Рабочий способ убрать стук в рулевой рейке самостоятельно
Что делать, если стучит рулевая рейка? Менять или ремонтировать? Понятно, что это может влететь в копеечку. Есть рабочий способ, который позволит вам своими руками продлить жизнь элементу.
Наконечники под подозрением
Опытные водители вспоминают, как автомеханики старой школы боролся со стуком рулевой рейки очень быстро, и ему при этом не нужно было ее снимать. Сначала стоит выяснить, почему же она стучит. Это может быть из-за рулевых наконечников. Так что перво-наперво проверьте, насколько они изношены. Разумеется, разобраться, что же стучит, пока вы едете на машине, невозможно — сама это рейка или всё же наконечники.
Поэтому водители со стажем предлагают проверить износ наконечников — можно использовать для этого монтировку. А если вы уверены, что меняли их очень давно, можно сразу обновить.
Рейка под замену?
Но если стук не пропал, тогда подозрение падает на рулевые тяги там, где они крепятся. А вот тут рейку придется демонтировать. Кроме того, стучать может внутренняя втулка.
Дальше — червячный механизм или «червяк», который держит сверху втулка, а снизу подшипник. Оба этих элемента могут значительно износиться. В этом случае рейку придется менять.
Гайка в помощь
Но что делать, если все детали в порядке, а между ними просто образовался зазор. Он может возникнуть, например, между «червяком» и брусом. На рейке найдите специальную регулировочную гайку — она поможет вам отрегулировать зазор. Добраться до нее можно и при этом не нужно снимать рейку. Затянуть ее нужно на ¼ оборота. Больше не нужно. Сделать это необходимо, чтобы стук исчез. Если перетяните гайку, то рулевое колесо будет сложно крутить, повернешь — и он останется в повернутом положении, а должен возвращаться на свое исходное место. Поэтому попробуйте регулировать гайку.
Она, кстати, может быть скрыта под пробкой. Или вместо нее будут иные крепления. Когда проведем корректировку, уйдет и неприятный стук. Но не увлекайтесь — если стук повторится, лучше обратиться в автосервис. Помните, стук — это крайний показатель, когда уже что-то не в порядке.
Как убрать стук рейки и продлить срок ее службы
Рулевая рейка – один из наиболее важных элементов автомобиля, ведь она предназначается для управления автомобилем. Соединяя между собой руль и колеса, узел обеспечивает безопасность водителю и пассажирам. К сожалению, ни один автомобиль невозможно уберечь от разного рода поломок и неисправностей. Услышав непонятные звуки при езде, водитель обязан обратить на них внимание. Вполне возможно, что это стучит рулевая рейка. В первую очередь следует определить причину неисправности и понять, как убрать стук в рейке.
Даже те водители, которые пренебрегают регулярным осмотром автомобиля, услышав стук в рейке, сразу едут на станцию технического обслуживания. Ведь им известно, что подозрительный звук при езде – сигнал, говорящий о выходе из строя рулевого управления.
Конструкция рулевой рейки
Механизм устроен очень просто. Рулевая рейка входит в состав системы, осуществляющей управляемый поворот колес. Именно наличие такого механизма позволяет удерживать автомобиль на нужной траектории. Рейка отвечает за перемещение ведущей шестерни, соединенной с колесами автомобиля.
Основа функционирования механизма поворота проста для понимания: во время вращения руля рейка совершает поступательное движение в аналогичную сторону, перемещая тем самым рулевые тяги. Как результат работы этой механической передачи – поворот колес.
Рулевая рейка – достаточно надежный механизм, однако у такого устройства управления есть некоторые слабые стороны:
- Высокая восприимчивость к воздействиям ударного характера, которые чаще всего встречаются при езде по дорогам с некачественным покрытием.
- Некоторая вибрационная активность механизма.
- Отдельные детали рулевой рейки работают под большой нагрузкой.
- Монтаж узла по сложности сильно превосходит его устройство.
Причины появления стука в рейке
Рулевая рейка весьма надежна, но недостатки также имеются. Это не только восприимчивость к ударам, но и трудоемкость монтажа, и чувствительность к вибрации. Нагрузки от дороги вызывают постепенный выход из строя компонентов рулевого механизма. И вот уже владелец авто озадачен вопросом, как убрать стук в рулевой рейке?
Основные причины появления этого звука таковы:
- Выход из строя пластмассовых втулок, расположенных с краев рейки. Они изнашиваются и вызывают большой люфт, который проявляется характерным шумом во время езды.
- Плохая затяжка соединений системы рулевого управления. В данном случае неприятность устраняется простой подтяжкой ослабившихся креплений.
- Люфт, обусловленный коррозией металла рулевой рейки.
- Разрушение пыльников. Утрата защиты в местах подвижных соединений приводит к попаданию и накоплению внутри механизма грязи, имеющей абразивные свойства и изнашивающей детали.
- Изменение геометрических размеров картера, в результате чего нарушается нужный угол между зубьями и винтом.
- Предельный износ центрального зуба.
- Часто встречающаяся неисправность — течь рулевой рейки в автомобилях, оснащенных гидроусилителем (ГУР). Принцип действия этого устройства таков: особый насос посредством создаваемого давления масла помогает поворачивать руль. Однако рано или поздно изнашиваются сальники, масло начинает просачиваться, и давления его уже недостаточно для уверенной работы механизма. Это проявляется как затрудненное вращение руля. Дальнейшее развитие неисправности — увеличение интенсивности износа и стук в рулевой рейке.
- Результатом длительной паузы использования авто может явиться ржавление вала и затрудненное вращение рулевого колеса, сопровождающееся стуком. Наличие еще и гула является явным признаком неисправности маслонасоса ГУР. Он не может развить необходимого давления. Устранить проблему можно лишь путем замены этого узла.
Как правило, рейки производят из металла, не отличающегося твердостью. Возможно смятие такого материала с течением времени. Поэтому неотъемлемой частью проверок технического состояния авто его владельцем является также осмотр рулевой рейки. Изучив причины появления шума в данном механизме, мы можем определиться, как убрать стук в рулевой рейке.
Определение неисправности в рейке
Первым делом проверить, действительно ли есть проблема с рулевой рейкой. Делается это на смотровой яме при заглушенном моторе. Руль вращают с одного крайнего положения в другое несколько раз.
При подобной диагностике не обойтись без помощника. Один человек вращает руль, другой наблюдает за работой рейки из ямы. Таким методом можно проверить, есть ли зазоры в шарнирах. Их придется заменить, если отсоединение рычагов и тяг не приводит к исчезновению стука.
Существует несколько причин, вызывающих стук рулевой рейки. Именно поэтому важной частью ремонта является поиск источника неисправности. Наиболее часто стук обусловлен износом тяг и рулевых наконечников. Характерный признак, указывающий на порванный наконечник, — повреждение его пыльника. Негерметичность последнего вызывает быстрый износ шарового соединения. А вот определить исправность тяги — задача более сложная.
Особенно тяжело установить причину стука рулевой рейки в подержанных авто, предыдущий владелец которых мог ограничиться заменой порванной детали без более глубокого ремонта.
Чтобы локализовать неисправность тяги, нужно освободить ее от пыльника и проверить наличие люфтов.
Рекомендуем
Чаще всего стук рулевой рейки вызывает втулка. Не имея жесткого крепления, она перемещается вместе с пружиной, зафиксированной болтом и контргайкой.
Подавляющее большинство автомастерских не хотят менять только втулку, а предлагают полную замену рулевой рейки.
Ремонт рулевой рейки своими руками
После обнаружения неисправной детали автовладелец должен выбирать из следующих вариантов решения вопроса, как убрать стук в рейке:
- самостоятельный ремонт рулевой рейки;
- восстановление при помощи профессионала;
- полная замена редуктора.
Если восстановить рулевую рейку не представляется возможным, однозначно придется приобрести новую. Причем данный узел совсем недешевый, однако затраты окупятся в том плане, что новая деталь гораздо надежнее, чем прошедшая восстановление.
Как убрать стук в рулевой рейке, если его источник – рулевые наконечники? Это достаточно простой и незатратный вариант ремонта. Стоимость замены этих частей в любой СТО вполне доступная. Если автовладелец не обладает навыками автослесаря и нет необходимых инструментов, значит, браться за решение проблемы своими силами не стоит.
Также распространенная проблема – когда стук происходит в месте стыка тяги и рейки. Ремонт этой неисправности вполне возможен силами автолюбителя. Нужно выполнить такую последовательность действий:
- снять пыльник и освободить узел от смазки;
- заменить втулку в случае ее износа;
- смыть загрязнения с пружины при помощи солярки или специального очистителя;
- осмотреть пыльник на наличие трещин и порывов, даже самых мелких. При обнаружении таковых установить новую защиту;
- затянуть болт, фиксирующий втулку, осторожно прикладывая усилие, чтобы избежать повреждения механизма.
По окончании ремонта проверить работу системы рулевого управления в собранном виде. Если стука больше нет – это доказательство корректности проведенного ремонта. В противном случае лучше передать исправление проблемы компетентным специалистам.
Если авто оснащено гидроусилителем, то демонтажу должен предшествовать слив рабочей жидкости из системы. Для снятия редуктора с ГУР нужно сначала открутить подрамник, что невозможно сделать без помощи второго человека. Когда помощника найти не получается, работу лучше доверить СТО.
Чтобы восстановить рулевую рейку своими руками, предварительно стоит приобрести специальный ремкомплект, состоящий из втулки, уплотнителей и сальников. Найти подобные расходные материалы можно как в автомагазинах, так и на рынках.
Отзывы автолюбителей о рулевой рейке
- Стоимость ремонта
«Нередко мне жалуются владельцы автомобилей: «Появился стук в рулевой рейке, собираю деньги, буду менять узел». Это обусловлено тем, что рулевой механизм многих моделей машин способен выдержать всего 100–150 тыс. км, после чего появляется стук. Особенно сильно этот шум дает о себе знать при езде по неровностям, резких поворотах. Совершенно согласен, что неисправность нужно устранять. Однако не многие знают, как убрать стук в рулевой рейке без значительных финансовых затрат.
Новая рулевая рейка весьма недешева, и приобрести ее можно только в сборе. Однако на отечественных СТО давно овладели ремонтом стучащих реек. При успешном восстановлении экономия по сравнению с покупкой новой впечатляет. К примеру, деталь в магазине стоит 40–50 тысяч рублей. А за восстановление придется заплатить всего 10 тысяч. Допустимо приобрести бывшую в употреблении рейку, однако в этом варианте нет гарантии надежности детали, можно столкнуться с необходимостью нового ремонта в скором времени».
«Часто при прохождении ТО специалисты автосервиса рекомендуют заменить рулевую рейку. При этом владелец авто даже не подозревает о неисправности в данном механизме, не имеет навыков его диагностики. В такой ситуации не стоит спешить соглашаться на предложение ремонта. Лучше проверить «диагноз» в другом сервисе, которому доверяет автовладелец. Потому что часто недобросовестные работники СТО пытаются заработать на наивных автолюбителях, пугая их надуманными проблемами, которые у всех на слуху».
Рекомендуем
«Опыт показал, что очень часто неисправности рулевой рейки встречаются у автомобилей японского производства. Речь не идет о конкретной модели или производителе – все машины из Японии «болеют» этим. Многие владельцы таких иномарок хотят знать ответ на вопрос, возможна ли эксплуатация машины, если в рулевой рейке стук? Я постарался уточнить информацию у профессионала, автомеханика, которого я хорошо знаю.
Наиболее часто стук возникает из-за изношенной втулки в рулевой рейке. Это происходит по причине выработки ее ресурса, а также окисления и воздействия грязи. Теоретически можно продолжать ездить на автомобиле со стуком в рулевом механизме. Бывали случаи, когда удавалось проехать с таким дефектом еще 40–50 тысяч километров.
Но рекомендовать такое поведение вряд ли корректно. Потому что эксплуатация неисправной рейки ведет к развитию дефекта, потом придется провести более серьезный и дорогостоящий ремонт. С точки зрения экономии финансов лучше сразу восстановить рейку собственными силами или отдать эту работу профессионалам».
Советы профессионалов по эксплуатации рулевой рейки
1. Обращайтесь только к профессионалам
«Изучить неисправность рулевой рейки и локализовать место стуков возможно только на поднятом авто, причем понадобится специализированное оборудование. Это справедливо как для устаревших ныне червячных и винтовых рулевых механизмов, так и для реечных, которые широко распространены в настоящее время. Лишь опытному профессионалу под силу найти виновника посторонних шумов.
В некоторых случаях проблема может быть решена простой затяжкой ослабленного крепления. Не стоит недооценивать важность квалифицированного подхода к вопросу, как убрать стук в рейке. Поэтому лучше однозначно обращаться на соответствующие СТО!»
2. Советы, как продлить срок службы рулевой рейки
- как можно реже делать резкие повороты;
- воздержаться от внезапных торможений и стремительных ускорений;
- при парковке лучше не доехать до бордюра, чем удариться о него колесами. Наиболее болезненны для современных типов подвески боковые удары;
- неровности, ухабы и ямы на дороге нужно проезжать максимально аккуратно;
- остерегаться необозначенных «лежачих полицейских», наезд на такие препятствия – одна из основных причин поломки рулевых реек, по утверждению работников СТО;
- не пренебрегать профилактикой рулевого механизма и всей передней подвески в целом;
- особое внимание уделять целостности сальников, пыльников и прочей защиты. При выявлении малейших повреждений менять без колебаний, так как это намного дешевле потенциального ремонта.
При обнаружении изменений в поведении авто на дороге, появлении новых шумов, скрипов, стуков незамедлительно заниматься поиском вызвавших это явление причин».
Почему стучит рулевая рейка
Стук в рулевой рейке заставит понервничать любого водителя, поскольку это может не только ударить по кошельку, но и ударить буквально – ездить с возможно неисправным рулевым не самое безопасное занятие. Следовательно, надо разобраться, почему стучит рулевая рейка.
Необходимо точно понять, что значит стучит рулевая рейка. Стук, как правило, поверхностный или внутренний, и слышен снизу машины. Вибрации же передаются прямо на руль. Часто легкие удары передаются при езде по неровной дороге на скорости до 40-50 км/час.
Причины стука рулевой рейки
Если стучит рулевая рейка, на то может быть несколько причин:
- Слабо затянуты крепежные соединения рулевого.
- Износилась пластмассовая опорная втулка, и образовался люфт.
- Люфт в подшипниках первичного вала.
- Из-за выработки увеличился зазор между зубьями рулевой рейки, что привело к люфту и глухому стуку.
- Болтается поджимной сухарь, который стучит по корпусу рулевой рейки из-за выработки и износа антифрикционной накладки.
Рулевое управление ВАЗ
1 — шаровый шарнир наконечника рулевой тяги, 2 — поворотный рычаг, 3 — наконечник рулевой тяги, 4 — контргайка, 5 — тяга, 6 и 11 — внутренние наконечники рулевых тяг, 7 — палец шарового шарнира, 8 — защитный колпачок, 9 — вкладыш шарового пальца, 10 — болты крепления рулевых тяг к рейке, 12 — скоба крепления рулевого механизма, 13 — опора рулевого механизма, 14 — соединительная пластина, 15 — защитный чехол, 16 — стопорная пластина, 17 — картер рулевого механизма, 18 — стяжной болт, 19 — соединительная эластичная муфта, 20 — рейка, 21 — опорная втулка рейки, 22 — демпфирующее кольцо, 23 — резинометаллический шарнир, 24 — облицовочный кожух (верхняя часть), 25 — рулевое колесо, 26 — рычаг регулировки положения рулевой колонки, 27 — кронштейн крепления вала рулевого управления, 28 — облицовочный кожух (нижняя часть), 29 — промежуточный вал рулевого управления, 30 — защитный колпачок, А — поверхность корпуса шарового шарнира, В — поверхность поворотного рычага.
Одной из наиболее частых причин, от чего стучит рулевая рейка, является ослабление крепежей. Болты и гайки могут периодически ослабляться, что в результате приводит к люфту и усилению вибрации. Проблему можно быстро решить, подтянув крепежи.
Также распространенная причина — повреждение или расслоение резиновых кожухов. В результате нарушения герметичности, в механизме быстро накапливается грязь, из-за чего может выйти из строя опора скольжения.
Важно определить, откуда идет стук. В движении может показаться, что стучит рулевая рейка, но дело может быть и в рулевых тягах или рулевом наконечнике. К слову, определить, что виноват наконечник, можно по порванному пыльнику.
Как диагностировать стук рулевой рейки
Если решили выяснить причину стука рулевой рейки без поездок на СТО, то пригодится помощник. Что надо делать:
- заглушить двигатель, поставить авто на ручник, усадить напарника за руль;
- залезть под машину в районе рулевой рейки, скомандовать другу повращать руль;
- постараться понять откуда слышен стук;
- осмотреть пыльник, нет ли где повреждений или подтеков (если есть, скорей всего, причина стука в том месте).
Можно ли ездить если стучит рулевая рейка?
Как стучит рулевая рейка, и как ее проверить: видео
Ездить с подобными неполадками можно непродолжительное время. Но важно знать, что будет если стучит рулевая рейка. Ведь некоторые автомобилисты проезжают до 40 000 км с данной неисправностью не зная о последствиях. Когда стучит рулевая рейка эксплуатировать машину довольно опасно, это может привести к потере контроля во время движения!
Стук в рулевой рейки характерный, хотя многие и путают его с неисправностями других элементов подвески. Если проблема в уплотнителе, то стук будет звонким, а вибрация лишь немного будет отдавать на руль. Если же неисправна эластичная муфта, то вы сразу поймете, как брякает рулевая рейка. Звук будет глухим, но вибрация будет сильно слышна на руле.
Как уберечь рейку от стука
Чтобы избежать неисправностей рулевой рейки и продлить ей жизнь стоит отказаться от лихой езды по ямам на виражах, если такова практикуется. Привычка резко ускоряться и тормозить в последний момент тоже весьма вредит рулевой рейке. Это происходит потому, что если передние ведущие колеса нагружены тяговым или тормозным моментом, то удары от неровностей, приходящее, на рулевое, становятся гораздо чувствительнее.
Еще часто рулевая рейка приходит в негодность из-за небрежной парковки. Использование бордюра в качестве отбойника, приводит к высоким нагрузкам на колесо под углом 45 градусов. Убийственный толчок передается в механизм рулевого управления и провоцирует выкрашивание зацепления.
Регулярные профилактические осмотры, замены люфтящих деталей и поврежденных пыльников помогут продлить срок эксплуатации рулевой рейки. Именно поэтому некоторые водители регулярно сталкиваются с ремонтом рулевого механизма, а другие спокойно ездят годами.
Во сколько может обойтись стук в рулевой рейке
Если рулевую рейку не уберегли и ее надо менять, хорошо бы иметь представление, во сколько обойдется такое удовольствие. Естественно, что цены на запчасти для иномарок на порядок выше, чем для отечественных автомобилей. Но стоит отметить, что ценовой разброс на детали рулевого механизма среди зарубежных авто весьма существенный.
Так, если средняя цена рулевой рейки на ВАЗ составляет порядка 130 долларов, то для иномарок цена может колебаться от 200 до 500 баксов. Это если покупать рулевую рейку без ГУРа, тяг и наконечников. Цена рулевой рейки в сборе существенно выше – для ВАЗа начиная с 230 долларов, а покупка рулевой рейки в сборе для зарубежного автомобиля может колебаться от 1000-1500 долларов и выше.
Разумеется, если менять рейку не самостоятельно, а с помощью специалистов, то их услуги тоже не бесплатные и расплачиваться за стук рулевой рейки придется дороже.