Как проверить работает ли помпа на калине
Перейти к содержимому

Как проверить работает ли помпа на калине

  • автор:

Ремонт. Продолжение. Проверяем помпу

Всем привет! Продолжаю ремонт. Как говорилось в предыдущих постах, наачились проблемы с печкой, дул холодный воздух, а температура ож быстро поднималась. Изначально я почему то решил что проблема с термостатом и загнал машину в гараж для его заметны, но как то переключился на подвеску. Пока занимался ремонтом подвески, мозговал по поводу первой проблемы, читал разные посты. Сразу скажу, что воздух из системы охлождения я выгонял, но это не помогло.

На термостат грешить я наверное поторопился. Насколько я понимаю, печка запитана на малый круг и если бы он не открывался то с неё дул бы тёплый воздух, а если бы постоянно был открыт на большой круг, тогда бы машина долго нагревалась. В общем, начал грешить на помпу, что возможно развалилась крыльчатка. Решил снять её и за одно проверить ремень грм и натяжной ролик. Ну и как обычно выявил массу дефектом. Ремень генератора под замену.

Как проверить помпу на калине 8 клапанов

Довольно много автовладельцев задаются вопросом, как проверить помпу, не снимая с двигателя. Ведь без толку лезть в систему охлаждения крайне не рекомендуется, поэтому стоит научиться производить проверку непосредственно на автомобиле. Обратите внимание, что это позволит минимизировать время ремонта, а также даст возможность избежать лишних затрат на ненужные комплектующие. Провести такую диагностику сможет даже совсем неопытный водитель, что облегчит ему задачу, особенно если произойдет неожиданный нагрев мотора. Не затягивайте с проведением диагностических работ, помните, что, перегрев силовой установки приводит к быстрому выходу ее из строя.

Как проверить помпу, не снимая с двигателя, вопрос на самом деле достаточно простой. Никаких проблем с этим возникнуть не должно. Но, нужно знать, как работает эта система. Внимательное изучение процесса работы значительно упростит процесс диагностики. Еще один момент, который не стоит забывать, это возможность провести такую диагностику в любой удобный момент. Даже если вы находитесь на дороге в безлюдной местности, можно провести проверку и принять решение о дальнейшем передвижении.

Содержание

Технические особенности

Для начала, давайте рассмотрим основные технические характеристики и особенности водяной помпы, это позволит не только правильно поставить диагноз, но и понять почему произошла поломка.

Перекачка антифриза происходит с помощью крыльчатки, которая крепится на валу. Привод осуществляется от коленчатого вала мотора, для этого используется ременная передача. Тут стоит уточнить, что на практике применяется 2 метода привода для помпы:

  • Напрямую от коленвала. Такой способ применяется на моторах с цепным ГРМ. Обычно один ремень приводит в работу генератор и помпу, иногда сюда же подключают ГУР и насос кондиционера;
  • Другой вариант, это привод от ремня ГРМ. Тут есть один серьезный недостаток. При заклинивании подшипника в помпе, происходит обрыв ремня, что приводит к поломке системы газораспределения, а при определенных условиях и к полной переборке двигателя. В этом случае следует тщательно следить за состоянием помпы.

Корпус насоса обычно размещен в передней части мотора. Это позволяет наиболее оптимально осуществлять перекачивание охлаждающей жидкости по системе. Также именно такой подход делает возможным использовать в качестве движущегося элемента именно шкив коленчатого вала. Помимо этого, размещение детали спереди облегчает доступ к ней для ремонта.

Основные неисправности помпы напрямую связаны с ее техническими особенностями, соответственно, необходимо учитывать это при проведении диагностических действий. Как правило, все признаки неисправности полностью связаны с особенностями разных элементов, которые обеспечивают работу системы охлаждения вашего автомобиля.

Как проверить?

Важным моментом является проверка помпы. Многие автолюбители считают, что для ее диагностики необходим демонтаж детали, но в большей части случаев можно обойтись и без этого. Существует ряд признаков, по которым можно понять, что проблема именно в помпе. Для начала стоит отметить, что большая часть производителей рекомендует производить замену водяного насоса через 60-80 тысяч километров. В некоторых случаях в регламентах указана необходимость замены одновременно с ремнем привода ГРМ. Поэтому, если помпа на вашем автомобиле прошла такой пробег, то имеет смысл при первом удобном случае заменить ее.

Обратите внимание, что использование некачественного антифриза или же смешивание несовместимых типов охлаждающей жидкости могут привести к повышенному износу помпы. Поэтому, всегда уделяйте внимание составу жидкости, которую используете для охлаждения.

Диагностика производится в следующем порядке:

  • Запустите двигатель, и прогрейте его до рабочей температуры;
  • Далее пережмите рукой патрубок, который идет от радиатора к помпе. При полностью рабочем насосе вы будете ощущать создаваемое им давление. Обычно, это ощущается в виде достаточно сильных толчков. Если они есть, то проблем с водяной помпой нет никаких;
  • Если толчки слабые или полностью отсутствуют, то нужно перейти к более тщательному осмотру помпы. Заглушите мотор, на некоторых моделях потребуется демонтировать кожух привода ГРМ. Обращайте внимание на наличие подтеканий возле места крепления насоса, также антифриз может вытекать через сальник шкива. Если имеются такие признаки, то однозначно требуется снятие помпы и ее дефектовка.

Также стоит помнить, что у неисправностей помпы имеется целый ряд дополнительных признаков, которые невозможно пропустить. В частности, при некоторых неисправностях помпа начинает выть или стучать, также, практически во всех случаях, наблюдается перегрев мотора. Известны случаи, когда владельцы пригоняли автомобиль в автосервис для замены распределительного вала, а по факту оказывалось, что стучит помпа.

Возможные неисправности

Теперь давайте разберемся в основных неисправностях помпы, у всех проблем имеются свои признаки, их знание позволит более грамотно производить диагностику. Итак, чаще всего водители сталкиваются со следующими причинам:

  • Разгерметизация детали. В этом случае охлаждающая жидкость уходит через сальник вала, или через прокладку. Тут наблюдается снижение эффективности насоса, часть давления теряется из-за нарушения герметичности. При такой неисправности часто наблюдают потеки антифриза, также он быстро уходит из системы;
  • Износ подшипника. Вал, на котором закреплена крыльчатка, имеет подшипник, который со временем изнашивается и может выйти из строя. Заклинивание подшипника, как уже упоминалось, на некоторых движках может привести к ряду серьезных поломок. Тут стоит учитывать, что такая проблема может проявляться по-разному. Чаще всего, подшипник начинает выть, это происходит вследствие выработки смазки, а также высокого уровня износа обоймы. Но, иногда поломка проявляется стуком. Происходит это в случае, когда подшипник полностью или частично разрушился. Еще один вариант неисправности – заклинивание подшипника, в этом случае помпу невозможно провернуть;
  • Разрушение крыльчатки. Это редкая неисправность, но все же случается. Причина в некачественном исполнении детали. При такой поломке наблюдается сильный грохот сразу после запуска мотора, автомобиль быстро перегревается.

Как устранить проблему?

Если выявили неисправность, следует ее в максимально короткие сроки устранить. Тут стоит понимать, что помпа это все же расходник, и в большей части случаев проще полностью заменить ее.

При наличии течи через прокладку, достаточно просто снять помпу и заменить прокладку. Обратите внимание, что тут требуется обеспечить нормальную герметичность. Поэтому, обязательно тщательно затягивать гайки крепления. Многие водители смазывают прокладку герметиком, такая предосторожность будет не лишней. Это позволит значительно уменьшить риск образования течи. Через некоторое время следует проверить затяжку гаек, от вибрации двигателя они могут ослабится.

Если причина в подшипнике или крыльчатке, то наиболее оптимальным решением будет замена водяного насоса. Ремонт в этом случае сложен, а вот его эффективность маленькая, поэтому лучше купить новую деталь и установить. Не забудьте после замены помпы прокачать систему охлаждения, это позволит удалить все воздушные пробки, что увеличит эффективность ее работы.

Выводы. Система охлаждения должна работать с максимальной эффективностью, иначе возникнут проблемы с двигателем. Поэтому, знать, как проверить помпу, не снимая с двигателя, просто необходимо. Это позволит избежать дорогостоящего ремонта силового агрегата и значительно сэкономит вам деньги.

Плохо греет печка, уровень охлаждающей жидкости каждый раз падает ниже риски MIN, температура двигателя не повышается до рабочей, либо двигатель перегревается ? Причины всем этим недугам — неправильная работа системы охлаждения двигателя (СОД). Учимся выявлять и устранять причины плохой работы СОД ЛАДА Калина.

Диагностика системы охлаждения двигателя LADA Kalina

При эксплуатации автомобиля оценивать техническое состояние системы охлаждения можно по указателю температуры охлаждающей жидкости и уровню жидкости в расширительном бачке. Понижение уровня охлаждающей жидкости , как правило, вызвано нарушением герметичности системы. На часть автомобилей установлен датчик уровня охлаждающей жидкости . При понижении уровня до отметки MIN загорается соответствующая контрольная лампа в блоке индикации бортовой системы контроля.

1. Проверка уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке. Уровень жидкости должен находиться на 25 — 30 мм выше метки МIN, выполненной на корпусе расширительного бачка. Если уровень жидкости находится на отметке MIN или ниже, доливаем в бачок охлаждающую жидкость

Предупреждение!

Уровень охлаждающей жидкости следует проверять на холодном двигателе. Некоторое повышение или понижение уровня охлаждающей жидкости при нагреве и охлаждении двигателя неисправностью не является. Это связано с тепловым изменением объема жидкости.

Если приходится регулярно доливать охлаждающую жидкость, следует проверить герметичность системы охлаждения.

2. Проверка герметичности шлангов и соединений системы охлаждения.
Осмотрите подкапотное пространство, и обратите внимание на состояние и герметичность:

  1. Шлангов расширительного бачка;
  2. Сливных отверстий радиатора и его шлангов;
  3. Шлангов радиатора отопителя;
  4. Блока цилиндров двигателя;
  5. Мест установки датчиков температуры;
  6. Шлангов термостата.

3. Проверка целостности элементов системы охлаждения двигателя.

  1. Корпус расширительного бачка;
  2. Радиатор двигателя;
  3. Радиатор отопителя;
  4. Соединения насоса охлаждающей жидкости (помпы) и блока цилиндров. Также проверяем отсутствие подтекания жидкости из дренажного отверстия помпы (находится в нижней части насоса), свидетельствующее об износе его сальника.

Протеканий охлаждающей жидкости не должно быть нигде.

4. Проверка термостата. Температуру охлаждающей жидкости контролируем по указателю на щитке приборов, а циркуляцию жидкости по малому и большому кругу — на ощупь, по изменению температуры шлангов и патрубков системы охлаждения (на фото воздушный фильтр снят для наглядности).

Замечание

Если система охлаждения двигателя исправна, то при температуре охлаждающей жидкости меньше 90 °С, основной клапан термостата должен быть закрыт, а охлаждающая жидкость циркулировать по малому кругу. В результате этого нижний шланг радиатора и сам радиатор будет заметно холоднее корпуса термостата, по которому циркулирует горячая охлаждающая жидкость. При достижении температуры охлаждающей жидкости около 90 °С основной клапан термостата будет открываться и постепенно нарастающий поток горячей жидкости начнет поступать в радиатор. При этом сначала радиатор, а затем его нижний шланг начнут нагреваться.

По достижении температуры 102 °С основной клапан термостата полностью откроется и весь поток жидкости будет циркулировать через радиатор. В этом случае радиатор станет горячим в верхней зоне и немного холоднее в нижней.

Оставляем двигатель работать до срабатывания электровентилятора радиатора двигателя. При повышении температуры охлаждающей жидкости до значения, когда стрелка указателя температуры подойдет к границе красной зоны, электровентилятор должен включиться, а после понижения температуры — автоматически выключиться.

Помпа — это ключевой компонент системы охлаждения. В аспекте конструкции это довольно примитивный насос, который гоняет охлаждающую жидкость по контуру. Как только транспортировка хладагента прекращается, наступает перегрев мотора и критический износ компонентов. Автомобилист должен знать, как проверить помпу, не снимая с двигателя, чтобы избежать длительной кустарной диагностики с последующим демонтажем узлов. Умение ориентироваться в маркерах неисправности поможет минимизировать число необходимых диагностических процедур.

Описание конструкции и рабочего цикла насоса

На легковые авто в настоящий момент монтируется гидронасос, который работает по центробежному принципу. Задача элемента — обеспечение непрерывного движения хладагента. Некоторые компоненты помпы расположены в труднодоступном месте, поэтому опытный шофёр должен уметь определить дефект без снятия помпы.

Устройство заключено в прочный металлический корпус и состоит из следующих функциональных компонентов:

  1. Подшипники: имеют ограниченный ресурс, так как смазываются заранее заложенным лубрикантом. С другой стороны, они полностью закрыты для прочих компонентов, поэтому берут на себя минимальную часть воздействия негативных факторов.
  2. Ось: данный элемент фиксируется как раз с помощью описанных выше подшипников.
  3. Крыльчатка: основной функциональный элемент агрегата. Выполняется из металла для обеспечения требуемых прочностных параметров. Непрерывно вращаясь, крыльчатка нагнетает необходимое давление в контуре движения охлаждающей жидкости.
  4. Шкив: передаёт вращательный импульс непосредственно от коленвала на крыльчатку. Благодаря шкиву сохраняется рабочий диапазон вращения крыльчатки. Использование шкива выгодно с конструктивной точки зрения: проскальзывание приводного ремня сводится к минимуму.

Теперь схематично опишем, как это всё работает. Насос охлаждения связан непосредственно с коленвалом через ремень. От него устройство получает вращательный импульс и раскручивается до нужного диапазона. Вращающаяся часть с помощью крыльев нагнетает необходимое давление и заставляет ОЖ непрерывно двигаться по рубашке охлаждения.

Как следить за функциональным состоянием помпы?

В этом и заключается ключевая сложность рассматриваемого вопроса: «симптоматический ряд» при скором выходе охладителя из строя крайне скудный. Для большинства водителей поломка насоса становится неприятной неожиданностью, так автовладельцы не умеют идентифицировать признаки, по которым можно определить скорую «смерть» агрегата. Сразу отметим, что помпа не подлежит ремонту. Единственный способ восстановить функциональное состояние системы охлаждения — установить новый узел.

По заверениям автопроизводителей, помпа должна бесперебойно ходить на протяжении 180 — 200 тысяч км пробега. Однако, меняют её раньше — при текущем или капитальном обслуживании ГРМ (обычно делают так: замену ремня ГРМ сопровождают заменой охлаждающего нагнетателя). При приближении к указанному интервалу пробега рекомендуем обращать внимание на посторонние звуки в подкапотном пространстве. Изношенный насос издает цикличные щелкающие звуки, иногда скрежет. Водитель может самостоятельно изменять межсервисный интервал: большинство «бывалых» убеждено, что насос нужно менять на 80 тысяч км пробега, чтобы минимизировать износ ГРМ.

Причины неисправности

Выделяют следующие причины, которые влияют на ухудшение работоспособности механизма:

  1. Повреждение вращающихся компонентов крыльчатки: при интенсивном режиме работы обламываются маленькие крылышки вращающейся части. Особенно это характерно для пластиковых крыльчаток. Когда крылышки отламываются, насос больше не может нагнетать антифриз с нужной интенсивностью — двигатель постоянно перегревается.
  2. Засор дренажного отверстия. Данная неполадка приводит к тому, что антифриз не может полноценно циркулировать по контуру. Засор дренажа можно легко выследить без снятия помпы. Если у вас имеются подозрения насчёт засора сливных отверстий, просто запустите салонный отопитель.
  3. Рассинхронизация шкивов элемента и ГРМ. В этом случае сальники и подшипники работают в экстремальном режиме, изнашиваются чрезвычайно быстро. Причина такой поломки — фабричный дефект: либо использовали некачественные материалы при сборке, либо использовали ненадёжного сборщика.

Нужно подробнее высказаться по поводу третьей причины. От заводского брака не застрахован ни один автовладелец. Но в данном случае все серьёзно с приставкой «гипер». Если установить помпу с потенциальным рассинхроном, то использование такого дефектного узла приведёт к резкому увеличению износа ГРМ. В лучшем случае шофер может столкнуться с обрывом ремня, в худшем — «стуканут» клапаны.

Ещё один маркер износа (который, правда, можно увидеть лишь разобрав механизм) — это люфт вращающихся деталей. Люфт свидетельствует о скором выходе из строя шкивов, смещении центральной оси и порче сальников.

Последний лайфхак для автомобилистов, которые не желают снимать помпу, но хотят достоверных сведений о её функциональном состоянии. Внимательно осмотрите место стыка охладителя с ДВС. Если имеются выраженные подтёки антифриза, то водяному насосу осталось недолго жить.

Последствия поломки помпы

Последствие, по сути, одно — постоянный перегрев мотора. Расскажем, чем он чреват, чтобы замотивировать водителя на своевременное и квалифицированное обслуживание системы охлаждения. Если воздействие высокой температуры краткосрочно, то оно не отразится на работоспособности компонентов ДВС. Но в описываемой ситуации речь идёт о систематическом нарушении эксплуатационного режима.

При игнорировании ремонта перегрев способен спровоцировать нарушение целостности прокладки головки блока цилиндров. Изменения режима работы ДВС способны нарушить целостность механизма подачи моторного масла.

Как идентифицировать перегрев:

  • огромные клубы белого дыма, выходящие из подкапотного отсека;
  • характерный запах «жжёного» антифриза;
  • вентилятор работает в чрезвычайно интенсивном режиме.

Если подвергать силовой агрегат перегреву на постоянной основе, то произойдут такие «патологические» изменения с ключевыми узлами мотора:

  • появятся микроповреждения на корпусе блока цилиндров и его головке;
  • нарушится конфигурация поршня: его рабочая поверхность может оплавиться;
  • повредятся элементы КШМ.

Совокупность данных критических изменений приведёт к заклиниванию ДВС. Притом последний может не подлежать ремонту. Просим добросовестно относиться к диагностическим процедурам. Если вы зафиксировали на своём авто поломку помпы и не можете её самостоятельно устранить, воспользуйтесь эвакуатором или буксиром, чтобы доставить машину на СТО — поездка своим ходом может ускорить появление серьёзных неисправностей.

Как легко и просто проверить помпу на двигателе автомобиля (пошаговая инструкция)

Назначение и принцип работы помпы системы охлаждения

Насос системы охлаждения (помпа) выполняет важную функцию — охлаждает двигатель автомобиля. Силовой агрегат при работе нагревается, и во избежание перегрева насос под воздействием ремня ГРМ создает принудительную циркуляцию охлаждающей жидкости в системе. К водяному насосу охлаждающая жидкость поступает из нижнего бачка радиатора. Жидкость, выходящая из насоса, проходит через блок цилиндров и головки цилиндров, затем в радиатор и, наконец, обратно в насос. Без системы охлаждения двигатель не может работать нормально и без проблем.

Неисправная система охлаждения помпы приводит к закипанию охлаждающей жидкости и, как следствие, к отказу двигателя. Неисправный насос может нанести непоправимый ущерб двигателю.

Проверка помпы системы охлаждения

Общая конструкция помпы

Насос представляет собой алюминиевый или стальной корпус, внутри которого находится рабочее колесо, расположенное на валу со шкивом. Внутри конструкции есть специальные каналы, предназначенные для слива и подачи теплоносителя. На приводном валу имеется крыльчатка, которая вращается и приводит в движение охлаждающую жидкость. На другом конце вала находится шкив. Корпус и ротор изготовлены из отливок из магниевого или алюминиевого сплава; Также доступны пластиковые рабочие колеса. Насос системы охлаждения расположен перед блоком цилиндров.

Как легко и просто проверить помпу на двигателе автомобиля (пошаговая инструкция)

Почему ломается помпа на автомобиле

Что такое помпа и почему она может сломаться? Этот вопрос задают многие начинающие автовладельцы на тематических форумах в сети. Так называется насос, который создаёт циркуляцию охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя. Иными словами, от насоса зависит охлаждение мотора во время эксплуатации — если помпа вдруг выйдет из строя, то антифриз просто перестанет циркулировать по системе, как итог: перегрев ДВС.

Как легко и просто проверить помпу на двигателе автомобиля (пошаговая инструкция)

Сама по себе деталь является очень простым устройством, поэтому и ломается крайне редко. Если владелец надлежащим образом следит за своей машиной и своевременно проходит все необходимые процедуры и ТО, то вероятность поломки сводится к нулю. Однако заботливый автовладелец — это редкость. Поэтому помпа без ухода и контроля её состояния в один «прекрасный» день может сломаться и перестать прогонять антифриз по системе охлаждения.

Причин выхода из строя всего три:

  1. Выработка ресурса (сильный износ узлов, в том числе физическое старение сальника).
  2. Изначальный брак (низкое качество изделия по вине производителя).
  3. Замена детали или её ремонт, выполненный с пренебрежением или некачественно.

Как проверить помпу, не снимая с двигателя- пошаговая инструкция

Проверку помпы может выполнить каждый водитель, который знает, что это за механизм и где он расположен. Чтобы убедиться в неисправности насоса делают следующее:

  • разогревают двигатель до рабочей температуры;
  • не останавливая мотор, пробуют рукой наличие пульсирующих толчков в патрубке, который соединяет помпу с радиатором – при отсутствии таковых продолжают диагностику (с увеличением оборотов пульсация должна учащаться);
  • останавливают мотор, осматривают водяной насос на наличие подтёков или отложений серо-рыжего цвета по линиям прилегания корпуса помпы к блоку силового агрегата;
  • пробуют на жёсткость шестерню привода вала – она не должна иметь люфта, который появляется вследствие износа подшипника, а это непосредственно влияет на производительность насоса и работы всей системы охлаждения.

При обнаружении течей или налёта на корпусе подкачивающего узла помпу снимают и проверяют состояние крыльчатки. При выявлении неисправности подшипника, которое сопровождается характерным звуком во время работы двигателя – его заменяют. При проверке патрубка на наличие толчков нужно соблюдать меры безопасности и использовать рукавицы, чтобы не обжечься, поскольку температура антифриза в рабочем состоянии может достигать 90° С !

Система охлаждения двигателя должна своевременно отводить тепло от нагретых поверхностей головки и блока цилиндров. Замеченные неполадки в работе требуют срочного устранения. Эксплуатация двигателя с проблемной помпой может привести к более серьёзным последствиям, а возможно – к остановке агрегата, что потребует дорогостоящего ремонта. Диагностика работы водяного насоса без снятия с мотора позволит вовремя определить, а затем и устранить неисправность.

Признаки неисправности

Главное в работе системы охлаждения мотора — это её герметичность. Если система разгерметизировалась, то даже работоспособная помпа не сможет справиться с необходимостью циркуляции антифриза. Однако определить неисправность можно и без специальных приборов или исследований. Водителю достаточно внимательно следить за качеством работы двигателя и показаниями приборов на панели в салоне.

Посторонние шумы

В состав помпы входят две изнашивающиеся детали, от которых почти полностью и зависит её ресурс. Это сальник и подшипник. Износ сальника никак не проявляется на слух, зато подшипник при наличии выработки бесшумно работать не сможет. Звук может быть разным, это визг, гудение и постукивание, а иногда с хрустом. Поскольку вывести помпу из вращения затруднительно, то надо исключить все прочие подшипники со стороны ремней привода агрегатов, убедившись в их исправности, оставив под подозрением помпу.

Как легко и просто проверить помпу на двигателе автомобиля (пошаговая инструкция)

После чего изучить её состояние более детально. Вращение ротора насоса должно быть абсолютно плавным, без малейших признаков переката шариков подшипника или люфтов. А лучше сразу её поменять, особенно если узел уже много поработал. Замаскировать шум насоса могут натяжные и обводящие ролики ременного привода. Их тоже надо проверить, что значительно проще, поскольку при снятии ремня их легче раскрутить от руки и понять наличие износа.

Свист

Первый признак, который свидетельствует о поломке водяной детальки — это характерный свист. Звук образуется потому, что в системе охлаждения резко понижается давление жидкости из-за отсутствия постоянной циркуляции. Свист издаёт выработанный подшипник. Чтобы убедиться, что свистит действительно помпа, а не генератор или ГРМ, нужно ослабить натяжку ремня и проверить люфт, то есть покачать за шкиф насоса. Если свистящие звуки не прекращаются, значит, он вот-вот выйдет из строя. Единственный вариант — сразу её заменить на новую.

Люфт шкива

Бывают случаи, когда износ качественного подшипника происходит равномерно и шум не возникает. Такой насос ещё бы поработал, но образовавшийся люфт не позволяет нормально трудиться сальнику.

Как легко и просто проверить помпу на двигателе автомобиля (пошаговая инструкция)

Возникает опасность течи, которая неминуемо и проявится. Таким образом, радиальные или осевые зазоры в подшипниках, ощутимые при покачивании за шкив – сигнал к безотлагательной замене помпы в сборе. В ходе диагностике ремень надо снять, поскольку он очень плотно прижимает подшипник и маскирует имеющийся люфт.

Появление течи

Потерявший герметичность сальник никак не сможет удержать напор антифриза. Система охлаждения работает под избыточным давлением, что при нормальном сальнике играет положительную роль, поджимая его рабочие кромки. После критического износа поджимать там уже нечего, и антифриз под давлением начинает выходить наружу. Это заметно визуально.

Как легко и просто проверить помпу на двигателе автомобиля (пошаговая инструкция)

Затрудняет диагностику быстрое высыхание антифриза на горячем моторе. Но следы в виде характерного налёта остаются, в том числе и на приводном ремне. Когда течь значительна, то это уже трудно не заметить, уровень жидкости падает, ремень постоянно мокрый и не успевает высыхать, антифриз разбрасывается вращающимися деталями и даже стекает с нижней части кожуха. Дальше ездить нельзя, нужна немедленная замена. Иначе возможен износ и обрыв ремня с последующим серьёзным ремонтом двигателя.

Повышение температуры двигателя

Самый опасный симптом неисправности помпы. Он может означать, как уже описанные причины дефекта, так и относительно редко встречающийся третий – проблемы с крыльчаткой насоса. Непосредственно за перемешивание жидкости и создание её напора отвечает ряд изогнутых лопастей на валу ротора, образующих крыльчатку. Раньше она изготавливалась литьём из чугуна, поэтому её поломки были исключены. Разве что встречались редкие случаи смещения отливки с вала из-за нарушения технологии прессовой посадки её с нужным натягом.

Сейчас для изготовления крыльчаток применяется в основном пластмасса переменного качества.

Как легко и просто проверить помпу на двигателе автомобиля (пошаговая инструкция)

В условиях быстрого вращения в горячем антифризе на больших скоростях, порождающих кавитацию, лопасти могут начать разрушаться «облысевшая» крыльчатка ничего перемешивать уже не сможет, циркуляция жидкости нарушается, и температура двигателя начинает быстро возрастать. При этом радиатор будет относительно холодным, жидкость из него просто не попадёт к блоку и головке. Очень опасный режим, двигатель надо немедленно выключить и заняться поиском проблемы.

Те же симптомы могут образоваться и при неповреждённой крыльчатке, но для этого потребуется значительная утечка жидкости, образование воздушных пробок и полное пропадание уровня в расширительном бачке. Это достаточно легко заметить при проверке.

Как устранить неисправности

Вплоть до конца прошлого века помпы на многих машинах можно было отремонтировать. Узел снимался и распрессовывался на отдельные детали, после чего обычно заменяли подшипник и сальник. Сейчас уже никто этим не занимается. В настоящее время ремкомплект помпы представляет собой часть корпуса с сальником, подшипником, валом, шкивом и прилагаемую прокладку. Как правило, один и тот же типоразмер с известным из каталога заводским номером изготавливается множеством фирм.

Ремкомплект помпы

Качество здесь прямо зависит от цены. Не стоит надеяться, что деталь неизвестного производителя сможет обеспечить приемлемый ресурс. Стоит остановиться на фирмах, специализирующихся на многолетних поставках проверенных насосов. В том числе и на конвейеры автопроизводителей. Замена помпы не представляет особых сложностей. Поэтому обычно её меняют в составе комплекта ремня ГРМ. Существуют наборы от одного и того же производителя, как с включением насоса, так и без него.

Покупка такого набора наиболее целесообразна, поскольку солидная фирма не станет комплектовать ремень и ролики некачественной помпой, а при комплексной замене цена работ значительно ниже, поскольку большинство сборочно-разборочных операций совпадают, останется только слить часть антифриза и отвернуть крепёж насоса. Новая деталь ставится с имеющейся в ремкомплекте прокладкой, после чего уровень охлаждающей жидкости доводится до нормы.

Долгий срок службы деталей обеспечится правильной натяжкой приводного ремня, исключающей перегруз подшипников. Обычно применяется динамометрический ключ, который позволяет избежать ошибок при регулировке. Надо только выставить нужное усилие в соответствии с инструкцией.

Срок службы водяной помпы

Помпа считается расходным материалом, который следует заменить с периодичностью 60 тысяч пробега либо 3-4 года работы. Это по рекомендациям производителей. Специалисты рекомендуют менять насос каждую вторую замену ремня газораспределения. На сроки работы влияет качественный антифриз, его своевременные смены, согласно предписанию и недопущение смешивания разных по составу ОЖ. Протечка сальника на насосе, означает необходимость ремонта.

Проверка, замена и основные неисправности водяной помпы

Что лучше, менять помпу или ремонтировать

Водяной насос системы охлаждения

Обратите внимание, если внешние признаки неполадок водяного насоса отсутствуют, но помпа при этом давно не менялась или использовалась некачественная ОЖ, тогда необходим осмотр устройства изнутри. Дело в том, что лопасти насоса могут быть выполнены из металла. В результате на лопастях образуется коррозия. Также лопасти могут быть изготовлены из пластика или других материалов, что приводит к их механической поломке.

Что касается ремонта помпы, осуществлять данную процедуру можно, но крайне нецелесообразно по причине доступной стоимости данного узла для большинства автомобилей отечественного и иностранного производства. Также не рекомендуется ремонтировать насос системы охлаждения на машинах, где он приводится в действие ремнем ГРМ, так как отремонтированная деталь может оказаться менее надежной по сравнению с новой помпой.

После всех проверок, ремонта или приобретения новой помпы нужно установить насос обратно. Особой аккуратности потребует установка прокладки, а также затяжка крепежных болтов. Для большей надежности и страховки от течей некоторые мастера используют герметики. Отметим, что такой способ не всегда подходит, так как наличие герметика не позволит в дальнейшем ослабить крепление помпы для монтажа ремня ГРМ на некоторых автомобилях при его замене без замены помпы.

Также нужно соблюдать рекомендуемый момент затяжки крепежных болтов помпы. Это необходимо для того, чтобы не повредить резьбу и не передавить прокладку. Завершением всех работ считается заливка антифриза. Если использовался герметик, тогда нужно выдержать до заправки ОЖ в систему пару часов, чтобы герметик успел высохнуть. Далее из системы охлаждения удаляются воздушные пробки, жидкость доливается по уровню. Через некоторое время после запуска и прогрева ДВС до рабочих температур следует осмотреть посадочное место помпы на предмет возможных течей.

Замена помпы своими руками на автомобилях ВАЗ

Как уже было сказано выше, процедура замены на разных моделях автомобилей будет выглядеть по-разному. Это связано с расположением узла в подкапотном пространстве и конструкцией самого автомобиля. Проще всего выполнить замену на автомобилях производства ВАЗ.

Стандартный набор инструмента

Порядок замены выглядит следующим образом:

Видео: как заменить водяной насос на ВАЗе

Демонтаж и монтаж изделия на автомобилях ВАЗ занимают около часа. На автомобилях других марок работа может занять больше времени из-за того, чтобы придётся откручивать подушки двигателя.

Последовательность замены помпы на примере «Пежо 307»

Машина загоняется на смотровую яму, колёса фиксируются башмаками. Переднее правое колесо поднимается домкратом и снимается торцовым ключом.

Проверка, замена и основные неисправности водяной помпы

Через сливное отверстие под радиатором старый антифриз сливается в подставленную ёмкость (это может быть как десятилитровое ведро, так и обыкновенный таз).Следующий этап — снятие ремня ГРМ для получения доступа к помпе. Рядом со шкивом распределительного вала есть фиксатор ремня и болт натяжителя ремня ГРМ. Рожковым ключом на 10 ослабляется вначале фиксатор, а потом — болт натяжителя.

Проверка, замена и основные неисправности водяной помпы

Для ослабления ремня ГРМ на «Пежо 307» требуется ослабить натяжительный ролик.После ослабления этих болтов натяжение ремня ГРМ тоже ослабнет и его можно будет снять вручную.

Проверка, замена и основные неисправности водяной помпы

Ослабленный ремень ГРМ на «Пежо 307» можно снять вручную.Открывается доступ к помпе. Она держится на пяти болтах на 12, которые легко выкручиваются обычным рожковым ключом.

Проверка, замена и основные неисправности водяной помпы

Доступ к водяной помпе «Пежо 307» открыт, можно снимать.Помпа извлекается, на её место ставится новая и система охлаждения собирается в обратном порядке.

Езда при неисправной помпе

Ездить с неисправной помпой нельзя. Если водитель не хочет заниматься капитальным ремонтом своего автомобиля (причём далеко не факт, что этот ремонт будет удачным), то единственный способ перемещения для него — взять неисправный автомобиль на буксир и без запуска двигателя доставить его в ближайший сервисный центр или в гараж для ремонта.

Проверка, замена и основные неисправности водяной помпы

Итак, водяная помпа является очень важным агрегатом, шутить с которым категорически не рекомендуется. К счастью, на большинстве автомобилей помпу можно заменить своими руками, причём справиться с этой задачей под силу даже начинающему водителю. Возможно, у новичка на это уйдёт больше времени, чем у профессионала. Но при этом он получит бесценный опыт и сэкономит деньги.

Нужно ли менять охлаждающую жидкость при замене помпы

Если коротко — да, меняя помпу, надо сменить и охлаждающую жидкость. Есть две причины, по которым это следует сделать:

  • прежде всего, на подавляющем большинстве автомобилей смена помпы попросту невозможна без полного слива антифриза;
  • водяная помпа очень требовательна к чистоте антифриза. Именно по этой причине категорически не рекомендуется заливать обратно ранее слитую охлаждающую жидкость. Даже если ёмкость, в которую сливали антифриз, кажется чистой.

При замене помпы необходимо заменить и антифриз в системе охлаждения, причём антифриз должен быть качественным.Здесь же следует отметить, что заливать в автомобиль нужно не только новую, но и самую качественную охлаждающую жидкость. Ведь как уже говорилось выше, подавляющее большинство всех проблем с помпами — от плохого антифриза. Именно по этой причине экономия на антифризе категорически неприемлема, потому что она может однажды стать причиной капитального ремонта всего двигателя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *