Жидкое стекло для гидроизоляции: 11 советов по выбору и применению
Вода камень точит. В справедливости этой мудрости строители убеждаются каждый рабочий день. Влага способна разрушить даже самый прочный железобетон. Чтобы защитить конструкции и продлить их срок службы, человечество придумало гениальное изобретение – гидроизоляционные материалы. Они все создают защитную пленку на поверхности, которая предотвращает воздействие воды. Ассортимент подобных составов приличный, а одним из самых популярных считается жидкое стекло. Оно универсальное, недорогое и простое в применении. Разбираемся, как использовать жидкое стекло для гидроизоляции бетона, фундамента, бассейнов, как его наносить и почему же оно считается таким универсальным.
Жидкое стекло – это тот же силикатный клей. Его основа – водный щелочной раствор натрий или калий силиката. Намного реже используется силикат лития – такой материал используется в электродном покрытии. В России часто жидким стеклом называют полироли и защитные составы для автомобилей, что не совсем верно. У них совершенно другой состав, а путаница вызвана тем, что автомобильные средства в азиатских странах называют «glass coat», дословно – «стеклянное покрытие», но никак не жидкое стекло.
Получают жидкое стекло путем обжига кварцевого песка или соды. Также используется метод обработки диоксида кремния щелочью. Вязкое однородное вещество при застывании становится твердым и не пропускает ни воздух, ни воду. Пока же состав не высох, он легко проникает в поры основания, на чем и построено его защитное действие. Жидкое стекло отлично защищает от влаги, играет роль антисептика, отвердителя, кислотозащитителя и повышает устойчивость к огню.
Жидкое стекло очень часто используется для проведения работ по гидроизоляции. Это связано с целым рядом его преимуществ:
- отличные водоотталкивающие свойства, пленка получается цельной, так что у влаги не остается подходов к материалу;
- жидкое стекло отлично просачивается в поры и трещинки, отличается высоким сцеплением с основанием;
- небольшой расход, в особенности при добавлении вещества в цементный раствор;
- невысокая цена по сравнению с другими гидроизоляционными материалами;
- вещество может использоваться при повышенной влажности;
- относительно высокая долговечность. Жидкое стекло прослужит не менее 5 лет, а если его покрыть краской, то намного дольше. Без дополнительной защиты оно способно постепенно саморазрушаться;
- жидкое стекло придает материалу устойчивости к огню, кислотам, щелочам, плесени, повышает прочность основания.
Тем не менее, и у этого материала есть свои минусы:
- ограниченность сферы применения. Материал сочетается только с бетоном и деревом. На кирпич такую гидроизоляцию не нанесешь – она разрушит материал. Когда говорят об универсальности жидкого стекла, имеют в виду, что составом можно пользоваться для создания обмазочной гидроизоляции и для добавления в бетон, причем разная концентрация его в растворе позволяет получать разные свойства;
- жидкое стекло, как и обычное, немного хрупкое и становится таковым, когда застывает. Чтобы слой не повреждался, его сверху дополнительно защищают иным материалом;
- поверх жидкого стекла финишную отделку нанести практически невозможно – краски и лаки на нем вообще не держатся;
- очень важно соблюдать правильные пропорции при добавлении жидкого стекла в цементный раствор, иначе он может застыть слишком быстро;
- хоть процесс монтажа нельзя назвать специфическим, да и особенные инструменты не потребуются, все равно определенные навыки понадобятся. Выполнять все работы своими руками можно лишь тогда, когда у вас есть опыт в гидроизоляции. Действовать придется очень быстро, так как жидкое стекло схватывается практически моментально.
В том или ином виде жидкое стекло используют строительстве уже более 200 лет. За это время человечество успело придумать и другие гидроизоляционные материалы, но жидкое стекло до сих пор выдерживает конкуренцию.
Как самостоятельный гидроизоляционный материал жидкое стекло практически не используют – только в связке с другими материалами, но только благодаря ему получается добиться превосходных результатов и полностью защитить бетон и дерево от влаги.
№3. Сферы применения жидкого стекла
По сути, жидкое стекло может применяться тремя основными способами:
- состав наносится на бетонную поверхность, высыхает и формирует влагостойкую пленку, закупоривая все поры. Часто защиту наносят в несколько слоев;
- состав добавляется в бетонный раствор. Бетонная конструкция, созданная подобным образом, получает улучшенные гидроизоляционные свойства, но при этом намного быстрее застывает;
- в качестве добавки для изготовления разных марок бетона.
Чтобы убедить вас в универсальности и практичности данного гидроизоляционного материала, приведем лишь самые распространенные сферы, где используется жидкое стекло:
- покрытие фундамента, стен, потолков и полов в подвальных помещениях; и колодцев;
- гидроизоляция древесины;
- добавление в бетон для улучшения водоотталкивающих свойств;
- защита стволов деревьев после спиливания;
- приклеивание разных материалов;
- для борьбы с плесенью;
- для защиты от коррозии;
- для защиты швов между строительными материалами;
- гораздо реже состав используется для обеспыливания бетона, а также как быстросохнущее вещество. Также нечасто его применяют для создания бактерицидных затирок и в качестве герметика.
№4. Виды жидкого стекла
Основой жидкого стекла, как уже было сказано ранее, может быть силикат калия или натрия. В принципе, оба состава очень похожи, но все же некоторые отличия присутствуют:
- калий силикат отличается устойчивостью к кислотам, отличными клеящими свойствами и отсутствием характерного стеклянного блеска;
- натрий силикат отличается такими же высокими эксплуатационными качествами, но при этом у него отсутствует характерный блеск.
Жидкое стекло продает в емкостях от 500 мл до 10 л. Обязательно ищите информацию о составе и производителе. Также на упаковке должны быть сведения, что материал произведен в соответствии с ГОСТом 13078-81.
Реже, но встречается гранулированное стекло, которое перед использованием согласно инструкции необходимо развести определенным количеством воды.
№5. Способы применения жидкого стекла
Понятно, что жидкое стекло используется для гидроизоляции, но наносить его можно по-разному – все зависит от поставленных целей:
- обмазочный способ предполагает нанесение чистого жидкого стекла на поверхность. Обычно используют силикат натрия. Способ подходит для покрытия оснований, которые пылят, отличаются пористостью и рыхлостью. Слой изоляции высыхает в течение 30-60 минут, после чего можно наносить еще один слой. Поверх жидкого стекла можно использовать еще один гидроизоляционный материал, например, рубероид;
- проникающая методика имеет много общего с обмазочной, но при этом жидкое стекло смешивают с водой, а иногда – с сухой строительной смесью. Полученным составом обрабатывают труднодоступные поверхности, только работать придется очень быстро;
- путем добавления жидкого стекла в бетон получают более прочный и стойкий к влаге материал, но этой методике стоит выделить отдельный раздел.
№6. Жидкое стекло для гидроизоляции бетона
Популярность жидкого стекла связана как раз-таки с добавлением его в бетонный раствор. Суть метода, казалось бы, ясна, но чтобы получить действительно качественный результат, надо знать несколько нюансов:
- жидкое стекло нельзя добавлять в готовый жидкий раствор. Сначала готовят сухую смесь, а затем разводят его водой, в которую добавляют определенную часть жидкого стекла;
- количество жидкого стекла может колебаться в значительных пределах – все зависит от ваших целей. Выбрав определенный рецепт, очень важно следовать указанным пропорциям. Минимальное содержание жидкого стекла в бетоне – 2% (такой состав используется при гидроизоляции фундамента), максимальный – 25%;
- жидкое стекло улучшает качества раствора, но сильно влияет на скорость его затвердевания. Рекомендуют готовить раствор небольшими порциями, чтобы он не застыл еще в емкости. По этой же причине многие не рекомендуют использовать бетономешалку.
Если в раствор добавить всего 2-3% жидкого стекла, то схватываться бетон начнет уже через 45 минут, а полностью застынет спустя сутки. Это достаточно популярная пропорция. При добавлении 5% жидкого стекла скорость схватывания сократится до 30 минут, а полное затвердевание произойдет через 16 часов. Для 8% эти показатели составят 15 минут и 7 часов, а для 10% — 5 минут и 4 часа соответственно. Для замешивания используют чистую холодную воду и цемент марок М300 и М400.
Принцип смешивания таков:
- берут емкость с чистой водой, добавляют туда жидкое стекло, перемешивают;
- раствор переливают в более объемную емкость и постепенно вводят сухую цементно-песчаную смесь;
- быстро, но тщательно перемешивают смесь до однородного состояния и приступают к работе.
Все работы проводят в специальной одежде и перчатках.
№7. Нанесение жидкого стекла обмазочным способом
Проще наносить жидкое стекло обмазочным способом, для этого используют кисточки и валики, а иногда пульверизатор. Порядок работ следующий:
- убедитесь, что жидкое стекло однородно на вид, не имеет примесей и комочков. К условиям хранения особых требований не выдвигают – материалу ничего не будет, даже если он лежал в гараже при резко отрицательных температурах. Морозостойкость – одна из сильных сторон этого состава;
- поверхность, которую необходимо покрыть, тщательно очищают от пыли, жировых пятен и грязи, бетон зачищают щеткой, чтобы открылись поры материала. Желательно, чтобы поверхность была максимально приближена к идеально ровной;
- некоторые советуют предварительно разбавлять материал водой в соотношении 1:2. Это делается для экономии жидкого стекла;
- для пропитки бетона на небольшую глубину используют один слой изоляции жидкого стекла, наносят его кисточкой или краскопультом. Если надо более глубокий слой пропитки, то лучше нанести два-три слоя, каждый последующий наносят спустя 30-40 минут после предыдущего.
Все это общие рекомендации, но в каждом конкретном случае может понадобиться индивидуальный подход.
№8. Гидроизоляция фундамента жидким стеклом
Для гидроизоляции фундамента и цоколя обычно используют обмазочную технологию. Жидкое стекло отлично сочетается с рулонными гидроизоляционными материалами. С битумной гидроизоляцией силикаты несовместимы.
Чтобы надежно защитить фундамент от влаги, сначала поверхность необходимо очистить и обезжирить, потом выполнить шлифовку, а затем широкой кистью нанести само жидкое стекло. Когда первый слой подсохнет, наносят второй, а после окончательного застывания можно приступать к рулонной гидроизоляции.
Для защиты стыков и швов на фундаменте можно использовать проникающую технологию:
- швы и стыки расшивают, на местах трещин делают штробы П-образной формы, потом все выемки очищают от пыли;
- смесь готовят небольшими порциями;
- из воды и жидкого стекла готовят раствор с концентрацией около 5%, потом его добавляют в цемент. В итоге должна получиться густая пластичная масса. Перемешать лучше один раз, при повторном перемешивании может начаться кристаллизация, что негативно скажется на адгезионных свойствах;
- приготовленный раствор шпателем наносят на расшитые стыки и швы. Подсыхает он очень быстро.
№9. Гидроизоляция бассейнов жидким стеклом
Чаша бассейна берет на себя значительную нагрузку. Это и тонны воды, которые наливаются внутрь чаши, и воздействие грунтовых вод снаружи. Следовательно, проводить гидроизоляцию надо с двух сторон. Внешние стенки обрабатывают по обмазочной технологии, наносят не менее трех слоев материала. Внутренние стенки можно покрыть двумя слоями жидкого стекла. Помните, что данный вид гидроизоляции, особенно в случае с бассейном, не может быть самостоятельным.
Обработку внутренних и внешних стенок проводят по общему принципу. Сначала готовят поверхность (наличие бугорков допускается, но не более 1 мм), потом обезжиривают ее и наносят жидкое стекло.
№10. Гидроизоляция колодца жидким стеклом
Гидроизоляционные работы в данном случае направлены на то, чтобы защитить стенки колодца от влаги, а также обработать швы. Очень важно, чтобы бетонные кольца были очень хорошо зафиксированы, иначе никакая гидроизоляция не спасет конструкцию от разрушения. Дополнительную фиксацию можно выполнить при помощи скоб.
Когда кольца смонтированы, а их закрепление произошло, лучше для гарантии произвести обтяжку швов при помощи льняной или джутовой веревки, предварительно обработанной при помощи жидкого стекла.
После этого можно приступать к обработке стенок колодца. Сначала наносят чистое жидкое стекло, а после его высыхания – раствор, приготовленный на основе жидкого стекла и цементно-песчаной смеси.
№11. Гидроизоляция подвала жидким стеклом
Обработка внутренних стен подвалов не сильно отличается от гидроизоляции фундамента, но некоторые специалисты рекомендуют готовить раствор по другому принципу, смешивая цемент, песок и жидкое стекло в соотношении 1,5:1,5:4. Массовая часть воды не должна превышать 25%.
Поверхность, как и в предыдущих способах, сначала очищают, можно обработать ее антисептиком для пущей важности. Затем полученная смесь наносится на основание. Трещинки и места стыков лучше предварительно расшить.
Рынок жидкого стекла достаточно насыщенный. Из производителей можно порекомендовать Willson, АМК-Групп, Bitumast, Aqua Well, «Профилюкс», «Брозегс» и «Оптимст». Если после проведения всех работ по гидроизоляции жидкое стекло остается, не выбрасывайте. Его можно будет использовать для обработки древесины. Также сгодится оно для добавки в затирку, чтобы она не плесневела (часть жидкого стекла должна составлять до ¼). При помощи силикатного клея можно приготовить быстросохнущий клей, если его добавить в цемент вместо воды. Более того, народные умельцы используют его при укладке рулонной напольной отделки и даже для обработки срезов деревьев. Нередко средство используют в качестве санитарного герметика.
Как покрыть автомобиль жидким стеклом
Чтобы защитить кузов, некоторые владельцы выполняют покрытие автомобиля жидким стеклом. Рассмотрим, что это такое, технологию нанесения, подробную инструкцию, как это осуществить, а также преимущества и возможные неудобства.
Что такое жидкое стекло
Жидкое стекло для авто продается в РФ со второй половины 2000-х гг. и активно используется на автомойках и частными владельцами машин для улучшения внешнего вида транспорта и защиты от негативных воздействий. Несмотря на название, продукт не имеет ничего общего с настоящим стеклом, а лишь создает эффект его присутствия на поверхности автомобиля. Средство применяется во всем мире. Например, в Японии такие полироли называют Glass Coat, что переводится на русский как «стеклянное покрытие».
Обработка кузова жидким стеклом — задняя обработана, передняя — нет
Чтобы понять, для чего обрабатывать кузов автомобиля, рассмотрим свойства жидкого стекла. Это дополнительное покрытие, наносимое на поверхность машины, которое полностью защищает металл и ЛКП от контакта с внешним миром. Состав изолирует кузов от:
- влаги;
- дорожных реагентов, содержащих соли;
- пескоструя, вылетающего из‐под колес;
- ультрафиолетовых лучей;
- механических повреждений (царапины от веток, сколы от камней, летящих на небольшой скорости и т. д.).
При этом обработка автомобиля жидким стеклом оставляет наружный слой полностью прозрачным, поэтому цвет ЛКП, наклейки и аэрография хорошо видны.
На кузове видны отблески солнца, фонарей, света из окон домов. Свечение переливается, и машина выглядит как будто только из салона после покупки.
Виды жидкого стекла
Хотя у подобной автохимии одинаковая цель, жидкое стекло отличается по способам расфасовки и основе. В России существует три вида по ключевым компонентам:
- Литиевое — имеет в составе литий, производится в небольших количествах и обладает терморегулирующими свойствами. Один из довольно редких вариантов покрытия.
- Натриевое — изготавливается на основе натрия и хорошо защищает кузов автомобиля от повышенных температур.
- Калиевое — имеет в составе калий, обладает рыхлой структурой с повышенной пористостью и эффективно впитывает воду.
Все вышеперечисленные виды относятся к монощелочным составам. Производители могут комбинировать их между собой, выпуская комплексные полироли со специальными добавками, улучшающими эффект от нанесения на автомобиль. В нормальном состоянии эти составы жидкие, но при контакте с воздухом начинают высыхать и образовывать защитную пленку. Она настолько твердая, что выдерживает удары веток и камней, сохраняя новый вид автомобиля.
Комплект для нанесения жидкого стекла
Среди возможных добавок в состав могут входить:
- Диоксид кремния — содействует механической прочности защитного покрытия.
- Декаметилциклопентасилоксан — для предотвращения окисления металла кузова.
- Оксид титана — содействует отбеливанию кузова и защищает от негативного воздействия высоких температур.
- ПАВ — аббревиатура расшифровывается как «поверхностно-активные вещества». Добавляются в состав большинства таких продуктов и обеспечивают вытеснение грязи с поверхности автомобиля, сохраняя чистый кузов.
- Оксид алюминия — отвечает за огнеупорные свойства.
Жидкое стекло для авто представлено на российском рынке в двух форм‐факторах: жидком и пастообразном. В первом случае это емкости с объемом 100–200 мл, обладающие распылителем. Состав уже готов к нанесению — разблокируете носик и обрабатываете всю поверхность машины, затем дожидаетесь высыхания. Второй вариант — пасты в тюбиках около 50–100 мл. Они могут быть уже готовыми к применению или поставляться вместе с отвердителем, нуждающимся в добавлении в основной состав и перемешивании. Еще покрытие бывает светлых и темных цветов.
Плюсы и минусы
Рассмотрев состав и виды защитного полироля, подытожим положительные и отрицательные стороны нанесения жидкого стекла на поверхность автомобиля. К плюсам относятся такие действия:
- Защищает металл от ржавчины.
- Создает на поверхности зеркальный эффект, как у новых машин.
- Краска не выгорает под действием ультрафиолетового излучения.
- Цвет ЛКП становится более глубоким.
- Отталкивает с поверхности воду и грязь, поэтому машину приходится реже мыть, и она всегда выглядит чистой.
- Покрытие устраняет (маскирует) не глубокие царапины.
- Содействует антистатическому эффекту — к кузову не прилипает пыль.
- Приемлемая цена, если выполнять нанесение своими руками.
- Возможен эффект от 6 до 12 месяцев.
Тест покрытия жидким стеклом на грязную воду
Но обработка жидким стеклом не может сотворить чудо на поверхности, которая сильно поцарапана, имеет сколы или заматирована. Такие дефекты будут видны и после нанесения покрытия. В случае обработки в профессиональном сервисе, а не своими руками, цена за работу превышает стоимость состава в несколько раз. Наносить жидкое стекло на авто можно только при плюсовой температуре, поэтому зимой без отапливаемого помещения его использовать не получится. Срок службы покрытия зависит от производителя: у некоторых эффект исчезает спустя 10–12 моек, поэтому нужно изучать много форумов и отзывов, чтобы выбрать подходящий вариант.
Технология покрытия жидким стеклом
Нанесение жидкого стекла должно выполняться в согласии с инструкцией и по установленной производителем технологии. Только тогда можно быть уверенным в качественном результате. Обработка поверхности допускается при температуре окружающего воздуха +10…+40 градусов.
Процедуру нанесения проводят в гараже или ангаре, без прямого попадания солнечных лучей. Важно, чтобы помещение было хорошо освещено для лучшей видимости поверхности и оценки результата. Нанесение допускается на все детали кузова, включая пластиковые бампера, хромированные элементы, фары. Исключение составляет лобовое, боковые и заднее стекло, отражающая часть зеркал. Действие происходит на обеспыленной поверхности. Важно, чтобы в бокс не задувал ветер, иначе пылинки могут прилипнуть сверху и испортить покрытие.
Процедура нанесения проводится в боксе
Технология нанесения подразумевает последовательное покрытие элементов кузова с последующим растиранием, высыханием и располировыванием поверхности. Нельзя обрабатывать сразу весь кузов, поскольку полироль быстро высохнет и вы не успеете его как следует растереть. Действие начинают с крыши, потом можно перейти на капот, багажник, двери, крылья, бампера.
Материалы и инструменты
Чтобы правильно покрыть машину жидким стеклом, необходимо заранее запастись всем необходимым инструментом и материалами. Для этого понадобится:
- губка и щетка для предварительного мыть кузова;
- автомобильный шампунь;
- полотенце для вытирания насухо поверхности;
- глина для очистки кузова от пятен битума и других вкраплений;
- обезжириватель;
- сам полироль и микрофибра (часто поставляется в комплекте).
Если выбран полироль в виде спрея, то распылительная насадка с ручным приводом обычно продается вместе. Для составов в бутылочках допустимо и прямое нанесение на ветошь, поэтому никаких других приспособлений не требуется. Если применяется двухкомпонентное средство (с отвердителем), приготовьте емкость, где будет происходить перемешивание, и лопаточку или ложку для манипуляций.
Подготовка поверхности
Защита авто жидким стеклом требует правильной подготовки поверхности кузова, иначе состав просто не прилипнет должным образом или через него будет видна грязь. Сперва машину моют с пеной, для чего применяют автомобильный шампунь. Кузов чистят щеткой или большой губкой. Затем пену смывают чистой водой и вытирают поверхность полотенцем.
Сперва кузов машины хорошо моют
На любом кузове есть вкрапления от битума, птичьего помета и другие точки, которые следует удалить, иначе они будут видны через стеклянное покрытие. Для этого используют голубую глину, играющую роль скраба. Брызгая на поверхность обычной водой, осуществляют круговые движения. Глина прилепляет к себе все инородные частицы и остатки пыли.
После этого применяют обезжириватель, который окончательно подготавливает поверхность к обработке. Используйте любое автомобильное средство с обезжиривающим действием, продающееся в автомагазине. Дайте машине высохнуть.
Нанесение жидкого стекла на автомобиль своими руками: инструкция
Порядок действий при обработке автомобиля жидким стеклом своими руками простой. Рассмотрим это на примере полироля в бутылочке без распылителя:
- Выдавите средство на губку, входящую в комплект.
- Достаточно 1/3 колпачка для нанесения на 0.5-0.7 м².
- Разотрите это тщательно, но быстро по поверхности.
- Обращайте внимание, чтобы на кузове не было пропусков. Для это смотрите на автомобиль под разными углами.
- Дайте составу время затвердеть. В зависимости от производителя и типа средства это занимает от 30 секунд до 3 минут.
Растирание жидкого стекла руками
После это приступают к полировке и переходят к следующему участку. Если сразу нанести покрытие на всю поверхность автомобиля, то оно возьмется белым засохшим налетом. Располировать его потом вы не успеете, и слой придется убирать механическим способом, сильно давя на поверхность. Поэтому действие выполняется по участкам так, чтобы за раз растереть вещество, не переходя вдоль кузова. В случае использования составов в бутылочках с распылителями все происходит в такой же последовательности, только пшикать на кузов можно сразу из емкости, а не на губку.
Располировка
После нанесения стекольного покрытия важно его быстро располировать. Для этого применяют микрофибру (желтая или синяя), поставляемую в комплекте. Действие совершают круговыми движениями, последовательно проходя обработанный участок. Тереть нужно до тех пор, пока не возникнет эффект глубокого цвета ЛКП без белесых разводов.
Поскольку обработка кузова ведется по сегментам, следите за границами участков. На них могут остаться разводы. Тщательно растирайте микрофиброй такие места. Для ускорения и облегчения процесса можно использовать насадку из микрофибры на болгарке, дрели или полировальной машинке.
Располировка нанесенного жидкого стекла машинкой
Цена вопроса
Стоимость покрытия автомобиля жидким стеклом зависит от того, продукцию какого производителя вы будете использовать. Еще на цену влияет объем средства в флаконе. Есть бутылочки на один раз, а есть и те, которых хватит на несколько обработок. В итоге нанесение покрытия своими руками (платите только за материалы) обойдется от 1600 до 7000 рублей. В профессиональном автосервисе или на мойке такую услугу оказывают за 13000–15000 рублей, что зависит от класса и размеров автомобиля.
Жидкое стекло для автомобиля
Жидкое стекло — это современный материал для качественной защиты лакокрасочного покрытия кузова автомобиля, получающее все большее распространение среди автолюбителей. Жидкое стекло придает машине красивый ухоженный вид, убирает все мелкие царапинки и сколы и предохраняет покрытие машины от агрессивного воздействия внешних факторов.
Жидкое стекло равномерно покрывает машину, придавая ей идеальный глянец. Толщина жидкого стекла в несколько микрон, конечно, не спасет машину от притертостей о бордюры или получения глубоких царапин. Но оно защищает машину от ржавчины, пыли, смолы, веток при езде по грунтовым дорогам.
Чтобы жидкое стекло легло идеально и получился отличный результат, надо особое внимание уделить подготовке машины: ее мойке, оттиранию пятен, обезжириванию, шлифовке, убиранию всех мелких царапин. Если этап подготовки машины выполнить не очень качественно, то после нанесения жидкого стекла, все царапины и дефекты покрытия будут видны еще больше.
Что такое жидкое стекло
Жидкое стекло или керамический лак — это специальная полироль для обработки лакокрасочной поверхности кузова автомобиля. Состоит из силикатов — солевых соединений кремния. Именно из-за сходства по составу со стеклом она и получила свое название. Это относительно «новое» изобретение японцев, разработавших уникальный состав полироли в 2008 году. До этого времени для ухода за лакокрасочным покрытием делали полировку кузова материалами на восковой основе.
Дальнейшие разработки позволили перейти от воска к полироли на основе кремния. Состав остается в жидком состоянии в отличие от обычного стекла из-за отсутствия кальция. Жидкое стекло — это многокомпонентное вещество, в состав которого входят полимерные соединения диоксида кремния. Она тонкой пленкой заполняет все неровности на нанесенной поверхности, обеспечивая высокую степень защиты лакокрасочного покрытия.
Основные компоненты жидкого стекла
- Оксид титана и алюминия. Создает на поверхности краски тонкую пленку, несущую термозащитную функцию. Именно за счет оксида титана и алюминия нанесенный состав дает глянцевый блеск.
- Диоксид кремния. Обеспечивает прочность, термостойкость и долговечность покрытия.
- Силиконовая основа. Повышает сцепление покрытия с краской автомобиля и предотвращает окислительные процессы.
- ПАВ — поверхностно-активные вещества. В жидком стекле используют те же ПАВ, которые добавляют в состав обычных моющих средств. Они как бы хорошо не была подготовлена поверхность кузова к обработке, на ней все равно остаются следы загрязнений. С ними и призваны бороться ПАВ, которые отталкивают частицы грязи с поверхности.
- Дополнительные добавки, входящие в состав и других полимерных пленок.
Зачем наносить жидкое стекло на машину
Новый автомобиль, сошедший с конвейера, имеет идеальную блестящую глянцевую поверхность и красивый яркий цвет. Он эстетически очень красив и притягателен. С течением времени в процессе эксплуатации автомобиль незаметно теряет свой блеск и красоту. Его поверхность покрывается мелкими царапинками, сколами, трещинками, потертостями. И внешне начинает значительно уступать новой машине.
Для кого-то это не имеет никакого значения: главное — чтобы автомобиль ездил. Для других внешний вид автомобиля очень важен и подчеркивает статус и успешность владельца. А кому-то просто хочется владеть красивой машиной. В таком случае есть способ вернуть машине первозданный вид и былую красоту — жидкое стекло.
Полироли на основе воска неплохо справляются с этой функцией, но эффект от них недолговечный и процедуру полировки приходится повторять снова и снова. Современные полироли — жидкое стекло — позволяют достичь нужного эффекта на гораздо более длительный период.
Кроме полировки кузова жидкое стекло можно наносить на фары, оно восстанавливает гладкую структуру стекла, убирает мутность и царапинки и делает свет от фар более ярким.
Нанесение жидкого стекла на поверхность автомобиля позволяет мыть машину не так часто, так как лакокрасочное покрытие становится не таким восприимчивым к загрязнениям, грязевые частички попросту не задерживаются на машине, а отскакивают от нее. Если машина попала под дождь, на поверхности не остаются подтеки от капель, что позволяет не мыть машину после каждого дождя.
Прочность нанесенного жидкого стекла на поверхность автомобиля зависит от его первоначального состояния и проведенной подготовки.
Эффективность покрытия жидким стеклом зависит от:
- чем новее авто, тем эффект будет сильнее: новый автомобиль на заводе покрывается «твердым» производственным лаком, поэтому итоговой результат будет наиболее прочным и твердым;
- если автомобиль перекрашивался, то прочность жидкого стекла будет меньше, так как лаки, используемые при ремонте, гораздо «мягче» заводских;
- если на машине есть перекрашенные детали, да к тому же если краска наносилась в разное время, то для хорошего результата такая машина потребует более тщательной подготовки и шлифовки перед нанесением жидкого стекла.
Не стоит рассчитывать на то, что после нанесения жидкого стекла увеличится насыщенность, яркость и глубина цвета машины. Цвет останется таким же, а подобное утверждение является не более чем грубым маркетинговым ходом.
Автомобиль, обработанный жидким стеклом, не требует такого частого мытья, как обычное авто. После продолжительных поездок достаточно ополоснуть машину чистой водой без моющих средств для удаления пыли. И блестящая поверхность мгновенно восстанавливает свой вид.
Что дает жидкое стекло кроме блеска
После нанесения жидкого стекла на поверхность автомобиля, на ней образуется защитная пленка толщиной около 3 мкм в результате диффузии атомов пленки в краску.
Пленка жидкого стекла выполняет следующие функции:
- защищает лакокрасочное покрытие от воздействия прямых солнечных лучей, которые губительно действуют на краску, предотвращает выгорание и выцветание краски, сохраняет глубину и яркость первоначального цвета машины;
- обладает антикоррозионной защитой, так как предотвращает доступ кислорода к краске, тем самым замедляя процессы окисления и появления ржавчины;
- предотвращает загрязнение кузова, уменьшая необходимое количеств моек, которые также не несут ничего хорошего для краски автомобиля;
- отталкивает капли дождя, уменьшая разводы от капель;
- ограничивает доступ к краске солей, песка и агрессивных зимних химических реагентов, которыми обрабатывают дороги, увеличивая срок службы краски автомобиля;
- предотвращает появление мелких повреждений на краске кузова: царапин, сколов;
- обладает антистатическими свойствами, не давая электризоваться поверхности кузова.
Долго ли держится жидкое стекло?
Производители полиролей «жидкое стекло» дают гарантию сохранения эффекта в течение 2-3 лет и 80 моек автомобиля. Но, к сожалению, такой внушительный срок жидкое стекло работает лишь в идеальных европейских условиях: отличные дороги, небольшие перепады температур, отсутствие грязи, солей, песка и химреагентов на дорогах. В суровых российских реалиях срок работы жидкого стекла составляет в лучшем случае год-полтора.
Плюсы и минусы жидкого стекла
Перед применением жидкого стекла следует взвесить все преимущества и недостатки данной полироли и принять взвешенное решение, чтобы потом не сожалеть.
Итак, плюсы жидкого стекла:
- защищает кузов автомобиля от неблагоприятных атмосферных явлений;
- обеспечивает механическую защиту лакокрасочного покрытия от мелких царапин и сколов;
- восстанавливает блеск и глубину цвета, придавая машине вид «как из салона»;
- делает поверхность идеально гладкой;
- не искажает цвет машины за счет своей прозрачности;
- машина не требует частого мытья;
- гидрофобные свойства полироли сохраняют машину чистой даже в дождь.
Минусы жидкого стекла:
- покрытие держится около года, поэтому эту процедуру придется повторять каждый год;
- покрытие держится меньше при использовании моющих веществ при мойке автомобиля, поэтому машину лучше мыть простой водой без добавок и мягкой губкой;
- автомобиль с большим пробегом перед первым нанесением жидкого стекла потребует особо тщательной подготовки поверхности;
- достаточно высокая стоимость процедуры, особенно если требуется обработка шлифовальной машиной;
- при экстремально низких температурах покрытие может растрескаться;
- при аварии покрытие также может расколоться;
- кристаллизация полироли происходит в течение 6-12 часов, во время которых на машине нельзя ездить;
- мыть машину рекомендуют не ранее, чем через неделю после нанесения жидкого стекла.
Подготовка поверхности и покрытие автомобиля жидким стеклом
Процесс нанесения жидкого стекла на автомобиль состоит из нескольких этапов и достаточно трудоемкий. Если машина эксплуатировалась уже длительное время, то подготовка ее поверхности займет еще больше времени и сил. Обычно эту процедуру делают в автосервисе, но некоторые владельцы самостоятельно покрывают машину жидким стеклом.
Этапы подготовки машины и нанесения жидкого стекла
1. Надо особо тщательно отмыть и высушить автомобиль. Мыть вручную не рекомендуется, поскольку по-хорошему отмыть его таким образом не получится. Лучше мыть машину на мойке с использованием достаточно агрессивных моющих средств.
2. Для работы с жидким стеклом необходимо чистое закрытое помещение с хорошим освещением и минимальным количеством пыли. В идеале — это помещение покрасочной камеры.
3. Возможно потребуется шлифовальная машина, установка для сушки деталей, наличие навыков работы с шлифовальной машиной, чтобы не испортить лакокрасочное покрытие автомобиля.
4. Далее следует обезжиривание и первичная полировка кузова, стекол и фар. Если на машине есть глубокие дефекты лакокрасочного покрытия, которые бывают на автомобилях со значительным пробегом, то тогда применяют глубокую полировку с абразивными компонентами. Сложности могут возникнуть когда отдельные участки поверхности имеют различное состояние лакового покрытия и на них нельзя использовать абразивную полировку.
5. Если первичная полировка не позволила убрать грубые дефекты поверхности, тогда придется сделать дополнительную обработку.
6. После первичной полировки делают финишную — «зеркальную», от результатов которой будет зависеть продолжительность эффекта жидкого стекла.
7. Непосредственно само нанесение жидкого стекла осуществляется в несколько слоев. Минимальное количество — это четыре слоя: подготовительный, два основных и завершающий. Чем больше слоев наносится, тем лучше и длительнее будет результат. Можно наносить 10-12 слоев.
8. Заключительный этап — сушка покрытия в течение 12-15 часов.
Сколько стоит покрыть авто жидким стеклом
Стоимость материалов и работ будет зависеть от нескольких факторов:
- стоимости выбранной полироли;
- размер машины: для легковой модели будет достаточно 70-80 мл, для больших внедорожников и кроссоверов может потребоваться в два раза больше;
- специального шампуня для тщательной мойки машины;
- очистителя старых въевшихся загрязнений;
- обезжиривателя;
- полировки кузова в автосалоне, если машина с пробегом и значительными дефектами покрытия;
- стоимости работы по нанесению жидкого стекла в автосервисе.
Итак, минимальная сумма чтобы самому подготовить машину и самостоятельно нанести жидкое стекло — около 6-8 тысяч рублей. За работу в салоне придется заплатить в два раза больше.
Как самостоятельно нанести жидкое стекло на машину
Если планируете покрывать машину жидким стеклом самостоятельно, то лучше выбрать полупрофессиональную полироль, с ней работать намного проще. Профессиональная сослужит вам плохую службу, так как для работы она требует определенных навыков и определенных условий, которые сложно создать в обычном гараже, также потребуется инфракрасная лампа для сушки. Вероятность того, что работая с профессиональной полиролью, вы допустите ошибки, вплоть до порчи лакокрасочного покрытия, очень высока.
Полироль «жидкое стекло» бывает темная и светлая, выбирать следует ту, которая больше сочетается с цветом машины.
1. Для начала надо подготовить все необходимые материалы и оборудование: сама полироль, пропитка, пипетки, салфетки и губки, защитные перчатки. Если жидкое стекло двухкомпонентное, то проверьте наличие активатора.
2. Далее надо подготовить помещение, где будет проводится процедура. Работать на открытом воздухе нельзя, так как вам помешает солнце, ветер, пыль, грязь, дождь, насекомые. Помещение, где планируете работать, должно быть:
- закрытым от внешних атмосферных факторов,
- температура выше 15ºС,
- влажность не более 50%,
- с ярким освещением, чтобы не пропустить грязь и дефекты,
- оснащено вентиляцией с фильтром, препятствующим всасыванию уличной пыли.
3. Тщательно вымыть и высушить машину.
4. Оттереть все старые сильные загрязнения специальным очистителем.
5. Снять предыдущую полироль, если она была.
6. Протереть машину обезжиривателем, можно использовать уайт-спирит. Машина перед нанесением жидкого стекла должны полностью высохнуть.
7. Защитить пластиковые элементы и окна, чтобы на них не попала полироль.
8. Можно приступать у нанесению первого слоя полироли, обрабатывая каждую деталь отдельно. Начните с наиболее легкодоступных мест, чтобы потренироваться. Наносить полироль можно губкой или мягкой неворсистой тряпочкой. Первый слой — подготовительный. Дальше следует основной этап работы — зеркальная полировка. Ее следует наносить минимум в два слоя. Жидкое стекло наноситься круговыми движениями на небольших участках, чтобы он не успевал подсыхать.
9. Всего нужно нанести не менее 4 слоев. Чем больше слоев нанесете, тем качественнее и долговечнее будет покрытие. Каждый слой должен сохнуть не менее полутора часов для качественного покрытия.
10. После нанесения последнего слоя можно пройтись по поверхности чистой салфеткой для удаления белесого налета.
11. После завершения работы надо оставить автомобиль до полного высыхания жидкого стекла. В зависимости от окружающей температуры процесс высыхания может занять от 6 до 12 часов. Пока жидкое стекло полностью не высохнет, на машине ездить нельзя. Полная полимеризация покрытия происходит через полторы-две недели. Но в течение этого времени на машине уже можно ездить, но не стоит ее пока мыть, особенно агрессивными моющими средствами.
Подготовка, обработка машины и нанесение полироли — очень долгий и трудоемкий процесс. Первая обработка займет уйму времени и сил, но с приобретением навыков в следующий раз можно уложиться в 5-6 часов.
Наносить жидкое стекло можно не только вручную, но и с помощью специальной шлифовальной машинки для автомобилей с мягкой насадкой. Это позволит значительно сократить время нанесения полироли. Если нет возможности приобрести шлифмашину, то можно использовать обычную дрель с мягкими насадками.
Если вы все сделали правильно, жидкое стекло придаст машине красивый вид и будет защищать ее покрытие в течение года, после чего процедуру можно повторить.
ТОП-6 лучших брендов производителей жидкого стекла
HKC Ceramic Coating 2.2
Это качественная эстонская профессиональная полироль, предназначеная для профессионального использования. Лучше всего подходит для машин с серебристой окраской, добавляя эффект призмы. HKC Ceramic Coating имеет мягкую текстуру, с ней легко работать, она отлично растягивается и располировывается. 50 мл должно хватить для обработки огромного джипа или 2-3 обработок легковой машины в 4-5 слоев.
HKC Ceramic Coating выдерживает до 80 моек автомобиля (примерно 1,5 года эксплуатации), придавая автомобилю выраженный эффект самоочищения. Особенностью данного жидкого стекла является образование особо прочного слоя полироли, способного защитить лакокрасочное покрытие автомобиля от небольших повреждений, сколов и царапин.
Ceramic PRO 9H
Это тайваньское профессиональное жидкое стекло, которое лучше не наносить самостоятельно. Оно рекомендовано к распространению среди автосалонов и автосервисов, и практически не продается в свободном доступе. Ceramic PRO 9H требует тщательного соблюдения всех тонкостей подготовки кузова и нанесения состава. Нарушение строгой технологии может привести к повреждению заводского покрытия кузова.
Это жидкое стекло обладает стойким эффектом, выдерживая около 100 моек (примерно два года эксплуатации). Для более продолжительного сохранения результата рекомендуется каждые 9-10 месяцев обновлять верхний слой покрытия. Лучше смотрится на машинах темных расцветок, добавляя «мокрый эффект». Расход у Ceramic PRO 9H довольно большой: 50 мл обеспечит покрытие легкового авто всего в три слоя. Стоимость этого жидкого стекла на порядок выше, чем обычных полупрофессинальных полиролей.
Koch Chemie 1K-Nano
Профессиональное жидкое стекло известного немецкого бренда, предназначено для специализированных салонов и сервисных центров. Koch Chemie 1K-Nano продается в виде 250 мл флаконе, в комплекте идет инструкция, мерный стакан для дозирования и губка. Покрытие обеспечивает идеально глянцевую поверхность с бликами и хорошую защиту кузова от небольших механических воздействий.
Koch Chemie 1K-Nano обладает отличным гидрофобным эффектом, заставляя капли скатываться с поверхности без оставления разводов. Обладает отличной стойкостью к агрессивным химическим средам: кислотам, щелочам, смолам, битуму. Нанесение этого жидкого стекла, как и остальных профессиональных составов, требует тщательной подготовки кузова и точного следования инструкции.
Soft99 Glass Coating H-7
Недорогая японская однокомпонентная полупрофессиональная полироль на основе силикатов. Это жидкое стекло содержит в своем составе растворители нефтепродуктов. Soft99 Glass Coating H-7 можно наносить как на лакокрасочное покрытие, так и на пластиковые, хромированные и металлические детали, но надо следить, чтобы она не попала на резину, поскольку разрушает ее состав.
Soft99 Glass Coating H-7 при нанесении на автомобиль больше дает защитное действие, чем декоративное. Это жидкое стекло образует плотное прочное толстое покрытие, весьма неплохо защищая лакокрасочный слой от царапин и сколов, но не обеспечивает идеального глянца. Для обработки легковой машины в несколько слоев потребуется около 50 мл состава. Гидрофобный эффект сохраняется меньше полугода, защитное действие сохраняется дольше — примерно 7-9 месяцев.
Willson Body Glass Guard
Жидкое стекло японского производителя на основе силикатов, пользующееся большой популярностью. На поверхности машины создает достаточно толстое прочное покрытие. Willson Body Glass Guard состоит из двух компонентов: самой полироли и активатора, которые необходимо смешать в равных количествах непосредственно перед нанесением. Готовый раствор может сохранять свои свойства в течение нескольких дней, после чего кремний выпадает в осадок и жидкое стекло утрачивает свои функции.
Willson Body Glass Guard — это недорогой вариант для самостоятельного покрытия машины. Одного флакона хватит на одну обработку стандартной легковушки в несколько слоев. Бывает в темном и светлом оттенке. В комплекте идет специальная губка для нанесения раствора. Заявленный срок эффективности покрытия составляет один год, по факту это жидкое стекло выдерживает не более 40-50 моек (6-8 месяцев).
Gyeon Q2 Prime
Это полупрофессиональное жидкое стекло корейского производства. Содержит в своем составе 50% диоксида кремния, работает в паре с активатором блеска Q2 Cure. Обладает высокой химической стойкостью, при нанесении хорошо заполняет и маскирует трещины и царапины, образует ровную глянцевую поверхность. Это жидкое стекло особенно выигрышно смотрится на машинах черного цвета и машинах в цвете металлик.
Gyeon Q2 Prime сохраняет свои качества примерно месяцев 8-9 (около 50-60 моек) вместо заявленного, после чего покрытие надо обновлять. Это жидкое стекло обладает плохой устойчивостью к автошампуням с кислой средой. Дождь оставляет на машине разводы в виде капель. Данную полироль можно приобрести, если планируете покрывать машину самостоятельно, так как придется отдать 8-10 тысяч за работу в автосервисе, а меньше чем через год опять нужно выкладывать такую же сумму.