Как сделать обманку датчика ДМРВ
Любой сложный электронный датчик стоит достаточно дорого. Поэтому, при выходе из строя, например, ДМРВ, автолюбители стремятся минимизировать расходы на ремонт. Тот факт, что двигатель без расходомера работать не будет, сомнению не подлежит. Многочисленные экспериментаторы по отключению датчика предсказуемо терпят фиаско, хотя и рассказываю байки об успешном «улучшайзинге» мотора. И все-таки, можно ли вернуть к жизни «уставший» расходомер, если продувка и очистка самыми современными средствами не помогла? Есть ли в продаже пресловутая обманка ДМРВ ВАЗ, или ее нужно делать своими руками?
Мы рекомендуем вспомнить пословицу «скупой платит дважды» перед тем как включать «смекалку», ведь часто сомнительная и небольшая экономия приводит в дальнейшем к более высоким расходам, которые возникают по причине этой самой экономии.
Представим ситуацию, когда тестовое напряжение (в идеале 1 ± 0.02 В) не соответствует норме?
Информация: Восстановить функционал неисправного датчика расхода воздуха можно только при увеличеном напряжения на выходе АЦП. Если расходомер не показывает признаков жизни (напряжения нет), обмануть ЭБУ невозможно.
Как обмануть сломанный ДМРВ с помощью резистора
Рассмотрим вариант «восстановления» на примере ВАЗ 2110. После необоснованного увеличения расхода топлива, вы решили проверить датчик массового расхода мультиметром. Показания в состоянии покоя существенно превышают идеальные «не выше 1.02 В» и даже допустимые «1.05 В».

Соответственно, двигатель видит обедненную топливно-воздушную смесь и добавляет в пропорцию больше бензина. Результат — увеличение расхода без прибавки мощности.
Как снизить напряжение на выходе АЦП расходомера? Мы знаем, что на основе тарировки ДМРВ в электронном блоке управления двигателем, каждое значение в вольтах соответствует объему воздуха в кг/час.
Как снизить напряжение? Любой начинающий электрик скажет, что необходимо добавить сопротивление (добавочный резистор). Разумеется, угадать (или даже вычислить) требуемое значение не получится, поэтому лучше использовать переменный резистор в диапазоне от 1 кОм до 2 кОм. Подходят старые советские переменники СП-1. Они не развалятся от влаги или температуры под капотом.

Резистор включается в разрыв провода, идущего от контакта № 5 ДМРВ ВАЗ, до контроллера ЭБУ двигателя.
Важно: Все работы на жгуте провода выполняем с отключенным аккумулятором.
После подключения выполняем проверку расходомера в состоянии покоя:
- соединяем мультиметр с контактами № 3 (масса) и № 5 (сигнал АЦП) разъема ДМРВ;
- включаем зажигание, не запуская двигатель;
- подкручивая регулятор переменного резистора, добиваемся значение 1 вольт.
После этого необходимо механически закрепить резистор, чтобы он не оборвался в движении. Выполняем тестовую поездку, убеждаемся в снижении расхода бензина.
Как обманывают ДМРВ с помощью прошивки ЭБУ
Предыдущий способ хорош тем, что для его реализации не требуется сложного оборудования и кропотливой работы. Если вы смогли проверить мультиметром напряжение на выходе расходомера (значит, он у вас как минимум есть), и умеете держать в руках паяльник, установить резистор в разрыв провода не составит труда. Однако зависимость напряжения от массы воздушного потока нелинейная. И при открытии дроссельной заслонки, погрешность сигнала, скорректированного резистором в состоянии покоя, будет расти. Соответственно, топливно-воздушная смесь не будет идеальной.
Значит надо скорректировать тарировку ДМРВ в прошивке ЭБУ.
Внимание! Если у вас нет опыта работы с программным обеспечением автомобиля, лучше доверить эту операцию профессионалам.
- Устанавливаем на ноутбук специализированную тюнинг программу «ДМРВ Корректор».
- Подключаем автомобильный сканер к разъему OBD-II, устанавливаем связь между ЭБУ и компьютером.
Важно! Во время операций с прошивкой контроллера ЭБУ не должно пропасть питание 12 вольт. Поэтому надо убедиться в полноценном заряде аккумулятора.
После проведенной тарировки, данные о массовом расходе воздуха будут корректными во всем диапазоне оборотов двигателя.
Внимание: После того, как вы все-таки установите новый расходомер, необходимо вернуть тарировку в заводское (штатное) состояние.
Где купить аксессуары для автомобиля
Запчасти и другие изделия для автомобиля легко доступны для приобретения в автомагазинах вашего города. Но существует другой метод, который недавно получил ещё и значительные улучшения. Долго ждать посылку из Китая больше не требуется: в интернет-магазине АлиЭкспресс появилась возможность отгрузки с перевалочных складов, расположенных в различных странах. Например, при заказе вы можете указать опцию «Доставка из Российской Федерации».
3. Татировка ДМРВ или восстановление мертвого

Вообщем начал умирать у меня ДМРВ, напряжение на зажигании 1.035в — а это предсмертное состояние, а это вообще — показание аж 1.2 л воздуха! в идеале должно быть 0,996в. Как все понимают ДМРВ это ничто иное как обычное сопротивление, которое меняется в зависимости от нагрева, входящий поток воздуха обдувает датчик тем самым уменьшая сопротивление и увеличивая вольтаж на датчике, чем больше воздуха->тем холоднее датчик -> тем меньше сопротивление -> тем больше вольтаж= а по вольтажу мы определяем сколько воздуха сожрал двигатель прыскаем туда топливо в соотношении 1 : 14.7. Со временем датчик, я называю это "прогорать", и теряет сопротивление, тут то нам приходит наша смекалка, что мы можем сделать?
1. поставить м/у 4 и 5 проводом подстроечный резистор и компенсировать потерянное сопротивление.(никогда не тестилось, но по идее должно прокатить)
2. Заставить мозги думать на больший вольтаж меньшее количество воздуха. (все помнят как говорили нам мудрецы — надо ставить ДМРВ такое же как и раньше было(поясню ниже)).
Сначала я хотел идти по первому пути, но не захотел курочить провода, значит идем по второму. Будем править значения напряжения к количеству воздуха. Берем замечательную программу "ДМРВ корректор v.1.0" открываем ей нашу прошивку и смотрим значения напряжения = количеству воздуха

А теперь вспомните тех мудрецов, а все потому что у разных ДМРВ разные значения к поступающему воздуху, к мудрецам мы еще вернемся, а пока к нашим баранам.
Теперь давайте обратимся к типовым параметрам, например у меня январь 7.2

обратите внимание, на холостых оборотах ХХ 800 двигатель должен дышать всего лишь 8 кг кислорода, что в купе с моим датчиком показывало 11 а то и 12 кг, естественно он и бензина давал на 13 кг, а воздуха было всего лишь 8кг => вот вам и богатая смесь, перерасход топлива и трясучка двигателя.
значит я в программе ДМРВ открываю прошивку ищу в третем столбике значение которое расходует наш двигатель на холостых оборотах возьмем цифру 11.7 кг/ч и подгоняем 4 столбик что бы было по параметрам 8.3 кг/ч

После сохранения прошивки, заливаем ее себе в мозг))))
Теперь у меня на холостых ест 8 кг воздуха на 3000 ХХ — 26кг/ч воздуха(помните типовые параметры), двигатель трясти перестало. Расход немного уменьшился.
P.s. вернемся к мудрецам, если Вы ни нашли такой же ДМРВ как у Вас был, просто откройте прошивку выберете ваш новый ДМРВ, сохраняйте, заливайте.

З.Ы.
Есть датчик Бош, показывал далеко за 1,035. Его ни разу не мыли(просто поменяли на новый)
Этот датчик пролежал несколько месяцев возле зернодробилки, когда дробилка работает, возле нее ощущается вибрация, после нескольких месяцев "массажа" он стал показывать нормальные показания!
Теперь нужно этот опыт повторить) сейчас показания 1.01
Может кто повторит? С "вибро-очисткой" ДМРВ.
Подстройка датчика массового расхода воздуха своими руками

Вообщем начал умирать у меня ДМРВ, напряжение на зажигании 1.035в — а это предсмертное состояние, а это вообще — показание аж 1.2 л воздуха! в идеале должно быть 0,996в. Как все понимают ДМРВ это ничто иное как обычное сопротивление, которое меняется в зависимости от нагрева, входящий поток воздуха обдувает датчик тем самым уменьшая сопротивление и увеличивая вольтаж на датчике, чем больше воздуха->тем холоднее датчик -> тем меньше сопротивление -> тем больше вольтаж= а по вольтажу мы определяем сколько воздуха сожрал двигатель прыскаем туда топливо в соотношении 1 : 14.7. Со временем датчик, я называю это "прогорать", и теряет сопротивление, тут то нам приходит наша смекалка, что мы можем сделать?
1. поставить м/у 4 и 5 проводом подстроечный резистор и компенсировать потерянное сопротивление.(никогда не тестилось, но по идее должно прокатить)
2. Заставить мозги думать на больший вольтаж меньшее количество воздуха. (все помнят как говорили нам мудрецы — надо ставить ДМРВ такое же как и раньше было(поясню ниже)).
Сначала я хотел идти по первому пути, но не захотел курочить провода, значит идем по второму. Будем править значения напряжения к количеству воздуха. Берем замечательную программу "ДМРВ корректор v.1.0" открываем ей нашу прошивку и смотрим значения напряжения = количеству воздуха

А теперь вспомните тех мудрецов, а все потому что у разных ДМРВ разные значения к поступающему воздуху, к мудрецам мы еще вернемся, а пока к нашим баранам.
Теперь давайте обратимся к типовым параметрам, например у меня январь 7.2

обратите внимание, на холостых оборотах ХХ 800 двигатель должен дышать всего лишь 8 кг кислорода, что в купе с моим датчиком показывало 11 а то и 12 кг, естественно он и бензина давал на 13 кг, а воздуха было всего лишь 8кг => вот вам и богатая смесь, перерасход топлива и трясучка двигателя.
значит я в программе ДМРВ открываю прошивку ищу в третем столбике значение которое расходует наш двигатель на холостых оборотах возьмем цифру 11.7 кг/ч и подгоняем 4 столбик что бы было по параметрам 8.3 кг/ч

После сохранения прошивки, заливаем ее себе в мозг))))
Теперь у меня на холостых ест 8 кг воздуха на 3000 ХХ — 26кг/ч воздуха(помните типовые параметры), двигатель трясти перестало. Расход немного уменьшился.
P.s. вернемся к мудрецам, если Вы ни нашли такой же ДМРВ как у Вас был, просто откройте прошивку выберете ваш новый ДМРВ, сохраняйте, заливайте.

З.Ы.
Есть датчик Бош, показывал далеко за 1,035. Его ни разу не мыли(просто поменяли на новый)
Этот датчик пролежал несколько месяцев возле зернодробилки, когда дробилка работает, возле нее ощущается вибрация, после нескольких месяцев "массажа" он стал показывать нормальные показания!
Теперь нужно этот опыт повторить) сейчас показания 1.01
Может кто повторит? С "вибро-очисткой" ДМРВ.
За датчик массового расхода воздуха просят немалую цену, и по законам рынка это должно иметь под собой основания. Все просто, однако! В значительной мере это плата за нашу неосведомленность – мы не представляем себе, как ДМРВ работает… и отчего перестает работать. А также – за навязанное нам рыночными дельцами мнение: захандрил ДМРВ – покупай новый!
Роль ДМРВ трудно переоценить. Чтобы контроллер безошибочно дирижировал работой форсунок и зажигания, он должен, насколько это возможно, точно знать фактический расход воздуха двигателем. Если ДМРВ начинает врать, мотор теряет в мощности, растут расход топлива и токсичность выхлопа, ухудшается динамика разгона.
Одна из распространенных причин нарушения работы ДМРВ на «десятках» кроется в особенностях системы вентиляции картера двигателя. В ней два контура – большой, работающий при открытом дросселе, и малый – для режима холостого хода, когда дроссель закрыт. В последнем случае картерные газы отсасываются в задроссельное пространство по каналу с диаметром отверстия 1,5 мм. Часть их проходит по магистрали холостого хода, через его регулятор, заодно соприкасаясь и с нежным пленочным резистором ДМРВ. К тому же последний расположен в зоне действия обратных колебаний газов во впускном тракте. Отложения смол меняют характеристики резистора – и датчик фальшивит. К этому времени и регулятор холостого хода начинает капризничать на свой манер – заедает, подклинивает, особенно при пуске двигателя.
Обычно ДМРВ проверяют диагностическим прибором (например, ДСТ-6), мы же обойдемся цифровым мультиметром со шкалой до 2 В. Введем булавку между резиновым уплотнителем и желтым проводом до упора в контакт (фото 1). Теперь включим зажигание и измерим напряжение на этом контакте. В идеале должно получиться 0,99 В. С учетом погрешностей замера – не больше 1,03 В. Если оно выше, кое-кто датчик тут же заменяет новым. Мы же не станем торопиться. Отвернув пассатижами хитрые саморезы крепления измерительного элемента датчика, взамен подберем простые (4,9 х 20) для крестообразной отвертки. В будущем это облегчит обслуживание машины. А со снятым элементом поработаем. Приготовим моечное приспособление – аэрозольный очиститель карбюратора, трубочку которого, нагрев в пламени спички, согнем под углом 90°. Затем отрежем так, чтобы струя выбивалась в сторону, а сама трубочка осталась прямой (фото 2). Введя ее на глубину 10 мм в верхний канал измерительного элемента ДМРВ, промоем резистор. Через несколько секунд – еще раз. Как правило, больше и не требуется. Учтите, что никакого силового воздействия резистор не допускает – о ватных тампонах, кисточках, сжатом воздухе забудьте.
Дав высохнуть следам очистителя, вставляем датчик в корпус и повторим измерения напряжения. Не изменилось? Видимо, ресурс ДМРВ и вправду исчерпан. Обычно «десятке» нужно для этого пройти тысяч 80–90, а то и больше. Если же напряжение снизилось до нормы – будем ездить. Конечно, после такой промывки датчика некоторые характеристики двигателя могут измениться. Потребуется заново проверить токсичность выхлопа, в некоторых случаях (если система позволяет) отрегулировать ее – и так далее. Ну а можно ли облегчить условия работы ДМРВ и продлить срок его службы? Об этом поговорим в другой раз.
Датчик массового расхода воздуха
Для нормальной работы двигателя и катализатора соотношение количества воздуха и бензина должно быть оптимальным на всех режимах его работы, и только точное дозирование составляющих горючей смеси гарантирует 100% отдачу крутящего момента и заявленной мощности силового агрегата. Не последнюю роль в настройке горючей смеси играет расходомер воздуха.
Назначение и принцип работы
Предназначение данного устройства — измерение количества воздуха пройденного в цилиндры двигателя.
Как я считаю, для того что бы своими руками диагностировать неполадки и успешно устранять их, не обходимо, как минимум, знать устройство и принцип работы интересующего нас узла. Поэтому, предлагаю рассмотреть несколько разновидностей ДМРВ.
Трубка Пита (лопаточный расходомер)

Воздушный расходомер с трубкой Пито (лопаточный)
Данная конструкция является самой ранней разработкой. Принцип ее работы основывается на отклонении потоком воздуха специальной лопатки, на оси которой находится измерительный прибор – потенциометр (чем больше угол поворота лопатки, тем больше сопротивление обмотки потенциометра).
Устройство по внешнему виду напоминает заслонку дросселя, преимущества – простота изготовления и небольшая цена.
Термоанемометрический тип расходомера
Более современное устройство, в конструкции которого находится платиновая проволочка, диаметром примерно в 0,07 миллиметров, являющаяся теплообменным элементом.
Принцип работы: находящаяся в потоке воздуха упомянутая проволочка охлаждается обтекающим ее воздухом, и для того, что бы сохранить заданную разницу температур между ней и воздушным потоком необходимо подать на нее определенное количество электроэнергии (чем мощнее поток воздуха, тем больше требуется электричества).
Ну а так как в данном случае не обойтись без внешних загрязнений нагревательного элемента, система снабжена функцией самоочищения от отложений: после останова двигателя проработавшего под нагрузкой происходит кратковременный нагрев проволочки до температуры 1100°С.
На современных автомобилях применяются термоанемометрические расходомеры, имеющие измерительные и нагревательные резисторы, изготавливаемые из платиновых слоев нанесенных методом напыления на кристалл кремния.

Принцип работы ДМРВ
Пояснение к фото: часть входящего потока (2) всасываемого воздуха (4) проходя через решетку (3) попадает на чувствительный элемент (6), где его скорость и количество анализируется электронным блоком (1) при известном сечении измерительной трубки (5).

Находим и устраняем неисправность
Признаки неполадок ДМРВ
- Не заводится двигатель;
- Нестабильная работа двигателя на холостом ходу;
- Слишком большие или же слишком маленькие обороты двигателя в режиме холостого хода;
- «Провалы» при разгонах и плохая динамика автомобиля;
- Расход топлива значительно превышен.
Совет! Аналогичные признаки неисправности расходомера могут быть спровоцированы подсосами воздуха через стыки и дефекты в гофрированном воздуховоде идущего от ДМРВ к дроссельному узлу .
Диагностика
Кроме вышеперечисленных признаков неисправность расходометра может определить электронный блок управления, а именно его диагностическая система, выдав при этом на щиток приборов сигнал «CHECK».
К сожалению, без специализированного диагностического оборудования со 100% гарантией выявить с помощью считывания кодов ошибок именно неисправность ДМРВ невозможно, вам придется обратиться на СТО. Хотя, это тоже спорный совет, так как там вам, скорее всего, предложат выявить неисправность расходометра его заменой на заведомо исправное устройство, ну а это вы и так вполне сможете сделать своими руками без посторонней помощи.
Попробуем выявить поломку расходомера в «полевых» условиях четырьмя известными человечеству способами. В общем, внимательно читаем и запоминаем.
Итак, инструкция:
Отсоединяем фишку проводов от датчика и заводим двигатель, обороты двигателя при этом поднимутся как минимум до полутора тысяч в минуту, трогаемся с места. Если автомобиль приобрел несвойственную ему резвость – неисправность датчика на лицо.
Поясню: датчик отключен, а значит, ЭБУ выдает количество бензина согласно положению дроссельной заслонки (аварийный режим работы), без учета сигнала от расходомера.
Внимание! На электронных блока управления Я7.2, М7.9.7 в данной ситуации обороты двигателя не поднимутся.
- Способ второй, для «прокаченных» машин.
При замене прошивки в ЭБУ, никто не сможет точно сказать какая настройка холостого хода при аварийном режиме работы (способ первый).
Поэтому данный нюанс проверяется следующим образом: под упор дроссельной заслонки подсовываем щуп толщиной в один миллиметр. После того как обороты поднимутся разъединяем фишку проводов датчика.
Двигатель заглох – виновата прошивка, вернее регулировка холостого хода при аварийном режиме.
- Способ третий, самый точный.
Включаем тестер в режим замера постоянного напряжения и выставляем предел в два вольта. Подсоединяем щупы к желтому проводу выхода – щуп плюса и к массовому окрашенного в зеленый цвет – щуп минуса, располагающиеся относительно лобового стекла — первый и третий соответственно.
Совет! Желательно добраться щупами непосредственно к самим контактам, внутрь резинового уплотнителя, для получения более точных показаний.
Совет! При наличии бортового компьютера данные параметры можно увидеть на его дисплее в группе «напряжения датчиков» под обозначением U дмрв.
Включаем зажигание, двигатель не заводим, снимаем показания:
- Как правило, напряжение исправного датчика равняется 0.996 – 1.01
Вольта, но в процессе износа оно неуклонно возрастает:
- датчик в хорошем состоянии при напряжениях от 1.01 до 1.02 В;
- небольшой износ: 1.02 – 1.03 В;
- приличный «пробег», скоро потребует замены: 1.03 – 1.04 В;
- подлежит замене при 1.04-1.05;
- при напряжении в 1.05 Вольт и выше датчик эксплуатировать запрещено.

Способ номер три
- Способ четвертый, визуальный.
С помощью фигурной отвертки снимаем гофрированный воздуховод, идущий на дроссельный узел, и внимательно осматриваем внутренние поверхности воздуховода и датчика на наличие конденсата и масла, они должны быть сухими и чистыми.
Внимание! Следует упомянуть, что главными врагами датчика являются грязный воздушный фильтр и изношенная поршневая группа с маслосъемными колпачками. Помимо этого излишки масла могут вывести из строя расходомер при повышенном уровне масла и при забитом маслоотбойнике системы вентиляции картера двигателя.
Ключом на «десять» откручиваем два винта и вынимаем чувствительный элемент.

Проверка уплотнительного кольца
Как видно на фото, на его передней части находится уплотнительное резиновое кольцо, которое препятствует подсосу постороннего воздуха во впускной коллектор помимо датчика.
Обратите внимание — при разрушении целостности кольца на сеточке датчика образуется небольшой слой пыли. Это так же является одной из основных причин «убивающих» расходомер.
Внимание! Сборку необходимо проводить в следующей последовательности: надевается уплотнительное кольцо – проверяется уплотнительная юбочка – все вместе вставляется на место.
Помимо вышеперечисленных способов необходимо упомянуть такие факторы как отсутствие бортового питания и неквалифицированное обслуживание (даже невинное протирание рабочих поверхностей ваткой может повлечь за собой поломку узла). Данный узел считается не обслуживаемым и неремонтопригодным.
Замена
Замена датчика воздуха ваз 2115 процедура не сложная и не трудоемкая, так что дополнительные видео материалы нам в этой инструкции не понадобятся.
Итак:
- При выключенном зажигании разъединяем «фишку» проводов.

- С помощью «крестовой» отвертки ослабляем и снимаем гофрированный воздуховод с выхода ДМРВ.

- Ключом на «десять» откручиваем два болта крепящих датчик к корпусу воздушного фильтра и снимаем его.

Сборку производим в обратной последовательности.
Ну и в заключительной части нашей статьи перечислим тот минимум, которой поможет нам, как много дольше продлить срок службы расходомера:
- Своевременно и периодически менять воздушные фильтра;
- Поддерживать техническое состояние силового агрегата (состояние поршневой группы, маслосъемных колпачков и системы вентиляции картера);
- Проверять впускной тракт на отсутствие присосов воздуха.
На этом тему закрываю, надеюсь все изложено достаточно подробно и доступно. Не забывайте, неисправность расходомера влечет за собой не только повышенный расход топлива, но и преждевременный выход из строя катализатора.