В поисках напряжения: надежный регулятор напряжения на ВАЗ
О чем речь:
Регулятор напряжения — это узел генератора предназначенный для автоматической регулировки напряжения бортовой сети в зависимости от частоты вращения ротора генератора, нагрузки бортовой сети и температуры (термокомпенсация). Оно же: "Щетки", "Шоколадка", ТалЭтка", "РР", "Реле напряжения". Регулятор напряжения идет в сборе с щетками.
Предыстория:
За время эксплуатации автомобиля перебрал огромную кучу регуляторов напряжения, некоторые менял через неделю, какие-то через 3 месяца… А не так давно задумался о самостоятельном изготовлении регулятора напряжении на буржуйской микрухе…
В общем варианты выхода из положения были такие:
1) Трехуровневый регулятор напряжения. Попробовать не успел, но судя по отзывам ничего не дает кроме надежности, хотя опять же на какое качество попасть. Кто не знает зачем нужно оно — для быстрой дозарядки АКБ в условиях крайнего севера. Так как ток заряда напрямую зависит от напряжения в борт сети, а зимой в -40 можно изрядно просадить АКБ при запуске двигателя. Значит отпадает!
2) Самостоятельное изготовление на диоде шоттки. Диод шоттки — это диод с малым падением напряжения. Такой вариант тоже отпадает по причине того, что он ничего не регулирует, а ток сразу же идет на обмотку возбуждения и это чревато для электроники автомобиля выходом из строя. Да и бегать что то там переключать (+ еще 1 последовательно впаянный диод) я не собирался…
3) Регулятор напряжения Bosch (да и вообще любой немец). Это был самый рабочий вариант: взять сборку с любой иномарки и припаять к ВАЗовскому регулятору с щетками, о чем многие и писали в своем БЖ.
И вуаля! спустя время я все же нашел 2 действительно рабочих регулятора напряжения!
Образец №1 Калужский 361.3702. Цена 250 рублей.
Плюсы: качественно сделана пайка, все места пайки дополнительно покрыты то ли краской, то ли защитным лаком.
Из недостатков: пружины под щетками непонятного качества, так как щетки после 1000км пробега стали разной длины, нет термокомпенсации. Последнее недостаток условный так как ее производитель и не обещал. Вполне сойдет как рабочий вариант, так и запасной.
Напряжение под нагрузкой: вне зависимости от температуры при включенном ближнем, + отопитель 3 скорость — 13,8 Вольт, с дальним и обогревом заднего стекла — 13,6 Вольт. На ХХ при выключенных потребителях 14 Вольт.
Образец №2 KAE ref. 1.109.180. Цена 380 рублей.
Недостатков не обнаружено. За то сразу бросается в глаза: щетки как и корпус уже с точенными рабочими поверхностями под кольца! Маленькая длина щеток говорит что они износостойкие, а пластиковый корпус, о том, что сборка не подвержена перегреву так как теплоотвод вроде как и не нужен. Заметил что уже при минус 10 градусах напряжение возрастает до 14,2 (неожиданно приятно) — как раз то что нам нужно! Основные характеристики с нагрузкой как и у калужского. Тут видимо сказываются потери на проводах и монтажном блоке.
Какой регулятор напряжения лучше
У меня напряжение 13,4-13,7В. Но на мой взгляд это низкое напряжение. При таком напряжении новый аккумулятор будет постоянно недозаряжен (плотность 1,21-1,24) что приводит к быстрому старению. Для нормального заряда аккумулятора напряжение должно быть 14,0-14,4В. При этом он не кипит и заряжается нормально (1,25-1,27).
Почему такое напряжение низкое выбрано стандартом, непонятно.
_________________
Машина никогда не станет самолетом, так зачем на ней летать.
На форуме 12 лет
Авто: 2112 1.5 16V. Ford Focus 1.8 Ghia 2008 KIA Sportage 3
Добавлено: 11 Октября 2005 18:48
Нормальное 13.4 — 13.7 в это напряжение. И нечего тут голову ломать. Вот если было 12.0 или 11.8, то нужно искать причину. У меня с таким напряжением аккуму уже около2. 5 лет и плотность в норме и в самый лютый мороз крутит хорошо. На старой машине с точно таким напряжением прослужил около пяти лет.
Добавлено: 11 Октября 2005 19:17
БК меряет напряжение после замка зажигания, т.е. уже после всех контактов, переходов, разъёмов и т.д. на которых, при включении всех потребителей, падает до 2,5В. Вот и остаётся «компутеру» только (14,4- х)В. Иногда и меньше 12В оказывается, особенно при работе карлсона. На клеммах в это время напряжение будет (13,9. 14,4)В, если исправен гена. Можете проверить, только измеряйте нормальным прибором.
На форуме 12 лет
Откуда: Люберцы МО
Авто: Ваз 21063, 21074, 21104
Добавлено: 11 Октября 2005 19:20
У меня мечта увидеть напряжение от генератора при 20 градусах на клемах 14,4В.
_________________
Машина никогда не станет самолетом, так зачем на ней летать.
На форуме 13 лет
Добавлено: 11 Октября 2005 22:20
В любом учебнике по аккум. пишут, что зарядка начинается с 13.8в при 20 градусах. Напряжение можно подобрать, если вскрыть корпус, найти делитель и впаять туда подстроечный резистор- но это для ушлых, для всех остальных- ставьте трехуровневый выносной регулятор, стоит 250р. Но если и тут не поможет- в разрыв провода( тонкий провод, подключаемый к гене) подключают диод- в каком-то ЗР подробно описывалось
Регулятор напряжения ВАЗ 2114 – полезные знания для ремонта
Модель автомобиля ВАЗ 2114 начали выпускать не так давно, однако она успела зарекомендовать себя на отечественном рынке. Машина взяла лучшие характеристики своих предшественников ВАЗ, однако остались и некоторые недостатки. Так, очень часто во время движения автомобиля ему не хватает мощности электрического тока. Проблема может крыться в регуляторе напряжения.
Неэкономная поломка – торопимся с ремонтом!
Казалось бы, что здесь такого – не хватает напряжения. Автомобиль ведь на бензине ездит, а не на электричестве. Однако нехватка мощности тока приводит к тому, что увеличивается расход топлива, снижается мощность двигателя, некоторые электроприборы и вовсе перестают работать, и в дальнейшем потребуется их замена. Особенно это заметно в темную пору, когда задействовано много приборов электропитания.
Первым признаком нехватки напряжения является тусклый дальний свет – его лампы требуют большого количества Ватт. В большинстве случаев оказывается, что аккумулятор плохо заряжен.
С такой неполадкой вы справитесь легко и быстро, зарядив его как следует. Однако иногда это не помогает. Загляните под капот – клеммы аккумулятора могут быть плохо зажаты или окислены. Если на парковке ток еще будет сохранять постоянное напряжение, то во время езди из-за вибрации клеммы могут отходить, размыкая цепь. Для устранения проблемы необходимо хорошенько смазать крепежи и перетянуть болты, иногда поможет только замена старых клемм на новые.
Поломка генератора – как определить?
Поломка генератора влечет за собой большие неприятности – из строя могут выйти электроприборы, сокращается срок службы аккумулятора. Так, если из строя вышло реле регулятора напряжения, генератор может выдавать напряжение большей мощности, чем требуется. Это может привести к проблеме в правильных показаниях электроприборов, а также в работе освещения автомобиля.
Для самостоятельной проверки работоспособности генератора вам нужен будет тестер и помощник. Первым делом вставьте ключ в зажигание и заведите автомобиль. На приборной панели должен светиться индикатор аккумулятора, который указывает на низкий заряд или разрыв цепи. Необходимо прогреть автомобиль до рабочей температуры и включить все возможные приборы в нем.
Потом возьмите тестер и проверьте напряжение на клеммах аккумулятора. В это время ваш напарник должен держать ногу на педали газа и поддерживать 3000–3500 об/мин двигателя. Напряжение на тестере в автомобиле ВАЗ 2114 с нормальным рабочим генератором должно быть не меньше 12–13 Вольт. Если напряжения меньше, необходимо приступать к детальной проверке устройства. Срочный ремонт требуется и в том случае, если сила тока больше 14,7 Вольт. Это касается не только автомобиля ВАЗ 2114, но и других легковых машин.
При проверке работы генератора нужно прислушаться к его звуку. Наличие характерного гула или шума от трения ремня свидетельствует об износе его подшипника, в таком случае необходим полный ремонт устройства. Также довольно часто оказывается плохим контакт массы на генераторе автомобиля, потому как провод расположен в ВАЗ 2114 достаточно низко. Во время дождливой погоды на него попадает вода, из-за чего происходит окисление контактной клеммы.
Еще одной причиной слабого напряжения может быть обтянутый или достаточно изношенный ремень генератора. В результате генератор может не выполнять необходимое количество оборотов для поддержания электропитания в норме. В этом случае необходимо его натянуть или заменить. Работа по натяжке или замене ремня генератора не отнимет у вас много времени, а также не требует наличия определенных технических навыков.
Регулятор напряжения – основа генератора
Регулятор напряжения расположен в генераторе автомобиля и отвечает за распределение напряжения от генератора к автомобилю. Эта деталь состоит из якоря, электромагнита и переключателя. В случае его выхода из строя необходима полная замена.
Чтобы снять регулятор напряжения, необходимо несколько стандартных ключей и отверток. Снять этот элемент в автомобиле ВАЗ можно, не демонтируя генератор. Не забудьте перед началом работ снять клеммы с аккумулятора. Далее откручиваем контактные клеммы на генераторе – находятся они под колпачком. После этого снимите защитную крышку, делать это нужно аккуратно, чтобы не сломать пружинные защелки, которыми она крепится к генератору.
После открутите крепления регулятора напряжения и вытяните его вместе со щетками. Проверку регулятора напряжения необходимо делать только со щетками. Длина нормальных рабочих щеток должна быть не меньше 4–6 мм. Чтобы выполнить проверку работоспособности регулятора напряжения в домашних условиях, нам необходим будет аккумулятор, несколько контактных проводов и лампа на 12 Вольт.
Лампочку необходимо подключить к щеткам генератора. при этом полярность не имеет значения. Минусовой контакт аккумулятора подключите к корпусу регулятора, а плюсовой – к силовым контактам на регуляторе. При правильном подключении и работе всех элементов лампочка должна загореться. Если этого не произошло, тогда нужна замена регулятора напряжения. Есть и другой выход – дать регулятор на проверку опытному электрику, возможно, он починит поломку.
Замена регулятора напряжения в автомобиле ВАЗ 2114 – довольно несложная процедура. Регулятор напряжения на ВАЗ 2114 можно купить в любом автомагазине, при этом от других моделей ВАЗ он не подойдет. Владельцы авто в последнее время заменяют стандартный регулятор на трехуровневый. Его монтаж лучше доверить опытному специалисту, так как он требует небольших изменений в корпусе генератора, а также правильного переподключения контактных клемм к реле.
Трехуровневый регулятор напряжения содержит в себе улучшенное реле. Он делает напряжение более стабильным и качественным. Однако на заводе на ВАЗ 2114 этот регулятор еще не начинали ставить в серийное производство к автомобилям. После выполнения всех работ по ремонту соберите и подключите все в обратном порядке. На время ремонта аккумулятор рекомендуется поставить на зарядку.
Сообщества › Лада Приора (Lada Priora Club) › Блог › обзор регуляторов напряжения для генераторов 90А
все тазики страдают от него (особенно владельцы полулюксовых Приор). Из-за него тазоводы ставят более мощные генераторы на 110А и выше.
А суть проблемы в том, что эта "таблетка" заряжает гену напряжением, зависящим от t самого генератора (а по факту t двигателя). И в самый ответственный момент, когда работает электроусилитель руля, включён кондиционер (а это вентиляторы и электромуфта компрессора), включены ближний или ПТФ (если используются как ДХО), то в пробке РН, оберегая электролит АКБ от закипания, снижает (РЕГУЛИРУЕТ) напряжение.
__2_______________________________________________
Выход есть — поставить 3-х уровневый!
Реле напряжения. Выбор, описание, параметры.
Сетевые организации не спешат делать реконструкции и модернизации линий электропередач, подстанций и трансформаторов. Тем временем ситуация только усугубляется, поэтому колебания напряжения в наших сетях довольно частое явление.
Согласно ГОСТ 29322-92 напряжение в электросети нашей страны должно быть в пределах 230 В при одной фазе и 400 В между фазами. Но если вы живете в сельской местности или недалеко от города, то проблемы с постоянной величиной напряжения очень высоки, да и в самом городе этого исключать не стоит, особенно в старом жилом фонде. Перепады напряжения очень пагубно влияют на электроприборы в доме. Например, из-за низкого напряжения может сгореть холодильник или кондиционер (компрессор не запустится и перегреется), сильно снижается мощность микроволновки, тускло светят лампы накаливания. Ну а высокое напряжение просто “убьет” вашу бытовую технику. Уверен, что многие слышали про “отгорание нуля” в многоэтажках, и как целыми подъездами носят в мастерские ремонтировать бытовую технику.
Причины возникновения колебаний напряжения в сети бывают разные:
- Замыкание одной из фаз на нейтраль, в итоге в розетке будет 380 Вольт.
- Отгорание (обрыв) нуля, если у вас в это время низкая нагрузка, то напряжение будет тоже стремится к 380 В.
- Неравномерное распределение нагрузки по фазам (перекос), в итоге на наиболее загруженной фазе напряжение снижается, и если к ней подключены холодильник и кондиционеры, то высокая вероятность, что они “сгорят”.
Пример видео, где показана работа реле напряжения
Решать проблему скачков напряжения в сетях помогают специальные устройства – реле контроля напряжения. Принцип действия таких реле достаточно прост, есть “электронный блок”, который следит, чтобы напряжение находилось в заданных уставками пределах и при отклонениях сигнализирует расцепителю (силовой части), который отключает сеть. Все бытовые реле контроля напряжения включаются автоматически через определенное время. Для обычных потребителей достаточно задержки в несколько секунд, но для холодильников и кондиционеров с компрессорами нужна задержка в несколько минут.
Реле контроля напряжения бывают однофазные и трехфазные. Однофазные реле напряжения отключают одну фазу, а трехфазные – одновременно все три фазы. При трехфазном подключении в быту, следует применять однофазные реле напряжение, чтобы колебания напряжения на одной фазе, не привели к отключению других фаз. Трехфазные используют для защиты двигателей и других трехфазных потребителей.
Я разделяю приборы защиты от перенапряжений на три типа: УЗМ-51М от “Меандра”, Zubr от “Электроникс” и все остальные. Никому ничего не навязываю – это мое личное мнение.
Реле напряжения Zubr (Rbuz)
Данное устройство предназначено для защиты от перепадов напряжения (отгорания нуля). Производят ЗУБР в Донецке.
Отмечу особенности этого реле напряжения .
Индикация напряжения на устройстве – показывает значение напряжения в реальном времени. Это достаточно удобно и необходимо для оценки ситуации с напряжением в сети. Погрешность показаний низкая, разница относительно высокоточного мультиметра Fluke 87 всего 1-2 Вольта .
Реле напряжения Zubr выпускают на различные номинальные токи: 25, 32, 40, 50 и 63А. Устройство при номинальном токе на 63А выдерживает в течение 10 минут ток 80А.
Верхнее значение по напряжению выставляется от 220 до 280 В с шагом 1 Вольт, нижнее – от 120 до 210 В. Время повторного включения от 3 до 600 сек., с шагом 3 секунды.
Я выставляю на реле Zubr, максимальное (верхнее) значение по напряжению 250 Вольт, а нижнее значение – 190 Вольт.
У приборов с индексом t в названии, например Zubr D63t, есть термозащита от внутреннего перегрева. Т.е. при увеличении температуры самого прибора до 80 градусов (например из-за нагрева контактов) – он отключается.
Реле Zubr занимает 3 модуля или 53 мм на дин-рейке и бывают только однофазными.
В паспорте и приведенных схемах подключения Зубр, не сказано про ограничения по току, но в старой документации, ранее указывалось, что не более 0,75 от номинального.
Схема подключения реле напряжения Zubr
В настоящее время, производители уверяют, что реле можно подключать по номиналу. Если номинал Зубра меньше номинала вводного автомата, тогда нужно применять в схеме подключения реле напряжения – контактор.
Гарантию на реле напряжения Zubr производитель дает целых 5 лет! Имеет очень хорошие отзывы от коллег – форумчан . И также, как у Меандра на форуме МастерСити есть представитель Zubra, который не боится общаться публично. И кстати, показательно на примере УЗМ и Зубра, что представители производителей качественной продукции не боятся общаться на форумах.
Update (07.06.15). В настоящее время реле напряжения Zubr, продают в России под другим названием Rbuz (слово Zubr наоборот).
Связано это с тем, что в России торговая марка Zubr зарегистрирована за другим производителем и поменялось только названием реле, а все компоненты остались прежними.
УЗМ-51М. Устройство защиты многофункциональное.
В настоящее время УЗМ-51М зарекомендовало себя надежностью и простотой подключения.
УЗМ-51М рассчитано на ток до 63А, занимает 2 модуля на дин-рейке (ширина 35 мм). При стандартном исполнении температура эксплуатации УЗМ от – 20 до +55 градусов, поэтому устанавливать в щите на улице не рекомендую. Есть правда и от -40 до +55, но такие мне в продаже не встречались, если только обращаться непосредственно в ЗАО “Меандр”. Максимальная уставка по верхнему отключению напряжения 290 В, нижний порог срабатывания 100 В. Время повторного включения задается самостоятельно – это или 10 секунд или 6 минут. Может использоваться в сетях с любым типом заземления: TN-C, TN-S, TT или TN-C-S.
Схема подключения УЗМ-51М
Меандр производит еще два типа однофазных реле напряжения – это УЗМ-50М и УЗМ-16. Главное отличие УЗМ-50М от УЗМ-51М, пожалуй только в том, что у последнего, как мы знаем можно выставить уставку по срабатыванию самостоятельно, а в УЗМ-50М – уставка “жесткая”, по верхнему пределу напряжения – 265 В, а по нижнему – 170 В.
УЗМ-16 рассчитано на ток 16А, поэтому его ставят только на отдельный электроприемник. Например, чтобы не ожидать 6 минут пока включится УЗМ-51, холодильник можно подключить через УЗМ-16, на котором устанавливают задержку на включение 6 минут, а на основном УЗМ-51М в 10 секунд.
Я выставляю на УЗМ-51М максимальное (верхнее) значение по напряжению 250 Вольт, а нижнее значение – 180 Вольт.
Меандр также выпускает трехфазное реле напряжение УЗМ-3-63, как я уже писал выше, такие реле используют в основном для защиты двигателей.
Хорошая надежная защита от перенапряжений. УЗМ не нужно включать с контактором, как это обычно делают с другими реле напряжения. Устройство производится в России. Гарантия на УЗМ 2 года. Что немаловажно, представитель Меандра присутствует на самом популярном форуме Mastercity, всегда проконсультирует по продукции, а также внимательно относится к комментариям пользователей форума, замечания которых в свое время и помогли улучшить УЗМ-51М.
Пример установки УЗМ-51М в трехфазном щите для загородного дома, где УЗМ установлены в каждую фазу.
Пожалуй один недостаток в УЗМ-51М относительно других реле напряжения – это отсутствие индикации напряжения. Но и разница в цене между УЗМ и реле напряжения с контактором, позволяет купить и поставить вольтметр отдельно.
Реле напряжения РН-111, РН-111М, РН-113 от Новатек
Данные реле напряжения производятся у нас в России. Как видно из заголовка у Новатека можно приобрести три типа реле напряжения.
РН-111 и РН-111М по параметрам практически одно и тоже устройство, главное различие у них в том, что у реле РН-111М есть индикация напряжения, а у РН-111 ее нет.
Верхний предел напряжения от 230 до 280 В, нижний – от 160 до 220 В. Время автоматического повторного включения от 5 до 900 сек. Гарантия на эти реле 3 года.
Схема подключения реле напряжения РН-111
Рассчитаны РН-111 на небольшие токи до 16А или мощность до 3,5 кВт, но для подключения более высокой нагрузки, РН-111 можно включать совместно с контакторами (магнитными пускателями).
Схема подключения реле напряжения с контактором
Это значительно увеличивает стоимость, так как хороший контактор сейчас будет стоить около 4-5 тыс. рублей, понадобится бОльшее количество модулей в щитке, а также автомат для защиты катушки контактора. Вышеуказанная схема подключения реле с контактором для РН-111, справедлива для любого другого реле с учетом особенностей его схемы.
Реле РН-113 уже более улучшенное относительно РН-111, диапазоны по напряжению и время АПВ такие же, как у РН-111, но максимальный ток на который можно включать РН-113 до 32А или если по мощности до 7 кВт.
Схема подключения реле напряжения РН-113
Но я бы не стал этого делать, так как контакты у РН-113 достаточно слабые для провода сечением 6 мм 2 , а именно такое сечение необходимо для подключения на 32А.
Надежнее РН-113 также подключать с контакторами , без контакторов максимум на 25А. Я не использую в своих щитах реле напряжения от Новатек, поэтому фото позаимствовал у одного из электромонтажников с форума Avs1753.
Смотрится, конечно, красиво, но такое подключение занимает на 3-4 модуля больше и раза в два дороже по стоимости, чем если бы применили УЗМ-51М или Zubr.
А вот, что бывает, с РН-113, если его подключить без контакторов на 32А.
К сожалению какой-либо информации об испытаниях, как у УЗМ-51М и Зубра я не нашел на форумах.
Реле DigiTop
Также как и Зубр, данные реле выпускают в Донецке. Производитель выпускает несколько серий приборов с защитой от скачков напряжения.
Реле напряжения серии V-protektor предназначено только для защиты от перепадов напряжения. Выпускается на номинальные токи 16, 20, 32, 40, 50, 63 А в однофазном исполнении, имеет встроенную термозащиту от перегрева, срабатывающую при 100 градусах. Верхний порог срабатывания от 210 до 270 В, нижний – от 120 до 200 В. Время автоматического включения от 5 до 600 сек. Есть и трехфазное реле V-protektor 380, достаточно компактное 35 мм (два модуля), но максимальный ток в фазе не более 10А.
На однофазное реле напряжения Protektor гарантия 5 лет, на трехфазное реле только 2 года.
Схема подключения реле напряжения V-Protektor DigiTop
Диджитоп выпускает и совмещенное в одном устройстве реле напряжения и реле тока VA-protektor. Помимо защиты от перенапряжений, прибор обеспечивает и ограничение по току (мощности). Выпускают на номинальные токи 32, 40, 50 и 63 А. Все параметры по напряжению такие же, как и у V-protektor. По номинальному и максимальному току VA контролирует нагрузку и при превышении номинального отключает сеть через 10 мин., а максимального – через 0,04 сек. На дисплее прибора отображается и напряжение и ток. Гарантия на VA-protektor 2 года.
Ну и самый продвинутый из серии реле напряжений от ТМ DigiTop – многофункциональное реле МР-63. Собственно всё тоже самое, как и у предыдущего VA-protektor, только МР-63 показывает помимо тока и напряжения, еще и активную мощность .
Данное реле МР-63 и V-protektor проходили независимые испытания форумчан, отзывы средние.
Я постарался охватить в своей статье, наиболее распространенные устройства защиты от перепадов напряжения. Конечно, есть еще производители приборов для подобного рода защит, но информации об их применении очень мало.