ЛиАЗ-6213
Автобус Ликинского автобусного завода ЛиАЗ-6213 был показан широкой публике еще в 2004 году. Это низкополая модель, обладающая особо большим количеством пассажирских мест. Они используются в крупных городах на тех маршрутах, где имеются особенно большие нагрузки на общественный транспорт. Большая часть таких автобусов была закуплена в Москве, Санкт-Петербурге и казахстанской столице – Астане.
Несмотря на раннюю презентацию, с конвейера первый автобус сошел лишь в 2008 году. Производство исправно было налажено до 2014 года, а затем на два года автобус сняли с производства. Возобновленное производство модели в 2016 году осуществляется и на сегодняшний день. Кстати, на данный момент выпущено уже около двух тысяч экземпляров.
Содержание:
В простонародье автобус всегда называли «гармошкой». Эта модель по-прежнему поражает своим дизайном, а в особенности габаритами пассажиров и пешеходов. Но особенность – она стала первым в России автобусом в этой категории.
Дизайн ЛиАЗ-6213
Внешне он смотрится внушительно, если описать его просто, то он похож на стандартный низкополый автобус большого класса с двумя осями, к которому посредством «гармошки» присоединена еще одна задняя часть такого же автобуса на индивидуальной оси.
Сам кузов модели представляет собой несущую конструкцию. Прицепная часть мало чем отличается в плане дизайна. Присутствует огромное количество простых прямоугольных линий.
Автобус получил большую площадь остекления, а в верхней части расположилось информационное табло со светодиодным наполнением. Большое количество элементов кузова выполнена из пластика. Производитель дает 12-летнюю гарантию от сквозной коррозии.
Модификации
На базе автобуса было выпущено огромное количество модификаций, которые производились в количестве 10-50 экземпляров ЛиАЗ-6213 на протяжении разных промежутков времени.
Наиболее масштабные из них:
- 6213.20 – модификация, которая отличалась более комфортными пассажирскими креслами, качественной шумоизоляцией и другими материалами отделки салона;
- 6213.21 – модификация с современной оптикой и двумя кондиционерами;
- 6213.22 – модификация, мотор которой отвечал экологическому стандарту «Евро-5»;
- 6213.70 – газобаллонная модификация.
Также стоит рассказать и о габаритах:
- Длина составляла 18 метров и 40 мм;
- Ширина, не учитывая боковых зеркал, была равна 2500 мм;
- Высота – 2880 мм. Высота модификации 6213.70 составляла 3139 мм;
- Расстояние от первой оси до второй – 5960 мм, а от второй до третьей – 6050 мм;
- Снаряженная масса автобуса – 16 т;
- Полная масса – 26 700 кг;
- Клиренс, ввиду особенностей у автобуса скромен – 150 мм.
Салон
Салон имеет удобное расположение кресел, качественные материалы отделки и продуманную эргономику.
Водительское кресло получило выраженную поддержку, пневматическую подвеску и длинную нижнюю часть. 4-спицевый руль ЛиАЗ-6213 выглядит тонким и скромным, но рулевая колонка имеет несколько положений. Приборная панель как таковая отсутствует, а все центральная панель и пластик слева от водителя усыпаны большим количеством кнопок и датчиков. Также имеется съемный дисплей бортового компьютера в цветном исполнении.
Попасть в салон автобуса можно через четыре сдвоенных двери, которые имеют полностью стеклянную конструкцию.
Всего в салоне автобуса 153 пассажирских места. Из них 34 места сидячие. Также выделено место для людей с ограниченными возможностями. По умолчанию для большего комфорта автобус комплектуется системами отопления и вентиляции, а опционально можно заказать два кондиционера и аудиосистему.
Технические характеристики
Характеристики | Показатели |
Модельный год | 2007 |
Тип кузова | Автобус |
Длина, мм | 18040 |
Ширина, мм | 2500 |
Высота, мм | 2880 |
Дорожный просвет, мм | 180 |
Снаряженная масса, кг | 15750 |
Полная масса, кг | 27000 |
Количество дверей | 4 |
Количество мест | 39 |
Привод | Задний |
Тип двигателя | Дизельный с турбонаддувом |
Число цилиндров / расположение | 6/Рядный |
Мощность двигателя, л.с / оборотах | 300/2200 |
Рабочий объем двигателя, см³ | 7200 |
Крутящий момент, н·м / оборотах | 1166/1400 |
Вид топлива | ДТ |
Объем топливного бака, л | 230 |
Максимальная скорость, км/ч | 75 |
Расход топлива в смешанном цикле, л на 100 км | 27.0 |
Тип коробки передач | Автоматическая, 6 передач |
Автобус комплектуется двумя турбированными «шестерками» от компании MAN. Обе они имеют идентичный рабочий объем – 6.87 литра, но выдают разную мощность и разный крутящий момент. Двигатель ЛиАЗ-6213 с индексом D0836LOH64 развивает 290 л.с и 1100 Нм крутящего момента, а силовой агрегат с индексом E0836LOH01, развивающий 280 л.с. и 100 Нм крутящего момента.
Оба двигателя работают в паре с 6-ступенчатой автоматической трансмиссией фирмы «ZF». Она передает всю мощность силового агрегата на последнюю, третью ось. Вне зависимости от модификации автобус можно будет разогнать до 65 км/ч.
Все три оси имеют зависимую пневматическую подвеску с рычажной архитектурой и телескопическими амортизаторами. Тормозная система обладает дисковыми тормозами на всех колесах и системой ABS, а рулевое управление оснащается гидроусилителем.
На российском рынке базовая стоимость приблизительно начинается с отметки в 9 500 000 рублей.
Несмотря на нестандартную конструкцию, автобус оснащается проверенными силовыми агрегатами из-за чего, он не имеет проблем с надежностью. Кузов также на протяжении долгих лет показывает себя только с хорошей стороны. Пассажирам автобус ЛиАЗ-6213 также нравится из-за отсутствия сильных столпотворений в нем.
Видео
Роман Родионов 10 октября, 2019
Эксперт в области автомобилей и сельхозтехники с большим опытом в сфере и ремонте
Автобус Лиаз-6213, сочлененный кузов
Лиаз-6213— легендарный автобус, предназначенный для перевозки пассажиров в крупных городах с большим количеством жителей. Имеет 34 сидячих места и рассчитан на 153 человека.
- История создания автобуса Лиаз-6213
- Класс автобуса, область использования
- Распространенные модификации Лиаз-6213
- Технические характеристики
- Двигатель
- Трансмиссия и ходовая
- Сочлененный кузов
- Число дверей и пассажировместимость
- Рабочее место водителя Лиаз-6213
- Комфорт в салоне
- Видео "Автобус ЛиАЗ 6213"
Изготовлен на Ликинском автомобильном заводе и пришел на смену устаревшей модели «6212». Ниже рассмотрим историю создания транспорта, технические характеристики, модификации, преимущества водительской кабины / салона и другие особенности.
История создания автобуса Лиаз-6213
Первый автобус Лиаз-6213 произведен в 2004-м, и сразу был презентован на Мотор-Шоу 2004 года. Он получил двигатель Caterpillar-312Е с поперечным расположением и 3-ступенчатой КПП производителя Voith. Модификация имеет артикул «00» и так и осталась единственной в своем роде. В 2008-м кузов использовался для изготовления троллейбуса и получил название «6213Т».
В 2007-м на базе опытного образца разработана рабоачая версия автобуса Лиаз-6213.20. Он выделяется наличием двигателя МАН серии D0836LOH02, АКПП, передним мостом и рулевой системой ZF. Изменения коснулись задней части салона, что обусловлено изменением позиции силового агрегата — с поперечного на продольное.
С 2008-го автобус выпускается серийно и на март 2021-го общее количество — 2706 машин. В период с 11.2014 по 10.2016 года завод простаивал, и транспорт не выпускался.
Сегодня, несмотря на появление новых моделей техники, «6213» активно применяется в России, Узбекистане и ряде других стран СНГ. Большая часть автобусов (свыше 2000) была направлена для пополнения городского парка столицы России.
Класс автобуса, область использования
Лиаз-6213 относится к классу особо больших сочлененных автобусов, отличающихся низким расположением пола и предназначенных для эксплуатации в условиях города.
Отличается повышенной вместимости и подходит для крупных населенных пунктов, отличающихся активным потоком пассажиров. Может применяться в качестве городского, туристического и рабочего автобуса.
Функциональность транспорта обусловлена просторным салоном, удобными площадками, удобным заездом для людей с инвалидностью и т. д. Все элементы кузова имеют повышенный ресурс, что при условии своевременного ремонта позволяет эксплуатировать технику более12 лет.
Распространенные модификации Лиаз-6213
За время выпуска модели «6213» появилось множество ее модификаций для автобусов с дизельным или газовым типом двигателя.
Дизельные двигатели устанавливались на следующих версиях:
- 6213.00 — первая модель автобуса, представленная в 2004 году. Комплектовалась силовым агрегатом Caterpillar-3126E с поперечным расположением и 3-ступенчатой КПП. В 2008-м кузов использовался для создания троллейбуса, который прошел испытания в Болгарии, где работал некоторое время.
- 6213.20 — модификация 2017 года, получившая усовершенствованный двигатель MAN D0836LOH02, АКПП и другие агрегаты производителя ZF. Автобус прошел испытания в Москве, а с 2008-го выпускается серийно.
- 6213.21 — модель 2008-го, которая до сегодняшнего дня эксплуатируется в Тюмени. Имеет более современный мотор MAN D0836LOH55, соответствующий требованиям экологичности Евро-4. Первые 10 единиц техники поступили в управление Московского городского транспорта в 2010-м. В дальнейшем автобусы этой серии были усовершенствованы, их получили Вологда, Северодвинск, Ростов-на-Дону, Рязань и другие города.
- 6213.22 — модель 2012 года, презентованная в Нижнем Новгороде и оборудованная более экологичным двигателем MAN D0836 LOH64. Разработчики увеличили размер салона и улучшили его планировку. Серийный выпуск стартовал с 2013 года, а главными покупателями была Москва и Нижний Новгород.
- 6213.65 — версия автобуса, оборудованная специальной кабиной для обучения. Остальные компоненты соответствуют модели 6213.22.
- 6213.65 — сравнительно новая модификация, которая выпускается в нескольких вариантах. Так, модель 6213.65-77 имеет оптимизированную кузовную часть с большим размером моторной шахты. С 2017-го эта модель производится с низким полом и без ступеньки возле 3-й двери. Модификация 6213.65-79 отличается наличием новой приборной панели и бортового компьютера. За время выпуска было предусмотрено несколько обновлений. Модель 6113.65-80 имеет учебную кабину с увеличенными размерами. С марта 2020-го выпускается модификация 6113.65-97, которая произведена в количестве 200 штук.
Газовые моторы устанавливаются на следующих версиях:
- 6213.67-79 — автобус с мотором ЯМЗ-53604-40 и КПП ZF или Voith. Выпуск планировался с 2018-го, но из-за низкого спроса был выпущен только один вариант.
- 6213.70 — впервые выпущен в 2008 году, отличается наличием мотора Cummins CGe4-280 и АКПП Allison T-325R.
- 6213.71 — модификация с двигателем MAN E0836 LOH01 и КПП производителя ZF Эколайф. В «московских» версиях предусмотрен климат-контроль, ГЛОНАСС-система навигации, датчики температуры и другие опции. К 2014-му производители установили более безопасные баллоны для хранения газа.
- 6213.71-79 — одна из модификаций версии «5292.71.79». Имеет стандартное оформление салона и комплектацию, характерную для варианта с дизельным мотором. Получил наибольшую популярность в Москве в качестве городского транспорта.
- 6213.71-80 — версия с учебной кабиной.
На базе рассматриваемого автобуса было создано и несколько троллейбусов, к примеру, Лиаз 6236.
Технические характеристики
В зависимости от модификации технические характеристики Лиаз 6213 могут отличаться. Базовые параметры:
Технические характеристики | Значения |
---|---|
Годы выпуска | с 2007 |
Габаритные размеры (ДхШхВ), м | 18,04/8,47/18,75 х2.5х 2,88/2,91/2,938/3,139 |
Колесная формула | 6х2 |
Дорожный просвет, см | 15,2 |
Высота пола, см | 32,5 |
Количество мест | от 136 до 154 |
Радиус разворота, м | 12 |
Вес снаряженный / полный, т | 15,73 / 26,7 |
Топливный бак, л | 340 |
Высота переднего / заднего свеса, м | 2,65 / 3,38 |
Двигатель
В качестве основного двигателя Лиаз-6213 применяется МАН D0836 следующих модификаций: LOH 02, LOH41, LOH 56 и LOH 65. Основная версия работает на дизельном топливе, имеет 6-цилиндровое исполнение и соответствие классу экологичности Евро-3. Максимальная скорость, которую развивает автобус, составляет 90 км/ч. Характеристики:
Технические характеристики | Значения |
---|---|
Объем, л | 6,9 |
Количество цилиндров | 6 |
Ход поршня, см | 12,5 |
Диаметр цилиндра, см | 10,8 |
Вес, кг | 642 |
Двигатели МАН комплектуются турбонаддувом и промежуточным охлаждением. Для снижения вредных выхлопов устанавливается 2-ступенчатый турбированный компрессор и система EGR.
Кроме рассмотренных выше моделей на автобусе Лиаз-6213 устанавливались и другие типы двигателей:
- ЯМЗ-53633 — 6-цилиндровый мотор, соответствующий классу Евро-5. Имеет мощность 276,4 л. с, крутящий момент 1255 Н*м и объем 6,65 л.
- Cummins CGe4-280 — газовый двигатель, соответствующий требованиям Евро-5, отличающийся надежностью, продолжительным сроком службы и простотой обслуживания.
- MAN Е0836 LOH01 — еще один газовый мотор мощностью 280 лошадиных сил. Это 4-тактный двигатель с искровым зажиганием. Максимальный крутящий момент составляет 1000 Н*м при количестве оборотов в минуту от 900 до 1900. Рабочий объем — 6.9 л.
Трансмиссия и ходовая
Автобусы Лиаз-6213 комплектуются коробками передач от производителя ZF или Allison. В первом случае устанавливаются модели 6 HP 504 C, 6 AP 1200 B, 6 AP 1400 B, а во втором —T-325R.
Отдельное внимание уделено ходовой части, представленной мостом RabaA-138.34 и пневматически-рычажной подвеской. Тормозная система 2-контурная пневматическая. Предусмотрен основной и дополнительный контур.
Сочлененный кузов
Модель автобуса Лиаз-6213 выделяется наличием сочлененного кузова, обеспечивающего большую вместительность. По заявлению производителя, ресурс кузовной части составляет 12 лет, что обусловлено применением качественной стали и наличием антикоррозийной обработки. В процессе рестайлинга использовались новые / передние маски, стоит усовершенствованная головная оптика и другие элементы.
К особенностям автобуса относится разделенное на две части лобовое стекло, обеспечивающее улучшенную обзорность, и сварной качественный бампер со встроенными в него фарами. Над лобовым стеклом установлены указатели маршрута в виде электронного табло.
Число дверей и пассажировместимость
Необходимость купить Лиаз 6213, как правило, обусловлено особой вместительностью техники. Внутри автобуса предусмотрено 34 сидячих места, а общее число пассажиров достигает 153 человек. Дополнительно предусмотрено место для пассажиров с инвалидностью, которые въезжают в салон на коляске.
Вход и выход осуществляется через четыре двери с двумя складывающимися створками. Три из них имеют проем 1,325 м, а одна — 1,225 м. Этого достаточно для одновременного движения двух-трех пассажиров, а также проездка коляски.
Рабочее место водителя Лиаз-6213
Одна из особенностей модели —панель приборов Лиаз-6213, отличающаяся компактностью и удобным расположением элементов. За 4-спецевым рулевым колесом находится небольшой дисплей (в зависимости от комплектации), кнопки управления, тумблеры и лампочки с информацией о состоянии основных узлов.
Размер приборной панели около метра, что обеспечивает максимальное удобство пользования. С левой стороны предусмотрены дополнительные элементы управления предусмотрены. Водительское кресло отделено от пассажирской части с помощью перегородки.
Комфорт в салоне
Отдельное внимание уделено салону и комфорту для пассажиров. К основным моментам стоит отнести:
- Линолеумное покрытие на полу, отличающееся стойкостью к воде и износу.
- Удобные сидения из пластика, выполненные в раздельном исполнении.
- Клееные окна с тонировкой и стеклом, которое безопасно для пассажиров в случае повреждения.
- Боковые форточки и люки, позволяющие организовать удобную вентиляцию.
- Жидкостный отопитель, гарантирующий комфортную температуру в салоне даже в суровый мороз.
- Улучшенная шумоизоляция.
- Удобные пластиковые поручни с полумягкой структурой, имеющие раздельный тип исполнения.
Доступная цена Лиаз-6213, хорошая вместительность, комфортабельный салон и удобное место водителя — лишь небольшой список преимуществ автобуса. Стоимость новой техники составляет от 9,5 млн рублей в зависимости от модификации и комплектации.
За эти деньги можно получить сочлененный 2-звенный городской транспорт с надежным кузовом, покрытым антикоррозийным составом и имеющим ресурс не меньше 12 лет. К дополнительным плюсам стоит отнести низкий пол, пандус для въезда пассажиров, продуманную подвеску и мощный двигатель.
«Гармошка» ЛиАЗ-6213
ЛиАЗ-6213 (городские) технические характеристики и цены. Обзор модификаций 621322/621371CNG с фотографиями.
ЛиАЗ-6213 представляет собой сочлененный низкопольный автобус особо большой вместимости (и первая модель «подобного формата» в России), который предназначен для перевозки людей по маршрутам в крупных городах с интенсивным и сверхинтенсивными пассажиропотоком…
Официальная премьера машины состоялась в 2004-м на международном Московском автошоу, в том же году началось ее серийное производство. С ноября 2014-го по октябрь 2016 года выпуск «6213-го» был заморожен, но после продолжился в прежнем объеме.
ЛиАЗ-6213 обладает следующими габаритными размерами: 18040 мм в длину, 2500 мм в ширину (без учета боковых зеркал), 2880 мм в высоту (у газовой версии – 3139 мм). Между первым и вторым мостами у автобуса вмещается 5960-миллиметровая база колес, а между вторым и третьим – 6050-миллиметровая.
В снаряженном виде машина весит 15730-16130 кг, а его полная масса составляет 26700 кг (из них на переднюю ось давит 7100 кг, на среднюю – 8700 кг, на заднюю – 11200 кг).
В салоне ЛиАЗа 6213 организовано 153 места, из которых 34 – посадочные, а 1 – для людей с ограниченными возможностями.
По умолчанию внутри автобуса имеются автономный отопитель и система вентиляции (в том числе – принудительной), а в виде опции могут быть установлены кондиционер и аудиосистема.
Для сочлененной машины предлагается два двигателя – это рядные «шестерки» с турбонаддувом, непосредственным впрыском, интеркулером, системой жидкостного охлаждения и 12-клапанной конфигурацией ГРМ:
- «Сердцем» ЛиАЗ-621322 является дизельный мотор MAN D0836LOH64 (отвечает эконормам «Евро-5») рабочим объемом 6.871 литра, который выдает 290 лошадиных сил при 2300 об/минуту и 1100 Нм крутящего момента при 1200-1750 об/минуту.
- ЛиАЗ-621371 CNG оснащается 6.871-литровым агрегатом MAN E0836LOH01, производящим 280 л.с. при 2200 об/минуту и 1000 Нм пиковой отдачи при 900-1900 об/минуту.
Они устанавливаются в связке с 6-диапазонными автоматическими трансмиссиями ZF 6HP504C или ZF 6AP-1200B и колесной формулой «6×2» (ведущим является задний мост).
Вне зависимости от версии, машина способна развить максимальную скорость 65 км/ч.
ЛиАЗ-6213 обладает несущим цельнометаллическим кузовом (сочлененным) вагонной компоновки.
Все три моста автобуса оснащены зависимыми пневматическими подвесками рычажного типа с телескопическими амортизаторами: передний – на двух упругих элементах с одним датчиком положения кузова, а средний и задний – на четырех упругих элементах с одним и двумя регуляторами положения кузова соответственно.
Машина снабжена рулевым механизмом с гидравлическим усилителем и электронноуправляемой тормозной системой, имеющей дисковые устройства на всех колесах и ABS.
В России, по данным на 2017 год, ЛиАЗ-6213 продается по цене от
9.5 миллионов рублей.
Автобус штатно может похвастать: четырьмя пневматическими дверями, регулируемой в двух направлениях рулевой колонкой, водительским креслом с пневмоподвеской, системой вентиляции и отопления, противотуманными фарами, громкой связью с динамиками и другим оборудованием.