Модернизация охлаждения радиатора. Установка датчика и реле вентилятора
Всем автолюбителям, драйвовчанам привет. Уже давно не дает покоя одна проблема — с охлаждением двигателя, не только меня всех Тазоводов с инжектором можно сказать. Каждый пожалуй знает что на инжекторных Вазах включение вентилятора радиатора происходит от ЭБУ, в простонародии его называют "мозгами". У меня мозги БОШ М 7.9.7. Там плюс идет постоянный, а включается он от минуса.
Почитав форумов и объездив сервисы было решено ставить датчик включения вентилятора от классики ТМ-108 92-87С и обычное 4-х контакное реле, предохранитель 20А с колодкой, провода, "мамы" много штук. Схему брал тут www.drive2.ru/l/4999356/.
Мне повезло. Датчик установил в сам радиатор с левой стороны по ходу движения, так как есть заглушка для него.(не у всех она есть). Из-за невнимательности я купил Тройник от газели 406 двиг и хотел разрезать нижний патрубок под него, а оказалось все просто, есть пластмассовая заглушка под этот датчик. Отсоединил и заизолировал стоковый штекер вентилятора, там красный это +, коричневый -. Реле с колодкой спрятал над радиатором в обдуваемом месте. Далее ниче сложного все по схеме.
Итоги: Все работает отлично. Вовремя включается на 92 гр и быстро остужает двигатель. Даже если зажигание отключено вентилятор крутится пока не остынет радиатор как на Ауди. Заметил что температура на щитке приборов врет где-то на "3-5" градусов визуально.
+Ещё бы надо установить вариатор от волги, сопротивление или что нибудь для плавного включения карлсона.
Запчасти
LADA 2110 2005, двигатель бензиновый 1.6 л., 100 л. с., передний привод, механическая коробка передач — своими руками
Комментарии 28
А как же быть с родным датчиком?
А со старым подключением что делал на охжд, отключал или все оставил, расскажи по подробнее что делал и как делал
В схеме (кнопка принудительно )лучше поставить на минус тогда она не поплавится
А разница. Ток везде одинаковый. Но кнопку лучше ставить параллельно датчику. Чтобы весь ток шёл через реле.
А со старым подключением что делал на охжд, отключал или все оставил, расскажи по подробнее что делал и как делал
Какое реле использовали ?
Извиняюсь что так долго отвечал. Уже год прошел как не заходил на драйв. Обычное 5 контактное реле на базаре купил.
а с родным датчиком как поступить
давно стоит датчик от классики.вижу только плюсы от этого.правда сделал всё через вариатор от волги.вентилятор работает мягче, без вибрации и просадка напряжения меньше.ещё стоит светодиод сигнализирующий о том что вентилятор работает.вобщем нет предела доработкам.
Что за вариатор?
вариатор от волги.небольшая такая коробочка алюминиевая.должна продаваться в магазине запчастей газ.стоит 200 руб где то.там три контакта.пускаешь минусовой провод через неё и на вентилятор.сами сообрази по контактам какая скорость вентилятора вам нужна.сам вариатор я прицепил на крепление корпуса вентилятора.чтобы и она обдумалась на всякий случай.хотя она и не греется совсем в отличие от сопротивлений какие себе вешают на принудиловку.
Вариатор нужен для вентиляторов с одной скоростью, верно?
ну как с одной?обычно есть штатная скорость вентилятора, с которой он срабатывает при повышении температуры выше расчётной.для того чтобы снизить порог срабатывания ставят дом датчик температуры от классики в радиатор при наличии заглушки под датчик или врезают в патрубок идущий на вентилятор и запитывают через кнопку.это называется принудиловка на вентилятор.ну а чтобы вентилятор не молотил как в стоке, когда вся машина от него трясётся, ставят доп сопротивление.я поставил вариатор.скорость вентилятора ниже штатной через него и не так напрягает своей вибрацией и звуком.а радиатор охлаждает.
ИМХО: лучше сделать через сопротивление отопителя ваз 2110, карлсон будет крутить на 30-40% от своей мощности, вполне хватает его на поддержку рабочей температуры в 85 гр. в пробках. Прверено на своей машине, 2 часа пробок- температура 85-88.
сопротивление отопителя греется и не слабо, а вот вариатор от волги не греется совсем и гораздо надёжнее.и скорость там тоже можно выставить на 30%, на 70% или как в стоке.всё зависит на какие контакты запитаешь.их там 3.
А почему нельзя было просто приехать к диагностам и сказать что бы они снизили диапазон работы вентилятора.
с 103* снизили бы до 96* и все ок было бы!)))
А так круто сделал!
Я сначало сьездил к электрику по Вазам, ну он мне сказал что не получится изменить температуру ссылаясь на то что у меня стоит троссовый привод Газа. А на приорах грантах регулироват можно. И предложил мне этот вариант с установкой другого датчика через реле
ох и к электрику ты попал))) В прошивке меняешь температуру срабатывания вентилятора и все дела то…)) Я себе так сделал… теперь при 98 вкл и 93 выкл.
Датчик включения вентилятора автомобиля
Распространенная неисправность охлаждающей системы автомобиля — это вышедший из строя вентилятор. Он прекращает функционировать. Вследствие чего работающий мотор перегревается, это приводит к серьезным проблемам. В большинстве случаев прибор повреждается, потому что сломался датчик включения-выключения вентилятора (ДВВ). Чтобы его заменить, нужно знать, что это такое, где он расположен и как работает.
Типы устройств, для чего служат
Датчик — прибор несложный. Он состоит из пары клемм и биметаллической (латунь-инвар (сплав железа с никелем)) пластинки.
- Чтоб кулер заработал, на устройство подается электроток.
- Оно разогревается.
- Из-за этого пластинка расширяется.
- Она замыкает контакты.
- Далее напряжение подается на обмотку возбуждения в моторчике вентилятора.
- Лопасти кулера начинают крутиться.
В новейших авто с инжекторными движками за включение датчика отвечает электронный узел, управляющий мотором. Функциями блока являются сбор и обработка данных со всех индикаторов, смонтированных в машине. На базе собранной информации электроника выносит решение, должен ли вентилятор включаться. В старых машинах с карбюраторными моторами монтируются электромеханические датчики, имеющие шкалу температур срабатывания.
Исходя из того, какой тип устройства поставлен, изменяется время включения кулера. Выяснить, при каком режиме температур приспособление срабатывает, можно по маркировкам. Они расположены на корпусе устройства.
Местоположение датчика
О том, где находится датчик включения вентилятора. Чаще всего ДВВ размещаются на боковой части радиатора. На каких-то машинах он монтируется наверху, на иных — по центру прибора. На некоторых моделях ДВВ располагаются вблизи термостата. Изредка они находятся в блоке цилиндров.
Определить его нетрудно. Приспособление походит на большую гайку из латуни. К ней подсоединяются 2–3 электрокабеля.
Когда заменяется датчик подключения вентилятора, нужно учесть один момент. Чем меньше температура включения устройства, тем ниже оно смонтировано по отношению к уровню охлаждающего вещества. Цифры, при которых происходит включение нижних датчиков, не превышают +85º. Температура датчиков, которые устанавливают по центру радиатора, составляет +90–95º.
Проверка прибора
Если есть подозрения, что ДВВ вышел из строя, сначала проверяется электросеть, его питающая. Когда целостность предохранителей, кабелей не нарушена, определяется функциональность самого прибора. Как проверить датчик включения вентилятора:
- Если мотор инжекторный. Провода устройства отсоединяются от клемм. Затем включается мотор. Электронный блок управления, обнаружив отсутствие термодатчика, должен спустя несколько секунд запустить вентилятор. Если это произошло, то кулер не работал из-за ДВВ, который передает некорректные данные.
- Если стоит карбюраторный движок. Кабели устройства отсоединяются от контактов. Далее включается мотор. Затем клеммы замыкаются. Если вентилятор при этом заработал, то индикатор подключения кулера поврежден.
Чтобы окончательно определить, что прибор вышел из строя, его нужно демонтировать с авто. Затем:
- Взять любой подходящий резервуар, куда налить воду. Опустить в него ДВВ. Затем положить туда же термометр, он будет контролировать температуру.
- После этого взять тестер, включить его на прозвонку (проверку сопротивления). Подсоединить выводы мультиметра к контактам приспособления.
- Поставить тазик на газовую плиту для нагрева воды.
- При этом нужно следить за температурой жидкости по термометру. Пока вода холодная, мультиметр будет показывать бесконечное или близкое к этому сопротивление. Когда жидкость нагреется до температур включения ДВВ, и он заработает, сопротивление существенно упадет.
- Тут необходимо отследить температуру воды. Цифра и будет показателем исправности устройства.
- Если всего этого не произошло — прибор неисправен.
Датчик вентилятора охлаждения не ремонтируется. Если он полностью либо частично вышел из строя, его нужно сменить.
Установка нового приспособления
Операция происходит немного по-разному, исходя из модели, марки машины. Но принципиально ее этапы не отличаются. Замена датчика включения вентилятора в большинстве случаев происходит так:
- Сначала из радиатора извлекается охлаждающая жидкость. Это делается потому, что ДВВ установлен так, что после его демонтажа вещество выливается через отверстие.
- Далее от приспособления отсоединяются питающие провода.
- После этого гаечным ключом откручивается само устройство.
- Затем прибор меняется на новый. Для этого он монтируется на то место, где по инструкции располагается датчик.
- В последнюю очередь охлаждающая жидкость сливается обратно в радиатор. К ДВВ подсоединяются провода.
После того, как владелец авто поменял датчик, он должен проверить работоспособность прибора. Контролируя при этом температуру жидкости и следя за тем, заработает ли кулер. Если вентилятор закрутится, следовательно, устройство исправно.
Заключение
Датчик, включающий вентилятор — важный элемент охладительной системы мотора авто. Когда он выходит из строя, кулер перестает функционировать и двигатель перегревается. Это чревато его поломкой. В г. Москва, как и в других городах России, датчик можно проверить, поменять, если он сломался, на станциях техобслуживания. Также это можно сделать самостоятельно.
Диагностика и замена датчика включения вентилятора без посторонней помощи
Датчик включения вентилятора – специальное устройство, которое активирует вентилятор, находящийся в нижней части радиатора. Это происходит в том случае, если повышается температура антифриза (охлаждающей жидкости) и перегревается двигатель.
Описание датчика включения вентилятора
ДТОЖ и датчик включения вентилятора — это два разных регулятора. ДТОЖ дает ЭБУ показания температуры, а ЭБУ включает вентилятор сам. Второй регулятор, как правило, идет силовой, замыкает контакты на определенной температуре — включает реле вентилятора и находится в основном на радиаторе, так как ДТОЖ находится на двигателе.
Более подробно о том, как устроен датчик вентилятора, какие у него функции, как диагностировать это устройство – чуть ниже.
Предназначение и функции
Датчик включения вентилятора радиатора улучшает свойства системы охлаждения, включая вспомогательный поток воздуха без вмешательства водителя извне. Чтобы совершить эти манипуляции, в корпусе устройства установлен специальный элемент, реагирующий на перепады температуры жидкости.
Если выражаться обычным языком, можно сделать вывод, что определитель, включающий вентилятор охлаждения, это самый настоящий выключатель. Он срабатывает при длительном повышении температуры, когда пластина выгибается, а затем замыкаются контакты, подавая ток в цепь питания вентилятора.
Принцип работы и место расположения
Он, как было сказано, расположен внизу радиатора и включается, когда температура достигает определенной точки.
Происходит это следующим образом:
- Пластина, которая находится в нижней части устройства, начинает при повышении температуры видоизменяться.
- Изгибаясь, она оказывает давление на специальный поршень, который движется вперед и при движении замыкает контакты: и подвижные, и неподвижные.
- Если антифриз будет оставаться холодным, пластина не будет нагреваться, и в итоге контакты не замкнутся, провоцируя включение вентилятора.
Внешний вид устройства и расположение
Каждая машина индивидуальна и ее температура тоже, поэтому нет никаких конкретных показателей, при которых срабатывает устройство. Различие также присутствует в скорости вращения: существуют двухскоростные и односкоростные. Двухскоростной вариант включения более редкий, но он тоже встречается. Он отличается тем, что при достижении пика температуры замыкается пара контактов, а прокруты вентилятора совершают небольшие обороты.
Он нередко может выйти из неисправности в автомобиле отечественного происхождения. Если такое случилось, если вы заметили, что в системе произошла неисправность, нужно немедленно загнать машину в гараж и сменить устройство. Где находится датчик включения вентилятора, можно также узнать из видео от автора Avto-Blogger.ru.
Как проверить датчик самостоятельно?
Проверка датчика включения вентилятора дело несложное.
- Если возникла необходимость его диагностировать, нужно сначала узнать его функции и принцип действия.
- После этого, можно проверить систему, нагревая самой уязвимой части корпуса датчика. Чтобы это сделать, нужно изъять его из радиатора, внимательно осмотреть его, проверить колодки контактов, осмотреть провода, и, если есть такая необходимость, почистить.
- Далее понадобится инструмент, который можно сделать самостоятельно из обычной лампочки и батарейки, или использовать специальный тестер.
- Довести до кипения воду, затем соединить тестер и контакты датчика и опустить в воду его уязвимую сторону.
- После этого должно случиться замыкание. Это действие спровоцирует возгорание лампы, или появление характерного звукового сигнала тестера. Если приспособление показало, что контакты замкнулись до столкновения с кипятком, значит датчик несомненно неисправен. Как проверить датчик включения вентилятора, расскажет автор видео — Техник-механик.
Инструкция по замене регулятора
Замена датчика включения вентилятора почти всегда происходит по одной схеме:
- Нужно подготовить «почву». В некоторых автомобилях это происходит следующим образом: нужно избавить систему от жидкости охлаждения, если вентилятор установлен внизу радиатора, или же, если системе будет достаточно, удалить воду из расширительного бака. Если антифриз нужно полностью слить, тогда при этом необходимо открыть кран печки, чтобы не было остатка. Важно: не стоит выливать остатки жидкости на землю, ведь антифриз довольно ядовит.
- После этого можно снимать датчик, отключив подключенные провода. Затем, используя ключ, нужно убрать корпус и выкрутить его руками. Новое приспособление нужно закрутить вручную затем, нанося последние штрихи, можно использовать гаечный ключ. Чтобы предупредить протечку можно использовать специальную ленту для резьбы, которая сделает соединение более плотным и надежным. После этого можно восстановить контакты, вернув все необходимые провода на место, и залить в систему охлаждающую жидкость.
Цена вопроса
На фотографиях ниже можно увидеть, как выглядит устройство, а также оценить стоимость различных моделей.
Запрос вернул пустой результат.
Видео «Замена ДТОЖ»
Автор видео Василий Калугин расскажет и покажет на примере своего автомобиля, как заменить устройство.