#65 Ищем утечку выхлопных газов. Боремся с расходом — диагностика. Убрал буквы с крышки багажника.
Вот ТУТ я писал как менял родной выпускной коллектор на коллектор от Лансера. Все бы хорошо, но запах выхлопа периодически касался моего носа. В сервисе где я делал сказали, что поправить могут, но надо знать где поправлять, т.е. нужен так называемый дымогенератор. Вещь эта, оказывается, в провинции достаточно редкая, я нашел всего лишь у двух человек во всем городе.
В субботу 16.12.17 я и поехал по сервисам.
Вот так эта система выглядит на видео, на нем же видно откуда идет утечка выхлопных газов
В общем выхлопы частично выходили из-под обжимного хомута Позже на неделе я заехал в сервис и избавился от сего досадного травления: нанесли герметик и зажали новым болтом взяв с меня 200 рублей за герметик.
Чуть позже покатавшись я так и не понял особо, прошел запах или нет. Дело в том, что скорее всего придется ехать ко второму мастеру с дымогенератором — мощность этого слишком маленькая, а я грешу на гофру и/или коллектор.
Ну и давно заморачивался по расходу: заливаю 30 литров и проезжаю 190 км до лампочки. Многовато, кажется. На тапочку сильно не нажимаю, поэтому предположил, что много ест. Но, опять же, автомобиль я постоянно прогреваю, а поездки не слишком дальние (10-15 км). Что делать? Просто так менять всё, до чего доберутся руки? Я это уже проходил, а потому ищем диагноста со Star Scanom.
Таких в городе тоже не слишком много, есть в сервисе "Кольчуга" (там мужик, дескать, жил в Америке несколько лет и умеет их чинить, но по разговору такое ощущение что из Нижнего не выезжал, хотел 900 рублей), официалы (Константин диагност, хочет 1200 за диагностику, но от ИнтерАвтоЦентра у меня плохие впечатления), и еще вариант Мега Сервис, 1000 рублей за диагностику, но прочитал негативные отзывы про них. Рассматривался еще некий Алексей Бровкин в Городце, но у него нет сканера, есть какой-то Скан Мастер + в субботу он не смог.
Да, еще: такое ощущение, что форсунки чуток заливают: заводится не со второго поворота стартера, а раза с пятого. Вот видос снял при -3, ночь всю стоял.
Поговорив с Алексеем из Городца по телефону (грамотный мужик показался, кстати, жаль сканера нет) он предположил: ДТОЖ, лямбда и бензонасос — форсунки. Вот это и надо было проверить, проверять решил все-таки на сканере.
В итоге выбрал Николая на Тропинина — парня из сервиса чисто по американцам.
И вот что он мне насканировал
Сечет глушак, но не понять где
Всем привет уважаемые форумчане. Появился вчера звук у меня, словно подсекает где то глушак. Особенно хорошо слышно, когда проезжаешь рядом со стеной или какой машиной например. Заезжал на яму. Под машиной не понять откуда звук, дыма нигде нет даже когда газуешь. Неделю назад поменял прокладки выпускного коллектора (одну пробило).
Вопрос такой, не может ли быть такой звук из за умирающего глушителя.
Предыдущий хозяин вырезал кат, но вместо него просто вварил кусок трубы. Поэтому автомобиль не отличается тихостью работы.
Подскажите, как можно диагностировать источник шума?
230 CE (102982) 5МКПП 717.413 '92 г.в. — нашел нового владельца
Skoda Octavia A5 1.4TSI, DSG, Elegance' 2010 г.в.
#2 ОФФЛАЙН Merinok
- Город: МО, г. Электросталь
Заезжал на яму. Под машиной не понять откуда звук, дыма нигде нет даже когда газуешь.
Подскажите, как можно диагностировать источник шума?
MB W124/E280, 93 года, АКПП. Двигатель 104.942, Bosch HFM.
skype: meri_nok
#3 ОФФЛАЙН Dark Archon
- Город: Москва
Рукой можно почувствовать, как воздух идет. Если не видно ничего и сложно определить видимо дырка где то сверху трубы. И раз вварен кусок трубы, то вероятнее всего проблема в месте сварки.
W124, E220C, '94, АКПП
#4 ОФФЛАЙН Coced
- Город: Питера — Веселый поселок
- Автомобиль:
MB 230CE
Вообще не дымит. Да, что то я тупанул. Действительно видимо я зря пытался увидеть дым.
Рукой можно почувствовать, как воздух идет. Если не видно ничего и сложно определить видимо дырка где то сверху трубы. И раз вварен кусок трубы, то вероятнее всего проблема в месте сварки.
Завтра попробую заехать к мастерам на подъемник. Пощупаем и полазим пристально.
П.С. Может я параноик, но цыканье из под днища раздается в унисон цокающему одному гидрику. Он давно цокает и если открыть капот даже примерно можно понять, что на втором цилиндре какой то гидрик умирает.
Может такое быть? Выпуск с цилиндров как идет 2\2 или каждый цилиндр по очереди? Извините за ламерский вопрос. Хотя и гидрик как я понимаю цокает при каждом открытии клапана.
Кто-нибудь может что по этому поводу сказать? Не дает просто покоя звук из под днища
Сообщение отредактировал Coced: 01 Июль 2009 — 22:58
230 CE (102982) 5МКПП 717.413 '92 г.в. — нашел нового владельца
Skoda Octavia A5 1.4TSI, DSG, Elegance' 2010 г.в.
#5 ОФФЛАЙН Coced
- Город: Питера — Веселый поселок
- Автомобиль:
MB 230CE
Отпишусь.
Заехал сегодня на подъемник. Мастер не стал ничего слушать, а видимо по собственному опыту банально стал надругиваться над выпускной системой способом. короче расшевелил ее как следует .
И буквально через 10 секунд было найден ослабший хомут между последней и средней банками глушителя.
Карщетка-ВДшка и через 10 минут я поехал домой без всякого цыканья из под машины
Сообщение отредактировал Coced: 04 Июль 2009 — 21:29
230 CE (102982) 5МКПП 717.413 '92 г.в. — нашел нового владельца
Skoda Octavia A5 1.4TSI, DSG, Elegance' 2010 г.в.
#6 ОФФЛАЙН Владимир Валерич
- Город: Питенбурх
- Автомобиль:
w201
Всем привет уважаемые форумчане. Появился вчера звук у меня, словно подсекает где то глушак. Особенно хорошо слышно, когда проезжаешь рядом со стеной или какой машиной например. Заезжал на яму. Под машиной не понять откуда звук, дыма нигде нет даже когда газуешь. Неделю назад поменял прокладки выпускного коллектора (одну пробило).
Вопрос такой, не может ли быть такой звук из за умирающего глушителя.
Предыдущий хозяин вырезал кат, но вместо него просто вварил кусок трубы. Поэтому автомобиль не отличается тихостью работы.
Подскажите, как можно диагностировать источник шума?
Считаю тему бесполезной — купи книжку по ремонту и читай её в свободнгое время. И как можно, находясь под машиной, не понять, откуда звук?
Только если быть глухим совсем.
MB190D W201 WDB2011221F419598
Дед Валерич — кто понял жизнь — тот уже не спешит.
Прогорает не только глушитель: что разваливается и как ремонтируется в системе выпуска?
Многие наверняка встречались с ситуацией, когда машина начинала реветь голосом Джигурды. Сначала тихонько порыкивала, потом начинала ворчать громче, а затем – просто орала. Часто эту тягу машины реветь объясняют просто – «прогорел глушитель». Но на самом деле не только глушитель может прогореть – сама система выпуска устроена сложнее, чем кажется. Давайте посмотрим, что в ней может ворчать, рычать и издавать другие непотребные звуки.
От «штанов» до «банки»
Система выпуска нужна не только для отвода отработавших газов. У неё есть несколько функций, и снижение уровня шума и токсичности выхлопа – это ещё не всё.
Во-первых, отработавшие газы крутят крыльчатку турбины (или турбин, если их две) на наддувных моторах. Но об этом говорить не будем, это немного другая тема. Во-вторых, лямбда-зонды (кислородные датчики), установленные на выпуске, нужны для подготовки топливной смеси. Они передают данные о количестве несгоревшего кислорода, на основе которых ЭБУ корректирует состав смеси. В-третьих, да: система выпуска должна снижать токсичность выпуска, в первую очередь – концентрацию соединений углерода, оксидов азота и сажи. Тут есть отличия между бензиновыми и дизельными моторами, но в эту тему тоже лезть не будем: про каталитические нейтрализаторы, сажевые фильтры и мочевину мы уже рассказывали много. Ну и, конечно же, выпускная система должна снижать шум от работы мотора. Вот это как раз наша тема, об этом и будем говорить.
Несмотря на то что системы выпуска могут немного отличаться, принципиальная схема для любого атмосферного мотора у них одинаковая. Она состоит из нескольких элементов: выпускного коллектора (который иногда называют «пауком» или «штанами»), муфты, катализатора, выпускной трубы, резонатора и глушителя (который иногда называют «банкой»). Ещё сюда можно добавить кислородные датчики и систему подвеса выпуска. Причиной возникновения посторонних звуков может быть всё, кроме, пожалуй, датчиков. Для чего нужны все эти детали?
Выпускной коллектор – это первое, что стоит на пути отработавших газов (если не считать газораспределительный механизм). Его задача – отвести газы от каждого цилиндра в одну общую выпускную трубу. И сделать это ему надо по-умному: обеспечив качественную продувку и наполнение камер сгорания. Известно, что движение газов происходит волнообразно, что часто затрудняет выпуск газов и наполнение камер сгорания. Поэтому конструкция коллектора – штука почти всегда сложная, а поиску оптимальных форм и сечений труб уделяют много времени. Каждый, скорее всего, слышал о стремлении тюнеров разного пошиба поставить на свою «чепырку» выпуск 4-2-1 – то есть коллектор, у которого сначала четыре трубы сходятся в две, а уже после этого – две трубы в одну. Более простые коллекторы имеют схему 4-1, при которой все четыре трубы (если речь идёт о четырёхцилиндровых моторах) сразу сходятся в одну. Ну да бог с ним, главное – коллектор в выпуске есть.
К блоку он крепится намертво, а вот после него (и катализатора) может стоять гофра (она же – виброизоляционная муфта). Её задача – изолировать вибрацию работающего мотора от остальной системы выпуска. С одной стороны, это продлевает жизнь самому выпуску, а с другой – снижает количество вибрации на кузове. А это не только его сохранность, и но комфорт тех, кто сидит внутри.
Следующий элемент – резонатор. Он же – передний или предварительный глушитель. На экологию он никак не влияет, и его единственная задача – снизить уровень шума. Собственно, поэтому он и называется резонатором. В нём волны выхлопа отражаются и образуются стоячие волны. То есть звук после него должен стать ровным, а не грохотать, как череда выстрелов. Но окончательно шум исчезает в основном (заднем) глушителе. Конструктивно он немного похож на резонатор: внутри у него тоже есть и перфорированные трубы, и отсеки, внутри которых газы гуляют, как по лабиринту, теряя скорость и температуру. Формулировка несколько упрощённая, но наглядная.
Ещё одна деталь – это трубы, как минимум приёмная и средняя. Тут всё просто, они соединяют остальные элементы выпуска. И, наконец, вся конструкция не прикручена к кузову или раме намертво, а крепится системой подвеса с резиновыми амортизаторами (бубликами или кому как нравится). Это вполне логично. Подумайте сами, какая дрожь пробирала бы кузов, если бы выпуск крепился к нему намертво. Для снижения вибраций и используются подвес и гофра.
С устройством в общих чертах разобрались. Теперь будем смотреть, что тут может пойти не так. Начнём с самого начала – с коллектора.
Что сечёт?
Выпускной коллектор работает в очень жёстких условиях. Больше всего, конечно, он страдает от температуры, которая обычно колеблется в диапазоне от 700 до 1000 градусов. Иногда она может быть и выше – до 1300. Поэтому сам коллектор делают из тугоплавких материалов. Это хорошо, но есть у него одно слабое место – прокладка между ним и блоком. Если прокладка прогорит, появляется звук, который описывают словами «прокладка сечёт». Часто это свистящий звук, источник которого найти несложно. Способ устранения очевидный – замена прокладки. При этом нужно обратить внимание на крепёж самого коллектора: сама по себе прокладка обычно не прогорает. А вот если, например, сломается шпилька, которая его притягивает к блоку, то она прогорит очень быстро: её сожгут прорывающиеся через неплотность раскалённые отработавшие газы. Поэтому если прокладка «сечёт», в первую очередь нужно смотреть именно на крепёж коллектора.
Этот звук выпуска найти проще всего хотя бы по одной причине: для этого не надо лезть под машину. Чтобы определиться с источником другого рыка, придётся либо использовать подъёмник, либо лезть под машину ползком (что не всегда удобно, возможно или безопасно).
Великая страдалица и бубнилово
По причине пожилого возраста первой обычно погибает гофра. Это единственный мягкий элемент, который от природы должен быть подвижным. И ему же приходится работать при высокой температуре, так как стоит он обычно не слишком далеко от выпускного коллектора. Звук прогоревшей гофры очень легко спутать, например, со звуком прогоревшего резонатора: часто они стоят рядом, и, сидя в салоне, определить источник низкочастотного гула трудно. Так что если чувствуете, что гудит где-то в ногах, это может быть и гофра, и резонатор. Так что лезть под машину придётся однозначно.
Теоретически гофры не ремонтируют, их просто меняют. Причём искать оригинальную гофру необходимости нет, их выпускают многие, и стоят они немного. Главное, знать её длину и диаметр (например, 200х40, где 200 мм – длина, 40 – диаметр). Способ замены зависит от расположения гофры, но обычно этот процесс не самый трудоёмкий и в сервисе стоит не слишком дорого. Тем не менее находятся уникумы, которые предпочитают гофру ремонтировать. Способы бывают разные. Популярный – это обматывать гофру пропитанным эпоксидкой эластичным бинтом. Понятно, что всё это сразу разваливается, а если намотать что-то совсем неподходящее, можно устроить пожар. Так что выход один: менять и не пытаться изобретать велосипед.
Отличительная особенность звука, который издаёт отдавшая богу душу гофра, – он может быть плавающим, то тише, то громче. Причина – как раз та самая подвижность гофры. Если прогорает резонатор, то он всегда бубнит одинаково.
Сами трубы ржавеют насквозь редко. Фланцы – да, могут заржаветь до того состояния, когда разъединить их уже невозможно. Бывает, что трубы сгнивают в местах сварки с глушителем или резонатором, но всё-таки чаще гниют сами глушители и резонаторы.
Если в трубе есть небольшая дырка, её можно заварить. Надёжнее, конечно, будет замена, но если очень хочется, можно побаловаться сваркой. Есть, правда, и более забавный способ устранения таких дыр: оборачивание жестянкой от алюминиевой банки с последующим затягиванием этой жестянки хомутом. Разрешите мне этот метод не комментировать – жалко собственную психику.
Как я уже говорил, отличить звук прогоревших гофры и резонатора сложно, особенно если они стоят аккурат друг за другом. Так что если Джигурда поселился где-то в ногах сразу за мотором – придётся разбираться, где именно он сидит. Другое дело – основной глушитель. Он рычит сзади, и ошибиться тут сложно. Само собой, если он прогорел или проржавел, его тоже нужно менять: кустарный ремонт проблему не решает.
Не всё просто
Вроде бы ничего сложного нет: прогорело – заменил. И всё. Но нет. Оказывается, тут тоже можно напортачить. Чаще всего это касается замены катализатора на пламегаситель. Ошибок бывает несколько.
Первая – это установка копеечного пламегасителя. Такие сейчас модно ставить в сервисах, которые обещают удалить катализатор бесплатно. Встречали такую рекламу? Наверняка. В составе нейтрализатора есть драгоценные металлы, и некоторые готовы вырезать катализаторы только ради того, чтобы потом их сдать. Навар получается не слишком большим, и чтобы на этом заработать, удаляют катализаторы варварски. Иногда просто разрезают корпус, выбивают катализатор ломом, затем корпус заваривают. Само собой, после этого машина начинает рычать, как слон, умирающий от рака хобота. Лучше, конечно, вместо катализатора поставить хороший пламегаситель. В этом случае машина хотя бы не будет орать. Ну и, кроме того, иногда требуется создать небольшое противодавление: некоторые моторы после удаления катализатора могут начать жрать масло – мы про это писали. Таких моторов немного, но они есть.
Следующая ошибка – это некорректное отключение датчиков кислорода. Как я уже говорил, датчики до катализатора участвуют в приготовлении топливной смеси, а если они не работают, последствия могут быть совсем печальными. И повышенный расход топлива – далеко не самое плохое.
Лямбды-датчики, стоящие после катализатора, контролируют его работу. Разумеется, если катализатор выбили, им контролировать нечего, они огорчаются и показывают ошибку, поэтому вместо них ставят «обманки». Иногда удачно, иногда – нет. Лучший способ – это перепрошивка на Евро 2 с программным отключением этих датчиков, но, разумеется, в сервисах «удалим-катализатор-бесплатно» такого не делают. В лучшем случае грохнут раздел диагностики. Так что выбирать место для ремонта нужно тщательно.
Стучит, гремит, но не рычит
Бубнёж, рычание и сечение – это ещё не все звуки, которые может издавать больная система выпуска. Иногда она стучит. Такое случается, если порваны резиновые амортизаторы системы подвеса или отгнили крепления этих резинок. Причём стук может быть очень существенным. Например, если резонатор во время резкого разгона начинает дубасить о подрамник. Конечно, опытный механик такую неисправность обнаружит легко, но таких механиков уже пора заносить в Красную книгу. Так что если что, имейте в виду: при осмотре машины снизу бывает нелишним хорошенько подёргать выпуск. Глядишь, что-нибудь да обнаружится.