выбор мотор-тестера
Самый бюджетный — это Diamag 2.
Чуть подороже — MT Pro 3, 4. Сам обладаю таким, 3й версией, но мечтаю о Постоловском.
Потом вроде по стоимости идет MotoDoc.
Самый дорогой — Постоловского. Считается лучшим.
Для начинающего Diamag — самое то.
А выбор все-равно за Вами.
Slymas
Посталограф даже б/у оч. дорогой и не бюджетный.
Мотодок по-моему сняли с производства, поддержки и обнов наверно тоже нет.
МТПро собран качествено, имеет 8 полноценных каналов, гибкая настройка каналов. Но давно не было обнов. Хотя того что он умеет сегодня, вполне хватает для работы.
Можно поискать б/у 3 или 4. Работаю с МТПро3 лет 10.
Диамаг2 наверно самый продвинутый осцил после Посталографа и наступает ему на пятки.
Собран качественно, 6 каналов, минимум настроек, умеет много. Тех.поддержка и обновления на уровне.
Своих денег стоит. Б/у вряд ли найдете. Никто его не продает. Работаю с ним лет 5.
Ну и потом идут меньшие братья.
Автоас-экспресс. Качество сборки на уровне. Отличная активная линейка для экспресс.
Есть одноканальный. Снят с производства, обнов не будет. Больше заточен под экспресс диагностику. Углубленной диагностики наверно не получиться. Работаю с ним около месяца. Брал на пробу для экспресс диагностики. Наверно буду продавать, это уже излишество при наличии Диамага.
Про двухканальный ничего не могу сказать. Инфы по ним в нете много.
Цена нового прибора явно завышена. Можно поискать б/у.
Ну и последний , это Диско. Недорогой прибор. Думаю, она стоит своих денег.
Работал с Диско1 и Диско2 лет 10. Приборы были собраны качествено в пластиковом корпусе, но постояно зависали.. Приходилось их экранировать. Сам прибор не плох, на борту имеет скрипты. Но вот нехороший осадок о нем остался. Прибор хорош, чего не скажешь о датчиках.
Емкостные прищепки развалились через месяц. Сделал самопалы и работаю ими до сих пор.
ДР пришел не рабочим. Пришлось его разбирать и реанимировать.
Но самое интересное что все шнуры и датчики спаяны из гнилых кабелей и проводов.
Как вариант можно купить новый или б/у голым, а необходимые датчики сделать самом или купить на млабе, у них датчики очень качественные и асортимент богаче.
Вот вроде и все.
Re: Автодиагностика. Мотор-тестер.
Диагностика. Что есть диагностика? Почему чтение ошибок мы называем диагностикой? Почему столько «диагностов» последнее время развелось?
Типичный «диагност»: Имеет ноутбук или андройд устройство, купил шнурок или блютус адаптер, который почему-то называет сканером и трёт ошибки за деньги. Ну да ладно, это его дело, это на его совести. И даже не моё дело, кто его клиенты и почему они просто так отдают человеку деньги, это тоже их дело.
Прикольно то, как эти «диагносты» выдают вердикт. «Ошибок нет, всё исправно, езди». Нет, я не говорю, что все поголовно такие, кто-то что-то соображает и даже, что-то может сказать о проблеме в авто просто подключившись сканером через шнурок к контроллеру. Кто-то даже в состоянии посмотреть параметры, выдаваемые сканером и сделать какое-то заключение. Но обычно таки люди не занимаются «диагностикой» на коммерческой основе. А так, что называется «Себе, да друзьям». Речь именно о правильном использовании сканера. Что можно увидеть по одному лишь сканеру, да только направление дальнейших поисков и не более. Точный диагноз не установить, за исключением очень редких случаев и наличие головы на плечах при этом, необходимо.
И так, какой вывод можно сделать? Купив шнурок, я не становлюсь диагностом. Как, купив скальпель, не стану хирургом или, купив, фотоаппарат, не стану фотографом. Это нужно понять, осознать и принять. Чтение ошибок, не диагностика. Удаление ошибок, не ремонт. А брать деньги просто за чтение ошибок, лично я бы приравнял к мошенничеству.
Дак, что же такое диагностика? Да, сегодня мы привыкли называть диагностикой, подключение сканера к контроллеру. Типа нарицательного имени. Ну, допустим. Привыкли называть это «Компьютерная диагностика». А диагностика, это весьма широкое понятие, которое можно охарактеризовать двумя словами: «Поиск неисправнсти». И вот тут «компьютерная диагностика», нам только помощник, но не главный инструмент. Не главный, но один из главных. Главным инструментом в диагностике, я считаю голову диагноста. Как часто говорят, вырву из любого контекста: «Подключали диагностику, она ничего не показала». Как не показала? «Диагностика» выдала вам кучу циферок и иногда даже кучу графиков, как ничего не показала? Но действительно, она ничего и не покажет. Что-то показать вам сможет только диагност. Делает диагностику, ищет неисправность диагност, а не сканер или любое другое оборудование. Диагност смотрит параметры, анализирует их и уже ставит диагноз.
И так, мы разобрались, что "диагностика" это более широкое понятие, нежели чтение ошибок. Тогда на вооружении настоящего диагноста должен быть не только сканер, а ещё и множество других инструментов. Один из таких инструментов, осциллограф, лучше автомобильный осциллограф — мотор-тестер. По своей сути это тот же осциллограф, только заточенный, так сказать, под нужды автомобильного диагноста. Чаще всего мотор-тестер имеет несколько каналов, более двух. Для одновременного исследования нескольких сигналов. Очень часто нужно исследовать несколько сигналов, с разных датчиков ЭСУД или не посредственно датчиков мотор-тестера. Так же автомобильный осциллограф, это чаще всего приставка к компьютеру. Возвращаемся к "компьютерной диагностике". Будь то персональный компьютер или ноутбук. Программное обеспечение позволяет записывать сигнал, анализировать его, если мотор-тестер понавороченее, то его программное обеспечение позволяет производить различные тесты по снятым сигналам.
Я расскажу про свой мотор-тестер, не сочтите за рекламу. Это был осознанный выбор, хотя и хотелось сэкономить. Так получилось, что мне повезло, дёшево и функционально, кроме того ещё и отечественный продукт.
Один из моих походных наборов с диагностическим оборудованием.
Пока, что приходится метаться на чемоданах между СТО и своим гаражом. Так, как свой собственный уголок пока ещё в процессе обустройства. Выглядит, примерно вот так:
трахтатъ. часть первая.
Для начала – очевидный для профессионалов, но не для многих начинающих факт: диагност должен разбираться в предмете. То есть если он диагностирует систему управления двигателем – то он должен понимать, как работает сам двигатель и данная система управления. И понимать это достаточно хорошо. Без этого понимания – не будет диагностики, будет максимум – чтение ошибок. А это не диагностика, это вытягивание денег из клиента.
Также, я подразумеваю, что у будущего диагноста есть какой-никакой слесарный опыт (не обязательно уметь перебирать двигатель с закрытыми глазами, но нужно хотя бы очень хорошо и в деталях это себе представлять, и хотя бы присутствовать при нескольких таких ремонтах), ну и что инструмент – отвертки, ключи, и т.д. у него есть. Тут, впрочем, должно и так быть понятно, как выбирать и что покупать.
Начну с простого и однозначного: манометр, точнее комплект для измерения давления топлива, компрессометр и вакуумметр. Для чего всё это нужно? Измерение давления топлива нужно чтобы не полоскать мозги клиенту на тему «я хер знает что у тебя, съезди проверь давление топлива». Есть подозрения на давление? Взял и проверил. Компрессометр – аналогично, чтобы подозревая отсутствие компрессии можно было предъявить клиенту документальное подтверждение в цифрах, а не «чо-то мне кажется тут компрессии нету». Вакуумметр – может пригодиться для оценки работы двигателя по разрежению на впуске и для проверки показаний мап-сенсора. В природе существуют также «совмещенные» измерители давления и разрежения – они полезны при тестдрайве машин с турбиной или компрессором, опять же – для контроля реального абсолютного давления во впускном коллекторе и оценки показаний мап-сенсора.
Далее, как ни странно, я расскажу о банальных тестерах (мультиметрах). Фактически идеальным тестером на данный момент является UNI-T ut-61e. Именно модель E – она из всей линейки самая быстрая, точная и приятная в работе. К сожалению – у данного тестера нет измерения температуры. Ну и денег стоит – баксов 40-50, скорее 50. Есть более дешевые варианты, например HoldPeak HP-890CN, или даже какой-нить HYELEC MS8233E. У всех без исключения дешевых приборов есть минус – отсутствие линейной шкалы. А она нужна для проверки ДПДЗ например, и любых других датчиков с быстроизменяющимся сигналом. Если потенциометр изношен и «шумит», то тестер с линейной шкалой показывает данную проблему быстро и однозначно.
Существуют и «специализированные автомобильные» мультиметры. Не знаю. То что я видел – либо без линейной шкалы, либо по космическим ценам. А по сути там как правило добавлен-то только тахометр и измеритель угла замкнутого состояния контактов. Ну прямо скажем – не так чтобы самые нужные функции.
К мультиметру я настоятельно рекомендую докупить сразу силиконовые щупы. Их стоимость может сравниться со стоимостью самого мультиметра, но когда у вас на морозе из-за задубевшей изоляции отвалится провод у единственного тестера – вы поймёте что оно того стоит.
Кроме тестеров могут пригодиться и токоизмерительные клещи постоянного тока. Они бывают двух видов – в виде приставки к мультиметру, и в виде отдельного прибора. Приставки могут пригодиться и для осциллографа, но не так удобны в автономном применении. Из автономных клещей могу привести в пример Mastech MS2109A/2108A или те же HYELEC MS2108A. Насмотря на неоднозначное название – при проверке показывают весьма неплохую точность, и по сути обычно являются клонами того же мастека за меньшие деньги. Мастек 2109 может также измерять температуру, что может явиться хорошим дополнением для «основного» тестера без данной функции.
Применение клещей имеет свои нюансы, например – у них может «уплывать» ноль, а показания зависеть от положения клещей относительно провода. Ну и на малых токах – точность плохая. Для малых токов существуют другие клещи, которые стоят других денег. Из приставок можно посмотреть на продукцию фирмы APPA, как «классику жанра», Appa 32 как пример, ну либо приобрести вместе с мотортестером либо рекомендованные производителем мотортестера. Альтернативные варианты также производят многие, и Hantek – например СС-65, и даже различные безымянные производители — типа всяких CP-05.
И тут мы плавно переходим к осциллографам и мотортестерам.
Что такое мотортестер? Это осциллограф с определенными возможностями, ориентированными на диагностику двигателя. При этом для автомобильной диагностики осциллораф вполне может «не блестать» параметрами — ни полоса ни максимальная частота особо не важны, если мы не говорим о ремонте электронных блоков и анализе сигналов кан-шины. Для ремонта электроники обычно требуются гораздо более мощные приборы, причем обычно автономные, настольные — но это я уже ухожу от темы.
И осциллоргафы и мотортестеры бывают трёх «формфакторов» : автономные стационарные, автономные портативные, и приставки к компьютеру. Стационарные автономные мотортестеры по большому счету уже канули в лету (осциллографы же – живут и здравствуют, но для автодиагностики подходят слабо, поэтому о них пока забываем), большинство мотортестеров сейчас идут в виде приставки к компьютеру.
Тут нужно заметить, что стационарные мотортестеры, конечно, вполне еще существуют до сих пор, и технически представляют из себя опять же стационарный компьютер и измерительный блок к нему. Но производят их крупные и дорогие брэнды, типа того же БОШа, соответственно стоимость их заоблачна, и позволить себе их могут только очень крупные сервисы, которым мотортестер по большому счету не особо-то и нужен – разве что чтобы лишние деньги куда-то деть, соответственно число их крайне невелико.
Как ни странно, самые продвинутые и быстроразвивающиеся мотортестеры разрабатываются на просторах бывшего СНГ. Если говорить об относительно недорогих, но в то же время функциональных моделях, то можно выделить МТпро и Диамаг. Считается, что у диамага проще интерфейс, но тут уж на вкус-на цвет. По параметрам и функционалу они примерно одинаковы. На фото также приведен usb autoscope Постоловского, который отличается шикарным функционалом, что, к сожалению, отразилось на цене.
Автономные портативные мотортестеры выпускаются зарубежными производителями, и вообще говоря особого интереса не представляют по причине достаточно ограниченного функционала – в сравнении с продвинутыми СНГ-овскими аппаратами. Иногда их встраивают в автономные сканеры, о которых речь пойдёт ниже.
А вот портативные осциллографы, также выпускаемые, в частности, нашими китайскими друзьями, как раз представляют интерес для экспресс-диагностики. Точнее, исходя из соотношения цена/возможности, интерес для автодиагностики представляют именно НЕДОРОГИЕ модели, потому что, как я уже писал выше, для большинства задач мотортестеру не нужны высокие частоты и широкая полоса – за что и берут деньги производители осциллографов. А вот тот же весьма недорогой двухканальный DSO-203 вполне позволяет проверить работу системы зажигания (по вторичному напряжению), работу и синхронизацию датчиков коленвала и распредвала, работу других датчиков, оценить сигнал с датчика разрежения на впуске, то есть фактически – закрыть большинство простых повседневных решаемых мотортестером задач. Огромный плюс таких приборов – скорость подготовки к работе. Фактически это секунды – нужно подключить нужные датчики к осциллографу и щелкнуть выключателем. Не нужно загонять машину в бокс, не нужно разворачивать оборудование, подключать ноут, запускать софт и т.д. — взял, включил, работаешь. Минус — функционал. О всевозможных анализах — как правило можно забыть. Либо возможности анализа сильно хуже чем у МТ на базе компьютера. (тут я замечу, что лично мне кажется более логичным использование для экспресс-проверок именно автономных приборов, без компьютера. потому что если уж мы приволокли ноут или подтащили стойку — то там уж пофиг какой осцилл подключить)
«Взрослый» мотор-тестер нужен для решения более серьезных проблем, для чего и нужны всевозможные плагины и скрипты с возможностями анализа. И тут при выборе важно наличие этих плагинов и скриптов (впрочем, в основном производители быстренько навёрстывают отставание), ну и самое главное — интерфейс. И вот тут — каждый выбирает для себя. где удобнее, где проще, где понятнее. а для этого нужно скачать софт от выбранных приборов и запустить в деморежиме.
Я лично считаю, что «в хозяйстве» нужно иметь оба прибора – и осциллограф и мотортестер, а если бюджет начинающего диагноста ограничен (а это, как правило, именно так) – можно на первых порах обойтись и без мотортестера, тем же ДСО-203 или еще каким недорогим двухканальным осциллом. Либо поискать б/у мотортестер подешевле.
При выборе мотортестера не стоит гнаться за большим числом каналов. Во-первых, при увеличении числа ИСПОЛЬЗУЕМЫХ каналов падает частота дискретизации, что на и так не блещущем параметрами мотортестере, может слишком фатально сказываться на качестве картинки. То есть сигналов-то вы снимете кучу, но вот форма сигнала там будет такая, что эти осциллки ничем не помогут в работе. При этом нужно заметить, что обычно частота дискретизации — она делится на число каналов. Но если канал не используется – то он и не учитывается, и общая частота делится между используемыми каналами. То бишь, оставляя один используемый канал – мы заюзаем по максимуму все ресурсы осцила для этого одного канала. Для двух каналов – они поделятся пополам, и т.д. то есть вообще говоря при правильном подходе к разработке большое число каналов как минимум не вредит. Ну не включай больше чем нужно, делов-то.
Совершенно необходимый минимум это два канала. Один канал – ну это просто игрушки. Да, он позволит например проверить одиночный датчик или там катушку. Но даже на банальной классической системе зажигания например – всё. Сразу опа. Или там синхронизация датчиков коленвала и распредвала. С одним каналом просто делать нечего. Но два канала — это абсолютный минимум. Сколько же реально нужно каналов в жизни? Давайте посчитаем! Датчик коленвала, распредвала, датчик давления в цилиндре, синхронизация по искре (как пример). То есть 4 канала – это такой оптимум, меньше которого стоит брать мотортестер только в случае если он в чем-то другом выдающийся. Впрочем, как правило, мотортестеры-приставки сейчас выпускаются почти все с числом каналов не менее 6-8, так что проблемы выбора в данном случае не существует – они почти все и подходят под критерии разумной необходимости.
Для осуществления хоть каких-то проверок что осциллографу, что мотортестеру нужны датчики (щупы для снятия сигналов со штатных датчиков автомобиля как правило идут в комплекте как минимум с осциллографом). Датчики производители мотортестеров обычно предлагают либо за дополнительную плату, либо в составе комплектов с мотортестером. Для осциллографов производители таких датчиков не предлагают, потому что это не их прямое назначение. Какие используются датчики? Для снятия сигналов с системы зажигания применяются емкостные и индуктивные датчики. Их можно условно поделить на «линейки» и «прищепки». Соответственно прищепки используются обычно для одновременной установки всех датчиков на все высоковольтные провода и дальнейшего анализа, а линейки – как правило, для экспресс-анализа. Об изготовлении обоих видов этих датчиков я писал. Существуют также датчики разрежения, датчики давления в цилиндре и некоторые другие. Я бы рекомендовал в комплекте с мотортестером ОБЯЗАТЕЛЬНО покупать датчик давления и, в некоторых случаях, датчик разрежения – если он не на основе пьезопластины. Датчик разрежения из пьезика делается элементарно, поэтому особого смысла тратить на него финансы, опять же, нет. Датчик давления «на коленке» не сделаешь, нужны как минимум токарные работы, так что нафиг-нафиг, оно получится не сильно дешевле, а результат будет под вопросом.
Приобретая несколько приборов, или датчиков, озадачьтесь совместимостью разъемов. Скажем у DSO мелких – разъемы тоже мелкие, и для «стандартных» датчиков понадобятся переходники. Входные параметры осциллографов и мотортестеров как правило стандартные, поэтому об электрической совместимости датчиков заморачиваться обычно не нужно.