Поиск максимальной отдачи от мотора, программа "Моторчик" в качестве диностенда
Приветствую всех, кто зашёл почитать перед сном эту интересную статью по настройке мотора (обычно просто мне люди пишут, что читают меня перед сном, чтобы лучше материал отложился). Сейчас, как обычно, поделюсь с вами друзья очередными моими идеями и разработками, реальными экспериментами в боевых условиях на реальной машине, на реальной дороге. Поделюсь с вами моей новой программой "Моторчик".
Переходим сразу к делу. Кто нибудь знает для чего нужна разрезная шестерня, для чего она нужна и каким образом, в какую сторону её нужно крутить? Разрезная шестерня представлена на рисунке ниже:
Опытные могут абзац этот не читать! Объясню своими словами, для чего нужна разрезная шестерня (Разрезная она потому что состоит из двух частей — одна часть крепится на распредвал, другая часть может вращаться относительно первой, неподвижной части. Чтобы она не вращалась, нужно затянуть болтики на ней). Служит она для того, чтобы смещать положение распредвала относительно коленвала. Также она служит для того чтобы ровно установить спортивный распредвал. Таким образом, можно воздействовать на фазы газораспределения, повлиять на физические процессы в моторе. Смещая распредвал на опережение относительно коленвала — увеличивается мощность мотора на низких оборотах. Смещение распредвала на запаздывание относительно коленвала — увеличивается мощность мотора на высоких оборотах. Но здесь есть один подводный камень, про который многие новички забывают или не вникают в суть. Запоминаем ребята, всё просто! Во-первых, мотор крутится по часовой стрелке, если посмотреть на него со стороны правого колеса. Во-вторых, вращая разрезную шестерню против часовой стрелки — распредвал будет крутится по часовой. Таким образом, если хотим "поднять низы", то разрезную шестерню крутим против часовой стрелки. Если хотим "поднять верха", то разрезную шестерню крутим по часовой стрелке. Извините, что вот так подробно объясняю. Преподаватель по физике на 2м курсе учил меня объяснять так, чтобы бабушка поняла что такое корпускулярно-волновой дуализм! =)
Как вы наверно уже догадались, эксперимент будет связан именно с этой разрезной шестернёй. Двигая её, я буду искать максимальную отдачу от мотора. В качестве приборов для измерения, буду использовать показания с датчика массового расхода воздуха — ДМРВ. Анализировать полученные данные я буду с помощью обработки лог-файла, снятого во время движения автомобиля. Моя программа "Моторчик" быстро обработает данные и покажет наглядные графики базового циклового наполнения мотора, массового расхода воздуха. Чем выше БЦН, тем больше мощности и выдаёт мотор.
Небольшая предыстория. Распредвал Нуждин 10.93 я устанавливал самостоятельно, перекрытия клапанов выставлял на свой глаз, без всяких приборов и тому подобного. Просто сделал так, чтобы кулачки 4го цилиндра были опущены на одинаковую величину. После такой настройки, метка на разрезной шестерне ушла на -2гр относительно нуля. Т.е, распредвал стоит на -2гр в сторону "низов". С такой настройкой я ездил почти год, до написания этой статьи, всё устраивало и мотор показывал замечательные результаты. Но вот совсем недавно, начал развиваться проект "Моторчик" и мне пришла идея найти ту самую максимальную БЦН для моего мотора с помощью этой замечательной программы.
Итак, еду на трассу делать замеры. Задачи стоят следующие:
1) Снять лог-файлы разгонов на 4й передаче на 100% выжатой педали газа на разных положениях разрезной шестерни.
2) Сравнить результаты и выявить самый мощный и красивый график в моей программе "Моторчик".
3) Оставить эту настройку и радоваться новой прибавке к мощности.
А теперь, покажу результаты первого дня испытаний на одной координатной плоскости. По оси аргумента — обороты мотора в об/мин, по оси ординаты — базовое цикловое наполнение в мг/цикл.
Описание графиков:
1) Чёрный график, шестерня в положении -2гр
2) Красный график, шестерня в положении -3гр
3) Синий график, шестерня в положении -4гр
4) Зелёный график, шестерня в положении 0гр
5) Розовый график, шестерня в положении +2гр
6) Жёлтый график, шестерня в положении +3гр
Как видно по результатам первого дня испытаний, самая лучшая настройка оказалась -2гр. На такой настройке получилась самая высокая БЦН. График выше остальных. Самая плохая настройка оказалась +3гр. Да и кстати реально было заметно, что машина стухла, она не так лихо набирала скорость. На низовой настройке -4гр "верха" вообще просели, всё верно. Теория, которую толкуют в интернете сходится с практикой.
На второй день, утром я проснулся и понял! Я не сделал проверку еще двух настроек, а именно -1гр и +1гр. Предварительно сравнив графики 0гр, -2гр, +2гр можно сделать вывод, что 0гр находится ближе по мощности к графику -2гр, чем график +2гр. Поэтому я уже чуял, что -1гр может дать неожиданный результат! Решено снова ехать на трассу и заканчивать азартный эксперимент! Итак, графики в студию!
Описание графиков:
1) Чёрный график, шестерня в положении -2гр
2) Красный график, шестерня в положении -1гр
3) Синий график, шестерня в положении -0,5гр
И вот тут у меня заиграл азарт! Это так интересно ребята я вам скажу. Выехал на трассу, сделал вначале замер на -2гр настройке. Потом повернул шестерню на -1гр, ускорился и прозрел! Машина начала буквально грызть асвальт, первая кончилась моментально! Звук мотора просто отпад, стрелка тахометра просто взлетает на месте. Меня всего затрясло от радости, дрожат руки, сердце бешено стучит, глаза дикие. Я немного успокоился, сделал замер и увидел, что да, реально график БЦН подрос, причём нехило так. И вот тут я понял! Азарт штука опасная, погружаешься в такую страсть, хочется всё больше и больше! Особенно когда видишь и наблюдаешь в живую, что мотор становится мощнее прямо на глазах. Я поехал на разворот и думаю заканчивать эксперимент или нет?! Вот в чём вопрос. При 0гр шестерне график первого дня уже шёл на спад ведь! На -2гр машина едет хорошо, на -1гр лучше всех. Я еду и думаю… Рискнуть или не рискнуть повернуть шестерню на -0,5гр! А если график еще выше пойдёт? И что вы думаете… Я рискнул. Ускорился на -0.5гр шестерне и график пошёл вниз. Мощность мотора стала меньше. Эх. Ну что теперь делать… Зато я знаю, что при -1гр он самый мощный, снова вернул эту настройку, график снова вырос, но почему-то он не стал таким высоким, как в первый раз! Я потом начал лихорадочно двигать шестерню туда-сюда по пол градуса, искать ту самую крутую настройку, но не смог! Сейчас покажу вам, на каком графике я остановился. Просто я уже сделал больше 10 ускорений, начал кончаться 98й бензин, стало темнеть, мне стало обидно. Я чуял ведь, что такой график уже будет тяжело повторить, но всё же я рискнул. Ребята, иногда рисковать не стоит, нужно полагаться на свою интуицию! Она не подводит.
Думаю всему виной точность выставления разрезной шестерни. Там буквально на 1/3 градуса повернёшь и уже график не тот. Нужно иметь глаз-алмаз чтобы попасть в нужную, золотую настройку.
А, я не рассказал как двигать разрезную шестерню на 8кл моторе. Я делаю так. Ставлю тачку на ручник, 3я передача. Поддамкрачиваю правое колесо. Расслабляю болтики на разрезной шестерне, кручу за колесо мотор, тем самым распредвал у нас стоит на месте, а коленвал, ремень и подвижная часть шестерни вращаются вместе. Затягиваю болтики, опускаю тачку и завожу! На 16кл моторе там два валика, такой способ не подойдёт. Но и для 16кл мотора я догадался как легко крутить шестерни. Точнее уже будем крутить не шестерни, а сами вылы. В этом случае поддамкрачивать колесо не надо, коленвал стоит на месте вместе с ремнём ГРМ и подвижной частью разрезной шестерни, вращаем только выбранный валик — впускной или выпускной.
Всем удачи в настройке моторов! Официальная 2я версия программы "Моторчик" еще разрабатывается, я её выложу чуть позже в статье "Моторчик". Да, я буду вас уведомлять о новой версии программы во временных БЖ. Следим, чтобы не проворонить новую версию. Но уже могу с вами поделиться текущей версией программы, доступной по ссылке: yadi.sk/d/Onx0BOBdfi6Ut. В ней добавились новые функции, такие как: графики, разгон, пцн по дросселю 32×16, (пцн по давленю 32×16 и 32×32 находятся в разработке). А так, программой можно пользоваться. Как только программа уже будет мною отлажена, и версии перестанут часто выходить, напишу подробную инструкцию, как ей пользоваться. А так, впринципи очень удобно, ускорились на трассе, тут же графики посмотрели, сделали вывод, стоит ли еще крутить шестерню! В этой программе гораздо удобнее сравнивать графики. Дело в том, что в экуэдит я не догадался как сравнить графики двух логов. А программа "Моторчик" на данный момент может вывести 6 графиков на одной плоскости. Получился такой бесплатный диностенд, работающий в реальных боевых условиях.
До новых встреч, с вами была корпорация DimonErshov. Надеюсь было интересно! А, Чёрная Буря передаёт всем тринашкам России пламенный привет и хвастается своими красными туфельками!
в какую сторону распредвал крутить можно почесовой или против? ваз 21099
а опишите пожалуйста ситуацию, в которой вам пришлось бы крутить распред вал!
как ты его крутить будешь? ? без разница как крутить будешь ни чего с ним не случится но лучше по ходу движения.
Крутить надо за коленвал.
вообще-то да, положено за коленвал. В принципе можно крутить в обе стороны, но желательно не за болт, есть приспособления, которые вставляются в отверстия в шкиве РВ. Хотя я и за болт кручу, только осторожно, чтобы не свернуть ему голову и не ослабить затяжку.
Поддонкрачиваеш правое переднее колесо — включаеш 5ю передачу и крутиш за колесо по ходу движения вперёд, распредвал тебе покажет куда его нада крутить, а вообще то если на него смотреть со стороны самого зубчатого ремня на распредвале то нада вращать (желательно но не существенно ) за верхв право, это получиться по ходу движения .
Направление вращения вала двигателя
По стандарту SAE вращение вала двигателя должно происходить против часовой стрелки (CCW — counterclockwise), если смотреть на двигатель со стороны маховика (по часовой стрелке, если смотреть на двигатель спереди). Сторона двигателя, на которой установлен маховик, — это та сторона, с которой отбирается механическая мощность для привода автомобиля, или сторона отбора мощности. Сторона распределения (сторона привода агрегатов) — это противоположный торец, обычно называемый передней стороной двигателя, на котором монтируются приводы агрегатов двигателя.
Рис. На этой фотографии четырехцилиндрового рядного двигателя указаны его сторона отбора мощности и сторона распределения. Стандартным направлением вращения вала является вращение по часовой стрелке, если смотреть на двигатель спереди, т.е. с той стороны, на которой находятся ремни приводов агрегатов двигателя (со стороны распределения)
Таким образом, для заднеприводных автомобилей характерно продольное расположение двигателя, когда он обращен стороной отбора мощности назад. Двигатели с поперечным расположением также, как правило, соответствуют по направлению вращения стандарту. У двигателей автомобилей Honda и судовых двигателей направление вращения может не соответствовать стандартному.