Высота тормозного диска на что влияет
Перейти к содержимому

Высота тормозного диска на что влияет

  • автор:

Тормозной диск: толщина имеет значение

Штангенциркуля от компании ATE для замера толщины рабочей зоны тормозного диска. Подобные измерительные инструменты выпускают многие известные компании – Wurth, Biltema, отечественный «МАСТАК» и другие.

Инструмент позволяет замерять толщину рабочей зоны диска, которая, подвергаясь износу, становится постепенно тоньше, чем обод и часть диска возле обода, не участвующие непосредственно в процессе торможения. На измерительных губках инструмента имеются специальные упоры. После измерения толщины диска нониус фиксируется винтом, а прокручиванием ходового винта, проходящего через рамку микрометрической подачи, подвижная измерительная губка отводится от диска, позволяя снять штангенциркуль, не «сбивая» результатов измерения.

Полученное значение толщины рабочей зоны следует сравнить с минимальной толщиной, допускаемой автопроизводителем. Если таких данных нет, то можно воспользоваться таблицей, приведенной в статье.

Если толщина окажется меньше минимально допустимой, то диск надо срочно менять, поскольку слишком тонкий тормозной диск не способен эффективно рассеивать тепло и в экстремальных ситуациях может просто треснуть.

Однако более объективными являются результаты замеров толщины, произведенные не менее чем в четырех, а лучше в 12–15 местах окружности диска. Все измерения проводятся на одном расстоянии в 12–15 мм от края обода. Допускается, чтобы полученные значения отличались друг от друга не более чем на 0,01–0,02 мм. Для сравнения: толщина человеческого волоса – 0,06 мм.

Измеряют также толщину диска в нескольких точках условного луча, начиная от внешнего края обода и смещаясь к оси вращения. Такая серия замеров дает возможность определить степень износа и выяснить, какой будет толщина диска после его восстановления, для дальнейшей эксплуатации с помощью проточки и шлифовки.

Толщину диска измеряют микрометром, он стандартно дает точность измерения до 0,01 мм, штангенциркуль же в основном выполняет замеры с точностью до 0,1 мм, хотя встречаются и более точные, до 0,05 и даже до 0,02 мм.

Некоторые производители дисков выбивают на торце обода цифры минимально допустимой толщины в рабочей зоне. Если же подобной информации на диске нет, то желательно заглянуть в мануал машины. Кстати, на рабочую плоскость некоторых спортивных дисков Brembo S.p.A по специально разработанной технологии наносят два значка Brembo Easy Check. Если на рабочей части диска видны оба знака (рис. 2а), то толщина соответствует норме. Если же виден один значок (рис. 2б), значит, надо измерить диски и определить, сколько миллиметров осталось до минимума. Если же и второй значок «пропал» (рис. 2в), то диск надо поменять на новый.

Почему рабочая поверхность должна быть гладкой?

Рассмотрим ситуацию с перегревом тормозного диска. Перегрев возникает часто, особенно при езде по горным дорогам либо при полной загрузке автомобиля и движении с частыми и сильными торможениями.

Чрезмерный нагрев также может возникнуть при агрессивном стиле езды в обстоятельствах, когда водителю приходится резко и мощно тормозить. Тормозная накладка, работая в условиях экстремальных температур, теряет частично свои эксплуатационные свойства, и фрикционный материал неравномерно втирается в материал диска. Поскольку происходит это бессистемно, то и толщина диска меняется непредсказуемо, начинает пульсировать педаль тормоза и/или вся передняя часть автомобиля при торможении.

Обработку тормозного диска иногда необходимо производить даже в тех случаях, когда толщина рабочей зоны соответствует норме, но на плоскости диска появляются канавки. Они могут возникать из-за низкого качества накладок или слишком «мягкого» материала дисков. Причиной также может быть попадание в зазор между колодками и диском абразивного материала, например мелких гранитных кусочков, что часто случается при поездках по грунтовым дорогам. Образованию канавок способствует коррозионное воздействие на рабочую поверхность диска.

Допустимая глубина канавок – 0,3–0,4 мм, а если она становится больше, необходимо выравнивать диск. Показаны поперечное сечение вентилируемого тормозного диска (а) и тормозные колодки (б). Площадь поверхности контакта на плоскости диска, покрытого канавками, оказывается меньшей, чем площадь тормозных накладок. Из-за этого водителю приходится прикладывать большее усилие, давя на педаль тормоза.

Это может стать причиной появления в момент торможения характерных «неприятных» писков, вибрации рулевого колеса и тормозной педали. Возникают они из-за внезапных и нерегулярных изменений величины тормозного момента в момент торможения, и это несмотря на постоянное давление на педаль тормоза. Из графика следует, что изменения величины тормозного момента в первом случае могут достигать 30%, тогда как во втором случае, когда тормозные диски гладкие, без канавок, значение тормозного момента отклоняется не более чем на 2–3%.

А если толщина диска «плавает»?

Рабочая зона тормозного диска может быть незначительно изношена, но иметь различную толщину в разных точках. Вариация толщины (Disc thickness variation, или DTV) означает, что диск обладает неравномерной толщиной рабочей поверхности. Разница толщин от 0,012 до 0,015 мм может вызывать пульсацию тормозного момента, и педаль тормоза будет реагировать вибрацией при торможении.

Если «развернуть» и увеличить рабочую поверхность тормозного диска (рис. 4а), то обнаружится, что она не идеально ровная. Но это нормально, поскольку рабочая зона любого тормозного диска имеет осевое биение (рис. 4б). Важно, чтобы оно не превышало допустимое биение в 0,05 мм, иначе диск необходимо обрабатывать и выравнивать.

Когда диск работает с неправильно двигающимися, подклинивающими, колодками, нарушается зазор между колодками и диском или осевое биение превышает допустимую норму. Из-за этого со временем произойдет местное уменьшение толщины диска в рабочей зоне.

На рис. 4 d1 – это толщина рабочей зоны нового диска, а d2 – толщина диска после его эксплуатации. Разница (d1–d2) – величина максимального отклонения ширины диска. Для выравнивания рабочей поверхности эту разницу необходимо убрать механической обработкой. После токарных работ рабочая зона диска будет иметь ширину d3.

Причинами разнотолщинности могут быть осевое биение рабочей зоны, увеличенный люфт ступичного подшипника, дисбаланс колеса, непараллельность сторон тормозного диска, перемещающийся с усилием поршень в тормозном цилиндре. Пульсирующий тормозной момент также может быть связан с использованием тормозных колодок низкого качества, значительным износом деталей тормозных цилиндров. Вибрации, возникающей при изменении тормозного момента, способствуют увеличенные люфты в подвеске, а также некачественно отрегулированная геометрия установки колес на данной оси.

Как увеличить срок службы диска?

Чтобы предотвратить чрезмерный износ тормозного диска, нужно следовать рекомендациям автопроизводителя, избегать резкого и мощного торможения, использовать только те диски и колодки, которые соответствуют условиям и манере вождения. При замене изношенного диска следует менять оба диска, установленные на одной оси.

При замене диски оснащаются новыми комплектами колодок, так как использование с новыми дисками старых колодок, пусть даже с невыработанным ресурсом, не гарантирует, что на дисках в скором времени не появятся канавки и борозды, значительно ухудшающие тормозные характеристики автомобиля.

Для успешной и долгой работы тормозной системы новые диски и колодки следует правильно обкатать. Как правило, для этого достаточно 10–15 раз затормозить, снижая плавно скорость со 100 до 10 км/ч, от торможения к торможению усиливая интенсивность выполнения операций и чередуя торможения с короткими периодами остывания механизма. При этом желательно распланировать выполнение всех действий таким образом, чтобы до конца процесса обкатки тормозов автомобиль не останавливался полностью, поскольку диск и колодки чрезвычайно нагреты и даже при короткой остановке фрикционный материал колодки может оставить выступающий след на плоскости диска, что крайне нежелательно. Вред этого явления описывался выше. Если же автомобиль не останавливается, то высокая температура только укрепит все слои материала фрикционных накладок, увеличив их эксплуатационный ресурс.

Как грамотно подобрать тормозные диски и избежать подделок

Свое название тормозные диски автомобиля оправдывают частично. Ведь основная их задача – превращать кинетическую энергию, которая образуется за счет трения колодок и дисков, в тепловую с последующим рассеивание ее в окружающее воздушное пространство. И чем быстрее будет происходить этот процесс, тем лучше.

Потому каждому автовладельцу важно грамотно подобрать тормозные диски, чтобы впоследствии не возникало проблем при эксплуатации авто.

Диски тормозные

Виды тормозных дисков

Статистика уверяет, что ежегодно продается более миллиарда тормозных дисков. И все эти детали в процессе эксплуатации превращаются в металлическую пыль. Но одни быстрее, другие чуть медленнее. Это зависит от качества. Поэтому все предлагаемые тормозные диски можно разделить на три категории, которые можно берут за основу подбора деталей:

  • оригинальные;
  • неоригинальные;
  • тюнинговые.

В первую категорию входят изделия высокого качества с гарантией. Брак встречается, но редко. Вторая группа – дешевая альтернатива первой. Цена снижена за счет качества. Поэтому среди них встречаются бракованные или не соответствующие нормативам, что сказывается на сложности подбора. Но это группа самая большая в плане ассортимента и продаж.

Третью группу можно назвать малочисленной. Качество здесь выше, чем у оригинальных моделей, отсюда и цена большая.

В плане используемого сырьевого материала для производства можно провести классификацию, состоящую из двух групп:

  1. Чугунные.
  2. Карбон-керамические.

Вторые пришли на рынок из Formula1. Продукция дорогая. Но качество наивысочайшее. Статистика даже не может сказать, сколько таких деталей продается для личных авто. Их используют в основном для спортивных автомобилей.

Вся остальная масса изготавливается из чугуна. Достоинства этого металла:

  • высокая прочность;
  • высокая текучесть;
  • минимальные усадки;
  • стабильность формы, которая не изменяется под действием высоких температур;
  • низкая цена.

Но в производстве используется два вида серого чугуна:

  • СЧ30, он же G3000 – это международное обозначение;
  • СЧ35, он же G3500.

Первый относится к категории высокоуглеродистой марки чугуна. Вторая – к низкоуглеродистой. Первая по сравнению со второй более предпочтительна, потому что:

  • лучше справляется с действующими температурами;
  • меньше появляются трещины;
  • тепловая деформация практически не действует.

Поэтому оригинальные и тюнинговые диски изготавливаются из высокоуглеродистой марки чугуна. Неоригинальные – из низкоуглеродистой.

Виды дисков

Классификация для подбора по способу охлаждения

Здесь две группы, из которых подбирается нужный вариант:

  1. Вентилируемые тормозные диски.
  2. Невентилируемые.

С помощью первых достигается максимальное охлаждение. Чисто конструктивно это два тормозных диска, соединенных между собой ребрами жесткости. Зазор между ними – 1 см.

С тормозными колодками контактирует один диск. Второй через ребра отводит тепловую энергию. При этом сами ребра по форме и месту расположения сделаны так, чтобы увеличить обдув, увеличить скорость охлаждения.

Форму ребер можно разделить на три основные подгруппы:

  • прямые;
  • направленные;
  • в виде капель.

Если смотреть на все это с позиции – как подобрать, то самые распространенные – первые. Вторые – самые продвинутые, встречаются редко. Третьи близки по характеристикам к прямым аналогам. Но у них есть одно преимущество – они снижают вес тормозного диска.

Вес диска

О снижении веса – производители выпускают композиционные модели, они же двухсоставные. Изготавливают их из двух разных металлов:

  • чашка, она же ступица, отливается из алюминия;
  • диск из чугуна.

Снижение массы налицо, но сложность производства заключается в том, чтобы скрепить между собой эти две детали, и чтобы они соответствовали эксплуатационным нагрузкам. Варианты встречаются разные, но чаще обе половинки соединяются заклепками.

У этого способа соединения есть недостаток. Тепловое расширение алюминия и чугуна разное, что приводит к деформациям. Поэтому сегодня некоторые компании предлагают плавающее крепление. Создана возможность перемещение чугунной части относительно алюминиевой.

К примеру, один из вариантов – соединение шпильками, под которые в диске сделаны овальные пазы. Такая конструкция дает возможность смещаться одной части относительно другой.

Чтобы диск по отношению к чашке не болтался, устанавливают шпильки с демпферными шайбами, которые подпирают его к чашке. Недостаток таких тормозных дисков – шумят на малых оборотах. К достоинствам можно добавить возможность замены только чугунной части, оставляя алюминиевую.

Классификация по рисунку на поверхности тормозного диска

Производители сегодня предлагают три вида в этой категории, ложащихся в принцип подбора:

  1. Перфорированные тормозные диски.
  2. С насечками, которые чисто технически называются слоты.
  3. Комбинированный вариант – и перфорация, и слоты.
Перфорированные

Это сквозные отверстия по всей контактирующей с колодками плоскости.

Первые тормозные колодки изготавливались из асбеста, который при сильном нагревании выделял газ. Последний, накапливаясь между дисками и колодками, создавал слой, снижающий силу трения. Говорить о качественном торможении не приходилось. Поэтому и стали делать сквозные отверстия, чтобы этот газ выводить из зоны трения.

Со временем асбест, который считался вредным для здоровья, заменили другим материалом. Последний в процессе трения газ уже не выделял. А перфорация так и осталась.

У отверстий есть два недостатка:

  • они забиваются грязью;
  • между ними возникают зоны высокого напряжения, что нередко приводит к образованию трещин.

С насечками

С насечками

Слоты – это инженерные изыскания, приведшие к увеличению эффективности торможения автомобиля. У насечек много преимуществ:

  • отведение пара при езде в мокрую погоду;
  • это всегда чистая плоскость торможения за счет удаления грязи;
  • достижение максимального прилегания колодок к дискам;
  • высокий коэффициент трения, потому что насечки располагаются перпендикулярно движению тормозных колодок.

Недостаток один – тормозные колодки изнашиваются интенсивнее, что иногда влияет на подбор детали.

Эффективность работы тормозных дисков с насечками зависит от разных факторов:

  1. Глубина слота. Этот показатель должен составлять половину допустимого износа детали. Стандартная толщина диска – 30 мм. Толщина изношенной детали – 28,4 мм. Износ получается – 1,6 мм. Минимальная глубина насечки – 0,8 мм.
  2. Слоты должны равномерно покрывать тормозную плоскость диска. Это обеспечит равномерное истирание колодок. Идеально, когда насечка по длине больше длины тормозной колодки. Только так можно обеспечить свободный выход грязи и пара. Поэтому при подборе предпочтение лучше отдать дискам с двумя или тремя большими насечками, чем с большим количеством мелких.
  3. Слоты не должны выходить за край диска. Только так можно обеспечить целостность конструкции последнего.
  4. В сечении насечек должны присутствовать фаски или их форма – быть пологой. К примеру, круглое сечение, треугольное. Острые края – причина образования на колодках задиров и неровностей. Они приводят к биению диска, его растрескиванию и полного выхода из строя.

Комбинированные

Комбинированный вариант

В этих моделях собраны все плюсы и минусы двух предыдущих. Но красота деталей сделала их востребованными в тюнинговых дисках. При этом производители предлагают большое количество вариантов комбинаций отверстий и слотов. Так что каждый для себя может подобрать.

Вариант комбинаций диска

Антикоррозийное покрытие

Производители покрывают тормозные диски антикоррозионными составами. Они разные, поэтому есть сложности подбора.

Самый простой вариант – краска. Каждый производитель подходит к процессу по-разному. Одни просто используют лакокрасочную продукцию, которую наносят под давлением. Другие берут порошковую краску. Но в любом случае срок службы покрытия не превышает 2-3 лет.

Второй вариант подбора – гальваническое покрытие. На неоригинальных и оригинальных его не найти. Причина – дорогое это удовольствие, плюс – небольшой срок службы: не более одного года. Здесь несколько видов покрытий – оцинковка, воронение, фосфатирование.

Третий вариант подбора – покрытия, наполненные цинком. Придумали технологию японцы. Сегодня большое количество производителей оригинальных и неоригинальных тормозных дисков используют этот вариант защиты. На тюнинговых встречаются редко. Причина – дорого при небольшом объеме производства.

Как и в других случаях по этому критерию подобрать диск будет несложно.

Как подобрать тормозные диски

Семь рекомендаций, которые помогут подобрать передние и задние тормозные диски:

  1. Оригинальные стоят больше неоригинальных. Но в ряду последних встречаются модели приличного качества. Не стоит платить больше.
  2. Если финансы не обременяют, то лучше установить на авто тюнинговые диски тормозные: передние или задние – неважно.
  3. Если подбирается неоригинальная группа, то не стоит брать самые дешевые.
  4. Каждый диск после подбора надо проверять еще до его установки. Если что-то не понравилось, то лучше вернуть.
  5. Если на автомобиль устанавливаются новые диски, то сразу надо устанавливать и новые тормозные колодки.
  6. До установки проверить тормозную поверхность индикатором.
  7. Если после монтажа тормозные диски начинают «бить», то нужно сразу вернуться в сервис. 90% дефекта – это вина мастера. И только 10% – вина производителя (брак).

Тормоза

Как избежать подделок при подборе

Все начинается с упаковки. Если внутри нее деталь авто лежит не плотно, болтается, это уже минус компании-производителю. Изделие должно быть упаковано в полиэтилен. Чем он плотнее, тем лучше. Смазка должна присутствовать, но в небольшом количестве.

Теперь внешние критерии подбора. Нужно посмотреть диск с торца. Ближняя к ступице половина должна быть толще. При этом толщина должна быть одинаковой по всей окружности. Это можно проверить штангенциркулем, сделав замер в нескольких местах. Неодинаковая толщина приведет к биению детали.

Далее – подбор по посадочному отверстию. Внутренняя плоскость должна быть ровной без шероховатостей.

Следующее, на что необходимо обратить внимание при подборе, маркировка. Она должна совпадать и на упаковке, и на изделии. На последнем нанесенные буквы и цифры должны иметь одинаковую глубину, и быть одинаковыми по размеру и по стройности.

Рейтинг популярных тормозных дисков

Сложно составлять рейтинг изделий, которые пользуются большим спросом. В этой сфере производства серьезная конкуренция. Кто-то завлекает потребителей высоким качеством, кто-то невысокой ценой, кто-то старается оптимизировать соотношение этих двух показателей.

Bosch, Brembo, Textar, ATE – модели, которые смело можно отнести к группе неоригинальных. У всех у них нормальное качество. В линейке присутствуют только изделия из высокоуглеродистого чугуна. Есть даже двухсоставные. Антикоррозионное покрытие качественное.

Meyle, Hella, Nibk, Girling, TRW – тоже относятся к неоригинальным. Но все они из низкоуглеродистой линейки. В их составе нет двухсоставных вариантов.

Zimmerman – это оригинал. Цена этой категории соответствует. Производитель уверяет, что его детали изготовлены из высокоуглеродистого чугуна. Но отзывы потребителей в большинстве случаев отрицательные. К тому же – это перфорированные диски. Отсюда столько негатива при подборе.

Остальные в этом рейтинге подбора относятся к тюнинговым тормозным дискам:

  1. Brannor. Изготовлены из чугуна с высоким содержанием углерода. Качество отменное, все плоскости отшлифованы по максимуму, отсюда идеальные допуски. Использовано японское антикоррозионное покрытие. Перфорация не сквозная.
  2. EBC. Немного уступает предыдущей модели. Особенно это касается параметров. Хотя допуски в идеале. Производитель предлагает на подбор варианты и с несквозными отверстиями, и с насечками.
  3. Rotora. Хорошее качество, высокоуглеродистый чугун, неплохое покрытие. В линейке есть двухсоставные модели. Но сам ряд не самый широкий. Плюс – цена не соответствует качеству, слишком высокая.

При кажущейся одинаковости тормозных дисков, все представленные на рынке отличаются друг от друга значительно. Сложно с одного только внешнего вида подобрать правильный вариант. Но если знать, на что обращать внимание, то можно подобрать достойную модель, которая не обременит карман.

Хотелось бы услышать в комментариях версии читателей. Может быть, кто-то уже имел опыт подбора данных деталей. Делали это самостоятельно или с помощью мастера? Сохраните материал в закладках, чтобы в любое время можно было его перечитать.

Выбор тормозных дисков

Если потребовалась замена тормозного диска, в этом случае лучше брать старый и заказывать точно такой же.

А что делать, если аналогичного изделия просто не найти?

Приходится подбирать соответствующий диск по параметрам: размеры, марка машины, код товара.

Виды тормозных дисков

В качестве исходного материала для большинства бюджетных автомобилей используется хром, магний, кобальт. Если в гараже стоит машина классом выше, способная с места взять сотню км/ч за несколько секунд, то понадобятся карбоновые или керамические изделия.

По своей конструкции они делятся на:

Вентилируемые

Вентилируемые – две наружные части диска соединены между собой специальными ячейками (полостями), через которые проходит воздух и обеспечивает лучшее охлаждение детали.

Вентилируемые

Невентилируемые

Невентилируемые – цельная болванка.

Невентилируемые

С перфорацией

Наличие перфорации на поверхности изделия обеспечивает дополнительную подачу воздуха к трущимся деталям и отвод газов. Во время торможения материал сильно разогревается, соответственно и воздух, находящийся в пространстве между двумя деталями – колодкой и диском. От нагрева образуется воздушная подушка, которая препятствует плотному взаимодействию трущихся поверхностей.

Но в этом, казалось бы положительном моменте, усматривается и негативная сторона перфорации:

  • наличие отверстий ведет к быстрому износу изделия
  • при передвижении в городском цикле, где присутствует момент многократного торможения, отверстия забиваются грязью. Поэтому их приходится время от времени прочищать.

С перфорацией

Учитывая такую особенность, производители тормозных систем стали вместо отверстий делать небольшие каналы и насечки, но от этого полезная эффективность немного уменьшилась, хотя прочность стала лучше.

Составные диски

Составные диски

Представляет собой изделие из двух частей: основное кольцо и ступица. Эти две части соединены между собой болтами. Такая конструкция обеспечивает лучшую прочность, выдерживает большие нагрузки и не деформируется.

Параметры тормозных дисков

Параметры

Если внимательно посмотреть, то можно выделить несколько важных параметров, по которым осуществляется подбор изделия.

А – наружный диаметр изделия, мм;

В, С – соответственно максимальная и минимальная толщина, мм. Если с обеих сторон поверхности выработаны по 2 мм, такой диск следует заменить на новый;

D – высота изделия, мм;

G – диаметр центрального круга (оси колеса), мм;

H – диаметр ступицы, мм;

I, Fx – диаметр и количество болтов крепления, мм.

Зачастую при подборе тормозных дисков этими параметрами не пользуются. Никто не будет искать залежавшуюся деталь на складе по размерам. Проще всего подобрать ее по vin-номеру. Каждый автомобиль выпускается под определенным номером, который является своеобразным ключом ко всем деталям и механизмам, установленным в авто.

Где можно увидеть vin-код

vin-код

Это сделать не сложно. Код можно найти:

  • на табличке, установленной на центральной стойке в нижней части возле водительского автокресла;
  • под капотом;
  • на пороге автомобиля;
  • на лобовом стекле;
  • под запаской;
  • в документах на автотранспортное средство.

Прочитать vin-код

После того, как код обнаружен его можно прочитать. Как это сделать?

У какого производителя тормозные диски лучше

Выбрать диски возможно и по автомобилю. Главное правильно указать марку, модель и модификацию. Подбор осуществляется на официальном интернет портале завода-изготовителя или любом специализированном автомобильном сайте.

Наиболее распространенные производители, имеющие всеобщую признательность у автовладельцев всего мира:

  • TRW – невысокая стоимость и стабильная эксплуатация. Минус изделия заключается в малом моторесурсе.

TRW

  • АТЕ. Тормозные диски данного производителя отличаются выносливостью и очень хорошим торможением даже в случае сильного нагрева поверхности детали. Наряду с такими отменными качествами цена их все же высока.

АТЕ

  • Bosch. Неплохая ценовая политика по отношению с качеством, единственный недостаток – не любят перегрева.

Bosch

  • Brembo. Редко встречаются бракованные образцы. Обладают хорошей стойкостью к износу. Приобрести такие тормоза не каждому по карману.

Brembo

  • Ferodo. Такие диски – мечта любого автолюбителя. Они имеют улучшенные эксплуатационные характеристики и довольно неплохую цену, даже для бюджетного покупателя. Из-за такой популярности их часто подделывают.

Ferodo

К подбору автомобильных тормозных дисков следует отнестись очень внимательно, ведь это безопасность не только водителя и пассажиров внутри авто, но и других участников дорожного движения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *