БТР, БМП, БРМ, БРДМ, БМД
БТР К-16 и БМП К-17 (ВПК-7829). БТР, БМП. (Россия)
БТР К-16 и БМП К-17 (ВПК-7829) — современные российские БТР и БМП. Основаны на платформе «Бумеранг».
Разработка «Бумеранга» велась не на пустом месте — активно использовался опыт, полученный при изготовлении опытных БТР-90. В ходе ОКР «Росток» и «Росток-М» была построена почти дюжина машин, отличающихся применяемыми конструктивными особенностями и техническими решениями. Несмотря на это, при создании «Бумеранга» конструкторы столкнулись со многими проблемами, которые в конечном итоге были
БТР-94. Бронетранспортер. (Украина)
БТР-94 — украинский бронетранспортер. Разработан в 1990-х годах и является модернизацией советского БТР-80. В 1997 году Иордания заказала 50 таких машин. Поставки начались в 2000 году, однако в 2004 — Иордания передала все БТР-94 Ираку.
Корпус БТР-94 сварной из катаной броневой стали обеспечивает противопульную и противоосколочную защиту. Лобовая броня обеспечивает защиту от бронебойных пуль калибра 12,7 мм. Отделение управления с местами механика-водителя и командира находится в передней
БРДМ-2. БРДМ. (СССР)
БРДМ-2 — советская бронированная разведывательно-дозорная машина (ГАЗ-41). Является дальнейшим развитием машины БРДМ. Была разработана конструкторским бюро ГАЗ во главе с В.А. Дедковым в 1959-1961 гг. В июне 1961 г. были завершены полигонно-войсковые испытания машины. В 1962-1965 гг. машина оснащена башенной установкой вооружения, что вызвало задержку с началом ее серийного производства. Ведущим конструктором машины был А.Н. Лебедев. Машина принята на вооружение Постановлением СМ СССР
TPz 1 Fuchs. БТР. (Германия)
TPz 1 Fuchs — немецкий бронетранспортер. Предназначен для использования в мотострелковых подразделениях сухопутных войск бундесвера.
В первой половине 70-х годов в подразделениях бундесвера возникла необходимость замены американских и французских гусеничных БТРов М113 и «Джоркус». Разработка нового колесного бронетранспортера была начата фирмами «Даймлер-Бенц» и «Порше» в 1973 году, а серийное производство новых машин, обозначенных TPz.1 «Фукс» (Лиса), началось в 1980 году на заводе фирмы
«Тигр». Бронеавтомобиль. (Россия)
«Тигр» — российский многоцелевой автомобиль повышенной проходимости, бронеавтомобиль, армейский автомобиль-внедорожник. Заказчиком многоцелевого транспортного средства выступило военное ведомство ОАЭ, выделив на разработку и изготовление опытных образцов 60 миллионов долларов США. Первые образцы Tiger HMTV были представлены в Абу-Даби на Международной выставке вооружения IDEX-2001. Автомобили заказчику понравились, но в результате контракт на поставку Тигра так и не был подписан.
БТР-50П. Бронетранспортер. (СССР)
БТР-50П — бронетранспортер на базе шасси легкого плавающего танка ПТ-76. Внутризаводское обозначение — Объект 750.
Принятый в 1954 году на вооружение бронетранспортер БТР-50П имел такое же вооружение, что и предыдущие машины этого класса. Экипаж бронемашины располагал одним 7,62-мм пулеметом СГМБ. После модернизации конца шестидесятых годов все бронетранспортеры этого семейства были перевооружены пулеметами ПКБ. Пулеметы обоих типов могли устанавливаться на одном из двух кронштейнов: на
M-ATV. Бронеавтомобиль. (США)
M-ATV — американский бронеавтомобиль. Разработан компанией Oshkosh Truck по программе министерства обороны США MRAP (Mine Resistant Ambush Protected). В 2009 году армия США заказала у компании тысячу бронеавтомобилей M-ATV, стоимость одной машины составляла около 470 000 долларов. Стоимость контракта оценивается в 438 миллиона долларов. Комплекты брони для M-ATV поставлял американский филиал Plasan North America израильской фирмы Plasan.
Хорошая мобильность M-ATV, которая определяется
БМД-4. БМД. (Россия)
БМД-4 — современная российская боевая гусеничная плавающая машина. Предназначена для транспортировки личного состава Воздушно-десантных войск, повышения его мобильности, вооружённости и защищённости на поле боя. Авиадесантируется парашютным, парашютно-реактивным или посадочным способом.
Принята на вооружение в 2004 году. Разработана и создана Волгоградским тракторным заводом и является модернизированным вариантом БМД-3. Ранее она обозначалась БМД-3М.
БТР-82. Бронетранспортер. (Россия)
БТР-82 — российский колесный бронетранспортер. Является глубокой модернизацией БТР-80, с двигателем мощностью 300 л.с., с установленным 14,5-мм пулеметом КПВТ (БТР-82) или скорострельной 30-миллиметровой пушкой 2A72 (БТР-82А) спаренными с 7,62-мм пулеметом ПКТМ, электроприводом и цифровым двухплоскостным стабилизатором вооружения, комбинированным всесуточным прицелом наводчика ТКН-4ГА-02 со стабилизированным полем зрения и каналом управления дистанционным подрывом снаряда. Повышена живучесть
БМД-3 «Бахча». БМД. (СССР-Россия)
БМД-3 «Бахча» — советская и российская боевая гусеничная плавающая машина. Десантируется парашютным, парашютно-реактивным или посадочным способом. БМД-3 предназначена для транспортировки личного состава воздушно-десантных войск, повышения его мобильности, вооруженности и защищенности на поле боя.
В начале 1980-х гг. продолжалась работа по созданию БМП, единой для Сухопутных и Воздушно-десантных войск. Для этого были утверждены «Единые тактико-технические требования к шасси легкой
Patria AMV. ББМ. (Финляндия)
Patria AMV — финская модульная многоцелевая колесная боевая бронированная машина.
Разработана фирмой Patria Vehicles в сотрудничестве с финскими силами обороны, использован опыт, полученный при проектировании, разработке и производстве бронетранспортеров для перевозки личного состава серии ХА с колесной формулой 6х6. Они находятся в производстве с 1984 г., всего в настоящее время выпущено около 1000 машин.
С момента принятия на вооружение серия ХА была расширена для выполнения
«Бумеранг». Универсальная колесная платформа для производства БТР и БМП. (Россия)
«Бумеранг» — российская перспективная универсальная колесная платформа средней весовой категории для производства БТР и БМП. Разрабатона ООО «Военно-промышленная компания». Первые образцы были представлены в 2013 году, массовые поставки начались 2015 году. Широкой публике машины представлены на параде Победы в 2015 году.
На основе унифицированной средней платформы «Бумеранг» планируется производить бронетранспортер, колесную боевую машину пехоты, боевую машину с тяжелым
КАКое ИМЕЕТся ОТЛИЧИЕ ИЛИ РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ БМП И БМД, ИЛИ У НИХ 1АКОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ?
Боевая машина десантная (БМД, боевая машина десанта) — боевая гусеничная плавающая машина авиадесантируемая парашютным, парашютно-реактивным или посадочным способом. БМД предназначена для транспортировки личного состава воздушно-десантных войск, повышения его мобильности, вооружённости и защищённости на поле боя.
БМД-1 — десантируются из самолетов типа Ан-12, Ан-22, а БМД-2 — из самолетов типа Ан-22, и Ил-76.
пушкой калибра 73 мм (БМД-1) или автоматической 30-мм пушкой (БМД-2, БМД-3) и спаренным 7,62-мм пулемётом ПКТ в башне кругового вращения;
одной (БМД-2) или двумя (БМД-1) курсовыми пулемётными установками в передней части корпуса;
комплексом противотанкового ракетного вооружения (кроме командирского варианта БМД-2К) .
Специальная гидравлическая система подвески позволяет быстро изменять клиренс, не выходя из машины.
БМД использовались в воздушно-десантных войсках СССР с 1969 года (БМД-1), сейчас находятся на вооружении России и ряда бывших союзных республик.
Боевая машина пехоты, БМП — боевая бронированная гусеничная машина, предназначенная для транспортировки личного состава к переднему краю, повышения его мобильности, вооружённости и защищённости на поле боя в условиях применения ядерного оружия и совместных действий с танками в бою.
В СССР впервые появилась в начале 1960-х гг. (БМП-1).
В отличие от БТР боевые машины пехоты всегда гусеничные (БТР могут быть как гусеничные, так и колесные) . В остальном БМП отличается от БТР лучшей защитой и более высокой огневой мощью, хотя в последнее время разработаны варианты гусеничных БТР на базе танков с противоснарядным бронированием, так что различия между гусеничными БТР и БМП по их боевым свойствам практически исчезли. Отличить такой БТР от БМП можно по основному вооружению, которое у БТР, как правило, пулемётное, а у БМП — пушка от 20 мм и выше, однако это отличие непринципиальное, и многие варианты современных БТР с новыми боевыми модулями это подтверждают. Также принципиальным отличием БМП от БТР можно считать приспособленность к ведению боевых действий в условиях применения ядерного оружия.
Основные характеристики БМП-3 (1987):
масса 18,7 т,
экипаж (десант) 3 (7) чел. ,
мощность двигателя 500 л. с. ,
вооружение:
100-мм пушка-пусковая установка 2А70,
30-мм автоматическая пушка 2А72,
ПТУР 9М117,
три 7,62-мм пулемёта ПКТ.
БМП — боевая машина пехоты
БМД — боевая машина десанта
БМД спроектирована с учетом возможности десантирования с самолета, что накладывает ограничения на вес машины — отсюда меньшая бронезащита и калибр вооружения. То есть это боевые машины совершенно разного предназначения.
БМП-2. Лучше меньше, да лучше
Достаточно быстро, уже к 70-м годам, стало понятно, что основное вооружение БМП-1 – 73-мм орудие 2А28 «Гром» — не годится никуда. Достаточно ярко это показали войны на Ближнем Востоке, где арабские армии не смогли проявить себя лучшим образом и не показали всё, на что было способно поставленное им советское вооружение. Тем не менее, они имели определённые основания кивать на ощутимые эксплуатационные и конструкционные недостатки.
По этому поводу конструкторов советских ББМ собрали в НТК ГБТУ и показали им опытный образец БМП с 30-мм нарезным полуавтоматическим орудием, созданный чехословаками при согласии СССР после инцидента на острове Даманском и Войны Судного дня. Орудие имело кассетное заряжание, в кассете было 16 снарядов.
Конструкторы этому несказанно удивились и отправились думать, что же, собственно говоря, делать, благо в качестве стимула объявили ОКР по теме «Бокс». В конкурсе приняли участие специальное конструкторское бюро Челябинского тракторного завода и ОКБ Курганского машиностроительного завода.
Первые, будучи авторами первой в мире БМП, пошли по нелогичному пути. В одноместную башню установили новое гладкоствольное орудие 2А41 Зарница, которое получило удлинённый ствол, дабы стрелять точнее. Ну и про ПТРК второго поколения не забыли. Башню перекомпоновали, вследствие чего она стала тяжелее и заняла часть места для пехоты при установке на стандартное шасси БМП. А потому для сохранения плавучести и увеличения внутреннего пространства, шасси удлинили на один каток, и теперь их стало семь. Кроме того, переделали нижнюю лобовую деталь – теперь она сваривалась из двух бронелистов. Общая масса машины, получившей обозначение Объект 768, составляла 13.6 тонн. Позже челябинцы разработали на базе 768 Объекта 769-й, основным отличием которого было 30-мм орудие и спаренный с ним ПКТ (у 768 с Зарницей спарили 12.7-мм НСВТ Утёс).
Объект 769, хорошо видно сваренную из двух частей НЛД.
Параллельно курганцы пошли на, с одной стороны, серьёзные изменения конструкции БМП, а с другой – принялись устранять все заявленные недостатки. Решили немного переделать старое шасси и поставить, чуть сдвинув назад, двухместную башню с 30-мм орудием, 7.62-мм пулемётом, ПТРК Фагот и командиром внутри. Почему командира посадили в башню? Очевидно, он видел со своего места за мехводом лишь относительно небольшую область, имея огромную слепую зону. К тому же его прожектор мешал орудию, благодаря чему образуется мёртвая зона около прожектора, так как там орудие надо поднимать. Помимо этого переделали ходовую, добавив гидроамортизаторов и увеличив клиренс, а также для сохранения плавучести потолстевшей на 800 кг машины на борта повесили крылья, заполненные полиуретаном.
Короче говоря, всё отлично, вот только есть одно маленькое но: согласно ОКР всего один год отводился на разработку чертежей и изготовление опытных образцов для проведения заводских и межведомственных испытаний. Причём тут ещё и пушка нужна новая, а это проблема. Решили скооперироваться с туляками из КБ Приборостроения. Там взяли 30-мм авиационную шестиствольную пушку ГШ-6-30, оставили один ствол и сделали из него новое орудие. Поначалу даже патроны решили использовать те же, с электрокапсюлем, дабы сохранить унификацию. Но Главное ракетно-артиллерийское управление такого новаторства не оценило, ибо требовало работоспособность орудия в условиях, когда сломается вообще всё. То есть совсем всё, останется только мускульная сила экипажа.
В результате несчастное орудие пришлось переделывать капитально, так как потребовался новый казённик и патроны. Кроме того, нужно было сделать несколько режимов огня – одиночными и очередями с темпом 250 и 600 выстрелов в минуту по 8 патронов за очередь. Причиной такого изменения стали закулисные разборки – ГРАУ уже заказало другому КБ разработку Зарницы, так что проработку 2А42 хотелось спихнуть к началу, дабы не возиться с ним. В принципе, у них были на то основания, так как 2А42 долго не могли заставить стрелять, а когда заставили…
Проблема оказалась в том, что орудие носило практически по всему креплению. Вопрос решили, доработав крепление, стабилизатор и прицельные приспособления. Кроме того, никак не могли сделать нормальный, не заедающий механизм заряжания. Да и загазованность создавалась в отделении серьёзная. Так, на показе Объекта 675 (а именно такой индекс получила машина КМЗ) минобороны Андрею Гречко бойцы, сидевшие в башне, угорели, и им потребовалась медицинская помощь. Был вариант вынести пушку за пределы боевого отделения, однако не срослось. Орудие также получило три вида боеприпасов.
Загрузка 30-мм снарядов
Все эти доработки привели к тому, что машина вместо обещанных 800 кг растолстела аж на 1370. Надо было исправлять проблему для сохранения плавучести. Отказались от пулемётной башенки за мехводом, применили новые типы бронестали, позволившие при сохранении стойкости брони уменьшить её толщину и массу. Вообще бронирование и защищённость курганского Объекта осталась на том же уровне, что и у БМП-1, во всяком случае, у базовой машины.
Внутрь умещаются семеро десантников (шестеро сзади, один спереди слева, прямо за механиком-водителем) и трое челнов экипажа. Передний десантник имел свой люк, задние же получили всего четыре – два верхних и две задних двери. Также у бойцов было восемь амбразур – две для пулемётов и шесть для автоматов, а также возможность установки РПГ-7 и ПЗРК Стрела. Ну и противоатомная защита, конечно, необходимость движения в условиях только что произошедшего ядерного взрыва никто не отменял. Помимо Фаготов в качестве ПТУРов можно было использовать Конкурс, Фагот-М и Конкурс-М с тандемной боевой частью.
Что касается подвижности, то тут ничего неожиданного – двигатель тот же, что и у БМП-1 (300 лошадиных сил, около 20 лошадей на тонну), масса чуть возросла (14 тонн против 13 у предшественницы), но за счёт некоторой переработки ходовой улучшилась проходимость, так что, несмотря на падение удельной мощности БМП-2 ездит практически также, как БМП-1. И плавает за счёт перемотки гусениц.
Тяжело в учении – легко в очаге поражения
Маршал СССР Андрей Гречко
Итак, в октябре 1975 года в Кубинке маршалу Гречко показывают три новых машины – новый лёгкий плавающий танк из Волгограда, курганский объект 675 и челябинский Объект 768. И маршал предложил решение – иметь на вооружении две разных машины – и с 2А42, и с Зарницей. Таким образом, курганцы занялись опытно-конструкторскими работами на тему установки Зарницы. В то же самое время ГРАУ, проталкивавшее Зарницу, и ГБТУ, желавшее 2А42, спорили, что и в каких пропорция принимать на вооружение. В итоге приняли решение устроить сравнительные испытания.
Короче говоря, победа осталась за 30 мм. И пошли войсковые испытания. В 1980 году машина прошла тяжелейшие проверки на Северном Кавказе и в Туркмении. Они имели условное название Вершина. Поначалу новые БМП гоняли по полигону, где они катались по степи и постреливали из пушек и ПТУРов по целям, чуть однажды не убив кучу народа из-за ошибки экипажа. После этого показа машины перебросили за Дон, и они отправились своим ходом в Северную Осетию. Там на полигоне тренировали горную стрельбу. Также учились водить в горах. В ходе обучения отдельный испытательный батальон прошёл из Северной Осетии до полигона в Грузии своим ходом по пересечённой местности. Оттуда поехали в Армению и столкнулись с серьёзными температурными перепадами – от +35 градусов внизу до снега в горах. Из Армении через Азербайджан до Каспия, а оттуда в Туркмению, в пустыню Кара-Кум, где БМП показали, что всё ещё превосходят колёсные БТР-80 по проходимости, несмотря на немаленькую массу. Тем не менее, испытательный батальон так же, как и испытательный батальон БТР-80, столкнулся с поломками ходовой, которые военные и представители промышленности ликвидировали сами. Спустя пару лет подобные испытания проводились в Сибири и в Средней Азии.
Вот за это их полюбили в Афганистане. За углы вертикальной наводки, позволявшие стрелять почти вертикально вверх.
Небольшую партию в 1980 году отправили в Афганистан, несмотря на задержку в принятии на вооружение. И именно Афган, где БМП-2 показали себя наилучшим образом, стал наконец для БМП-2 трамплином в штаты армии. В 1981 году БМП-2 принимают на вооружение, отправляют в Афган и ГСВГ, а потом и в другие округа.
Двойка на учениях Запад-81
Машина показала высокую надёжность, однако проблемы с освоением существовали. Доходило до того, что в одном из испытательных батальонов экипажи выяснили, что стрелять можно очередями, только когда к ним прибыл представитель КБ КМЗ! Но зато в Германии машину осваивали быстро. Экипажи отмечали, что новая БМП стала более уравновешенной, меньше клевала носом при торможении и входе в воду. Более того, несмотря на первые проблемы, машина оказалась очень простой в эксплуатации. Настолько, что тот же Суворов рассказывает, как в 1994 году учил восьмилетнего сына стрелять из БМП. По его словам, мальчик отстрелялся прилично.
Естественно, что за легкоэксплуатируемость ухватились экспортные заказчики. Тут и страны ОВД, и бывшие советские республики, и чуть ли не весь Ближний Восток кроме Израиля, и Финляндия… Короче говоря, эксплуатировалась и эксплуатируется (у одной только России их порядка 5 тысяч в действующей армии и 1.5 тысяч на хранении) БМП-2 очень активно.
Модификации и модернизации
Их было на удивление немного, видимо, машина оказалась больно удачной.
Первая модификация появилась буквально параллельно с принятием на вооружение базовой машины – БМП-2Д. Собственно, как и БМП-1Д, это была стандартная машина с дополнительными экранами, обеспечивавшими увеличение защищённости в обмен на плавучесть. Ставились экраны на борт, дополнительные бронеплиты на днище в зоне расположения переднего десантника и механика-водителя. На некоторые машины ставили 40 мм автоматический гранатомёт АГС-17. Курганцы ещё разработали БРМ-2, но в производство по неизвестным причинам она не пошла. Зато в серию пошла БМП-2К, то есть командирская. Внешне её можно отличить по наличию второй антенны, а также по переработке внутренностей — поставили раскладной столик для штабистов и радиостанцию с радистом.
БМП-2М с боевым модулем Бахча-У
А следующие отечественные варианты появились уже на рубеже веков. Белорусы вставили новый прицельный комплекс, а в России пытались установить другие башни и боевые модули. Сначала попробовали установить Бахчу, но это решение оказалось неудачным, так как этот боевой модуль занимал много места. Кроме того, десант сократился всего до 5 человек, из-за броневых экранов машина теряла плавучесть, да и слишком дорого обошлась бы переделка базы БМП-2 под Бахчу-У. Машина получила индекс БМП-2М, была построена в единственном экземпляре.
БМП-2М с боевым модулем Бережок. Обратите внимание на панорамный прицел и пусковые установки ПТУР на борту башни
Потом появился конкурс Бережок, по которому в КБ Приборостроения в Туле прошли ОКР по новому БМ. Новая башня получила систему управления огнём, АГС-30М и ПТУР Корнет-М (4 установки по бортам башни, перезарядка в бою невозможна). Первоначально в 2005 году с Алжиром заключили контракт на модернизацию их БМП-2 в количестве 300 машин до уровня БМП-2М Бережок. А с недавнего времени БМП-2М идут и в российские войска — всего к модернизации планируется 540 машин до 2025 года.
На крыше спаренная Атака
Но была и третья БМП-2М, на сей раз разработки Курганмашзавода. Курганская БМП-2М имела старую башню и комплекс вооружения с одним очень существенным но: вместо ПТРК Корнет на крышу была установлена спаренная пусковая установка для ПТУР Атака. Кроме того, машину обвесили дополнительными броневыми и противокумулятивными экранами, а также специальной динамической защитой на определённых участках брони (всё это разработки НИИ Стали). Расплачивалась машина, конечно же, потерей плавучести. Считается, что защита позволяет курганской БМП-2М выдерживать обстрел крупнокалиберными пулями со всех ракурсов.
Индийское чудо инженерной техники
Что касается заграничных вариантов – больше всех отличились индусы. Они, получив, лицензию, построили 1200 БМП-2, присвоив им обозначение Sarath, а заодно создали множество вариантов. Тут и инженерный радиолокационный разведчик (всё вооружение, кроме дымовых гранатомётов снято, зато внутри эхолоты, лазерные дальномеры и прочее оборудование), и бронированный бульдозер AAD (два члена экипажа, расположенных спина к спине, башня снята), и установки ПВО на удлинённой на один каток базе БМП-2.
В связи с конфликтом в Сирии стали появляться новые модификации. Так НИИ Стали предложила комплект повышения защищённости, состоящий из противокумулятивных решёток и лёгкой динамической защиты.
Ратные подвиги
Для всей советской бронетехники Афганистан стал тяжелейшим испытанием, так как пришлось столкнуться с той войной, для которой эта техника не предназначалась. Естественно, что потери оказались очень большими. Собственно говоря, БМП-2 пришлась Ограниченному Контингенту Советских Войск по нраву, так как позволяла бить почти вертикально вверх. Да и воздействие по пехоте у 2А42 было куда выше, чем у 2А28. Однако остальные концептуальные недостатки (низкая стойкость к минам, по сути отсутствующая бронезащита) остались прежними, а потому ничего нового относительно БМП-1 я здесь не расскажу.
Окопанная БМП-2 на блокпосту.
Ещё одним тяжёлым испытанием стала Чечня, где проявились те же проблемы, что и в Афганистане, только помноженные на слабую обученность федеральных войск и высочайшую насыщенность боевиков противотанковыми средствами. О чём речь, если даже элитная Кантемировская танковая дивизия обладала машинами, давно исчерпавшими свой ресурс (по крайней мере, по количеству выстрелов), а личный состав был слабо обучен? Тем не менее, своевременная замена стволов и грамотное обучение ЛС привели к тому, что потери очень серьёзно снизились.
Ещё одним звёздным часом БМП-2, подтвердившим необходимость высокого обучения ЛС, стала Сирия, где БМП-2, которые находятся на вооружении Республиканской Гвардии, несут относительно невысокие потери, грамотно действуя совместно с Т-72 в руках хорошо обученных бойцов, в то время как призывники Сирийской Арабской Армии (и РГ, и САА подчиняются Асаду) на БМП-1 несут куда более высокие потери. Считается, что по состоянию на середину 2013 года было потеряно порядка двух десятков двоек и более пятисот единичек было захвачено или уничтожено. Сирийцы активно модернизируют свои машины, навешивая всяческие экраны. И в принципе, они двойками довольны, благо надёжность и эффективность высокие, а потери невелики.
Помимо Сирии, Чечни и Афгана двойки повоевали по всему СНГ.
БМП-2 стала тем, чего ожидали конструкторы ещё в шестидесятых – эффективной машиной поддержки наступающей пехоты в условиях манёвренного боя. Несмотря на все программы модернизации, это всё ещё слабо защищённая лёгкая бронемашина, способная, впрочем, как следует обстрелять любого, кого увидит. Так что неудивительно, что именно БМП-2 до сих пор является основной БМП российской армии, несмотря на наличие куда более совершенной БМП-3. Впрочем, возможно БМП на базе платформы Курганец-25 исправит эту ситуацию.
Источник: Cat_Cat Автор: Александр Старостин
Личный тег автора в ВК — #Старостин@catx2
Лига историков
9.2K поста 38.5K подписчика
Правила сообщества
Для авторов
— уважение к читателю и открытость
— регулярность и качество публикаций
— умение учить и учиться
— бездумный конвейер копипасты
— публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
— простановка тега [моё] на компиляционных постах
— неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
— видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
— дискуссии на тему постов
— уважение к труду автора
— личные оскорбления и провокации
— неподкрепленные фактами утверждения
Как бывший наводчик-оператор этой шайтан-машины, могу отметить одно-нихуя блять не работающая система дымоудаления! После пары долгих очередей начинали задыхаться все, благо корпус у нее без перегородок, нет разделения на отсеки.
Пару раз вытаскивали и меня с КБМом, а отключившийся мехвод во время езды это отдельная история.
И дело не в том, что встроенная вентиляция не работает, она работает через жопу
Из Сирии было видео, где в двойку что-то прилетело через крышу, пробило дыру в днище, и она еще своим ходом уехала.
Жаль нагуглить не могу =(
Кстати, а как у двойки с расходом? Копейка, если из л/ч пересчитать, хавала 100-120 л/100км.
Норм машина за неимением другой — только на ней лучше не заигрываться и в задницу не лезть. Пушка далеко не калаш, капризная, да и после двух км очередями — как бык поссал.
Кстати, а вот такой вопрос: почему что на «единичке», что на «двойке» задние двери распашные, а не аппарель?
Эксперты скажите пожалуйста, чем БМП лучше Южноафриканского мародера?
Не подумайте что умничаю, но неужели из композитных материалов невозможно собрать более мобильной, и более универспльное транспортное средство?
Ну вариантов и немного. БМП-3 всего 500 штук в войсках(читал что до конца 2017 должны были еще 200 штук получить, но о том выполнено не могу сказать).
Чему учили малышей англичане в 1822 году?
Об этом рассказывает «Книга уроков тети Энн для очень маленьких детей». Ее короткие истории учат, например, безопасному обращению с оружием:
ЗАРЯЖЕННОЕ РУЖЬЕ
– Оставьте это ружье в покое, Чарльз; не трогайте его.
– Почему, оно ведь не заряжено, – сказал Чарльз. – Я видел, Том выстрелил из него перед тем, как вошел.
– Неважно, – сказала Мэри. – Оставьте его в покое, мастер Чарльз. Вам часто говорили, сколько людей было убито, когда дети играли с ружьями и направляли их на своих братьев и сестер.
Хорошо, что Чарльз послушал горничную Мэри, потому что ружье было заряжено; если бы он взял его в руки, то мог бы застрелить себя или Мэри.
Терпимости к меньшинствам:
Амбар – большое здание, и очень полезное. В нем хранится вся наша пшеница, и овес, и сено, и солома.
Мы можем повесить в нем качели; в холод и мороз мы можем позволить бедным цыганам, у которых нет своих домов, приходить и спать в нем.
Они никогда не крадут наших кур, уток, свиней или овец; напротив, они делают нам красивые корзины, коврики, сети и спички. Летом они живут в палатках на общем лугу, а зимой мы позволяем им приходить и спать в нашем амбаре.
Уважению к трудящимся:
– Да я бы лучше голодал, чем имел грязные ладони, голые руки и лицо, темное от дыма и сажи, – сказал Джон Болд, когда ехал с мамой в ее карете мимо кузницы.
Честный человек делал свою работу, подковывая лошадь.
Когда карета возвращалась, было темно; шел дождь со снегом, дороги были очень ухабистыми, и их сильно трясло. Вскоре чека колеса, которая держит его на оси, выскочила; они были в бедственном положении и не могли ехать дальше.
Тогда один из слуг пошел и заказал кузнецу другую чеку. Как мы видим, это хоть и грязная работа, но очень полезная.
Умению видеть возможности:
– Выбросьте эти некрасивые луковицы, – сказал Роберт. – Их не должно быть в моем саду.
– Это не те луковицы, которые едят, мастер, – сказал человек. – Это корни прекрасного цветка; оставьте их в покое до июня, и вы увидите, как весело будет выглядеть ваш сад.
Но Роберт был своенравным мальчиком; на другой день он выкопал все луковицы, как он предпочитал называть их, и выбросил за стену на луг.
Мимо проходила бедная маленькая девочка, которая собирала грибы на продажу; она подобрала луковицы и принесла домой. Ее мать знала, что это такое, и посадила их в своем маленьком саду. Она вырастила прекрасные тюльпаны, продала их на рынке и купила пару туфель.
Правильной расстановке приоритетов:
ДОБРЫЙ ПАПА
Папа был честным бакалейщиком; он долго говорил, что купит прекрасную лошадь, чтобы ездить верхом, с очень красивыми седлом и уздечкой. Но он изо дня в день откладывал это, и вот прошел целый год, а прекрасная лошадь так и не была куплена.
Наконец, на Новый год, Фрэнк сказал:
– Отец, почему бы вам не купить лошадь, как вы говорили? Она стоит всего пятьдесят фунтов; я видел, как вы отсчитали пятьдесят фунтов банкнотами сегодня утром.
– Это верно, Фрэнк, – сказал его отец, – но у меня уже нет этих денег. Я только что оплатил твою учебу за год, и я пока не могу позволить себе лошадь; ведь лучше тебе научиться читать, чем мне разъезжать верхом.
Также они учат азам религии вместе с природоведением («Как добр Господь, который дал нам воздух, чтобы мы дышали и жили!»), хорошим манерам, послушанию старшим, любви к животным и т. д.
Автор: Нина Манчева.
Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!
Авианосный планер
Автор: Павел Леонов (@PaulKenig).
На протяжении многих лет самолет-разведчик U-2 летал с баз на территории США, Британии, Кипра, Франции, Индии, Пакистана, Южной Кореи, Тайваня, Таиланда, Турции, Южного Вьетнама и еще нескольких мест. Впрочем, даже с радиусом в три тысячи миль он не мог дотянуться до каждого места, которое было бы интересно разведке США.
Поэтому Ричард Бисселл, глава программы U-2, подумал что будет неплохой идеей размещать самолеты на авианосцах. Как он вспоминал, «Флотские были заинтересованы, когда я подошел к ним [потому что флот с 1957 года строил заходы для получения доступа к программе U-2], а вот ВВС отказались участвовать». 25 мая 1963 года генерал-лейтенант Маршалл Картер, получил меморандум от Джеймса Каннингема, помощника директора Управления Специальных операций, в котором требовалось обеспечить авианосное размещение U-2.
К середине 1963 ЦРУ запустило проект «Китовая сказка» (по некоторым версиям, «Китовый хвост» — Whale Tale/Whale Tail), который должен был адаптировать самолет к авианосным операциям. Сама схема самолета (почти планер) позволяла взлетать с палубы при сильном ветре. Малая посадочная скорость позволяла проще садиться на палубу авианосца, единственное, что требовалось — выставить тормозные тросы на минимальную высоту. Скорость авианосца в 30 узлов позволяла обеспечить скорость набегающего потока в 50 узлов, чего хватало для взлета с полной загрузкой.
Уже в августе 1963 темной ночью в Сан-Диего, на базе Норт-Айленд, на палубу авианосца «Китти Хок» краном погрузили самолет, и утром пятого августа, уже удалившись от побережья Калифорнии, пилот-испытатель «Локхида», Боб Шумахер, поднял самолет с полной загрузкой с палубы в 321 фут (97 метров).
Грузят ночью. Фото шпионского качества.
Он сделал несколько заходов, а потом постарался сесть. Вот этот маневр не очень удался, самолет совершил жесткую посадку, ударился о палубу законцовкой крыла и чуть снова не взлетел в конце палубы.
На палубе «Китти Хока»
Впрочем, по меркам палубной авиации — это норма, так что ВМФ США из трех U-2A сделали U-2G. Усилили им шасси, добавили тормозной гак и дополнительные закрылки, чтобы избежать взлета при посадке (обеспечивал рассеивание аэродинамического потока, который образовывался между палубой и крылом). На них нанесли гражданские серийные номера и обозначения Управления военно-морских исследований.
Тот самый тормозной гак
Первая успешная посадка доработанной версии состоялась 2 марта 1964 года. После нескольких тренировочных заходов, Шумахер сел на палубу авианосца «Рейнджер». Впрочем, при этой первой посадке самолет зарылся носом и сломал трубку Пито (измерение скорости набегающего воздушного потока) на носу.
Сломали трубку, починили тут же посильным методом
В течение нескольких дней тест-пилот «Локхида» и несколько пилотов ЦРУ совершали вылеты и учились садиться на «Рейнджер». По итогам флот признал пятерых летчиков ЦРУ допущенными к авианосным операциям.
Самолет в авианосном ангаре «Китти Хока»
Единственная известная их операция — это вылет на французские ядерные испытания на атолле Муруроа во Французской Полинезии. Ее назвали «Fish Hawk» — «Скопа». После получения Алжиром независимости от Франции, те лишились пустыни, в которой могли проводить ядерные испытания. Французы провели испытания в удаленном участке Тихого океана, но не скрылись от внимательных глаз добрых союзников. Результаты разведки утвердили американцев во мнении, что Франция готова к полномасштабному производству ядерного оружия в течение года.
Видеоролик с посадочными операциями
После этого на протяжении нескольких лет пилоты ЦРУ обучались авианосным операциям, но у них не было задач (официально). Версия U-2R, которая поступила на службу в 1967 году, была на 40 процентов крупнее предшественника, имела удвоенную дальность и полезную нагрузку в 4 раза больше. Версия для флота с тормозным гаком и складывающимися законцовками крыла (6 футов, 182 см) несла вымышленные обозначения N812X. 21-23 ноября 1969 года на авианосце «Америка» прошли летные испытания. Как водится, первая посадка не удалась, потому что техперсонал забыл снять защелку на тормозном гаке, и он не вышел.
На палубе «Америки»
То же самое, но в цвете
Самому флоту эта идея с разведывательным самолетом очень понравилась, и они запустили отдельную программу в 1973-1974 году, когда два U-2R были модифицированы для флотской разведки. Они получили обозначение U-2EPX. Они получили систему AN/ALQ-110 Big Look (сбор сигналов, излучений и их обработка), AN/APS-116 радар переднего сектора (для обнаружения надводных кораблей, перископов и шноркелей лодок) и инфракрасный детектор. Для использования поисковых устройств, размещенных в самолете, надувался купол под фюзеляжем самолета, куда выдвигались антенны.
Фото в разрезе U-2EPX
Вся информация с разведчика передавалась на надводные корабли (и авианосец-носитель) по программе «Outlaw Hawk/Орел вне закона». Эта программа продолжалась не очень долго, так как выяснилось, что спутниковая разведка на просторах океана обходится дешевле.
Так что самолет с размахом крыла в 31 метр действительно взлетал с палубы авианосца, и производил полеты в интересах ЦРУ, а затем флота США.
Это были интересные времена, не правда ли?
А ещё вы можете поддержать нас рублём, за что мы будем вам благодарны.
Яндекс-Юmoney (410016237363870) или Сбер: 4274 3200 5285 2137.
При переводе делайте пометку «С Пикабу от . «, чтобы мы понимали, на что перевод. Спасибо!
Подробный список пришедших нам донатов вот тут.
Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!
Экстрасенсы на службе ЦРУ
Автор: Владимир Герасименко (@Woolfen).
70-е. Секс, наркотики, рок-н-ролл, Вьетнам — всё это не имело никакого отношения к данной истории. Неудачный брак, развод и депрессия толкают физика Гарольда Путхоффа глубже уйти в работу, чтобы отрешиться от проблем. Но работа над новым лазером для нужд ЦРУ в Стэнфордском исследовательском институте (SRI – лаборатория при Стенфордском университете, работающая на военных и разведку) тоже начинает пробуксовывать, так как заказчик сворачивает финансирование проекта. И тогда коллега Путхоффа, также работавший с ним над лазером, Рассел Тарг, подаёт идею поменять направление деятельности на несколько более экспериментальное. Отец Тарга долгое время был фанатом паранормальщины, и идея исследовать возможности её существования и применения в военных целях казалась ему спасительным кругом и нетривиальным вызовом. Путхофф, симпатизировавший саентологии и допускавший правоту некоторых её постулатов, согласился с Таргом на предложение заняться вопросом.
Гарольд Путхофф
Рассел Тарг
В апреле 1972 года учёные встретились с представителями Офиса по научной разведке (OSI) ЦРУ, которым рассказали об идее исследования. В качестве дополнительного стимула Тарг рассказал, что знает людей, которые знают, что СССР уже ведут работы в этой области. ЦРУшники послушали, покивали, сказали, что всё это очень интересно и они поставят заявку Тарга на рассмотрение финансирования. При этом в то же время группе через одного из совладельцев сети ресторанов «жареной курочки» выделили 10 000 долларов на проведение исследований.
А вы думали, почему наша курочка такая вкусная! (P.S. на самом деле, какой именно ресторан жареной курочки проспонсировал исследования, неизвестно)
В качестве подопытного быстро нашли Инго Суонна, нью-йоркского художника, заявлявшего, что имеет экстрасенсорные способности, и участвовавшего в психических экспериментах в Городском колледже Нью-Йорка. Сначала Суонна отвезли в Стенфорд и провели серию экспериментов с сверхчувствительным магнитометром, который обычно применяли для изучения элементарных частиц. В ходе эксперимента Суонн должен был сосредоточиться на магнитометре, проникнуть внутрь него силой мысли, что удалось зафиксировать: прибор уловил некие необычные всплески электромагнитного поля, ни до, ни после не фиксировавшиеся на приборе. Эксперимент был запротоколирован и отправлен OSI.
Как-то так эксперимент и происходил
Позже, уже в лаборатории ЦРУ, был проведён простейший эксперимент – экстрасенса попросили угадать, что находится внутри коробка спичек. “Я вижу что-то маленькое, коричневое и неправильное, вроде листа или чего-то похожего на него, за исключением того, что оно кажется очень живым, как будто даже движется!” – заявил Суонн и был прав: внутри коробка находился мотылёк. Оба этих эксперимента, а также вышедший в июле 1972 года 200-страничный отчёт Управления разведки Минобороны, собравший множество свидетельств работ СССР над использованием паранормальных способностей человека, убедили OSI дать проекту финансирование. Ключевой целью проекта было исследование возможности наблюдения за удалёнными объектами с помощью экстрасенсорики.
Кроме Суонна, учёным удалось найти ещё одного экстрасенса, который предпочитал не афишировать свои способности – строительного подрядчика Пэта Прайса из Бёрбанка. В основном, на первом этапе эксперименты сводились к всё тому же угадыванию «что в коробке?», попыткам отследить перемещение человека-маяка по карте, а также «удалённого просмотра» окружения, где тот находился. Результаты всех экспериментов были неоднозначными.
Летом 1973 года учёные решили пойти дальше и дать экстрасенсам тест – увидеть некое удалённое место только по его координатам. В ходе эксперимента один из чиновников OSI, настроенный довольно скептично к проекту, дал координаты места, о котором никто кроме него ничего не знал, и достаточно удалённого. Суонн и Прайс в течение следующих суток провели «мысленное путешествие» к объекту и составили текстовое описание, похожее у обоих: оба увидели некую бывшую военную базу с большой антенной. При этом Прайс сумел мысленно проникнуть внутрь и обнаружил в подвале большое число компьютеров и хранилище записей. По словам Прайса он смог разобрать два слова на этикетке картотечного шкафа: это были “Operation Pool . ”, а последнее слово было неясно. Файлы внутри шкафа были помечены как CUEBALL, 14 BALL, 4 BALL, 8 BALL и RACKUP.
Когда эту информацию передали автору координат, тот рассмеялся и сказал, что это «дерьмо собачье», так как он дал координаты своей дачи. Но учёных этот ответ не устроил, так как уж больно похожи были описания объекта, при том, что Суонн и Прайс не могли контактировать, так как не знали друг о друге. Прибыв на место и побродив по окрестности они обнаружили в паре километров описываемый объект, который к их удивлению оказался секретным объектом АНБ по приёму сигналов с спутников-разведчиков. Далее ещё интереснее: упомянутые Прайсом слова были старыми операциями, которые проводились с использованием радиоаппаратуры этой базы. Устроенная проверка не предмет утечки информации ничего не показала.
Также были проведены и два «просмотра» уже по заданию ЦРУ. Первой попыткой был некий военный объект в Уральских горах, который недавно сфотографировали спутники KeyHole. Имея только координаты, оба экстрасенса верно описали окрестности и антенный массив, но ошиблись в числе антенн. Примерно то же относилось и к объекту на берегу Индийского океана (непонятно, чьего). В отчёте по результатам оценки всех этих экспериментов указывалось, что “описания довольно точны и верны в пределах фотографий, предоставляемых спутниками”. При этом отмечалось, что хотя шанс угадать с топографией и расположением объекта и имелся, но это один шанс на миллион.
В результате, хотя были обоснованные сомнения в эффективности работ, а также возможной их фальсифицируемости (экстрасенсы работали из дома, никто не контролировал, какие данные им предоставляют и с кем они контактируют), но проект был продолжен. В связи с большей точностью описаний Прайса и меньшей медийностью было решено впредь использовать только его. Параллельно Путхофф пытался продвигать свои исследования и в научной среде, но его публикация в журнале Nature была встречена разгромными рецензиями.
Учёные при виде статьи Путхоффа
Летом 1974 перед экстрасенсами была поставлена новая задача. На свежих спутниковых снимках ЦРУ заинтересовал объект, обозначенный URDF-3 (Unidentified Research and Development Facility-3 – Неизвестный научно-исследовательский объект 3). Серия снимков показывала, что советы сначала вырыли шахты в скальном грунте, потом опустили туда металлические сферы. Аналитики предположили, что объект может служить для исследования пучков частиц. Подтвердить или опровергнуть данный тезис было решено с помощью экстрасенсов. И тут группу ждало фиаско. Прайс угадал лишь с одним козловым краном, довольно точно нарисованным им, но грубо ошибся в остальных вещах: нарисовал несуществующие дороги, ВПП, заявил, что между четырьмя зданиями нет подземных коммуникаций, хотя фото наглядно свидетельствовали об обратном, указал на наличие нескольких несуществующих зданий. При этом Прайс заявил, что на объекте ведутся разработки для ракет, но в ЦРУ этой оценке на фоне остальных неверных данных не поверили (позже уже в 90е выяснится, что таки да – это была лаборатория ракетчиков).
Из-за неоднозначных результатов проект постоянно висел на волоске от закрытия. Прайс умудрялся каждый раз попасть в точку с одним и жёстко ошибиться с другим, причём, во всех случаях шанс угадать считался мизерным, если не побывать на объекте самому. Наиболее впечатляющим был успех, когда Прайс во время «просмотра» объекта в Ливии случайно нашёл в нескольких километрах от него секретную базу подготовки подводников-диверсантов. Причём ливийская агентура смогла подтвердить реальность объекта лишь несколько недель спустя. К сожалению, о собственной правоте с ливийской базой Прайс так и не узнал, внезапно умерев от сердечного приступа.
После этого ЦРУ тихо прикрыли проект, передав все наработки Управлению разведки Минобороны, которое как раз в этот момент искало подходы к теме. Проекты GRILL FLAME и STARGATE доживут до 1995 года, но так и не дадут однозначного результата.
В 1995 году комиссия Сената случайно узнала о работах по экстрасенсорике в недрах ЦРУ и Пентагона и потребовала отчёт с целью выяснить, на что тратились деньги. Хотя общие затраты там были копеечные по сравнению с другими программами (за 8 лет ЦРУ потратило всего 50 тысяч долларов), но сама тема в 90-е звучала, как дичь. Анализ многочисленных отчётов по проекту так и не смог дать ответа, что это было. Все протоколы экспериментов были неполными, методики проведения опытов не соответствовали критериям научных работ, результаты были сомнительны и малопригодны для систематической деятельности. Не было никаких доказательств, что данные были получены с помощью экстрасенсорики, а не удачи и немножечко мозгов, чтобы слепить из имеющихся в открытом доступе фактов и разумных предположений правдоподобные данные. ЦРУ и Пентагон с выводами доклада согласились и подтвердили, что более подобных исследований вести не будут.
А ещё вы можете поддержать нас рублём, за что мы будем вам благодарны.
Яндекс-Юmoney (410016237363870) или Сбер: 4274 3200 5285 2137.
При переводе делайте пометку «С Пикабу от . «, чтобы мы понимали, на что перевод. Спасибо!
Подробный список пришедших нам донатов вот тут.
Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!
Никогда не верьте кардерам
Автор: Forbidden World.
Максим Игоревич Попов родился в Житомире в 1981 году, вырос на фильме “Хакеры” 1995 года и с подростковых лет решил стать хакером. Хотел быть исключительно вне закона и заработать на этом состояние. Занялся он, конечно же, кардингом, который заразил СНГ 90-ых подобно криминальной золотой лихорадке – ведь это очень легкие деньги, «хакерский» романтизм и анархизм.
В свои 18 лет с техническими навыками у Максима не задалось – пришлось вливаться в «тусовку» на отличном знании английского и «софт скиллс» умениях манипулировать. Занимался обналичкой денег с карт через американские магазины, схема – “вещевуха”.
Но через год эта схема перестала эффективно работать – в Восточную Европу товары практически перестали доставлять из-за чрезмерного процента мошеннических заказов. А вскоре о его заработках узнал местный житомирский криминал и начали требовать «дань».
Пытаясь поменять схему и заработать, Максим собрал свою команду. В 2000 году у них удалось взломать электронную платежную систему E-Money и украсть данные 38 000 клиентов. Позже получилось добраться и до Western Union с 16 000 данных клиентов. Монетизировать взлом они попытались банальным рэкетом. Попов связался с компаниями и шантажировал, предлагая оказать «консалтинговые услуги по безопасности” и уничтожить уже полученные данные за вознаграждение от $50 000 до $500 000.
Им не заплатили – E-Money затягивали переговоры и сотрудничали с ФБР, а Western Union вовсе сами разгласили данные о взломе и на переговоры не пошли.
Криминал Житомира требовал еще «дани», старые «товарные» схемы не работали, выкупы тоже не платили. Максим чувствовал себя в тупике, единственным выходом из которого он видел побег из Украины в США и в сотрудничестве с ФБР как «исправившийся кардер».
Он представлял, что станет работать на правительство США как уважаемый эксперт по безопасности, потом откроет свою фирму по безопасности и будет сказочно богат. American Dream!
8 января 2001 года он зашел в двери американского посольства в Лондоне, а на следующий день он улетел в США, договорившись о взаимном сотрудничестве с ФБР.
Но как только самолет сел, дружелюбные в прошлом агенты ФБР бросили Максима в изолятор и принесли не сделку, а ультиматум. Работать на них, сдавать друзей или тюрьма. Отвезли на конспиративную квартиру с охраной.
Максим не ожидал этого – он думал что у него уже была сделка в Лондоне и должность консультанта, но это были лишь слова. Он попытался саботировать работу, используя редкие сленговые словечки, чтоб предупредить подельников. Но через 3 месяца пришел профессиональный перевод его переписок, и квартира сменилась на тюремную камеру для ожидания суда по его предыдущим преступлениям, «сделка», если ее можно так назвать, была окончательно разорвана. Прокуроры выстраивались в очередь чтоб его судить – ведь дело казалось громким и легким. Максим изображал смелость, слал прокуроров на известные три буквы и преувеличивал свою значимость. А что еще ему оставалось? Его камера была в тюрьме неподалеку от офиса Вестерн Юнион, такова ирония судьбы.
Но агент Эрнест Гилберт из маленького регионального отделения ФБР в Санта-Ане, Калифорния, смог доказать руководству, что сможет использовать Максима для работы с крупнейшей кардерской площадкой на тот момент – CardPlanet. Амбициозная задача, почему бы и не попробовать? Тем более, что посадить всегда успеем.
Гилтберт сам когда-то баловался хакингом во имя любопытства и с самого начала занимался именно киберпреступлениями – он точно знал чего он хочет. Ему нужен был агент с какими-либо связями и отлично владеющий русским языком. Он понимал, что «кнут» не сработал – Максим начал противодействие – пришло время пряника. Гилберт пояснил что «очень уважает его навыки», тем самым потешив эго и предложил справедливую сделку:
— Отсидеть 1,5 года за предыдущие преступления.
— Параллельно работать агентом под прикрытием для сбора «важных разведданных».
— Не работать против старых друзей, только против незнакомцев.
Попов конечно же согласился – любые выезды из тюрьмы стали глотком свежего воздуха, а уж работа за компьютером в сети – предел мечтаний осужденного. Операцию назвали “Ant City”.
Первым успехом стала удачная контрольная закупка у влиятельного кардера с CardPlanet под ником Script – он вскоре был задержан в Украине по запросу ФБР. Правда, через полгода его отпустили. В 2005 его же арестовывали по делу Wikileaks, но и тут его оправдали. А в наше время он стал стал депутатом Верховной Рады Украины от блока Петра Порошенко – вот она украинская мечта! Но не будем отвлекаться)
Попов работал на контрольных закупках и провокациях – это позволило ему наработать «вес» и репутацию в кардерстком сообществе, а ФБР позволило выявить множественные источники утечек карточек.
В феврале 2003 года произошел крупный взлом DPI (Data Processing International) – у них украли 8 миллионов карт. На CardPlanet сразу же появилось предложение по их продаже от пользователя с ником RES. Максим попытался сделать контрольную закупку всех карт за $200 000, но RES ему не поверил. Тогда агентами ФБР в ближайшем отделении банка было снято видео, где Максим на камеру считает необходимую сумму и говорит «Вот, смотри, это настоящие бабки, показываю тебе крупным планом, давай уже решим вопрос!»
Сработало, RES поверил и уточнил, а откуда бабки? Попов ответил заготовленной фразой, что заработал в компании изготавливающей фейковые карты «Гермес-Пласт», вот контакты их руководителя и его почта. Конечно же, компании не существовало – это была ловушка ФБР. Но жадный RES связался с «руководителем» и вскоре отправил туда свое резюме, включая данные паспорта РФ. Кардеры всегда хотят еще более легких денег.
После 8 месяцев работы (8 апреля 2003 года) суд заменил Максиму остаток срока на «судебный надзор» в течении трёх лет, ФБР сняло ему простенькую квартиру на пляже и платило $1000 долларов в месяц на расходы, ведь он еще работал на них. На «Американскую мечту» было мало похоже, гринкарты и разрешения на работу у Максима не было, захотелось домой. Вскоре он выпросил у судьи разрешение навестить Украину с обязательством возвращения в Калифорнию, но, конечно же, не вернулся. Впрочем, ФБР это не сильно расстроило.
Ведь за все время сотрудничества ФБР уже достигло небывалых до того результатов – было вскрыто более 700 утечек, были выдвинуты обвинения многим кардерам, но с экстрадицией было сложно.
В Украине же Максим открыл свою компанию Cybercrime Monitoring Systems (Cycmos), специализирующуюся на анализе угроз и утечек данных крупных компаний. По сути занимался тем же самым, что у ФБР, но только на себя, а разведданные о совершенных или готовящихся атаках продавал в сами компании-жертвы. Хеппи энд? Нет.
В 2004 году Максим неожиданно позвонил Гилберту, заявив, что взлому подверглась электронная почта ФБР.
По словами кардера, ой, простите, уже уважаемого главы компании по кибербезопасности, почту украли у провайдера AT&T, которым и пользовались ФБР. А точкой входа оказался устаревший доинтернетовский протокол X.25.
Гилберт уговорил руководство выделить $10 000 для оплаты консалтинговых услуг компании Cycmos, и вскоре Максим передал им два документа, полученных, по его словам, из электронной почты ФБР:
— 11-страничное досье на одного из администраторов CarderPlanet под ником King Arthur.
— Список полугодовой давности с приоритетных целями ФБР. Ники, возможные имена разрабатываемых кардеров, пометки о сотрудничестве с властями. Всего 100 человек. На списке стояли пометки “Law Enforcement Sensitive” и “Do not transmit over the Internet”.
Это произвело впечатление на Гилберта, Максима попросили копать еще и вскоре он указал на исполнителя – Леонида Соколова, студента СПбГУ, который в общении в сети подтвердил участие во взломе AT&T. Это дело самым крупным в карьере Гилберта!
Но тут начались странности. Агента Гилберта вызвали для дачи объяснений, ведь его имя использовали для вымогательства. Оказывается, через дыру в протоколе X.25 были взломаны не только AT&T, а несколько других компаний, включая EMC – разработчика известного софта по виртуализации VMware (ныне обособленная компания).
В ходе взлома был украден исходный код ядра VMware, а через какое-то время с ними связался некий «Денис Пинхаус». Он предложил помощь в расследовании инцидента и защиту от публикации исходного кода за определенное вознаграждение. В качестве аргумента, почему ему стоит доверять, были указаны контакта агента Гилберта.
Стоит ли говорить, что Денис Пинхаус был известным псевдонимом Максима Попова? Гилберт попытался надавить на экс-агента, позвонив ему и приказав немедленно оборвать все контакты с ЕМС, не предлагать им помощь, иначе это выглядит как криминал. Прокуратура же начала расследование. Гилберт попытался прикрыть Максима, заявив, что Пинхаус ценный агент ФБР, и он им нужен. Прокурор не отступил, получил данные Попова в обход Гилберта и вскоре был выдан ордер на его арест и экстрадицию при первой же возможности, которой не представилось.
Студенту СПбГУ Соколову также было выдвинуто обвинение за взлом AT&T и ордер на экстрадицию, также безуспешно. Через 4 месяца у агента Гилберта забрали все материалы на Попова, потом неожиданно перевели в подразделение по борьбе с терроризмом, отстранив от участия в расследованиях киберпреступлений.
Тут карьера агента ФБР окончательно пошла под гору – ему не давали повышений и поощрений, все важные дела также проходили мимо него, а когда он в открытую спросил у начальства «что происходит?!», ему объяснили, что в отношении него ведется расследование, подозревают в мошенничестве и заговоре против правительства. За дело ЕМС и якобы его содействие, особенно их волновал последний его звонок с требованием прекратить контакты с ЕМС. Вскоре Гилберт уволился из ФБР, его самое выдающееся расследование положило конец его карьере. Расследование против него самого завершилось позже ничем.
Ну а через несколько лет стало известно, что Попов с Соколовым работали вместе с самого начала. Работали по старой схеме вымогательства – ими был взломана сеть AT&T и получена переписка ФБР. А после неудачной попытки «выбить денег» с AT&T Попов решил заработать на взломе, использовав Гилберта и связи с ФБР, что ему и удалось.
Гилберт на момент огласки стал директором по безопасности известной консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers, поэтому от комментариев отказался. Может он и подозревал что-то, или же им просто цинично воспользовались.
EMC же после взлома все таки пошли на сотрудничество с Поповым чтобы не допустить утечку исходного кода. Они заплатили $30 000, обещали выплатить позже еще $40 000, но этого не сделали, так как у них гремела реорганизация бизнеса, в процессе чего VMware стала отдельной компанией.
23 апреля 2012 года под новой личностью “Hardcore Charlie” – хактивиста из движения “Anonymous” – Попов все таки выложил исходные коды VMware. Несмотря на то, что прошло много времени, для компании это было чрезвычайно опасно. Пришлось в авральном порядке латать множество критических уязвимостей, обнаруженных сразу после публикации исследователями и злоумышленниками по всему миру.
Никогда не верьте кардерам. Никогда.
А ещё вы можете поддержать нас рублём, за что мы будем вам благодарны.
Яндекс-Юmoney (410016237363870) или Сбер: 4274 3200 5285 2137.
При переводе делайте пометку «С Пикабу от . «, чтобы мы понимали, на что перевод. Спасибо!
Подробный список пришедших нам донатов вот тут.
Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!
22 июня 1941 года. Воскресенье.
22 июня 1941 года — одна из самых трагических дат для нашего народа.
Цена той победы была велика, только вот цену эту назначали не мы.
Любите свою Родину так, как любили они. Помните своих героев.
За поисковыми экспедициями можно следить на нашем телеграмм канале — t.me/opolchenec1941
ДОКУМЕНТЫ ИЮНЯ 1941 г
Вглядитесь в эти лица! Это мальчики 20 лет, выпускники ЛУИР – Ленинградского военно-инженерного училища. Выпускники июня 1941 г. Это фото из нашего семейного архива – они были подарены друзьями-однокурсниками моему деду, Давиду Константиновичу Школьнику, такому же юному офицеру-артиллеристу, выпускнику 1941 г.
Кто эти мальчики? Какая судьба их ждала? Какие мечты были у них? Одна подпись на фото больно ранит: «Додику – другу по училищу ЛУИР от Петрова Виталия в знак сохранения нашей дружбы (Перед отъездом). 6.VI.41 г. Хорошо бы попасть на юг»,
На юг! По распределению в военную часть! Туда, где через 16 дней будет мясорубка! И ведь, может быть, сбылось его желание.
Деду повезло не меньше. 18 июня 1941 г. он прибыл по распределению в Вильнюс. И у меня есть начатый им дневник, который заканчивается как раз описанием первого дня войны в Вильнюсе. Бесценный документ!
«22 июня 1941 г. в 4.00 я спал в своей квартире (в Вильнюсе) и был разбужен посыльным из полка…» «Приказ – берите машину ЗИС-3, 2 пулемёта «Максим» с патронами, 12 курсантов полковой школы и на батарею. Передайте приказ – орудия рвать, приборы ломать – отходить на Новую Вилейку…» «Едем по городу. Стреляют, слышны пулемётные очереди, выстрелы. По машине стреляют». «Вдруг мой шофёр падает головой на руль, и машина едет по инерции вниз. Нажал на тормоз…» «Позвал курсантов, вместе вытащили мёртвого шофера, передали на руках в кузов. Сажусь за руль, политый кровью, – поехали». «В воздухе идёт воздушный бой: 2 машины одномоторных И-16 ведут бой с самолётами противника…». «Командир батареи, которому я передал приказ, решил по-другому. На батарее был один ЗИС, и я приехал на машине. На машины грузим дальномер ПУАЗО-3 (его ломать мне было жалко больше всего – он совсем новенький был, мы в училище о таких только слышали), продукты, вещмешки. Цепляем к машине 2 пушки, выезжаем на шоссе…» «… от батареи остались одни воронки с развороченными орудиями и приборами. Самолёты противника разбомбили и снесли с лица земли все 4 батареи, а батареи с 85 мм пушками с зубовным скрежетом следили за этим неравным поединком, не имея возможности стрелять – снарядов не было…».
Тут дневник обрывается. Но дед выжил и воевал до конца войны.
Вкус горчицы
Агент Зигзаг. Мошенник, надувший Абвер
Автор: Евгений Норин.
Эдди Чапмен не собирался становиться героем войны. Он просто вскрывал сейфы, чтобы спустить на красивую жизнь их содержимое. И уж точно он не мог подумать, что его наградят железным крестом на службе британской короне.
Чапмен родился в северной Англии. Юность у него уже была бурной. В 17 лет он вступил в армию, в прославленный Колдстримский полк. Но вскоре ему там надоело, и по истечении 9 месяцев службы Чапмен удрал с девушкой. Через два месяца он был схвачен, отсидел в тюрьме и с позором выброшен на гражданку.
Чапмен любил выпить, подергать удачу за хвост в азартных играх и провести время с дамами, так что его случайных заработков не хватало. Тогда Чапмен с группой товарищей принялся совершать кражи – для этого он использовал гремучий студень, популярную разновидность динамита. После подрыва сейфа в Эдинбургском кооперативном обществе он был арестован, освободился под залог и сбежал на Нормандские острова. Это клочки земли у побережья Франции, принадлежащие Британии. Там он пытался продолжить уголовную карьеру, и тут его снова накрыла полиция. В общем, судьба у нашего героя выглядела простой и грустной: тюрьма, тюрьма и еще немного тюрьмы. Избавление пришло с неожиданной стороны.
В 1940 году нацисты захватили Нормандские острова. Тут-то Чапмену и пришла гениальная идея.
Для начала он предложил услуги немецкой разведке. Гауптман Стефан фон Гренинг из Абвера счел его перспективным агентом. В оккупированной немцами Франции Чапмен обучался взрывному делу, радиосвязи, учился прыгать с парашютом – словом, прошел подготовку толкового диверсанта. 16 декабря 1942 года новый агент, получивший кодовое имя Фриц, прыгнул с парашютом с борта бомбардировщика над Кембриджширом.
А приземлившись, Чапмен отправился в полицию. Правда, перед этим он успел пропить и прогулять половину выданной ему нацистами тысячи фунтов стерлингов. Но вскоре перед полисменами предстал слегка хмельной агент, который сдал им пистолет, радиопередатчик и капсулу с цианидом на случай провала. Да, агент Абвера, да, бывший заключенный, и да, прошу меня использовать в качестве двойного агента. Так он получил новое кодовое имя – Зигзаг – и новые задачи.
Задачей, которую поставили перед Чапменом немцы, были диверсии на заводах. В первую очередь планировались подрывы на авиазаводе «Де Хэвиленд» в Хэтфилде, где собирали бомбардировщики.
Тот самый завод, аэрофотосъемка
Поэтому британцы начали с имитации успешной диверсии на заводе. Сначала хотели просто разложить листы асбеста на крыше и развести костер, но решили, что это плохая идея: люфтваффе могут использовать пламя и дым в качестве ориентира и разнести завод по-настоящему. Тогда решили изобразить подрыв заводских подстанций. Фальшивые подстанции сделали из дерева и папье-маше, и как следует постарались изобразить разрушения от взрыва мощных бомб. Настоящие замаскировали так, что с воздуха они походили вообще на воронки от бомб. После этого вокруг художественно раскидали обломки и всяческий строительный мусор. А в газету «Дейли Экспресс» 30 января 1943 года дали публикацию, мол, случился «инцидент». Одной газеты вполне хватало – немцы решили, что работает британская цензура. Ну, а самолет-разведчик, посланный нацистами, чтобы зафиксировать результаты удара, честно прислал сообщение: на заводе – следы сильного взрыва, подстанции разбиты.
Вот он, наш герой
Немцы поздравили Чапмена, а тот между тем сидел в родной разведке и подвергался допросу с пристрастием. Это тоже была имитация: «Зигзага» натаскивали, чтобы он выдержал проверку в Абвере. Затем он сел на борт торгового судна, идущего из Ливерпуля на Лиссабон. Немцам он предложил взорвать судно при помощи взрывного устройства, которое и попросил ему сбросить. Англичане как раз хотели получить образец немецкой бомбы для борьбы с дальнейшими диверсиями, и теперь немцы сами любезно обеспечили им его. По возвращении в Ливерпуль судно «встало в док на ремонт», а Чапмен, сошедший в Лиссабоне, отправился в немецкое посольство.
В Германии его встретили как героя: дали премию в 110 000 рейхсмарок и наградили железным крестом. Все проверки он прошел блестяще. Назначение тоже не заставило себя долго ждать: такой лихой диверсант был нужен немцам, и Чапмен, произведенный в обер-лейтенанты, поехал в Осло, преподавать в диверсионной школе.
В Осло этот прохиндей, конечно, не скучал. Там он познакомился с Дагмар Лахлум, двадцатилетней красавицей и сторонницей сопротивления.
Чапмен и Лахлум полюбили друг друга, и этот роман оказался чрезвычайно полезным: через девушку агент передавал фотографии немецких агентов, которых инструктировал, и вообще все, что знал о немецкой разведшколе. С Дагмар Чапмен, кстати, обошелся дурно: ее называли не иначе как «немецкой шлюхой», поскольку о том, что Чапмен на самом деле агент британской разведки, а не Абвера, скандинавы просто не знали. После войны ей пришлось отсидеть полгода в тюрьме за измену. Ну, а Чапмену летом 1944 года нашлось новое занятие. Немцы снова забросили его в Англию с парашютом.
На сей раз ему предстояло стать ходячим средством контроля точности ударов. Немцы бомбардировали Лондон ракетами «Фау», а задачей Чапмена было фиксировать, куда вообще попадают ракеты. Чапмен исправно кормил немцев дезой по поводу того, куда реально летят ракеты, чем здорово облегчил жизнь британцам.
Однако за время новой службы Чапмен изрядно достал собственных английских кураторов. Поскольку деньги у него водились от спецслужб сразу двух воюющих держав, Чапмен успешно волочился за девицами, ходил на подпольные собачьи бои, и вообще развлекался по полной программе. Так что в конце осени 1944 года этого панка выгнали с королевской службы, оставив немецкие деньги и выдав еще и от себя.
В общем, он был не в обиде. После войны Чапмен некоторое время разъезжал по Англии на шикарном «Роллс-Ройсе», а затем увлекся новыми авантюрами – занимался контрабандой золота на Средиземном море и писал мемуары, тираж которых был пущен под нож родной разведкой. Правда, позднее он все-таки сумел издать свои воспоминания. Забавно, что все это время Чапмен оставался другом барона фон Гренинга, его куратора из Абвера. Но тут уж ничего личного, просто работа. Гренинг даже погулял на свадьбе дочери Чапмена.
В 60-е по мотивам похождения Чапмена сняли неплохой фильм «Тройной крест», который ему, впрочем, не понравился. Чапмен даже не смог приехать на премьеру во Францию, поскольку там его разыскивали за кое-какие криминальные делишки.
Чапмен дожил практически до нашей эпохи: агент Зигзаг мирно умер в декабре 1997 года в Сент-Олбансе. Единственной боевой наградой этого блестящего хитреца так и остался немецкий железный крест.
А ещё вы можете поддержать нас рублём, за что мы будем вам благодарны.
Яндекс-Юmoney (410016237363870) или Сбер: 4274 3200 5285 2137.
При переводе делайте пометку «С Пикабу от . «, чтобы мы понимали, на что перевод. Спасибо!
Подробный список пришедших нам донатов вот тут.
Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!
Командир 395-й дивизии Сабир Умарович Рахимов (в центре) среди юных делегатов собрания боевого актива
Слева направо: разведчик Женя
Зелинский, снайперы Женя Суворов и Вася Куркз. 1942 г. Снайпер Василий Курка — подтвержденный счёт 197. погиб в 1945г
Молодые снайперы — Авраменко Григорий Трофимович (слева) — убил 92 фашистов и Сырлибаев Сапар — убил 25 фашистов
Битва при Каррах — позор Рима
Почти семь веков понадобилось Риму, чтобы превратиться в державу, занимающее не только доминирующее положение во всём остальном мире, но и практически совершенную военную машину, способную бросить вызов любой армии любой державы. И к первому веку н.э. Рим не раз это доказывал на деле. Конечно, были и неудачи, и весьма серьёзные поражения, которые ставили государство подчас даже на грань полного уничтожения. Но неимоверно сильный дух граждан, разумная и хитрая политика и конечно же римские легионы всегда доказывали, что способны не только выжить в тяжелейших условиях, но и «показать Кузькину мать» любому противнику. Но такого позора (а это на самом деле был позор), как на востоке, в середине I в. до н.э. римское государство, пожалуй, не испытывало ещё никогда. Конечно речь идёт о битве при Каррах в 53 г. до н.э. под командованием знаменитого Марка Лициния Красса. Но давайте разберём не столько саму эту битву, коей уделено уже очень много внимания, но причины, приведшие к такому печальному итогу (для римлян конечно же).
Парфянское царство берёт своё начало примерно в середине III в. до н.э. Изначально оно являлось лишь частью империи Селевкидов, но с течением времени Парфия превратилась в настоящую сверхдержаву античного мира, земли которой распространились на территории современных Таджикистана, Афганистана, Ирана, Пакистана, Ирака и Туркмении. Сильная экономика, обширные земли, огромное число жителей, а главное мощнейшая армия – всё это делало Парфию грозным противником для любого врага. Так чем же думал Красс, когда направил легионы на такого могущественного противника? Та вот только с точки зрения Красса, жителя своего времени, он действовал как раз-таки вполне логично и закономерно. Можно даже сказать – правильно. Опустим политическую составляющую, заставившую полководца пойти на такой шаг. Это само по себе очень обширная тема для рассмотрения. Напомню только, что на тот момент Красс являлся членом первого Триумвирата, в который входили ещё Гней Помпей Великий и Гай Юлий Цезарь, весьма знаменитые и прославленные полководцы. И Красс просто жизненно нуждался в военной славе и успешной кампании. И другого направления, кроме как идти на Восток у него в сущности и не было. Поэтому и была попытка одержать победу в давно назревавшем конфликте с Парфянским Царством.
Марк Лициний Красс
С военной же точки зрения Марк Лициний руководствовался лишь теми данными, которые и имел в своём распоряжении. Он знал, что четырьмя столетиями ранее Александр Македонский прошёл просто катком всю Персидскую Империю, которая значительно превышала территорию Парфии. При этом в его распоряжении было лишь чуть более 35 000 человек. Более того, государство Селевкидов, образовавшееся в результате похода Александра, успешно противостояло уже и самим Парфянам, ведя с ними сражения с переменным успехом. А вот уже сами римляне вполне удачно разгромили царя Селевкидов Антиоха при Магнезии в 190 г. до н.э. и чуть ранее в битве при Киноскефалах. В 69 г до н.э. римляне на голову разгромили войско армянского Царства в битве при Тигранакерте. И даже несмотря на то, что армянское царство славилось своими тяжёлыми конниками — катафрактами, та битва закончилась для них весьма плачевно.
Об этом сражении чуть позже Плутарх напишет: «Взойдя на холм и встав на такое место, которое отовсюду было хорошо видно, Лукулл вскричал: «Победа наша, наша, соратники!» С этими словами он повел солдат на броненосную конницу, наказав при этом не пускать больше в ход дротиков, но подходить к врагу вплотную и разить мечом в бедра и голени — единственные части тела, которые не закрывала броня. Впрочем, во всем этом не оказалось надобности: броненосные всадники не дождались нападения римлян, но с воплями обратились в постыднейшее бегство, врезавшись со своими отягощенными броней конями в строй своей же пехоты, прежде чем та успела принять какое-либо участие в сражении. Так без пролития крови было наголову разбито столь огромное войско. Тиграновы воины бежали, или, вернее, пытались бежать, — из-за густоты и глубины своих рядов они сами же себе не давали дороги, — и началась страшная резня. Тигран же в начале битвы пустился в бегство в сопровождении немногих спутников». (Плутарх, Лукулл, 28).
Вот примерно этими данными и руководствовался Красс, когда планировал свой поход на Парфию. Ведь в представлении римлян, что парфяне, что Селевкиды и армяне, в военном деле не слишком-то и отличались друг от друга. Поэтому самым трудным в этой кампании легионеры считали предстоящий долгий путь и преследование бегущего противника. Поэтому настроения в войсках до момента столкновения их с парфянским войском, царили самые благоприятные. И, как видим, тому были не просто наивные фантазии, но вполне логичные ожидания, основанные на ранее известных фактах. Да вот только римское представление о парфянских воинах, с которыми им предстояло биться, оказались весьма далеки от реальности.
Поэтому в поход Красс взял около 35-40 тысяч воинов. Из них примерно 4 000 составляла конница и столько же лёгких пехотинцев. Остальные силы были представлены тяжёлыми легионерами. Как видно эти цифры весьма сопоставимы с силами Александра, который в своём распоряжении имел примерно столько же пехоты и конницы. Так что этого войска, по мнению римского полководца, должно было вполне хватить для сражения против парфян. Должно было… Да вот только восточный враг отличался от всего с чем раньше приходилось сталкиваться легионам. И римская военная машина оказалась к этому абсолютно не готова.
Основу армии парфян составляли конные лучники. Костяк же войска, его основной ударной силой, являлись катафракты. Пехота же парфянского войска была собрана из крестьянского ополчения и по факту представляла собой «суслика» — вроде он есть, а вроде его и нет. И такое войско уже отличалось от всего с чем римлянам приходилось сталкиваться раньше. Лучники на конях, выросшие практически в седле, быстрые, манёвренные и чрезвычайно умелые воины, были практически неуловимыми ни для римской конницы, ни тем более пехоты. Собственно, они и «затащили» этот бой. У катафрактов так же не было единого, стандартизированного вооружения. Облачены они были в пластинчатые и кольчужные доспехи, практически полностью покрывающие как самого всадника, так и его коня. Оружием всадника являлся «контос» — двуручное тяжёлое копьё длинной около 4 метров. Так же всадники часто имели при себе лук и стрелы. Все катафракты были не только знатного сословия, но и весьма элитными воинами, много упражнявшимися в верховой езде и ведении боя.
Существует довольно интересная теория о том для чего нужны были такие доспехи. Считается что они не только защищали от ударов противника, но также от «френдли фаера», или дружеского огня своих же войск. Очевидно, что катафракты не могли долго сражаться в близком бою. Завязший в сражении всадник был слишком неповоротлив и становился лёгкой добычей для пехотинцев. Поэтому основной тактикой этих воинов было сделать мощный наскок, и если не получалось быстро опрокинуть противника, то отойти, перегруппироваться и ударить снова. Но вот отойти без больших потерь, когда конница уже врубилась во вражеские ряды было чрезвычайно трудным манёвром. В этом им и помогали союзные стрелки, начинавшие осыпать место схватки градом стрел. В этот момент, тяжело бронированные катафракты и могли выйти из гущи сражения с наименьшими потерями. В принципе такая версия звучит вполне правдоподобно. Но не знаю – сам понятное дело не пробовал ))
Но вернёмся к поражению Марка Красса. В этом бою, а скорее просто избиении, конные лучники парфян просто методично расстреливали ряды римлян даже не думая вступать в ближний бой. Немногочисленные контратаки римской и союзной галльской конницы были успешно отбиты катафрактами. В итоге, не выдержав такой бойни римляне, бросив убитых и раненых на поле боя начали отступление, при котором и потеряли большую часть войска. По разным оценкам потери были катастрофичными – около 25 000 человек. Ещё примерно 10 000 попали в плен. Фактически армия Красса перестала существовать. Погиб и сам Марк Лициний. Диодон Кассий сообщает что что ему в горло влили раскалённое золото, за которым он и пришёл. К тому же были потеряны боевые Аквилы, орлы легионов. Что для римлян считалось наивысшим позором. Позже вернуть орлов попытался знаменитый Марк Антоний, собрав просто колоссальную по тем временам армию – около 100 000 бойцов. Но даже обладая такими военными ресурсами, он не смог добиться успеха. И только уже Цезарю Октавиану Августу удалось вернуть орлов Красса, но использовав для этого исключительно дипломатию.
Парфянский конный лучник
Далее следует долгая и кровавая война Трояна с Парфией, в которой он уже имел определённый успех, захватив даже столицу Парфии – Ктесифон. Но Траян скончался так и не завершив начатое. Власть принял Адриан – который вернул все захваченные Траяном парфянские земли и отвёл войска аж за Ефрат. Позже войну продолжил Септимий Север. Затем Каракалла которые тоже не достигли хоть сколько-нибудь значимых успехов. А местами даже наоборот. Пока окончательную точку в этом долгом противостоянии не поставили уже арабы.
Вот так – «непобедимая» римская военная машина, оказалась не такой уж и непобедимой. Уперевшись в восток, могучий Рим так и не смог продвинуться в этом направлении. Так что слава Александра, как покорителя востока, так и не досталась больше никому. Как по мне – так это даже к лучшему.
Друзья, если есть желание поддержать автора в такое смутное время, можете это сделать финансово или добрым словом. В любом случае буду всем весьма признателен 🙋♂