Шрус и привод в чем разница
Перейти к содержимому

Шрус и привод в чем разница

  • автор:

Шрус или привод разница ?

За участие в путешествиях и экспедициях Клуба Вольво

ШРУС — Шарнир Равных Угловых Скоростей, в народе обзывается — граната. На ХуСе их 2, наружний и внутренний. На некоторых авто, являются отдельной з/частью. Крепятся стопорными кольцами на валу ( полуось в Вадисе — нюансы перевода, имхо). Все вместе называют приводом. Вольво считает, что это должна быть единая деталь. Другие производители имеют свое мнение (Lobro к примеру), и внешние гранаты (которые в основном и страдают) производят как отдельную з/ч.
Не готов грить конкретно о ХуСе, но на эски и более старые машинки, подобные з/ч существуют.

ЗЫ В том понимании, в котором она обычно встречается, полуось мы можем наблюдать на правом ШРУСе.

Что такое ШРУС и как определить его неисправность за 10 минут?

ШРУС

Ремонт

Как организовать передачу крутящего момента от двигателя на ведущие колеса в переднеприводном автомобиле? В заднеприводном для этих целей используется кардан, представляющий собой три трубы, соединенных между собой крестовинами. Он применим на значительном отдалении колес от коробки, но если они ближе, нужен более плавный механизм. Для этого был придуман ШРУС. Аббревиатура расшифровывается как шарнир равных угловых скоростей. Он обеспечивает передачу всего крутящего момента от мотора на колеса без потерь и под постоянно меняющимся углом между осями КПП и колесом.

Что такое ШРУС(граната) в машине

Что такое ШРУС и как он устроен? Такой вопрос обычно задают новички или те, кто впервые приобрел переднеприводный автомобиль. ШРУС – это сложнейший механизм, который может состоять из более чем десятка деталей. Сложность конструкции объясняется плавностью вращения, но чем сложнее механизм, тем чаще он подвержен поломкам.

В отличие от кардана, ШРУС обеспечивает передачу плавного крутящего момента под углами до 70 градусов. Это позволило оснастить автомобиль управляемой подвеской и обеспечило повышенным комфортом при передвижении на машине по неровной дороге. Для тех, кто не знает, шарнир равных угловых скоростей – это не весь механизм с осями. Это его элементы, соответственно, их имеется два: внешний и внутренний по обеим сторонам оси. Шарнирный механизм также имеет название граната, потому что внутри себя содержит много шариков, которые перекатываются в специальных пазах, обеспечивая плавность вращения колес. Механизм оснащен полуосью или цапфой со шлицами для стыковки с одной стороны с приводом КПП, а с другой со ступицей колеса.

Для чего нужен ШРУС в автомобиле

Применяя шарнир угловых скоростей, конструктора смогли передавать кручение на колеса под значительными углами. Необходимость в таком механизме была продиктована разными типами подвески и отличными дорожными условиями. Благодаря нему автомобиль движется плавно и тихо. Использование кардана в этой ситуации невозможно по той простой причине, что он не способен гнутся настолько, как это делает ШРУС.

ШРУС Что это

Разновидности шарниров равных угловых скоростей

В зависимости от особенностей конструкции, в устройстве привода автомобилей применяют несколько типов гранат. Плюс ко всему они делятся на два вида в рамках одного транспортного средства: наружный и внутренний ШРУС.

В зависимости от конструкции данный механизм бывает следующих типов:

  • кулачковый;
  • трипоидный;
  • шариковый;
  • карданный спаренный.
Кулачковые ШРУСы

ШРУСы этого типа являются самыми простыми в конструктивном исполнении. В их устройстве имеется кулак, внутри которого находится вкладыш и диск. Такой механизм применим только в машинах, которые перемещаются на средних скоростях. Используется в грузовых автомобилях и спецтехнике.

Трипоидные ШРУСы

Конструкция трипоидного ШРУСа несколько отличается. В нем имеется обойма и три подшипника, закрепленных на штанге. Возможность передачи крутящего момента под разными углами обеспечивается за счет плавности вращения подшипников, которые продольно перемещаются в своих пазах.

Шариковые ШРУСы

Шарнир равных угловых скоростей шарикового типа не сильно отличается от трипоидного. Только в нем использованы не 3 шарика, а большее количество, 6, которые также вращаются и одновременно перемещаются по продольному каналу. Такая конструкция получилась более сложной, но она способна передать вращение под еще большим углом между осями.

Карданные спаренные ШРУСы

ШРУС карданного типа представляет собой аналогичный механизм, но в его конструкции задействованы 2 крестовины. Он более надежен и прост в ремонте, но не способен плавно работать на больших скоростях. Его устанавливают на грузовые машины, где механизм будет работать под высокими нагрузками.

Из чего состоит ШРУС

Из чего состоят ШРУСы

Конструктивно механизмы отличаются устройством подвижной части, которая состоит из следующих компонентов на примере шарнирного типа:

  • корпус;
  • сепаратор;
  • шары;
  • цапфа со шлицами и резьбой;
  • сальник с хомутами;
  • пыльники;
  • стопорные кольца;
  • ступичная гайка.

ШРУС в разрезе

С одной стороны гранаты имеется полуось со шлицами, а с другой – штанга, передающая вращение на второй шарнир равных угловых скоростей. Цапфа устанавливается в ступиц и входит в зацепление с ее шлицами. Фиксируется с наружной стороны гайкой. Внутренний ШРУС может устанавливаться в привод и защелкиваться в нем с некоторым усилием. В более старых модификациях он зафиксирован с приводом при помощи фланца и 6 винтов.

Наружный и внутренний ШРУС(граната) — отличия и особенности

Что такое ШРУС – это передаточный механизм, который обеспечивает плавное вращение осей, между которыми в процессе движения сильно изменяется угол наклона. На каждой из сторон авто имеется 2-е гранаты: внешняя и внутренняя. Второй может быть спрятан в КПП в зависимости от модификации.

На каждой стороне автомобиля имеется пара ШРУСов. Они между собой отличаются и прежде всего габаритами, но есть машины, в которых они могут быть совершенно одинаковыми за исключением способа крепления к ответной части: приводу или ступицы колеса. Иногда гранаты отличаются устройством. Внешняя шариковая, а внутренняя – трипоид. Какой именно привод использован на вашем авто, узнавайте из описания компонента. Визуально это определить сложно, только в результате разборки.

Поломка ШРУС

Причины и признаки поломки гранаты в автомобиле

В процессе эксплуатации машины ШРУС подвержен сильному износу. Прежде всего по той простой причине, что данная деталь работает под высокими нагрузками, стремящимися ее разорвать на части. И чаще страдает именно наружный ШРУС, так как он находится у колеса, которое совершает больше колебательных движений особенно при езде по неровной дороге. Понять, что этот механизм вышел из строя, достаточно легко, потому что все признаки проявляются явным или иным образом:

  • Хруст при совершении поворотов или непосредственно во время прямолинейного движения.
  • Отсутствие вращения колеса при старте движения.
  • Стуки и прочие неполадки во время движения, возникшие из-за выработки в каналах.

Основными причинами износа обычно являются следующие факторы:

  • Агрессивная езда и выбор неровной дороги, из-за чего механизм подвержен сильному износу и ударам.
  • Повреждение пыльника и несвоевременная его замена, из-за чего в механизм проникла грязь.
  • Неплотная затяжка хомутов.
  • Использование некачественной смазки.

Диагностика ШРУСов

Как понять, наружный ШРУС неисправрен или внутренний. Обычно симптомы всегда видны или ощутимы. Чаще всего первым рвется пыльник, из-за чего в него проникает песок и гладкие поверхности царапаются. Это вызывает неприятный звук хруста. Неисправная граната может не только хрустеть, но и полностью заклинить, что приведет к еще более серьезным последствиям. Чтобы исключить вероятность непредвиденного ремонта и сократить затраты на ремонт авто, нужно регулярно проводить диагностику ходовой части машины. Проверка шарнира производится следующим образом:

  • Визуальный осмотр на предмет порванных пыльников и следов смазки, открученных винтов, поврежденной оси привода.
  • Проверяйте на биения. Их не должно быть. Проще реализовать на яме, дергая за них, ухватившись двумя руками.
  • На ровном участке дороги изучите звук, нет ли постоянного хруста.
  • На изогнутом участке дорожного полотна с неровностями проверят хруст в наружном ШРУСе.

Диагностика ШРУС

Устранение неисправности ШРУСа

ШРУС устроен достаточно просто. По сути, это набор подшипников или шариков, двигающихся в своих каналах, но выполнить ремонт его несколько сложнее. В любом случае машина должна ездить, поэтому и гранату нужно ремонтировать:

  • Если порван пыльник, то для его замены нужно отсоединить передаточный механизм от КПП или ступицы колеса.
  • Разобрать гранату и при помощи съемного устройства стянуть обойму со шлицов оси привода.
  • Снять пыльник и установить новый.

Аналогично выполняются работы по замене шариков или всего ШРУСа целиком. Важно при сборке плотно надеть пыльник на свое место и хорошо затянуть винты на фланце при его закреплении.

Что будет если не менять ШРУС привода

Если в ходовой части авто проявляются признаки неисправности в виде хруста или имеются поврежденные пыльники на гранате, то не стоит оставлять эту проблему на лучшее время. Устранить дефект следует оперативно, пока не возникли еще более серьезные поломки в виде клина ходовой или иных проблем. Стоимость гранаты намного больше, чем цена работ по замене пыльника и смазки в механизме.

Видео, что может быть, если вовремя не поменять пыльник шруса

Вовремя реагируйте на признаки неисправности ШРУСа, и тогда вам не придется тратить много денег на непредвиденные ремонты ходовой части авто. Видео вам расскажет обо всех возможных проблемах, которые могут быть у владельцев переднеприводных автомобилей. Также мастер расскажет о том, как производится ремонт данного элемента машины. Для последнего потребуются специальные приспособления и съемник для снятия механизма с вала привода.

Как продлить срок службы внешних и внутренних гранат

Любой шарнир угловых скоростей, внутренний или внешний, нуждается в периодическом обслуживании. Оно заключается в своевременном определении повреждения пыльника и его замене. Новая смазка и защита от грязи гарантирует долгую работу без сбоев. Также не забывайте о том, что ШРУС критичен к сильным амплитудам колебаний и при быстрой езде по неровной дороге может и вовсе разрушится. Чем больше изгиб и выше скорость вращения, тем больше его детали находятся под нагрузкой, стремящейся выломать его, вырвать шарниры из каналов. Также езда по песчаной дороге тоже даст о себе знать. Если вы планируете такую поездку, то предварительное изучите состояние пыльников и замените порванный. Или сразу после поездки, так как дальнейшая езда без защиты от пыли приведет к поломке ШРУСа, а новый стоит дорого. Например, механизм марки ASVA стоит 3180 руб., а комплект Metelli обойдется в 4100 руб. Многие мастера советуют менять штатные хомуты на стальные с винтовыми зажимами.

Шрус: описание,виды,неисправности,устройства,замена,фото,видео.

Автомобили, оснащенные передним приводом, в 60-х годах очень заинтересовали инженеров и разработчиков практически всех автомобильных брендов. Считалось, что такая компоновка кузовов дает возможность получить больше свободного места в салоне. Для осуществления этой идеи инженеры придумали достаточно сложный на тот момент механизм. Он позволял обеспечить вращение передних колес и управлять ими при более компактных размерах конструкции.

ШРУС был изобретен достаточно давно, по наиболее распространенной версии он был изобретен еще в двадцатых годах прошлого века Альфредом Рцеппом. Потому не удивительно, что с тех пор появилось множество разновидностей данной детали:

  • сухариковый – устанавливается исключительно на грузовиках;
  • триподный – как правило, используется в качестве внутреннего ШРУСа;
  • спаренный шарнир – применяется довольно редко в силу сложной конструкции;
  • шариковый, или ШРУС Рцеппа – наиболее распространенный вид, который и применяется чаще всего на осях легковых автомобилей.

Именно это изобретение и стало революционным для конструирования легковых авто с передним приводом.

УСТРОЙСТВО ШРУСА

Здесь можно увидеть фото ШРУСа шарикового, благодаря которому станет понятней, что же собой представляет данная деталь в собранном состоянии. Если говорить о ее составляющих, то их, на самом деле, не так много:

  1. Корпус с наружной обоймой.
  2. Сепаратор.
  3. Внутренняя обойма.
  4. 6 шариков.
  5. Вал.
  6. Кольцо стопора.
  7. Пыльники внешний и внутренний, их удерживают хомуты.

Если собрать воедино эти оставляющие, то они внешне действительно напоминают некую гранату.

Все эти детали собираются в ШРУС наружный и ШРУС внутренний. Внутренний передает вращательные движения к внешнему механизму, в результате и производится изменение угла полуоси по отношению к оси.

Зачем нужен ШРУС в автомобиле

Необходимость изобретения ШРУСа возникла одновременно с появлением первых автомобилей с передним приводом. 3 основных преимущества переднеприводных машин хорошо известны каждому автомобилисту:

  • лучшая управляемость;
  • экономичность.

Но, при передаче крутящего момента на управляемые колёса, постоянно изменяющие своё положение, возникали серьёзные потери мощности и другие негативные последствия:

  1. Обычные шарнирные механизмы быстро приходили в негодность.
  2. Вращение на колёса передавалось неравномерно.
  3. Возникала сильная дополнительная вибрация.
  4. Валы и шестерни трансмиссии работали со значительными перегрузками.

Изобретение автомобильной гранаты в 20-х годах прошлого века позволило полностью решить эту сложную техническую задачу. С помощью ШРУСа крутящий момент на управляемые колёса передаётся без потерь мощности и других недостатков.

Благодаря надёжности и простоте, шарнир равных угловых скоростей также широко используется на заднеприводных машинах, в которых установлена независимая подвеска.

Качественная граната отличается длительным ресурсом работы. При бережной эксплуатации автомобиля необходимость её замены или ремонта возникает крайне редко.

Признаки неисправности ШРУСа

ШРУСы относятся к категории наиболее надёжных и долговечных узлов автомобиля. Для защиты от неблагоприятного воздействия шарнирное соединение внутри устройства защищено гибким пыльником. Пыльники препятствуют проникновению к местам контакта деталей шарнира грязи, влаги и пыли. При езде по дорогам с хорошим покрытием и своевременном техническом обслуживании, автомобильные гранаты служат владельцу авто долгие годы без ремонта.

Неисправности шарниров равных угловых скоростей, чаще всего, возникают при активной эксплуатации автомобиля на плохих дорогах или бездорожье. Основными причинами выхода из строя ШРУСов являются:

  1. Повреждение пыльника и проникновение загрязнений внутрь шарнирного соединения.
  2. Отсутствие или применение низкокачественной смазки.
  3. Использование бракованного металла или нарушение технологий при производстве устройства.

Характерным признаком неисправности автомобильной гранаты является появление посторонних звуков при эксплуатации машины (специфического хруста, пощёлкивания или скрежета). Они возникают вследствие попадания частичек пыли или грязи в пространство между элементами шарнира (обоймами и шариками). При ремонте необходимо заменить ШРУС целиком на новый аналог.

Но, в целом шарнир равных угловых скоростей – это устройство, обеспечивающее надёжную, долговечную и эффективную эксплуатацию автомобиля. ШРУС редко становится причиной обращения в автосервис.

Инструкция по замене ШРУСа своими руками.

Первым делом нужно сделать метки общего расположения внутренней и наружной обоймы с помощью маркера или чертилки и далее следовать приведенной ниже инструкции, также советую прочитать статью замена ШРУСа ВАЗ.

  1. Для начала нужноо зажать шарнир в тисках и вывернуть внутреннюю часть обоймы до упора, попарно извлечь шарики. При этом следует помогать себе отверткой и постукивать молотком.
  2. После извлечения всех шариков, займитесь установкой сепаратора, который размещают в вертикальном положении, а его окна должны пересекаться с торцом корпуса.
  3. Далее извлеките кулак с сепаратором, вращая его и одновременно утапливая один из выступов, которые располагаются в окне сепаратора. После того, как данная работа сделана, нужно разъединить указанные детали.
  4. Теперь необходимо просмотреть все детали и обязательно их помыть и просушить. Если в местах не образовались сколы, выработки, цвет побежалости, следовательно, устройство еще может некоторое время послужить. А один из дефектов на деталях был все же обнаружен, значит, следует заменить их на новые.

Производить сборку механизма нужно исключительно в обратном порядке, но перед этим обязательно все детали необходимо смазать. Данная сборка начинается со вставки внутренней обоймы с сепаратором в наружную (здесь не стоит забывать о метках, которые ставились в самом начале). Шарики закладываются попарно. Шарнир нужно обязательно забить смазкой, например, «ШРУС-4», приблизительно 80 — 100 граммов средства на шарнир. Также можно использовать «литол» и другие схожие консистенции.

Помните, экономить на них не стоит, так как работоспособность шруса во многом зависит от количества нанесенной вами на него смазки. Ее, кстати, нужно еще положить в чехол, 40 — 50 граммов. Дальше выбиваем шарнир по шлицам, надеваем пыльник и затягиваем хомут. Только так пыльник хорошо обеспечит герметичность шарнира. Кроме того при смазке постарайтесь вращать шрус, чтобы смазка распределилась равномерно. Ну, а в самом конце сборки специалисты рекомендуют проверить, не будет ли сильного сопротивления при вращении. Если все в порядке, значит, процедура замены шруса прошла успешно.

Внутренний и внешний ШРУС

Попытаемся разобраться, что собой представляют в трансмиссии переднеприводных автомобилей внутренний и внешний ШРУСы. Речь пойдет не только об особенностях конструкции, но и механизме передачи вращательного движения от коробки переменных передач либо вала редуктора на ведущие колёса, требуя как минимум два шарнира на пути. Дело в том, что иметь по одному ШРУСу на каждое колесо оказывается мало, нужна их пара. Поэтому, напомним еще раз, что сама конструкция необходима для обеспечения свободы передвижения вала. Внутренний шрус устанавливают внутри корпуса коробки передач, в то время как внешний у самого колеса.

Оба шруса необходимы для успешного передвижения автомобиля. Однако, между ними существует определенное отличие, которое зависит от модели автомобиля. Попытаемся разобраться, в чем же разница между ними. Во-первых, внутренний больше по размерам, поэтому и стоит дороже. Его основное предназначение – передача вращения от трансмиссии к валу. Внешний ШРУС должен вращать ступицу колеса, поскольку у него посадочные шлицы. Отсутствие достаточного количества свободного пространства неоднократно вынуждает специалистов сделать его в габаритах намного меньшим.

НАСКОЛЬКО ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМЫ ПРАВЫЙ И ЛЕВЫЙ МЕХАНИЗМЫ

Часто возникает такая ситуация, что полностью заменить гранату нет возможности, и можно только переставить ту или иную деталь с другого автомобиля. И тут возникает вопрос, можно ли ШРУС внутренний правый заменить на ШРУС внутренний левый, или наоборот. Как правило, взаимозаменяемы только внешние чаши, а вот внутренние имеют разное направление резьбы на хвостовике.

Но все может зависеть от конкретной модели автомобиля. У некоторых из них на обоих полуосях стоят одинаковые гранаты, как внешние, так и внутренние.

Зато пыльник ШРУСа с обоих сторон одинаковый, так что его смело можно смело переставлять с правой гранаты на левую, если в этом есть крайняя необходимость.

Из всего сказанного выше делаем вывод, что при желании можно избежать дорогого и сложного ремонта ШРУСа. Достаточно заменить пыльники, защищающие детали от попадания грязи, воды и от вытекания смазочного материала. В результате ШРУС будет служить на протяжении десятилетий, полностью выполняя свои функции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *