Конструкция, принцип действия щелочных аккумуляторов
В гражданской авиации России и других государств используются никель-кадмиевые аккумуляторы, которые конструктивно и по своим электрическим характеристикам подобны друг другу.
В качестве активного вещества положительных электродов в никель-кадмиевых аккумуляторах используется гидрат окиси никеля, отрицательных электродов – губчатый кадмий. Электролитом является водный раствор едкого кали (КОН).
Электрохимические процессы, происходящие при разряде и заряде аккумулятора описываются выражением:
В отличие от кислотных аккумуляторов в щелочных аккумуляторах плотность электролита при заряде и разряде аккумулятора почти не изменяется. При эксплуатации плотность электролита выбирают в зависимости от температуры, при которой предполагается использование аккумулятора.
ЭДС аккумулятора (одного элемента) составляет 1,36 В и не зависит от температуры и плотности электролита. Для получения напряжения аккумуляторной батареи 24÷25 В используется батарея из двадцати последовательно включенных аккумуляторов (элементов). Ёмкость никель-кадмиевого аккумулятора мало зависит от величины тока разряда.
Конструктивно самолётная щелочная батарея аккумуляторов состоит из двадцати отдельных аккумуляторов (элементов) НКБН-25 (рис.2.2.1.), каждый из которых имеет индивидуальный корпус из полихлорвинила
Рис.2.2. Щелочной аккумулятор (элемент) НКБН-25
1 – корпус ; 2 – блок пластин (электродов); 3 – крышка; 4 – мостик;
5 – борн (полюсной штырь); 6 – гайка; 7 – уплотнительное кольцо;
8 – пробка; 9 – шайба; 10 – экран.
(или полиамидной смолы). В каждом элементе расположены блоки из 15 положительных и 14 отрицательных электродов (пластин), которые отделены друг от друга сепаратором, выполненным из одного слоя капрона и одного слоя щёлочестойкой бумаги. В верхней части каждого элемента расположены два борна (полюсных штыря с резьбой в верхней части), а также резьбовое отверстие для заливки электролита. Положительный борн маркируется знаком + (см. рис.2.2.3). Отверстие после заливки электролита глушится пробкой, которая не даёт выливаться электролиту при любом положении самолёта, а также обеспечивает сообщение полости аккумулятора с воздушной средой.
Рис.2.3. Общий вид щелочной батареи 20НКБН-25
1 – ручка затвора; 2 – ручка для переноски; 3 –замок; 4 – корпус; 5 и 14 – соединительные шины (накладки); 6 и 9 – прокладки; 7- шайба; 8 – гайка;
10 – крышка; 11 – окна; 12 – изоляционный уголок; 13 – аккумулятор НКБН-25;
15 – стержень крепления.
Элементы размещаются в общем стальном корпусе в 2 ряда (рис.2.2.3). Ряды отделены друг от друга изолирующей прокладкой 4. Аккумуляторы НКБН-25 отделены друг от друга и от корпуса батареи с помощью прокладок, которые помимо изоляции обеспечивают плотное размещение элементов в корпусе батареи. Для последовательного соединения элементов между собой предусмотрены шины 3 и 7 в виде накладок, которые надеваются на положительный и отрицательный полюса соответствующих элементов и крепятся с помощью гаек.
Для контроля уровня электролита на боковых стенках корпуса предусмотрены смотровые окна.
Сверху корпус закрывается пластмассовой крышкой 10 (рис.2.2.2.), которая закрывается защёлкивающимися (патефонными) замками 3.
Для изоляции корпуса батареи от металлической конструкции самолёта к основанию с двух сторон прикреплены изоляционные уголки.
Рис. 2.4. Вид на аккумуляторную батарею 20ЕКБН-25 сверху.
1 – розетка штепсельного разъёма; 2 – корпус; 3 – соединительная шина (накладка); 4 – прокладка; 5 – гайка; 6 – прокладка задняя; 7 – шина;
8 – аккумулятор (элемент) НКБН-25; 9 – вывод.
Для подсоединения батареи к бортовой сети на задней стенке корпуса расположен штепсельный разъём РША-1.
Основные данные аккумуляторной батареи 20НКБН-25:
— напряжение при токе нагрузки 80÷100 А не менее 24 В
— максимальный разрядный ток……………………….650 А
— ёмкость при токе разряда 10 А………………………..25 Ач
— время разряда при токе 50 А…………………………..22 мин
— время разряда при токе 100 А…………………………11 мин
Вместо отечественных аккумуляторных батарей 20НКБН-25 на самолётах и вертолётах гражданской авиации разрешается комплектная установка французских аккумуляторных батарей аккумуляторных батарей 26108 фирмы SAFT и 20FR25Н1С-R VARTA, которые полностью взаимозаменяемы с аккумуляторными батареями 20НКБН-25.
Данные аккумуляторные батареи состоят из двадцати никель-кадмиевых элементов (аккумуляторов) типа VHP 260 KH-3. Каждый элемент имеет индивидуальный корпус из полиамидной пластмассы. Все элементы размещаются в общем корпусе из нержавеющей стали, полностью идентичном корпусу аккумуляторной батареи 20НКБН-25. Электролит – раствор едкого калия (КОН) с относительной плотностью 1,30. Аккумуляторные батареи могут эксплуатироваться при температуре окружающей среды от -40°С до +71°С.
Номинальное напряжение при токе 90 – 100А составляет 24В. При температуре воздуха ниже -5°С при проверке аккумуляторной батареи допускается напряжение;
22,5 В – для аккумуляторных батарей SAFT :
23 В – для аккумуляторных батарей VARTA.
Достоинства щелочных аккумуляторных батарей:
Щелочные аккумуляторы в сравнении с кислотными имеют следующие преимущества:
— меньше масса (примерно на 4¸5 кг);
— больше удельная мощность;
— не боятся ударов;
— не боятся вибрации;
— не боятся коротких замыканий во внешней цепи;
— не боятся недозарядов и глубоких разрядов;
— хранятся в разряженном состоянии;
— имеют больший срок службы;
— проще в эксплуатации.
Щелочные аккумуляторы имеют и недостатки, из которых самый существенный — явление “теплового разгона”. “Тепловой разгон” возможен только в конце заряда щелочного аккумулятора от мощного источника постоянного тока. Он проявляется в виде резкого роста тока заряда с одновременным ростом температуры электролита.
Тепловой разгон возможен при наличии одновременно трех факторов:
— заряд аккумулятора от источника постоянного тока значительно более мощного, чем аккумуляторная батарея;
— заниженный уровень электролита (значительная поверхность электродов и сепаратора находятся над поверхностью электролита);
— в сепараторе над поверхностью электролита есть повреждения, через которые могут проникать газы, образующиеся при заряде аккумулятора.
Промышленная аккумуляторная батарея 20НКБН-25-УЗ для авиационных двигателей, обслуживание и характеристики
Батарея предназначена для запуска авиационных двигателей и в качестве резервного источника питания постоянным током бортовой аппаратуры ЛА.
Особенности устройства
Аккумуляторная батарея 20НКБН-25 состоит из 20 аккумуляторов НКБН-25, помещенных в контейнер из нержавеющей стали. Аккумуляторы соединены последовательно с помощью 18 шин МЦ-28,5 и одной шины МЦ-36,5. Аккумулятор состоит из блока положительных и отрицательных электродов с активными массами из оксидов никеля и кадмия, изолированных друг от друга щелочестойкой сепарацией. Токоотводы электродов приварены к мостикам с токовыводами, которые через отверстия в крышке выведены наружу. На каждом токовыводе имеются по одной шайбе, гайке, уплотнительному кольцу. Аккумуляторы залиты электролитом – водным растровом калия гидрата окиси плотностью 1190…1210 кг/м3(1,19…1,21 г/см3), с добавкой 20 кг/м3(20г/л) лития гидроокиси.
Технические характеристики
Среди технических характеристик аккумуляторной батареи 20НКБН-25 можно выделить: номинальное напряжение батареи 24В, сопротивление изоляции между токоведущими частями батареи и корпусом контейнера не менее 20кОм, массу батареи – не более 24 кг, напряжение разомкнутой цепи заряженной батареи не менее 25,5 В. Они гарантируются только при воздействии следующих климатических и механических факторов: температура окружающего воздуха от -20оС до +50оС, при пониженном атмосферном давлении до 665 Па(5 мм рт.ст.) и изменении высоты со скоростью 20+6 км/мин, при и после воздействия вибрации в рабочем положении (крышкой вверх) в диапазоне частот 10-2000 Гц при ускорении до 100 м/с2(10g) с амплитудой колебания не более 1 мм.
Приведение батареи в рабочее состояние и техническое обслуживание должно проводиться на ЗАС при температуре окружающего воздуха 25оС (+-10оС), относительной влажности 45…80%, атмосферном давлении 84…107 кПа (630…800 мм рт.ст).
Емкость аккумуляторов и батареи
Емкость батареи помогает определять время безопасного полета и возможность автономного запуска авиадвигателей. Емкость отдельных аккумуляторов должны быть не менее 25 А*ч при разряде током 10 А. Если аккумулятор показывает заряд менее 25 А*ч, то он исчерпал свой ресурс, что может привести к снижению характеристик батареи, перегревам и выходу из строя.
Напряжение аккумуляторов и батареи
Напряжение батареи при заряде является основным показателем работоспособности и должно составлять не менее 32В. Недопустимо снижение напряжения более чем на 2В. Контроль напряжения на заряде позволяет выявлять неисправные аккумуляторы, которые выходят из строя из-за разрушений сепаратора.
Уровень электролита
Уровень электролита в заряженной батарее не требует корректировки. Повышенная температура эксплуатации (более +50оС) и повышенное напряжение бортовой сети приводят к ускорению процессов, разложению воды в электролите при подзаряде и снижению уровня электролита.
Плотность электролита
Повышенная плотность электролита, выше 1,21 г/см3 может привести к увеличению внутреннего сопротивления и к перегревам при подзаряде. Пониженная плотность электролита, ниже 1,19 г/см3, приводит к потере работоспособности батареи при отрицательных температурах.
Температура электролита
Повышенная температура электролита приводит к снижению уровня электролита, изменению активных масс электродов.
Эксплуатация батареи будет прекращена в случае, если:
- емкость батареи менее 25,0 А*ч при контрольном разряде током 10 А или менее 23,75 А*ч при разряде током 25 А;
- количество замененных аккумуляторов равно семи;
- требуется замена очередного аккумулятора.
Техническое состояние аккумулятора оценивается емкостью при контрольном разряде батареи током 10А, которая должна быть не менее 25 А*ч, напряжением в конце заряда не менее 1,5 В, снижением напряжения в последние 60 минут заряда не более 0,2В, отсутствием переполюсовок в конце разряда.
Работа
Работа аккумуляторной батареи на объекте допускается с основным источником постоянного тока (в буферном режиме) при напряжении бортовой сети 27. 30 В в соответствии с ГОСТ 19705-89. Оптимальным напряжением заряда батарей является напряжение 28,5…29,0 В. Рабочая температура в батарейном отсеке должна быть в диапазоне от -20оС до +50оС. Оптимальная температура окружающей среды – не выше +35оС. Эксплуатация батареи при напряжении выше 30 В приводит к ее интенсивному разогреву выше допустимых температур.
Принцип работы аккумулятора
Никель-кадмиевый аккумулятор превращает при заряде электрическую энергию в химическую, а при разряде – химическую энергию в электрическую. Однако длительная эксплуатация приводит к старению активных масс электродов, сепаратора и износу деталей.
Факторы, способствующие возникновению процесса «теплового разгона» батареи
Особенностью батарей 20НКБН-25 является возможность возникновения процесса «тепловой разгон», который способствует повышению температуры батарей. Вследствие этого процесса разрушаются батареи, происходит внутреннее замыкание аккумуляторов, оплавление сосудов и т.д. Факторами, которые способствуют возникновению процесса «теплового разгона» батареи могут быть: недостаток электролита в аккумуляторах, повышенное напряжение бортовой сети при заряде в полете или при наземных работах, повышенная температура окружающей среды и неблагоприятные условия теплообмена, повышенная плотность электролита, изменение режима заряда и естественное старение активных масс электродов.
Признаками «теплового разгона» являются: повышение температуры электролита и аккумуляторов, снижение напряжения на батареи до 32,0 В и менее.
Состояние батарей, выпускаемых предприятием-изготовителем
Батареи поставляются предприятием-изготовителем в разряженном состоянии, залитые электролитом.
Руководство по технической эксплуатации
При эксплуатации аккумуляторной батареи 20НКБН-25 могут возникнуть такие неисправности как: напряжение под нагрузкой менее 24,0 В или напряжение разомкнутой цепи батареи ниже 25,0 В, механические и тепловые повреждения батарей, повышение зарядного тока батарей. Они выявляются на объекте. Неисправности, которые выявляются на ЗАС: емкость батарей и аккумуляторов ниже нормы, протекание электролита, механические и тепловые повреждения батареи, аккумуляторов и контейнера.
Руководство по технической эксплуатации
Обслуживание батарей проводится в соответствии с технологическими картами 1-20 Руководства по технической эксплуатации аккумуляторной батареи 20 НКБН-25-УЗ.
При работе с батареями запрещается:
- хранить и приводить в работу совместно с кислотными батареями
- применять для заливки электролита металлические приспособления
- применять электролит, не предусмотренный Руководством по технической эксплуатации
Правила хранения
Новые батареи поставляются предприятием-изготовителем в разряженном состоянии, залитые электролитом и хранятся в заводской транспортировочной опломбированной таре в складских помещениях. Наилучшие условия хранения обеспечиваются при температуре от 0 до +30оС в ящиках, защищенных от атмосферных осадков и солнечного излучения. Длительность хранения батарей в разряженном состоянии составляет 2 года 4 месяца.
Транспортирование
Батареи могут быть транспортированы только в разряженном состоянии до напряжения 20В, в нормальном положении (крышкой вверх), залитыми электролитом с ввернутыми пробками в деревянных ящиках с упаковкой в полиэтиленовый чехол или полиэтиленовую салфетку размером 1000 на 1000 мм.
Типы и основные параметры щелочных аккумуляторов и батарей
В системах автономного и резервного электропитания применяются различные типы аккумуляторных батарей. В настоящее время наиболее распространены свинцово-кислотные АКБ различных типов — герметизированные AGM, гелевые, OPz и с жидким электролитом (в основном, тяговые). В последнее время все большую популярность набирают безопасные и долговечные литий-железо-фосфатные аккумуляторы.
Но старые добрые щелочные аккумуляторы не сдаются. Ниже рассмотрены их характеристики и области применения.
1. Типы щелочных аккумуляторов
Аккумуляторы в зависимости от величины емкости разделяются на следующие типы (см. табл. 1). В этой же таблице указаны и основные характеристики аккумуляторов. В условном обозначении типа аккумулятора буквы означают электрохимическую систему аккумулятора: НК- никель-кадмиевая; НЖ — никель-железная; цифры после букв — номинальную емкость в ампер-часах. Для отличия одного типа аккумулятора от другого на их крышках выбиты клеммы: у никель-кадмиевых — НК, у никель-железных- на крышке и на боковых сторонах — НЖ. При эксплуатации аккумуляторов следует помнить, что: у никель-кадмиевых аккумуляторов положительный полюс электрически замкнут с корпусом; у никель-железных аккумуляторов отрицательный полюс электрически замкнут с корпусом; у положительных выводов аккумуляторов выштампован знак » + «. Условное обозначение типа аккумуляторной батареи состоит из условного обозначения аккумуляторов и цифры перед буквами, означающей число последовательно соединенных аккумуляторов. В условном обозначении типа батареи означают:
Обозначение типа | Номинальная емкость, ач | Номинальное напряжение, в | Нормальный режим | Количество электролита в литрах | |||
заряд | разряд | ||||||
время, ч | ток, а | ток, а | напряжение в конце эазряда, в | ||||
НК-3 | 3 | 1.25 | 6 | 0.75 | 0.28 | 1.0 | 0.04 |
НК-13 | 13 | 1.25 | 6 | 3.30 | 1,25 | 1.0 | 0.12 |
НК-28 | 28 | 1.25 | 6 | 7.00 | 2,75 | 1.0 | 0.27 |
НЖ-22 | 22 | 1.25 | 6 | 5,50 | 2,75 | 1.0 | 0,27 |
НК-55 | 55 | 1.25 | 6 | 14,0 | 5,65 | 1.0 | 0.45 |
НЖ-45 | 45 | 1.25 | 6 | 11,25 | 5,65 | 1.0 | 0.45 |
НК-80 | 80 | 1.25 | 6 | 20,00 | 7,50 | 1.0 | 0.75 |
НЖ-60 | 60 | 1.25 | 6 | 15,00 | 7,50 | 1.0 | 0.75 |
НК-125 | 125 | 1.25 | 6 | 31,00 | 12,50 | 1.0 | 1,20 |
НЖ-100 | 100 | 1.25 | 6 | 25,00 | 12,50 | 1.0 | 1,20 |
2НК-24 | 24 | 2,5 | 6 | 26,00 | 13,00 | 2.0 | 0.47 |
2ФКН-9-I-II | 29 | 2,5 | 6 | 2.3 | 0.5 | 2.0 | 0.26 |
2. Исполнение щелочных аккумуляторов
Тип батарей п деревянных ящиках | Тип батарей в металлических каркасах | Номинальная емкость, ач | Номинальное напряжение, в |
32НК-ЗТ 64НК-ЗТ |
. | 3 | 40,00 80,00 |
4НК-13-1 4НК-13-П 5НК-13-1 17НК-13Т 25НК-13Т 34НК-13Т |
4НК-13 IK 4НК-13 IIК 5НК-1.3 1К |
13 | 5,00 5,00 6,25 21,25 31,25 42,50 |
10НК-28Т 17НК-28 |
10НК-28КТ 17НК-28К |
28 | 12,50 21.25 |
10НЖ-22Т 17НЖ-22 |
10НЖ-22КТ 17НЖ-22К |
22 | 12,50 21,25 |
ЗНК-55Т 4НК-55Т 4НК-55 5НК-55 7НК-55Т 10НК-55 |
ЗНК-55КТ 4НК-55КТ 4НК-55К 5НК-55К 7НК-55КТ 10НК-55К |
55 | 3,75 5,00 5,00 6,25 8,75 12,50 |
ЗНЖ-45Т 4НЖ-45Т 4НЖ-45 5НЖ-45 7НЖ-45Т 10НЖ-45 |
ЗНЖ-45КТ 4НЖ-45КТ 4НЖ-45К 5НЖ-45К 7НЖ-45КТ 10НЖ-45К |
45 | 5,00 6,25 8,75 12,50 |
4НК-80Т 5НК-80 7НК-8ОТ 10НК-8ОТ |
4НК-80КТ 5НК-80К 7НК-80КТ 10НК-8ОКТ |
80 | 5,00 6,25 8,75 12,50 |
4НЖ-60Т 5НЖ-60 7НЖ-60Т 10НЖ-60Т |
4НЖ-60КТ 5НЖ-60К 7НЖ-60КТ 10НЖ-60КТ |
60 | 5,00 6,25 8,75 12,50 |
4НК-125Т 5НК-125Т 10НК-125Т ЮНК-125 |
4НК-1125КТ 5НК-125КТ 10НК-125КТ 10НК-125К |
125 | 5,00 6,25 8,75 12,50 |
4НЖ-100Т 5НЖ-100Т 10НЖ-100Т 10НЖ-100 |
4НЖ-100КТ 5НЖ-100КТ 10НЖ-ЮОКТ 10НЖ-100К |
100 | 5,00 6,25 8,75 12,50 |
— буква «К»-батареи, смонтированные в металлическом каркасе;
— буква «Т» — расположение выводных клемм на торцовой стороне;
— римские цифры — расположение аккумуляторов в рамках:
I — в один ряд по длине; II — в два ряда по длине.
Для отличия от никель-кадмиевых батарей производственная марка на стенке батарейного ящика никель-железных батарей имеет клеймо «НЖ»-
2.3. Аккумуляторные батареи изготавливаются в деревянных ящиках, или в рамках, или в металлических каркасах.
2. 4. Аккумуляторные батареи разделяются на типы в соответствии с табл. 2.
2. 5. Общий вид батарей в деревянных ящиках, рамках и металлических каркасах представлен на рис. 1-4.
2.6. Батареи, смонтированные в металлических каркасах, могут быть демонтированы (при замене вышедших из строя аккумуляторов) и вновь смонтированы без нарушения целостности каркаса.
3. ЭЛЕКТРОЛИТ
3.1. Для щелочных никель-кадмиевых и никель-железных аккумуляторов в зависимости от температурных условий применяется электролит согласно табл. 3.
Примечания. 1. Никель-кадмиевые аккумуляторы применяются при температуре до минус 40°С, никель-железные — до минус 20°С.
2. При температуре воздуха от минус 20°С до минус 40°С допускает ся применять составной электролит плотности 1,25-1,27 г/см 3 , при этом емкость аккумуляторов будет несколько ниже (на 5-10%) по сравнению с его емкостью на калиевом электролите с такой же плотностью.
3. Следует иметь в виду, что при эксплуатации на электролите — растворе едкого натрия плотности 1,17-1,19 г/см 3 с добавкой 20 г/л едкого лития (моногидрата лития) электрические характеристики аккумуляторов не сколько снижаются.
3.2. При отсутствии составного электролита — раствора калия едкого с добавкой едкого лития-допускается применение: а) при эксплуатации при температуре от плюс 10°С и выше составного электролита — раствора натрия едкого плотности 1,17-1,19 г/см 3 с добавкой 20 г на литр едкого лития аккумуляторного (моногидрата лития);
б) при эксплуатации при температуре от минус 19° до плюс 10°С-раствора едкого калия плотности 1,19-1,21 г/см 3 . В этих случаях указанный в ГОСТе срок службы аккумуляторов не гарантируется.
3. 3. Перевод аккумуляторов на калиевый электролит повышенной плотности перед эксплуатацией при температуре минус ,20° С и ниже необходимо производить следующим образом:
а) аккумуляторы, которые до перехода на электролит из калия едкого повышенной плотности работали на составном калиевом электролите или на растворе из калия едкого плотности 1,19-1,21 г/см3, заливаются раствором калия едкого плотности 1,26-1,28 г/смг;
б) аккумуляторы, которые до перехода на электролит повышенной плотности работали на составном натриевом электролите, сначала заливаются (на 2-3 цикла) раствором калия едкого плотности 1,19-1,21 г/см3, после чего электролит меняется на раствор калия едкого плотности 1,26-1,28 г/см3;
в) составной электролит, вылитый .из аккумуляторов перед заливкой электролитом из калия едкого плотности 1,26- 1,28 г/см3, следует сохранять в герметически закрытой посуде; его можно вновь использовать при переводе аккумуляторовна постоянную работу при температуре выше минус 20° С.
3. 4. Материалы для составления электролитов поставляются в следующем виде:
а) отдельно калий едкий, ГОСТ 9285-69, марки А (твердый) или марки В (жидкий) для аккумуляторной промышленности и литий едкий аккумуляторный, ГОСТ 8595-57;
[/sociallocker] б) составная щелочь сорта А — готовая смесь калия едкого и едкого лития с соотношением: едкий литий/едкий натрии=0,004-0,045
ТУ№ 6-18-58-69; в) отдельно натрий едкий (сода каустическая), ГОСТ 2263-59, сорта А и литий едкий аккумуляторный, ГОСТ 8595-57; г) составная щелочь сорта Б — готовая смесь едкого натрия и едкого лития с соотношением: едкий литий/едкий натрии=0,028-0,032
3.5. Составные щелочи могут поставляться в твердом виде (сплав однородный, кусками, чешуйками или гранулами) и в виде концентрированных растворов плотности 1,41 г/см3. Твердые щелочи поставляются в герметически закрытых железных сосудах, а жидкие — в стеклянных бутылях, помещенных в деревянные обрешетины. Во всех случаях тара должна иметь соответствующую маркировку.
4. ПРИГОТОВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОЛИТА
4. 1. Для приготовления электролита соответствующей плотности из едкого калия, едкого натрия или калиево-литиевых и натриево-литиевых готовых составных щелочей в твердом и жидком виде следует пользоваться табл. 4.
Состав щелочи | Кол-во воды | Плотность, г/см 3 | |
на 1 кг твердой щелочи | на 1 л. жидкой щелочи плотности 1,41 г/см 3 | ||
Калиевая или готовая составная | 3,0 | 1,00 | 1, 19-1, 25 |
Калиево-литиевая | 2,0 | 0,55 | 1, 26-1,28 |
Натриевая или готовая составная натриево-литиевая | 5,0 | 1,5 | 1, 17-1, 19 |
Если составной электролит готовится из отдельные компонентов- едкого калия, едкого натрия и едкого лития (п. 3.4а, в), то в готовый раствор едкого калия плотности 1,19-1,21 г/см 3 добавляется едкий литий из расчета 20 г на литр раствора; в готовый раствор едкого натрия плотности 1,17-1,19 г/см 3 добавляется едкий литий (моногидрат) из расчета 20 г на литр раствора.
4. 2. Количество электролита в литрах, необходимой для заливки аккумуляторных батарей, определяется умножением числа, указывающего количество, требующееся для заливки одного аккумулятора данного типа (см. табл. 1), на число аккумуляторов в батарее.
4. 3. Чтобы определить вес твердых щелочей (в килограммах), необходимый для приготовления требуемого количества электролита, надо разделить количество электролита в литрах:
а) на три, если требуется приготовить электролит калиевый или калиево-литиевый плотности 1,19-1,21 г/см
б) на два, если требуется приготовить раствор калия едкого плотности 1,26-1,28 г/см 3 ;
в) на пять, если требуется приготовить электролит натриевый или калиево-литиевый плотности 1,19-1,21 г/см
4. 4. Отвешенное количество щелочи помещаемся ч посуду и заливается необходимым количеством воды. Твердая калиево-литиевая щелочь имеет однородный состав и может отвешиваться в любом необходимом количестве.
4. 5. Жидкая калиево-литиевая щелочь плотности 1,41 г/см 3 имеет белый осадок нерастворившегося едкого лития. При приготовлении из нее электролита все содержимое бутыли необходимо растворять одновременно.
4. 6. Перед приготовлением электролита необходимо убедиться, что имеющаяся в наличии щелочь соответствует требованиям настоящих правил ухода.
4. 7. Для растворения щелочи пригодны дистиллированная вода, дождевая вода, собранная с чистой поверхности, вода, полученная при таянии чистого снега, и конденсат. В случае необходимости разрешается применять дляприготовления электролита любые естественные воды (грунтовые, речные, озерные), признанные санитарным надзором годными для питья (кроме минеральных). Питьевая вода может применяться для приготовления электролита в сыром виде.
4. 8. Электролит приготовляется в железных, пластмассовых баках «ли стеклянных сосудах. Баки должны иметь плотно закрывающиеся крышки. Предпочтительно иметь баки с двумя кранами для слива осветленной щелочи и скопившегося внизу осадка. В бак наливается половина необходимого количества воды и выливается жидкая щелочь. Другая часть воды служит для ополаскивания бутыли с целью растворения частиц едкого лития, после чего она тоже сливается в бак. Белый осадок должен быть полностью растворен.
4. 9. Воспрещается пользоваться оцинкованной, луженой, алюминиевой, медной, свинцовой и керамиковой посудой, а также посудой, применяющейся для приготовления электролита свинцовых аккумуляторов.
Примечание. В щелочных растворах плотности 1,17-1,23 г/см3 полагающаяся норма едкого лития растворяется полностью, после отстаивания этого раствора осадок содержит не литий, а вредные примеси.
4. 10. Растворение щелочи производят при перемешивании железным прутком или прутком из щелочестойкого материала (стекло, винипласт). Остывший раствор щелочи доводят до требуемой плотности по ареометру, добавляя воду или твердую щелочь при перемешивании. После растворения щелочей как в дистиллированной, так и в естественных водах необходимо дать раствору отстояться до полного осветления (обычно от 3 до 6 часов), после чего слить осветленную часть. Отстоявшийся и остывший до температуры не выше 30° раствор пригоден для заливки в аккумуляторы.
4. 11. Исходные щелочи, а также электролит при приготовлении и хранении следует предохранять от доступа воздуха, чтобы сделать возможно меньшим поглощение углекислоты (из воздуха), так как это уменьшает емкость и сокращает срок службы аккумуляторов. Для этого сосуды для разведения и хранения электролита и исходных материалов должны иметь плотно закрывающиеся крышки. Меры предосторожности при приготовлении электролита
4. 12. Твердая щелочь и электролит разъедают кожу, одежду, обувь.
4. 13. При разбавлении и разведении щелочи необходимо защищать глаза, кожу и одежду от попадания твердой щелочи и раствора.
4. 14. Для этого необходимо надевать защитные очки, резиновые перчатки, резиновый фартук.
4. 15. Участки кожи и одежды, облитые щелочью, необходимо смыть 3-процентным раствором борной кислоты или струей воды для удаления признаков щелочи.
4. 16. При ожогах необходимо обращаться к врачу.
5. ВВЕДЕНИЕ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ АККУМУЛЯТОРОВ И БАТАРЕЙ, НЕ БЫВШИХ В ЭКСПЛУАТАЦИИ ИЛИ ХРАНИВШИХСЯ В РАЗРЯЖЕННОМ СОСТОЯНИИ БЕЗ ЭЛЕКТРОЛИТА
5. 1. С поверхности аккумуляторов и батарейных ящиков удалить чистой ветошью пыль и соль, проверить правильность последовательного соединения аккумуляторов в батарее и плотно затянуть гайки межэлементных соединений. Следы ржавчины на деталях, не покрытых лаком, снять ветошью, смоченной в керосине.
5. 2. Аккумуляторы залить электролитом в соответствии с п. 3. 1 настоящей инструкции, дать постоять не менее 2-х часов ( для пропитки пластин) и проверить вольтметром напряжение на каждом из них. В случае отсутствия напряжения на аккумуляторе оставить его еще на 10 часов, после чего вновь проверить напряжение аккумулятора. Если при этом величина его будет равна нулю, то такой аккумулятор следует заменить.
5. 3. После 2-часовой пропитки проверить уровень электролита над пластинами аккумуляторов (согласно пп. 9. 1, 9. 2), который должен быть не менее 5- и не более 12 мм. Строгое соблюдение уровня электролита (не более 12 мм) требуется для предупреждения выбрызгивания электролита из аккумулятора во время заряда. Для уменьшения уровня электролита в аккумуляторе необходимо пользоваться резиновой грушей.
5. 4. После установления нормального уровня электролита аккумуляторы включают на заряд и сообщают 2-4 цикла режимом: заряд-нормальным зарядным током в течение 12 часов, разряд — нормальным разрядным током в течение 8 часов, но до напряжения не менее 1 в на худший аккумулятор в каждой батарее. Затем проводится контрольный цикл режимом: заряд — нормальным зарядным током в течение 6 часов, разряд — нормальным разрядным током до 1 в на худший аккумулятор. Если отданная при этом емкость будет не ниже гарантированной, аккумуляторы могут быть пущены в эксплуатацию. Для улучшения качества аккумуляторов рекомендуется перед пуском их в эксплуатацию (после определения емкости на контрольном цикле) сменить электролит на свежий в соответствии с п. 3. 1 настоящей инструкции.
5. 5. Иногда аккумуляторы, главным образец (никель-железные) после длительного бездействия, имеют временное снижение емкости и требуют дополнительной тренировки перед пуском в эксплуатацию. В этих случаях после контрольного цикла следует дать нормальный заряд (см. табл. 1) и провести разряд аккумуляторов нормальным разрядным током в течение 8 часов, не обращая внимания на напряжение аккумуляторов. Разряд .ведется без внешнего источника тока на реостат до тех пор, пока возможно поддерживать постоянную силу тока. В конце разряда нормальная сила тока поддерживается с помощью внешнего источника тока. Для этого аккумуляторы следует подключить к зарядному агрегату так, чтобы положительный полюс аккумулятора был соединен с минусом зарядной сети, а отрицательный полюс — с плюсом сети. Сила тока при этом регулируется реостатом. После такого глубокого разряда дается заряд нормальным зарядным током в течение 16 часов, и аккумуляторы направляются в эксплуатацию. Последующие заряды производятся в течение 6 часов нормальным током.
5. 6. При необходимости форсированного ввода в эксплуатацию аккумуляторов и батарей рекомендуется следующий режим: аккумуляторы залить электролитом в соответствии с п, 3. 1 настоящей инструкции, дать постоять 0,5 часа и проверить вольтметром напряжение на каждом из них. После пропитки проверить уровень электролита (см. п. 5.3) и поставить аккумуляторы на заряд. Заряд проводится в течение 3-х часов током вдвое больше нормального. После форсированного ввода аккумуляторы отдают не менее 60% номинальной емкости. В случае отсутствия напряжения на аккумуляторе аккумулятор или батарея с таким аккумулятором подлежит вводу в действие нормальным режимом.
5. 7. При переходе на нормальную эксплуатацию аккумуляторы подготавливаются согласно п. 5. 4.
6. ХРАНЕНИЕ АККУМУЛЯТОРОВ И БАТАРЕЙ В ЗАРЯЖЕННОМ СОСТОЯНИИ
6. 1. Аккумуляторы и батареи при хранении в заряженном состоянии теряют часть своей емкости. Остаточная емкость свежезаряженных аккумуляторов и батарей после 30-су-точного хранения при температуре 20±5°С должна соответствовать табл. 5.
Обозначение типа | Остаточная емкость после 30-суточн. хранения, а-ч | ||
с 11 по 500 цикл. | с 501 по 750 цикл. | с 751 по 10ООцикл. | |
НК-3 | 2,35 | 2,30 | 2,15 |
НК-13 | 10,50 | 10,00 | 9,50 |
НК-28 | 23,00 | 22,00 | 21,00 |
НК-55 | 46,00 | 44,00 | 42,00 |
НК-80 | 63,00 | 60,00 | 57,00 |
НК-125 | 105,00 | 100,00 | 95,00 |
2НК-24 | 21,6 | 18,8 | 18,0 |
Остаточная емкость свежезаряженных аккумуляторов и батарей после 6 месяцев хранения при температуре плюс 20±5°С должна соответствовать указанной в табл. 6.
6. 2. Для длительного хранения в заряженном состоянии аккумуляторы и батареи подготавливаются следующим образом: а) аккумуляторы вводятся в действие режимом п. 5. 4, на длительное хранение в заряженном состоянии ставятся только такие аккумуляторы, емкость которых не ниже гарантированной;
Обозначение типа | Остаточная емкость после 6-месяцев хранения, а-ч | ||
с 11 по 500 цикл. | с 501 по 750 цикл. | с 751 по 10ООцикл. | |
НК-3 | 1,50 | 1,25 | 1,12 |
НК-13 | 6,50 | 5,50 | 5,00 |
НК-28 | 14,00 | 12,50 | 11,00 |
НК-55 | 27,50 | 24,50 | 22,50 |
НК-80 | 40,00 | 33,00 | 30,00 |
НК-125 | 62,50 | 55,00 | 50,00 |
2НК-24 | 12,0 | 11,0 | 10,00 |
б) после проведения контрольного цикла аккумуляторам сообщается заряд.
При постановке на 30-суточное хранение заряд проводится нормальным режимом. При подготовке к 6-месячному хранению заряд проводится нормальным током в течение 9 часов.
6. 3. По окончании заряда аккумуляторы и батареи выдерживаются с открытыми пробками для отгазовки в течение 2-4 часов. Затем корректируется уровень и плотность электролита и аккумуляторы закрываются пробками, имеющими исправные резиновые вентильные кольца.
6. 4. Хранение аккумуляторов и батарей в заряженном состоянии рекомендуется проводить в прохладных неотапливаемых помещениях. Повышение температуры при хранении заряженных аккумуляторов уменьшает величину остаточных емкостей.
6. 5. Аккумуляторы и батареи, имеющие после 30 суток и 6-ти месяцев хранения емкости ниже указанных в табл. 5 и 6, дальнейшему повторному хранению в заряженном состоянии не подлежат.
7. ВВЕДЕНИЕ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ АККУМУЛЯТОРОВ, ХРАНИВШИХСЯ ЗАЛИТЫМИ ЭЛЕКТРОЛИТОМ
7. 1. Аккумуляторы, хранившиеся с электролитом не больше одного года, вводятся в эксплуатацию без смены электролита (при условии его соответствия требованиям п. 3. 1. настоящей инструкции).
При более длительном хранении электролит сменить. В остальном введение в эксплуатацию производится в соответствии с изложенным в разделе 5 настоящей инструкции.
8. ОБЩИЕ ПРАВИЛА УХОДА ЗА ЩЕЛОЧНЫМИ АККУМУЛЯТОРАМИ И БАТАРЕЯМИ
8. 1. Аккумуляторы, батарейные рамки, деревянные футляры я металлические каркасы должны содержаться сухими и чистыми.
8. 2. Никелированные, не покрытые лаком детали аккумуляторов и межэлементные соединения батарей должны быть всегда покрыты смазкой «Несртегаз-204У» МРТУ 12 Н №69-63 или другим равноценным в отношении защиты от коррозии смазочным материалом, не содержащим кислот. Воспрещается смазывать смазкой резиновые кольца у пробок (так как в этом случае они теряют свои упругие свойства) и корпуса аккумуляторов, покрытые черным битумным лаком, во избежание порчи покрытия. Примечание. Если аккумуляторы окрашены эмалями, а их крышки не имеют лакокрасочного покрытия, то последние смазываются смазкой «Нефтегаз НГ-204У» по МР7У 12Н № 69-63. В этом случае все никелированные, не окрашенные лаком детали и межэлементные соединения батарей могут быть покрыты той же смазкой «Нефтегаз НГ-204У».
8. 3. При обнаружении ржавчины на аккумуляторе ее следует счистить ветошью, смоченной в керосине. Очищенное место необходимо вновь покрыть любым щелочестойким лаком.
8. 4. Для очистки наружных частей аккумулятора от пыли и ползучих солей следует пользоваться чистой влажной ветошью, навернутой на деревянную палочку.
8. 5. При работе с гаечным ключом и другим металлическим инструментом нельзя допускать коротких замыканий одновременным прикосновением к разноименным выводным контактам аккумуляторов. Никогда не оставлять на батарее инструмент и металлические детали.
8. 6. Перед каждым зарядом и разрядом необходимо проверить состояние контактов и подтянуть гайки.
8. 7. Необходимо следить за состоянием резиновых колец у вентильных пробок и в случае порчи заменить их новыми. Периодически прочищать вентильные отверстия пробок.
8. 8. Периодически следует проверять, нет ли короткого замыкания между аккумуляторами в батарее. Если зазор между аккумуляторами становится меньше 3 мм, следует изолировать их друг от друга щелочестойким изоляционным материалом (эбонит, винипласт или в крайнем случае резина).
8. 9. Периодически прочищать сточные канавки деревянных футляров батарей.
Меры предосторожности
8. 10. Никогда не пользоваться открытым пламенем вблизи батареи. Совместное хранение и эксплуатация щелочных и кислотных батарей не допускаются. Все кислоты разрушают щелочные аккумуляторы.
8. 11. При эксплуатации никель-кадмиевых аккумуляторов следует помнить, что их положительный полюс электрически замкнут с корпусом аккумулятора.
9. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЭЛЕКТРОЛИТОМ ВО ВРЕМЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ
9. 1. Уровень электролита должен быть не менее 5 мм и не более 12 мм над краем пластин.
9. 2. Уровень электролита определяется с помощью стеклянной трубки (рис. 5) диаметром 5-6 мм с метками на высоте 5 и 12 мм. Стеклянную трубку опускают в аккумулятор до пластин, затем, плотно закрыв пальцем верхний конец трубки, вынимают ее из аккумулятора, держа над отверстием для заливки. Высота электролита в трубке будет равна уровню электролита над пластинами в аккумуляторе.
9. 3. Для уменьшения уровня электролита необходимо пользоваться резиновой грушей большого размера с вставленной стеклянной трубкой длиной около 100 мм. Конец трубки, вставляемой в резиновую грушу, следует немного оттянуть на паяльной лампе.
9. 4. Доливка аккумуляторов дистиллированной водой или электролитом производится с помощью резиновой груши или через стеклянную воронку с помощью кружки небольшого объема (0,5 л). Кружка может быть железной, никелированной, воронка и кружка должны содержаться в чистоте. Луженое, оцинкованное железо применять строго воспрещается.
9. 5. Электролит для доливки аккумуляторов должен соответствовать п. 3. 1 настоящей инструкции.
9. 6. Проверка плотности электролита производится при помощи сифонного ареометра, состоящего из стеклянного сосуда цилиндрической или грушевидной формы. На верхнюю часть сосуда плотно насаживается резиновый шар, на нижнюю — резиновая трубка (рис. 6). Внутри стеклянного сосуда помещен маленький ареометр. Для замера плотности электролита в аккумуляторах опускают в них резиновую трубку, сжав предварительно резиновый шар. При разжимании шара в стеклянный сосуд всасывается количество электролита, достаточное для того, чтобы в нем мог свободно плавать ареометр. Плотность электролита определяется степенью погружения ареометра и указывается той цифрой шкалы ареометра, на уровне которой ареометр погружен в электролит.
9. 7. При отсутствии сифонного ареометра проверка плотности производится с помощью простого ареометра. Для измерения плотности электролита последний отбирается в мензурку на 100 смг или широкую пробирку с помощью резиновой груши. В электролит Опускается ареометр. При правильной плотности электролита ареометр погружен так. что уровень электролита находится против цифр 1,17-1,19 для едкого натрия или против 1,19-1,21 для едкого калия шкалы ареометра. Чем больше плотность жидкости, тем выше поднимается ареометр, и, наоборот, при малой плотности он опускается ниже.
9. 8. Если плотность выше нормальной, электролит разбавляется водой. Если плотность ниже нормальной, добавляется электролит повышенной плотности.
9. 9. В процессе эксплуатации, вследствие газовыделения при заряде или испарения, уровень электролита уменьшается, плотность увеличивается. Поэтому аккумуляторы необходимо регулярно доливать дистиллированной водой, поддерживая при этом требуемый уровень и плотность электролита.
9. 10. Уровень электролите проверяется и доводится до требуемого перед каждым зарядом.
9. 11. Плотность электролита проверяется в 2-3 аккумуляторах перед каждым зарядом, на всех аккумуляторах через каждые 10 циклов.
9. 12. При всех операциях по проверке уровня и плотности
электролита соблюдать осторожность и не проливать электролит на крышки и между аккумуляторами.
10. ЗАРЯД АККУМУЛЯТОРОВ И БАТАРЕИ
10. 1. Заряд производится от любого источника постоянного тока.
10. 2. Для включения на заряд однотипные аккумуляторы или батареи соединяются последовательно. Количество соединенных аккумуляторов определяется напряжением источника тока и напряжением аккумулятора в конце заряда. У исправного и правильно включенного аккумулятора напряжение при нормальном зарядном токе должно быть:
в начале заряда- 1,4- 1,45 В;
в конце заряда — 1,75 — 1,85 В.
10. 3. При включении на заряд свободный положительный ; вывод батареи присоединяют к положительному полюсу источника тока, а отрицательный — к отрицательному.
10. 4. При эксплуатации аккумуляторов и батарей применяются следующие режимы заряда:
1. Нормальный — 6 часов нормальным током, указанным в табл. 1;
2. Усиленный -12 часов нормальным током, он сообщается:
а) при вводе в действие;
б) при подготовке к хранению в заряженном состоянии;
в) после смены электролита;
г) после глубоких разрядов ниже допускаемых конечных напряжений, а также после разрядов слабыми токами, чередующимися с перерывам в течение 16 и более часов. Перезаряды улучшают работу щелочных аккумуляторов.
3. Усиленный — 10 часов нормальным током, он сообщается через каждые 10 циклов, а при нерегулярной работе 1 раз в месяц.
4. Усиленный-9 часов перед постановкой на 6-месячное хранение в заряженном состоянии.
5. Ускоренный-З часа силой тока вдвое больше нормальной при форсированном вводе в действие.
Примечание. Усиленные заряды увеличивают емкость при комнатной температуре и уменьшают саморазряд. Однако постоянное длительное применение усиленных зарядов прозводит к снижению емкости аккумуляторов при низких температурах.
10. 5. Никель-кадмиевые и никель-железные аккумуляторы можно заряжать более слабым током, чем нормальным, соответственно увеличивая время заряда, однако снижать ток более чем наполовину не рекомендуется. Следует помнить, что заряды слабыми токами ухудшают работу щелочных аккумуляторов, а потому применять их следует в случае крайней необходимости.
10. 6. Воспрещается допускать повышение температуры электролита при заряде свыше +45о С для составных электролитов и выше 35°С для электролита без добавки едкого лития. В случае повышения температуры выше указанной необходимо прервать заряд и дать аккумуляторам остыть.
10. 7. Заряд аккумуляторов зимой на открытом воздухе при температуре ниже минус 10° С (до минус 30° С) производится нормальной силой тока в течение 7 часов. В случае необходимости заряжать аккумуляторы при температуре ниже минус 30°С следует утеплить их, закрыв войлоком, брезентом и т. д.
Примечание. Никель-железные аккумуляторы заряжать при температуре ниже минус 10° С не рекомендуется.
10.8. Как правило, заряд производится при открытой крышке батарейного ящика и вывернутых пробках. В случае необходимости заряд можно производить при ввернутых вентильных пробках и закрытой крышке батарейного ящика, кроме аккумуляторов типа НК-13, НК-28, изготовленных без цапф, и батарей аккумуляторных 2ФКН-9-П, 2ФКН-9-1 и 2НК-24, у которых заряд обязательно должен производиться при вывернутых пробках. Пробки указанных аккумуляторов имеют отличительный знак в виде одного шлица со ступенчатой проточкой верхнего буртика. Заряд без вывертывания пробок может привести к значительному разбуханию указанных аккумуляторов и батарей.
10.9. Во время заряда не допускать выплескивания электролита. Если это будет иметь место, отобрать часть электролита резиновой грушей. Перед зарядом через каждые 10 циклов необходимо проверять и доводить уровень электролита до нормы.
10.10. Заряженные аккумуляторы закрываются вентильными пробками сейчас же после заряда, а аккумуляторы и батареи НК-13, НК-28 (без цапф), 2ФКН 9-1, «2ФКН-9-И и 2НК-24 по истечении не менее 2 часов с момента окончания заряда.
10.11. Следует насухо протирать крышки аккумуляторов, батарейного ящика и производить проверку отсутствия замыкания между стенками соседних аккумуляторов в результате возможного раздутия корпусов.
10.12. При наличии замыкания напряжение батарей будет значительно ниже нормального. Тогда для обнаружения замкнутых аккумуляторов производится замер зазоров между ними и замер их напряжений. В случае возникновения замыкания между аккумуляторами в батарее вследствие деформация аккумуляторных сосудов при заряде аккумуляторов с завинченными пробками никакой порчи батарей не произойдет, если немедленно отвернуть пробки у соприкасающихся аккумуляторов. При этом необходимо заменить старые вентильные резиновых кольца на пробках новыми, более эластичными. Если после устранения замыкания зазор между аккумуляторами меньше 3 мм, следует изолировать их листом тонкого эбонита, винипласта или резины.
10.13. После устранения замыкания аккумуляторов им нужно сообщить усиленный заряд (см. п. 10. 4).
11. РАЗРЯД АККУМУЛЯТОРОВ И БАТАРЕИ
11.1. Разряд щелочных аккумуляторов при эксплуатации может производиться различной силой тока. Ориентировочно изменения напряжения аккумуляторов в зависимости от времени разряда (непрерывного) и силой разрядного тока приведены на рис. 7 и 8.
11.2. Разряд щелочных аккумуляторов производить до конечного напряжения 1,0 в, а при:
а) 3-часовом режиме разряда не ниже 0,8 в;
б) 1-часовом режиме разряда не ниже 0,5 в.
Число часов разрядного режима определяется делением емкости в ампер-часах на силу разрядного тока, выраженную в амперах.
Примечание. У большинства радиостанций режимы разряда длительнее 8 часов и, следовательно, разряд аккумуляторов производится в этом случае до 1,1 в.
11.3. Конечное напряжение разряда аккумуляторных батарей определяется как произведение числа аккумуляторов в батарее на конечное напряжение отдельного аккумулятора соответственно режиму разряда.
11.4. При эксплуатации аккумуляторов и батарей через каждые 100-150 циклов следует производить контрольные электрические испытания. Контрольные испытания проводятся следующим образом: аккумуляторам или батареям должно быть сообщено два тренировочных цикла и один контрольный. На первом тренировочном цикле заряд должен производиться нормальным током в течение 12 часов, а разряд-нормальным током в течение 8 часов, но до напряжения не ниже конечного напряжения батареи (согласно п. 10.3) при проверке батарей. На втором тренировочном цикле заряд должен производиться нормальным током в течение 12 часов, а разряд нормальным током до 1,0 в при проверке аккумуляторов и не ниже конечного напряжения батарей. На третьем цикле проводится заряд нормальным током в течение 6 часов и разряд нормальным током до 1,0 в при проверке аккумуляторов, и до конечного напряжения батарей (согласно п. 10. 3) при проверке батарей. При проведении контрольного цикла должны производиться замеры напряжения каждого аккумулятора:
при заряде — в начале и конце заряда;
при разряде — в начале разряда через 6, через 7 часов и далее через каждые 30 мин. Аккумуляторы, имеющие после 7 часов разряда напряжение один вольт и ниже, следует заменить. Контрольные электрические испытания рекомендуется проводить после смены электролита (см. п. 11. 1).
11.5. Аккумуляторы, заряженные при нормальной температуре и разряженные при низкой температуре током нормального режима до напряжения 1,0 в, отдают в среднем емкость, указанную в табл. 7
Тип аккумулятора | Емкость, ач | |||||
с 11 по 500 цикл. | с 501 по 750 цикл. | с 751 по 10ООцикл. | ||||
Т минус 20°С | Т минус 40°С | Т минус 20°С | Т минус 40°С | Т минус 20°С | Т минус 40°С | |
НК-3 | 1.90 | 0.60 | 1.7 | 0.56 | 1,4 | 0.45 |
НК-13 | 8.0 | 2.8 | 7.5 | 2.5 | 6.0 | 2.0 |
НК-28 | 17.5 | 6.5 | 16.5 | 4.7 | 13.5 | 4.4 |
НК-55 | 34.0 | 11.0 | 32.0 | 9.0 | 25.0 | 7.7 |
НК-80 | 48.0 | 16.0 | 45.0 | 12.8 | 36.0 | 12.0 |
НК-125 | 80.0 | 27.0 | 75.0 | 22.0 | 60.0 | 20.0 |
Кривые разряда при низких температурах указаны на-рис. 9.
Никель-железные аккумуляторы могут эксплуатироваться только до температуры минус 20° С, при этом они отдают в среднем 70% номинальной емкости.
Емкости при температурах минус 10° С и минус 30° С не гарантируются и даны как примерные. При температуре минус 20° С, минус 40° С аккумуляторы должны работать на водном растворе калия едкого технического плотностью 1,26-1,28 г/см3 без добавки лития едкого аккумуляторного.
12. СМЕНА ЭЛЕКТРОЛИТА
12.1. Смена электролита производится через каждые 100-150 циклов.
12.2. Перед сменой электролита аккумуляторы разряжают нормальным током до напряжения один вольт на аккумулятор.
12.3. Старый электролит выливают, энергично встряхивая аккумулятор (батарею) для удаления грязи из сосуда.
12.4. После удаления старого электролита аккумуляторы промываются подщелоченной отстоенной водой или дистиллированной при энергичном встряхивании.
12.5. Аккумуляторы, промытые дистиллированной водой, следует немедленно залить электролитом. Дать постоять в течение 2-х часов, затем замерить плотность электролита, довести его до требуемой величины и закрыть аккумуляторы пробками.
Примечание. Воспрещается аккумуляторы, промытые водой, оставлять без электролита во избежание коррозии пластин.
12.6. Смена электролита производится также а случае перевода аккумуляторов на эксплуатацию при температурах минус 20° С и ниже (см. п. 3. 3).
12.7. Следует помнить, что систематические недозаряды, глубокие разряды ниже конечных напряжений, указанных в п. 11,2, снижение уровня электролита ниже верхнего края пластин, повышенная плотность электролита при температуре выше 0°С, повышенные температуры сокращают срок службы аккумуляторов и батарей.
14. ХРАНЕНИЕ АККУМУЛЯТОРОВ И БАТАРЕЙ
14.1. Аккумуляторы выпускаются готовыми для хранения. При получении новых аккумуляторов необходимо проверить плотность привернутых пробок и исправность вентильной резины. Смазать тонким слоем смазки никелированные пробки я гайки аккумуляторов. Корпуса аккумуляторов, покрытые . черным битумно-эбонитовым лаком, во избежание порчи лакового покрытия вазелином смазывать воспрещается.
14.2. Помещение для хранения аккумуляторов и батарей должно быть закрытым, сухим, вентилируемым; оно может быть отапливаемым и неотапливаемым, но не иметь резких перепадов температур, вызывающих коррозию металлических деталей аккумуляторов и батарей.
14.3. Аккумуляторы, находящиеся в эксплуатации, для перевода на длительное хранение (более 1 года), следует разрядить до 1,0 в током нормального режима, вылить электролит, плотно закрыть пробками, чисто вытереть сухой ветошью от пыли и солей. При отсутствии на корпусе аккумулятора лакового покрытия необходимо покрыть эти места любым черным изоляционным лаком. Защиту крышек следует проводить согласно примечанию к п. 8. 2.
14.4. Аккумуляторы, периодически бездействующие (от одного месяца до 1 года), могут храниться с электролитом в разряженном или полуразряженном состоянии. В этом случае для предохранения электролита от поглощения углекислоты из воздуха аккумуляторы должны быть надежно закрыты пробками.
14.5. При хранении аккумуляторы и батареи должны содержаться в чистоте и периодически очищаться от солей.
14.6. Для дальних транспортировок аккумуляторы рекомендуется приводить в состояние для длительного хранения. В случае необходимости можно транспортировать аккумуляторы и батареи с электролитом.
14.7. Не допускается совместное хранение щелочных и кислотных аккумуляторов .и батарей. Не допускается также хранение любых кислот в одном помещении со щелочными аккумуляторами и батареями. Все кислоты портят батареи.
14.8. Срок хранения никель-кадмиевых аккумуляторов и батарей в разряженном состоянии без электролита составляет 5 лет, в том числе 4,5 года при хранении в сухом закрытом помещении и 6 месяцев в полевых условиях, при этом не допускается попадание атмосферных осадков и прямых солнечных лучей.
Срок хранения никель-железных аккумуляторов и батарей в разряженном состоянии без электролита в сухом закрытом помещении должен быть 3,5 года.