Назначение переносного заземлителя (закоротки). Порядок установки закоротки
Переносной заземлитель (закоротка) предназначен для исключения поражением эл.током от КР в случае ошибочной подачи напряжения.
После снятии напряжения с к.р. и необходимости установки закороткн ДЦХ дает указание ДСП. ДСП в кабине проверяет на исправность указатель напряжения, надевает диэлектрические перчатки, надевает сигнальный жилет, берет аккумуляторный фонарь, записывается в журнале прохода в тоннель и идет на путь к месту установки закороткн.
Перед установкой ДСП при помощи указателя напряжения проверяет отсутствия напряжения на к.р.. Устанавливать закоротку необходимо в том месте, где в коробе к.р. есть вырез и надпись на стене «Закоротка»
С начало ДСП закрепляет малую зажимную скобу снизу на подошву ходового рельса, закрепив прорезь винта скобы на ребре подошвы ходового рельса, вторую зажимную скобу сначала набрасывают на кр., а затем укрепляет с внешней стороны к.р., расправляет медный трос, чтобы он не мешал движению х/п. Перед снятием закороткн ДСП отсоединяет скобу, закрепленную на к/p, а затем скобу, закрепленную на ходовом рельсе.
Билет №25
Действия ДСП в случае необходимости экстренного закрытия станции. Назначение документов в “Папке действия ДСП в особых случаях”.
В случае экстренного закрытия станции ДСП дает указание полицейскому на закрытие станции на вход, дает указание ст. кассиру, чтоб вывесила на входные двери плакат «Станция закрыта по техническим причинам», вызвать пожарных и скорую, организовать эвакуацию пассажиров, дать указание ДУЭ на переключение эскалаторов, доложить ДЦХ.
Для оперативности у ДСП есть «папка действия ДСП в особых случаях», где есть необходимые документы, которые помогут быстро и оперативно справиться со сложившийся ситуации. Каждый сотрудник на станции имеет выписку из памятки о распределения обязанностей при экстренном закрытии станции, по которой каждый знает, что ему необходимо делать, что существенно экономит время.
Документы, которые находятся в «Папке действия ДСП в особых случая»»:
1. План эвакуации пассажиров в случаях возникновения пожара и стихийного бедствия
2. Схема водопровода сокращения с указанием помещений где расположены винтели-задвижки
3. Схема расположения и опись средств пожаротушения.
4. Памятка распределения обязанностей между работниками при экстренном закрытии станции.
5. Перечень служебных помещений с указанием щитов и рубильников для отключения освещения.
6. Оперативный план снятия напряжения с элоборудования и кабелей расположенныхна станции
7. Схема расположения служебных помещений (поэтажный план) с указанием места установки ВЗК
8. Десять бланков уведомления о снятии напряжения с контактного рельса и образец
9. Правила пожарной безопасности
10. Инструкция пожарной безопасности в тоннеле и на станции
11. Указание №255 от 27.08.2014 о совершенствовании информации пассажиров в случае нарушения работы м-на
12. Закрепление вестибюлей для встречи ПВС, должности встречающих, адреса станции
13. Памятка распределения обязанностей между работниками при поступлении паводковых и ливневых вод на станциях подвержены подтоплению
14. Схема расположения городских водосточных решеток
15. Инструкция о порядке действия работников, режимов работы тоннельной вентиляции в случаях задымления загорания №422 2010 года
16. Инструкция о порядке действия ДСП при переключении освещения на станции и режиме включения аварийного и рабочего освещения в тоннеле. 29,09,2004 №679
17. Выписка из ТРА (на станции примыкающей к станции с путевым развитием)
78. Инструкция о порядке снятия напряжения с эл.оборудования и кабелей в случае возникновения загорания на станции и в тоннеле.
19. Схема контактной сети станции с указанием местустановки закоротки.
20. Схема расположения инженерных устройств на станции и прилегающих перегонов (М/К, водоотливные установки, ГО, санузлы)
Порядок организации движения при ложной занятости стрелочной рельсовой цепи. Порядок перевода стрелки в этом случае.
Ложная занятость – это когда при фактической свободности пути (в натуре) р.ц.на пульт-табло показывает занятость.ДСЦП немедленно докладывает ДЦХ, ШН, а в его отсутствии ЦДПШ и делает запись в журнале осмотра.
При ложной занятости стрелочного изолированного участка и необходимости перевода стрелки, ДСЦП обязан убедиться в свободности от подвижного состава (порядок проверки указан в ТРА) и перевести стрелку с помощью кнопки ВКС. С разрешения ДЦХ и с оформлением записи в журнале осмотра.
Прием, отправление поездов и маневровые передвижения производятся при запрещающих показаниях светофоров порядком, установленным ПТЭ.
При частичной занятости стрелочного изолированного участка подвижным составом и необходимости перевода стрелки, ДСЦП обязан убедиться путем натурной проверкив свободности от подв.состава самой стрелки. Лично запретить машинисту производить какие-либо передвижения и предупредить о предстоящем переводе стрелки, после чего перевести стрелку с помощью кнопки ВКС.
Что такое короткое замыкание?
Короткое замыкание (short-circuit) — это случайный или преднамеренно созданный проводящий путь между двумя или более проводящими частями, вызывающий уменьшение разности электрических потенциалов между этими проводящими частями до нуля или значения, близкого к нулю (определение согласно ГОСТ 30331.1-2013 [1]).
Харечко Ю.В. в своей книге [2] дополняет:
« Короткое замыкание характеризуется током короткого замыкания, который может многократно превышать значение номинального тока электрической цепи и допустимые длительные токи ее проводников. Даже кратковременное воздействие тока короткого замыкания на элементы электроустановки здания может вызвать их возгорание и явиться причиной пожара в здании. Поэтому в электроустановках зданий всегда проводят мероприятия, направленные на снижение вероятности возникновения короткого замыкания, а также выполняют защиту от короткого замыкания с помощью устройств защиты от сверхтока – автоматических выключателей и плавких предохранителей. »
Причины возникновения короткого замыкания.
Харечко Ю.В. в своей книге [2] описывает причины возникновения короткого замыкания следующим образом:
« Короткое замыкание обычно возникает в условиях единичного или множественных повреждений изоляции каких-то проводящих частей, находящихся под разными электрическими потенциалами. Эти проводящие части замыкаются друг на друга, образуя между собой электрические контакты с ничтожно малыми переходными сопротивлениями. Такие короткие замыкания обычно возникают из-за случайных повреждений изоляции проводящих частей. »
« В электроустановках зданий могут происходить однофазные короткие замыкания, когда замыкаются фазный и нейтральный проводники, двух- и трехфазные короткие замыкания, когда замыкаются два или три фазных проводника. В условиях повреждений возможно также короткое замыкание на землю, когда части, находящиеся под напряжением, замыкаются на открытые и сторонние проводящие части, а также защитные проводники. Если подобное короткое замыкание на землю происходит в электроустановке здания, соответствующей типу заземления системы TN‑S, TN‑C или TN‑C‑S, ток замыкания на землю может быть равен току однофазного короткого замыкания. »
В качестве примера, на рисунке 1 показан путь протекания тока замыкания на землю Iз для распространенной системы TN-C-S, который возник при коротком замыкании между фазным и нейтральным проводниками в электроустановке здания. При этом, максимальное значение тока замыкания на землю в системе TN-C-S равно току однофазного короткого замыкания между фазным и нейтральным проводниками.

Рис. 1. Путь протекания тока замыкания на землю в системе TN-C-S (на основе рисунка 2 из [4] автора Харечко Ю.В и Харечко В.Н)
Короткое замыкание также может быть результатом действий, совершаемых персоналом при монтаже и эксплуатации электроустановки здания, когда по ошибке соединяют между собой проводящие части, которые в нормальных условиях находятся под разными электрическими потенциалами. Например, ошибочное электрическое соединение между собой фазного и нейтрального проводников или двух фазных проводников разных фаз какой-то электрической цепи переменного тока, полюсного и среднего проводников или двух полюсных проводников электрической цепи постоянного тока неминуемо приводит к короткому замыканию.
Частные виды коротких замыканий.
В стандарте МЭК 60909‑0 [3] также определены следующие термины, характеризующие частные виды короткого замыкания:
- короткое замыкание между линиями – случайный или преднамеренный проводящий путь между двумя или более линейными проводниками с присоединением к земле или без него;
- короткое замыкание линии на землю – случайный или преднамеренный проводящий путь в системе с глухозаземленной нейтралью или в системе с нейтралью, заземленной через полное сопротивление, между линейным проводником и локальной землей.
В электрических системах переменного тока первому термину соответствует термин «двухфазное короткое замыкание», посредством которого идентифицируют замыкание между двумя фазными проводниками разных фаз. Применительно к электрическим системам постоянного тока применяют термин «двухполюсное короткое замыкание», с помощью которого определяют замыкание между двумя полюсными проводниками. Аналогом второго термина является термин «короткое замыкание на землю».
Короткое замыкание с точки зрения физики
Электрические цепи всегда рассчитаны на определённую силу тока. Если по этой или иной причине сила тока в электрической цепи становится больше допустимой, то провода могут значительно нагреться, а покрывающая их изоляция – воспламениться.
Причиной значительного увеличения силы тока в электрических цепях может быть или одновременное включение мощных потребителей электрического тока, например, электрических плиток, или короткое замыкание.
« Коротким замыканием называют соединение концов участка электрической цепи проводником, сопротивление которого очень мало по сравнению с сопротивлением участка электрической цепи. »
Перышкин А.В. Физика 8. – М.: Дрофа, 2010.
Короткое замыкание может возникнуть, например, при ремонте электропроводки под электрическим током или при случайном соприкосновении с открытыми контактами.
Электрическое сопротивление цепи при коротком замыкании незначительно, поэтому в электрической цепи возникает большая сила тока, провода при этом могут сильно накалиться и стать причиной пожара. Чтобы избежать этого, в электрические цепи включают предохранители.
Назначение предохранителей – сразу отключить линию, если сила тока вдруг окажется больше допустимой нормы. Они защищают электроприборы от выхода из строя при перегрузках в электрической цепи.
Предохранители устанавливают на входе электроприборов, радиоприборов и электроустановок.
ЗАКОРОТКА ЗОТОВЫХ ДЛЯ ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ Российский патент 1997 года по МПК H01R4/66
Изобретение относится к области электротехники к средствам техники безопасности для закорачивания и заземления участка воздушной линии (ВЛ) электропередачи при ее выведении в ремонт. Может найти применение на напряжении 6-35 кВ. Возможно применение как при напряжении до 1000 В при трех проводах на линии, так и при напряжении 110-220 кВ, где провод не имеет расщепления.
В настоящее время известно большое количество заземляющих устройств — всевозможных закороток с заземляющими спусками, служащих для выведения воздушной линии в ремонт. Это, например, закоротка, выполненная по заявке N 5047298 "Штанга оперативная", кл. Н О1 R 3/06, G 01 R 31/02, 1992 тех же авторов, на которую согласована формула изобретения. Прототип имеет штангу с заземляющим спуском, указатель наличия напряжения, транспортный стержень, съемные контактные элементы, которые в определенных условиях имеют общий гибкий проводник, жестко соединяющий элементы между собой. Для установки контактных элементов на провода воздушной линии служит штанга и транспортный стержень. Недостатком прототипа является недостаточно широкое применение в сетях. Для проводов большого сечения требуется изготавливать массивную прищепку съемный контактный элемент. Нужен большой длины гибкий проводник, соединяющий контактные элементы между собой. Это объясняется расхождением в разные стороны проводов ВЛ при возникновении на линии короткого замыкания — КЗ. То есть накладывается ограничение на применение такой закоротки из-за ограниченности динамической стойкости закоротки и возможности соскакивания прищепки контактного элемента с провода в момент КЗ. Не используются динамические усилия, возникающие в проводах при КЗ, для улучшения контакта между проводом и съемным контактным элементом. Также затруднен контроль прижатия между пластинами прищепки и проводом. Это может приводить к отказу закоротки в работе к свариванию съемного контактного элемента и провода, и т.д.
Целью изобретения является устранение недостатков прототипа.
Поставленная цель достигается тем, что съемный контактный элемент выполняется в виде металлического крюка, снабженного отверстием (загибом), через которое пропускается гибкий стягивающий элемент, выполненный, например, из капроновой веревки (шнура) или медного троса (полностью или частично).
К крайнему съемному элементу, установленному на транспортном стержне, стягивающий элемент присоединяется жестко без возможности проскальзывания.
Рабочая поверхность съемного контактного элемента, поверхность контактирования с проводом, может иметь рифление (насечки).
Авторам не известны конструкции закороток похожих на предложенную.
Авторы считают, что предлагаемое изобретение отвечает критериям "Новизна" и "Положительный эффект".
Изобретение поясняется чертежами.
На фиг. 1 изображена собственно закоротка предлагаемого устройства ее закорачивающая часть, взаимодействующая непосредственно с проводами ВЛ. На фиг. 2 вся штанга целиком, служащая для индикации напряжения на проводах, установки собственно закоротки на провода, осуществления заземления закороченных проводов (при необходимости такой операции). На фиг.3 дан вид воздушной линии 6-35 кВ, на которой осуществлено закорачивание по предложенному способу (предложенным устройством) проводов между собой и выполнен заземляющий спуск с помощью самой штанги и заземляющего спуска, выполненного из гибкого медного многопроволочного проводника. На фиг.4 — сечение проводов линии электропередачи в месте установки крюков (съемных контактных элементов) на проводах ВЛ, дана разводка гибкого проводника и гибкого стягивающего элемента в пространстве между проводами линии.
Закорачивающая часть устройства (фиг.1) содержит съемные контактные элементы (крюки) 1, 2 и 3 (по числу закорачиваемых проводов). Между собой электрически они соединены с помощью гибкого проводника 4. К крюкам проводник 4 крепится, например, с помощью болтового токосъема 5, в котором жестко заделан гибкий проводник. Крепится токосъем 5 к крюку со стороны его верхней части на загибе. Каждый крюк оснащен отверстием-загибом 6, расположенным снизу. Через отверстие пропущен гибкий стягивающий элемент 7, например, капроновая веревка. Но это может быть и проводящий металлический шнур. Сами крюки могут выполняться из полосы (алюминиевой, медной и т.д.), из прута стального, медного и проч. Внутренняя поверхность крюка может оснащаться насечкой. Это особенно важно на старых ВЛ или в районах с большим выбросом химреагентов. Насечка освобождает провод от окисных пленок и улучшает контактирование между проводом и крюком, увеличивая термическую и динамическую стойкость закоротки. На верхнем или нижнем крайнем съемном контактном элементе веревка 7 крепится жестко. На фиг.1 таким элементом является крюк 1. Крюки снабжены хомутами 9 с отверстиями в хомуте. Через хомут пропускается транспортный стержень штанги. Хомуты крепят крюки к штанге, определяют их правильное расположение в пространстве. Свободный конец 10 стягивающего элемента 7 свисает до земли (после установки крюков на провода линии). На фиг.2 показана штанга, которой может осуществляться установка крюков на провода. Штанга дана в виде примера. Она имеет ствол (корпус) 11, выполненный, как правило, из металла, изолирующее звено 12 с указателем наличия напряжения 13. На верху штанги имеется контактный крюк 14, на который штанга подвешивается на один из проводов линии. Транспортный стержень 15 служит для размещения крюков 1, 2 и 3 перед их установкой на провода. Съемный контактный элемент 1, на котором жестко закреплен гибкий стягивающий элемент 7, располагается сверху. Штанга (до установки крюков на провода) заземляется с помощью заземляющего спуска 16 присоединенного к заземляющему электроду 17 (штырю), вбитому в землю.
Для установки закоротки на провода персонал устанавливает с помощью используемой штанги, контактного электрода (не показан) и индикатора наличия напряжения 13, что напряжение на проводах отсутствует. После этого он собрал и заземлил штангу в том виде, как она показана на фиг.2. После этого оператор поднимает штангу вверх, на транспортном электроде 15 которой установлены крюки 1, 2 и 3 в том порядке, как это указано на фиг.2. После этого поочередно крюки устанавливаются на провода 19, 20 и 18 в том порядке, как это показано на фиг.3. Сама же штанга вешается за кpюк 14 на провод воздушной линии. При этом осуществляется заземление этого провода через корпус 11, заземляющий спуск 16 и электрод 17. Затем оператор натягивает за свободный конец 10 стягивающий электрод 7 с усилием Р, в направлении стрелки. Обеспечив соответствующее усилие Р, создающее необходимый контакт между каждым крюком и проводом, спуск 10 обматывают вокруг опоры 21, выполнив закрепление 22, препятствующее разматыванию и ослаблению усилия Р. После этого можно установить такую же закоротку и на другом конце ремонтируемого участка ВЛ, используя все ту же штангу 11. После наброса крюков второй закоротки на провода, один из проводов должен быть обязательно заземлен этой штангой. После чего осуществляется стягивание проводов второй закороткой и крепление спуска 10 вокруг опоры 21 второго конца участка. В течение всей работы ремонтной бригады штанга 11 должна заземлять провода ВЛ. При выполнении стягивающего элемента 7 и его спуска 10 проводящим, например, из гибкого многожильного медного троса определенного сечения, штанга 11 может сниматься с провода после заземления спуска 10. Наилучшее контактирование крюка и провода может быть обеспечено при выполнении на внутренней поверхности захвата 8 крюка (с обеих сторон рабочей поверхности) насечки (рифления). Насечка обеспечит зачистку поверхности провода в момент натягивания до усилия Р спуска 10. Этим создастся хорошее контактирование провода и крюка, повысив термическую стойкость закоротки.
Для снятия закоротки освобождают спуск 10 в точке 22, ослабляя стягивающий элемент 7. Затем штангой, не отсоединяя заземляющий спуск 16 от заземленного электрода 17, через крюк 14 надавливают вниз на гибкий проводник 4, расположенный между проводами 18 и 19. Надавливают до тех пор, пока крюк 3 не повернется на 180 градусов и не освободит провод 18. После этого крюк 3 спадает вниз и повисает на проводнике 4. Затем такую же операцию проделывают на участке между проводами 19 и 20. В этом случае должен освободиться провод 19 от крюка 1. Затем аналогичная операция производиться со снятием крюка 2 с провода 20. При этом надавливают крюком 14, например, на крюк 3, свисающий с провода 20. Штанга может быть оснащена специальным съемным крюком, который устанавливается вместо крюка 14 и транспортного электрода 15. После этого штанга разбирается, закоротка и звенья штанги упаковываются в транспортное положение.
12 января 1994 г. были произведены испытания на термическую и динамическую стойкость штанги в том виде, как она, например, показана на фиг.3 в сборе. Была определена ее термическая и динамическая стойкость в варианте 6 и 10 кВ. Испытательный ток варьировался от 2,5 кА до 6 кА при определении термической стойкости, и до 15,4 кАуд при определении динамической стойкости. Штанга испытания выдержала успешно. Испытания проводились в ВЭИ (г. Москва).
Было определено усилие Р, при которой обеспечивалась хорошая работа штанги. Оно составило не более 10-12 кг. Это позволяет подбирать нужную конструкцию облегченного крюка 1, 2, 3.
Похожие патенты RU2074465C1
- Зотов Александр Яковлевич
- Зотов Александр Александрович
- Зотов Александр Яковлевич
- Зотов Яков Александрович
- Задорожный Юрий Ильич
- Камбулова Марина Викторовна
- Мрыхин Виктор Иванович
- Козыревич Игорь Сергеевич
- Пазуха Александр Александрович
- Карасев Николай Алексеевич
- Карасев Андрей Алексеевич
- Деев Андрей Валерьевич
- Юданов Евгений Алексеевич
- Кузнецов Константин Борисович
- Пазуха Александр Александрович
- Зотов Александр Яковлевич
- Назарова Зоя Евстафьевна
- Фоминых Юрий Анатольевич
- Попов В.М.
- Кузнецов Константин Борисович
- Пазуха Александр Александрович
Иллюстрации к изобретению RU 2 074 465 C1

Реферат патента 1997 года ЗАКОРОТКА ЗОТОВЫХ ДЛЯ ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ
Сущность изобретения: устройство содержит штангу с заземляющим спуском, имеющую съемный контакт в виде отдельных деталей по числу проводов, каждая из которых имеет на одном конце захват в виде крюка, а на втором — отверстие, через которое пропущен гибкий стягивающий элемент, жестко закрепленный на крайнем контактном элементе. 4 ил.
Формула изобретения RU 2 074 465 C1
Закоротка для воздушных линий электропередачи, содержащая штангу с заземляющим спуском, съемный контакт в виде электрически соединенных между собой контактных элементов, имеющих захват на одном конце и взаимодействующих со стягивающим элементом, отличающаяся тем, что контактные элементы выполнены в виде отдельных деталей по числу проводов, каждая из которых имеет захват в виде крюка, а на другом конце отверстие, стягивающий элемент выполнен гибким, пропущен через отверстия контактных элементов и жестко закреплен на крайнем из них, при этом контактные элементы соединены электрически посредством гибкого проводника.