Почему печка может плохо прогревать салон и как это исправить
За обогрев машины зимой отвечает отопитель салона, в быту именуемый «печкой». Она влияет не только на комфорт, но и на безопасность, ведь без горячего воздуха стёкла могут обмерзать или запотевать, ухудшая обзор. Давайте разберемся, какие бывают неисправности «печки», что влияет на её работу и как вернуть отопителю его былую эффективность.
У автомобиля с классическим двигателем внутреннего сгорания отопитель устроен очень просто: радиатор« печки», расположенный в салоне, включен в контур жидкостной системы охлаждения двигателя (мы, разумеется, не учитываем «воздушники», у которых эта система отсутствует).
Радиатор отопителя в большинстве случаев является частью системы охлаждения
В случае, когда в контуре предусмотрен кран и жидкость проходит через радиатор отопителя непостоянно (как на Жигулях и Самарах), в тёплое время года водяной насос качает антифриз «мимо печки», то есть только через водяную рубашку блока цилиндров и основной радиатор. Если же охлаждающая жидкость всегда циркулирует и через отопитель, то в тёплое время года с помощью специальной заслонки приток воздуха от «печки» перекрывают в пользу наружного. Для осуществления теплообмена между радиатором отопителя с горячим антифризом и салонным воздухом предусмотрен электромотор с крыльчаткой – проще говоря, вентилятор, который гонит горячий воздух от радиатора отопителя в салон по дефлекторам системы вентиляции и отопления. При этом температуру можно регулировать, смешивая забортный воздух с горячим. Потоки также можно распределять (вверх на стекло, прямо в лицо или вниз в ноги) с помощью рычажков или кнопок, управляющих заслонками.
Четыре проблемы с печкой: диагностика своими силами
Источник тепла в автомобиле — двигатель (электромобили не в счет). Его рабочая температура — около 80–90 градусов. Лишнее тепло отводится через радиатор, но с приходом холодов часть этого тепла идет на обогрев салона.
Процесс обычно выглядит так. В отопитель поступает воздух — наружный или, если включен режим рециркуляции, внутрисалонный. Он проходит через салонный фильтр, испаритель кондиционера (при наличии такового), а далее либо через радиатор отопителя, либо мимо него — в зависимости от желания водителя. Затем с помощью заслонок воздух направляется в определенные зоны: на стекло, в лицо или в ноги.
С конструкцией разобрались. Теперь — об основных причинах, по которым простая, казалось бы, система может забастовать.
1. Не нагревается охлаждающая жидкость
Часто бывает так, что мотор еще не прогрелся, а водитель уже паникует. Если под капотом наддувный дизель или бензиновый турбомотор с непосредственным впрыском, ждать придется долго! КПД у них выше, чем у атмосферных моторов, то есть больше энергии преобразуется в полезную работу, а не в тепло, потому такие двигатели прогреваются медленнее. В движении прогрев значительно ускоряется, а значит и печка раньше задует горячим воздухом.
Мотор может не прогреваться из-за неисправности — например, если забарахлил термостат. Когда его клапан теряет герметичность, жидкостный насос постоянно гоняет охлаждающую жидкость по большому кругу — через радиатор. Бывали и более комичные ситуации: в былые времена многие новенькие Волги не желали прогреваться потому, что у них не было термостатов — перегонщики снимали их по дороге от завода к месту продажи. Метод лечения прост: установка нового термостата.
Более неприятная и трудноустранимая неисправность — плохая циркуляция охлаждающей жидкости через радиатор отопителя. Причины? Загибаем пальцы: радиатор забился отложениями (или препаратами для устранения течи), перегнулись шланги, не работают краны отопителя (обычно такое случается после вмешательства нерадивых ремонтников). Возможны и более экзотические причины — от воздушных пробок в радиаторе отопителя до изъеденных коррозией крыльчаток насосов. Методы ремонта тоже понятны: прочистить, разогнуть, заменить.
Наконец, если на улице реальный колотун (под минус тридцать), то для ускорения прогрева мотора не стоит пренебрегать таким древним приемом, как картонка перед прорезями радиатора. Неэстетично, зато эффективно. Поможет и специальное теплое одеяло под капот.
2. Не нагревается воздух
Антифриз горячий, а тепла нет? Скорее всего, воздух где-то «застрял» по пути, например в засоренном воздушном фильтре. Другой подозреваемый — испаритель кондиционера, через который воздух должен проходить всегда. Возможно, он тоже засорился. Такое часто случается при длительной езде без салонного фильтра. Метод ремонта очевиден: купить новый фильтр, попытаться прочистить испаритель, а если не получается — заменить его.
На немолодых машинах радиатор отопителя часто обрастает слоем пыли, которая под воздействием температуры со временем намертво приваривается к его поверхностям. Эффективность работы печки при этом неизбежно снижается, поскольку грязь передает тепло гораздо хуже, чем чистые металлические пластины.
3. Заслонка не заслоняет
Если заслонка, которая направляет воздух либо через радиатор отопителя, либо в обход, со временем начинает капризничать, то часть холодного воздуха (а то и весь!) пойдет мимо радиатора отопителя без всякого нагрева. Сколько времени и денег придется потратить на ремонт? Если заедает привод заслонки, обычно помогает чистка и смазка. А если сама заслонка развалилась на куски, придется искать на разборке такую же — не покупать же блок отопителя в сборе. Стоимость работы по замене зависит от автомобиля и сложности системы отопления.
4. Электрические проблемы
Одна из наиболее частых электрических неисправностей на автомобилях с ручным управлением отопителем — поломка вентилятора. Куда сложнее искать причину на машинах с климат-контролем. Автоматика ведает как всеми заслонками, так и вентилятором, а для точного определения неисправности целесообразно считать коды ошибок. Некоторые системы можно продиагностировать самостоятельно, нажав определенную комбинацию клавиш, но чаще приходится обращаться к специалистам со сканерами.
Как правильно пользоваться отопителем
После пуска мотора установите малую скорость вращения электровентилятора. Сразу направьте воздушный поток на ветровое стекло: пусть прогревается потихоньку, а не скачком, иначе оно может лопнуть от резкого перепада температур. Не переключайте раньше времени скорость вращения вентилятора на повышенную — полýчите лишь холодный сквозняк, ведь непрогревшийся радиатор отдает слишком мало тепла. Поначалу используйте систему рециркуляции, поскольку нагревать более теплый салонный воздух проще, чем забортный. По мере прогрева отключите рециркуляцию, чтобы стёкла не запотевали.
Ремонт автомобильных печек – на что обратить внимание
Описание и особенности ремонта автомобильных печек: как работает устройство, причины неисправностей. Видео о быстром прогревании салона автомобиля.
Исправная печка должна обогреть салон за 15 минут. Если после запуска двигателя прошло четверть часа, а в автомобиле всё равно холодно, значит, отопительный прибор требует ремонта. С большой вероятностью можно предположить, что о его неполадках многие автолюбители узнают, лишь когда похолодает на улице. Мёрзнуть в машине не очень-то охота, а ехать надо. Что делать в такой ситуации?
Как работает автопечка
Не секрет, что двигатель автомобиля в ходе своей работы прилично нагревается. Происходит это в основном по двум причинам: трение поршней о поверхность цилиндров, а также сгорание топлива.
И если мотор не охлаждать, то его поршневая группа просто-напросто заклинится, и агрегат выйдет из строя. Поэтому практически любой современный автомобиль оснащается сложной системой, противодействующей перегреву силовой установки. Такой комплекс обычно включает в себя термостат, а также различные трубки и патрубки.
В систему охлаждения входит и находящийся под капотом радиатор, но, как правило, у автомобиля он не единственный. По крайней мере, ещё один можно найти в салоне, под приборной панелью. Этот теплообменник нагревается за счёт разогретого двигателем антифриза и таким образом осуществляет обогрев машины.
Для повышения эффективности такого радиатора к нему добавляют вентилятор, способный работать в нескольких режимах. Он осуществляет обдув греющих элементов, тем самым направляя в салон автомобиля тёплые воздушные массы. Комфорт обеспечен! Однако, бывает и по-другому:
- автомобильная печка греет слабо;
- печка дует холодным ветром;
- из печки поступает то горячий, то холодный воздух;
- обогреватель вообще не включается.
Печка не греет – причины
Если возникли неполадки в системе отопления, то в первую очередь следует найти тому причину. Конечно, для профессионального ремонта автомобиль нужно будет отвезти в автосервис, но кое-что можно сделать и самому.
Прежде всего – изучить показания датчика антифриза. Пониженный уровень охладителя либо вообще его отсутствие вполне могут быть причинами низкой температуры в салоне автомобиля. Признаком недостачи жидкости также является доносящийся из печки запах горелого.
При такой неполадке охладитель порой убегает через протечки в системе, не добираясь до печки или заходя туда в недостаточном объёме. В результате обогреватель остаётся холодным, равно как и выдуваемый из него ветер.
В принципе, нехватка антифриза – неполадка довольно редкая, характерная преимущественно для старых машин, не оснащённых датчиком охлаждающей жидкости. Порой для ремонта такой неисправности достаточно добавить недостающее количество охладителя. С протечками чуть сложнее: в этом случае потребуется восстанавливать герметичность системы.
Разгерметизация
Если первичный осмотр печки не позволил выявить неисправность, тогда следует более детально исследовать состояние системы охлаждения двигателя. Если она герметична, то находящийся там антифриз закипит при температуре 130 градусов, а при наличии в этом комплексе пробоин теплоносителю будет достаточно 108.
Кроме того, попадание в систему воздуха вследствие разгерметизации или при заливке теплоносителя может стать одной из причин неполадок в работе печки автомобиля. Потому после добавления антифриза желательно немного подождать, пока основная масса пузырьков выйдет наружу.
Вообще, выведение пузырьков – дело весьма щепетильное, поскольку жидкость протекает по довольно тонким трубкам. Проводить подобный ремонт желательно в автосервисе. А вот непосредственно к разгерметизации системы могут привести образовавшиеся на блоке цилиндров трещины либо сколы.
Пробой прокладки ГБЦ
Находящийся в двигателе блок цилиндров и относящаяся к нему головка соединяются через специальную прокладку. Обычно такие изделия изготавливаются из листового металла небольшой толщины или из армированного паронита. В последнем случае на отверстия под камеры сгорания добавляется металлическая окантовка.
Кроме того, из-за нехватки антифриза, зачастую сопровождающейся образованием воздушных пробок, печка перестаёт должным образом отапливать салон. Подвергается опасности и двигатель. Потому в случае повреждения прокладку головки блока цилиндров следует заменить, и желательно побыстрее.
Заклинило термостат
Пока двигатель не разогрелся, клапан термостата должен быть закрыт, но если это устройство заклинило в открытом положении, то антифриз будет курсировать по большому кругу, то есть заходя в основной радиатор, находящийся под капотом. Во время длительной поездки признаком такой неисправности служит ситуация, когда печка нормально греет на 1-3 передачи, но перестаёт отдавать тепло на 4-5.
Бывает и наоборот, когда из-за деформаций или низкого качества антифриза термостат не желает открывать большой круг. Печка-то работать будет, но и двигателю тогда грозит перегрев, вследствие чего он даже может выйти из строя. Как правило, единственным выходом из ситуации с поломкой термостата является замена этого устройства.
Засорение радиатора печки
Попадание под кожух радиатора отопления посторонних веществ, таких как грязь, пыль, листва, приводит к засорению этого устройства снаружи. Среди причин такого явления внутри теплообменника можно выделить:
- неправильную пропорцию составляющих охлаждающей жидкости, приводящую к образованию осадка, забивающего патрубки;
- появление накипи на стенках элементов системы охлаждения, что становится результатом добавления туда воды;
- ремонт протечек в печном или основном радиаторе с использованием герметизирующих материалов, что приводит к закупориванию каналов, нарушению циркуляции теплоносителя, и наконец, перебоям с обогревом.
Внутренние загрязнения устраняются промывкой системы охлаждения двигателя, внешние можно вытянуть пылесосом. Возможно, потребуется и замена печного радиатора, как, например, при его серьёзном износе. Вообще, следствием масштабных загрязнений теплообменника могут стать не только капитальный ремонт обогревателя, но и замена в автомобиле отопительного комплекса целиком.
Сломался вентилятор
Одна из банальных причин холода в салоне – неисправность вентилятора отопления. Печка может и «кочегарить», но из-за отсутствия обдува её радиатора большого эффекта от этого не будет. А сама воздуходувка может сбоить по следующим причинам:
- неисправности в электроцепи;
- поломки подшипников;
- проблемы с графитными щётками.
В случае выхода из строя печного вентилятора может потребоваться замена либо его, либо устройства, управляющего его работой. Но прежде стоит обратить внимание на состояние предохранителя. Иногда для того, чтобы тепло пошло в салон, достаточно поменять эту деталь.
Помпа мотора просит ремня
Антифриз по системе охлаждения двигателя перекачивается механическим либо электрическим насосом. Именно он направляет теплоноситель по патрубкам от мотора до радиаторов, обеспечивая тем самым как охлаждение силовой установки, так и обогрев салона.
Конструктивно такая помпа представляет собой крыльчатку, помещённую в стальной цилиндр, через который и проходит охлаждающая жидкость, подгоняемая вращающимися лепестками. А сам насос обычно приводится в движение ремнём, сопряжённым с коленчатым валом. Основными неполадками этой системы, способными повлиять на работу автопечки, являются:
- обрыв ремня коленвала, в результате чего помпа не качает антифриз, и нагревается мотор, а не печка;
- заклинивание насоса из-за дефектов его компонентов;
- износ крыльчатки по причине низкого качества материалов, задействованных в изготовлении помпы.
Если помпа неисправна, то обычно требуется её замена. Об этом же нередко сигнализирует и доносящийся из-под капота специфический свист.
Исправен ли блок управления
Устройство, известное как блок управления печкой, а при установке на новых автомобилях называемое контроллером отопителя, наиболее часто добавляет хлопот владельцам ВАЗов.
Косвенным признаком неполадок, связанных с БУП, является неправильная работа вентилятора при некоторых режимах отопления. А сам блок управления может быть введён в заблуждение неисправным датчиком температуры воздуха в салоне машины.
Что ещё нужно печке
Неправильная работа отопительного агрегата может быть вызвана и другими причинами. Автовладельцам, взявшимся за ремонт печки, также стоит её исследовать на предмет следующих неполадок:
- повреждение либо износ заслонки радиатора;
- загрязнение салонного фильтра;
- неисправность крана отопления.
А вообще, при появлении первых признаков отклонений в работе печки рекомендуется проведение всесторонней диагностики этого устройства.
Заключение
Если температура в верхней части салона машины держится на уровне 16 градусов, а в нижней – плюс 10, при минус 25 на улице, то это значит, что печка вполне себе нормально греет. Случающиеся неполадки в её работе можно попытаться самостоятельно исправить, но такой ремонт по плечу далеко не каждому автолюбителю. Вполне возможно, что в этом случае потребуется вмешательство профессиональных «автопечников».
Ну, а содержание радиаторов в чистоте, замена салонного фильтра по крайней мере раз в год, а также использование качественной охлаждающей жидкости помогут обогревателю служить источником тепла, а не проблем.
Видео о быстром прогревании салона автомобиля:
Описание и особенности ремонта автомобильных печек: как работает устройство, причины неисправностей. Видео о быстром прогревании салона автомобиля.