Новая транспортная стратегия: прощай, личный автомобиль?
Текст Стратегии размещен на сайте министерства транспорта. Документ огромный, поэтому я хочу обратить внимание автомобилистов лишь на самые яркие моменты.
Личные автомобили — зло!
1. В качестве одной из лучших мировых практик принимается «приоритизация общественных пространств и пешеходных зон (в населенных пунктах с подходящими климатическими условиями — выделенных полос для велодвижения и средств индивидуальной мобильности) в ущерб улично-дорожной сети для личного транспорта».
На практике это будет означать, что вместо парковок будут построены велодорожки, расширены тротуары, а количество полос на дорогах уменьшится.
2. Под борьбу с личным автомобилем подводится теоретическая база. Оказывается, что именно личные автомобили являются главным источником загрязнения воздуха в городах. Но если автомобилисты вдруг решат перейти с двигателя внутреннего сгорания на электрический, то авторы стратегии поставили перед такими хитрецами бетонную стену:
Это означает, что в будущем личные автомобили, как страшнейшие загрязнители воздуха, останутся, видимо, только у чиновников, а обычные граждане будут вынуждены (если не захотят — заставят) пересесть на общественный транспорт, который будет возить людей из Заводского района в центр и обратно. Любые другие маршруты будут не в приоритете.
Как станут бороться с автомобилями?
Это тоже прописано. Будут применяться экологические ограничения. Авторы стратегии прямым текстом пишут, что 55% автопарка в России не соответствует даже такому весьма устаревшему стандарту, как Евро‑3.
Почему Евро‑3? Видимо, потому, что следом за этим упоминанием идет отсылка к федеральному законодательству, которое давно позволяет устанавливать запрет на въезд на определенные территории автомобилей с экологическим классом ниже определенного уровня. Читаем между строк, что можно, например, запретить въезд в города транспортным средствам с Евро‑3 и ниже. И в таком случае на старых Жигулях можно будет ездить только по деревне, в город — только на чем-то более современном. Или на автобусе.
Но — лиха беда начало. И если пришли за Евро‑3, то скоро придут и за Евро‑6.
Выхода нет?
Единственный выход, который видят авторы стратегии, — общественный транспорт, возящий людей вагонами с периферии в центр и обратно.
Кстати, стоимость возврата в условный XVIII век, когда все передвигались на экологически чистых телегах, составляет 60 триллионов рублей. Вот цена борьбы со страшными твердыми частицами, испускаемыми личными автомобилями.
Но поражает даже не это, хотя подобные планы уже где-то за рамками разумного, а то, что авторы стратегии, похоже, в России даже никогда и не бывали. И не знают, что за МКАДом тоже есть жизнь, но общественного транспорта нет от слова совсем, а проблемы начинаются уже в паре десятков километров от Москвы, чуть в стороне от оживленных трасс, где автобус ходит один раз в три часа.
Авторам перед подготовкой этого документа следовало бы собраться на одной из таких остановок в мороз и торжественно ждать прибытия автобуса три часа под ледяным ветром и снегопадом. Уверен, что после такого эксперимента стратегия, во всяком случае в отношении личного транспорта, была бы совсем другой.
«Параллельный импорт»: почему скоро Россию завалят автомобилями любых моделей и марок
Уходят — не уходят, запретят — не запретят, починят — не починят: так выглядит «ромашка» современного отечественного автомобилиста, который вынужден в непростое время обратиться за новым автомобилем. Почему за новым? Да потому что на рынке «вторсырье», собственно, и осталось. Найти хоть что-то приличное можно лишь, чудовищно переплатив, причем покупка все равно будет «котом в мешке», причем как с физической, так и с юридической точки зрения.
Новые поставки столь же туманны, сколь и непрогнозируемы по времени и цене. Сколько будут стоить и будут ли вообще — вот вопрос, который все чаще звучит в офисах отечественных представительств и переговорных дилерских центров. Однако российское руководство решилось на неожиданный шаг — ввело параллельный импорт. По сути, теперь можно совершенно законно и легально везти в Россию любой товар, не обращая внимания на мнение его производителя. Хочет он, собственник, прав или нет, любой предмет можно купить в одной стране и, растаможив, продавать в России. Безусловно, коснется это и автомобилей.
Проще говоря, поставки новых машин будут теперь идти не только через представительства брендов, но и параллельным маршрутом, причем еще неизвестно, что будет для покупателя выгоднее — «экс-серый» импорт или условный Ростест. Российские дилеры «втихую» уже давно приторговывали неофициально поставляемым транспортом, вызывая некоторое недоумение, которое, впрочем, компенсировали словами о дефиците продукта.
Еще один фокус заключается в том, что официальные представители автомобильных марок хотят возить в Россию далеко не все варианты и комплектации, выбираются определенную модельную и ценовую стратегию, тогда как в другой стране могут предлагать и более привлекательные, и более дешевые автомобили.
Дополнительную перчинку вносят и склады нереализованных машин — в тех же США — которые просто стоят и занимают место, тогда как в России их можно выгодно продать, превратив железо в золото. Согласно «генеральной партии» бренда это было невозможно, а вот «параллельным импортом» — запросто.
Какие автомобили останутся в России в 2022 после санкций
Какие автомобили останутся в России в 2022 после санкций? Не считая АвтоВаз, в стране из крупных компаний остались Хендай, Киа, Мазда и Митсубиси. И это только те бренды, что отказались покинуть российский рынок. Да и те марки, что решили приостановить поставки машин, еще доступны к покупке у официальных дилеров из наличия со складов. Так какие марки авто остались в России в 2022 и на чем теперь придется ездить автовладельцам? Давайте разбираться.
Кто остался на рынке?
Список, какие марки машин остались в России в 2022, на самом деле достаточно объемный.
- Южнокорейский автопром (Хендай, КИА и Дженезис). Компания не только отказалась покидать страну, но и оставила производство на заводах РФ. В первые дни после наложения санкций представители объявили о приостановке деятельности, чем вызвали беспокойство у автовладельцев. Но позже компания уточнила, что речь шла о временной приостановке, чтобы разработать концепцию логистики и дальнейшей работы. Сейчас машины будут поставлять в Россию как обычно. А кроме того, заводы под Питером и в Калининграде работают в штатном режиме. Поэтому купить Солярис или Рио можно без проблем. Правда, по приличной цене.
- Китайские бренды авто остаются в России также. А уж при условии что китайский автопром включает в себя десяток разных марок… Чери, Джили, Haval, GreatWall, Changan, GAC, Dongfeng, DFM, FAW. Это те марки машин, которые остались в России несмотря на введенные санкции. Изначально Чери брала таймаут для того, чтобы наладить вопросы логистики. Но теперь поставки возобновлены, а завод Haval в Туле продолжил свою работу. Так что перебоев быть не должно.
- Японские производители авто остались в России: Мазда, Митсубиси, Тойота, Лексус, Субару. Все эти авто компании остались в России и не планируют сворачивать свою деятельность. Компании признают некоторые проблемы с логистикой и поставками запасных частей, но обещают исправить ситуацию в течение нескольких месяцев.
- Кроме того, есть еще десяток марок и моделей автомобилей, что решили прекратить поставки после санкций. Правда, новые поступления авто пока что приостановлены на неопределенный срок. Но зато на складах у официальных дилеров еще есть запас на какое-то время. Так что у Вас еще есть время успеть приобрести новенькую машину.
- С 6 мая действует список параллельного импорта (то есть можно ввезти автомобиль без разрешения производителя). В него вошли в частности Шевроле, Хонда, БМВ, Рено, Фольцваген, Ниссан, ЛендРовер, Мерседес, Ауди, Сузуки, Вольво и другие. Таким образом все эти машины будут продаваться в России несмотря на санкции и ряд других ограничений.
- Концерн Стеллантис, объединяющий 14 компаний, чьи марки автомобилей остались в России. Это Пежо, Опель, Додж, Мазератти, Джип, Фиат, Ситроен, Крайслер, Альфа Ромео, Abarth, DS, Lancia, Ram Trucks, Vauxhall. Это производители временно приостановили ввоз автомобилей в страну, но на заводах продолжается работа по сборке новых авто.
- Российский автопром. Правда, российские заводы по производству транспортных средств тоже «колбасит». Автоваз столкнулся с проблемой поставок комплектующих (прежде всего, электроники). Поэтому большую часть весны компания провела в корпоративном отпуске. А теперь готовится к выпуску облегченных моделей с самым минимальным количеством электронных систем. К примеру, без АБС. УАЗ в Ульяновске также пробыл в корпоративном отпуске часть весенних месяцев, но при этом не останавливал отгрузку готовых транспортных средств.
И не забывайте, что если чего-то нет на территории страны, то это легко можно ввезти через границу. Тем более что сейчас на рассмотрении находится законопроект, по которому предлагается установить льготную ставку для пошлины. Распространяться она будет на 1 автомобиль в пятилетку.
Что происходит с ценами?
Марки авто, оставшиеся в России после введенных ограничений, насчитывают в себя больше нескольких десятков моделей. Но что это меняет для тех, кто хочет приобрести новенькое транспортное средство? Количество брендов само по себе мало что изменит. Но вот благодаря нестабильной ситуации и скачущему курсу ценник на автомобили резко прыгнул вверх. А многие официальные дилеры даже публично не выставляют стоимость машины на сайтах. Предлагают отправить запрос официалу.
Что взять после санкций?
Как видите, многие авто останутся в России на рынке в 2022 после введенных санкций. Но стоит ли сейчас брать новенький автомобиль? И если да, то на что обратить свое внимание?
- Цены на автомобили вряд ли в ближайшем обозримом будущем снизятся, поэтому аналитики рекомендуют, если есть возможность, брать авто сейчас. Правда, все же лучше отказаться от кредита. Ну или взять кредит с фиксированной ставкой, чтобы в случае чего не попасть на изменения процентов не в свою пользу.
- Выбирая марку, обратите внимание на тех, кто остался на рынке автомобилей в России. Это убережет от лишних проблем с зч и обращением по гарантии. Да, те, кто ушел, тоже обязан соблюдать гарантийную политику, но жалобы на них уже поступают. Поэтому зачем лишний раз тратить свои нервы?
- Если Вы рассматриваете вариант поддержанного авто, все равно обратите внимание на зч. Сколько они стоят? Есть ли в наличии? Какой средний срок поставки в Ваш город? Пробейте тему у дилера и у поставщиков типа Иксоры и подобных.
- Подсчитайте транспортный налог.
Исходя из этого нехитрого списка, на что обратить в первую очередь, я бы свой рейтинг машин, рекомендуемых сейчас к покупке после санкций, представил примерно так:
- Хендай Солярис/Киа Рио.
- Лада Веста
- Хендай Крета
- Лада Икс-Рей
- Haval.
А Вы бы какой автомобиль выбрали? И вообще собираетесь ли менять ТС в условиях после санкций? Делитесь мыслями в комментариях?