Какая смазка не проводит электрический ток
Перейти к содержимому

Какая смазка не проводит электрический ток

  • автор:

О полной непроходимости, или что такое диэлектрические смазки (без картинок). Пожалуй, самые дешевые варианты

Коротенько о смазках! Тема, обломавшая немало копий. У-у-у, льют, закапывают, заливают, брызгают, пшыкают, мажут, смазывают, намазывают всем, что по вкусу напоминает какую-никакую смазку. Техника дошла до того, что даже провода смазывают. Чтобы электронам было легче скользить по проводам. Шутка. С долей правды. Смазка в электротехнике безусловно применяется, и очень большая польза от этого возникает. Есть два наиболее распространенных типа смазки в электрике — проводная смазка и диэлектрическая. Главное не перепутать. В короткой теории это выглядит так.

Проводная смазка, ее еще называют контактной — смазка, призванная увеличить площадь электрических контактов, чтобы электричество лучше проходило. Соответственно, такая смазка проводит электричество. Состав — нейтральная пластичная смазка и какая-нибудь металлическая пудра. Например, контакт аккумулятора имеет микроцарапины, впадинки, выбоинки и прочее, смазка заполняет их, увеличивая площадь контакта с клеммой. А чем больше площадь контакта — тем меньше поверхностное сопротивление и нагрузки. Умные книги вывели даже термин — номинальной площадью контакта — площадь, по которой соприкасались бы тела, если бы их поверхности имели идеально гладкую геометрическую форму. Вот контактные смазки и добиваются гладкой геометрической формой. Применять их нужно аккуратно, нанесли тонким слоем, убрали лишние, затянули контакты, убрали лишнюю смазку. Тут лучше недоложить, чем переборщить. Иначе хорошее может стать плохим. Увеличенный слой смазки может наоборот ухудшить контакт.

Диэлектрическая смазка — смазка, которая не пропускает электрический ток. От слова совсем. Устраняет пробои и разные потери дорогого электричества. Но главное назначение — защита контактов от внешних факторов — пыли, воды и прочего окислительного. Например, смазка клемм аккумулятора позволяет сохранить их в первоначальном виде. Но, сначала нужно клеммы эти на аккумуляторе затянуть, а смазку наносить только поверх. Или другой пример, в бытом плане, клемники и всевозможные зажимы, после установки на провода, заполняются (или заполнены на вводе) такой смазкой. Чтобы открытая часть контактов со временем не окислялись. Что характерно, например, для алюминия и меди. Темнеют, зеленеют и прочие вещи.

Не удивительно, что такие вкусные и полезные смазки нашли применение в автомобиле. И речь идет не только об аккумуляторах выше. В автоделе наибольшую популярность приобрели смазки-диэлектрики. Поскольку есть в машине, что защитить и сохранить. Дорогое не только сердцу, но и кошельку. Так, диэлектрические смазки наносят на свечи — на защитные колпачки катушек или свечные изоляторы. Защищает от пробоя с одной стороны, и свечи от внешних факторов — с другой. Например, вода в свечном колодце, эдакие заливные катушки. А как шандарахнет? Точнее, из-за воды в колодцах автомобиль начинает троить и прочие потери мощности. Вот, чтобы этого не было — смазывают свечи диэлектриком. Нехай потом мокнет — свеча будет сухой, как в эти самые дни. Кроме того, смазка диэлектриком колпачка или изолятора катушки позволяет сохранить подвижность этого соединения. То есть, колпачок будет сниматься со свечи, без "прикипания" его к изолятору.

Поэтому ниже поговорим только о защитных смазках-диэлектриках. Потому что поле их применения в автомобиле гораздо шире.

Дешевая диэлектрическая смазка

Там, где автомобили — там рынок разворачивается по полной. Этих диэлектрических смазок для свечей и прочих электрических контактов в магазинах великое множество. Цены — от гуманных, до полного непонимания ценообразования. Например, 4 грамма специальной диэлектрической смазки стоят рублей 400-500, а то и 2000. Так, PERMATEX Dielectric Tune-Up Grease (артикул 81150) по цене от 1800 за 9 грамм живительной диэлектрической смазки для свечей и прочего электрооборудования (отзыв на данную смазку понравился: хорошая смазка! Раза в три дешевле ВАГовской. То есть, есть варианты еще дороже!). Ожидаемо в составе хочешь увидеть пыльцу с крыльев лунных бабочек, чешую синих гремучих змей, волосок из носа какой-нибудь знаменитости, хвою высокогорных берез (да-да, видимо есть такое редкое хвойное дерево, раз цены такие). Но, печаль! В составе с упаковки большинства таких смазок какие-то — Полидиметилоксан и что-то типа аморфной двуокиси кремния. А иногда пишут проще, но понятнее. Об этом ниже.

Полидиметилоксан — это силиконовое масло, на рынке оно встречается как ПМС-ххх. Где ххх — цифры, обозначающие вязкость. Наиболее распространенное — ПМС-200. По консистенции как жидкое масло. Крайне недорогое. Электричество не пропускает. Не боится температур и воды. Последнюю вообще вытесняет. Поэтому силиконом можно обработать, например, старые провода с рассохшейся изоляцией, что позволяет продлить им жизнь. Силиконовое масло безразлично к пластику, резине и металлам. Продается баночками, масленками и канистрами по литрам. Масленка в 15 мл стоит смешные 50-70 рублей.

А аморфная двуокись кремния — это кварцевый песок. Который подается по весу. Тут его видимо, просеяли, промыли, обожгли и промололи в пудру (поэтому и аморфный). Хотя, вероятнее всего, эта двуокись получена чистым химическим способом, а уже потом измельчена в пудру.

То есть, новомодная, нано- диэлектрическая смазка, которая продается как 4 грамма за бешеные тысячи рублей — это смесь дешевого силиконового масла с толченым песком, буквально, как загуститель — чтобы значит погуще было.

И все. Кстати, возвращаюсь к составу. Популярная универсальная силиконовая смазка Силикот — это силикон, загустители и фторопласт. Цена

200 рублей за 30 грамм смазки. Какой именно фторопласт введен — не пишут. Но фторопласт это противозадирная присадка, повышающая свойства смазки. Например, политетрафторэтилен — фторопласт-4 — известен всем как тефлон. Позволяет смазке стать не только противоизносной, но и и термостойкой.

Одним словом, хорошую диэлектрическую смазку можно смешать самому. А можно поискать на рынке менее рекламируемые смазки по похожему составу. Вот, пожалуй, наиболее дешевые варианты по соотношению цена-состав-качество.

ЦИАТИМ-221 — кальциевая многоцелевая водо- и термостойкая пластичная смазка на основе силиконового масла. Для смазывания узлов трения и сопряжённых поверхностей «металл—металл» и «металл—резина», работающих при температуре от -60 до +150 °С.

ЦИАТИМ-221F — тоже, что и выше. Но в состав введен фторопласт-4 — тефлон. Что повышает противозадирные и противоизносные свойства смазки, полностью устраняет впитываемость воды (поэтому у силикот обозначен производителем такое преимущество), повышена механическая и термическая стойкость (смазка уже называется высокотемпературной из-за тефлона — высокотемпературный ЦИАТИМ-221).

Силиконовый вазелин КВ-3 (кремнийорганический вазелин КВ-3) — силиконовое масло, загущенное аэросилом (пирогенная двуокись кремния, аморфная двуокись кремния). Ничего состав не напоминает? Используется в электромонтаже для смазки изоляторов высоковольтных линий, как защитная диэлектрическая смазка контактов. В быту применяется в ремонте техники, электромонтаже, и даже сантехнике — смазываются фланцы канализационных труб для удобства соединения и повышения герметичности (кольцо резиновое, вставленное во фланец из-за силикона не рассыхается, соединение стоит десятки лет, без какого-либо силиконового герметика, так любимого сантехниками). При это соединение остается ремонтопригодным — разборным. Кстати, капелька смешного, средство от отравления — Энтеросгель — это тоже силиконовый вазелин (если автомагазины закрыты, а диэлектрическая смазка нужна как воздух…).

Цена за ЦИАТИМ-221 — за 800 грамм просят около 600 рублей. За ЦИАТИМ-221F — за килограмм отдают около 2000 рублей.

Вазелин КВ-3, подороже, рублей 50-70 будет стоить баночка в 4 грамма в любом паяльном магазине. Рублей 150-200 — будет стоить тюбик из 20 грамм. Рублей 600-800 будет стоить банка на 400-500 грамм. Видел на одном маркетплейсе такую баночку. Заказал, чтобы значит всегда было под рукой то, чем смазать в трудную минуту — и свечи, и фланец и прочие контакты.

Как говорится, полкило хватит обмазать свечи не только себе, но и красивой соседке. А почему не сделать приятное хорошему человеку безвозмездно?

Традиционно. Я не претендую на истину. Не рекламирую. Не навязываю. Каждый использует те смазки, которые ему нравятся, которые он понимает и принимает в силу своих знаний. Своими знаниями я с вами поделился. Чисто на подумать, сравнить, взвесить и использовать то — … что нравится.

Электропроводящая смазка для контактов в автомобиле. Наш рейтинг составов!

Электропроводная автомобильная смазка для контактов – необходимое средство при подготовке транспортного средства к зиме, а также выполнении его очередного технического обслуживания.

Чаще всего состав применяется в области клемм аккумуляторной батареи, где регулярно наблюдаются проблемы. Если принять во внимание, что непосредственно клеммы часто делаются из свинца, а непосредственно контакты силовых кабелей – из меди или алюминия, то можно понять, почему детали интенсивно окисляются и разрушаются.

Формирование окислов провоцирует сразу два крайне негативных явления:

  1. Пятно контакта между клеммой АКБ и непосредственно контактом провода становится крайне маленьким. Недостаток площади соприкосновения провоцирует перегрев, из-за чего отдельные области провода оплавляются, повышается риск возгорания.
  2. Батарея не может обеспечить отдачу энергии в объемах, которых хватит для корректного функционирования стартера и прочих электрических модулей транспортного средства. В некоторых случаях водители связывают это с износом батареи, что неправильно, дело именно в плохом контакте. Водитель покупает новый аккумулятор, расходует лишние деньги, хотя проблема решалась гораздо проще – требовалось провести чистку контактов.

сгорела клемма

Токопроводящая смазка для контактов широко применяется водителями для того, чтобы провести комплексную обработку элементов проводки, соединенных разъемами. Достаточно часто наблюдаются ситуации, когда дефект контакта в проводке прибора приводит к тому, что машина перестает корректно функционировать, либо ее возможности в значительной степени снижается.

Очень часто, к примеру, окись уничтожает контакты, подающие питание на фары. Ходовые огни не работают, поездка становится крайне опасной, заметность транспортного средства падает, водитель теряет полный контроль над дорожной обстановкой.

В чем необходимость смазки?

Смазка для улучшения электрического контакта в автомобиле нужна не только для того, чтобы обеспечить полноценное прохождение тока по проводам. Вдобавок к этому, она выполняет следующие функции:

  • удаление влаги из области контакта, смазка плотнее и тяжелее воды, благодаря чему жидкость не взаимодействует с металлическими элементами;
  • изоляция от воздуха, благодаря чему окислительные процессы протекают менее интенсивно;
  • исключение вероятности формирования “утечек тока”;
  • сведение к минимуму электрического сопротивления в области, где клемма контактирует с кабелем;
  • проникновение внутрь уже сформировавшихся на металле отложения сульфидов и окисей,
  • нейтрализация дальнейшей коррозии, размягчение отложений с возможностью дальнейшего удаления.

Рейтинг составов

Большой популярностью у автомобилистов при обработке контактов пользуется солидол или близкий по набору компонентов литол. Смазки известны еще с советских времен, а потому водители “старой закалки” порой просто не видят им альтернатив.

литол с солидолом не рекомендуется

Это не совсем корректно. Оба состава не слишком хорошо защищают металл от коррозии, быстро сохнут, из-за чего нуждаются в регулярном обновлении.

Современная химическая промышленность предлагает гораздо более технологичные альтернативы:

1. Liqui Moly. Немецкий бренд предлагает водителям два варианта смазки. Первый представлен в форме аэрозоля, второй – в виде геля.

иллюстрация продукции из германии

Гель считается более долговечным, избавляет от необходимости частой обработки, так как выдерживает контакт с водой, не смывается и приобретает текучую консистенцию только в том случае, если температура среды повышается до 145 градусов.

К сожалению, обработка гелем труднодоступных мест – процесс крайне трудный, в таких случаях на помощь и приходит аэрозоль. Главный минус аэрозоля – нужда в регулярной обработке, повторять ее нужно каждые 2-3 месяца.

2. Графитовая электропроводящая смазка.

фото графитового состава

Оптимальный недорогой вариант, если нужно обработать одиночные контакты, к примеру, клеммы батарей, генератора или стартера.

Для миниатюрных фишек с несколькими контактами данный состав лучше не использовать, из-за частичной электропроводности графит может спровоцировать утечки тока и, как следствие, электронные сбои.

3. Efele SG-383. Современная разработка, которая сочетает в себе универсальность, долговечность и высокий уровень надежности.

фото спрея sg 383

Данная смазка отлично подходит для любого электрического оборудования (в том числе и техники, работающей под высоким напряжением), помогает защитить соединения.

Автомобилисты могут использовать состав для обработки клемм аккумуляторов и других соединений в проводке, благодаря значительной густоте состав длительное время остается на месте, сохраняет свои характеристики.

Посмотрите видео о достоинствах смазки для защиты электроконтактов Efele SG-383:

4. Медная смазка состоит из связующего вещества и мельчайших частичек медного порошка, представлена в гелевых и аэрозольных формах.

картинка медной пасты

Медь – металл с высокой степенью электропроводности, так что обработка контактов способствует значительному улучшению характеристик контакта.

В этом видео рассказывается, как улучшает заводку машины медная смазка:

Самостоятельное производство

Если приобрести в магазине состав нет возможности, выходом может стать гель своими руками:

  1. В качестве связующей основы можно использовать эпоксидную смолу сорта ЭД-5 (необходимо около 100 граммов состава).
  2. Наполнителем же становится порошок серебра (около 300 граммов).
  3. Пластифицирующая добавка – дибутилфталат (15 граммов).
  4. Отвердитель – полиэтиленполиамин (примерно 10 граммов).

Отвердитель нужно вносить в состав непосредственно перед нанесением, чтобы исключить отвердение.

Заключение

Многих водителей также интересует вопрос, можно ли смазывать контакты силиконовой смазкой?

В целом, это допустимо. Силикон вытесняет воду, так что он защитит металл от окисления, увеличит срок службы контактов, но нужно иметь в виду, что специализированные средства, такие как изученные выше товары от Liqui Moly или других брендов, гораздо эффективнее.

Например, обычная силиконовая смазка не способна остановить уже начавшуюся коррозию, в отличие от спецсредств, подавляющих распространение окислов, нейтрализующих их.

Посмотрите интересный видеообзор новой силиконовой смазки для автомобиля из линейки российской автохимии Autoprofi Performance:

У меня Нива ВАЗ-21214 с инжекторным двигателем. Вентиляторы охлаждения у этого мотора электрические. Подключены они к бортовой сети через клеммник, который расположен в очень неудачном месте. Грязь, противолёдные реагенты и прочие агрессивные вещества из под передних колёс – всё это попадает на него.

Я его загерметизировал снаружи, внутри смазывал и графитовой смазкой и силиконовой. Помогает, конечно, но раз в год он всё равно переставал работать.

Последний раз смазал эти контакты гелем Liqui Moly и загерметизировал снаружи как обычно. Вот уже началась третья зима и пока всё работает без моего вмешательства. Считаю, что эта немецкая штука своих денег стоит.

Какая смазка не проводит электрический ток

На форумах можно увидеть совет вида: «смажь клеммы АКБ литолом, чтобы электричество пропускало лучше». На других форумах данный способ опустили, заявив о повышении внутреннего сопротивления и наличии только антикоррозионных свойств. Кто прав? Приходится проверять на практике.

Сначала была мысль собрать тестовый стенд с чистыми и промазанными клеммами, подключать определенную нагрузку, смотреть изменение тока и вычислять сопротивление. Но потом попался на глаза точный омметр — и проблема отпала сама собой. Клеммы зажимались в клеммах омметра и фиксировались между собой пластиковым болтом с гайкой. Сначала измерялось сопротивление чистых клемм, затем смазанных, далее клеммы выкидывались — и так в цикле. Клеммы не автомобильные, а бытовые (типа «лепесток» 1-1-4.2-16), их контакт может быть хуже — и это нужно учитывать при оценке всех последующих теоретических расчетов. Пластиковый болт не затянешь с чрезмерной силой — это также отразилось на тестах.

В итоге получились крайне интересные результаты:
— ни одна из смазок не является электропроводной. То есть, любая смазка увеличит сопротивление, вопрос толщины слоя и способности смазки ложиться тонко. В итоге имеется соединение из 3 последовательных сопротивлений: клемма-смазка-клемма. Важен как процент, так и номинал сопротивления, прибавляемого смазкой;
— универсальная пластичная смазка «Литол-24-цинк»: при исходном сопротивлении 0.7Ом увеличила до 0.95Ом (на 35%);
— силиконовая смазка «Liquid Wrench»: при исходном сопротивлении 0.7Ом уменьшила до 0.5Ом (на 29%). Однако при высыхании смазки сопротивление вырастало до 5Ом (на 614%);
— графитовая смазка «OilRight»: при исходном сопротивлении 0.8Ом не изменила его;
— солидол жировой «OilRight»: при исходном сопротивлении 0.9Ом не изменил его.

Итак, все смазки обладают антикоррозионными свойствами — с этой целью их применение оправдано. Однако часть их повышает сопротивление контакта. Остаются неизученными вопросы изменения свойства смазок со временем и при протекании больших токов (стартерных 100-300А).

Оценка свойств:
— солидол не подходит для смазывания автомобильных контактов в суровых местах России, т.к. температура его использования лежит в диапазоне [-30;65] градусов: зима может быть холоднее, а летом под капотом жарче;
— графитовая смазка используется в диапазоне [-20;70] градусов, что тоже не сахар;
— то есть, если смазывать смазками с плохими температурными диапазонами — придется с какой-то периодичностью перемазывать контакты, т.к. смазка будет терять свои свойства;
— литол имеет температуру использования [-40;120] градусов, но увеличивает сопротивление;
— силиконовая смазка так толсто пошутила, что вообще ни в какие ворота не пролезла.

Оценка опасности увеличения сопротивления литола, на примере Daewoo Matiz. Стоит стартер марки WoodAuto модели STR85000 0.8кВт/67А. Сопротивление стартера, исходя из ТТХ, статичное и равно 0.178Ом. Литол увеличил сопротивление на 0.25Ом, что приведет к перераспределению мощности от стартера к месту контакта и сожжет его. То есть, несильный зажим места соединения приведет к пожару при первом же пуске.

Графитовая смазка и солидол — лучшие, если укладываются в температурный диапазон использования. Иначе — литол, но с собственной переоценкой потери напряжения на месте смазки (опасность возгорания): смазывать всю поверхность клемм обильно, чтобы при сдавливании большие излишки смазки выдавливало наружу — при затягивании намертво.

Оказалось, есть специальная «смазка для электроконтактов». Вот оно, решение проблемы коррозии. И не только: химически активна, способна уменьшить сопротивление контакта за счет взаимодействия с металлами. Однако температурный диапазон применения (на примере «Batterie-Pol-Fett» от Liqui Moly): [-40;60] градусов.

Вывод: использование смазки для электроконтактов, или графитовой смазки, или солидола — исходя из годового диапазона температур в применяемом регионе. Также нужно убедиться, что солидол не агрессивен к свинцу и устойчив к высоким температурам.

(добавлено 05.02.2016): гениальная по своей простоте мысль и одновременно ответ на еще 1 интернетовский вопрос. Если не смазывать место контакта, а место возле контакта — получится защита соединения от поступления влаги извне. Это полностью решает вопрос долговечности и качества соединения, т.к. реализуется именно основное предназначение данных смазок без затрагивания пятна контакта.

А вот пятно контакта можно обработать смазкой для электроконтактов. В итоге использование двух смазок: каждой по своему назначению.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *