Для чего нужна кнопка «Overdrive» в автомобиле?
Учитывая большой уровень популярности гидромеханической автоматической коробки передач, изготовление данного типа трансмиссии выполняется таким образом, чтобы достигнуть максимальной степени удобства для владельца.
Помимо этого, важным становится вопрос о снижении потребления топлива. Наибольшее распространение имеет четырехскоростной автомат. Такие КПП имеют сразу несколько рабочих режимов. Это намного упрощает использование.
На многих моделях, помимо стандартных режимов, имеются и добавочные. Сюда относится и «овердрайв».
Необходимость использования. Рассматривая 4-скоростную КПП с автоматическим переключением, можно увидеть, что ее третья передача – прямая, с передаточным числом 1, что соответствует 4 скорости механики. Название же четвертой передачи – овердрайв либо O/D. При сравнении с механикой, эта передача – повышающая, с передаточным числом меньше 1, аналогично 5й в МКПП.
Передача «на повышение» выполняется на скорости движения 80 или 100 км/ч. Это позволяет обеспечить значительную экономию топлива при высокой скорости движения по трассе. В ситуации с АКПП, включение и отключение режима выполняется отдельной кнопкой. Она может быть на селекторе передач или вынесена отдельно.
Использование режима «овердрайв». После рассмотрения всех плюсов и минусов, выделяются такие моменты:
- После активации режима овердрайв, включение четвертой передачи происходит быстрее. Это позволяет обеспечить экономию топлива при езде на высокой скорости;
- Двигателю меньше приходится работать на высоких оборотах, благодаря чему обеспечивается сохранение рабочего ресурса;
- По эксплуатационной инструкции, при передвижении в непростых дорожных условиях его следует выключить. Движение по городским улицам с постоянными разгонами и торможениями соответствует такому определению;
- В связи с постоянным включением на 4 передачу, механизмы КПП изнашиваются быстрее. Слабое выражение при включенном овердрайве также имеет и торможение мотором.
Если функция будет отключена, включить передачу выше третьей не получится. Переход на более высокие скорости осуществляется на увеличенных оборотах мотора. При торможении, наоборот, происходит удерживание включенной передачи на протяжении длительного времени. То есть смена передач осуществляется по достижении определенного количества оборотов.
При совершении затяжного обгона и скорости выше 100 км/ч систему нужно отключить. Также не следует использовать ее при езде с прицепом, движении по льду или снегу, в условиях бездорожья.
При использовании в городской черте — систему следует отключить. Делается это при помощи специальной кнопки, находящейся на рычаге КПП или вынесенной на приборную панель.
Водитель такого автомобиля должен уметь прогнозировать развитие ситуации на дороге, от чего и используется режим овердрайв.
Что такое режим OverDrive и для чего он нужен
Чтобы понять, что такое режим OverDrive, рассмотрим автоматическую коробку переключения передач. Она имеет несколько режимов работы, которыми вы можете непосредственно управлять «ручкой», или же некоторые режимы управляются с помощью переключателей, так сказать «электрически». Исходя из этого, видно, что перебирать скорости в автоматической коробке можно самому селектором в ручном режиме, или в автоматическом режиме коробка сама определит порядок переключения.
Селектором можно управлять несколькими режимами:
- P – Парковка (parking). При переводе селектора в такую позицию происходит блокирование входного вала автоматической коробки, то есть вращение ведущих колёс будет в разные стороны из-за применения дифференциала. Отсюда следует, что буксировка автомобиля в этом режиме противопоказана.
- R – Задняя передача (rear). Тут пояснений не требуется. При переводе рычага в это положение обычно раздаётся звуковой зуммер.
- N – Нейтраль (neutral). Как только селектор окажется в этом положении, выключается блокировка выходного вала «автомата». При таком режиме нужно буксировать автомобиль или двигаться «накатом», но при условии дальнейшего погашения скорости до полной остановки. Переключать из режима N в режим D на ходу запрещено из-за чрезмерного износа АКПП.
- D – Так называемый режим Drive. Его используют для движения вперёд с последующим переключением передач в последовательном порядке (1–2-3-4).
Бывают ещё режимы 2 или 3, при которых возможно движение вперёд на соответственно двух или трёх передачах. Обычно такие режимы включают при преодолении сложных дорожных участков, а также для более эффективного торможения двигателем.
Система коробки передач
- L – Возможно движение только на низшей (первой) передаче. Используют при преодолении сложных участков дорог, при длительных спусках. На ходу перевести селектор из положения D в L нельзя, то есть начинать движение надо именно с неё.
А вот теперь самое интересное — электронные режимы. Один из них и рассмотрим подробнее.
Для чего нужен овердрайв?
На некоторых автоматических коробках передач на рычаге селектора находится кнопка режима овердрайва. Вопрос – для чего нужна технология OverDrive? В дословном переводе с английского языка OverDrive означает движение « по двигателю», говоря простым языком – повышающая передача, используется оптимальный вариант движения автомобиля исходя из оборотов двигателя и скорости передвижения. Для простого автолюбителя понятнее будет звучать так: этот режим аналогичен прямой передаче в механической коробке, когда крутящий момент передаётся от первичного вала на вторичный напрямую, минуя промежуточный вал (передаточное отношение равно 1:1), обычно это пятая передача. Как пользоваться овердрайвом, начнём пояснять с момента его включения кнопкой:
активацией данной функции заведует кнопка овердрайв на АКПП. Включение режима OverDrive позволяет использование четвёртой передачи в режиме «мягкой блокировки» гидротрансформатора, а до этого коробка при разгоне последовательно переходит с первой передачи до четвёртой, вплоть до блокировки.
Заметим, когда кнопка овердрайв на АКПП нажата, индикатор не горит, а функция работает.
При отключении данной кнопки загорается индикатор на панели приборов «o/d off» жёлтого или оранжевого цвета.
Двигаясь в режиме 1-2-3 передач, о/д никак не показывает своего присутствия. Данный режим используют при движении на скоростных участках, вследствие чего уменьшается шум двигателя и, что самое главное, снижается расход топлива. Двигаясь по участкам со сложными дорожными условиями или под нагрузкой, OverDrive лучше отключить.
Видео: Overdrive АКПП. Как пользоваться Овердрайвом и Кик-дауном
Автоматическая коробка, имеющая в своём активе режим О/Д, снабжена управляющим соленоидом, в цепь которого включен тепловой датчик, кнопка включения режима и индикатор. То есть на холодном двигателе можно включить режим О/Д, индикатор это покажет, но режим не включится.
Ещё немного про езду в этом режиме. Если при включенном режиме овердрайва просто отпустить педаль газа, коробка перейдёт на повышенную передачу, и езда будет происходить на средних оборотах двигателя. Удерживая педаль хоть чуть-чуть нажатой, переход на повышенную передачу происходит позже, обороты будут соответственно выше. Понятно, что при разгоне разницу вы не поймёте. Эта разница проявится при езде в городе по толчее и пробкам. Например, когда надо затормозить двигателем, данный режим только мешает – коробка переходит на повышенную и машина катится. Поэтому – как пользоваться овердрайвом? – вопрос чисто риторический.
Ответ на вопрос — нужен ли режим OverDrive? – лежит вроде бы на поверхности. Да! – обязательно скажут автомобилисты, которые передвигаются степенно, не суетясь, заботясь об экономии топлива и экологии. Нет! – так утверждают любители динамичной езды, с частым использованием режима кикдауна (педаль газа в пол). Но хотелось бы, чтобы на дорогах ездили профессионалы, хоть даже и с любительскими правами. Используя сей режим на магистралях и отключая его в городе и при езде по трудным дорогам, вы ещё продлите ресурс своей автоматической коробки передач. Возникшие спорные вопросы по поводу OverDrive правильно охарактеризовал один из конструкторов коробок передач: лень долго будет двигать прогрессом, именно благодаря человеческой лени изобретаются механизмы, ещё более облегчающие жизнь.
В каких случаях водителю может пригодиться кнопка Over Drive на АКПП
Из-за большой популярности автоматических коробок передач производители стараются сделать их как можно более удобными для водителей. Наиболее распространенным сейчас можно считать обычный 4-ступенчатый «автомат». У них есть несколько вполне понятных и привычных режимов работы, что очень упрощает процесс вождения.
При этом, на многих автоматических коробках можно встретить и дополнительные режимы. Сегодня мы рассмотрим работу одного из них — Over Drive. Для чего он нужен и в каких ситуациях его следует использовать.
Если внимательно изучить механизм классической автоматической коробки с четырьмя передачами, то можно увидеть, то третья является прямой. Это означает что ее передаточное число равно единице. Что можно сопоставить с четвертой передачей на стандартной «механике».
При этом на «автомате» 4 передача также имеет название Over Drive или же O/D. Если провести аналогию с МКПП, то тут передаточное число меньше единицы, значит передача повышающая, как и пятая на МКПП.
Кнопка, отвечающая за включение режима Over Drive, может быть как расположена на селекторе «автомата», так и вынесена отдельно. При его активации коробка будет сама переключаться на четвертую передачу при достижении высокой скорости. Также после переходе на четвертую скорость происходит блокировка гидротрансформатора.
Как показывает практика, это переключение происходит при достижении скорости в 45–50 километров в час. При равномерном движении на трассе это позволяет заметно сэкономить топливо, а также не позволяет силовому агрегату сильно повышать обороты.
Но многие водители задумываются о том, есть ли от этого режима польза во время езды по городу, нужно ли его включать или же стоит избежать использования.
Если учесть все особенности работы коробки и данного режима, то можно сделать несколько выводов:
— при включении Over Drive транспортное средство раньше перейдет на четвертую передачу, а значит топливо будет экономиться;
— за счет того, что силовой агрегат меньше работает на повышенных оборотах, сохраняется его ресурс;
— в инструкции, прилагающейся к транспортному средству, сказано, что в трудных условиях данный режим следует выключать. А езду по городу с постоянным торможением, ускорением во время обгона и перестроениями как раз можно считать именно вождением в тяжелых условиях;
— из-за того, что коробка с включенным режимом O/D чаще переходит на четвертую передачу, износ элементов трансмиссии увеличивается.
При выключенном режиме O/D возможность перейти на передачу выше третьей будет заблокирована. А переход на более высокие передачи произойдет только при повышенных оборотах. Также при торможении коробка будет как можно дольше сохранять установленную передачу, таким образом ее понижение произойдет только при достижении двигателем определенного уровня оборотов и скорости.
На практике же во время движения по городу, то Over Drive лучше отключить. Сделать это можно нажатием специальной кнопки на рычаге коробки или отдельно. При выключенной функции на приборной панели должна появиться загоревшаяся отметка «O/D off». Если индикатор не горит, значит режим все еще включен.