Как самостоятельно открутить и закрутить колёсные болты на автомобиле
Колёса на машине являются расходным материалом. Обычно одного комплекта хватает на несколько полноценных сезонов. Затем протектор окончательно стирается, покрышка теряет свои сцепные характеристики, плохо держит курс и требуется замена.
Демонтировать колёса и установить на их место новые не так сложно, если не предполагается снятие отдельно покрышки с целью монтировать новую резину на те же диски.
У многих автомобилистов предусмотрено 2 комплекта колёс. Одни предназначены для тёплого сезона, а вторые для холодного периода. И периодически их приходится менять друг с другом местами. А для замены потребуется сначала открутить болты, а затем вкрутить их обратно, только с уже другими колёсами.
Процедура откручивания болтов на колёсах
Колёсные болты обеспечивают соединение покрышек со ступицей. Если требуется заменить покрышки, предварительно придётся их снять.
На этот счёт у автомобилистов есть ряд вопрос. Одним из них является то, в какую из сторон нужно откручивать болт на колёсах. Здесь ответ однозначный.
ВАЖНО! Крутить следует против часовой стрелки, что обусловлено особенностью нарезки резьбы.
Каждый автомобилист обязан не просто знать, в какую сторону по правилам и технологии откручивается болт на автомобильных колёсах, но и уметь это делать. Ведь не всегда под боком будет автосервис или шиномонтаж. Порой приходится всё брать в свои руки. А некоторые сугубо из соображений экономии не хотят тратить деньги на то, с чем они и сами прекрасно справятся.
Разобравшись с тем, в какую сторону по правилам откручивается крепёжный болт на колёсах машины, можно поэтапно рассмотреть саму процедуру. Она не такая простая, как некоторым кажется с первого взгляда.
Всё начинается с подготовки и соблюдения техники безопасности.
Перед работой установите авто на ровной поверхности и включите стояночный тормоз.
Для демонтажа потребуется отвёртка, съёмник или обычный гаечный ключ, чтобы снять декоративные колпачки с болтов. Плюс нужен специальный ключ на снятия этих креплений. Он бывает прямым и крестообразным. Выбирать лучше второй вариант, поскольку к нему можно приложить больше усилий.
Пошагово процедура выглядит следующим образом:
- Начните с демонтажа защитных и одновременно декоративных колпачков. Так вы получите доступ к самим крепежам. В зависимости от колёс, принцип снятия накладок у всех свой.
- Соединение колеса и ступицы обычно осуществляется 4 или 6 болтами, что обеспечивает нужное качество крепления и центровку покрышек.
- Не спешите поднимать авто с помощью домкрата. Пока машина на земле, нужно обязательно ослабить затяжку.
- Плотно наденьте ключ на первый болт и начинайте крутить инструмент против часовой стрелки. Если крепление прикипело, можно воспользоваться специальными средствами типа WD40 и его аналогами. Также применяют дополнительные рычаги, добавляют усилие ногами.
- Нужно только ослабить затяжку, чтобы болт начал своё вращение.
- Откручивать нужно по принципу звёздочки. То есть поочерёдно снимаются противоположные друг от друга крепежи.
- Это необходимо для сохранения центровки.
- Когда все болты удастся ослабить, можно поднимать авто домкратом или подъёмником, чтобы полностью их откручивать и демонтировать.
Сняв все колёса, можно брать другой комплект и приступать к его установке.
Монтаж более сложный процесс, поскольку здесь обязательно требуется соблюдать определённый момент затяжки.
Процесс затяжки болтов
Теперь следует узнать о том, как правильно на автомобиле необходимо закручивать болты на колёсах и что для этого потребуется.
Очень часто новички допускают одни и те же ошибки. Они недостаточно прочно прикручивают покрышки либо же перетягивают их, что ведёт к срыву резьбы.
Чтобы самостоятельно устанавливать колёса на машину, требуется обязательно иметь динамометрический ключ.
Именно этот инструмент позволяет выполнить затяжку с определённым усилием, не перекрутить и не докрутить крепление, дабы не столкнуться с неприятными последствиями. Без динамометрического ключа правильно рассчитать натяжение невозможно.
Аналогом динамометрического ключа выступает пневматический гайковёрт. Но его в основном используют в автосервисах. Это профессиональное и дорогое оборудование. Динамометрический ключ стоит значительно дешевле, и доступен каждому автовладельцу.
Если не дотянуть болты на передней оси, при движении машину будет трясти. Если это болты задних колёс, это спровоцирует быстрый износ покрышек и повысит вероятность поломки подшипников и рулевых тяг.
Также следует придерживаться определённой последовательности.
Поэтапно процедура выглядит следующим образом:
- Предварительно подготовленное колесо надевается на выступы центральной части ступицы. То есть оно насаживается на своё посадочное место. Напротив соответствующих отверстий ставятся направляющие шпильки при их наличии.
- Теперь поочерёдно каждое колесо прикручивается вручную болтами. Делайте это крепко, но не переусердствуйте. Покрышка не должна соскочить со своего места.
- Надев и немного затянув болты, потребуется взять динамометрический ключ. Он выставляется на нужный момент, после чего крепление затягивается до щелчка или сигнала. Это уже зависит от того, какой динамометрический ключ вы используете.
Начальное крепление можно выполнить ещё на домкрате. Но затяжка динамометрическим ключом выполняется на земле, на ровной поверхности и с вытянутым рычагом стояночного тормоза.
Колёсные болты обязательно затягиваются в установленном порядке и с регламентированным усилием.
Это важные вопросы, которые следует рассмотреть отдельно.
Порядок и момент затяжки
Прежде чем рассказать о моментах затяжки колёсных болтов, нужно разобраться в последовательности крепления.
Существует определённый принцип, согласно которому следует затягивать крепежи. Это позволит равномерно распределить усилие затяжки болтов устанавливаемых колёс, предназначенных для легковых автомобилей.
Ориентироваться нужно на число гаек, то есть креплений колеса и ступицы. Чаще всего их бывает 4, 5 или 6. Для каждой ситуации своя последовательность:
- Если на колесе 4 крепежа, тогда затяжка выполняется в такой последовательности 1-3-4-2.
- Если это 5 болтов, тогда схема выглядит так 1-4-2-5-3.
- Для 6 болтов принцип иной 1-4-5-2-3-6.
Очень важно не закручивать по часовой стрелке. Выбирайте любой условный для себя первый болт, и от него ведите счёт остальных. Можете для удобства нанести метки, чтобы не перепутать последовательность.
В мануале от автопроизводителя есть чёткие указания касательно того, каким должен быть момент затяжки для колёсных гаек или болтов для конкретного автомобиля. Иногда доступна и соответствующая таблица по моделям авто.
Имея в распоряжении динамометрический ключ, на нём выставляется требуемое значение, в чём поможет таблица затяжки, а затем этим инструментом выполняется завершающий этап крепления колёсных болтов к ступице. Научиться правильно работать с динамометрическим ключом не сложно. Самые простые в этом плане модели с ограничителем. Они просто перестают создавать усилие, достигая выставленного значения. Тяжелее работать со стрелочными моделями, где приходится следить за затяжкой и стараться не выйти за ограничения.
Всё чаще на колёса устанавливаются алюминиевые гайки. Они выглядят красиво, не ржавеют, но требуют более тщательного соблюдения правил затяжки, поскольку резьба менее прочная и её можно легко сорвать.
Прежде чем приступать к работе, сопоставьте требования по моменту затяжки для своего автомобиля и определите, на какой момент рассчитаны используемые гайки.
В этом отлично помогает специальная таблица, разработанная для затяжки колёсных болтов соответствующим инструментом, то есть динамометрическим ключом.
Моменты затяжки для популярных моделей
Разнообразие автомобилей на российском рынке поражает. Но есть определённые категории наиболее популярных моделей, которые чаще остальных встречаются на местных автодорогах.
Приведём примеры необходимых моментов затяжки для самых распространённых и востребованных автомобилей в России.
- Весь модельный ряд Audi, не считая кроссоверы Q5 и Q7, предусматривают использование одинакового момента. Это 120 Нм. Для Q5 требуется усилие 140, а для Q7 все 160 Нм.
- Легковые модели BMW 1, 3 и 5 серий требуют 120 Нм. А кроссоверы 140 Нм.
- Для Chevrolet Cruze и Captiva регламентированный момент составляет 140 и 125 Нм соответственно.
- У Ford Mondeo этот показатель 85 Нм. У Fiesta до 2008 года момент был 90 Нм, а затем вырос до 110 Нм по регламенту.
- Весь модельный ряд Hyundai предусматривает одинаковое значение затяжки, и оно составляет 110 Нм.
- Линейка автомобилей Honda отличается незначительно, и тут регламентированный диапазон варьируется в пределах от 108 до 110 Нм.
- Для Kia Rio установленный момент составит 103 Нм.
- У автомобилей Lada диапазон составит от 70 до 78 единиц, в то время как у Niva это 88-91.
- С моделями Lexus всё просто. У всех по регламенту затяжка делается при 103 Нм.
- У Mercedes S и M класс целых 150 Нм. Для остальных затяжка выполняется в диапазоне от 103 до 110 единиц.
- Mitsubishi Lancer и Outlander требуют выставить ограничитель динамометрического ключа на отметку в 98 единиц.
- Если у вас Nissan Qashqai, готовьте усилие на 133 Нм. Аналогично для моделей Patrol и Terrano.
- У Renault Logan усилие составляет 105 единиц.
- Модельный ряд Skoda рассчитан на затяжку болтов при усилии 120.
- У автомобилей Passat, Golf и Polo момент одинаковый, и составляет 120 Нм. Для Touareg требуется уже 180 Нм.
- Avensis, Corolla и Camry вместе с Yaris нуждаются в усилии 103 Нм. А вот Land Cruiser рассчитан на 209 единиц.
Это лишь базовые параметры, на которые следует ориентироваться. С завода устанавливаются определённые колёса и крепёжные элементы. Но их автомобилист может заменить. Тогда и значения при затяжке поменяются на такие, которые будут заметно отличаться от заводского регламента.
Как поменять колесо: подробнейшая инструкция
Любой автолюбитель рано или поздно сталкивается с заменой колеса на машине. Это может быть связано со сменой сезона или же когда, пропустил как проколол колесо у машины незаметно. Расскажем подробно и пошагово поменять колесо на машине как без особых проблем.
В любом случае знать, как самому поменять колесо на автомобиле, будет не лишним. Ведь обстоятельства бывают разные и порой просто может не оказаться рядом тех, кто вам мог бы в этом деле помочь.
Если Вам интересны сведения про или требуются зимние шины, то см подробности в статье: Выбор зимних шин: какие параметры нужно учесть обязательно. Через строку «Поиск» на сайте. Также см дополнительные сведения на: https://vsekolesa.ru/.
Инструменты для замены колеса, чтобы пошагово поменять колесо на машине как можно проще и быстрее
Стандартный набор для ремонта и обслуживания, должен всегда у вас хранится в багажнике.
Замена колеса будет возможна при наличии следующих инструментов:
- домкрат;
- запасное колесо;
- ключ баллонного типа, его размер должен быть таким же, как и у гаек на колесе;
- перчатки, чтобы руки оставались чистыми;
- секретка.
Также может понадобиться аэрозоль WD-40. Если колесо давно не меняли, а гайки не поддаются выкручиванию.
С этой задачей поможет справиться техническая аэрозоль.
Она проникает в проржавевшие места и делает структуру более гибкой.
Поставьте автомобиль ровно и безопасно
Нужно менять колесо на ровной площадке, чтобы она была не под уклоном. В противном случае автомобиль может укатиться. Машину поставьте на ручник.
Если у вас механическая коробка передач, то поставьте на скорость. Если автоматическая, то на Parking.
Подложите упор под колесо, напротив того, которое будете менять. Это может быть камень, кирпич или специальные упоры треугольной формы. Такая фиксация поможет машине оставаться на месте.
Если замена резины на автомобиле будет происходить на проезжей части, нужно включить аварийную сигнализацию и установить аварийный знак.
Открутите колёсные гайки или болты
Возьмите, баллонный ключ и ослабьте болты на колесах. Откручивать болты полностью не нужно, всего на пол оборота, будет достаточно. Помните, в какую сторону откручивать.
Они могут запросто не поддаться.
Как открутить гайку, в этой ситуации. Для этого можно использовать аэрозоль, как описывалось выше или надавить ногой.
Действуйте аккуратно, чтобы ключ не сорвался. Иначе он может ударить и вас и повредить резьбу гаек. Подготовьте запасное колесо. Положите его рядом с автомобилем, ни в коем случае не прислоняйте к машине.
Поднимите автомобиль домкратом
Приступайте к поднятию машины пошагово. На этом этапе очень важно правильно установить домкрат. Иначе можно поцарапать лакокрасочное покрытие автомобиля и повредить пороги.
На днище есть специальные усиленные места, где можно делать упор. Они располагаются сразу за передним колесом или перед задним.
Как правильно установить домкрат, есть в инструкции к машине. Обозначены они как вырезы, треугольники внизу порога.
Если на месте сварного шва стоит пластиковая накладка, то будет место разрыва для фиксации домкрата. Подставьте домкрат под дно автомобиля. Крутите рукоятку по часовой стрелке.
Домкрат должен подниматься ровно, не наклоняться.
Правильная установка домкрата, схема:
Если вы заметили, что домкрат проваливается, значит почва под ним не достаточно твердая.
Что бы это исправить, подложите под него кусок доски, что-то прочное.
Высоко колесо поднимать не стоит, расстояние должно быть примерно 5-10 см от земли.
Снимите колесо или пошагово поменять колесо на машине как удобнее
Когда колесо поднято и окажется немного в воздухе, необходимо выкрутить болты, гайки уже полностью. Колесо может легко снятся и вам не придется для этого много прилагать усилий.
Достаточно просто тихонько потянуть на себя, двигая из стороны в сторону. Но если возникли сложности как снять колесо, то можно ударить по противоположней стороне.
Заберитесь под машину. Предварительно положите запасное колесо под порог. Нужно найти деревянный брусок или что-то наподобие для упора в диск.
Взять молоток и тихонько ударить по нему. Колесо должно поддаться и сдвинуться с места. Осуществите поворот на 180 градусов и опять ударьте. После этого вы должны полностью снять диск со ступицы. Есть риск уронить машину с домкрата, поэтому действовать нужно максимально осторожно.
Почистите ступицу
Чтобы колесо легко снималось в дальнейшем, нужно очистить ступицу. Это можно сделать металлической щеткой. Если у вас есть графитовая смазка, хорошо будет смазать место соединения ступицы с колесом.
Только не переусердствуйте со смазкой в резьбовых соединениях, там она наносится не очень обильно. Вспомните, что есть схема перестановки колес. Можно менять колеса местами для равномерного их износа.
Схема перестановки колес:
Установите другое колесо или пошагово поменять колесо на машине как практичнее
Возьмите новое колесо, проверьте его на наличие дефектов и повреждений. Если с ним все в порядке и оно целое, начинаем установку.
Ставим новое колесо на ступицу, тыльной стороной к машине.
Совмещаем диск колеса с болтами. Аккуратно затяните зажимные гайки, но не до конца.
Есть формы гаек, открытых с обеих сторон. Тогда нужно коническую сторону направить к диску. Такая форма лучше держит и закрепляет колесо.
Если ваши болты покрылись ржавчиной, их будет сложно затянуть вручную. Для этого начните их вкручивать вручную и когда увидите, что они идут по резьбе. Возьмите баллонный ключ, чтобы уже их подтянуть, но не окончательно.
Соблюдайте определенный порядок действий, для равномерного распределения давления по колесу. Когда вы затяните одну гайку, следующая будет — противоположная ей. Получиться крест-накрест. Помните, что вы работаете на весу.
Колесо очень неустойчиво, поэтому не нужно прилагать большие усилия. Поймайте баланс, гайки нужно закрутить так, чтобы они были и не сильно закручены и колесо не скатилось под весом автомобиля, когда уберите домкрат.
Опустите машину с домкрата и закрутите болты
Достаньте старое колесо из-под машины.
И начинайте потихоньку опускать автомобиль.
Оставьте небольшой зазор, перед тем как спустить полностью машину.
Затяните гайки, в той же последовательности, когда это делали на весу. Теперь можно полностью опустить машину и достать домкрат. Уберите домкрат, сложите инструменты. Пробитое колесо уберите в багажник, скорее всего его можно будет починить.
Проверьте уровень давления в колесе, если есть необходимость, подкачайте. Уберите все подпорки, которые вы ставили под колеса.
Сложите колёса на хранение
Хранить колеса нужно чистыми. Чтобы грязь и реагенты не разъедали шины. Промойте их водой и хорошенько высушите.
Находиться они должны в лежачем положении, хоть они так и занимают больше место. Но именно так их правильно хранить. Можно еще, повесить за диски. Предварительно не забудьте их накачать.
Как поменять колесо на машине? В какую сторону откручивать болт на колесе?
На первый взгляд проблема, как поменять колесо на машине, не кажется сложной. Однако здесь, как и в любом многоэтапном процессе, есть свои стадии, нюансы и необходимые инструменты. Бывалые автомобилисты, конечно, знают, как открутить колесо у машины и поменять его, в то время как начинающие водители только приобретают навыки для решения данной задачи.
Предварительные действия и инструменты
Знание, как поменять колесо на машине самостоятельно, необходимо потому, что помощь в данном процессе не всегда оказывается рядом. Например, если прокол случился на загородной трассе, техническое обслуживание и ремонт автомобилей с помощью автосервисов недоступны.
Первые подготовительные стадии зависят от того, где производится замена колеса. В любом случае нужно проверить, стоит ли машина на ручнике, по-другому его называют стояночным тормозом. Если авто находится на дороге, то предварительно его откатывают на обочину и выставляют знак аварийной остановки. Желательно также переключить передачу на первую для подстраховки и включить аварийную сигнализацию.
Что обязательно должен иметь водитель в своем багажнике?
Кроме вышеуказанных действий, существует ряд превентивных мер на случай возникновения необходимости замены колеса:
- В багажнике или на корпусе авто должна присутствовать запаска. Ее отсутствие может спровоцировать массу проблем, особенно в пустынном месте.
- В качестве инструментов потребуются домкрат и баллонный ключ.
- Подкачивание шины производится насосом, необходим также манометр для измерения давления в покрышке.
- Нелишними будут фиксаторы («башмаки») или противооткатные клинья для колес, молоток для них и спецодежда (перчатки, халат) как защита от попадания грязи.
Все приспособления, особенно домкрат, на который будет идти значительная нагрузка, должны быть высокого качества. Следует отметить, что инструменты, которые были в комплекте с машиной при ее покупке, не всегда имеют надлежащее качество.
Этапы до замены колеса
Удостоверившись, что автомобиль стоит надежно и не собирается никуда перемещаться, нужно зафиксировать его положение фиксаторами или противооткатными клиньями, которые устанавливаются под колеса, не требующие смены. Для этих целей можно использовать куски кирпича или колья. Если машина находится на грунте, то клинья забиваются с помощью молотка.
Решение вопроса, как открутить гайки на колесе, имеет свою специфику. Дело в том, что перед подъемом машины с помощью домкрата необходимо чуть ослабить резьбовое крепление посредством баллонного ключа буквально на пол-оборота. Запасное колесо укладывается рядом с авто, но не прислоняется к нему вследствие повышения вероятности появления царапин на корпусе.
Одним из ответственных этапов является домкратный подъем. Основная оплошность новичков при такой процедуре – неправильная установка верхней опоры механизма. Внизу у машины имеются специальные выемки для упора домкрата. Их расположение и форма варьируются у разных моделей, поэтому при затруднениях поиска необходимо ознакомиться с инструкцией. Если их не использовать при подъеме, то процедура неминуемо приведет к повреждению порога. Тогда придется посетить станцию техобслуживания или рихтовщика. Процесс подъема происходит до момента отрыва колеса от поверхности дорожного покрытия, когда ничто не мешает его вращению. Классическая высота – пять сантиметров между нижним краем и поверхностью.
Стадия замены и укрепления колеса
После окончания процесса подъема возникает вопрос: как снять колесо? Посредством баллонного ключа производится отвинчивание гаек или болтов, которые закручиваются обратно после смены старого колеса на новое. Главное — проводить процесс, не торопясь и аккуратно, чтобы не происходило смещения машины с домкрата. Важно! В ней не должно быть пассажиров. Полная подтяжка гаек происходит только после опускания автомобиля. Устанавливаемое колесо во время посадки выравнивается по-разному: посредством шпилек или направляющих.
Старое колесо укладывается на место нового, например в багажник. После удаления колесных фиксаторов с помощью манометра проверяется давление в шине, которое должно быть не менее 2 бар. В противном случае необходимо подкачать. Далее проводится проверка ниппеля на пропускание воздуха. Для этого отверстие поливается водой, показателем его герметичности является отсутствие выходящих пузырьков воздуха.
Следует отметить, что демонтированное колесо может еще пригодиться. Для консультации его следует отвести на станцию ТО, где специалист примет решение о возможности реставрации резины.
Часто у начинающего автомобилиста возникает проблема, в какую сторону откручивать болт на колесе или гайку. Замешательство в данном вопросе возникает, скорее, у женщин, постоянно забывающих о применении правила буравчика на практике: отвинчивание в основном происходит против часовой стрелки, хотя есть редкие исключения.
Подробнее о съеме колеса и особенностях запаски
Таким образом, при решении проблемы, как поменять колесо на машине, ответственными моментами являются правильная установка домкрата и непосредственно сама замена. Естественно, запаска должна соответствовать размеру колеса авто. Многие модели снабжены так называемой докаткой, с помощью которой с невысокой скоростью (не более 80 км/ч) можно доехать до ближайшего автосервиса.
Если подробно разобраться в вопросе, как снять колесо, то сразу становится понятно, что ряд нюансов зависит от особенностей крепления диска. Например, при наличии специальных колпачков сначала нужно удалить их. Следует отметить, что предварительное ослабление закрутки гаек или болтов связано с бесполезностью делать это в воздухе, так как колесо будет крутиться, что существенно затрудняет работу с крепким соединением.
Что делать, если не получается снять колесо?
Иногда после откручивания всех соединений колесо застревает. В этом случае нужно вернуть одну из гаек на место и стукнуть по ней молотком. Затем следует снова попробовать удалить колесо. При его демонтаже снимается шина и старый обод. С помощью зажимных гаек он прикрепляется к ступице. Процесс работы с баллонным ключом происходит следующим образом. На этапе ослабления гаек или болтов нужно слегка надавливать на инструмент ногой, если откручивание идет туго.
Когда требуется замена колеса?
Рано или поздно при активном использовании авто придется столкнуться с заменой колеса. При желании сэкономить финансы, время и/или быть спокойным в экстремальных ситуациях нужно знать правила, как поменять колесо на машине, а также признаки прокола покрышки:
- Постоянные заносы авто в стороны.
- Изменение шума при движении.
- Плохой разгон.
- Резкое или постоянное падение давления в покрышке.
- Поворот рулевого колеса происходит с большими усилиями.
Заключение
В городских условиях техническое обслуживание и ремонт автомобилей всегда под рукой. Современные технологии позволяют мелкие проколы и порезы уплотнять специальными составами, чтобы была возможность доехать до автосервиса. Однако крупные повреждения герметизирующими композициями не убрать. Таким образом, уверенность в своих силах при возникновении необходимости замены колеса самостоятельно является верным спутником автомобилиста.