Как проверить работает ли вентилятор охлаждения
Перейти к содержимому

Как проверить работает ли вентилятор охлаждения

  • автор:

Как определить почему не включается вентилятор радиатора?

Как определить почему не включается вентилятор радиатора?

Если вдруг перестал включаться вентилятор радиатора системы охлаждения двигатель автомобиля рано или поздно начнет перегреваться.

Особенно быстро перегрев может случиться при движении в городском режиме и во время преодоления бездорожья. А как известно, перегрев двигателя может привести к разным негативным последствиям, устранить которые не всегда получится даже капитальным ремонтом.

В связи с этим возникает необходимость как можно быстрее определить причину по которой не включается вентилятор радиатора.

На примере вентилятора радиатора системы охлаждения двигателя 21083 (1,5 л) автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 рассмотрим способы такой диагностики.

Как определить почему не включается вентилятор радиатора?

1. Проверяем исправность датчика включения вентилятора радиатора.

Электродвигатель вентилятора радиатора системы охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 включается при срабатывания термодатчика, установленного в его правом бачке.

Его выход из строя – наиболее распространенная причина отказа вентилятора на радиаторе.

Поэтому в первую очередь проверяем исправность этого датчика. Если автомобиль оборудован монтажным блоком 17.3708 с пальчиковыми предохранителями, проделываем следующее. Снимаем с датчика оба провода, соединяем их между собой. Включаем зажигание. Если вентилятор заработал – неисправен датчик включения (выключения). Если нет, неисправность следует искать в других элементах цепи перечисленных далее.

расположение датчика включения вентилятора радиатора

Расположение датчика включения вентилятора на радиаторе

Если на автомобиле установлен монтажный блок 2114, такая проверка годится только для проверки наличия массы на электродвигатель вентилятора. Дополнительно придется проверять есть напряжение на плюсовом проводе, идущем на электродвигатель.

Так же следует обратить внимание на окисление контактов датчика и наконечников присоединенных к ним проводов.

2. Проверяем предохранитель.

На автомобилях ВАЗ 21083 (21093, 21099) с монтажным блоком 17.3708 это предохранители №4 и №8. На автомобилях 21083 (21093, 21099) с монтажным блоком 2114 это предохранитель F5.

В случае перегорания предохранитель можно заменить, но в дальнейшем придется устанавливать причину его перегорания.

3. Проверяем реле включения вентилятора.

На автомобилях ВАЗ 21083, 21093, 21099 с монтажным блоком 17.3708 в электрическую цепь включения электродвигателя вентилятора радиатора включено реле. Это реле К9. Чтобы проверить работает оно или нет, можно заменить его заведомо исправным аналогичным.

Либо извлечь его и подать напряжение (плюс) любым способом (например, отрезком провода от плюсовой клеммы АКБ) на контакт внутри блока под вывод «87» реле.

4. Проверяем электродвигатель вентилятора радиатора.

Разъединяем колодку проводов идущих к электродвигателю вентилятора. В фишке проводов электродвигателя соединяем один провод (черный) с массой, а на другой подаем напряжение (плюс). Например, при помощи отрезков провода с выводов АКБ. Если электродвигатель заработал, неисправность в его электрической цепи, если не заработал, то скорее всего он сгорел и его придется заменить.

5. Проверяем электрическую цепь включения электродвигателя вентилятора.

Прозвонить цепь включения электродвигателя вентилятора на радиаторе можно при помощи контрольной лампы или вольтметра (мультиметра в режиме вольтметра). Необходимо проверить есть ли напряжение в некоторых контрольных точках (по схеме).

Помимо этого не стоит забывать, что датчик включения электродвигателя вентилятора установлен в разрыв минусового провода и если контакт плохой. то вся система сразу перестает работать. Поэтому стоит проверить надежность его крепления к массе (кузову автомобиля).

Схема подключения электродвигателя вентилятора радиатора на автомобилях с монтажным блоком 17.3722.

схема включения вентилятора радиатора ВАЗ 2108, 2109, 21099 до 1998 г. в.

Схема подключения вентилятора на автомобилях с монтажным блоком 17.3722

Схема подключения электродвигателя на автомобилях с монтажным блоком 2114.

схема включения электровентилятора радиатора ВАЗ

Схема подключения вентилятора радиатора на автомобилях с монтажным блоком 2114

Примечания и дополнения

— Помимо того, что вентилятор на радиаторе может не работать иногда приключается прямо противоположная неисправность — «Постоянно работает вентилятор радиатора на карбюраторной ВАЗ 21093».

Датчик вентилятора охлаждения: как проверить его исправность?

В автомобиле для поддержания оптимального температурного режима работы силового агрегата предусмотрена система охлаждения. В устройство этого механизма включены канала для охлаждающей жидкости в блоке цилиндров, термостат, патрубки и радиатор. В электрической части механизма предусмотрены специальные датчика включения вентилятора охлаждения. Именно он считается ключевым элементом системы, спасающим двигатель от возможных перегревов. Датчик вентилятора охлаждения должен бесперебойно работать и при высоких температурах мгновенно включать вентилятор для охлаждения. От его работы во многом зависит работа всей системы автомобиля. Если с ним происходят неполадки ни в коем случае нельзя игнорировать проблему и далее эксплуатировать авто. Датчик вентилятора охлаждения подлежит незамедлительной замене, иначе капитального ремонта и серьезных потерь денежных средств не удастся избежать.

Датчик вентилятора охлаждения: как проверить его исправность?

Принцип работы системы охлаждения

Устройство датчика достаточно простое. Но в зависимости от того, какой на автомобиле установлен тип двигателя, его принцип действия будет разниться. К примеру, в карбюраторных моторах датчик вентилятора снабжен двумя контактами и биметаллической пластинкой. Контакты замыкаются при нагреве этой пластины до определенной температуры. После чего через них начинает подаваться электрический ток, приводящий вентилятор в действие. На инжекторных двигателях отличие состоит только в том, что команда на включение подается самим блоком управления. Он же анализирует информацию, поступающую с других датчиков системы. Маркировку допустимых температур в карбюраторных агрегатах можно узнать на корпусе устройства. На инжекторном же, пределы температурного режима устанавливаются в мозги блока управления.

Принцип работы системы охлаждения

Проверка датчика вентилятора: как это происходит?

Перед тем как выполнить проверку датчика вентилятора необходимо определить место его расположения. В зависимости от конструктивных особенностей двигателя датчик может быть размещен в разных частях. Чаще всего он расположен в нижней части радиатора. Диагностика будет отличатся в зависимости от типа мотора. На карбюраторе для его проверки нужно изначально заглушить мотор и далее произвести следующие действия:

  • Найти в подкапотном пространстве датчик снять с него провода;
  • Запустить двигатель и перемкнуть разъемы проводов;
  • При включении вентилятора можно диагностировать поломку датчика.

Для инжекторных двигателей делаются такие мероприятия:

  • Проводится компьютерная диагностика датчика;
  • При обнаружении ошибки отсоединяют разъем датчика;
  • После обнаружения блоком управления отключения датчика вентилятор будет запущен.

В некоторых ситуациях датчик вентилятора может отказать частично. Иногда он начинает срабатывать на неправильной температуре. Для его проверки в таком случае необходимо взять тестер, термометр и воду. При нагревании датчик опускают в воду и фиксируют показания тестера и термометра. Датчик должен срабатывать при определенной температуре. Если этого не произошло по всей видимости в нем имеются проблемы.

В видео будет рассказано как проверить исправность датчика вентилятора охлаждения:

Диагностика работы вентилятора охлаждения двигателя (пособие для чайников)

ВВЕДЕНИЕ
Всем привет! Решил поделиться со всеми своей эпопеей с ремонтом вентилятора охлаждения двигателя.
Прошу прощения за простоту изложения. Я не механик, изложу все так, как понимаю сам.
Недавно столкнулся с проблемой не включения вентилятора охлаждения при достижении температуры охлаждающей жидкости свыше 100 градусов. Помимо этого также может возникнуть другая проблема — вентиляторы не хотят выключаться или включаются сразу после включения зажигания на холодном двигателе. Проблема схожая.

СИСТЕМА РАБОТЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ВЕНТИЛЯТОРА ОХЛАЖДЕНИЯ.
Датчик термовключения вентилятора (находится в нижнем левом углу радиатора) при нагревании замыкает цепь с малым током, идущую на разгрузочное реле. Отмечу, что данный датчик разрывает "минус", идущий к реле. "Плюс" реле берет от замка зажигания и регулируется предохранителем №19 (находится в салоне автомобиля слева в панели приборов). Датчик чаще всего 3-х контактный. Коричневый провод берет "минус" с корпуса автомобиля. Два других провода (полосатые) при замыкании на них контактов в датчике подают "минус" к разгрузочным реле. В зависимости от степени нагревания охлаждающей жидкости, датчик замыкает цепь, идущую к реле № 214 (первая скорость) или цепь, идущую к реле № 217 (вторая скорость). Реле № 272 и датчики температуры, находящиеся на верхнем патрубке системы охлаждения (синий и серый), в управлении вентилятором охлаждения двигателя не участвуют ни коим образом, вопреки всеобщего убеждения. Реле № 272 работает только при выключенном зажигании в режиме афтэкулинга, (этот режим я трогать не буду).
Далее, при получении "минуса" от датчика и "плюса" от замка зажигания, разгрузочное реле замыкает силовые контакты и подает "ПЛЮС" непосредственно на вентилятор охлаждения. "МИНУС" вентилятор берет с корпуса автомобиля (с лонжерона). Силовой "ПЛЮС" реле берет с АКБ под защитой предохранителя на 40А (60А если на радиаторе 2 вентилятора), который находится за декоративной накладкой слева от ноги водителя (хрен найдешь, а если найдешь, хрен доберешься).
Ну в общем-то и все. В зависимости от того, на какое реле от датчика поступит "минус", такая и включится скорость.

ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ПОИСКА ИХ РЕШЕНИЙ.
1) Если вентилятор охлаждения начинает работать сразу после включения зажигания на холодном двигателе, то проблема в 90% случаев в датчике термовключения вентиляторов, находящемся в левом нижнем углу радиатора по ходу движения автомобиля (под толстым патрубком) Скорее всего завис контакт в замкнутом положении. Если при снятии фишки с датчика на включенном зажигании вентилятор работать перестал, датчик под замену.
2) Если вентилятор не включается, стоит начать с проверки того же датчика термовключения вентилятора.
Как уже говорилось, он 3-х контактный. Скидываем с него фишку и на включенном зажигании замыкаем перемычкой по очереди контакты 1-3, 1-2 в фишке (условно контакт №1 под управлением коричневого провода, №2 и №3 под управлением полосатых). Если вентилятор в обоих случаях крутится (с разной скоростью) — датчик под замену.
3) Если при замыкании контактов в фишке вентилятор не крутится ни на какой скорости, слушаем работу реле. Если реле щелкают, значит работают. Переходим к п.4
Если реле не щелкают, значит на реле не поступает "плюс" с замка зажигания под управлением предохранителя № 19, который находится в лючке слева в панели приборов (меняем предохранитель). Кроме того, предохранитель № 19 также управляет звуковым сигналом. Если звуковой сигнал не работает, проблема точно в предохранителе.
Также может не поступать "минус" на датчик (чистим контакт, от которого берет начало коричневый провод).
4) Если при замыкании контактов на фишке датчика термовключения реле щелкают, но вентилятор не работает, то скорее всего на реле не поступает силовой "ПЛЮС" с АКБ. Для проверки этой теории вытаскиваем реле №214 или №217, ищем контакт №30 (силовой контакт подачи "ПЛЮСА" с АКБ) и проверяем контрольной лампочкой. Для этого на выключенном зажигании подсоединяем один контакт контрольной лампочки к контакту №30, второй контакт контрольной лампочки прикладываем к любому месту, где есть "минус". Если лампочка загорелась, значит силовой "ПЛЮС" к реле идет. Ищем обрыв цепи от разгрузочного реле до вентилятора (могут быть не исправны резисторы под левым лонжероном).
Если контрольная лампочка не загорелась, силовой "ПЛЮС" на реле отсутствует. Скорее всего, проблема в предохранителе на 40А (или 60А при наличии двух вентиляторов охлаждения), который находится слева в ногах водителя за декоративной накладкой рядом с подножкой для отдыха левой ноги. Для начала нужно до него добраться, сложив рядом с машиной приличную гору доброго русского мата. Как добираемся, осматриваем предохранитель на целостность (если прозрачный). Если целый — чистим контакты (часто подгорают или окисляются). Если не целый — меняем. Если не помогло — ищем обрыв цепи до реле.
5) Если при проверке силового контакта №30 на разгрузочном реле выяснилось, что силовой "ПЛЮС" на реле поступает, проверяем цепь от реле до вентилятора. Для этого берем провод и на выключенном зажигании подаем 12В с АКБ напрямую на силовой контакт № 87 реле. "Плюс" берем с АКБ (если он под капотом) или с специального контакта под капотом (если АКБ под сиденьем). "Минус" вентилятор должен взять сам с лонжерона. Если вентилятор не крутится, чистим "минус" на лонжероне, повторяем попытку. Если снова не крутится, стоит оголить провода непосредственно перед вентилятором и подать "плюс" и "минус" непосредственно с АКБ. Если крутится, ищем обрыв цепи с реле до вентилятора. Если не крутится, меняем вентилятор (заменить мотор не получится, вроде как не разборный).
6) Чтоб исключить из подозрений неработающие реле, можно на выключенном зажигании замкнуть силовые контакты № 30 и № 87 подозрительного реле. Если вентиляторы все равно не крутятся, то подозрения с реле можно снимать (при условии, что исправен предохранитель на 40А). Проблема в том, что реле могут работать (щелкать), но контакты в нем подгореть и силовой контакт на вентилятор не пустить. Реле чаще всего попадают под подозрение если не работает какая-либо одна из скоростей вентилятора. Для проверки реле можно кинуть ему на ноги №85 и №86 напряжение 12 В. Если не щелкнуло (не сомкнулись силовые контакты) — реле под замену. Если щелкнуло, но одна из скоростей вентилятора все также не работает при установленном на место реле, и при этом, если при замыкании контактов №30 и №87 вентилятор крутится — реле под замену (подгорели силовые контакты в разгрузочном реле).

ВЫВОД.
Вроде все описал. Я таким методом вычислил неработающий предохранитель на 40А. Искал я его 2 дня, поскольку никак не ожидал найти его в таком месте. Отдельное спасибо вам, друзья, за советы, которые были даны мне в поиске этой неисправности.
Если есть предложения и замечания, пишите в коментах, поправим.
Дополнительно выкладываю фотографии по теме.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *