В чем измеряется тахометр
Перейти к содержимому

В чем измеряется тахометр

  • автор:

Зачем в автомобиле тахометр

обороты обороты

Что такое тахометр

Прежде всего, уясним, что тахометр — прибор, предназначенный для замера частоты вращения (произведенного количества оборотов за единицу времени) деталей машин. Применяются тахометры для контроля частоты вращения коленчатого вала ДВС практически на всех транспортных средствах (железнодорожный транспорт, автомобили и трактора, речной и морской транспорт, самолёты).

Тахометр в автомобиле измеряет количество оборотов коленвала двигателя в минуту. Это его основное предназначение. Здесь стоит внести ремарку, что точность показаний все-таки условна (примерно 500 об/мин), лучшие электронные образцы выдают точность до 100 об/мин.

Как использовать информацию тахометра

Возникает вопрос: что же дает информация с тахометра, тем более, что точность не слишком высокая? Попробуем на него ответить.

Есть несколько моментов. Первый из них в том, что именно тахометр может подсказать, когда можно начинать движение, т.е. вышел ли двигатель на оптимальный для этого режим. Особенно актуально в зимнее время. На современных авто, на которых категорически не стоит трогать педаль газа при запуске, обороты при старте холодного двигателя весьма высоки (заметно превышают 1000). Далее двигатель начинает постепенно нагреваться и автоматика сама снижает количество оборотов.

Вот здесь стоит знать, что для начала движения совершенно нет смысла ждать, когда стрелка, показывающая температуру охлаждающей жидкости, начнет движение вверх. Достаточно дождаться того момента, когда стрелка тахометра приблизится к значениям оборотов холостого хода (как правило 750-800 об/мин, но это не догма – холостой ход некоторых моделей 800-950 об/мин) и можно смело начинать движение (так двигатель прогреется быстрее и надежнее, да и бензина будет затрачено меньше). Опыт эксплуатации автомобилей подсказывает, что двигаться можно начинать при снижении оборотов до 1000.

Нельзя не упомянуть еще об одной функции тахометра – он используется для проведения регламентных работ. Большое количество диагностических проверок работы двигателя никак не провести без этого устройства. Однако эта тема более касается специалистов-ремонтников.

Основная функция тахометра

Основной функцией тахометра следует считать облегчение выбора правильной передачи, что, безусловно, продлевает ресурс двигателя. О том каковы должны быть обороты двигателя при переключении передач, при поступательном движении, при торможении (ускорении) можно говорить долго. Следует помнить, что практические советы для дизеля грузового автомобиля не подойдут к бензиновому 16-клапанному мотору легкового авто. Ограничимся основными из них.

На низких оборотах меньше расхода топлива, но это справедливо лишь отчасти.

Тяговое усилие двигателя на низких оборотах не высоко. При необходимости совершить обгон или преодолеть сколь-нибудь серьезный подъем, любитель такого стиля будет вынужден прижимать педаль газа к полу. Смесь в этом случае обогащается, и вся достигнутая экономия вылетает в выхлопную трубу.

Другой аспект: ресурс двигателя. При первом приближении, ответ очевиден: меньше скорость вращения двигателя – меньше и относительные скорости движения деталей, естественно уменьшается износ. Но есть «подводные камни». Работа масляного насоса напрямую связана с количество оборотов. Малые обороты двигателя приводят к «масляному голоданию» вкладышей. Они начинают изнашиваться. При этом износ будет прогрессировать по мере увеличения зазоров.

Следует знать, что при движении на низких оборотах неизбежны ударные нагрузки, как в двигателе, так и трансмиссии (попробуйте отпустить педаль сцепления при малом газе, машина станет неестественно прыгать), что также ни к чему хорошему не приводит.

Другая сторона медали: длительная работа при нахождении стрелки тахометра у красного сектора (более 4000 об/мин) двигателю на пользу не пойдет.

Задействованные в процессе системы охлаждения и смазки работают без малейшего запаса прочности. При возникновении не критичных дефектов (забился радиатор, вышел из строя термостат) – стрелка, указывающая температуру двигателя, переместиться в красную зону. Некачественное масло или закупоренные грязью каналы смазки «обеспечат» задиры на деталях. Проблемы могут оказаться еще более серьезными: вплоть до выхода из строя распределительного вала. Любителям быстрой езды категорически не следует выпускать из виду показания тахометра и указателя температуры. Полностью исправный мотор, в который залито качественное масло, максимальные нагрузки перенесет без труда. Да, его ресурс понижается, но без катастрофических последствий.

Как всегда следует придерживаться золотой середины. Требуемое количество оборотов зависит от конкретной ситуации. Специалисты отмечают, что оптимальный режим находится в диапазоне от трети до трех четвертей количества оборотов при максимальной мощности. Как правило, для большинства легковых современных автомобилей показатель составляет от 2500 до 4000 об/мин.

Разгоняемся по тахометру

Многие водители используют следующую схему:

  1. разгон осуществляется на первой передаче (от оборотов холостого хода до 3800 в минуту) и переключение на вторую передачу;
  2. происходит неизбежное падение количества оборотов от 3800 до 2300;
  3. разгон на второй передаче (обороты возрастают от 2300 до 3600) и переход на третью;
  4. падение количества оборотов с 3600 до 2400;
  5. ускорение на третьей (рост числа оборотов с 2400 до 3500), переключение на четвертую;
  6. снижение оборотов с 3500 до 2500;
  7. разгон на четвертой и т.д.

При возникновении потребности максимального разгона требует крутить двигатель на максимальных оборотах (около 5500 об/мин). Разгон произойдет быстрее, но возрастет и расход топлива, увеличится износ деталей двигателя.

Разогнаться, безусловно, можно и на холостых оборотах. Но такое действо сокращает ресурс мотора в разы. Расход топлива заметно увеличивается.

Количество оборотов для каждого свое

Следует отметить еще один момент. Есть заметная разница в количестве оборотов для двигателей, что ставятся на не очень тяжелые, скоростные автомобили (высокооборотные двигатели) и теми, что работают на тяжелых внедорожниках (там зачастую используются низкооборотные двигатели). На последних абсолютное значение числа оборотов отличается в меньшую сторону, от цифр, приведенных выше. Однако общие принципы остаются точно такими же: существует даже фраза, что лучше двигатель перекрутить, чем недокрутить.

Автомобильный тахометр — что это такое? Принцип работы

Автомобильный тахометр — что это такое? Принцип работы

Что такое автомобильный тахометр?

Автомобильный тахометр — это прибор, который устанавливают на машинах с целью измерения частоты вращения коленчатого вала двигателя (об/мин). Он показывает частоту вращения двигателя и необходим, чтобы водитель не превышал максимально допустимые обороты мотора.

Основная функция тахометра – это облегчение выбора правильной передачи, что позволяет продлить ресурс двигателя. Т.е. когда стрелка тахометра приближается к красной зоне, категорически советуется переключаться на повышенную передачу. Используется для регулировочных работ, как на холостом ходу, так и для оперативного контроля частоты вращения вала двигателя во время движения.

автомобильный тахометр цифровой

Принцип работы тахометра состоит в регистрации числа импульсов, которые поступают от датчиков, порядка их поступления, а также пауз между данными импульсами. При этом подсчет импульсов может осуществляться различными способами: в прямом, в обратном и в обоих направлениях.

Измеренные показатели, как правило, трансформируются в определенные величины. Такой величиной могут быть часы, минуты, секунды, метры и так далее. Устройство тахометров предусматривает возможность обнуления собранных значений. Точность данных показаний очень условна, около 500 об/мин, самые лучшие электронные тахометры измеряют с точностью до 100 об/мин.

Автомобильный тахометр может быть двух видов – цифровой и аналоговый.

Цифровой тахометр машины выполнен в виде электронного табло, на котором показывается необходимая информация, то есть, произведенные подсчеты оборотов вала и двигателя. Он очень полезен при регулировочных операциях с электронными блоками зажигания двигателя автомобиля, при точной установке порогов экономайзера (служит для обогащения горючей смеси при полной нагрузке двигателя или при плавном разгоне).

автомобильный тахометр - внешний вид

Второй вид тахометра – аналоговый – более популярен и удобен для многих автолюбителей. Аналоговый тахометр показывает число оборотов двигателя посредством перемещающейся по циферблату стрелки.

  • микросхема,
  • магнитная катушка,
  • провода считывания информации с коленчатого вала,
  • градуированная шкала,
  • стрелка.

Помимо того, что существуют цифровые и аналоговые тахометры, данные устройства различаются также по методу установки. Бывает штатный и выносной тахометр.

Выносной тахометр предусмотрен для установки его на торпедной панели. Выносные тахометры применяются в основном для придания автомобилю более стилизованного внешнего вида. Кроме того, именно такой вид тахометра удобен некоторым автовладельцам. Конструкция выносного тахометра предполагает наличие ‘ножки’ для закрепления его на торпедной панели.

Удобнее пользоваться штатным тахометром — глаз человека быстрее воспринимают аналоговую информацию в виде угла поворота стрелки, чем ее цифровое значение, а высокая точность во время движения не нужна.

Какими бывают тахометры и как ими пользоваться?

Какими бывают тахометры и как ими пользоваться?

Наполненность автотранспорта вспомогательными приборами контроля и диагностики – это более комфортное для водителя вождение, безопасность и продление срока эксплуатации авто. И тахометр считается таким же вспомогательным прибором, но не все водители понимают, для чего конкретно он нужен, и в принципе так ли необходим.

Что это такое?

Тахометр – это контрольно-измерительное устройство. Датчик, который измеряет и показывает частоту вращения коленвала машины. Кстати, находится он не только в автотранспорте: тахометры встречаются на моторных лодках, на мотоциклах и не только. Имеет место их применение и в промышленной сфере, потому как с помощью тахометров рассчитываются обороты паровых турбин.

Если вернуться к машине, то в ней тахометр подает сигналы о работе электродвигателя – это если говорить очень в общем. Если мотор исправен, он будет работать с одинаковой частотой на холостых оборотах. Если же машина запустилась, и на холостом ходу стрелка прибора «бегает», с машиной проблемы. И не реагировать на них опасно. Но это назначение тахометра не единственное, также датчик имеет выделенную красным цветом зону. Она может начинаться с 6-7 тысяч оборотов. Задача этой красной зоны – предупредить автовладельца о том, что мотор работает на предельной мощности. Работать в таком режиме долго нельзя, двигатель просто разрушается. Вот почему так важно обращать внимание на то, что показывает тахометр.

Ну и странно было не отметить, что опытные владельцы авто используют данный прибор еще и для экономии топлива.

На высоких оборотах горючее, как известно, расходуется более интенсивно. Потому водители понимают, что слишком нагружать двигатель нельзя, предел 2600 об/м – как красная линия, которую лучше не переходить.

Современные автомобили работают с электронными и цифровыми тахометрами, принцип действия которых одинаков. Рядом с коленвалом встраивается чувствительный датчик, и он измеряет частоту вращения коленвала. Специальный кабель доставляет данные на сам прибор, а его стрелка показывает соответствующие данным значения. В старых машинах тахометры были аналоговыми либо механическими, потому и принцип передачи данных был иным: с проводами, электросхемами, датчиками и магнитной катушкой. В последней собиралась энергия от вращения коленчатого вала – она-то и двигала стрелку устройства.

Собственно, основное деление тахометров на виды и определяется типом устройства.

Механические

Старые авто, а также мотоциклы остались единственными, наверное, транспортными средствами, которые работают с механическими тахометрами. Основной частью этого устройства является тросик: он с одной стороны присоединен к распредвалу, а с другой – соединен с приемным механизмом, что находится за шкалой прибора. Принцип работы таков: вал вращается, центральная жила в кожухе проворачивается. На шестерни подается момент кручения. К этим шестерням закреплена стрелка, она начинает двигаться. Обычно такие приборы ставились на низкооборотистые моторы, шкала которых делилась на интервалы по 250 об/мин.

Цифровые

Иначе – электронные тахометры. Они, к слову, считаются самыми точными в своем ряду. Но и количество элементов в рабочей схеме тоже больше. Это прежде всего датчик, который считывает показатели валовращения. Там появляются импульсы, что переходят на следующий узел. А также это обрабатывающий информацию процессор, передающий сигнал на оптрон. Тот, в свою очередь, делает электрические импульсы световыми сигналами. Наконец, в схему входит дисплей, на котором появляется понятная водителю информация. Данные обычно или цифровые, или в виде виртуальной шкалы со стрелочкой.

Кстати, в современном авто цифровой тахометр может быть подключен к электроблоку управления машиной. А для того чтобы заряд аккумулятора не был потрачен впустую при выключенном зажигании, последнее отключается на автомате.

Аналоговые

Если машине больше 20 лет, на ней стоит аналоговый тахометр. Если машина современная, но бюджетная, на ней также может быть установлен аналоговый прибор, но модернизированный. И это тоже круглая шкала с «гуляющей» по ней стрелочкой. Но аналоговый тахометр в отличие от механического иначе передает показатели оборотов. Это четырехузловое устройство, состоящее из датчика, магнитной катушки, стрелки и шкалы.

Датчик подсоединен к коленвалу либо распредвалу. Магнитная катушка стоит в корпусе тахометра. От датчика идет сигнал, становящийся магнитным полем. Стрелка имеет небольшой магнитик, он дает реакцию на силу поля, что появляется в катушке. В итоге стрелочка и отходит на тот или иной уровень. А на шкале деления такие же, как и в механическом агрегате. Аналоговые приборы для измерения оборотов могут быть штатными и выносными. Первые вмонтированы в приборную панель, что находится около спидометра. Выносной можно поставить в любое место на торпедо.

Нюансы выбора

Выбирая прибор, нужно понимать, что универсального и идеального устройства нет: у каждой модификации есть преимущества и недостатки.

Вот что следует учесть при выборе тахометра.

Механические модели, и это предсказуемо, не так точны в вычислениях. Погрешность может доходить до 500 об/мин. Вот почему их редко используют. Ну и довольно привычный минус любого механического устройства кроется в естественном износе троса и шестеренок, которые проблематично будет заменить. Сам трос выполнен из витой проволоки, и разница в скручивании сказывается на искажении показателей.

  • Но и аналоговые модели могут давать ту же погрешность, до 500 об/мин. Только вот работает устройство более стабильно, и данные все же ближе к реальности. Чтобы тахометр начал действовать, его надо просто грамотно подсоединить к электросхеме. Устройство устанавливают на приборной панели, но можно установить и как отдельный датчик – та же стойка лобового стекла станет удачным местом.

  • Нет ничего точнее электронных моделей, потому что работают они на точных электрических сигналах. Но и тут есть минус, и он заключен в информации, которая показывается на дисплее. Проще говоря, мозг водителя быстрее обрабатывают информацию в виде шкалы, чем в виде цифры – хотя звучать это может парадоксально. Многие, видя цифру, преобразовывают ее в вид шкалы.

Если в автомобиле есть штатный тахометр, при его поломке придется покупать такой же. Крайне редко можно снять устройство с одного авто и зафиксировать на другом. То же относится и к катеру, снегоходу, мотоциклу, мотоблоку.

Способы установки

Порой именно на этом этапе возникает больше всего вопросов. Важно помнить следующее – принципиально различаются установки на дизельный двигатель и на бензиновый. Отличаться будут и тахометры на генератор и на катушку зажигания. Если двигатель бензиновый, стоит для начала проверить, нет ли в комплекте схемы подключения – велика вероятность, что такая есть. В этом случае стоит делать все по схеме (фото, рисунку). Причем схема может быть контактной и бесконтактной. Если двигатель дизельный, предполагается подключение через генератор.

Если в цепи неисправность не найдена, а тахометр все равно работает неправильно, нужно искать причину в нем самом. Например, стрелка, которая не показывает адекватных значений, может быть связана со сниженным напряжением на выходе датчика. Дело может быть и в размагничивании, и в замусоренности магнитной муфты. Возможно, дефект есть в оси принимающего элемента. Увы, но в 9 случаях из 10 приходится менять сам тахометр, если тот перестал адекватно работать.

Модификации привычных для авто приборов появляются с завидной скоростью, все больше автоматических и точных систем.

Пошаговая схема подключения тахометра.

Достать сам прибор и подходящие клеммы. Это может быть и новая техника, и бывший в употреблении агрегат. Клеммы можно найти в любом магазине автоэлектрики.

Настроить тахометр на число оборотов двигателя. У новых приборов это обычно 4, 6 или 8 цилиндров в моторе – такой ориентир. Для настройки с задней части тахометра надо снять крышку. Обычно в устройстве всего 2 переключателя: если двигатель четырехцилиндровый, оба переключателя переводятся вниз, если восьмицилиндровый, оба вверх.

Найти под капотом выходной провод распределителя зажигания. Чтобы не перепутать провода, лучше воспользоваться мультиметром. Не все современные тахометры совместимы с проводами высоких вольт с токопроводящей цельнометаллической жилой, поэтому важно читать инструкцию.

Проверить подключение. Нужно подцепить все провода, завести двигатель, удостовериться, что все работает. Крепеж не высверливают, пока правильность соединений не проверена.

Установить прибор. Обычно местом его установки становится рулевая колонка. В ней проделывают отверстия под крепеж, к которым фиксируют монтажные скобы. Прибор закрепляется на скобах.

Подключить к тахометру питание. Нужно провод соединить с узлом промышленной проводки.

Установить прокладку в перегородке моторного отсека (чтобы провод не терся просто о металл, что даже пожароопасно).

Настроить лампочку переключения передач, если таковая, конечно, имеется.

Осталось только добавить, что сверление отверстий под крепеж должно быть предельно аккуратным, ведь в противном случае можно повредить или механизм руля, или внутреннюю проводку колонки.

Как проверить и пользоваться?

Диагностика – это то, чему можно научиться в домашних условиях, а если быть точнее, самому, не в автомастерской. Она заключается в подключении аналогичного устройства и сверке качества данных. Если прибор цифровой, проверить и настроить его работоспособность можно подключением параллельно основному прибору через спецклипсу. При совпадении значений приборов аналогичным будет отклонение параметров – поломка не связана с работой тахометра (поверка показала, что дело не в нем). Кстати, интервалом допустимых отклонений считается 100-150 об/мин.

Настройка китайского тахометра при некорректном поведении стрелки, или подозрении в таком дефекте, легко проводится на авто с бортовым компьютером. На приборной панели просто обозначится код ошибки: придется посмотреть, все ли так с контактом массы батареи, оценить проводку в соединительных узлах.

Чтобы провести настройку, необязательно в точности знать, какой это прибор – есть ли в нем оптические элементы, индукционные. Необязательно разбираться глубоко в работе ручных центробежных тахометров, в действии стробоскопических. Но вот совершенно точно не нужно действовать по принципу «включить/выключить, а там разберемся» – есть инструкция к устройству, где обычно производитель пошагово описывает настройку. И по этим шагам несложно определить, правильно ли он работает. Инструкции не универсальны, потому стоит обращаться именно к адресному алгоритму работы прибора.

Возможные неисправности

Первый признак того, что тахометр барахлит, – странно «ведет» себя стрелка. Она или упрямо опускается на ноль и не поднимается выше, или зависает на одном значении, или неуправляемо скачет, или резко падает.

Надо провести мониторинг цепей устройства:

посмотреть, в каком состоянии питающий провод (обычно он изолирован серым пластиком);

посмотреть напряжение питания – 12 В;

поглядеть, правильно ли присоединен заземляющий провод;

оценить работоспособность предохранителя.

Тахометры также становятся все более предсказуемы, понятны, точны и долговечны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *