Классификация масел по MIL-L — DetaliCARS.ru
Наряду со спецификациями качества API применяются спецификации Военного ведомства США, обозначаемые индексом MIL:
MIL-L — предназначена для смазочных масел
MIL-G — предназначена для пластических смазок
MIL-H — предназначена для гидравлических жидкостей
MIL-L (Military Specifications) является спецификацией, принятой в США параллельно со спецификацией API.
Все моторные масла подразделяет на несколько категорий, а именно:
1. MIL-L-46152 – этот вид предназначен для бензиновых двигателей;
2. MIL-L-2104 – этот вид предназначен для дизельных двигателей (подробное соответствие классификаций MIL-L и API предоставлено в таблице ниже).
Эта спецификация была разработана, чтобы полноценно классифицировать масла для грузовых автомобилей и подобной крупногабаритной автомобильной техники.
В связи с тем, что в Америке стоимость на бензин значительно ниже, нежели в других странах, грузовые автомобили и большинство автобусов оснащают двигателями, работающими на бензине.
Начиная с 1992 года, всем военным спецификациям был изменен индекс на CID.
На сегодняшний момент существуют две спецификации, которыми активно пользуются – это CIDA-A-52306 для бензиновых двигателей и CIDA-A-52309 для дизельных двигателей, распространяющих свои требования на все существующие колесные транспортные средства.
П омимо этого они заключают в себя требования API CD-II, API CF-4 и API SG.
Буквы, стоящие за номером спецификации MIL свидетельствуют на более современную модификацию стандарта
1. MIL-L-46152 — предназначен для определения спецификации моторных масел для дизельных и бензиновых двигателей средней мощности.
При этом учитывается, что транспортные средства принадлежат к штабам, а также производиться снабжение вооруженных сил.
2. MIL-L-2104 — предназначен для определения спецификации моторных масел для дизельных двигателей, имеющих наддув тактических транспортных средств.
Если есть необходимость, то возможно использование и в бензиновых двигателях.
3. MIL-L-2104A (Supplement 1). Чаще используется вторая разговорная составляющая, нежели первая. В его основу легла необходимость в определении характеристики сезонных (single-grade) масел, имеющих увеличенное количество присадок.
В качестве важных производственных моментов можно считать то, что предусматривает и определяет необходимое качество для работы с топливом, включающим в себя до 1 процента серы.
4. MIL-L-2104B — является спецификацией, полноценно характеризующей всесезонные и сезонные масла для двигателей, которые работают в режиме «стоп-старт».
Данный режим относится к существенному количеству военных автомобилей в мирное время.
5. MIL-L-2104C — является спецификацией, характеризующей сезонные масла для всех типов внутреннего сгорания (применяемых в военное время) и для быстроходных дизельных двигателей с наддувом (применяемых во всех наземных машинах).
Спецификация была улучшена за счет введения новых методов испытания, в которые входили также требования вязкости SAE J300 (Sept 80) при ограничении по степени износа системы клапанов и пониженных температурах.
6. MIL-L-2104D — является спецификацией, вступившей в действие с 1983 года, предварительно согласовавшись с 2104С и ее дополнениями.
В качестве дополнений проводились испытания в двухтактном дизельном двигателе и рассчитывались показатели износа, а также трения (на соответствие требованиям трансмиссий Caterpillar» и «Detroit Diesel Allison»).
На основании этого всесезонное масло SAE 15W-40 и было впервые включено.
7. MIL-L-2104E и F — является модификацией новой спецификации, характеризующей смазочные масла, беря за основу новые требования изложения методов испытаний в бензиновых двигателях.
Детально производиться анализ образования шлама, загущения масла при эксплуатации и степень износа системы клапанов.
8. MIL-PRF-2104G — является новой спецификацией (вступила в действие в 1997 году), выдвигающей требования к маслам для дизельных двигателей.
Данные требования на порядок превышают проходные критерии класса API CG-4.
Плюс ко всему были введены дополнительные испытания CAT IM-PC, Detroit Diesel 6V92TA, Cat TO-4, которые характеризуют в общей степени показатели износа.
Что такое MIL
Наряду со спецификациями качества API, используются спецификации Военного ведомства США, обозначаемые индексом MIL:
— MIL-L — для смазочных масел;
— MIL-G — для пластических смазок;
— MIL-H — для гидравлических жидкостей.
Спецификация MIL-L-2105 А— технические условия на смазочные материалы для коробок передач автомобилей; примерно соответствуют API GL-4.
Спецификация MIL-L-2105 В— наиболее употребляемые в настоящее время технические условия на трансмиссионные масла для гипоидных передач; могут быть сравнены с API GL-5.
Спецификация MIL-L-2105 С— действующие с 1976 г. технические условия для всесезонных трансмиссионных масел классов вязкости 75W, 80W/90 и 85W/140. Они превосходят спецификацию MIL-L-2105 В и соответствуют API GL-5.Спецификация MIL-L-2105 D- для всесезонных масел GL-5.
Спецификация MIL-PRF-2105 E— тоже, что MIL-L-2105D плюс требования MT-1.
Классификация и маркировка трансмиссионных масел по SAE и API. Расшифровка
Сегодня продается много трансмиссионных масел для авто. Они отличаются по различных параметрам – количество присадок, температурный режим, физические свойства и другие.
Какой бывает маркировка трансмиссионного масла? Спецификации SAE, API, MIL – что это? И как хранить трансмиссионные масла различных маркировок? В статье эти вопросы будут рассмотрены.
Различия в системах классификации
Трансмиссионные масла для автомобилей обладают разным химическим составом. Это объясняет разницу в свойствах – температурный режим, качество защиты и другие.
Чтобы упростить жизнь водителю, были разработаны системы классификации, которые делят смазки на различные категории. Популярные системы классификации и маркировки представлены тут:
Категория | Расшифровка маркировки трансмиссионных масел |
Маркировка SAE | Стандарт Общества автомобильных инженеров, который касается температурного режима окружающей среды, где будет использоваться авто |
Маркировка API | Стандарт Американского института нефти, который оговаривает категорию допуска, тип транспорта, количество присадок |
Маркировка MIL | Область применения – Вооруженные силы США. Стандарт предъявляет дополнительные требования к чистоте, вязкости, стабильности |
Маркировка ZF | Европейский стандарт, который распространяется на смазочные материалы для силовых блоков и автоматических коробок передач. На практике классификация ZF применяется редко |
Маркировка ГОСТ | Российский стандарт, который оговаривает категорию смазки, ее тип, физические свойства. На практике система ГОСТ применяется редко |
Как смазки классифицируются по характеристикам
Основные параметры трансмиссионных смазок.
- Вязкость. Характеризует густоту состава. В одни автомобили следует заливать вязкий состав, а другим подойдут более жидкие масла.
- Количество присадок. Чем больше вспомогательных компонентов содержит смазка, тем лучше ее физические свойства (защита от коррозии, вспениваемости, задиров).
- Тип основы. Различают минеральные, полусинтетические и синтетические составы. Для современных авто подойдут последние две категории. Тогда как для старых применяется “минералка”.
Общепринятой классификации автомасел для АКПП нет. Каждый изготовитель создает собственную спецификацию. К примеру, «Дженерал Моторс» подразделяет смазки на четыре вида.
Они маркируются словом «Dextron» и цифрой от одного до четырех. Компания «Форд» маркирует собственные продукты как «Меркон», а фирма «Хонда» – ATF.
Изготовитель трансмиссий ZF маркирует собственные автомасла как ZF TE-ML с числом от одного до четырнадцати. Цифра указывает не на класс вязкости, а на назначение расходника.
- 1 – несинхронизированные механические коробки переключения передач.
- 2 – МКПП и АКПП грузовых машин, автобусов.
- 3 – гидротрансформаторные агрегаты мобильных механизмов.
- 4 – судовые КПП.
- 5 – ведущие мосты внедорожников.
- 6 – КПП и гидроприводные узлы тракторов.
- 7 – гидрообъемные, механические приводы, электроприводы.
- 8 – узлы руля без гидроусилителя.
- 9 – узлы руля с гидроусилителем.
- 10, 11, 14 – автоматические коробки переключения передач легковушек.
- 12 – ведущие мосты легковушек, грузовиков, автобусов.
- 13 – особые трансмиссии, установленные в военной технике.
Кроме того, расходники для трансмиссии делятся на минералку, синтетику, полусинтетику.
Эксплуатационные свойства ТМ
Они обязаны соответствовать таким критериям:
- стабильная вязкость. Этот параметр самый важный, поскольку в случае излишне густой/жидкой смазки состав станет бесполезным (может вырасти трение, снижаются защитные свойства);
- смазывающие свойства. Этот параметр отражает способность снижать трение между узлами авто при движении. Чем выше этот показатель, тем меньше будет трение в системе машины;
- устойчивость к ржавчине. Все трансмиссионные составы обладают высокой коррозийной стойкостью. Из-за некачественной жидкости металлические узлы быстро испортятся.
Спецификация MIL
Этой классификацией пользуются Вооруженные силы США. Она является достаточно требовательной, поскольку военная техника обязана работать стабильно при любых условиях окружающей среды.
Классификация MIL редко указывается на трансмиссионных и моторных составах, представленных в РФ. Уточните маркировку у продавца, если Вы покупаете жидкость в хорошем автомобильном магазине. Обозначение трансмиссионного масла по MIL:
- L-2105C. Содержит противозадирные, антикоррозийные добавки. Применяется для коробок передач, редукторов, мостов;
- L-2105D. По ключевым параметрам примерно повторяет предыдущий стандарт. Также содержит дополнительные компоненты, минимизирующие вред экологии;
- L-2105E. Отличное современное масло, которое не образует задиры, не вспенивается, защищает от коррозии. Устойчиво к термическим перепадам, не наносит вред экологии.
Классификация трансмиссионных масел по вязкости и температуре
Все смазки различаются по уровню кинематической и динамической вязкости. Они характеризуют стабильность состава при различных температурах окружающей среды.
Если влить в коробку передач неподходящую жидкость, то его свойства будут нестабильными, что сделает смазку не только бесполезной, но и вредной.
Для определения этих показателей применяются лабораторные тесты, а информация о маркировке указывается на упаковке со смазкой.
Классификация трансмиссионных масел по температуре выглядит так:
- смазочные жидкости делятся на три категории – зимние, летние, всесезонные. Каждая группа имеет свою маркировку;
- летние имеют простой цифровой индекс – 60, 70, 80 и другие. Их рекомендуется использовать на юге Российской Федерации;
- зимние обозначаются цифрой и буквой W – 70W, 75W, 80W. Они подходят для северных регионов России, областей с суровой зимой;
- всесезонные имеют сдвоенный код – например, 70W-80, 75w 140, 85w-140. Они универсальны, а использовать их рекомендуется в центральных областях.
Что такое индекс вязкости трансмиссионного лубриканта
Также существует индекс вязкости:
- он отражает стабильность состава. Чем выше показатель, тем лучше для машины. Имеет вид числа – 130, 140, 150;
- смазка на минеральной основе имеет индекс 120-140. Такие жидкости следует вливать в старые машины, а вот для новых они не подходят;
- полусинтетика и синтетика имеет индексы 150-180. Их можно вливать как в старые, так и новые авто. Поэтому они считаются универсальными.
Таблица классов вязкости
Разобраться в маркировке позволит таблица соответствия.
Категория | Min T° | Max T° |
75W80 | -40 | 35 |
75W90 | -40 | 35 |
80W85 | -25 | 35 |
80W90 | -25 | 40 |
85W90 | -10 | 45 |
Расшифровка вязкости трансмиссионного масла
Рассмотрим несколько примеров смазок и узнаем, как расшифровываются маркировки.
Расшифровка трансмиссионного масла 75w90
Двойной код указывает, что состав является всесезонным. Температурный режим находится – от -40 до +35 градусов. Жидкость подходит для всех регионов РФ, кроме самых теплых.
Расшифровка трансмиссионного масла 75w90 поможет по достоинству оценить смазку. Конечно многое еще зависит и от производителя.
Расшифровка 80w90
Расшифровка трансмиссионного масла 80w90 указывает на двойное обозначение. Это говорит о том, что жидкость относится к всесезонным. Температурный режим – от -25 до +40 градусов. Такой состав подойдет для всех регионов, кроме самых холодных.
Какая вязкость трансмиссионного масла лучше
Подбирать состав нужно в зависимости от температуры окружающей среды. Соответствие можно найти в таблице выше либо прочитать на этикетке.
Также можете проконсультироваться с автомехаником. Он подберет жидкость исходя из марки авто, даст советы по применению, зальет смазку.
Можно ли смешивать трансмиссионное масло разной вязкости
Это делать не рекомендуется по двум причинам.
- Непредсказуемые последствия. При смешивании физические свойства составов будут стремиться к средним значениям, однако без спецоборудования их точное значение не определить.
- Риск химических реакции. При смешивании есть вероятность, что добавки начнут реагировать друг с другом, что приведет к образованию нерастворимого осадка.
Классификация трансмиссионных масел по степени вязкости (SAE)
Стандарт SAE делит смазочные составы на несколько категорий в зависимости от температурного режима.
Классификация трансмиссионных масел SAE J306
Устаревший стандарт, который по старинке применяется в России. По SAE J306 существуют масла классов GL-1, GL-2, GL-3, GL-4, GL-5, которые различаются по присадкам и техническим свойствам. Смазки GL-1, GL-2, GL-3 устарели, однако до сих пор применяются. В современных автомобилях используются смазки GL-4, GL-5.
Стандарт SAE J2360
Обновленный стандарт, в который включены сверхстабильные составы MT-1 и PG-2 с дополнительными присадками. Их можно вливать в обычные машины, хотя на практике их применяют на загруженных авто. Это могут быть грузовики, гоночные машины, тяжелая строительная техника.
Классификация вязкости трансмиссионного масла по API
Американский институт нефти разработал свою маркировку. Этот стандарт назвали API. По классификации существует 5 основных категорий присадок, отличающиеся по типу основы и количеству дополнительных компонентов.
Список ведущих производителей масел, где используется классификация по API – Кастрол, Мобил, Shell, Лукойл, Liqui Moly, ZIC (ЗИК) и другие.
Минеральное масло, не содержащее дополнительных присадок. Подходит легковым машинам и технике, которая эксплуатируется при низкой нагрузке. Большой срок годности, легко хранится. Дополнительные характеристики маркировки GL-1.
- Подходит для спирально-конусных, червячных передач и МКПП. Снижают трение, защищают от ржавчины, минимизируют риск задиров.
- Может содержать незначительное количество антикоррозийных, противопенистых присадок (попадают при перегонке).
По показателям и свойствам соответствует предыдущему составу. Крупное отличие – GL-2 содержит модификаторы трения, которые улучшают работу коробки передач (автоматика, механика). Трансмиссионную жидкость рекомендуется использовать в системах со средним уровнем нагрузки. Дополнительные характеристики маркировки GL-2.
- Подходит для систем с червяными передачами. Заметно снижает трение, нормализует работу коробки передач, что упрощает движение ТС.
- Обладает антипенистыми, противокоррозийными свойствами. Подходит сельскохозяйственной технике (тракторы, комбайны).
Трансмиссионная жидкость для грузовых автомобилей, сельскохозяйственной техники и тяжелых установок. Содержит присадки, минимизирующие риск задиров, что благоприятно сказывается на сроке годности системы. Может содержать противоизносные добавки (2-2,5%). Другие характеристики маркировки GL-3.
- Подходит для смазывания любых передач автомобиля, кроме гипоидных. Снижает трение, улучшает работу коробки, защищает металл от задиров и коррозии.
- Хорошо выдерживает средние нагрузки, плохо работает в сильнозагруженных системах. Подходит для легковых машин, сельскохозяйственной техники, грузовиков.
Основная категория смазок для механических коробок и АКПП. Содержит много присадок, которые выполняют полезные функции. Это заметное снижение трения, защита от задиров, нормализация пенистости, увеличения срока службы коробки. Совместимо с трансмиссиями, которые выполнены или содержат вставки из цветных металлов. Другие характеристики маркировки GL-4.
- Подходит любым ТС – легковые машины, грузовики, автобусы, сельскохозяйственная техника. Может применятся в условиях как низких, так и высоких нагрузок.
- Общее содержание масляных присадок зависит от марки и производителя (обычно добавок 6-6,5%). Точный состав указывается на этикетке.
Группа современных трансмиссионных масел, которые заливаются в любые ТС. Отличный выбор для коробок передач, которые чувствительны к чистоте смазки. Количество дополнительных компонентов составляет 8-10%. Присадки улучшают работу трансмиссии, безопасны для природы. Дополнительные характеристики маркировки GL 5.
- Подходит для тяжелонагруженных автомобилей, подверженных критическим нагрузкам. Подойдет также для гоночных или спортивных авто.
- Не рекомендуется применять в системах, которые содержат запчасти из цветных металлов. Объяснение – GL-5 содержат много химически активных присадок, способных нанести вред таким деталям.
Новые классы API
Смазки категории GL на практике применяются чаще всего. Однако также существует несколько спецкатегорий, которые могут использоваться на спецтехнике. Основные примеры – смазка класса MT-1 и экспериментальная категория PG-2.
Трансмиссионное масло с присадками, применяющееся в тяжелонагруженных установках. Это большие грузовики, карьерные самосвалы, строительная техника. Смазочные жидкости проходят дополнительную очистку, что увеличивает стоимость состава. Другие характеристики специальной маркировки MT-1.
- Подходит для ТС с механической коробкой передач, которая функционирует по несинхронному принципу. Сохраняет установку чистой при высоких нагрузках во время эксплуатации.
- По составу и качеству примерно совпадает с GL-5. Однако MT-1 сохраняет стабильность при высоких температурах, что позволяет выдерживать повышенные нагрузки.
Категория для экспериментальных масел, которые используются в сверхзагруженных ТС. Это грузовики, установки для шахт, строительные машины. Выпускаются на синтетической основе, что обеспечивает смазочной жидкости высокую чистоту. Другие свойства маркировки PG-2.
- Подходит для любых коробок передач и мостов, которые используются в условиях повышенной нагрузки. Содержит множество присадок, поэтому не рекомендуется применять в системах на основе цветного металла.
- По качеству и составу соответствует GL-5. Однако содержит дополнительные присадки – они повышают термоустойчивость, стабилизируют вязкость, снижают риск застывания при отрицательных температурах.
Подбор автомасла
Выбирая автомасло для трансмиссии собственной машины, нужно следовать правилу высшей категории.
Если изготовитель советует применять смазки определенного класса, можете использовать нефтепродукты, относящиеся к более высокой категории. Однако в обратную сторону данное правило не действует.
- Если изготовитель не дает четких рекомендаций, нужно руководствоваться следующим.
- В агрегаты без гипоидных передач можно лить смазки GL-3.
- Если в трансмиссии есть гипоидные передачи, нужно применять GL-5.
- В МКПП легковушек необходимо лить автомасла GL-4. В ведущие мосты требуется заливать GL-5.
Большая часть автомобилистов останавливает свой выбор трансмиссионных масел по SAE классификации. Иначе говоря, вязкость смазки считается основополагающим критерием при выборе нефтепродукта.
Обусловлено это достаточно суровыми климатическими условиями. Когда начнутся сильные холода, масло, имеющее неподходящий вязкостный индекс, попросту замерзнет.
Разумеется, что о качественном смазывании запчастей не может быть и речи при подобном раскладе. Если же в знойное время вы зальете в трансмиссию слишком жидкое масло, оно разжижится еще сильнее, станет просто стекать по трансмиссионным деталям, не обеспечивая нормального смазывания.
Классификацией API при выборе нефтепродукта руководствуются обычно опытные автомобилисты, которые разбираются в характеристиках масляных жидкостей. Они понимают, что заливка, к примеру, смазки для ведущего моста в МКПП может привести к весьма печальным последствиям.
Условия хранения трансмиссионного масла
Смазочные жидкости следует хранить в темном месте без прямого доступа света (солнечные лучи негативно влияют на присадки). Срок хранения – 5 лет с момента выпуска.
Дата изготовления есть на этикетке. Не покупайте составы без маркировки – обычно это подделки или просрочка.
Перед покупкой масла впервые проконсультируйтесь с механиком по поводу состава для авто (обсудите категорию смазки, условия работы, способ заливки и другие вопросы).
В современном мире автосервис стал доступным для всех. Тем не менее большинство владельцев автомобиля стараются сэкономить на простом обслуживании. И что бы они “не наломали дров” мы делимся своим опытом и знаниями на этом сайте.