Цепи противоскольжения (фото+видео)
Недавно обзавелись сеим девайсом (про самодельные браслеты противоскольжения можно почитать у меня здесь www.drive2.ru/l/466401288704229955/).
Я не верил в то, что цепи могут как-то изменить проходимость, однако решено было их приобрести. До зимы можно было купить по 1500 р., но долго прособирались и купили уже по 1800. Фирма "Велга" российского производства, тип "лесенка", не оцинкованная стальная проволока 5 мм.
Как оказалось на практике, чтобы надеть правильно цепи нужно приноровиться.
Значит, раскладываем наши "лесенки" перед колесами.
Наезжаем на край цепей, так чтобы позади колеса совсем немного конец торчал. Одному крайне неудобно, приходится вылезать постоянно из машины. Да, и одновременно наехать правильно на обе цепи у меня так и не получилось, посему я поочередно на них наезжал.
Если наехать до середины цепи, то замки окажутся на вершине колеса, что очень неудобно.
Короче закидываем цепь на колесо и выворачиваем его в ту сторону, куда удобней. Застегиваем крючок-замок с внутренней стороны колеса, как можно сильнее натягивая цепь. Потом начинаем подтягивать внешнюю сторону и потихоньку замок перещелкиваем на след. звено, уменьшая диаметр. Т.к. на нашей Санте стоит резина Hakka LT с крупным протектором, то цепи прям в протекторах застревают.
Когда больше не хватает сил натянуть сильнее, садимся и потихоньку перекатываемся вперед-назад, чтобы цепь получше распределилась. После опять подтягиваем.
Оставшиеся по краям болтающиеся звенья оттягиваем в обратную сторону от замка, чтобы усилить натяжение и привязываем проволокой или веревкой (иначе они будут бить по подвеске и кузову, что не есть хорошо). Со временем мы сделаем карабины, с которыми удобней и приятней работать.
Теперь о поведении машины.
С цепями ее как будто подменили. Заезжая в глубокий снег с настом, она так же потихоньку проседает под тяжестью, как и без цепей, но она РВЕТ, а не буксует. У меня появилась уверенность, что я если не вперед, то в обратную сторону я точно вылезу. Конечно, езда по 25 см снегу пока не показатель, надо будет еще в подтаявшем снегу попробовать перед весной (ну и в грязи поближе к лету), но ощущения от проходимости, я вам хочу сказать, только приятные.
После часа покатушек по целине за лопатой лезть не пришлось. И ни разу не было такого, чтобы ни вперед, ни назад не шла.
Итог: я остался доволен поведением на цепях, а вот систему застегивания надо до ума доводить.
И была ситуация, когда цепи действительно выручили, хоть и заставили повозиться в грязи.
Утром отец приехал на рыбалку к водоему по замерзшему грунту. А в течение теплого дня грунт оттаял и превратился в грязь.
Какие цепи противоскольжения выбрать для автомобиля
В жизни автовладельца возникают ситуации, когда он преодолевает бездорожье или снежные заносы. Проблем не возникнет, если автомобиль – внедорожник, и на нем установили шипованные шины. Что же касается обычных авто, то попытки проехать грязь или снег зимой заканчиваются неудачно.
Цепи противоскольжения. Назначение, достоинства и недостатки
Чтобы повысить внедорожные качества автомобиля, используются цепи противоскольжения или антипробуксовочные цепи. Задача этих аксессуаров – повысить проходимость авто. Они играют роль универсальных грунтозацепов.
После их установки водитель получает:
- хорошие показатели проходимости по заснеженной дороге;
- возможность преодолевать подъемы и спуски с меньшей вероятностью потери управления;
- улучшенная управляемость авто на обледенелом покрытии;
- повышенные гребные свойства при преодолении грязи.
Благодаря противобуксовочным цепям на колесах авто преодолевает серьезное бездорожье. Но отметим, что проходимость при этом зависит от клиренса.
Недостатки цепей противоскольжения:
- Повышение нагрузки на рулевой механизм, элементы трансмиссии.
- Невозможность быстрого перемещения (не удастся ехать на скорости свыше 40 км/ч).
- Интенсивный износ шин.
- Сильный шумовой эффект.
Цепи для легкового автомобиля помогут в бездорожье или снежный занос, но длительная эксплуатация не рекомендуется.
Разновидности цепей
Несмотря на негативные качества, цепи противоскольжения увеличивают проходимость машины.
Между собой эти средства различаются по:
- материалу изготовления;
- геометрии рисунка.
Указанные различия влияют на поведение автомобиля на дороге и внедорожные качества.
Материал изготовления
По материалу изготовления цепи делятся на:
- Жесткие.
- Мягкие.
Изначально такие средства повышения проходимости изготавливались из металла – жесткие цепи на колеса. Материалом изготовления выступали сталь, алюминий, титан. При этом на прочность такого изделия влияет металл, размеры и толщина звеньев. Чем больше звенья, тем выше показатели проходимости.
Видео: Азбука офф-роуд. Цепи противоскольжения
Достоинства жесткой конструкции — улучшенная проходимость авто и улучшенные противобуксовочные и противогололедные показатели на ледяном покрытии. Такая цепь в виде браслета лучше «выгребает» из-под колес. При этом они сильно шумят и ускоряют износ шин. У таких браслетов на колесах ограничение по скорости составляет 40 к/ч. Изделие с крупными звеньями обладает значительной массой, да и далеко не на всех авто пространство арок позволяет их использовать.
Конструктивно они могут полностью выполняться из металлической цепи, без жесткой основы, к которой крепятся поперечные элементы.
Мягкие цепи отличаются тем, что для их создания используется неметаллические материалы:
- резина;
- пластик;
- полиуретан.
Для прочности таких аксессуаров применяется армирование. Они хорошо сцепляются с дорогой и меньше изнашивают шины. Для них скоростной предел составляет уже 80 км/ч, при этом сильного шумового эффекта у них нет. К недостаткам же их относятся показатели при движении по льду.
Для движения в городских условиях в зимний период лучше подобрать мягкие противобуксовочные автоцепи, например, резиновые. А вот при выездах за город, где высока вероятность попадания на грязевой участок или лед, пользуются жестким типом.
Геометрия рисунка
Что касается геометрии рисунка, то выпускаются три типа:
- «Лесенка».
- «Ромб».
- «Соты».
«Лесенка» состоит из основы – двух продольных веток, и располагается она по окружности колеса с обеих сторон. Для закрепления на колесе на основе устанавливаются замки. К ней перпендикулярно крепятся рабочие элементы. Внешне расправленная цепь похожа на веревочную лестницу, отсюда и название.
«Лесенка» — самый простой тип средства повышения проходимости, поэтому такие изделия стоят недорого. Но у такой цепи существует ряд недостатков:
- рабочие элементы параллельны друг другу. Из-за этого контакт с дорогой у такой цепи – переменный, из-за чего авто на рыхлой почве или снегу может «зарыться»;
- «Лесенка», из-за особенностей расположения рабочих элементов, хороша только при продольном движении, поперечная же устойчивость у таких грунтозацепов низкая;
- из-за переменного контакта высокая нагрузка на элементы трансмиссии.
Лучше в эксплуатационном плане цепи типа «ромб». В их конструкции используются продольные ветки, рабочие элементы формируют ромбовидный узор.
У «сот» тоже сформированные поперечными ветками ромбы имеют периодичное расположение, при этом между собой они еще дополнительно связаны линейным соединением.
В отличие от «лесенки», у «ромба» и «сот» контакт рабочих веток с покрытием происходит постоянно, что снижает негативные воздействия на покрышки и трансмиссию. Они обеспечивают сопротивление поперечным воздействиям, то есть автомобиль меньше сносит в стороны.
Что нужно учитывать при выборе
При выборе цепей противоскольжения обращайте внимание на материал изготовления, геометрический рисунок и на размеры цепи. Она должна плотно обтягивать колесо. Поэтому когда выбираете обязательно узнайте диаметр и ширину колеса.
Обратите внимание на размеры самых звеньев. Мелкие составные элементы обеспечивают проходимость в условиях снега или гололеда, но хуже справляются с грязью – для нее нужны крупные звенья.
Как одевать цепи на колеса?
Монтировать на колеса нужно заранее, до выезда на проблемный участок. Если же машина уже завязла в грязи или сугробе, надеть их на колеса проблематично.
Чтобы одеть цепи на колеса нужно:
- Перед колесами ведущей оси на землю укладываем цепи продольно движению и расправляем. Фиксирующие элементы (крюки, замки, карабины и т. д.) должны смотреть в сторону движения.
- Наезжаем колесами на цепи так, чтобы впереди колеса оставалось 20-30 см изделия.
- Накидываем на колесо часть, расположенную за колесом.
- Соединяем фиксирующим элементом сначала внутреннюю продольную ветку, и только затем – внешнюю.
- Если имеется механизм натяжения цепи – используем его.
- Проезжаем на авто 20-30 метров, чтобы изделие нормально село на колесо и расправилось.
Видео: Как надеть цепь на колесо не наезжая и без домкрата
И только после этого пробуем преодолевать бездорожье. При этом делать это нужно на низкой передаче и с повышенными оборотами двигателя, чтобы колеса могли «выгребать» из-под себя. В городских же условиях на цепях передвигаемся в обычном режиме, но перед этим лучше сделать тестовый заезд, чтобы определить поведение авто, причем сделать это следует на дороге с разными условиями – снег, лед. И главное – нельзя превышать скоростной режим, иначе потеряете управление или разорвёте цепь.
Как самостоятельно сделать цепи на колеса
Выбор цепей противоскольжения сейчас на рынке очень большой, но приобретать их не обязательно, поскольку они не сложные в изготовлении и сделать вполне можно и самому. Но в домашних условиях изготавливаем только жесткую цепь.
В первую очередь определимся с геометрией рисунка. Самым простым будет «лесенка», но при желании можно сделать и «ромб», хотя он и сложнее в изготовлении. Из материалов потребуется:
- металлическая цепь, звенья которой соединяются при помощи сварки. При этом сразу же определяемся с размерами звеньев;
- крепление;
- натяжное устройство.
Видео: Делаем ЦЕПИ на колёса
Что касается инструментов, то понадобиться:
- угловая шлиф. машинка с отрезным кругом («болгарка»);
- сварочный аппарат;
- измерительный инструмент;
- тиски.
Имея это, приступаем к работам:
- Делаем замеры. В первую очередь следует по колесу отмерить продольные ветки, обе они должны быть одной длины.
- Отрезаем «болгаркой» требуемые участки.
- Замеряем длину поперечных элементов и нарезаем их в нужном количестве (чем больше поперечин, тем лучше).
- В концевых звеньях поперечных веток в месте сварного шва делаем разрез и немного разгибаем. Делаем так со всеми подготовленными элементами.
- Укладываем на землю продольные ветки и разрезами звеньев поперечин зацепляемся к ним. Следим, чтобы поперечины располагались перпендикулярно основам и на одном расстоянии друг от друга.
- При помощи сварочного аппарата завариваем проделанные прорези.
- На передние концы продольных веток таким же образом крепим крюки или карабины.
- При надобности на ту ветку, которая будет располагаться с внутренней стороны, устанавливаем натяжное устройство.
- Изготовленное изделие устанавливаем на колесо и проверяем, как она садится (при надобности наращиваем или укорачиваем продольные ветки).
Можно при сборке использовать и болтовые соединения поперечин с продольными ветками, но сварной шов надёжнее.
Выбор и установка цепей на колёса машины
Желаете передвигаться по снегу, льду, болотам и иным труднопроходимым участкам без проблем? Тогда пришло время установить специальные цепи на колеса. Вы больше не будете застревать в болоте или в снегу, а также прекратите бояться льда!
Что это такое
Цепи устанавливаются на автомобильные колеса с целью повышения проходимости и улучшения управляемости транспортным средством. Важно отметить, что подобные приспособления значительно снижают уровень риска возникновения транспортно-дорожного происшествия. Несмотря на все их плюсы, все обладают несколькими недостатками, а именно:
- Увеличивается уровень нагрузки на трансмиссию, подвеску, также становится более трудно «рулить» (крутить руль);
- Повышается уровень износа шинных протекторов;
- Шум от колёс становится гораздо сильнее;
- Есть ограничения по максимальной скорости передвижения.
Важно! Нельзя использовать цепи на постоянной основе. В противном случае они так же, как и шины авто, быстро выйдут из строя. Также при постоянном использовании существует риск повреждения иных автомобильных узлов.
Виды механизмов для противоскольжения
На сегодняшний день существует несколько видов изделий, которые улучшают проходимость транспортного средства, а именно:
- Цепи – занимают почётное первое место. Их отличает замечательное тяговое качество, длительный срок эксплуатации, а также высокий уровень надёжности. Тем не менее при слишком длительном сроке службы, могут разорваться и пробить колесо, а также повредить иные узлы машины.
- Ремни – просты как в уходе, так и в эксплуатации. При разрыве (что происходит при слишком длительном сроке использования) не причинят вреда автомобилю. К недостаткам можно отнести низкий уровень тяговых характеристики и довольно небольшой срок службы.
- Браслеты – чем-то похожи на ремни, тем не менее отличаются от них более длительным сроком эксплуатации, а также уровнем надёжности. Всё же менее удобны в использовании, в отличии от вторых (ремней противоскольжения).
- Лента (трак) – представляет собой ковер с шипами, изготовленный из резины. Благодаря этому изделию можно освободить застрявший автомобиль в снегу или болоте. Они не крепятся на колеса, а подлаживаются под них в сложной ситуации.
Отличия цепей по классу
Бывают следующих видов:
- Жесткие. Предназначены для передвижения по «жёсткому» бездорожью. Способны «вытянуть» авто даже в самых сложных ситуациях. Изнашиваются довольно быстро. К недостаткам можно отнести ограничение в скорости – до 40 километров в час. Но, по мнению экспертов, этой скорости более чем достаточно во время передвижения по горной местности или «глубокому» бездорожью.
- Мягкие. Они резиновые. Рассчитаны для передвижения по довольно ровной и тем не менее довольно труднопроходимой местности (болото или снег). Максимальная скорость движения с установленным подобным приспособлением не должна превышать более 80 километров в час. Стоит отметить, что эти цепи быстрее выходят из строя, нежели первые (хотя именно «жёсткие» быстрее изнашиваются – как указано выше).
Возьмите себе на заметку, что износ шин, оснащённых подобным «реквизитом», во многом зависит от частоты использования. Чем чаще вы двигаетесь по ровном и твёрдом покрытие, тем быстрее они придут в негодность. Пусть вас подобная информация не удивляет, ведь цепи и были придуманы для того, чтобы выбираться из сложных ситуаций, а не для езды по асфальте.
Разновидности цепей по рисунку
- Лесенка. Грунтозацеп, который состоит из параллельных линий, соединяющихся между собой по горизонтали. Их отличает простота в применении и сравнительная дешевизна. Но при чуть большем нажатии на педаль газа вызовет рывок машины. Также плохо справляется с заносами. Отличный вариант для тех, кто планирует прямолинейное движение.
- Соты. Рисунок этих цепей довольно сложный: ромбы соединяются между собой линейно. Подобный подход обеспечивает наиболее высокий уровень проходимости транспортного средства в труднодоступных местах.
- Ромб. Это параллельные линии, которые между собой соединяются по диагонали. Несомненно, как и все предыдущие виды подходят для выезда из сложных ситуаций (снег, болото и другое). Кроме того, препятствуют заносам, практически не влияют на рулевое управление, а также совсем не перегружают трансмиссию. Отметим, что этот вариант – это лучший выбор для тяжёлых транспортных средств.
Как изготовить цепь своими руками
К сожалению, не всегда жизнь предоставляет возможность купить то, что мы желаем: недостаточно денег, отсутствует нужный размер и так далее. Если же вы являетесь творческим человеком и обладателем свободного времени, тогда почему не сделать цепи противоскольжения собственными руками?
Важно! Если вы планируете поездку в труднопроходимую местность, обязательно возьмите с собой трос. Застряв где-то, он поможет вам выбраться. Для этого достаточно обмотать им ведущие колеса.
Итак, что же понадобится для изготовления цепей?
- непосредственно сами цепи, изготовленные из стали, но при этом сечение одной не должно быть меньше пяти сантиметров;
- специальное устройство для натяжения;
- крючки;
- гайки, болты, а также шайбы;
- карабины.
От чего зависит размер заготовок? Естественно, от размера самой шины. То есть перед тем, как приступить к изготовлению цепи, необходимо изначально измерить шину. Чем больше у вас получится поперечных деталей, тем лучше. Сделав две «поперечины», вы значительно улучшите тяговые характеристики вашего транспортного средства во время попадания в сложную ситуацию (снег, болото или лед).
Особенности установки системы на транспортное средство
Устанавливать цепи необходимо на ту пару колес, которая является ведущей (зачастую – передние шины). Производится эта операция следующими двумя способами:
- поддомкратив машину;
- на ТЗ, которое стоит.
Который из способов выбрать – решение непосредственно водителя.
Важно! Монтировать цепи нужно ещё до выезда в труднопроходимую местность! Ведь, застряв в болоте или снегу, вы вряд ли удастся выполните эту операцию.
Установка без поддомкрачивания
В первую очередь необходимо качественно уложить изготовленную своими руками или приобретённую ранее цепь такими образом, чтобы не допустить прокручивание её звеньев. Последующие действия должны происходить следующим образом:
- Расположить изделие перед ведущими колесами и въехать на него.
- Вытянуть «ручник».
- Надеть цепь на колесо.
- Соединить его между собой при помощи специальных крюков.
- Надеть муфту карабина с наружной стороны и зафиксировать её.
- Сделать натяжку, предварительно по желанию распределив поперечные детали.
Стоит отметить, что монтаж на поддомраченном авто производится таким же образом. Единственное, что отличает эти варианты, – простота монтажа второго способа.
Интересно! Дабы установить цепи самостоятельно более качественно, предварительно необходимо снизить давление в шинах. После монтажа верните его обратно. Подобное действие более чем положительно скажется на качестве установки.
Что лучше: браслеты или цепи
Установка цепей производится очень быстро и без поддомкрачивания (путём наезда на них, как указано выше), буквально за несколько минут. И да, это удобно. Если же всё-таки вы застряли в грунте или снегу, поднять авто всё же придётся. Касательно браслетов – «надевать» их на колёса гораздо проще. Именно из-за этого они пользуются большей популярностью среди автовладельцев. Тем не менее не желательно их устанавливать на колеса со стальными дисками, поскольку их тонкие стенки будут постоянно надавливать, а со временем и разрезать браслеты.
Ну что же, решать, что лучше, придётся именно вам! Надеемся, предоставленная информация была для вас не только интересной, но и полезной. Пусть ваше транспортное средство приносит вам исключительно удовольствие!