Для чего прогревают резину
Сезон уже подходит к концу, погода начинает портиться, в некоторых городах прошли официальные закрытия, но многие продолжают ездить, как говорится, до «белых мух».
И сегодняшним утром хотелось бы напомнить о процедуре прогрева шин перед движением.
Ни для кого не секрет, не прогретая шина имеет минимальный коэффициент сцепления с дорогой, что может привести к падению практически на ровном месте. Чем резина горячее, тем она мягче и тем лучше она цепляется за асфальт.
Не прогретая резина может сделать с вами что-то типа такого:
- В повороте — открытие/сброс газа/торможение приводит к срыву колес, при открытии — заднего, при закрытии/торможении, соответственно, переднего.
- На распрямленом — сильное или резкое торможение (вплоть до хайсайда)
Еще ролик о не прогретых шинах (смотреть с 2:15)
Что же будем делать?
Одим из вариантов для прогрева является использование специальных чехлов с подогревом: 
Однако, такие системы применяются в основном на треке, до старта гонок, а в данном случае мы рассматриваем «гражданские» способы.
Всё же, есть один способ, который можно позаимствовать из гонок.
Вы замечали что на прогревочном круге гонок MotoGP, на прямой, пилоты начинают ехать змейкой? Вот примерно так:
Чем быстрее вы «болтаетесь», тем быстрее прогреваются радиусы покрышки. В дополнение к простому раскачиванию из стороны в сторону, можно добавить ускорение — вы начинаете качаться и одновременно ускоряетесь, затем снова замедляетесь, снова ускоряетесь.
Достаточно проехать около 300 метров таким способом и у вас уже будет теплая середина и ближайшие к ней радиусы (дальние в городе не нужны, только если вы в поворотах не закладываете до подножек :))
Такой простой способ позволит избежать значительных проблем при дальнейшем движении. Лично я пользуюсь этим способом, когда выезжаю со стоянки, к ней идет прямая дорожка, на которой минимальный траффик. Если во время движения вы чувствуете (а вы почувствуете :)) что что-то не так, то можете поболтаться еще раз, но только в пределах полосы, чтобы не было лишних вопросов у окружающих.
Прогрев резины
Привет друзья ! Думаю, я не для кого не открою Америку, если напишу, что держак и рулежка на дороге зависят не только от самого автомобиля, а так же и от резины, установленной на нем. Условно резину можно разделить на 3 типа: гражданская, полуслики и слики. Первый тип — это шины для повседневной езды, а 2 последующих уже говорят о спорте. А из автоспорта мы знаем, что шины перед заездом надо прогревать. Собственно об этом я сегодня и попытаюсь написать.

Те, кто следит за кольцевыми гонками, хотя бы раз слышали фразу из серии: «не самые лучшие результаты, т.к. резина еще не прогрелись». Не слышали что-то подобное ? Значит не внимательно смотрели Но сейчас не об этом.
Зачем надо прогревать резину ?
Казалось бы, зачем забивать голову гоночной тематикой, если на автомобиле стоит гражданская резина и ты не принимаешь участие в соревнованиях ? Тут все очень просто:
во-первых: это продлевает срок эксплуатации покрышек;
во-вторых: обеспечивает лучшую управляемость на дороге.
Во время движения, из-за сцепления с дорогой и торможения, покрышки нагреваются. Это физика, от этого никуда не деться. Чем выше наша скорость, чем продолжительнее поездка, чем выше температура за бортом, тем прогрев резины осуществляется интенсивнее. Возьмем абстрактный пример, Вы едите на работу с дачи по автостраде, с разрешенной скоростью в 110 км/ч. Ехать час, за окном +30°C. Наконец-то долетев до работы, Вы паркуете автомобиль в тенечке на 9-10 часов и спокойно идете на свое рабочее место.
Все очень обыденно, но посмотрите, как остывают разогретые шины, после интенсивной и продолжительной поездки. Пятно контакта резины с поверхностью будет остывать гораздо быстрее, чем остальная часть шины. В результате радиус кривизны участка соприкасающегося с землей/асфальтом под весом автомобиля будет стремиться к выпрямлению, т.е. на шине вероятнее всего появится плоский участок, т.к. разогретая резина более податлива к деформации.
Слева — нормальное пятно контакта, справа — пятно контакта разогретой шины

Как видно из размещенного рисунка выше, справа пятно контакта гораздо больше. Это последствие остывания резины и продавливания корда под весом автомобиля.
Резина делится на 3 типа жесткости: жесткая, средняя и мягкая. Чем мягче резина стоит на автомобиле, тем лучше управляемость, но тем сильнее чувствуются последствия неравномерного остывания ее. После начала движения, Вы можете заметить небольшие вибрации и подергивания руля. Всеми виной деформация покрышки. Когда резина прогреется и «обкатается» (ее геометрия вернется в норму) — дискомфорт уйдет.
Внимание! Всегда следите за давлением в шинах. В противном случае, остывая резина может сильно деформироваться, что повлечет за собой ее структурное разрушений и изменение, а следовательно сильно сократит срок ее службы. У тут хоть обпрогревайся, делу это не поможет. Не поленитесь, купите себе автомобильный манометр. Стоит не дорого, экономит деньги на резину и нервы. У меня кстати уже есть
Все, с теорией более-менее разобрались, переходим к практике.
Как правильно прогревать резину ?
Вопросы про прогрев резины в сети уже поднимались неоднократно. Но признаюсь честно, я ничего толкового не нашел. Все перерастало в балаган из серии «развести костер вокруг колеса», «положить колесо на ночь с собой в кровать» и прочий бред, содержащий ноль полезной информации. Кто-то советовал бернаут, но наша цель прогреть резину, а не сжечь ее ради шоу .
В итоге, перечитав тонну бредовых обсуждений на форумах, более менее сложил свое мнение о том, как надо прогревать резину и делюсь им с Вами.
Внимание! Мое мнение, может в корне отличаться от Вашего, поэтому, если есть обоснованные дополнения, милости прошу в комментарии.
Хочу заметить, что четких рекомендаций по прогреву шин нет, т.к. у каждой покрышки своя рабочая температура и измерить ее в «полевых условиях» невозможно, но опытный водитель, при желании, сможет почувствовать.
1. Проверьте давление в шинах, чтобы оно соответствовало норме во всех колесах;
2. Плавно начните движение без резких рывков, ускорений и торможений. Постарайтесь почувствовать, как машина цепляется за асфальт. Оптимальная скорость движения в самом начале составляет 30-40 км/ч. Это поможет вернуть баланс шине после ее остывания (см. выше). Проедьтесь в таком спокойном режиме 500-1000 м.;
3. Плавно ускорьтесь, чтобы Ваша скорость составляла 60-70 км/ч. Так движемся еще 500-1000 м.;
4. Если Вы смотрели прогревочные круги на формуле 1, то наверное видели, что машины едут змейкой. В городском потоке так не покатаешься, т.к. это создает аварийную ситуацию на дороге, но есть альтернативное решение — перестроение из ряда в ряд;
5. Как показывает практика, шины прогреваются при каждом повороте и торможение. Сравните свои ощущения в самом начале езды и на данном этапе, постарайтесь почувствовать разницу.
После пары тройки таких прогревов резины, Вы можете самостоятельно понять, как Вам необходимо ехать, чтобы шины прогревались быстрее и эффективнее.
На сегодня это все, о чем я хотел рассказать. Буду очень признателен дополнениям по теме, а так же спасибо всем тем, что поделиться собственным опытом.
Для чего прогревают резину


Типичный мотоциклист запись закреплена
Прогрев резины — для чего он нужен?
Любая резина требует специального предварительного прогрева, ведь чем ниже температура окружающей среды — тем больше требуется времени на её прогрев. Давайте более подробно рассмотрим, что же происходит с холодной резиной.
Обычно резина начинает работать при температуре от 40° и выше, повышая тем самым сцепление с дорожным покрытием. Когда наш мотоцикл едет по дороге, его резина соприкасается с поверхностью асфальта зоной — контактным пятном. Давление в покрышке поднимается при прогреве воздуха внутри неё и покрышка надувается, а контактное пятно, соответственно, уменьшается.
Как понять недостаток давления в шине? Ваш мотоцикл становится более мягче, его подвеска начинает раскачиваться при поворотах и на кочках, а перекаченная резина ощущается иначе — мотоцикл легко разгоняется и поворачивает, появляется избыточная тряска на выбоинах. Такие покрышки обладают недостаточным контактным пятном, что может привести к неблагоприятным последствиям.
Первое, на что стоит обратить внимание, выезжая на холодной резине — работа подвески мотоцикла. Если давление в покрышке подобрано правильно, то в начале своего движения вы должны ощутить пружину, некую распущенность в подвеске. По мере прогрева резины ощущения должны меняться, а пружина становится все более тугой.
В первые 300 метров движения мотоцикла прогревается центральная полоса покрышки. Если ваш мотоцикл обладает большой кубатурой и мощностью, то при температурах от +4° резко сбросьте газ с высоких оборотов двигателя на первой передаче, дабы заблокировать заднее колесо. Если это произошло – выжимайте сцепление!
Передняя покрышка мотоцикла находится в таком же состоянии и резкое торможение может привести к срыву колеса. Но тут есть один нюанс — резко затормозить у вас не получится, так как холодные тормозные колодки будут схватывать намного хуже.
Теперь же рассмотрим правильный прогрев центральной полосы резины и боковых радиусов покрышки.
Ваша основная задача — правильно понять, насколько хорошо или плохо при данной температуре работает ваша холодная покрышка. Это крайне важно!
Оценить сцепление вашей холодной покрышки в текущих погодных условиях можно с помощью упражнения — не сильно разгонитесь на первой передаче и резко закройте газ, и если здесь вы не ощущаете "прыгания" задней покрышки — разгонитесь на первой передаче сильнее и снова резко закройте газ! Заднее колесо не прыгает при закрытии газа с оборотов, близких к отсечке на первой передаче? Вы точно знаете, что при данной температуре с вашими передаточными числами и с вашей покрышкой сорвать колесо будет не так просто.
ВНИМАНИЕ! Если колесо на закрытом газе заблокировалось — подожмите рычаг сцепления!
Будьте осторожны при выполнении данного упражнения — если резина на вашем мотоцикле плохая и на улице очень холодно — вы можете остановить мотор задним тормозом и ваш зад начнет таскать вправо и влево. Если вы не выжмите сцепление или мотор не заведется, то это может закончится хайсайдом!
Центральная полоса шины прогрета? Не забывайте про боковые радиусы! При движении начинайте плавно раскачивать ваш мотоцикл в стороны, достаточно быстрых коротких прокачек мотоцикла чтобы прогреть те радиусы покрышки, которые используются в городском режиме. Первые 500-700 метров проезжайте в таком режиме, тем самым прогревая боковые радиусы. Помните, что дальние боковые радиусы шины до сих пор не прогреты, но вы находитесь в городе и вряд ли будете закладывать свой мотоцикл на колено.
После нескольких километров движения на мотоцикле ощущения "пружины" в его подвеске должны исчезнуть, но если этого не произошло — поднимите давление в шине.
ВНИМАНИЕ! Не поднимайте давления в покрышке более чем на 0.2 атм. за раз!
Если вы выехали без ощущения "пружины" в подвеске — у вас перекаченная резина. Всегда в момент выезда должна ощущаться пружина, которая после 1-2 км. пути должна исчезать. Если это происходит — давление в вашей покрышке подобрано правильно!