всесезонное масло, имеющее в своем значении вторую цифру «30» может выступать аналогом летнего масла SAE 30. С той лишь разницей, что им можно будет пользоваться еще и зимой. Например, при значении 5W-30, характеристики в теплую летнюю погоду будут аналогичными летнему маслу SAE 30, но в морозы характеристики масла практически не меняются, и оно продолжит быть достаточно жидким вплоть до -35 градусов. Если маркировка 10W-30, то рабочий диапазон заканчивается чуть раньше, на -25 градусов, но при этом летние его характеристики все еще аналогичны сугубо летнему маслу SAE 30.
Сравнение масла SAE
Тем самым, при выборе масле нужно учитывать, когда и где оно будет использовано. Если вам нужно масло в двигатель газонокосилки, которую, естественно, будете использовать только летом, то вполне можно рассмотреть вязкость SAE 30. Если у вас ретро кабриолет 50-х годов выпуска, который используется только в теплую погоду и хранится в отапливаемом гараже, то стоит присмотреться к летнему маслу SAE 30. Но чаще всего, наверняка, стоит присматриваться к всесезонным маслам, чтобы исключить неприятных сюрпризов во внезапно наступившие холода.
Допуски моторных масел
Любое моторное или трансмиссионное масло имеет характеристики вязкости по SAE. Как правило, обычно достаточно выбрать масло по этому параметру и смело использовать его в своем автомобиле. Но существует еще один параметр, с помощью которого можно выбрать идеальное масло для какого-то определенного мотора – допуски и отклонения по составу.
Соблюдения условий допуска?
В двух словах, допуски – это определенные стандарты для моторных масел и их характеристик, которые задает автопроизводитель. В этом стандарте качества соблюдены все необходимые параметры для использования масла в конкретном двигателе. С каждой новой моделью двигателя автопроизводитель может повышать требования к маслу. И заявляет, что только используя рекомендуемые масла, в которых соблюдены все требования, то есть, допущены к использованию, гарантирует длительную работу двигателя. Каждый автопроизводитель публикует списки смазочных материалов, допущенных к использованию.
Присваиваются допуски следующим образом: Определенная автомобильная компания (например, BMW) по заявке от производителя масел организует испытания жидкостей. По результату испытаний определяют, соответствует ли масло требованиям. В положительном решении выдает соответствующий сертификат. И лишь теперь производитель масла с полученным сертификатом указывает на этикетке допуски от производителя BMW. Таким образом, на упаковке почти всех масел имеется информация о допусках различных производителей. Подробно о популярных фирмах производителях смазочных материалов.
Стоит заметить, что далеко не каждый автопроизводитель разрабатывает свои требования к маслу. Эта тенденция лишь у корпораций с самыми передовыми технологиями в разработке моторов:
- VAG
- Mercedes-Benz
- BMW
- Opel (General Motors)
- Ford
- Porsche
- Renault
- Fiat Group
Допуски для двигателя определенного автомобиля можно найти на сайте автопроизводителя или в сервисной книжке.
Для чего все это нужно?
Каждый автопроизводитель использует свои определенные технологии и свои материалы для изготовления двигателей и деталей для него. У производителей масел тоже свои технологии, а у всех типов масел – свои присадки. И от того, насколько совместимы определенные присадки с конкретным двигателем, зависит качество его работы и долговечность. Важную роль играет толщина масляной пленки и его химическое взаимодействие с металлом двигателя при определенной (высокой) температуре. Одно и то же масло может быть идеальным для одного двигателя, и убийственным для другого.
Можно сделать вывод, что один из важнейших параметров — допуски автопроизводителей
Учитывая огромное количество марок и брендов производителей моторных и трансмиссионных масел, стоит сузить выбор до тех жидкостей, которые имеют сертификаты допуска именно определенного класса. А вот отсутствие оного среди допусков говорит о том, что использовать этот товар в двигателе или трансмиссии своего автомобиля – рискованная затея. Но рекомендуется сначала узнать, существует ли вообще допуск конкретно вашего автомобиля. Сделать это можно на сайте производителей или в сервисной книге. Для полного понимания рекомендуем посмотреть видео по выбору масла для мотора.
Классификации моторных масел – полное руководство
Правильное моторное масло – основа долгой и стабильной работы двигателя. В главном механизме автомобиля оно выполняет важные функции:
- герметизация – заполняет промежутки и предотвращает утечку газов;
- охлаждение – образует масляную пленку и отводит часть тепла;
- защита от коррозии – защищает от кислорода, влаги и кислот;
- смазывание – снижает трение и износ, повышает КПД;
- очищение – обеспечивает чистоту механизма.
Почему важно использовать правильное моторное масло, рекомендованное производителем автомобиля? Только оно обеспечивает три ключевых параметра – улучшенные рабочие характеристики, высокую надежность и увеличенный срок службы.
Видео о том, как работате масло в двигателе:
Как выбирать моторное масло?
Основными критериями при выборе технические показатели:
- тип – синтетические, полусинтетические и минеральные;
- сертификация моторных масел по степени вязкости (SAE);
- классификация по эксплуатационным качествам (API и ACEA);
- классификация по стандартам качества ILSAC.
В нашей статье вы подробно узнаете об особенностях и преимуществах жидкостей различных категорий и научитесь читать этикетку смазочного материала правильно.
«Синтетика», «полусинтетика» или «минералка»?
Синтетические моторные масла считаются одними из лучших, а минеральные – более доступными. Полусинтетические сочетают в себе сильные стороны масел двух предыдущих категорий. Но при выборе важно учитывать не известность бренда и стоимость, а другие, более важные технические параметры.
Сравнительная таблица классификации смазочных материалов поможет разобраться, какой вариант подходит именно вашему автомобилю:
Минеральные | Полусинтетические | Синтетические |
Получены из базовых масел, обогащены химическими присадками для повышения производительности двигателя. | Смесь минеральных и синтетических материалов с повышенной стойкостью к окислению. Работают в сложных температурных условиях. | Получены в результате переработки или в условиях лабораторий с добавлением присадок высокого качества. |
Подходят для автомобилей, которые используются ежедневно для регулярных поездок за пределы города на умеренной скорости. | Подходят автомобилям и всем типам транспортных средств, работающих в городской среде и в условиях скоростной езды. | Разработаны для улучшения защиты и продления срока службы двигателя. Снижают трение и понижают расход топлива. |
У синтетических масел однородные молекулы, а у минеральных – неоднородные. В случае с первыми трение умеренное, а в случае со вторыми – повышенное. Вот как работает синтетическое моторное масло в двигателе и какие преимущества обеспечивает механизму:
Особенности | Свойства | Преимущества |
Повышенный индекс вязкости | Оптимальная толщина масляной пленки при высоких и при низких температурах. | Снижение преждевременного износа деталей ДВС даже при экстремальных температурах. |
Низкотемпературные |
Также, для примера приведены сравнительные графики, с учетом течения времени в моточасах, некоторых параметров для синтетических и минеральных масел (кинематическая вязкость, щелочное и кислотное число):
Перечисленные особенности, свойства и преимущества синтетических смазочных материалов делают их наиболее востребованными как для новых, так и для б/у двигателей автомобилей разных производителей. Выбирать полусинтетические либо минеральные масла следует в том случае, если они рекомендованы производителем.
Классификации масел ДВС
У каждого моторного масла, даже если речь идет о линейке одного бренда, есть свои отличительные параметры. Чтобы автовладельцам было проще подобрать материал для определенного двигателя, экспертами были разработаны три официальные классификации:
- по классу вязкости, SAE – утверждена обществом инженеров автомобилистов;
- по эксплуатационным качествам, API – введена американским институтом нефти;
- по эксплуатационным качествам, ACEA – разработана ассоциацией европейских производителей.
Чтобы подбирать смазочный материал правильно, нужно разобраться в каждой из перечисленных спецификаций подробнее.
Классификация моторных масел SAE (по вязкозти): что выбрать?
Это классификация по классу вязкости в зависимости от температуры внешней среды. О чем идет речь? Об аббревиатуре, которая есть на любой этикетке. Например, вы видите надпись: 15w40. Это температурный диапазон, при котором жидкость будет работать оптимально.
Вот что обозначает эта аббревиатура:
- Первая цифра (15) указывает на границу использования в зимний период. Подсчитать эту границу можно самостоятельно: 15 – 40 = -25. При более низкой температуре заводить автомобиль не рекомендуется, поскольку жидкость не прокачается через масляные каналы.
- Разделительная буква W между двумя числами говорит о всесезонности применения.
- Вторая цифра – технический параметр, который обозначает высокотемпературную вязкость. В случае с маслом, приведенным в качестве, примера, это +40 градусов. При высоких температурах оно должно оставаться густым, а при низких – текучим.
По стандартам SAE все моторные масла делят на 17 классов с обозначениями от 0W до 60W. Восемь разработаны для эксплуатации зимой, девять – для летнего периода. В этой таблице представлены самые распространенные индексы вязкости для использования зимой и летом в условиях нашего климата:
Также при выборе масла нужно обратить внимание и на такие факторы, как пробег автомобиля и климатические условия:
- если пробег авто менее 25% от гарантированно заявленного производителем, то можно использовать жидкость с вязкостью 5W30 или 10W30 как летом, так и зимой;
- при пробеге 25-50% выберите летнее масло с SAE 10W40/15W40, а зимой использовать масло стандарта 5W30/10W30;
- в случае износа двигатели от 75% рекомендуются летние масла 15W40/20W40 и зимние жидкости 5W40/10W40;
- если зимой температура воздуха не опускается ниже -20°С, то подойдут многие из предложенных на авторынке масел;
- «проблемные» аккумуляторы и стартеры в морозы работают стабильнее с маслом 0W30, нежели с жидкостью 15W40.
Классификация моторных масел по вязкости SAE позволяет быстро подобрать масло на лето и на зиму с учетом основных параметров двигателя, состояния автомобиля и климатических условий.
Классификация моторных масел по API
Эту классификацию по качеству создал Американский институт топлива в 1969 году. Она разделяет все смазочные материалы на несколько категорий:
- для бензиновых двигателей;
- для дизельных моторов;
- для двухтактных ДВС;
- для трансмиссий.
Для каждой категории предусмотрены классы качества с фиксированным набором свойств. А на этикетке классы представлены в виде буквенно-цифрового кода, в котором первая буква кодировка обозначает вид масла:
- «C» — для дизельных двигателей;
- «S» — для бензиновых двигателей;
- «T» — для двухтактных двигателей.
Многие жидкости применяются в нескольких типах ДВС и имеют два класса. Буквы в кодировке в таком случае разделяются чертой. Например, API SJ/CF-4. Первым ставится класс с предпочтительным применением. Например, разработанное для бензиновых моторов масло может использоваться и в дизельных ДВС.
Вторая буква в кодировке с учетом международной классификация моторных масел API обозначает уровень эксплуатационных качеств в зависимости от года выпуска. Буквы используются по возрастанию от начала латинского алфавита. Чем дальше буква, тем выше класс.
Вот как выглядит классификация API для бензиновых ДВС:
Класс | Год выпуска ДВС | Требования и особенности |
SE* | 1972 | Аналогичные с классом SD, но защита двигателя лучше. |
SF* | 1980 | Аналогичные с категорией SE, улучшенная защита от износа и окислительная стабильность. |
SG* | 1988 | Аналогичные с категорией SF, улучшенная защита от износа, окисления и образования шлама. |
SH* | 1993 | Аналогичные с категорией SG, обозначается символом API для подтверждения соответствия уровню SH. |
SJ | 1996 | Аналогичные с категорией SH, защита от окисления при высоких температурах и от забивания катализатора улучшена. |
SL | 2001 | Улучшенные моющие свойства, защита от низкотемпературных отложений и окислений, увеличенный интервал между заменами. |
SM | 2004 | Улучшены общие свойства для максимального расширенного интервала замены, надежная защита от окисления и низкотемпературных отложений. |
SN | 2010 | Повышенная защита от сажи и высокотемпературных отложений на поршнях. |
А вот спецификация моторных масел API для 2-тактных ДВС:
Класс | Год выпуска, особенности эксплуатации ДВС | Требования и особенности |
CD-II | 1988, работающие в сложных условиях. | Высокая защита от отложений и износа. Отвечает требованиям класса CD |
CF-2 | 1994, работающие в сложных условиях. | Усиленная защита от преждевременного износа поршневых колец и цилиндров. |
CE** | 1987, требовательные и высоконагруженные коммерческие ДВС. | Усиленная защита от отложений и высокотемпературных отложений, контроль за расходом и окислением. |
CF-4** | 1991, требовательные коммерческие ДВС. | Улучшенная защита против высокого расхода масла и отложений на поршнях. |
CF | 1994, моторы с непрямым впрыском. | Оптимальны для использования в карьерной и строительной технике. Подходят для топлива с высоким содержанием серы. |
CG-4 | 1995, коммерческие ДВС, работающие под тяжелыми нагрузками. | Предназначены для ДВС с содержанием серы в количестве от 0,05 до 0,5%. |
CH-4 | 1998, моторы под высокими нагрузками и пониженным уровнем выхлопов. | Защищают от коррозии, износа, сажи и окисления, обладают высокой устойчивостью к вспениванию и сдвиговой стабильностью. |
CI-4 | 2002, оборудование на топливе с низким содержанием серы. | Увеличивают срок службы мотора и интервалы замены масла в 2 раза. |
Действующие классы подходят для большинства дизельных и бензиновых моторов как для новых, так и для старых автомобилей. Новые классы поглощают старые.
Жидкости классов SM и SN можно использовать в турбированных моторах. Специфический класс масел API CF-2/4 разработан специально для двух- и четырехтактных дизельных двигателей, работающих в тяжелых условиях.
Таблица классификации моторных масел по API включает основные классы жидкостей. Но часто случается так, что на этикетке нет информации о соответствии какому-либо из классов API. В таких случаях масло либо не имеет данного сертификата, либо класс качества устарел.
Классификация моторных масел по ACEA
Данная классификация представляет собой европейский аналог API и во многом пересекается с ее требованиями. Но требования к ряду параметров у европейских экспертов оказались более строгими. АСЕА учитывает практически все конструктивные особенности ДВС и режимы их эксплуатации в европейских условиях.
Перечень требований обновляется каждые несколько лет в ходе испытаний АСЕА. Последняя редакция 2012 года делит ДВС на несколько категорий:
- A/B для бензиновых (А) и дизельных (В) моторов;
- C для дизелей и бензиновых ДВС с высоким экологическим классом, сажевыми фильтрами и каталитическими нейтрализаторами;
- E для дизельных моторов тяжелого автотранспорта.
Вот как распределены классы и основные параметры в таблице классификации моторных масел по ACEA:
Класс моторного масла | Тип двигателя | Свойства моторного масла |
A1/B1 | Бензиновые и дизельные ДВС легковых авто. | Обеспечивают увеличенный интервал для замены и низкий коэффициент трения. |
A3/B3 | Высокофорсированные бензиновые и дизельные ДВС легковых авто. | Обеспечивают увеличенный интервал для замены, подходят моторам в тяжелых условиях, всесезонные. |
A3/B4 | Высокофорсированные бензиновые и дизельные моторы. | Гарантируют уменьшение расхода топлива. |
A5/B5 | Высоконагруженные бензиновые и дизельные ДВС легковых авто. | Позволяют заменять масло реже даже при интенсивной эксплуатации машины. |
C1 и С2 | Высокофорсированные бензиновые и дизельные ДВС легкового транспорта с сажевыми фильтрами и трехкомпонентными нейтрализаторами. | Обеспечивают низкий коэффициент трения, помогают экономить топливо, продлевают ресурс сажевых фильтров и катализаторов, могут содержать различные присадки. |
C3 и С4 | Высокофорсированные бензиновые и дизельные ДВС легкового транспорта с сажевыми фильтрами и трехкомпонентными нейтрализаторами. | Продлевают ресурс катализатора и сажевого фильтра, варьируются по количеству присадок. |
E6 | Дизельные ДВС грузового транспорта, работающие в тяжелых условиях, с нейтрализаторами и сажевыми фильтрами. | Увеличивают интервал между заменами масла. |
E7 | Дизельные ДВС грузового транспорта, работающие в тяжелых условиях, с системами рециркуляции нейтрализаторами, без сажевых фильтров. | Увеличивают интервал между заменами масла. |
Е9 | Инновационные дизельные ДВС с высокой нагрузкой и жесткими требованиями к экологичности, с сажевыми фильтрами и без. | Увеличивают интервал между заменами масла. |
Представленная спецификация моторных масел по API и ACEA отражает базовые требования к этим техническим жидкостям. Но каждый производитель вправе выдвигать дополнительные требования к маслам, которые он рекомендует для своих автомобилей.
Классификация моторных масел по ILSAC
Эту классификацию предложил Международный комитет по стандартизации и сертификации смазочных материалов. Система разработана специально для ДВС легковых автомобилей производства США и Японии. ILSAC также осуществляет контрооль за соблюдением действующих норм и сертифицирует масла совместно с API.
У автомасел, сертифицированных по ILSAC, есть ряд отличительных особенностей:
- позволяют экономить топливо и энергию;
- стойкие к вспениванию и стабильные к сдвигу;
- обладают низкой вязкостью и малой испаряемостью;
- обладают фильтруемостью в условиях низких температур;
- защищают системы снижения токсичности выхлопных газов.
В таблице классификации моторных масел по ILSAC представлены пять классов жидкостей, существующих на данный момент:
Класс | Дата утверждения | Особенности и плюсы |
ILSAC GF-5 | 22.12.2009 г. | Повышают эффективность всех узлов автомобилей, обеспечивают высокую защиту поршней и турбокомпрессоров от отложений, совместимы с уплотнительными материалами, защищают моторы с этанол-содержащим биотопливом, экономят топливо, увеличивают интервал замены масла. |
ILSAC GF-4 | 14.01.2004 г. | Уменьшают испаряемость масла, экономят топливо, обладают улучшенными моющими свойствами, отличаются высоким содержанием модификатора трения. |
ILSAC GF-3 | 2001 год. | Улучшенные характеристики по экономиии топлива, испарению масла, снижению высокотемпературных отложений, стабильной работе, оптимальной вязкости, истощению пакета присадок, нормам расхода жидкости в течение всего срока эксплуатации. |
ILSAC GF-2 | 1996 год. | Отличаются низкой рабочей температурой, высокой устойчивостью к образованию отложений и вспениванию. Соответствуют строгим требованиям к содержанию фосфора не более 0,1% в объеме. |
ILSAC GF-1 | 1990-1992 гг. | Первая классификация, согласно которой утверждены требования к моторным маслам касательно экономии топлива, снижения отложений, защиты систем снижения токсичности выхлопных газов к содержанию фосфора не более 0,12% в объеме. |
Прежде, чем купить в интернет-магазине или на СТО новое моторное масло, внимательно изучите сервисную книжку и рекомендации производителя автомобиля, а также маркировку на канистре. Это поможет избежать сбоев в работе двигателя, которые вызывает неправильно подобранное масло.
Как выбрать моторное масло правильно?
Ознакомившись с классификацией моторных масел по SAE, API, ACEA и ILSAC, вам будет гораздо проще подобрать жидкость, оптимальную для вашего авто с учетом года выпуска, типа и износа ДВС, вязкости, а также условий эксплуатации. Но есть и другие критерии, которые придется принимать во внимание, изучая вот такие этикетки автомасел:
- Нагрузки на автомобиль. Ежедневные поездки в черте города и загородные путешествия по бездорожью оказывают различное влияние на двигатель. Где-то он быстро нагревается и даже перегревается, а где-то не успевает прогреться до рабочей температуры. Важно, чтобы моторное масло работало в разных условиях.
- Совместимость отдельных узлов ДВС с определенным видом смазочного материала. Если сальники изготовлены из нитрильной резины (чаще встречаются в наших «родных» авто), то синтетические масла заливать нельзя. Но если сальники заменить, то все будет в порядке. Аналогично и с другими деталями.
- Периодичность замены масла. Многие производители рекомендуют менять его через каждые 10 тыс. км пробега, если износ ДВС не превышает 25%. Но на практике менять масло лучше каждые 7-8 тыс. км, так как авто ездят в режиме «старт-стоп», а качество нашего топлива очень “хромает” в сравнении с европейскими стандартами.
- Объем двигателя. Классификации моторных масел для бензиновых и дизельных двигателей включает классы, рекомендованные производителями для авто с малолитражными ДВС, вплоть до 3,5 л. При таком малом объеме даже «синтетику» нужно менять чаще, чтобы избежать преждевременного износа.
- Соответствие или одобрение. Лучше, если на этикетке есть пометка «одобрение»: это значит, что производитель этого смазочного материала получил специальное одобрение изготовителя вашего авто. Всегда ищите эту пометку у допуска на этикетке моторного масла.
В заключении
Подобрать оптимальное моторное масло просто, если вы знаете, как изучать этикету и на что смотреть в первую очередь. Главное – не ошибиться в основных моментах. Вот что мы рекомендуем:
- Выбирайте масло с вязкостью, рекомендованной производителем. Не ниже и не выше. Если выберете вариант с низкими значениями, получите высокий расход материала и увеличение нагара. А если решите залить масло с высокими значениями, то обеспечите маслосъемным кольцам преждевременный износ.
- Какая спецификация моторного масла правильная? Безошибочный выбор по API такой: для дизеля – не ниже СL-4 PLUS или СJ-4, для б/у иномарки с бензиновым мотором – SМ или SN. Но стоит обращать внимание на допуски производителей.
- Следите, чтобы смазочные материалы были оригинальными. Иначе на механизме образуются отложения, что спровоцирует сбои в работе, преждевременный износ, дорогостоящий ремонт или затраты на покупку и установку нового ДВС. Последнее особенно неприятно, если у мотора небольшой пробег.
Чтобы окончательно разобраться в кодах и цифрах на канистрах, изучайте расшифровки спецификации моторных масел и требования производителя вашего автомобиля к смазочным материалам. Вы быстро научитесь определять продукты с необходимой вязкостью, оптимальными допусками по API, ACEA, ILSAC и другими параметрами.