Новые спецификации API SP и ILSAC GF-6
Классификация моторных масел по американской системе API разделяет смазки по уровню качества и типу эксплуатируемой техники. Спецификация API является основной, а международные стандарты ILSAC считаются подклассом API, которые направлены на ужесточение требований основной классификации.
До 2019 года стандарты API насчитывали 12 классов качества для бензиновых двигателей и 14 классов для дизельных. По ILSAC было стандартизировано 5 категорий – GF-1, GF-2, GF-3, GF-4 и GF-5. С начала 2020 года вступили в действие новые стандарты API SP и ILSAC GF-6. В данной статье мы расскажем, в чем преимущество масел с новыми спецификациями, для каких двигателей они рассчитаны, в какие моторы их не нужно заливать и в чем разница между API SP и маслом API SN.
Зачем нужно соблюдать соответствие спецификации масла
Для того, чтобы точнее определить, что такое спецификации API, подробно разберем как они формируются. По американской классификации есть три категории качества и назначения моторного масла:
- S (service) – хронологический порядок категорий качества смазки для бензиновых ДВС;
- C (commercial) – хронологический порядок категорий и назначений смазки для дизельных моторов;
- EC (energy conserving) – категории энергосберегающих масел. Это высококачественные, легкотекучие и маловязкие смазки, которые могут уменьшать расход топлива на бензиновых двигателях.
Первый символ после API основной и означает для какого типа мотора данная смазка (S — бензин, C — дизель). Второй символ показывает возможность применения масла исходя из года выпуска мотора, а также на наличие или отсутствие турбины. Для каждого нового класса производители меняют второй символ, присваивая следующую по алфавиту букву.
Если масло является универсальным и подходит для бензиновых и дизельных агрегатов, то в его спецификации ставится сразу 2 обозначения, например стандарт API SJ/CF.
Для примера рассмотрим маркировку нового масла RIXX:
Маркировка на канистре масла RIXX
- TP N — указатель внутренней серии синтетических масел компании;
- SAE 5W-30 — обозначение индекса вязкости;
- API SP-RC — соответствие смазки новейшему стандарту API SP, а приставка RC означает “продлевающее ресурс” (resource conserving);
- ILSAC GF-6A — соответствие новым нормам специально для класса вязкости всесезонного масла 5W-30, а также включает в себя характеристики API SP и лучше экономит топливо;
- PAO — синтетическое масло 4-й группы — “ПолиАльфаОлефиновое”.
Так как нормы расхода топлива и выброса парниковых газов постоянно ужесточаются, автопроизводители совершенствуют свои двигатели и теперь могут снимать с 1 литра рабочего объема 130 л.с. и более. Это приводит к тому, что принятые стандартизации становятся неактуальными. Это и является ответом, почему API SN устарел. Он был основным свежим стандартом для бензиновых моторов начиная с 2011 года выпуска на вплоть до мая 2020 года, а с того момента перестал соответствовать нормам. API SP это новая спецификация, которая в условиях работы двигателя при высоких температурах и повышенной нагрузке способствует большей экономии топлива и направлена на увеличение ресурса двигателя.
Также важно разобраться, что означает классификация ILSAC. Это дополнительная стандартизация, которая вносит более жесткие требования к следующим параметрам:
- присутствие эффекта экономии топлива;
- устойчивость к сдвигу (смазка способна сохранять свои характеристики при повышении давления);
- лучшие показатели фильтрации при низких температурах;
- уменьшение концентрации фосфора в масле (увеличение срока службы катализатора);
- снижение расхода масла (уменьшение летучести);
- меньшее количество образования пены;
- более низкая вязкость смазывающих составов (применимо к моторам с высокой мощностью).
Соблюдать стандарты нужно, потому что если в ДВС залить масло с не подходящими допусками и спецификацией, это может привести к одному из двух негативных результатов:
- если толщина образуемой на деталях масляной пленки будет больше предусмотренных заводских зазоров – поршневая группа будет все время перегреваться;
- если толщина пленки будет меньше стандартов – смазка начнет выгорать выше нормы.
Чем отличаются масла в зависимости от API и ILSAC
С мая 2020 года в на смену старых стандартов API SN и спецификации ILSAC GF-5 пришли новые нормы API SP и ILSAC GF-6A/GF-6B. Данные требования в первую очередь направлены на то, чтобы сделать масла более устойчивыми к внешнему воздействию.
Классификация масел по API включает в себя много классов в зависимости от года выпуска силовой установки. Но так как большинство из них уже являются устаревшими, рассмотрим список самых актуальных.
- API SM — стандарт, утвержденный 30 ноября 2004 года. Включает в себя смазки для современных моторов бензинового образца, многоклапанных, в том числе турбированных. При сравнении с более ранним классом SL, масла категории SM лучше защищают от окисления и преждевременного износа компонентов двигателя. По показателям энергосбережения продукция может сертифицироваться по стандартам ILSAC. Масла могут заливаться в моторы, которым рекомендуется использование класса SJ и более ранних спецификаций.
- API SN – нормы, введенные 1 октября 2010 года. Главное отличие SN от ранних классов заключается в требовании ограничить содержание фосфора, чтобы смазка была совместима с системами нейтрализации отработавших газов. Также данная спецификация API для бензиновых двигателей способствует более комплексному энергосбережению. Не учитывая высокотемпературную вязкость, такие масла полностью соответствуют европейским стандартам ACEA C2, C3 и C4. Смазку API SN можно заливать в мотор вместо SM.
- API SP – требования, утвержденные в мае 2020 года. Обеспечивают защиту деталей двигателя от “калильного зажигания” – эффекта преждевременного воспламенения, которое происходит на низких оборотах (LSPI). Уменьшает износ цепи ГРМ и защищает турбонагнетатели и поршни от высокотемпературных отложений. Направлено на контроль образования нагара и прочих отложений. Соответствует стандартам ILSAC GF-6A и может использоваться вместо спецификации SN.
Теперь давайте рассмотрим что изменилось в стандартах ILSAC в 2020 году. Для этого, среди всех классов уточним характеристики наиболее актуальных стандартов – GF-4, GF-5 и GF-6.
- GF-4 – требования, введенные в 2004 году. Пришли на смену устаревшим GF-3 и призваны ужесточить нормы API SM. Обязательные требования – улучшение моющих характеристик, снижение расхода топлива и уменьшение концентрации фосфора на 0,08%. При увеличенном сроке эксплуатации такие масла должны сохранять свои основные характеристики.
- GF-5 – стандартизация от 2010 года. Она была введена вместе с нормами API SN и представляет собой жесткие требования к защите элементов от шламообразования. Также оно ужесточает требования по защите турбин и поршней от высокотемпературных отложений. Основное отличие от масел более ранних спецификаций – его можно применять на моторах, которые работают на биотопливе. Стандарт позволяет максимально увеличивать периодичность замены масла.
- GF-6 – спецификация 2020 года. Правила были введены одновременно с API SP, так как основной их задачей является защита компонентов современного бензинового двигателя от пагубного воздействия раннего зажигания на низких оборотах. Такие масла рекомендованы для моторов с системой непосредственного впрыска GDI, защищают цепь ГРМ от преждевременного износа и полностью подходят на модификации с системой “старт-стоп”.
Смазывающие составы класса ILSAC GF-5 можно использовать, если рекомендовано масло всех низших категорий – GF-4, GF-3, GF-2 и даже GF-1. А вот масло API SP ILSAC GF-6 можно заливать только вместо категории GF-5.
Стоит уточнить, что данные списки относятся лишь к маслам бензиновых двигателей. На смазки для дизельных моторов распространяются свои отдельные классификации.
Преимущество масел со спецификацией API SP и ILSAC GF-6 перед предыдущими
Результаты тестов API SP
Перед тем, как выбирать какое-то определенное масло, нужно понять, чем новый стандарт SP лучше. Он наряду с ILSAC GF-6 ввел более жесткие требования к производству смазок. теперь новая продукция способствует сохранению ресурса моторов, продлевает срок их службы и значительно снижает уровень расхода топлива. Для наглядности лучше всего будет сравнить новый API SP допуск со старым SN, а также отдельно рассмотреть преимущество ILSAC GF-6 над GF-5.
Чем моторное масло API SP лучше?
В таблице ниже представлено сравнение основных характеристик масел с допусками SP и SN, которые были определены в результате лабораторных тестов. Ориентируясь на приведенные данные, вам будет проще оценить преимущество масел с допуском SP.
Показатели масла | API SP | API SN |
---|---|---|
Стойкость к окислению | 8 баллов | 7 баллов |
Нагар и отложение на поршнях | 4,2 балла | 3,7 баллов |
Шламообразование | 2 балла | 1 балл |
Сажевые отложения | 7,6 баллов | 8 баллов |
Защита двигателя от износа | более 5 баллов | 3 балла |
Экономия топлива | 3,1% | 1,9% |
Совместимость с системами очистки выхлопных газов | Совместимы, но более безопасны при попадании продуктов сгорания в катализатор | Совместимы |
Стоит ли покупать масло для двигателя со спецификацией ILSAC GF-6
Результаты тестов ILSAC GF-5 и GF-6
При ориентировании на спецификации ILSAC стоит уточнить, что с мая 2020 года есть две новые категории — GF-6A и GF-6B. Стандартизация ILSAC GF-6A предназначена для моторных масел всех известных классов вязкости: 0w-20, 0w-30, 5w-20 и 5w-30. А вот ILSAC GF-6B характеризуется теми же свойствами, но рассчитана исключительно на масла Petro-Canada Supreme Synthetic с вязкостью 0W-16. На картинке справа показаны результаты следующих тестов:
- отложения на поршнях;
- устойчивость к окислению;
- защита кулачков от износа;
- защита от высокотемпературных отложений;
- экономия бензина;
- предотвращение коррозии;
- калильное зажигание;
- защита цепи ГРМ от износа.
В таблице ниже показано сравнение спецификации ILSAC GF-5 с новой GF-6. Данные взяты из результатов лабораторных исследований и проведения восьми тестов.
Свойства моторного масла | ILSAC GF-5 | ILSAC GF-6B и ILSAC GF-6A |
---|---|---|
Предотвращение неконтролируемого возгорания топливо-воздушной смеси (“калильное зажигание”, LSPI) | 1 балл | 8 баллов |
Нагар и отложения на поршнях | 5 баллов | 8 баллов |
Защита от износа цепи ГРМ | 1 балл | 8 баллов |
Сопротивление высокотемпературным отложениям в турбокомпрессоре | 6 баллов | 8 баллов |
Снижение шламообразования | 1 балл | 2 балла |
Экономия топлива | 1,9% | 3,1% |
Совместимость с системами доочистки выхлопных газов | Совместимы | Совместимы, но лучше предохраняет катализатор от попадания продуктов сгорания масла |
В результате теста видно, насколько масло API SP ILSAC GF-6 превосходит смазку более раннего стандарта GF-5 и что его действительно следует покупать для новых двигателей. Самое большое отличие было замечено в способности новых смазочных материалов предотвращать неконтролируемое преждевременное зажигание. Поэтому ILSAC GF-6 подойдет в малолитражный автомобиль, оснащенный турбонаддувом.
Ответы на часто задаваемые вопросы
Что означает ILSAC GF-6?
ILSAC GF-6 — это новая стандартизация моторных масел, которая полностью соответствует современному классу API SP. Она состоит из двух категорий:
- GF-6A — для всех стандартных классов вязкости;
- GF-6B — для класса вязкости 0W-16.
Чем новый стандарт SP лучше?
Стандарт API SP по сравнению с предыдущим SN показывает лучшие характеристики по устойчивости к следующим параметрам:
- износу деталей поршневой группы;
- сгущению сажи;
- высокому расходу топлива;
- окислению;
- образованию нагара на поршнях;
- шламообразованию (суспензия смолистых элементов, которая скапливается на деталях).
Чем отличается моторное масло SN от SP?
Отличий между маслами с этими спецификациями довольно много. API SP превосходит SN сразу по нескольким показателям:
- защищает от преждевременного воспламенения (калильного зажигания);
- лучше защищает цепь ГРМ от износа;
- эффективнее защищает турбокомпрессор и поршни от образования высокотемпературных отложений;
- улучшает топливную экономичность;
- делает масла более совместимыми с современными системами очистки выхлопных газов;
- более совместимо с топливом, в котором повышена концентрация этанола (E85).
На сколько масло ILSAC GF-6 лучше экономит топливо?
Согласно с результатами проведенных тестов экономия топлива при использовании масел ILSAC GF-6 составила 3,1%. Результат ILSAC GF-5 немного меньше — всего 1,9%.
Новый класс для моторных масел — ILSAC GF-6.
Новый класс моторных масел: зачем и для кого введен ILSAC GF-6?
В 2020 году появился новый стандарт качества для моторных масел — ILSAC GF-6. Новый стандарт ориентирован на улучшенную защиту от преждевременного воспламенения топливной смеси в цилиндре (LSPI), разрушительно действующей на бензиновые моторы. Кроме того, новый класс ILSAC GF-6 повышает требования к экономии топлива, защите цепи ГРМ от износа и противодействию образования нагара на поршнях.
Для каких автомобилей актуальны стандарты ILSAC?
В мире существуют различные классы моторных масел. В России их разработкой занимается Ассоциация автомобильных инженеров (ААИ), в Европе — Ассоциация европейских производителей автомобилей (ACEA).
Что касается стандартов ILSAC, то их выпускает одноименная организация: Международный комитет по стандартизации и сертификации смазочных материалов. Он создан Ассоциацией американских автопроизводителей (AAMA) и Японской ассоциацией производителей автомобилей (JAMA). На стандарты ILSAC ориентируются не только американские и японские, но и корейские автопроизводители.
На какие вязкости распространяется новая категория?
Новый стандарт качества перекрывает предыдущие. Если для вашей машины предписан класс ILSAC GF-4 или ILSAC GF-5, то ILSAC GF-6А тоже подойдет. Уточним, что подкатегория, GF-6А, введена для масел с вязкостью xW-20 и xW-30. А вот подкатегория GF-6В применима только к маслам с вязкостью 0W-16 и не подходит для двигателей старых конструкций.
Какое значение введение ILSAC GF-6 имеет для автовладельцев?
Как уже было сказано, основная, хотя и не единственная, задача нового стандарта состоит в том, чтобы предотвратить преждевременное воспламенение топливной смеси в цилиндре (LSPI). Это явление создает повышенное давление и может стать причиной повреждения деталей двигателя. Особенно характерна проблема LSPI для турбомоторов — это подтверждено исследованиями Ford, GM.
Однако для российских пользователей гораздо важнее, что ILSAC GF-6А означает выход на новый уровень экономии топлива и защиты от износа для двигателей японских и корейских автомобилей. Причем вне зависимости от того, атмосферные на них моторы или наддувные.
Есть ли в линейке Mobil 1™ масла, соответствующие новым требованиям?
Новая категория, ILSAC GF-6, была введена 1 мая 2020 года. Потребность в ее появлении назрела уже давно, но разработка стандарта длилась дольше, чем планировали. Впрочем, масла Mobil1™ отвечали новым требованиям еще до их официального введения. На российском рынке есть масла Mobil 1™, соответствующие новому классу ILSAC GF-6А. Это Mobil 1™ X1 5W-30 и Mobil 1™ 0W-20. Последнее отличается еще и тем, что подходит для гибридных автомобилей японских производителей.
Моторные масла API SP и ILSAC GF-6: разбираемся в новом стандарте
Спецификация моторного масла – это то, что в первую очередь указывает на его свойства. То есть масло с одной и той же вязкостью, например 5W30, и одного и того же производителя, но в разных спецификациях, может иметь кардинально отличающиеся свойства, и быть как полезным, так и вредным для мотора. Более того, масла разных спецификаций могут быть несовместимы друг с другом. Как в таком случае не ошибиться с выбором? Разберемся в этом вопросе подробнее.
Какие спецификации масел бывают
Всего в мире имеется четыре вида спецификации моторных масел: API от американского института нефти, ACEA от ассоциации европейских автопроизводителей, ILSAC от международного комитета по стандартизации и одобрению смазочных материалов, а также отечественный ААЕ от ассоциации автомобильных инженеров России. Для американских и азиатских автомобилей используются спецификации масел API и ILSAC. Причем многие производители смазочных материалов указывают на этикетке оба стандарта.
Моторное масло RIXX 0W-20 SP GF-6A соответствует новейшим стандартам
Сама аббревиатура API при выборе масла вам ничего не скажет, кроме того, что, оно точно подойдет для американских машин. Здесь нужно смотреть на буквы идущие следом. Это будет либо S (Service), что означает масло для сервисной замены в бензиновых моторах, либо C (Commercial) – масло для дизелей, которые в США в основном ставятся на коммерческую технику. Но самые важные буквы идут следом за S и С в алфавитном порядке и именно они говорят о качестве масла. Чем выше буква стоит по алфавиту, тем выше класс моторного масла – все просто.
Совместимость масел API и ILSAC
Самая низкая ныне действующая спецификация для бензиновых двигателей – это API SJ. Такие масла подходят для автомобилей, выпущенных до 2001 года. А самая новая спецификация, это API SP – она была принята в мае 2020 года и на сегодняшний день обозначает масла высшей категории. Масла API SP не только обладают улучшенными смазочными и энергосберегающими свойствами, но и борются с эффектом LSPI – преждевременного воспламенения топливной смеси в цилиндре, которое может возникать на низких оборотах у турбомоторов с непосредственным впрыском топлива и привести к разрушению поршневых колец.
Также существуют классы API SL (подходит для машин до 2004 года), API SM (для машин до 2010 года) и API SN (для машин с 2011 года). Важно знать, что применять в двигателе масла более высокой категории можно, а вот опускаться на предыдущий уровень ни в коем случае нельзя. То есть вместо API SL можно залить более качественное масло API SM, но не наоборот. При этом масло новейшего стандарта API SP рекомендовано использовать только вместо SN. Что касается дизельных двигателей, то для них высшей категорией является спецификация API CK-4, принятая в 2016 году. Этот класс масел подходит для машин, выпускающихся с 2017 года.
Международная классификация ILSAC основана на API и имеет шесть категорий качества. Первая, вторая и третья уже не актуальны, а самая свежая на сегодняшний день это ILSAC GF-6. Если проводить параллели с американской спецификацией, то масло ILSAC GF-4 соответствует уровню требований API SM, ILSAC GF-5 – близок к API SN, а GF-6 – это практически тоже самое, что и API SP. Масла ILSAC GF-6 рекомендованы для использования в турбомоторах с непосредственным впрыском, так как они противодействуют эффекту LSPI. При переходе с одного класса ILSAC на другой действует тот же принцип, что и с API: вместо масла низшей категории (GF-4) можно использовать более высокую (GF-6), но не наоборот.
Новые стандарты API SP и ILSAC GF-6: в чем их особенности
Теперь, когда мы разобрались с терминологией, закрепим азы на примере масла RIXX серии TP N. Указанные здесь обозначения ILSAC GF-6А (литера А означает, что спецификация походит для классов вязкости 0w-20, 5w-20, 0w-30, 5w-30) и API SP по сути дублируют друг друга, так как говорят об одних и тех же показателях: малых потерях на трение, устранение калильного зажигания в турбомоторах и эффективной защитой рабочих поверхностей мотора. Но при этом стандарт ILSAC имеет более жесткие допуски, по которым оцениваются свойства масла. Это касается экономии топлива, испаряемости, пенообразования, качества фильтрации при низких температурах, сохранения характеристик масла при повышении давления, а в случае с новым стандартом – еще соответствия строгим нормативам по износу цепи ГРМ.
Поскольку стандарт ILSAC GF-6 также требует пониженного содержания фосфора (чем его меньше – тем дольше проживет катализатор), который является главным компонентом противозадирных присадок, в маслах RIXX в дополнение к диалкилдитиофосфату и молибдену, используется неорганический модификатор трения. Такой состав пакета присадок позволяет вписаться в нормы по химическим элементам и золе, получив при этом более высокие защитные свойства масла. Что касается защиты двигателя от детонации, то по стандарту API SP при испытаниях масла допускается не более пяти случаев LSPI: у масел RIXX серии TP N этот показатель равен нулю.
Cпецификация API разработана американским институтом нефти. На ее основе международным комитетом по стандартизации и одобрению смазочных материалов была создана спецификация ILSAC, имеющая более жесткие критерии оценки параметров масла.
На этой схеме видно, что и по другим параметрам масло RIXX 0W-20 превосходит стандарты API SP и ILSAC GF-6. Оно уменьшает износ цепи ГРМ, клапанов, борется с высокотемпературными отложениями и эффектом LSPI. Благодаря малой вязкости такое масло также снижает потери на трение, уменьшая расход топлива и облегчая пуск двигателя зимой.
На диаграмме показано качественное отличие характеристик масел новейшей спецификации ILSAC GF-6 от более ранних ILSAC GF-5 и API SN Plus. Это базовые параметры, которые производители масел могут превосходить, что видно на примере масла RIXX
Какое моторное масло выбрать
Если подвести краткий итог, то владельцам современных автомобилей американских, японских или корейских брендов, в особенности оснащенных впрыском GDI, лучше заливать в мотор масла новых стандартов API SP и ILSAC GF-6. Они по всем параметрам превосходят масла API SN/SN Plus или ILSAC GF-5: это и экономия топлива, и уменьшение нагара в цилиндрах, и лучшая защита трущихся поверхностей. Ну и «сюрпризов» с LSPI (если у вас турбомотор) не будет. При этом новые спецификации совместимы (взаимозаменяемы) с предыдущими API SN и ILSAC GF-5. Так что такие масла подойдут для Kia Rio, Ceed, Hyundai Solaris и Creta с двигателями Gamma и Kappa.