Адсорбер топливной системы автомобиля: из чего состоит и как работает?
Адсорбер — важная деталь современного автомобиля, устанавливаемая в соответствии с требованиями общепринятых экологических стандартов. Система довольно полезная, помогающая не только избавиться от вредных выбросов в атмосферу и в салон машины, но и позволяющая немного сэкономить топливо.
Что такое адсорбер и зачем он нужен?
Адсорбер — автомобильная система-улавливатель выходящих из бака бензиновых паров. Когда двигатель работает, испарения перенаправляются в систему впускного коллектора. Если двигатель заглушен, некоторую их часть улавливает сепаратор, вновь направляя в бак, а остальное поступает в адсорбер с последующей нейтрализацией.
Адсорбирующая система является большим фильтром, улавливающим лёгкие углеводородные соединения. Адсорбер должен соответствовать экологическим стандартам ЕВРО-2, которые подразумевают недопустимость попадания в окружающую среду загрязняющих ее бензиновых паров транспортного средства. По этим же стандартам исключается проникновение даже небольшого количества вредных соединений в салон машины.
В старых автомобилях адсорбирующего фильтра не было вовсе, в них использовалась иная система очистки. Сегодня, согласно стандартам ЕВРО-2, система фильтрации должна быть установлена во всех без исключения машинах.
Где находится адсорбирующая система автомобиля?
Место нахождения адсорбера может отличаться в зависимости от автомобиля: сразу за фарой, под передним или задним подкрылком, на самом бензобаке, под запаской. Чтобы точно знать, где находится адсорбирующая система в вашей машине, ознакомьтесь с инструкцией по эксплуатации транспортного средства.
Устройство и принцип работы.
Устройство адсорбирующей системы автомобиля довольно простое. Адсорбер представляет собой большую пластиковую банку, заполненную гранулированным активированным углем, который лучше всего справляется с углеводородными соединениями.
Помимо фильтрующей части система состоит из:
- Сепаратора со специализированным клапаном гравитации. Сепаратор позволяет улавливать часть паров топлива и перенаправлять их назад в бак. Клапан гравитации в основном не задействован и срабатывает лишь в экстренных режимах, предотвращая разлив бензина при перевороте машины, например, во время аварии.
- Датчика давления. С его помощью контролируется давление испарений внутри топливного бака.
- Электромагнитного клапана. Важнейшая коммутационная составляющая системы, открывающаяся при запуске мотора.
- Фильтра с угольным гранулированным порошком. Служит для задержки паров.
- Соединительных трубок. Обеспечивают подвод и соединение всех перечисленных выше деталей.
Принцип работы адсорбера следующий: испарения движутся вверх бака и задерживаются сепаратором, совмещённым с клапаном гравитации. Здесь часть паров конденсируется и возвращается в виде жидкого топлива обратно, а оставшаяся часть испарений, минуя клапан гравитации, проходит в фильтр-банку, накапливаясь там. Накопление происходит в то время, когда мотор не запущен.
Ключевым элементом адсорбирующей системы является электромагнитный клапан. Запуск двигателя сопровождается его открытием — адсорбер соединяется с дроссельным элементом либо впускным коллектором в зависимости от типа автомобиля.
Запускается процесс продувки, при котором испарения смешиваются с воздухом из окружающей среды и попадают в цилиндры мотора. Здесь воздушно-топливная смесь сгорает.
Признаки неисправности адсорбирующей системы.
Большинство проблем адсорбирующей системы возникает при неисправности электромагнитного клапана. Он открыт либо закрыт соответственно при запуске или остановке двигателя. Нормально работающий электромагнитный клапан никак не даёт о себе знать. Его неисправность, когда продувка системы не осуществляется, а давление в баке не сбрасывается, грозит серьёзными поломками других частей автомобиля.
Неполадки с адсорбером, как правило, сопровождаются следующими признаками:
- через 5-10 минут после прогрева двигателя начинают «плыть» обороты;
- при нажатии педали газа на холостом ходу при запущенном двигателе последний ведёт себя так, как будто заканчивается топливо, вплоть до полной остановки;
- при движении автомобиль не развивает полную мощность, по ощущениям работает на 80-90% от максимальной;
- датчик топливного бака показывает неверные данные, иногда может быть «полным» или, наоборот, «пустым»;
- во время открытия бака во время заправки слышен свистящий звук, словно ёмкость всасывает воздух из окружающей среды;
- присутствует явно завышенный расход бензина;
- иногда при непрогретом моторе абсорбер стучит, звук легко спутать со стуком клапанов двигателя.
При наличии перечисленных выше признаков электромагнитный клапан необходимо проверить. Неисправный компонент следует заменить. Стоит деталь недорого и меняется достаточно легко даже своими силами.
Признаки неисправности адсорбирующей системы не всегда связаны лишь с неполадками электромагнитного клапана. Очень часто забивается непосредственно фильтр-банка с угольным порошком. Если необходимо, деталь меняют либо разбирают и чистят (сушат), восстанавливая её фильтрующие свойства.
Можно ли убрать адсорбер? Плюсы и минусы отключения системы.
Адсорбирующая система — неотъемлемая составляющая современного транспортного средства. Исправно работающий фильтр не оказывает влияния на функционирование двигателя. Более того, он позволяет немного сэкономить на бензине, ведь задержанные топливные испарения не выбрасываются наружу, а сгорают в двигателе.
Можно ли пренебречь экологическими стандартами и убрать адсорбер из автомобиля? Сделать это возможно, и на работу автомобиля это никак не повлияет. С технической (но не экологической) точки зрения это даже лучше — пары из бака будут выходить прямо в окружающую среду, а без дополнительных банок, клапанов и трубок повысится надёжность авто.
Осуществить данную манипуляцию несложно — к сепаратору через шланг нужно подключить фильтр тонкой очистки, перекрыть сам адсорбер и сделать чип-тюнинг (прошивку двигателя).
Отключение адсорбера имеет и другие положительные стороны:
- подкапотное пространство существенно освобождается, ведь система (особенно фильтр-банка) занимает много места;
- исчезает известная проблема неустойчивой работы двигателя вхолостую;
- появляется небольшая экономия средств за ненадобностью покупки нового адсорбера и клапана в случае их поломки.
При этом не следует забывать, чем грозит отключение адсорбирующей системы, а именно:
- внутри автомобиля появится запах бензина, ведь пары частично будут идти в салон;
- легкие углеводороды станут выбрасываться в атмосферу и загрязнять окружающую среду;
- сам автомобиль (снаружи), возможно, тоже станет пахнуть топливом.
Про то, зачем нужен адсорбер, как он работает, и как его проверить, смотрите в следующем видео:
Адсорбирующая система — довольно простой, но полезный узел автомобиля. Техническое обслуживание этого элемента не является сложным или дорогостоящим, но при желании можно пойти вразрез с экологическими стандартами и отключить адсорбер, несколько повысив надёжность машины.
На этом у меня сегодня все. Если у вас остались вопросы, или если вы хотите дополнить статью — пишите комментарии.
Адсорбер (абсорбер): что это такое в машине
Как известно, двигатель внутреннего сгорания автомобиля в качестве основного вида топлива традиционно использует бензин. При этом такой горючий и взрывоопасный нефтепродукт отличается повышенной склонностью к испарению.
С одной стороны, это небезопасно, а с другой результатом выделения паров является их попадание в атмосферу и ухудшение экологии. Так вот, чтобы понять, для чего нужен адсорбер в машине, стоит отметить, что фактически это фильтр для улавливания паров бензина. Данный фильтр устанавливается в вентиляционной системе бензобака.
Принцип работы адсорбера в автомобиле: система EVAP
Прежде всего, нужно понять, что «абсорбер» это решение, которое предполагает поглощение всем объемом, тогда как «адсорбер» предполагает распределение по поверхности. Если точнее, ошибочно называть устройство для поглощения паров топлива «абсорбер» (absorber) или фильтр абсорбера в автомобиле.
На самом деле, если речь заходит о том, что такое абсорбер в машине, тогда нужно отметить, что в авто стоит «адсорбер» (adsorber), так как «абсорбер» использовать для решения поставленной перед этим устройством задачи попросту нельзя.
При этом каждый автовладелец должен знать назначение адсорбера, устройство, а также характерные и распространенные признаки его неисправности. Если просто, адсорбер в автомобиле это угольный фильтр, который не позволяет парам бензина из бака попадать в атмосферу.
Результатом его работы становится отсутствие запаха бензина (особенно летом) возле авто и в салоне, лучшая экологичность, повышение безопасности и т.д. Общее устройство адсорбера включает в себя следующие элементы:
- сепаратор паров бензина;
- адсорбирующий элемент в виде емкости с адсорбирующим веществом;
- вентиляционный клапан;
- электромагнитный клапан продувки адсорбера, который стоит между адсорбером и впускным коллектором;
- шланги и трубопроводы, соединяющие адсорбер с бензобаком, впускным коллектором и атмосферой.
Если просто, вся система EVAP работает следующим образом:
- Когда мотор заглушен, в топливном баке происходит испарение бензина, пары поднимаются и накапливаются у горловины;
- Возле горловины установлен сепаратор, отделяющий жидкую составляющую, которая оседает в виде конденсата и далее по отдельным трубками стекает обратно в бензобак;
- Оставшиеся пары, не осевшие в сепараторе, через пароотвод попадают в адсорбер, где и собираются на поверхности адсорбента.
- После запуска ДВС и при выходе на определенные обороты мотора срабатывает электромагнитный клапан продувки адсорбера. Данный клапан не работает, когда мотор находится в режиме холостых оборотов.
- Далее через вентиляционный клапан за счет разрежения на адсорбирующий элемент подается воздух (между впускным коллектором и атмосферой), что позволяет реализовать продувку адсорбера.
- Затем воздух, а также пары бензина из адсорбера поступают во впускной коллектор и далее в камеру сгорания двигателя. ЭБУ мотором учитывает данную особенность, корректируя рабочую топливно-воздушную смесь.
Признаки неисправности адсорбера
В случае, когда двигатель находится под нагрузкой, клапан адсорбера импульсно открывается за счет разрежения, которое создается двигателем. На практике, часто на проблемы с адсорбером указывает стойкий запах бензина в салоне авто и возле самой машины. Пахнуть бензином в машине может по разным причинам, однако адсорбер также нельзя исключать.
Результат проблем с адсорбером — рост давления в бензобаке, так как испарения бензина не отводятся. Кстати, если открыть крышку бака, в таком случае можно услышать шипение.
Также сам двигатель может хуже работать, пропадает тяга, во время работы возникают провалы, увеличивается расход топлива, обороты падают или начинают плавать в результате засорения адсорбера или неправильной работы отдельных элементов системы.
Если происходит нарушение герметичности электромагнитного клапана, на некоторых авто срабатывает датчик адсорбера, также на панели может гореть «чек». Ошибку можно прочитать путем компьютерной диагностики.
Еще одним признаком проблем с фильтром и вентиляцией паров бензина является такой, когда двигатель трудно завести с первого раза, особенно если топливный бак не полный. Еще добавим, что проблемы с адсорбером могут влиять на работу бензонасоса. В отдельных случаях топливный насос даже выходит из строя по этой причине.
Также на проблемы с клапаном адсорбера укажет то, что пропали характерные щелчки клапана во время работы ДВС. Так или иначе, в процессе эксплуатации желательно проверять клапан адсорбера и сам фильтрующий элемент.
Чистка адсорбера своими руками, проверка клапана адсорбера и его регулировка
Обратите внимание, если причина сбоев в работе ДВС именно в проблемах с адсорбером, запрещено удалять данный элемент или подключать шланг от мотора и шланг от бака напрямую, минуя систему.
В противном случае создаваемое от двигателя разрежение может повредить бак, топливо попадет в двигатель и т.д. Также если убрать клапан, ЭБУ двигателя сразу покажет ошибку, мотор перейдет в аварийный режим работы и т.д.
Наиболее правильным и дорогим вариантом является замена адсорбера. Если же владелец по той или иной причине не имеет возможности приобрести данный элемент, можно попробовать очистить старый.
- В ряде случаев, если адсорбер забит, его можно почистить. Для этого достаточно снять колбу и аккуратно разобрать. Внутри находится уголь (адсорбент).
Далее уголь можно высыпать и прогреть его в духовке, постепенно повышая температуру. Следует быть готовым к тому, что при нагреве будет слышен сильный и неприятный запах, также уголь начнет дымить.
Уголь нужно медленно нагреть, сначала до 100 градусов Цельсия, затем прогреть около часа. Далее уголь из адсорбера разогревается до 300, после чего выдерживается до того момента, ока не исчезнет запах. В процессе «прожарки» также уголь нужно время от времени перемешивать.
- Если рассматривать клапан адсорбера, данный элемент отвечает за вентиляцию и направляет топливный конденсат в двигатель. При этом нельзя исключать вероятность поломки клапана продувки адсорбера.
В норме клапан издает характерные щелчки, которые слышно на ХХ или когда на улице понижена температура воздуха. Щелчки указывают, что система поглощения паров работает (щелкает клапан адсорбера). Если резко нажать на педаль, звук останется таким же, то есть независимо от оборотов мотора.
Рекомендуем также прочитать статью о том, как проверить бензонасос в автомобиле. Из этой статьи вы узнаете о признаках неисправности бензонасоса, а также о способах проверки данного элемента.
Если же клапан стучит сильно, это может указывать на необходимость его регулировки. Регулировать нужно регулировочным винтом, который следует проворачивать на 0.5 оборота. Если перетянуть, ЭБУ может выдать ошибку.
Если же клапан продувки адсорбера дает сбои в работе, это можно выявить путем диагностики ошибок или механической проверкой работы клапана. Как правило, часто имеют место повреждения по электрической части, при этом в памяти ЭБУ фиксируются соответствующие ошибки.
Что в итоге
Как видно, адсорбер является важным элементом, который отвечает за вентиляцию топливного бака. При этом неисправности адсорбера могут привести к тому, что двигатель начинает работать нестабильно, в автомобиле появляется запах бензина и т.д.
Рекомендуем также прочитать статью о том, какие основные признаки неисправности регулятора давления топлива в системе питания двигателя. Из этой статьи вы узнаете об основных признаках, которые указывают на проблемы с регулятором топлива.
Напоследок отметим, что без определенного опыта и навыков любые работы с топливной системой лучше доверить квалифицированным специалистам, отказавшись от попыток решить проблему своими руками. Если же такой опыт имеется, большинство проблем, связанных с адсорбером, можно решить самостоятельно в условиях обычного гаража.
Назначение, особенности конструкции, место установки регулятора давления топлива инжекторного двигателя. Признаки неисправностей РДТ, проверка устройства.
Диагностика неисправностей, которые могут указывать на проблемы с бензонасосом. Самостоятельная проверка устройства, замер давления в топливной рампе.
Какие функции выполняет реле бензонасоса, признаки поломки. Где устанавливается реле топливного насоса, как правильно проверять реле бензонасоса.
Главные причины затрудненного пуска горячего дизельного двигателя. Проблемы с плунжерной парой ТНВД, перелив топлива через дизельные форсунки, датчики.
Как определить, почему бензонасос не качает или плохо работает. Давление в топливной рампе, диагоностика насоса. Проводка, реле, предохранители бензонасоса.
Причины свиста и повышенного шума во время работы бензонасоса, перегрев насоса. Как самому провести диагностику и устранить поломку. Советы и рекомендации.
Адсорбер
С появлением европейских экологических стандартов автопроизводители были вынуждены внедрять в автомобили системы, которые уменьшали бы вредные выбросы в атмосферу. Одно из таких систем является фильтр угольной очистки – адсорбер. Однако, не все автомобилисты знают зачем нужен, каков принцип работы и признаки неисправности клапана продувки адсорбера. Да чего греха таить, даже мастера в гаражных сервисах и то, не все знают, зачем нужен этот чёрный бочонок под капотом. А на самом деле он выполняет важную роль.
Что такое адсорбер?
Для более лёгкого понятия, как происходит фильтрация в адсорбере, его изучение лучше начать с терминологии.
В латинском языке есть слово «sorbeo» (переводится как «Поглощение»), по-русски – «Сорбация» — это процесс поглощения разнообразных веществ из окружающей среды путём использования твёрдых тел или жидкости.
Адсорбация – это процесс накапливание каких-либо веществ на поверхности сорбента.
В адсорбере в качестве сорбента выступает активированный уголь, на поверхности которого скапливаются пары топлива.
Зачем нужен адсорбер?
Как уже было сказано выше, адсорбер нужен автомобилю для уменьшения выбросов вредных паров бензина в атмосферу. Для подачи этих самых паров во впускной коллектор для сжигания. Ещё он не даёт парам бензина разорвать бензобак, так как лишнее давление уходит в адсорбер и экономит немного топлива.
К плюсам наличия адсорбера можно отнести следующие пункты:
Забота об экологии. Вредных выбросов становится меньше
Из-за сгорания паров бензина в двигателе происходит экономия топлива
Отсутствует испарение бензина, вследствие чего нет и его запаха
Но также у этой системы есть и недостатки:
Она занимает много места под капотом
Высокая стоимость фильтра
При неисправности адсорбера двигатель начинает работать нестабильно
Схема адсорбера и что в него входит
Как видно из схемы, в устройство адсорбера входит совсем немного деталей. Разберём каждую по отдельности:
Сепаратор нужен для конденсирования паров бензина с последующим их сливом обратно в бак. В одном корпусе вместе с сепаратором размещается датчик гравитации, которые нужен только при ДТП. В момент, когда автомобиль переворачивается на бок или на крышу, этот датчик не позволяет топливу выливаться наружу.
Клапан продувки адсорбера как раз и нужен для работы фильтра. О том, как он работает, мы рассмотрим дальше.
Адсорбер по сути это просто бочонок с угольным фильтром внутри.
Принцип работы системы адсорбера
Когда автомобиль заглушен, в топливном баке пары бензина постепенно поднимаются, где попадают в сепаратор, находящийся возле заливной горловины. Минуя сепаратор, пары бензина конденсируются и сливаются обратно в бак. Однако не все пары конденсируются удачно, некоторые пары через гравитационный клапан уходят дальше – в адсорбер, где они поглощаются сорбентом. В этот момент электромагнитный клапан продувки находится в закрытом положении и не даёт парам бензина выходить в атмосферу.
Когда двигатель работает, клапан продувки получает управляющие импульсы. В этот момент происходит продувка сорбента. Проще говоря, пары бензина, которые были поглощены активированным углём, отправляются в ресивер, откуда дальше идут во впускной коллектор и уже там они догорают, вместе с топливом.
Признаки неисправности адсорбера
Вообще система адсорбера очень редко выходит из строя, поэтому не каждый автолюбитель задумывается о его назначении. Но рано или поздно фильтр может забиться, а клапан перестать открываться. О том, что адсорбер перестал работать как надо, могут свидетельствовать следующие симптомы:
Самым явным признаком неисправности адсорбера является сильный свист из бака в момент его открытия. Это значит, что электромагнитный клапан не открывается и избыточное давление паров в баке никуда не уходит.
Примерно после 5 – 10 минут после начала работы двигателя начинают плавать обороты.
При резком нажатии педали акселератора двигатель начинает глохнуть, создаётся впечатление, что топливо в баке приближается к минимальной отметке.
Падает мощность двигателя. При движении автомобиль начинает «тупить», как будто у него отобрали пару десятков «лошадей».
«Поплавок», указывающий количество топлива в баке начинает на ходу менять показания, как в меньшую сторону, так и в большую.
Расход топлива незначительно вырастает.
На непрогретом двигателе появляется громкий стук, исходящий от клапана продувки. Некоторые автомобилисты путают его со стуком клапанов.
Проверка клапана адсорбера
Для проверки работоспособности клапана адсорбера в первую очередь необходимо его снять. Затем в отверстия для трубок необходимо подать воздух (можно компрессором, а можно и ртом), если продуть его не получается, значит клапан рабочий. Так как без питания он должен находиться в закрытом положении.
После подачи питания (12 вольт) должен быть слышен щелчок – это будет свидетельствовать об открытии клапана. После открытия он должен с лёгкостью продуваться. Если щелчка не было и продуть клапан не удаётся, значит, клапан нерабочий и необходима его замена. Благо стоит он не очень дорого.
Как убрать адсорбер
Некоторые автомобилисты полностью удаляют адсорбер из своего автомобиля. Удаляют его, потому что старый фильтр забивается, а покупка нового попросту не по карману. Однако, когда адсорбер удаляется нужно обязательно на шланг, идущий от сепаратора поставить топливный фильтр от карбюраторных двигателей АвтоВАЗа. Он будет препятствовать попаданию грязи в бак, но при этом пары бензина смогут выходить в атмосферу и в баке не будет большого давления.
Плюсы от удаления фильтра угольной очистки следующие:
Работа двигателя нормализуется, обороты перестанут плавать
Нет нужды покупать новый фильтр или клапан
Под капотом появится свободное место
К минусам же можно отнести загрязнение окружающей среды и появление запаха бензина в автомобиле.
Заключение
Некоторые автолюбители и даже мастера в сервисах считают систему угольной очистки паров бензина бестолковой вещью. Однако, как можно понять из этой статьи, для людей, заботящихся об экологии и чистоте топлива в баке она необходима. Да и экономия хоть и минимальная, всё же есть, особенно для любителей дальней езды.
Есть вопросы? Вы так и не решили проблему?
Приглашаю к обсуждению вашей проблемы в комментариях. Мы поможем вам решить вашу проблему с ремонтом автомобиля.