Из чего состоит боковое зеркало автомобиля
Перейти к содержимому

Из чего состоит боковое зеркало автомобиля

  • автор:

Зеркало заднего вида

Зеркало заднего вида служит для предоставления водителю визуальной информации об обстановке за автомобилем, обеспечивая тем самым безопасность движения. На современных легковых автомобилях устанавливается три зеркала заднего вида – одно внутреннее и два наружных зеркала.

Зеркало заднего вида имеет следующее общее устройство: оптический элемент (собственно зеркало), корпус и механизм регулирования положения. Внешнее и внутреннее зеркала заднего вида имеют существенные различия в конструкции отдельных элементов.

Внутреннее зеркало заднего вида

Внутреннее зеркало заднего вида (другое наименование – салонное зеркало заднего вида) крепится на лобовом стекле автомобиля. Зеркало имеет прямоугольную форму, которая обеспечивает водителю видимость сзади и не препятствует переднему обзору. Вместе с тем, салонное зеркало заднего вида оставляет непросматриваемую («слепую») зону на несколько метров позади автомобиля. Это нужно постоянно учитывать при движении задним ходом. Указанный недостаток практически полностью устранен с помощью парковочных систем – парктроника, камеры заднего вида.

Внутреннее зеркало заднего вида имеет плоский оптический элемент, на внутреннюю поверхность которого нанесено зеркальное покрытие. Для повышения качества изображения (предотвращения раздвоения картинки) применяются зеркала с наружным отражающим слоем.

Для повышения угла обзора по горизонтали используется панорамное зеркало заднего вида. Данное зеркало имеет сферическую (изогнуто под определенным радиусом) поверхность оптического элемента и закрепляется непосредственно на штатное зеркало заднего вида. Панорамное зеркало заднего вида было очень популярным в недалеком прошлом.

Оптический элемент помещен в пластмассовый корпус. Вместе они образуют модуль зеркала заднего вида. Модуль имеет шарнирное крепление к лобовому стеклу. Данный способ крепления обеспечивает перемещение зеркала из стороны в сторону и вверх-вниз и дает возможность настроить под индивидуальные параметры водителя (рост, положение сидения).

Серьезной проблемой для безопасности движения является ослепление водителя через зеркало заднего вида фарами сзади идущих автомобилей. Проблема решается несколькими способами:

— применение призматического оптического элемента;
— использование материалов с переменной прозрачностью;
— тонирование оптического элемента.
Самым распространенным является призматический оптический элемент, который устанавливается в зеркалах заднего вида всех современных легковых автомобилей. Оптический элемент имеет призматическую форму в поперечном сечении (передняя и задняя поверхность зеркала непараллельные). Изменяя угол наклона зеркала, соответственно изменяется коэффициент отражения. Стандартное зеркало заднего вида имеет два положения – «день» и «ночь». Переключение между режимами осуществляется вручную, в некоторых конструкциях используется электрический привод с автоматическим управлением.

Данная конструкция зеркала заднего вида имеет один существенный недостаток – слабая видимость в антибликовом положении (реально видны только фары сзади идущего автомобиля). Поэтому водители используют данную функцию зеркала заднего вида только в крайнем случае.

Более прогрессивным решением является зеркало заднего вида с автозатемнением, в котором используются материалы с переменной прозрачностью – жидкие кристаллы или электрохромный элемент. Перечисленные материалы под действием электрического тока меняют свой цвет и соответственно, изменяется коэффициент отражения зеркала заднего вида. Величину подаваемого на электроды напряжения регулирует электронная система управления, включающая два датчика (датчик освещенности и датчик бликов), блок управления и исполнительное устройство – оптический элемент с переменной прозрачностью.

Датчик освещенности располагается спереди корпуса зеркала заднего вида, а датчик бликов с противоположной (лицевой) стороны. Датчики оценивают интенсивность освещения спереди и сзади автомобиля. При разности освещения (освещении фарами сзади идущего автомобиля) электронный блок подает напряжение на оптический элемент пропорционально этой разности, соответственно коэффициент отражения зеркала заднего вида уменьшается.

Зеркало заднего вида с автозатемнением чувствительно к низкой температуре (снижается работоспособность), поэтому применяется в основном в салонном зеркале. Такие зеркала предлагаются в качестве опции для большинства легковых автомобилей. Наиболее функциональными и востребованными являются электрохромные зеркала заднего вида.

Тонирование зеркала заднего вида обеспечивает спектральную защиту водителя от ослепления, т.е. свет определенного спектра (яркий свет) зеркалом не отражается. Тонирование выполняется путем нанесения не зеркало пленочного покрытия из оксидов металлов. Тонированные зеркала имеют желтый или голубой цвет. При всех преимуществах данный способ защиты привязан к индивидуальным особенностям зрения человека, поэтому применяется редко.

Модуль зеркала заднего вида является идеальным местом для размещения других систем (водитель смотрит на зеркало чаще, чем на приборную панель). В салонное зеркало заднего вида могут устанавливаться навигатор (навигационная система), видеорегистратор, радар-детектор (антирадар), монитор камеры заднего вида, громкая связь через Bluetooth, электронный компас, термометр наружного воздуха, автоматическое открытие дверей гаража.

Наружное зеркало заднего вида

Наружные зеркала заднего вида (другое наименование – боковые зеркала заднего вида) располагаются с правой и левой стороны автомобиля. Они расширяют зону обзора внутреннего зеркала заднего вида. Но «слепая» зона имеется и у наружных зеркал, которую нужно постоянно учитывать при перестроении транспортного средства. Система помощи при перестроении делает «слепую» зону боковых зеркал видимой.

Оптический элемент левого и правого боковых зеркал заднего вида различаются. Правое зеркало имеет прямую поверхность, левое, как правило, асферическое (имеет переменный радиус кривизны и увеличенную зону обзора). Пользуясь левым зеркалом заднего вида необходимо помнить, что реальные объекты находятся ближе, чем кажутся в зеркале. Асферическое зеркало можно отличить по штриховой вертикальной линии, которая разделяет прямую поверхность от закругленной.

Для защиты наружных зеркал заднего вида от снега, влаги, льда широко применяется система электрического обогрева. Для обогрева применяются различные виды нагревательных элементов: проволочные, печатные проводники, пленочные. Нагревательный элемент располагается непосредственно за оптическим элементом.

Положение наружных зеркал заднего вида регулируется с помощью специального механизма. Самый простой – шарнирный механизм регулирования. В наружных зеркалах заднего вида использовался в прошлом веке. Регулировка положения зеркала производится снаружи автомобиля, что крайне неудобно.

Более совершенными решениями являются рычажный (шаровой шарнир с толкателем) и тросовый механизмы. Регулирование положения зеркал осуществляется из салона автомобиля, но правое зеркало регулировать все равно очень неудобно. Данные механизмы регулирования используются в бюджетных автомобилях.

Электрический привод обеспечивает дистанционное регулирование положения наружных зеркал заднего вида, а значит удобство и комфорт управления. Привод на каждое зеркало включает два электродвигателя и механическую передачу. Один электродвигатель отвечает за вертикальное перемещение зеркала, другой – за горизонтальное. Управление осуществляется из салона автомобиля с помощью переключателя. Дополнительный электродвигатель используется для складывания зеркала заднего вида.

Значительно расширяет возможности наружных зеркал заднего привода с электрическим приводом электронная система управления. Система оказывает помощь водителю при парковке и маневрировании. При включении задней передачи боковые зеркала немного опускаются и поворачиваются в сторону автомобиля, сокращая до минимума «слепую» зону. При включении сигнала поворота одно из зеркал (со стороны поворота) поворачивается от автомобиля, уменьшая «слепую» зону при маневре. Автоматически производится и складывание наружных зеркал при постановке автомобиля на охрану.

Шестеренки, мороз и вода: как устроен привод зеркал и как его можно (или нельзя) сломать

Автомобильное зеркало заднего вида, которое умело регулироваться посредством нажатия водителем кнопок из салона, было впервые запатентовано в далеком 1975 году изобретателем, имя которого давно забыто – Минг Чин Сюй. Сегодня мы продолжаем пользоваться этим удобным устройством с минимальными изменениями. В этой статье разберем саму конструкцию и её типичные поломки.

Конструкций электроприводов автомобильных наружных зеркал заднего вида существует достаточно много, хотя различия между ними не слишком принципиальны. В любом варианте привод представляет собой герметичный корпус с двумя миниатюрными электродвигателями. Из него наружу выходят два выдвигающихся штока, которые наклоняют по двум осям (горизонтальной и вертикальной) качающуюся на центральной оси подвижную панель-«тарелку». К «тарелке» в свою очередь крепится зеркальный элемент.

Кинематика приводов может слегка отличаться от производителя к производителю и даже защищаться патентами, но внутри любого варианта находится механизм, который превращает радиальное вращение вала электродвигателя в линейное движение штока, меняющего угол наклона зеркала. Собственно, линейными приводами такие механизмы и называются. В любом современном автомобиле их полно – это и перемещение кресла, и подъем багажника, и корректор фары, и регулировка оборотов холостого хода, и многое другое.

Электродвигатели в зеркалах – самые простейшие, типовые моторы стандартизированных размеров. Их можно встретить где угодно, в том числе и в детских игрушках. Это примитивные коллекторные моторчики, нередко без полноценных подшипников и обычно даже без графитовых щеток – щетки представляют собой пружинящие металлические пластинки. Управляются моторчики простой подачей напряжения со сменой полярности, которая заставляет их менять направление вращения и, соответственно, направление линейного движения штока – внутрь корпуса или наружу.

В зеркалах с функцией памяти положения рядом с моторчиками установлены еще и переменные резисторы, скользящие контакты которых механически связаны с подвижными штоками механизмов – соответственно, вместе с движением зеркала меняется и сопротивление двух резисторов. Электронный блок, расположенный в салоне, запоминает значение сопротивления в выбранном вами положении зеркала и при автоматической установке положения зеркал просто крутит моторчики до его достижения. Так устроены зеркала 99% автомобилей, от бюджетных до премиальных. Увидел потроха одного из них – считай, видел все.

Что представляет собой «трансмиссия» привода зеркала? Как уже говорилось, в зеркалах используются разновидности линейного привода, позволяющие преобразовать вращение электромоторчика в возвратно-поступательное движение и одновременно существенно повысить крутящий момент, поскольку на валу миниатюрного мотора он незначителен и для движения зеркала его недостаточно.

В «трансмиссии» может применяться червячная передача или прямозубые шестерни – бывает по-разному, хотя суть от этого не меняется. В том приводе, который мы разобрали для статьи, – «червяк». А непосредственно линейное движение создает подвижный резьбовой шток, движущийся в неподвижной вращающейся гайке.

Насколько надежна механика таких приводов? Весьма надежна, и сама по себе она способна работать практически десятилетиями. Если мы берем привод хорошего бренда или тем более – под оригинальной маркировкой автопроизводителя, то в нем есть:

  • шестеренки и штоки из пластика очень высокого качества: с ничтожным коэффициентом трения, сохраняющего прочность в широком диапазоне температур и не приобретающего хрупкость с годами;
  • заложенная в механизм консистентная смазка, не теряющая пластичности при любых температурах и не склонная к загустеванию со временем;
  • конструктивно обеспеченные люфты в механизме, которые компенсируются упругими элементами, но при этом не позволяют механизму «закисать» при сколь угодно длительном простое без движения.

Опасна ли для механизма привода работа «до упора»?

Как правило – нет. Вышеупомянутые конструктивные люфты – простые, но при этом весьма продуманные решения. Взять, к примеру, тот же линейно движущийся во вращающейся неподвижной гайке резьбовой шток – гайки в привычном понимании там, разумеется, нет: она представляет собой несколько упругих лепестков с зубчиками, входящими в витки резьбы штока. Там, где гайка традиционной конструкции, упершись, портит резьбу в себе или на винте, гайка «лепестковая» «перепрыгивает» по резьбе, лишь слегка пощелкивая. Нет, безусловно, если вы будете битый час удерживать кнопку регулировки зеркала, которое дошло до крайнего положения, то скорее всего что-то в механизме «трансмиссии» привода сотрется или разрушится. Но, согласитесь, это все же крайности. Как говорят в народе: дураку дай… э-э-э… шар стеклянный – он и шар разобьет, и руки порежет…

Опасна ли для механизма привода работа при примерзании зеркального элемента в кожухе?

Опять же – нет. Эффект тут аналогичный вышеупомянутому движению до упора. Механизм будет «прощелкивать», и его защитит от поломки и износа проскальзывание упругих элементов и смазка. Хотя, конечно, длительно давить на джойстик, слыша щелчки и не видя результата, не нужно.

Опасно ли «обратное движение», когда не электропривод перемещает зеркальный элемент, а мы качаем зеркало руками, заставляя механизм двигаться «с противоположной стороны»?

И это производитель предусматривает. Несмотря на то что такой процесс, на самом деле, не является нормой, принудительное перемещение электрозеркала вручную при его протирке после мойки или с целью расколоть мешающий движению лед возможно в повседневной эксплуатации машины. Если не делать так намеренно, регулярно и ежедневно, запаса прочности механизма и его «защиты от дурака» опять же хватит надолго.

Так что же представляет основную опасность для механизма электрической регулировки зеркал, если он якобы такой надежный и прочный? Самая обычная вода.

Какую бы конструкцию не имела «трансмиссия» внутри корпуса приводов, наружу выходят два подвижных элемента – штока или рычага, в зависимости от того, как реализовал конкретный производитель. И точки выхода этих подвижных элементов представляют собой потенциальный вход для влаги внутрь корпусов моторов (и резисторов с некоторым количеством сопутствующей электроники в версиях зеркал с памятью).

Как правило, выход штоков очень хорошо защищен сложнопрофильными гофрированными резиновыми пыльниками (похожими на пыльники пальцев тормозных скоб), и пока они не потеряли целостность, эластичность и упругость, их защита успешно противостоит даже струе воды из «керхера», бьющей прямо под зеркальный элемент. В том числе и продолжительно, а не только мимоходом.

Однако в конструкции электропривода зеркала резиновый пыльник – все же самый уязвимый элемент. Со временем он теряет свои качества и покрывается мелкими трещинками. После чего начинает рваться и от той же самой струи воды на мойке, и от намерзшего льда, если мы регулируем зеркало в сильный мороз. Когда же пыльник порван, внутрь механизма затягивается влага и пыль – от нее сгнивают щетки на моторчиках, густеет смазка в шестеренках, портятся резисторы обратной связи для функции памяти… Механизм начинает работать медленно, с заеданиями, а затем и вовсе выходит из строя.

Ремонт же его хотя и возможен, но рентабелен лишь в редких случаях – если только у вас имеются донорские аналогичные механизмы, с которых можно переставить отдельные детальки.

Что собой представляет зеркало заднего вида автомобиля

Автомобильные зеркала – важные элементы безопасности. Отличаются простой конструкцией и компактными размерами. Устанавливаются в любой серийной машине, независимо от марки и модели авто, вида кузова и уровня комплектации. Различаются формой и внешним видом. Сочетаются с дизайном кузова и общим оформлением интерьера.

зеркало заднего вида

Улучшают обзорность для водителя и позволяют оценивать обстановку на дороге. Упрощают процесс движения задним ходом и предотвращают от аварий и несчастных случаев. Способствуют более безопасному совершению различных манёвров на дороге (перестроению, обгону, объезду препятствий и т.д.). Автозеркала, в зависимости от места установки, делятся на 2 вида – салонные и боковые.

Как устроено зеркало заднего вида автомобиля

Стандартное внутрисалонное или наружное зеркало состоит из 4 главных частей:

  1. Корпуса. Бывает разной формы, чаще – овальной или прямоугольной с закруглёнными краями. Конструкция корпуса должна быть травмобезопасной, без острых кромок.
  2. Отражающего элемента. Передаёт информацию шофёру. Представляет собой прочное стекло со специальным отражающим слоем и дополнительным защитным покрытием. Для безопасной эксплуатации ТС не допускается наличие сколов, царапин и потёртостей на автозеркалах, способных повлиять на качество отображения. Не должно искажать цвет, увеличивать или уменьшать расстояние до объектов, изменять их форму.
  3. Устройства для регулировки наклона отражающего элемента. Позволяет настраивать угол обзора оптического элемента.
  4. Механизма крепления. Обеспечивает закрепление автозеркал на месте установки. Крепёж должен быть надёжным как при движении по дороге хорошего качества, так и во время тряски ТС на дефектах дорожного полотна.

Боковые зеркала дополнительно комплектуются механизмом складывания. Он должен работать плавно и без рывков. Для складывания зеркала необходимо прикладывать усилие. Если механизм будет иметь минимальное сопротивление, то оптический элемент может внезапно сложиться при движении на высокой скорости или во время сильной тряски кузова.

Виды автомобильных зеркал

  1. Салонное (внутреннее). Устанавливается внутри салона с помощью прочного кронштейна. Надёжно крепится, но легко регулируется. Стандартная форма – прямоугольная, с закруглёнными краями.
  2. Боковые (наружные). В автомобилях устанавливаются два боковых зеркала. Одно находится слева, а второе – справа.

Помимо основных функций по безопасности и предупреждению аварий на дорогах, выполняют декоративную. Дополняют и преображают внешний вид машины. Например, стильные боковые зеркала («стремительной» формы с красивыми повторителями поворотов) придают автомобильному экстерьеру спортивные черты.

На праворульных машинах («японцах»), используемых на территории РФ, для удобства и безопасности вождения устанавливают дополнительное боковое зеркало на капот.

О панорамном зеркале

панорамное зеркало

Панорамное зеркало заднего вида

Панорамное зеркало заднего вида относится к внутреннему типу автомобильных зеркал. Имеет сферический оптический элемент и большую длину в отличие от стандартного плоского зеркала. Обеспечивает более полный задний обзор, снижая количество «мёртвых зон». Способствует улучшению зрительного восприятия, увеличивает угол обзора (до 160 градусов с обеих сторон). Главный недостаток – искажение реального расстояния от автомобиля, в котором находится водитель и пассажиры, до объекта.

Равномерность кривизны – одно из основных требований, предъявляемых к панорамному зеркалу. В противном случае будет сильно искажаться форма отражаемых объектов и расстояние до них. В некоторых бракованных моделях автозеркал возникает эффект «двойного отражения». Это может запутать водителя, привести к неправильной оценке дорожной ситуации и принятию ошибочного решения.

К езде с панорамным автозеркалом необходимо привыкнуть. Особенно важно научиться правильно определять безопасную дистанцию.

Панорамное зеркало подбирается индивидуально для каждой модели автомобиля. При его установке необходимо обращать внимание на следующие моменты:

  • высокие подголовники задних кресел, широкие задние стойки и запасное колесо на двери багажника могут закрыть большую площадь обзора;
  • неудачный выбор формы, размера и места установки панорамного зеркала может помешать раскрытию противосолнечных козырьков.

Зеркало заднего вида со встроенным монитором

зеркало с монитором

Зеркало заднего вида с монитором

Устанавливается внутри салона на штатное место автозеркала. Представляет собой монитор, способный работать в качестве обычного зеркала. Различается габаритными размерами – от небольших до крупных (9 дюймов).

Подключается к камере заднего вида. Работает вместе с парковочными датчиками. Это способствует максимально безопасному движению задним ходом. Упрощает процесс маневрирования в сложных ситуациях. На дисплее отображается картинка, выводятся подсказки (информация о расстоянии до ближайшего препятствия), указываются габариты ТС.

В более дорогих автозеркалах предусмотрена возможность сенсорного управления, установки карты памяти, подключения передней камеры или видеорегистратора.

Настройка салонного и боковых зеркал

зоны охвата зеркал заднего вида

  1. Салонное. Всё очень просто. Найдите центральную точку автозеркала заднего обзора. Соотнесите её с центральной линией заднего стекла.
  2. Боковые. Настройте водительское сидение под себя. Отклонитесь влево, практически касаясь бокового окна. Установите левое зеркало в таком положении, чтобы видеть заднее крыло машины. При обычной посадке оно должно исчезнуть из вашего поля зрения.Отклонитесь вправо, чтобы голова находилась в центральной части салона (между водительским сидением и креслом переднего пассажира). В правом зеркале также должно быть видно заднее крыло. Чтобы проверить правильность регулировки 3 автозеркал как единой системы заднего обзора, заручитесь помощью пассажира. Попросите медленно обойти машину. В этот момент необходимо следить за его передвижениями в зеркала заднего обзора. Если человек исчезает из одного автозеркала и сразу появляется в другом (с небольшими паузами), то количество «слепых зон» – минимальное. Боковое зеркало настроено правильно.
Видео: Лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать — как настроить зеркала в автомобиле и что такое мёртвая зона

О дополнительных опциях для боковых зеркал

Дополнительное зеркало

Дополнительное зеркало для мертвой зоны

  1. Электропривод. Удобная система дистанционного управления стеклами зеркал, в корпусы которых интегрированы компактные электрические двигатели. Отличаются минимальным энергопотреблением. Процесс управления зеркалами осуществляется с помощью кнопок.
  2. Повторители поворотов. Обеспечивают дополнительную безопасность движения, нагляднее предупреждая остальных участников дорожного движения о совершаемых манёврах. Выполняют декоративную функцию, придавая автомобилю стильный внешний вид. Устанавливаются с завода или в процессе тюнинга. В качестве штатных указателей поворотов на зеркалах используются обычные галогенные лампы. В премиальных машинах на их место устанавливают светодиоды.
  3. Дополнительное маленькое зеркало. Встраивается в стандартное боковое автозеркало справа от водителя. Чаще имеет сферическую форму. Улучшает обзорность и снижает количество «мёртвых зон». Является дополнительным элементом безопасности. Часто устанавливается на автомобилях для обучения новых водителей.
  4. Декоративные накладки. Изготовляются из ABS-пластика, нержавеющей стали, хрома, карбона и других материалов. Делают автомобиль более стильным и необычным, выделяют из общего городского потока. Являются дополнительным защитным элементом для основного корпуса зеркала. Некоторые накладки поставляются в комплекте с указателями поворота. Процесс монтажа осуществляется с помощью крепёжных элементов или специального клея-герметика. . Система подогрева работает за счёт специальных нагревательных элементов. Предотвращает запотевание и покрытие зеркал конденсатом, препятствует образованию наледи. Избавляет водителя от забот по их протиранию при сильной влажности на улице. Подогрев автозеркал осуществляется от бортовой электросети автомобиля. Подключение производится несколькими способами: параллельным или отдельным (с предохранителем, реле и выключателем). . Лёгкое тонирование боковых зеркал способно защитить глаза водителя от отражения яркого света фар, сильное – исказить цветопередачу, снизить общее восприятие происходящего на дороге.

Существуют 3 разных нагревательных элемента, использующихся при обогреве наружных автозеркал:

  • резистивная проволока с изоляцией, имеющей термостойкие свойства;
  • резистивный элемент на основе токопроводящей пасты. Наносится методом трафаретной печати;
  • нагревательный элемент в виде плёнки. Одновременно является отражающим слоем.

Об уходе за зеркалами

Автомобильные зеркала – неотъемлемые элементы безопасного движения. Должны быть надёжно установлены и правильно отрегулированы. Но для безопасной эксплуатации машины этого недостаточно. Ещё один важный фактор – правильный уход за автозеркалами. Их необходимо содержать в чистоте, своевременно удалять пыль и грязь, не допускать сильного обледенения при зимней эксплуатации.

Для этого используются специальные автомобильные салфетки, моющие и противозамерзающие составы. Наносятся защитные покрытия, препятствующие прилипанию грязи и эффективно отводящие воду. Их лучше приобретать в специализированных магазинах по автохимии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *