Как зафиксировать гайку от раскручивания
Перейти к содержимому

Как зафиксировать гайку от раскручивания

  • автор:

Фиксаторы резьбовых соединений: виды, особенности применения, обзор моделей.

Каждый водитель, даже если он не является поклонником самостоятельного ремонта своего автомобиля, все равно сталкивается с такими ситуациями, когда где-то что открутилось, где-то что-то надо подпилить или соединить. В таком случае приходится брать в руки нехитрый инструмент и устранять мелкие текущие проблемы самому.
Если в процессе ремонта вам приходится иметь дело с резьбой – без помощи фиксаторов резьбовых соединения ваши усилия могут оказаться напрасными. Что же такое фиксаторы резьбовых соединений?
Резьбовой фиксатор – это герметик, который предотвращает самовольное отвинчивание резьбовых соединений.
Преимущество использования фиксатора заключается в том, что для обеспечения устойчивого соединения и решения проблемы самоотвинчивания не требуется никаких дополнительных устройств. Резьба фиксируется точно в том месте, где требуется мастеру, а герметик исключает даже малейшую возможность перемещения деталей соединения. Плюс использования фиксаторов состоит в том, что они не только герметизируют обрабатываемую поверхность, но и придают ей вибростойкость.
Виды фиксаторов резьбовых соединений.
Чтобы различить принцип откручивания фиксаторов для покупателей было проще, производители разделили их по цвету: красные и синие.
Красные фиксаторы считаются неразъемными – чтобы открутить такую резьбу после использования герметика, его придется нагреть до высокой температуры. Такие герметики обычно используются на узлах соединения, которые в процессе работы подвергаются высокотемпературному воздействию (например, тормоза).

Красные фиксаторы обладают составом на основе геля, что предупреждает их стекание с обрабатываемой поверхности.
Синие фиксаторы считаются разъемными – их можно открутить, прилагая больше физических усилий. Их используют на узлах, где нет воздействия высоких температур, и где вероятность откручивания невысока (например, крепление кронштейна к двигателю). Синие фиксаторы предотвращают отвинчивание, которое может возникнуть от вибрации.
Справедливости ради стоит отметить, что классификация разъемные-неразъемные не всегда совпадает с цветом, поэтому при покупке фиксатора стоит внимательно прочитать его назначение.
Также стоит отметить, что сейчас на рынке появились фиксаторы, у которых указывается степень фиксации, что дает возможность подобрать средство, которое идеально подойдет в случае целевого ремонта.
Работа с фиксатором резьбовых соединений.

Казалось бы, работа с фиксатором — ничего сложного, но и здесь есть свои тонкости.
Для того, чтобы фиксатор выполнил свою задачу – его необходимо равномерно распределить по обрабатываемой поверхности — и дать ему высохнуть. В процессе высыхания, при отсутствии доступа воздуха к металлу, возникает полимеризация или полное затвердение, что и требовалось доказать. При этом единственно важным условием является полное заполнение зазора, для чего фиксаторы обычно снабжены специальными насадками, дозирующими количество наносимого продукта.
На что обратить внимание при выборе фиксаторов резьбовых соединений?

Покупая фиксатор резьбовых соединений, делайте ставку на проверенных производителей.
Для того, чтобы правильно выбрать фиксатор необходимо учитывать следующие данные:
— рабочую температуру;
— прочность (необходимость частоты разборки резьбового соединения);
— обрабатываемый материал (влияет на скорость полимеризации);
— размер резьбы (определяет степень вязкости фиксаторов).

На сегодняшний день первенство на рынке фиксатров резьбовых соединений удерживают германские производители — ТМ Loctite, LIQUI MOLY, и американские – ТМ Donedeal, ABRO.
Мы проведем сравнительный анализ 3 универсальных фиксаторов средней прочности — Abro TL-342 Threadlock, DoneDeal разъмный и Loctite 243, которые являются разборными и удаляются при помощи ручного инструмента. Данные препараты предназначены для резьбовых соединений с макс. диаметром резьбы М36.

Фиксатор резьбовых соединений Abro TL-342 Threadlock – это простой и надежный фиксатор, которые не вызывают нареканий у потребителей, рассчитанные на диаметр резьбы более 6 мм. Его отличительные характеристики заключаются в том, что с течением времени в процессе эксплуатации фиксатор не теряет своих свойств, а также придает обработанным соединениям повышенную вибростойкость. Препарат быстро схватывается, однако при работе с ним необходимо быть осторожным – при попадании на открытые участки тела, а также глаза – вызывает раздражение.
Анаэробный фиксатор резьбы DoneDeal разъемный подходит для резьбовых, штифтовых и болтовых соединений и понравится тем, кто любит делать все весьма быстро — ведь его время схватывания всего 15 минут. Данное средство рекомендовано для работы с резьбовыми соединениями диаметром 5-25 мм. Среди его преимуществ стоит отметить:
— устойчивость к ударным нагрузками вибрациям;
— способность распределять нагрузку в обрабатываемом зазоре;
— защиту обработанного соединения от влаги и коррозии.
Работа с ним также требует осторожности поскольку он может вызывать раздражение.
Фиксаторы резьбовых соединений Loctite известны на рынке своим высоким качеством — и высокой ценой.
Их преимущества:
— хорошо проявляют себя с такими металлами как сталь, алюминий, латунь и др;
— отличаются низкой вязкостью, которая позволяет хорошо заполнять все зазоры;
— устойчивы к вибрациям;
— предотвращают появление фреттинг-коррозии,
— отличаются чистым и легким нанесением.
Что касается данного препарата резьбовой фиксатор средней прочности Loctite 243, то он подходит практически для всех активных и пассивных металлов, отличается высокой термостойкостью (+180), а также — ему по силам противостоять моторным, защитным и антикоррозийным маслам и смазкам. Loctite 243 имеет сертификат, доказывающий его не токсичность в случае контакта с пищей.
Надеемся, что обзор поможет вам определиться при выборе. Ведь для того, чтобы в процессе мелкого и не очень ремонта вы чувствовали себя уверенно, а результат вас порадовал, достаточно просто воспользоваться современным способом герметизации — фиксатором резьбовых соединений.
Просто, надежно, доступно — что и требовалось доказать!

Лайфхак: как сделать, чтобы гайка не откручивалась

Гайки могут отвинчиваться в самый неподходящий момент. Из-за ослабленного соединения расшатывается мебель, откручиваются детали велосипедов и тренажёров, на ходу отваливаются колёса автомобиля. Особенно часто эта проблема возникает при вибрации. Есть несколько простых способов стопорения резьбы: с помощью специальных гаек, шайб и анаэробного фиксатора. Рассмотрим их.

1. Самоконтрящаяся гайка с нейлоновой вставкой DIN 985

Самоконтрящаяся гайка с нейлоновой вставкой DIN 985

Вместо обычной можно использовать гайку с нейлоновым кольцом, которое «захватывает» болт при закручивании и гасит механические колебания. Чтобы затянуть такую гайку, понадобится ключ или гайковёрт, для откручивания также нужно дополнительное усилие. Гайки DIN 985 часто используются при сборке автомобилей. Они могут разболтаться от вибрации, однако пластик не позволит гайке слететь полностью. Надо учитывать, что это одноразовое изделие.

2. Гайка с фланцем DIN 6923

Гайка с фланцем DIN 6923

У гайки с фланцем широкая опорная поверхность и специальные насечки, которые создают плотное сцепление. Неплохой вариант для бытового использования, но не подходит для ответственных соединений.

3. Корончатая гайка DIN 935

Корончатая гайка DIN 935Фиксация корончатой гайки при помощи шплинта

Часто корончатые гайки применяют в критически важных механизмах, в том числе в авиастроении. После закручивания гайки её стопорят при помощи проволоки. Также можно аккуратно просверлить болт и вставить в отверстие шплинт. Стороны шплинта устанавливаются в пазы корончатой гайки, а свободные концы разводятся. Это не позволит гайке открутиться до тех пор, пока вы не вытащите шплинт.

4. Пружинная шайба гровера DIN 127

Пружинная шайба гровера DIN 127

Шайба гровера сделана из пружинной стали и берёт на себя часть нагрузки, которая действует на гайку. Пружинные шайбы используют один раз и часто ставят вместе с обычными. Это распространённый тип фиксации из-за низкой цены изделия, однако при высокой нагрузке соединение может ослабнуть.

5. Зубчатая шайба DIN 6798

Зубчатая шайба DIN 6798

Одно из самых недорогих и популярных решений – зубчатая шайба DIN 6798, у которой надежное соприкосновение с опорной поверхностью и невысокая цена. Зубчатые шайбы часто используют в стиральных машинах. При установке важно соблюдать крутящий момент, чтобы не перетянуть и не сгладить шайбу, иначе она станет бесполезна.

6. Клиновая шайба Infix

Клиновая шайба Infix Клиновая стопорная шайба Infix

Клиновые шайбы применяются попарно, затягиваются до нужного предела. Секрет в том, что угол подъёма внутренних клиньев выше угла подъёма резьбы, и самопроизвольное отвинчивание невозможно. Чтобы разобрать соединение, надо приложить большее усилие, чем при затяжке. Такие шайбы не раскрутятся от вибрационных нагрузок, поэтому их применяют в военном и гражданском машиностроении для ответственных соединений.

7. Анаэробные фиксаторы резьбы

Анаэробный фиксатор резьбы  АвтомастерГель

Ещё один беспроигрышный вариант при вибрации – анаэробные герметики. Фиксатор наносят на место, где будет гайка, а затем накручивают её. Текучий гель вытесняет воздух вокруг и не позволяет гайке перемещаться по резьбе. После застывания соединение получается неразборным. Есть разные типы фиксаторов. При использовании особо прочных снять гайку можно только ударным гайковёртом или под нагревом.

Соединения должны быть надёжными, фиксируйте их правильно!

Как зафиксировать болт от раскручивания

В сравнении с неразъёмными резьбовые соединения обладают значительным эксплуатационным преимуществом – возможностью периодической разборки деталей или узлов, которые подлежат профилактике. Однако для таких соединений необходимо надёжно зафиксировать болт.

Виды резьбовых соединений

Резьбовые крепления различают по следующим показателям:

  1. Типу метизов болт с гайкой, винт или шпилька.
  2. Длиной резьбовой части по всей длине стержня или по его части.
  3. Конфигурацией фиксируемых изделий.
  4. Наличием/отсутствием дополнительных крепёжных деталей, обеспечивающих фиксацию.

Ограничений по материалам компонентов резьбовых соединений (болт, гайка и т.п.) нет. Торец стержня из определённого материала окрашивается разным цветом — красным, зелёным, синим и т.д.

Винтовые соединения

Предназначены для односторонней фиксации, используются в случае затруднительного доступа к элементу конструкции, который нужно закреплять. Головка винта имеет прорезь или углубление, позволяющее откручивать крепёж.

Наиболее распространенные головки винтов:

  • Phillips, с крестообразным пазом на головке;
  • Плоская с одним горизонтальным шлицом под отвёртку;
  • С внутренним шестигранником;
  • Torx, со звездообразной прорезью.

Соединения при помощи винтов используются при малых эксплуатационных нагрузках и при отсутствии вибраций.

Болтовые соединения

Для того, чтобы зафиксировать крепёж, необходима гайка, и во многих случаях шайба – плоская или пружинная. Это позволяет использовать такие соединения для двустороннего крепления, что характерно для крупных деталей или узлов, подвергающихся при работе значительным нагрузкам.

Болт значительно лучше винта работает на разрыв. Наличие гайки позволяет рассредоточить места приложения внешних усилий на фиксированном соединения, что повышает его долговечность, хотя его монтаж несколько усложняется. Отверстие в присоединяемой детали под такой крепёж должно быть сквозным.

Соединения шпильками

Поскольку эта резьбовая деталь не имеет головки, то применение такого крепёжа целесообразно для быстросменных, либо часто регулируемых при наладке/замене деталей или узлов. Шпильки используются в конструкциях, постоянно испытывающих натяжение.

Шпильки всегда длиннее болтов или винтов, поэтому отверстия под них выполняются с минимально необходимым зазором. Это исключает изгиб шпильки, особенно при внецентренных нагрузках, когда есть опасность сорвать резьбу.

Почему болты самоотвинчиваются

Проблемнее всего зафиксировать именно соединения , поскольку при закручивании гайки последняя работает как пружинный элемент, подвергая болт растягивающей нагрузке. При этом возникает усилия противоположного знака, которое и обеспечивает фиксацию. В результате ослабления часто происходят протечки, поломки и другие повреждений.

Раскручивание происходит вследствие следующих причин:

  1. Затяжка соединения, состоявшаяся с недостаточным усилием. В результате происходит взаимное скольжение смежных деталей, сопровождающееся вредными сдвиговыми напряжениями.
  2. Вибрация, в результате которой происходит дополнительные поперечные микроперемещения составляющих крепления. Трение при этом снижается, а сам болт начинает раскручиваться.
  3. Релаксация, заключающаяся во временном ослабевании затяжки в начальный период работы резьбового соединения. Этот явление вызывается микровнедрением головки в смежную поверхность. Таким образом, если на стержневом элементе усилие затяжки недостаточное, то нагрузка фиксирования также уменьшается.
  4. Ползучесть. Явление заключается в том, что шайба (которая должна действовать как пружина) иногда теряет своё назначение. Резьба может подвергаться агрессивному воздействию внешней среды, изменению температуры или неравномерной затяжке крепежа по всей поверхности. Раскручивание из-за ползучести характерно и тогда, когда материалы метиза и соединяемой детали различны по своим теплофизическим параметрам.
  5. Удар. Вызывается динамическими или знакопеременными нагрузками, в результате которых к соединению прикладывается дополнительное усилие. Резьба проскальзывает, что мешает её зафиксировать.

Возможны и сочетания всех вышеперечисленных факторов.

Как предотвращать ослабление резьбового крепежа

Для того, чтобы зафиксировать резьбу, используются следующие профилактические виды помощи, активно обсуждаемые на профильных форумах:

  1. Установка шайб. Это увеличивает площадь контактной поверхности, что сопровождается ростом сил трения между шайбой и болтом. Оптимально использовать конические или тарельчатые шайбы конического или тарельчатого исполнения, поскольку шайбы пружинного типа, наоборот, более чувствительны к вибрациям. Наиболее распространены шайбы, содержащие в своей конструкции канавки, клинья, рёбра или другие подобные элементы, способствующие улучшению фиксации. Следует помнить, что применение таких деталей вызывает нежелательное повреждение поверхности, в результате чего возникают усталостные напряжения. Поэтому, для того, чтобы вновь закручивать метиз, необходимо установить только новую стопорную шайбу.
  2. Использование различных механических устройств, например, корончатых гаек, в прорези на которых заводят шплинт или проволоку. По сходному принципу действуют замковые системы, снабжённые фигурным плоским фиксатором (похожим на шайбу) и обоймой, которая заводится в соответствующий паз на головке болта.
  3. Зафиксировать крепёж можно, используя контролируемую затяжку гайки динамометрическим ключом. Вставки из нейлона или металла, предусмотренные на внутренней поверхности гайки, препятствуют самоотвинчиванию. Иногда прибегают к установке в теле гайки специальной пружины, которая находится в постоянном контакте с резьбой и усложняет перемещение крепежа, если вибрация или другие силы заставляют гайку раскручиваться. Вставками из полимерного материала невозможно фиксировать соединения, которые функционируют в агрессивных химических или высокотемпературных средах, а также применять их повторно, поскольку резьба метизов прорезает в нейлоне канавки и снижает способность материала удерживать соединение. Недостаток описываемого способа и в том, что описанная вставка не в состоянии полностью перекрыть рабочую поверхность внутренней резьбы, поэтому вероятность самоотвинчивания снижается, но не исчезает полностью.
  4. Использование сдвоенных гаек, имеющих разную толщину. Каждая из них содержит разную по размерам и шагу резьбу поэтому перемещается по болту с разной скоростью (сам болт также снабжён двойной резьбой, что усложняет технологию его производства).
  5. Применение жидких клеёв, а также термопластичных неметаллических покрытий, нагретых до определённых температур. Способ эффективен в анаэробной атмосфере, но ограничен сложностью последующей разборки узла.

Не отказываясь от специальных приёмов, технологий и средств фиксации, всегда необходимо гарантировать требуемое усилие натяжения крепежа, которое учитывает все особенности его эксплуатации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *