Изготовление воздушного сигнала для автомобиля 12 Вольт своими руками: от теории к практике
Воздушный сигнал на авто служит для привлечения внимания участников движения, особенно пешеходов. Если не удовлетворяет штатный сигнал, можно его заменить или поставить дополнительный. В статье рассматривается устройство, принцип работы сигнального устройства, а также дается инструкция, как смастерить воздушный сигнал для автомобиля 12 Вольт своими руками.
Устройство и принцип работы воздушного сигнала
Первые клаксоны стали выпускать в 1908 году. В переводе с греческого слово клаксон означает «вой». Первые звуковые сигналы представляли собой конструкцию, которая состояла из пластины с пружиной, закрепленной заклепкой посередине.
Зубчатое колесо при вращении соприкасалось с пружинящей пластиной, и воспроизводился специфический звук. Чтобы усилить звук и направить его в определенную сторону, устанавливался рупор. Позже появился клаксон, в котором шестерня вращалась благодаря электричеству.
Благодаря техническому прогрессу сигнальные устройства усовершенствовались. Современная система звуковой сигнализации включает в себя звуковые сигналы (один или несколько), выключатель, реле звуковых сигналов и провода для соединения.
- по устройству: с рупором и без него,
- по звучанию: тональные и шумовые,
- по принципу действия: пневмонические, электронные и электромагнитные.
Электропитание сигнальные устройства получают от бортовой сети электрооборудования автомобиля.
Рассмотрим конструкцию и принцип действия сигнальных устройств.
Пневмонические
Принцип действия аналогичен «гуделкам», которые устанавливались на первых автомобилях и конных повозках. Из компрессора подается под давлением воздух, который движется через специальную трубу, создавая вибрации и заставляя ее издавать специфические звуки. Такие устройства достаточно дорогие независимо от формы и конструкции изделия.
Пневматические устройства отличаются мощностью сигнала и формой труб. Их частотный диапазон создается трубами разной тональности. Чтобы обеспечить их звучание, необходимо устанавливать компрессор, который способен обеспечить давление не менее 6-10 атмосфер. Число рожков может быть разное, от их количества зависит мелодичность сигнала. При установке пневматического сигнала на автомобиль дополнительно нужно устанавливать реле с программой, которая будет управлять открытием и закрытием электромагнитных клапанов.
Электромагнитные
В основе этих устройств лежит электромагнит. Он присоединяется к основной детали сигнала – мембране. Обмотка сердечника электромагнита через прерыватель соединена с аккумулятором. С массой автомобиля клаксон соединяется с помощью кнопки. При нажатии водителем на сигнальную кнопку стержень сердечника начинает двигаться, заставляет вибрировать мембрану. В итоге, раздается мощный звук (автор видео tora 18).
Клаксоны электромагнитного типа различаются звуковым излучателем:
- Дисковые («блины»). Могут быть разборными и неразборными. Второй вид компактнее, поэтому занимает меньше места в автомобиле. Кроме того, дисковые сигналы могут быть закрытыми и открытыми. Устанавливаются дисковые клаксоны либо под капотом, либо на виду. Возможна установка нескольких гудков разной частоты и тональности.
- «Улитки». Эти устройства сложны в установке, так как раструб имеет изогнутую форму и должен быть направлен открытым концом вперед. Мощность сигнала очень большая. Они издают настолько громкий звук, что он давит на барабанные перепонки. Гудки выпускаются двухтональные, но можно установить реле, благодаря которому напряжение будет поступать на обмотки поочередно, в результате будет звучать заданная мелодия.
- «Рожки». Раструб этих клаксонов напоминает формой «распрямленную улитку», внешне выглядит как горн или труба. Они издают хуже звук, но их удобнее размещать под капотом.
В конструкции электронных клаксонов используются генератор звуков и динамик.
Отдельного внимания требуют VIP сигналы, которые устанавливаются на спецмашины. Их часто называют «крякалками», так как издаваемый ними звук напоминает крик утки. Хотя их применение запрещено, водители устанавливают «крякалки» на свои автомобили.
На современных транспортных средствах часто сигналки используются парами. Один клаксон устанавливается с высокой тональности, а второй – с низким тоном. Вместе они производят красивые и сильные звуки.
Сигнальные устройства используются в охранных системах. В этом случае они применяются как сторожа для охраны автотранспорта. Сигнал подается в случае попытки угона или несанкционированного проникновения внутрь машины. Управление сигналом осуществляется дистанционно с брелока.
Пошаговая инструкция по изготовлению
Многих водителей не устраивает штатный сигнал, так как его порой плохо слышно при интенсивном дорожном движении. Поэтому автолюбители устанавливают дополнительные клаксоны на свою машину. Можно купить готовое устройство, но это будет стоить недешево. Можно установить простейшую «крякалку» своими руками.
Инструменты и материалы
Для изготовления воздушного сигнала на легковой автомобиль своими руками необходимо подготовить следующие инструменты и материалы:
- корпус, в котором будет помещаться устройство,
- динамик для воспроизведения сигнала,
- набор инструментов,
- транзисторы Кт 805 или Кт 819, вторые предпочтительнее, так как у них больше мощность,
- конденсаторы,
- выключатель,
- микросхема TDA 2005,
- резисторы,
- светодиоды, чтобы увеличить нагрузку,
- электронную сигнальную установку для велосипеда или несимметричный мультивибратор.
В качестве источника питания используется аккумуляторная батарея, которая обеспечивает напряжение в 12 В, достаточное для питания сигнального устройства.
Этапы
Если для изготовления крякалки использовать несимметричный мультивибратор, то он собирается по следующей схеме:
Питание поступает на мультивибратор от АКБ автомобиля. Для увеличения мощности звука, нужно изготовить усилитель. Для этого нужно собрать мостовую схему, основу которой составляет микросхема TDA 2005.
После того, как собран усилитель, его вместе с мультивибратором помещают в металлический корпус, который размещают на радиаторе с помощью крепежа. Для воспроизведения звука можно использовать обычную динамическую головку 25 гд или ее аналог. Она помещается в подкапотное пространство и подключается к выходу усилителя. Для включения клаксона нужно разместить в удобном месте кнопку выключателя.
Для подачи сигнала, имитирующего кряканье, нужно нажать на кнопку. При нажатии кнопки в мультивибратор начинает вырабатывать переменные импульсы, которые и генерируют звуки, напоминающие кряканье утки. Усилитель делает звук отрывистым и более мощным. Для усиления громкости можно воспользоваться металлической трубой длиной около 20-30 см, поместив в нее динамик. Воздушный сигнал, собранный своими руками, размещенный под капотом, будет издавать достаточно мощные звуки, которые привлекут внимание участников дорожного движения.
Заключение
Звуковой сигнал на авто используется с целью привлечь внимание человека, воздействуя на орган слуха. Такое воздействие может оказать на человека как позитивное, так и негативное влияние. Это зависит от используемого частотного диапазона, который воспринимает человеческое ухо. Это необходимо учитывать, применяя сигнал на транспортном средстве. В специальной аппаратуре используются звуки, не раздражающие слух человека своей тональностью, не создающие эффект неожиданности, который может напугать и вызвать неадекватную реакцию.
Следует помнить, что использование самодельного клаксона не разрешается законодательством. За его использование может применяться админвзыскание в виде наложения штрафа.
Цена вопроса
Самодельный воздушный сигнал обойдется в 200-500 рублей, которые будут необходимы для покупки нужных деталей. Стоимость готового сигнального устройства зависит от конструкции и использования дополнительных приспособлений.
1. Двутональный звуковой сигнал (цена — 850 руб.)
2. Воздушно-звуковой сигнал Vitol Elephant CA-13004 (цена — 990 руб.)
Видео «Пневмонический клаксон своими руками»
В этом ролике рассказывается, как сделать воздушный сигнал своими руками (автор видео dimonchik445).
Подключение звукового сигнала
питание надо напрямую на аккум кидать через реле, спец.проводом, например силиконовым, толстым, а сигналить как обычно.
из опыта: задержка при нажатии, зимой иногда вообще не гудит.
ничего сложного в схеме не вижу. где написано 4мм квадратных, то это сечение проводника, ну и так далее.
вообщем, плюс кидаешь через пред на 30 Ампер на клемму 30 на реле, земля, т. е. масса, кидаешь с клеммы 86 на массу авто в любом месте, зачистить, нанести смазку (можно литол даже, что бы не ржавело), на клемму 85 реле надо кидать провод который у тебя выходит на родной сигнал, ну а уже с клеммы 87 берешь плюс на насос, а второй провод на насосе на массу авто.
думаю ничего непонятного не написал, но можешь сделать ещё проще, реле на сигналы на марках уже стоят в коробке под капотом, пред просто замени пред на более мощный (тот же 25-30 Ампер) плюс который идет на сигнал родной цепляй на плюс насоса, ну и соответственно минус насоса на массу.
У меня вообще волговские стоят, нах эти дудки (не для марка они, скорее для таза =)) как выше написали зимой до -25 работают потом молчат. оно тебе надо. так что нужно ставить что проще. у меня один родной сгорел ни с того ни с сего, купил от волги, поставил туда же на те же крепления что родные и по тонам тоже, работают на ура.
Сообщение от 6 6 6
Сообщение от 6 6 6
Сообщение от Серго*
Сообщение от Nik aka Zlyuka
ничего сложного в схеме не вижу. где написано 4мм квадратных, то это сечение проводника, ну и так далее.
вообщем, плюс кидаешь через пред на 30 Ампер на клемму 30 на реле, земля, т. е. масса, кидаешь с клеммы 86 на массу авто в любом месте, зачистить, нанести смазку (можно литол даже, что бы не ржавело), на клемму 85 реле надо кидать провод который у тебя выходит на родной сигнал, ну а уже с клеммы 87 берешь плюс на насос, а второй провод на насосе на массу авто.
думаю ничего непонятного не написал, но можешь сделать ещё проще, реле на сигналы на марках уже стоят в коробке под капотом, пред просто замени пред на более мощный (тот же 25-30 Ампер) плюс который идет на сигнал родной цепляй на плюс насоса, ну и соответственно минус насоса на массу.
У меня вообще волговские стоят, нах эти дудки (не для марка они, скорее для таза =)) как выше написали зимой до -25 работают потом молчат. оно тебе надо. так что нужно ставить что проще. у меня один родной сгорел ни с того ни с сего, купил от волги, поставил туда же на те же крепления что родные и по тонам тоже, работают на ура.
Как подключить 4 контактное реле на сигнал
Всем привет, вот сижу попиваю пивко, читаю ленту и в очередной раз вижу "Собрал по схеме, не работает помогите".
Попытаюсь объяснить, как оно работает, зачем оно нужно и как его подключить.
1. Вот самое обычное 4 контактное реле
2. На нем на крышке есть схема ножек
Контакты 85 и 86 — это катушка.
Контакт 30 — общий контакт
Контакт 87 — нормально-разомкнутый контакт
Внизу сами ножки имеют такие же маркировки.
3. Как его правильно подключить
Из расшифровки контактов понятно, что пока на реле не подан управляющий сигнал (+), То контакт 30 и 87 разомкнут.
4. Принцип действия
В состоянии покоя, т.е., когда на катушке нет питания, контакт 30 разомкнут. При одновременной подаче питания на контакты 85 и 86 (на один контакт «плюс» на другой — «минус», без разницы куда что, если на реле нет маркировки диода) катушка «возбуждается», то есть срабатывает. Тогда контакт 30 соединяется с контактом 87.
5.Зачем оно нужно
Реле — электрическое устройство (выключатель), предназначенное для замыкания и размыкания различных участков электрических цепей при заданных изменениях электрических или неэлектрических входных величин.
Типы реле могут различаться по управляющему сигналу и по исполнению, не будем останавливаться на этом.ем более все это есть на той же википедии. Отметим лишь, что наибольшее распростран
:
Реле предназначено для коммутации больших токов нагрузки. Другими словами является переключателем, а еще проще — принцип работы реле — малым током (например сигналом кнопки) включать цепи с большим током. А используют реле, когда исполнительное устройство (стартер, генератор, вентилятор, обогрев зеркал, клаксон и т.д.) потребляет больший ток (до 30-40 ампер).
НАПРИМЕР: Для того чтобы с маленькой кнопочки завести двигатель, необходимо, чтобы включился стартер, который потребляет от 80 до 300 ампер. Если не использовать реле, тогда кнопка не выдержит большого тока и расплавится, также как и не предназначенная для больших токов проводка. Поэтому, делают подключение через реле (между кнопочкой и стартером устанавливают реле), которое по импульсу малого тока кнопки внутри себя замыкает мощные контакты, тем самым включая стартер.
Надеюсь кому нибудь написанное будет полезно.
Если где ошибся пишите исправлю.
Смотрите видео
Подключение сигнала через реле решает сразу же множество проблем, главная из которых – электролиз проводов по причине неблагоприятных условий эксплуатации автомобиля (грязь, влага).
Что понадобится?
Разбираясь, как подключить сигнал через реле, в самом начале надо запастись всем необходимым. В таком случае понадобится:
- Провод (максимальная длина – полтора метра).
- Набор клемм: 4 шт. «мама»; 1 шт. «папа».
- Набор для паяния.
- Реле.
- Звуковой сигнал.
Порядок подключения звукового сигнала
Собрав все необходимые элементы, только теперь можно переходить к самому главному действия – подключению.
- Первый ход, как подсоединить сигнал через реле: снять клемму «-» с аккумулятора.
- Далее надо снять звуковой сигнал, а на его место установить реле.
- Варианты соединения проводов
- На «+» провод, который подключал звуковой сигнал, устанавливается так называемая «пиявка». К ней подсоединяется провод длиной примерно 15 см с клеммами «папа»-«мама»;
- Если нет возможности установить «пиявку», можно зачистить плюсовой провод, далее припаять к нему кусочек провода с клеммой «мама». Место спайки надо герметизировать изоляционной лентой или предварительно одетой термоусадкой.
- Далее провод «+» надо подключить к реле. Для этого к 86-му и 30-му контактам подключается провод с новообразовавшимся отростком.
- Идем далее, разбираясь, как подключить сигнал на ВАЗ или любой другой автомобиль. Теперь нужно подключить к реле оставшийся минусовый провод. Для этого надо использовать 85-й контакт.
- На оставшийся 87-й контакт реле подключается звуковой сигнал.
- Последний шаг: надевается «-» на аккумулятор.
Подключение воздушного сигнала
Если нужно подключить не электрический, а воздушный звуковой сигнал, порядок подключения будет практически такой же, как и описано выше. Отличие состоит в том, что провод от реле идет не на сам звуковой сигнал, а на компрессор (двигатель, который подает воздух в сигнал). А уже к компрессору через трубочки подключаются дудки пневмосигнала.
При нажатии на клаксон воздух от компрессора подается в дудки. С помощью мембраны, установленной в них, и получается звуковой сигнал.
О том, как самому подключить фары, вы сможете прочитать в нашей статье Как подключить фары.
По моему, и так всё понятно, и много раз уже об этом писали, но может быть кому-то пригодиться. Вот например недавно отдал человеку сделанный автомобиль, и со временем у него перестал работать сигнал. Не ездить же по мелочам через всю Москву, вот он меня и попросил ему изобразить схему, сделал, но не пропадать же. Решил выложить на общий доступ.
Описание, постараюсь простым понятным языком:
Два противоположных контакта на реле, под номерами №86 №85, это так называемые управляющие контакты. Если на них подать напряжение, реле замкнется, и тогда через контакты №30-№87 пойдет прямое напряжение. Ну допустим контакта который вам нужно разорвать, и кратковременно замыкать, допустим сигнал.
Почему через реле? Ну возьмем к примеру кнопку салона, контакты на кнопках слабые и не рассчитаны на прямую нагрузку, и если подать плюс от АКБ через кнопку, предположим, на стартер, то после первого же использования кнопка расплавиться. По этому, через кнопку салона подключаем управляющие провода на реле, а прямой плюс к потребителю, в нашем случае сигналу. Таким образом, через реле от АКБ на вход (контакт №87) и на выход (контакт №30) к потребителю (Сигналу).
Что такое управляющий минус? Обычно, на реле на прямую к контакту №86 подходит минус, а ключом (кнопкой) размыкают управляющий плюс. В нашем случае ключ (кнопка) уже есть, это кнопка сигнала на руле. Как она устроена, рулевой вал через подшипники качения соединен с рулевой колонкой и кузовом, и на нём всегда постоянный минус. Далее минус от рулевого вала подаётся на сердцевину рулевого колеса, в самом руле установлен замыкатель, к которому с одной стороны подходит минус от руля, а с другой стороны контакт идет на контактную у круглую пластину (чаще всего медь или латунь) по которой со стороны рулевого вала скользит стационарный контакт, он то и снимает минус с кнопки руля, и отправляет его дальше на сигнал, в нашем случае на реле, на контакт №86. Так что не всё так сложно и покрыто тайной, если вы ни разу не имели дела с электрикой, то не вдавайтесь в подробности, просто подключайте по схеме, которая на мой взгляд довольна проста. Надеюсь моя статья, кому-нибудь поможет.