Габариты и дхо в чем разница
Перейти к содержимому

Габариты и дхо в чем разница

  • автор:

Правила использования световых приборов автомобиля

Правила использования фар и фонарей

В этой статье будут рассмотрены правила дорожного движения, относящиеся к использованию фар и фонарей автомобиля в различных дорожных ситуациях.

Световые приборы предназначены как для освещения дороги впереди автомобиля (чтобы избежать столкновения с препятствием), так и для обозначения самого автомобиля (чтобы избежать наезда других транспортных средств).

К сожалению, многие водители не знают правил использования фар и фонарей, поэтому не используют все предоставленные им возможности.

Внешние световые приборы автомобиля

В начале этой статьи несколько слов о том, какие внешние световые приборы могут быть у автомобиля. Данная информация в первую очередь предназначена для тех, кто обучается в автошколе и пока не понимает, для чего предназначены те или иные фары или фонари.

Примечание. Тема «световые приборы» является одной из самых сложных в автошколе, т.к. кандидату в водители, который еще ни разу не сидел за рулем, сложно запомнить похожие названия световых приборов и правила их применения.

Габаритные огни

Габариты — это небольшие световые приборы, расположенные примерно по углам автомобиля (всего 4 штуки). Светят они не очень ярко и в первую очередь предназначены для того, чтобы водители других автомобилей могли в темноте понять, где начинается и заканчивается Ваша машина.

Как правило, автомобиль сконструирован таким образом, что при включении ближнего или дальнего света фар габариты включаются автоматически. То есть ближний свет без габаритных огней не работает.

Дневные ходовые огни

ДХО — световые приборы в передней части автомобиля (2 штуки), которые светят довольно ярко. Они предназначены для улучшения видимости автомобиля спереди в светлое время суток.

Дневные ходовые огни не следует использовать ночью, т.к. в темное время суток они могут ослепить встречных водителей за счет большой яркости. При этом дорогу они не освещают.

В 2022 году большинство автомобилей оборудуются дневными ходовыми огнями, однако на машинах, выпущенных до 2010 года, встретить такие огни можно довольно редко.

Ближний и дальний свет фар

Ближний (2 лампочки) и дальний (2 лампочки) свет фар — это основные световые приборы, которые предназначены для освещения дороги перед автомобилем.

При этом ближний свет освещает участок непосредственно перед автомобилем, а дальний — более отдаленный участок. Ближний свет имеет смысл использовать на небольших скоростях, дальний — на более высоких.

Противотуманные фары

ПТФ — 2 фары в переднем бампере автомобиля, предназначенные для освещения дороги в условиях плохой видимости.

В 2022 году противотуманные фары не являются обязательными, поэтому они устанавливаются не во всех комплектациях автомобилей. То есть в автомобиле может и не быть ПТФ.

Противотуманный фонарь

Противотуманный фонарь — фонарь красного цвета в задней части автомобиля, предназначенный для улучшения видимости автомобиля в условиях недостаточной видимости. Этот световой прибор очень яркий и при хорошей погоде он может слепить водителей едущих сзади автомобилей.

Этот фонарь обязательно устанавливается на всех автомобилях.

Движение в светлое время суток

При хорошей видимости

При движении в светлое время суток на автомобиле должен быть включен один из следующих световых приборов:

  • ближний свет;
  • дневные ходовые огни;
  • противотуманные фары;

Если на автомобиле есть все перечисленные приборы, то имеет смысл воспользоваться ДХО. Эти огни ярче и потребляют меньше электричества.

При движении также могут быть включены:

  • габаритные огни.
  • противотуманный фонарь.

При недостаточной видимости

Должен использоваться один из следующих световых приборов:

  • фары ближнего света;
  • фары дальнего света.

При этом дальний свет не может использоваться:

  • в населенных пунктах на освещенных дорогах;
  • при встречном разъезде транспортных средств;
  • при ослеплении водителей попутных или встречных автомобилей.

Дополнительно на автомобиле могут быть включены:

  • противотуманные фары;
  • противотуманный фонарь;
  • габаритные огни;
  • дневные ходовые огни.

Примечание. Задний противотуманный фонарь как раз предназначен для использования в условиях недостаточной видимости, однако на практике его используют не более 10 процентов водителей. Остальные, судя по всему, не знают соответствующих правил.

Движение в темное время суток

Должен использоваться один из следующих световых приборов:

  • фары ближнего света;
  • фары дальнего света.

При этом дальний свет не может использоваться:

  • в населенных пунктах на освещенных дорогах;
  • при встречном разъезде транспортных средств;
  • при ослеплении водителей попутных или встречных автомобилей.

Дополнительно можно использовать:

  • противотуманные фары;
  • противотуманный фонарь (только при недостаточной видимости);
  • габаритные огни.

Движение в тоннеле

При движении в тоннеле независимо от наличия освещения должен быть включен один из следующих световых приборов:

  • фары ближнего света;
  • фары дальнего света.

Дополнительно могут быть включены:

  • габаритные огни;
  • противотуманные фары;
  • дневные ходовые огни.
  • задний противотуманный фонарь (кроме условий недостаточной видимости).

Остановка и стоянка автомобиля

В темное время суток на неосвещенной дороге

Должны быть включены:

  • габаритные огни.
  • противотуманный фонарь.

Прочие световые приборы можно использовать.

При недостаточной видимости (в темное или светлое время суток)

Должны быть включены:

  • габаритные огни.

Прочие световые приборы, в том числе задний противотуманный фонарь, могут быть использованы.

Правила использования световых приборов

Выше подробно рассмотрены правила использования фар и фонарей в различных ситуациях, однако запомнить их не так-то и просто. Поэтому рассмотрим их в более компактном виде.

  • использовать задний противотуманный фонарь при хорошей видимости;
  • использовать дальний свет в населенных пунктах на освещенных дорогах, при встречном разъезде, при ослеплении попутных или встречных водителей;
  • не использовать ближний или дальний свет ночью, при недостаточной видимости, в тоннеле;
  • не использовать ДХО, ближний свет или ПТФ днем;
  • не использовать габариты при стоянке в условиях недостаточной видимости или на неосвещенном участке дороги ночью.

Все остальные варианты и комбинации световых приборов нарушением не являются.

В заключение напомню, что штрафы за неправильное использование световых приборов рассмотрены в рамках отдельной статьи:

Зачем нужны габаритные огни в автомобиле и какие к ним основные требования

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Грузовой автомобиль с включенными габаритными огнями/ Фото: avtotachki.com

Название «габаритные огни» отражает их предназначение – указывать на размеры или габариты машины, которую другие водители в темноте смогут различить и избежать случайного столкновения. Когда в 70-х годах прошлого века в США были впервые введены габаритные огни, то этот шаг позволил сократить в два раза количество ДТП на дорогах.

1. Когда применять габаритные огни

Сферы применения габаритных огней/ Фото: avtotachki.com

С предназначением габаритов мы разобрались, а в каких ситуациях и как их нужно правильно применять, что об этом говорят ПДД?

Габаритные огни называют еще парковочными или стояночными. Они в обязательном порядке включаются, когда автомобиль вынужден остановиться на неосвещенной дороге в темное время или, когда водитель паркуется. Но не только в этих случаях.

Габариты включаются и тогда, когда движение происходит в темное время, или когда из-за погодных условий на дороге плохая видимость. В этом случае вместе с ними можно включать и фары ближнего света, противотуманки и противотуманный фонарь, который размещен на задней части автомобиля.

2. Габаритные и дневные ходовые огни: в чем отличие

Дневные ходовые огни Lada/ Фото: ru.wikipedia.org

Правила дорожного движения предписывают включать в дневное время ДХО – дневные ходовые огни. Их начали массово внедрять в конструкцию автомобилей с 2010 года, а вот машины более старых выпусков их не имеют.

Эти яркие фары расположены впереди кузова, и их цель – обозначить видимость автомобиля в дневное время, при их работе можно не включать ближний свет. Для освещения дороги они не применяются, и в ночное время их включать нельзя. Отличие габаритных и дневных ходовых огней состоит в применении в разное время суток: ночью и вечером включаем габариты, днем – ДХО.

Разные виды автомобильных огней/ Фото: prosvetodiod.ru

Иногда водители не улавливают разницы и включают габариты днем вместо ДХО, однако это считается нарушением – из-за своей сильной яркости они могут слепить встречных водителей. Особенно такая замена характерна для владельцев более ранних моделей автомобилей, на которых еще не устанавливались дневные ходовые огни.

Водители считают, что могут вместо ДХО днем включить габариты, и этого будет достаточно. Только габариты имеют очень слабое свечение, их невозможно будет увидеть в солнечный день, поэтому функцию визуального выделения автомобиля на дороге они выполнять не могут. Если быть точнее, то габариты днем включать можно, но в сочетании с одним из видов освещения – фарами ближнего света, ДХО или противотуманными.

3. Требования к габаритным огням

Расположение габаритных огней/ Фото: 1gai.ru

Основное требование – габариты должны работать в полностью исправном состоянии. Если они неисправны, то водитель нарушает ПДД и может подвергнуться штрафным санкциям. Кроме этого, он рискует собственной безопасностью и безопасностью других участников движения.

Включаются габаритные огни поворотом рычажка в передней панели. Они, как правило, совмещаются со стоп-сигналами и загораются при нажатии на тормоз. Конструкция габаритов может содержать линзу Френеля без отражателя, при этом свет попадает на линзу. Другая конструкция содержит рефлектор – рассеиватель света и отражатель. Также может быть комбинация первых двух вариантов, включающая те и другие элементы.

Требования к габаритам касаются, в частности, их цвета. Передние габаритные огни находятся с двух сторон на передней части кузова автомобиля, в машинах старых выпусков и на грузовиках габариты размещают на крылья. Передник габариты должны иметь только белое свечение. Задние габаритные огни размещены в тыльной части автомобиля и могут быть включены в блок задних фар. Задние габариты должны иметь только красный цвет.

Боковые «габариты»/ Фото: avtotachki.com

На крупном транспорте – автобусы, грузовики, – габариты размещены как снизу, так и сверху, на боковых сторонах, чтобы контур и размер транспортных средств были обозначены и видимы в темноте. Боковые габариты допускается иметь синего цвета.

В приборы габаритов ставят галогенные лампочки либо светодиоды. Они не могут в задних габаритах быть ярче, чем стоп-сигналы или поворотники. Светодиодные блоки использовать предпочтительнее, так как они потребляют меньшее количество электричества, при этом имеют внушительный срок службы – могут работать до 100 тыс. часов. Габариты на современных автомобилях включаются автоматически, когда зажигаются фары ближнего света.

4. Грозит ли штраф за неправильное использование габаритов

Задние габаритные огни/ Фото: avtozam.com

Если водитель будет нарушать требования, предъявляемые к применению всех световых приборов своего автомобиля, в том числе и габаритов, то его может настигнуть наказание в виде административного штрафа в размере 500 рублей, или инспектор ГИБДД ограничится лишь предупреждением.

Нарушения – включение габаритов днем вместо ДХО, не включение при стоянке на темной дороге или парковке. Если не горит только один из габаритных огней, или он загрязнен – это тоже может считаться нарушением.

Если у водителя изменен цвет габаритов – передние имеют другой цвет, кроме белого, а задние – другой, кроме красного, то это тоже нарушение правил использования световых приборов, поэтому будет вызывать справедливое недовольство ГИБДД и последующий штраф.

Наряду с особенностями использования габаритных огней, водители должны знать о том, какой привод лучше – передний или задний .

Можно ли днем ездить с габаритными огнями вместо ближнего света?

Первым делом обратимся к главному дорожному закону — Правилам дорожного движения. Так вот, пункт 19.5 гласит: «В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни». При этом Правилами однозначно допускается одна возможность замены ближнего света — пункт 19.4. разрешает использовать противотуманные фары вместо ближнего света фар.

Таким образом, у вас днем должны гореть спереди либо фары ближнего света, либо противотуманки, либо дневные ходовые огни. Никакого упоминания о том, что габаритных огней днем достаточно, в ПДД нет.

Как отличить габаритные огни от ДХО?

Предположим, вы покупаете автомобиль, новый или подержанный, и хотите определить, есть ли у него ДХО. Ходовые огни принципиально отличаются от обычных габаритных огней как большей яркостью, так и режимом работы. Даже если орган управления светотехникой автомобиля стоит в положении «ВЫКЛ», при запуске двигателя ДХО загораются сами, а при включении фар либо снижают яркость, либо выключаются вовсе.

Свет и закон

Хотя Правила все расставили по своим местам, многие автолюбители стараются доработать свои старые автомобили, у которых еще нет штатных ДХО. В чем же причина? Дело в том, что необходимость целый день жечь лампы ближнего света может привести к тому, что вы гораздо скорее (особенно в случае, если источники света у вас галогеновые) останетесь с одной функционирующей фарой. А тогда любой инспектор на дороге ночью может остановить такую одноглазую машину, оштрафовать водителя, да еще и запретить дальнейшее движение. И ведь будет прав! Согласно п 2.3.1, «запрещается движение при негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости».

Иными словами — или учитесь менять лампу в фаре в темноте, под снегом, в мороз, причем быстро, как собирать автомат Калашникова, или же берегите лампы ближнего света фар. Поэтому днем советую ездить с противотуманками или ДХО. Установку последних владелец может произвести самостоятельно или в автосервисе, но при этом надо соблюсти требования к размещению и яркости таких огней.

Как делать нельзя:

  • Установка в бесцветные указатели поворота светодиодных ламп, которые ярко горят белым светом, во время движения, пока не включен указатель поворота. Тогда они начинают мигать оранжевым светом. Ввиду использования светодиодов затея может провалиться при встрече с дотошным инспектором.
  • Использование электронного блока, который при пуске двигателя включает лампы дальнего света (или спирали дальнего света в комбинированных лампах) с пониженной (40–70 % от номинала) яркостью. Фары располагаются выше противотуманок, а потому видны лучше. Сотрудники ДПС вряд ли отличат их от просто горящих фар ближнего света, особенно, если применены двухнитевые лампы типа Н4. А ослеплять встречных водителей они не должны из-за пониженной яркости. И, естественно, как только вы включаете ближний свет фар, все вышеописанные функции должны отключаться.
  • Установка вместо «габариток» (слабеньких лампочек накаливания) мощных светодиодных ламп. Тогда достаточно включить «габариты», и все проблемы решены? Не совсем так! Во-первых, могут быть проблемы с ГИБДД, а во-вторых, при таком режиме использования в машине будет гореть достаточно много ламп на панели приборов и на задней части автомобиля. И, напоминаю, сзади будут гореть и перегорать габаритные огни, за которые инспектор может устроить вам ночлег в чистом поле, если лампа не горит, а вы не умеете ее менять.

Очень советую (если только у вас не установлена система автоматического включения света днем): каким-либо способом обозначайте свою машину, потому что окружающие водители и пешеходы уже привыкли, что автомобиль на дороге достаточно ярко обозначен при помощи световых приборов. А потому транспорт с негорящей светотехникой воспринимается неким призраком, который могут и не заметить.

И еще. В туннелях не забывайте переключать ДХО на ближний свет. Неоднократно видел, как поленившихся делать это водителей на выезде из туннеля ожидал экипаж ДПС. И помните, что с включенными ДХО нельзя ездить круглосуточно, ведь с наступлением темноты ваш автомобиль станет призраком для тех, кто едет позади, — габаритные огни в фонарях ведь не горят. Да и света от самих ДХО в ночное время будет недостаточно, чтобы освещать путь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *