Как трогаться на механике
Перейти к содержимому

Как трогаться на механике

  • автор:

Как трогаться на автомобиле с механической коробкой

Соавтор(ы): Ibrahim Onerli. Ибрагим Онерли — партнер и менеджер в Revolution Driving School, расположенной в Нью-Йорке школы вождения, главная цель которой — сделать мир лучше, обучая людей безопасному вождению. Занимается обучением, руководит командой из восьми инструкторов по вождению, специализируется на контраварийной подготовке и вождении автомобилей с механической коробкой передач.

Количество просмотров этой статьи: 76 551.

По сравнению с автоматом, управлять автомобилем с механической трансмиссией несколько сложнее. Но стоит только с этим освоиться, как вы сразу же найдёте, что этот процесс дарит море удовольствия; кроме того, механика обеспечивает более полный контроль над автомобилем, а именно — над переключением передач и ускорением. Но для того, чтобы поехать, вам нужно сначала завестись и тронуться, не так ли? Короче, если у вас есть желание этому научиться — читайте дальше!

Как правильно трогаться на механике с места: пошаговая инструкция для начинающих

Как правильно трогаться на механике с места: пошаговая инструкция для начинающих

Самое сложное для новичков — трогаться с места на механике. При неправильной работе педалями автомобиль глохнет или движется рывками, а при старте с места в горку — откатывается назад. Водителю приходится много тренироваться, чтобы движение было плавным, а двигатель работал ровно. О том, как трогаться на механике и хитростях начала движения на МКПП читайте далее.

Преимущество машины с механической коробкой передач

Автомобиль с механической коробкой переключения передач (далее МКПП) имеет ряд преимуществ:

    • разгоняется обычно быстрее, чем машина с автоматической коробкой;
    • отличается меньшим расходом топлива;
    • имеет низкую стоимость ремонта в случае поломки КПП.

    Механическая коробка конструктивно проще автоматической, что сказывается и на стоимости автомобиля — в среднем она будет на 30% ниже авто аналогичной модели и комплектации, но с АКПП.

    Из минусов — МКПП усложняет жизнь начинающим водителям. Им приходится в процессе управления контролировать обороты двигателя, вовремя переключать передачи, а начать движение поначалу и вовсе непосильная задача.

    Именно поэтому старту с места уделяется особое внимание в обучении.

    vozhdenie-avto-na-mehanike.jpg

    Роль сцепления в машине

    Чтобы научиться трогаться на механике, необходимо разобраться в принципах работы данной коробки. Сцепление в автомобиле с МКПП выполняет роль включателя/выключателя, разъединяя двигатель с трансмиссией. При до конца выжатой левой педали связь между этими узлами автомобиля разрывается, в этот момент можно переключить передачу. Плавность хода в начале движения также обеспечивается именно сцеплением.

    Сложности и ошибки при езде на механике связаны с неправильной работой педалью сцепления. Водителю нужно довести до автоматизма все движения, в том числе и по старту с места.

    Кроме того, нужно запомнить положения рычага КПП, соответствующие определенным передачам, и при движении переключать их не глядя. Достигают этого простым упражнением: при выключенном двигателе и стоянке на ровной площадке выжимают педаль сцепления, включают первую передачу, плавно отпускают педаль. Такие движения повторяют для всех передач.

    Можно ли трогаться на сцеплении без газа

    На большинстве современных автомобилей можно начинать движения не задействуя педаль газа. Водитель выжимает сцепление, запускает двигатель, включает первую передачу и медленно отпускает педаль. Исправный автомобиль при этом начнет медленно двигаться.

    Чтобы машина не дергалась сцепление отпускают плавно, миллиметр за миллиметром. Важно поймать момент, когда автомобиль задрожит и начнет движение. Тут можно зафиксировать педаль (перестать ее опускать), чтобы нога «запомнила» положение.

    Опытные водители знают, на сколько нужно отпустить педаль, чтобы начать движение без рывков и не заглохнуть, и делают это быстро.

    Как начать движение на механике — пошаговая инструкция

    Чтобы понять для себя, как научиться правильно трогаться на механике и делать это плавно, нужно выбрать большую площадку или пустынную дорогу. Желательно, чтобы не было значительных уклонов. Дальше можно приступать к самому простому упражнению:

    1. Выжать сцепление.
    2. Запустить двигатель.
    3. Включить первую передачу.
    4. Плавно приподнимать ногу с педали сцепления до момента, пока машина не начнет движение.
    5. Проехав 3–4 метра, можно полностью убрать ногу с педали сцепления.

    При необходимости можно добавить газу, или, повторно выжав сцепление, включить вторую передачу, отпустить педаль и продолжить движение.

    Этим способом многие новички трогаются с места не только на автодроме, но и в реальной уличной обстановке. В пробке такой подход вполне допустим, но если нужно добиться быстрого старта, например, на перекрестке, придется действовать иначе:

    1. Выжать педаль сцепления.
    2. Включить первую передачу.
    3. Добавить немного газа. Можно ориентироваться на обороты по тахометру: при старте с места на ровной поверхности достаточно 1000–1300 об/мин. Чем круче подъем, тем больше нужно оборотов.
    4. Плавно выжимать сцепление, пока автомобиль не тронется с места.
    5. Проехав 3–4 метра убрать ногу с педали сцепления и добавить газу.

    Так можно стартовать на механике на светофоре или в другой аналогичной ситуации. Опытные водители работают одновременно двумя педалями: убирают сцепление и добавляют газу.

    Как трогаться в горку на механике

    В горку трогаться сложнее: малейшая ошибка приводит к остановке двигателя и откату назад, что в городских условиях может окончиться ДТП. Именно поэтому навык вождения лучше отрабатывать на закрытых и пустынных территориях, например на автодроме. Есть два основных способа старта в горку с места: с ручника и с фиксацией сцепления.

    Начало движения с применением ручника

    Остановившись на склоне, сразу ставьте машину на ручник — это поможет сберечь немало нервов. Чтобы начать движение, воспользуйтесь следующим алгоритмом:

    1. Выжмите педаль сцепления.
    2. Включите первую передачу.
    3. Плавно поднимайте ногу с педали сцепления, следите за тахометром.
    4. Как только на тахометре будет отмечено 1500–2000 об/мин., зафиксируйте ногу на педали сцепления.
    5. Отпустите ручник до конца вниз, одновременно полностью отпуская сцепление.

    Если вы все сделаете в этой последовательности и не будете торопиться — автомобиль начнет движение вперед и не откатится.

    При необходимости, если подъем крутой, можно добавить газу.

    Как тронуться с места с фиксацией сцепления?

    С фиксацией сцепления (без ручника) двигаться с места сложнее, но этому нужно тоже учиться. Тут алгоритм другой:

    1. Автомобиль удерживать на склоне тормозами, соответствующая педаль выжата.
    2. Выжать сцепление. Если двигатель заглох раньше — включить зажигание, запустить ДВС.
    3. Включить первую передачу.
    4. Отпускать педаль тормоза до тех пор, пока не пойдет вибрация.
    5. Теперь важно одновременно убрать ногу с педали тормоза, переместив ее на газ.

    Можно добавить немного газа и окончательно включить сцепление (убрать ногу с педали). Если склон не крутой, достаточно просто убрать ногу с педали тормоза, и автомобиль начнет движение.

    Трогаться с зажатыми тормозом сложнее, но навык нужно отработать: о том, что неисправен ручной тормоз, обычно узнают в самый неподходящий момент.

    Как избежать рывков при старте

    Неровное, дерганное начало движения сигнализирует о том, что водитель что-то делает не достаточно плавно. Это может быть слишком быстро отпущенное сцепление или низкое число оборотов двигателя (недостаточно газа).

    pedali-na-mehanike.jpg

    Чтобы избежать рывков на старте, нужно тренировать левую ногу: отпускать сцепление следует плавно. Кроме того, нога должна «помнить», при каком положении педали сцепления авто начинает движение. Начинающие водители обычно отпускают педаль почти до половины, затем пытаются полностью включить сцепление. Диск резко прилегает к маховику, отсюда и рывки.

    Если оборотов двигателя недостаточно — также могут возникнуть подобные проблемы. Добавлять обороты нужно при движении на подъем, для загруженной машины или если есть прицеп.

    Как заехать на эстакаду на автодроме

    Упражнение «Движение с места на эстакаде» на экзамене выполняется в соответствии с регламентом. Общие принципы аналогичные описанным выше, но есть и исключения при остановке и трогание на подъеме.

    Подробный алгоритм действий:

    1. Подняться на эстакаду до линии «СТОП-1».
    2. Выжать сцепление, одновременно нажать на педаль тормоза.
    3. Поднять стояночный тормоз.
    4. Перевести рычаг КПП в нейтральное положение.
    5. Убрать ноги с педалей.
    6. По команде экзаменатора начать движение (способ описан выше). Нельзя допускать отката назад более 30 см.
    7. Проехать эстакаду, остановиться перед линией «СТОП-2» в конце упражнения.

    Распространенные ошибки при подъеме на горку

    Начинающие водители допускают одинаковые ошибки при подъеме в горку:

    1. Заезжают за линии «СТОП-1» и «СТОП-2».
    2. Останавливаются на расстоянии больше 1 м до стоп-линии.
    3. Допускают откат автомобиля на расстояние более 30 см.

    Еще одна ошибка — заглохнувший двигатель. Возникает она, если неправильно работать педалью сцепления: отпускать ее слишком быстро или рано. Такая же ошибка может быть при движении в городских условиях.

    Как заехать на горку на задней передаче

    При езде по бездорожью, если встречается крутая и скользкая горка (например, из-за раскисшей глины), «штурмовать» ее лучше с применением заднего хода. Крутящий момент задней передачи выше, а на переднеприводных автомобилях основная масса будет идти на передние колеса. Шансов подняться в итоге больше.

    Если речь идет о старте в горку с места на задней передаче, алгоритм такой:

    1. Поставить машину на ручник.
    2. Выжать сцепление.
    3. Запустить двигатель.
    4. Включить заднюю передачу.
    5. Медленно отпускать сцепление.
    6. Как только почувствуете, что авто вот-вот начнет движение, опустите вниз рычаг стояночного тормоза.
    7. Автомобиль должен начать движение. Ногу с педали сцепления можно убрать, при необходимости — добавить газу.

    При движении назад нужно соблюдать предельную осторожность. Не забывайте оценивать ситуацию сзади и спереди автомобиля.

    Как стартовать с пробуксовкой на механике

    Поклонники агрессивной манеры езды, не жалеющие свой автомобиль, часто не знают, как двигаться с места с пробуксовкой. Сложного тут ничего нет: многие новички часто по неопытности начинают движение именно так.

    Алгоритм действий такой (на запущенном двигателе).

    1. Выжать сцепление.
    2. Включить первую передачу.
    3. Выжать сцепление.
    4. Добавить газу (особо агрессивные доводят до 3000 об/мин)
    5. Сброситься сцепление так, чтобы автомобиль не заглох.

    Шум, свист и восторг обеспечен. Будьте готовы к тому, что автомобиль может пойти юзом. Из возможных поломок — проблемы со сцеплением, износ шин. Ресурс двигателя при такой манере езды значительно сокращается.

    Теперь вы знаете, как трогаться с места на механике в разных ситуациях. Если у вас с этим проблемы — наймите инструктора и потренируйтесь с ним на закрытой площадке или пустой дороге Ошибки при старте с места, особенно в горку, в условиях плотного городского движения обойдутся водителю дорого.

    Легкая методика быстро научит трогаться в горку на «механике» без ручника

    горка фото

    У неопытных водителей старт в горку на «механике» всегда вызывает трудности. Тут сразу же возникает несколько проблем. Нужно суметь не заглохнуть и не откатиться назад. Конечно, можно долго и упорно пытаться избегать таких участков на дороге, но от них никуда не деться. Поэтому придется научиться. И желательно делать это на практике.

    Стоит сразу сказать, что многие автошколы проводят обучение этому маневру с использованием ручника. Конечно, это значительно упрощает процесс, и пользоваться им можно. Суть метода заключается в том, чтобы поднять ручник, находясь на подъеме. А когда будет нужно ехать, следует включать скорость, отпускать сцепление, слегка поддать газа и снять с ручника.

    горка фото

    Однако, имеет смысл научиться другому способу, потому как в подобном способе слишком много действий, на которые не всегда есть время. Логичнее будет трогаться быстрее и проще.

    Сложность для новичков заключается лишь в том, что им трудно дается использование нескольких педалей сразу и быстрый переход с одной на другую. Одно неверное действие, и автомобиль может откатиться назад или заглохнуть. А если сзади еще и нетерпеливый водитель, который постоянно сигналит, то это и вовсе повергнет в панику, заставляя забыть все, чему научили в автошколе.

    горка фото

    Именно поэтому рекомендуется практиковаться старту в горку без ручника на участке, где нет машин. Так у вас будет возможность отработать все движение и довести процесс до автоматизма. Это позволит запомнить все без лишней паники и суеты. К тому же, очень важно будет прислушиваться к машине и сцепление, чтобы не пропустить нужный момент.

    Итак, давайте подробно пройдемся по методике.

    Первым делом во время остановки на подъеме перестаньте тянуться к ручнику. Просто нажмите и удерживайте педаль тормоза.

    Когда вам нужно будет начать движение, включите первую передачу и начинайте медленно опускать сцепление. Теперь важно будет не пропустить момент, когда колеса «сцепятся» с дорожным покрытием. Именно тогда, когда вы это почувствовали, можно отпускать тормоз. Машина назад уже не откатится. Резко отпускать сцепление также нельзя — можно заглохнуть.

    горка фото

    После того, как вы отпустили тормоз, а автомобиль не откатился и не заглох, прибавляйте газ. Сцепление в этот момент продолжайте отпускать. Делать все это следует плавно. Если вы почувствовали вибрацию и снижение оборотов двигателя, то добавьте еще газу.

    Этот метод позволит с легкостью тронуться в горку без использования ручного тормоза. Конечно, для того, чтобы овладеть им, следует практиковаться. Выбирайте удобное место без машин и начинайте свои уроки. Всего несколько попыток хватит, чтобы чувствовать себя увереннее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *