В России разрешили выпуск автомобилей «Евро-0», без ABS и подушек безопасности
Правительство РФ опубликовало постановление №855 от 12 мая 2022 года «Об утверждении применения обязательных требований в отношении отдельных колесных транспортных средств и проведения оценки их соответствия», в котором описаны упрощенные требования к сертификации легковых автомобилей.
Новый документ позволяет автопроизводителям отказаться от установки на новые машины ряда систем, которые недоступны из-за санкций, введенных в отношении России, или из-за дефицита чипов.
В частности, разрешен выпуск новых автомобилей без систем ABS и ESP, система экстренного оповещения ЭРА-ГЛОНАСС может не иметь функции автоматического срабатывания после аварии, а также упрощены требования к сертификации машин. Это позволит отказаться от установки подушек безопасности и преднатяжителей ремней безопасности.
Кроме того, в России теперь действуют все экологические стандарты, от «Евро-0» до «Евро-5», что позволяет выпускать автомобили с выхлопом, отвечающим нормативам 1988 года.
Срок действия нового постановления Правительства России установлен до 1 февраля 2023 года. Новые требования не являются обязательными, а только разрешительными — автопроизводители могут выпускать как современные автомобили, отвечающие всем актуальным нормам, так и машины, соответствующие устаревшим параметрам.
Что нас ждёт с переходом на «Евро-0» и отказом от АБС

12 мая 2022 года Минпромторг опубликовал постановление о введении нового регламента с требованиями к сертификации автомобилей для российского рынка. Теперь в стране официально разрешено производить и продавать упрощённые версии автомобилей. В частности, с двигателями «Евро-0», без электронных стабилизирующих систем и подушек безопасности. Но от системы «ЭРА-ГЛОНАСС» отказываться не стали.
Новые правила будут действовать до 1 февраля 2023 года, и пока неизвестно, будет ли продлён такой регламент в будущем. Требования являются разрешительными, а не обязательными, то есть заводы могут на своё усмотрение выпускать и автомобили, отвечающие всем актуальным нормам, и с устаревшими параметрами.
Разрешение на любые экологические стандарты, от «Евро-0» до «Евро-5», позволит выпускать автомобили без применения в двигателях современных электронных датчиков, с выхлопом, отвечающим нормативам 1988 года. Но ряд российских производителей, включая ГАЗ и АвтоВАЗ, готовы даже в новых условиях производить более экологичные машины.
При этом каталитические нейтрализаторы, если они предусмотрены конструкцией автомобиля, автопроизводители обязаны продолжать устанавливать.

Кроме того, регламент разрешает выпуск автомобилей без антиблокировочной системы тормозов (ABS) и системы курсовой устойчивости (ESP), тоже требующих наличия современной электроники, из-за дефицита которых и появилась необходимость в пересмотре требований к производству и сертификации новых автомобилей.
Упрощаются и стандарты проведения испытаний на безопасность. По этой причине можно будет не оснащать автомобили подушками безопасности. На ближайшее время из всех краш-тестов сохраняется единственное испытание для обязательной сертификации — фронтальный удар в недеформируемое препятствие без перекрытия.
Что же касается применения блоков «ЭРА-ГЛОНАСС», то обязательное требование их установки сохранилось, но в доработанном виде: в конструкции допускается ручная активация тревожной кнопки, хотя ранее она должна была срабатывать автоматически в случае аварии.
Впрочем, как известно, в стране до 31 декабря нынешнего года действует мораторий на некоторые категории новых автомобилей, продавать которые без модулей «ЭРА-ГЛОНАСС» разрешено. Но с условием, что после прекращения его действия автопроизводители обязаны дооснастить этой системой уже проданные машины за свой счет.

К чему в конечном итоге приведут все предпринимаемые меры по поддержке автопрома в России, каждый может судить по-своему.
Нас интересует вопрос, а какая судьба ждёт такие машины упрощённых версий через 2-3 года или через 5 лет? Особенно на фоне наличия в стране огромного количества более современных автомобилей, а также прохождения в будущем технического осмотра транспортных средств. Не говоря уже об экологическом аспекте.
Как будут относиться автомобилисты к своим собратьям, владеющим такими автомобилями, и как будут себя ощущать в такой ситуации сами новоиспеченные автовладельцы? Или, может быть, новым транспортным средствам с двигателями старых евростандартов и без электронных вспомогательных систем будет уготована недолгая жизнь? Хотя ездит же до сих пор по российским дорогам советская “классика”, и ничего…
✋ Отметьте свой вариант в опросе ниже и не забудьте поделиться публикацией со своими подписчиками.
Упрощенная сертификация: эконормы Евро-0, отмена АБС и подушек

Игорь Владимирский
Обсуждаемые с конца февраля послабления к сертификации автомобилей в России наконец оформлены и легализованы. Правительство РФ опубликовало постановление №855 от 12 мая 2022 года «Об утверждении применения обязательных требований в отношении отдельных колесных транспортных средств и проведения оценки их соответствия». Этот документ фактически отменяет действие многих пунктов Техрегламента (он введен в 2011 году), причем разработчики не стали изобретать новые упрощенные стандарты, а лишь вернулись к тем нормам, которые действовали в России 15—25 лет назад.
Такой откат разрешает российским автопроизводителям отказаться от использования современных компонентов (преимущественно электронных), которые стали дефицитом из-за санкций. В постановлении указаны 69 параметров сертификационной оценки автомобилей — от дверных петель до средств безопасности. Большинство этих параметров мало влияют на потребительские свойства машин, но есть очень весомые послабления.
Во-первых, фактически отменены требования к токсичности выхлопа. Для большинства категорий транспортных средств легализован экологический класс Евро-0! Хотя в постановлении указаны нормативные документы на экостандарты всех поколений, вплоть до официально действующего Евро-5, так что производители могут сами решать, до какого уровня эмиссий будет упрощена каждая выпускаемая модель. Напомним, в Европе стандарт Евро-0 перестал действовать еще в 1992 году. Разумеется, его легализация в России не приведет к возобновлению выпуска карбюраторных машин: технологии производства уже давно утрачены. Однако это позволит отказаться от ряда датчиков и блоков управления в системе впрыска топлива. При этом производители обязаны сохранить каталитический нейтрализатор, хотя его эффективность в этом случае подлежит сомнению.
Во-вторых, упрощены требования к тормозной системе: постановление разрешает выпускать автомобили без АБС. Соответственно, не будет и системы стабилизации. В-третьих, отменены современные требования к краш-тестам: обязателен только давно устаревший лобовой удар в бетонный куб (без перекрытия). Это упрощение позволит отказаться от подушек безопасности, преднатяжителей ремней и других систем, без которых автомобили не пройдут современные краш-тесты.
Наконец, в-четвертых, упрощено требование к системе экстренного оповещения ЭРА-ГЛОНАСС. Согласно постановлению, она по-прежнему обязательна, но без функции автоматического срабатывания при аварии: экстренный вызов совершается вручную, нажатием на кнопку. До сих пор такое требование действовало для коммерческой техники. При этом отдельное решение Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) сейчас разрешает автопроизводителям выпускать машины вовсе без системы ЭРА-ГЛОНАСС.
Постановление №855 действует до 1 февраля 2023 года, хотя его в любой момент могут продлить. При этом важно, что оно лишь допускает, а не обязывает исполнять все перечисленные в нем требования. Иными словами, автопроизводители смогут оставить в производственной программе модели с АБС, подушками безопасности и моторами Евро-5. Другое дело, что они будут заметно дороже и дефицитнее упрощенных машин, которые появятся совсем скоро.