GEL/AGM vs ОБЫЧНЫЙ аккумулятор — основные отличия и особенности.
Правильный подбор аккумулятора — залог его долгой и счастливой эксплуатации. Кроме правильного подбора аккумулятора, важно правильно обслуживать и эксплуатировать выбранный тип аккумулятора, что существенно продлит срок службы аккумулятора и сбережет кошелек и нервы владельца.
Особенности подбора аккумулятора для мерседеса S class также читаем здесь.
общее в конструкции всех автомобильных аккумуляторов
пластиковая коробка, разделенная на шесть изолированных секций. Внутри каждой секции расположены свинцовые пластины, между которыми находится электролит на основе серной кислоты H2SO4. Сверху на коробке две клеммы "+" и "-". Если плюс расположен слева — это прямая полярность, если плюс расположен справа — это обратная полярность. Сей момент никак не влияет на характеристики аккумулятора, но это надо учитывать при покупке аккумулятора, т.к. у разных производителей расположение проводов разное. И далеко не всегда получиться вместо прямой полярности установить обратную — физически не хватит длины проводов в машине.
постараюсь написать максимально простым языком, не вдаваясь в научные и технические термины
особенности конструкции:
обычный аккумулятор
1. электролит находится в жидком состоянии — обычный водный раствор серной кислоты.
2. бывает обслуживаемый (когда можно открыть банки и оценить состояние электролита, при необходимости добавить дистиллированной воды, НО НЕ ЭЛЕКТРОЛИТА) и не обслуживаемый (банки открыть нельзя).
GEL
1. электролит представляет собой гелевую субстанцию — как очень густой кисель — но никакого гелия там нет, -это тоже раствор серной кислоты.
2. не обслуживаемый!
AGM /он же VRLA/
1. пространство между свинцовыми пластинами очень плотно заполнено специальным волокном. Это волокно пропитано опять же раствором серной кислоты.
2. не обслуживаемый!
АГМ аккумуляторы это более бюджетный вариант ГЕЛЬ технологии. Свойства, особенности эксплуатации и обслуживания у них абсолютно одинаковые с точки зрения обычного потребителя. Поэтому все, что будет написано про AGM технологию правомерно и для GEL технологии.
достоинства и недостатки
обычный аккум — достоинства
1. не боится скачков напряжения в бортовой сети и в зарядных устройствах;
2. низкая стоимость.
обычный аккум — недостатки
1. очень медленный заряд при низком бортовом напряжении — меньше 14.8 вольт;
2. крайне быстро разрушается при использовании в состоянии хронического недозаряда;
3. очень боится глубоких разрядов — быстро происходит разрушение пластин.
AGM — достоинства
1. очень быстро заряжается даже при низком бортовом напряжении. Считается, что теоретически способен полностью зарядиться от исправного генератора автомобиля;
2. абсолютно спокойно переносит хронический недозаряд, практически не теряя своих свойств;
3. способен переносить большое количество циклов глубокого разряда без урона для себя.
AGM — недостатки
1. крайне чувствителен к напряжению зарядки! Максимально безопасное напряжение 14.7 вольт. Как от генератора так и от стационарного зарядного устройства.Увеличение напряжения приводит к "закипанию" электролита, что сопровождается выделением газов. Так как электролит находится физически в связанном состоянии, образовавшийся газ не может спокойно выйти в верхние слои и далее наружу. Происходит физический разрыв связанного электролита и смерть аккумулятора. Похожие процессы по своей сути протекают в человеческом теле при кессонной болезни.
2. стоимость — среднестатистически АГМ в два раза дороже обычного аккумулятора той же фирмы изготовителя. ГЕЛЬ дороже в 5-6 раз чем обычный.
особенности АГМ аккумуляторов
При одинаковых физических размерах АГМ аккумулятор имеет емкость на 5Ah меньше чем у обычного аккумулятора: обычный — 100Ah, АГМ — 95Ah. При этом вес АГМ аккумулятора больше. Уменьшение емкости не должно смущать, так как на практике АГМ технология выдаст бОльшую реальную емкость чем обычный аккумулятор.
эксплуатация и обслуживание
обычный аккум
1. следует постоянно следить за уровнем заряда. При снижении напряжения до 12.4В необходимо зарядить.
2. для обслуживаемых моделей необходимо проверять уровень электролита не реже двух раз в год.
3. при зарядке не превышать ток зарядки в 10% от емкости аккумулятора (100Ah=max10A)
4. для обслуживаемых моделей рационально открывать банки на время зарядки для более легкого выхода газов "кипения"
АГМ аккум
1. не использовать в автомобилях, где нету уверенности, что бортовое напряжение не превысит 14.7В
2. периодически следить за уровнем заряда. При снижении напряжения до 11.7В всё таки уже стоит зарядить аккумулятор (хотя бы непрерывной работой исправного генератора автомобиля в течение 2-3 часов при максимально выключенном электрооборудовании автомобиля)
2. при зарядке от бытового электричества использовать зарядные устройства с регулятором напряжения и вольтметром. Постоянно следить, чтобы напряжение не поднималось выше 14.7В, а гораздо рациональнее использовать автоматические зарядные устройства, в которых предусмотрен режим зарядки AGM, например Bosch C3.
Сравнение гелевых (GEL) и AGM аккумуляторов
Итак, стоит задача выбрать аккумулятор для солнечной электростанции из двух типов: гелевый и AGM. Зайдя в любой специализированный магазин, Вы можете увидеть картину, аналогичную представленной ниже.
![]() Обычный гелевый (GEL) аккумулятор |
![]() Обычный AGM аккумулятор |
Два типа аккумуляторных батарей одного производителя, одинаковой емкости, напряжения, размера, но почему-то с разной ценой. Причем, более низкая цена у AGM аккумулятора. Для того, чтобы выбрать нужную модель батареи, необходимо знать её особенности и точно определиться с типом системы, где она будет эксплуатироваться (резервная или автономная).
AGM
AGM расшифровывается, как абсорбирующие стеклянные маты. Фактически, это обыкновенная стеклоткань, расположенная между положительными и отрицательными свинцовыми пластинами. В этой стеклоткани в "связанном" состоянии находится электролит. Благодаря тому, что электролит находится в связанном состоянии, возможна эксплуатация батарей в любом положении (например, на боку).
AGM аккумуляторы являются самыми дешевыми (за исключением автомобильных) с типичным сроком службы — 5 лет. Однако существуют модели и с 10-и летним сроком службы. Типичная модель способна выдерживать до 200 циклов разряда с глубиной 100%, до 350 — с глубиной 50% и до 800 — с глубиной 30%.
Применять AGM аккумуляторы целесообразно в системах резервного питания, т.е. там, где циклирование (разряды) будет достаточно редким. При условии соблюдения оптимального температурного режима (15-25 градусов Цельсия) и если не оставлять батарею в разряженном состоянии, AGM модель прослужит заявленный производителем срок службы.
GEL
GEL расшифровывается, как гель, а не гелий, что иногда встречается. В гелевых аккумуляторах в качестве сепаратора между свинцовыми пластинами применяется силикагель, которым заливается пространство между пластинами в процессе производства. Силикагель после застывания представляет собой твердое вещество с огромным количеством пор, в которых удерживается электролит. Благодаря тому, что силикагель полностью занимает пространство между пластинами, в гелевых аккумуляторных батареях практически невозможно осыпание свинцовых пластин и как следствие, закорачивание и выход из строя.
Какой аккумулятор предпочтительнее: гелевый, EFB или AGM? Мифы и реалии…
После выхода нескольких наших публикаций, рассказывающих о модификациях современных стартерных батарей, среди автомобилистов завязалась дискуссия по поводу применения в автомобилях так называемых гелевых аккумуляторных батарей (АКБ), а также EFB-аккумуляторов.
Чтобы у пользователей было более-менее правильное понимание того, о чем идет речь, отметим, что за последние годы на рынке значительно выросла доля автомобилей, оснащенных системой «Старт/Стоп». Будучи активированной, эта функция каждый раз глушит двигатель при торможении на светофорах или коротких остановках при движении в пробках, а затем запускает его — при отпускании педали тормоза.
Очевидно, что для машин, работающих с системой «Старт/Стоп», требуется не традиционный, а специальный аккумулятор. Такой АКБ должен не только выдерживать многократные циклы разрядки-зарядки, но и сочетать в себе свойства стартерной батареи, моментально отдающей большой ток при пуске, и тяговой, которая не боится длительного разряда.
Всем этим требованиям как раз и отвечают аккумуляторы, изготовленные по технологии AGM. Показательный пример — аккумуляторы Topla Тор AGM Stop&Go. Важная особенность – в AGM-батареях электролит находится НЕ В ЖИДКОМ, а в адсорбированном состоянии, в особых стекловолоконных матах, облегающих пластины. Кстати, отсюда и идет название технологии AGM (Absorbent Glass Mat). Блоки пластин в таких АКБ плотно прижаты друг к другу, что помогает гораздо лучше удерживать активную массу на их решетках, чем в обычных стартерных батареях.
Аккумуляторы Topla Тор AGM Stop&Go в первую очередь предназначены для автомобилей, оснащенных системой «Старт/Стоп»
Если говорить об эксплуатационных показателях, то такие источники питания обеспечивают в три раза больше циклов разряда-заряда, а их пусковая мощность процентов на 30 выше, чем у традиционных батарей. Не боятся они и механического повреждения (например, при ДТП), поэтому волноваться о вылившемся электролите уже не придется. Но и цена здесь соответствующая – в среднем AGM-аккумулятор почти вдвое дороже обычного.
.
Впрочем, для автомобилей, оснащенных системой «Старт/Стоп», выпускаются и более дешевые модификации АКБ, которые изготавливают по технологии EFB (Enhanced Flooded Battery). Пример — аккумуляторы ТАВ Magic EFB Stop&Go. У них свои особенности — в таких источниках питания используют привычный жидкий электролит, однако свинцовые пластины сделаны более толстыми, чем у обычных аккумуляторов. При этом положительные пластины подвергаются так называемому волоконному пакетированию (технология MFW-флис), что предотвращает осыпание активного вещества. Все отмеченные особенности обеспечивают EFB-аккумуляторам вдвое большее количество циклов разряда-заряда без потери функциональности. Самое важное, что ТАВ Magic EFB Stop&Go практически не теряют емкости после глубоких разрядов, а заряжаются намного быстрее обычных стартерных батарей. Если говорить о стоимости, то она в среднем на 50-60% выше, чем у обычных АКБ.
Аккумуляторы ТАВ Magic EFB Stop&Go
Возвращаясь к AGM-батареям, отметим, что многие автолюбители часто допускают ошибку, связывая этот термин с таким ходовым понятием, как «гелевые» аккумуляторы. Поясняем: гелевые батареи НЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ в массовых автомобилях в качестве стартерных источников бортового питания! В подавляющем большинстве гелевые АКБ, у которых электролит находится в желеобразном состоянии, применяются лишь как ТЯГОВЫЕ батареи. Правда, не все об этом знают, а некоторые и вовсе знать не хотят. Кстати, иногда приходится наблюдать, как продавцы отдельных торговых точек, дабы не разубеждать «умных» покупателей, специально заменяют на магазинных ценниках аббревиатуру AGM словом «гелевый». Типа, раз народ так считает, зачем ему навязывать иное мнение? Главное, чтобы клиент был уверен в своей правоте и оставался доволен покупкой.
Если в машине планируется установка многополосной аудиосистемы, тем более с мощными сабвуферами, штатный аккумулятор желательно заменить AGM-батареей
Напоследок пару слов о применимости AGM- или EFB-батарей на обычных (то есть НЕ «старт-стопных») автомобилях. Если вы желаете приобрести такой АКБ для замены штатного, нет проблем — это дело личных предпочтений.
В то же время, учитывая, что, например, AGM-батарея обладает солидным запасом надежности, есть смысл покупать ее тогда, когда бортсеть явно «перегружена» дополнительной электроникой, вроде многокомпонентной аудио- или видеосистемы, или иной аппаратуры, скажем, предпускового подогревателя.