Как поменять втулку на велосипеде?
Втулка велосипеда – это достаточно простой механизм, который позволяет колесу вращаться практически без затруднений. Естественно, трение всё равно имеет место быть. Но качественная смазка даёт возможность им пренебречь (сопротивление встречных потоков воздуха оказывает на велосипедиста значительно большее влияние, чем трение в колёсной втулке). Те, кто планирует приобрести современный велосипед, часто раздумывают над тем, действительно ли стоит заказывать в качестве опции «втулки на промышленных подшипниках».
Магазин велозапчастей в Москве предоставляет по-настоящему широкий выбор компонентов для всех типов велосипедов (шоссейные, горные, гравийные и т.д.). Забегая вперёд можно сказать, что насыпные втулки (втулки с насыпными подшипниками) являются приоритетными. В крайнем случае в последующем их можно будет заменить на аналогичные, но уже построенные на промышленных подшипниках.
Как выполняется замена втулки?
- съёмник кассеты;
- ключ-хлыст;
- ключ для спиц.
Изначально необходимо получить доступ к втулке. Для этого придётся снять колесо с велосипеда, а затем демонтировать кассету (набор шестерней ценой передачи).
Естественно, чтобы вытащить втулку придётся сначала расспицевать колесо, а затем заспицевать уже с новой втулкой. Втулка на насыпных подшипниках отличается меньшим весом. В профессиональном велоспорте используются именно такие втулки.
Однако, обслуживать такие втулки сложно неподготовленному пользователю. Придётся вытаскивать шарики из втулки, очищать их, заново смазывать и упаковывать обратной во втулку. Сложность в том, что нельзя перетянуть крышку втулки. Если случится перетяжка, трение будет повышено – колесо начнёт тормозить само собой. Если недотянуть – возникнет люфт.
Преимущества втулок на промышленных подшипниках
На профильных форумах часто можно встретить совет, дескать, увеличить накат (а следовательно и среднюю скорость велосипеда) можно посредством установки втулок на промышленных подшипниках.
Это ложь. Как уже было сказано выше, трение в подшипниках втулки абсолютно ничтожно. Гораздо больше мощности при педалировании теряется на несмазанной цепи, к примеру.
Но стоит отметить, что промышленные подшипники обладают огромным ресурсом – 20 000 км минимум. Даже в случае выхода из строя заменить их очень просто. Проблемы с перетяжкой или люфтом здесь конструктивно невозможны.
Втулки стабилизатора: для чего нужны, когда и как менять
Втулки стабилизаторов поперечной устойчивости — не самая сложная по конструкции деталь. Что не мешает таким «подушкам» или, как их еще фамильярно называют, «резинкам» напрямую влиять на управляемость автомобиля.
Что укажет на износ втулок стабилизатора? Легко ли их поменять своими силами?
Что такое втулки стабилизатора
Втулки стабилизатора — это пара упругих U-образных элементов, которые вместе с удерживающими их хомутами крепят к подрамнику или кузову центральную часть стабилизатора поперечной устойчивости (СПУ). При этом концы стабилизатора, изготовленного из пружинной стали, напрямую или с помощью двух стоек соединены с компонентами подвески. Втулки позволяют СПУ скручиваться при прохождении поворотов. Возникающий в такой ситуации упругий момент ограничивает взаимное перемещение по вертикали колес одной оси, что ведет к уменьшению кренов автомобиля и снижает риск переворота. Сегодня СПУ устанавливаются на передней (а нередко и на задней) оси автомобилей.
Когда менять втулки стабилизатора
Универсального регламента замены втулок стабилизатора не существует. Здесь многое зависит от условий эксплуатации и манеры вождения. Втулки способны отходить более десятка лет, но их можно прикончить и за два-три года на пробеге в 25–30 тыс. км.
Одно неоспоримо: со временем втулки стабилизатора изнашиваются или деформируются вследствие сильного удара, и возникающий люфт снижает, а то и сводит на нет эффективность действия стабилизаторов. На износ/повреждение втулок стабилизатора укажут следующие симптомы:
- Скрипы, стуки в подвеске при проезде неровностей и в поворотах.
- Увеличение кренов в поворотах.
- Нестабильность поведения автомобиля в поворотах и на разгоне.
- Возросшее усилие на руле в поворотах.
- Биение руля.
Однако не все так просто. Похожая картина наблюдается и при возникновении целого ряда других неисправностей в ходовой части автомобиля. Прояснить ситуацию поможет доступный каждому тест. Если при проезде по диагонали «лежачего полицейского» на скорости порядка 20 км/ч водитель почувствует глухой стук в области педального узла, то это значит, что надо проверить состояние втулок стабилизатора на смотровой яме, подъемнике или эстакаде. Однозначно на необходимость замены втулок СПУ укажут:
- Трещины, надрывы в теле втулки.
- Люфт СПУ, скрипы, которые выявляются при покачивании стабилизатора ломиком-монтажкой.
Стоит отметить, что втулки передних СПУ изнашиваются быстрее, чем задних, поскольку в поворотах бóльшая нагрузка приходится на управляемые колеса.
Как менять втулки стабилизатора
Железное правило действует в случае с упругими втулками стабилизатора: их меняют всегда парами, чтобы исключить ускоренный износ вновь установленных. А вот при выборе материала втулок уже возможны варианты:
- Классический. Втулки из вулканизированной резины проверены временем и недороги. Различия в цене объясняются не только геометрическими размерами втулок, но также степенью износостойкости выбранного состава и нюансами технологии изготовления. Так, ряд моделей комплектуются втулками с тканевым уплотнителем на внутренней кольцевой поверхности, непосредственно контактирующей с СПУ. Самый серьезный недостаток резиновых втулок — утрата эластичности при сильных морозах, что усиливает износ элемента.
- Нестандартный. Устойчивые к резким перепадам температур и воздействию химически активных веществ втулки из полиуретана имеют в своем активе долговечность, а в пассиве — чрезмерную жесткость, что затрудняет монтаж и снижает комфорт шасси.
Сама процедура замены втулок стабилизатора теоретически достаточно проста, хотя необходимо учитывать нюансы конструкции конкретной модели (например, расположение топливных магистралей рядом с хомутами крепления втулок СПУ). В каких-то случаях желательно вооружиться специнструментом и держать наготове гидравлическую стойку, баллончик WD-40 для борьбы с закисшими болтами, а на крайний случай — болгарку. Работы проще выполнять на подъемнике (на смотровой яме автомобиль придется поддомкрачивать с двух сторон).
Сам алгоритм действий выглядит так:
- Поднять автомобиль на подъемнике.
- Демонтировать колеса, а при необходимости подкрылки и защиту тех или иных элементов конструкции, мешающую доступу к втулкам СПУ.
- При наличии стоек СПУ открутить гайки, которыми они крепятся собственно к стержню стабилизатора, и разъединить эти детали.
- Выкрутить болты, фиксирующие хомуты втулок, снять их.
- Снять втулки с СПУ.
- Очистить СПУ от грязи.
- Болты хомутов втулок СПУ обработать WD-40.
- Установить новые втулки и закрепить их хомутами. Для плотного прилегания хомутов к еще не приработавшимся втулкам последние можно обработать графитовой или медной смазкой.
- Гайки, соединяющие СПУ с его стойками (при наличии), полностью закрутить, когда автомобиль будет снят с подъемника.
Имеется в этой операции и пункт раздора. Кто-то считает, что перед установкой новых втулок, особенно полиуретановых, их внутреннюю поверхность следует смазать консистентной смазкой для уменьшения вероятности появления скрипов. Кто-то убежден, что смазка снизит эффективность работы стабилизаторов поперечной устойчивости, а прилипающие к ней песчинки ускорят износ втулок.
Стоит ли самому заниматься заменой втулок стабилизатора? Вот мнение опытного человека:
Устройство, разборка и ремонт задней и передней втулки
На первый взгляд может показаться, что задняя и передняя втулки велосипеда имеют сложное устройство, а произвести их ремонт и обслуживание самому в домашних условиях — не простая задача. Но это не совсем так. Конечно же, есть некоторые отличия в конструкции, но большинство из них одинаковы. Поэтому в данной статье мы затронем такие темы как: разновидности и устройство втулок колес велосипеда, их разборку/сборку, ремонт и обслуживание, а также рассмотрим чем, как и с какой периодичностью их следует смазывать. Мы постараемся изложить материал максимально кратко в виде подробной инструкции, а в некоторых моментах добавим видео для наглядности разборки втулки.
Разновидности и устройство втулок велосипеда
В данный момент на рынке велозапчастей встречается несколько разновидностей втулок колес велосипеда: со свободным ходом, без свободного хода (применяется на fix-байках), а также со встроенным ножным тормозом, со встроенной динамо-машиной, и так называемые планетарные втулки. В конструкциях со свободным ходом могут применяться два типа подшипников: типа конус-чашка (в основном от производителя Shimano) и промышленные подшипники. Так как втулки со свободным ходом и со встроенным тормозным механизмом являются наиболее популярными, ниже мы рассмотрим их конструкцию.
Конструкция втулок с подшипниками «конус-чашка» (насыпными)
Этот тип втулок является одним из самых распространенных по сравнению с остальными и зачастую используется на шоссейных, горных, дорожных и других видах железных коней. Он может применяться как на самых бюджетных велосипедах, так и на профессиональных байках. Приверженцем такой конструкции является фирма Shimano, которая занимается производством исключительно втулок с насыпными подшипниками (ну и планетарных втулок). По их словам конус имеет преимущество перед втулкой на промподшипниках, а именно – лучший накат. Так это или нет сказать сложно, но это и не цель данной статьи. Далее рассмотрим конструкцию типичной втулки с конусами.
Как мы видим втулка с подшипниками типа «конус-чашка» состоит из: корпуса, оси, чашек, шариков, пыльников, конусных гаек, шайб, пыльников, контргаек (и барабана, если мы рассматриваем заднюю втулку).
Устройство втулки велосипеда на промподшипниках
Конструкция данного типа втулок очень схожа с предыдущей, за исключением использования промподшипников вместо насыпных шариков. Из-за этого у нее отсутствуют такие компоненты как шарики и конусные гайки, а подшипник представляет собой цельную конструкцию. К плюсам можно отнести простоту сборки и разборки, а также ненадобность настройки затяжки конусов. Данный тип втулок также может использоваться практически на всех разновидностях велосипедов.
Конструкция задней втулки с тормозным механизмом
Данную разновидность втулок устанавливают в основном на односкоростные городские велосипеды. Главной ее особенностью является тормоз, который установлен внутри ее корпуса и приводится в действие движением педалей назад. За счет этого она немного крупнее и тяжелее своих конкурентов. Ниже мы приведем картинку с конструкцией этой втулки.
Планетарные и динамовтулки
Планетарные втулки велосипеда очень похожи на маленькую КПП от автомобиля и имеют сложную конструкцию и плотную компоновку деталей. Внутри данной конструкции множество шестерней, при помощи которых осуществляется переключение скоростей. Сложные в ремонте и обслуживании. Часто могут использоваться на городских складных велосипедах.
Втулки с динамкой внутри корпуса представляют из себя, грубо говоря, маленький генератор от которого можно запитывать различные электроприборы велосипеда. Например, это могут быть осветительные фонари. В основном динамка располагается внутри передней втулки городского или дорожного велосипеда.
Обслуживание задней и передней втулки
Перед тем как преступить к разборке, давайте определимся, когда надо обслуживать втулки велосипеда. Прежде всего, стоит отметить, что обслуживание бывает периодическим и вынужденным.
Периодическое обслуживание
Подразумевает под собой профилактические мероприятия по чистке и смазке всех узлов втулки велосипеда во избежание выхода их из строя, тем самым уменьшая затраты на покупку новых запчастей и проблем с ремонтом. Многими веломастерами рекомендуется производить замену смазки подшипников втулки каждые 5000 км, но как показывает практика, очень много зависит от дорожного покрытия, по которому вы катаетесь и качества самой втулки (непосредственно конструкция пыльников). Поэтому необходимость обслуживания может возникнуть и раньше.
Вынужденное обслуживание
Если при езде или проверке вращения колеса велосипеда вы обнаружили люфты, посторонний шум и треск внутри втулки или же наблюдается затрудненное вращение колеса, то это может говорить о нескольких возможных причинах:
- Неверная затяжка конусов (в случае подшипника «конус-чашка»).
- Отсутствие смазки или ее сильное загрязнение.
- Выход из строя чашек, шаров или конуса втулки (в случае подшипника «конус-чашка»).
- Выход из строя промподшипников (в случае втулки на промах).
В данном случае следует как можно скорее произвести ремонт и обслуживание колеса. А что для этого нужно сделать мы рассмотрим ниже.
Как разобрать, смазать и собрать заднюю и переднюю втулку велосипеда
Разборку и замену смазки мы произведем на примере втулки с подшипниками «конус-чашка».
ВНИМАНИЕ: При разборке четко запоминайте последовательность демонтажа компонентов втулки и то, как они установлены. Также детали с левой стороны нельзя устанавливать на правую и наоборот. Последнее вызвано тем, что шарики, чашки и конуса притираются друг к другу и будут плохо подходить, если вы переместите их на другую сторону.
Разборка передней втулки
Для начала разберем/соберем переднюю втулку байка.
- Снимаем колесо с велосипеда, вынимаем эксцентрик из оси втулки и откручиваем ротор дисковых тормозов (если он есть естественно). Это необходимо во избежание попадания смазки на тормозной ротор и упрощения процедуры разборки.
- Снимаем пыльники с правой и левой стороны. Для этого аккуратно поддеваем их минусовой отверткой.
Разборка задней втулки
Далее мы рассмотрим, как разобрать и смазать заднюю втулку колеса велосипеда. В принципе, особой разницы от методики разборки передней нет (поэтому можете прочитать сначала ее, там есть моменты, которые мы не стали повторять в описании к задней), кроме нескольких мелких отличий.
- Снимаем колесо, эксцентрик и демонтируем ротор дисковых тормозов (в случае его наличия).
- Снимаем при помощи отвертки пыльник с левой стороны задней втулки. С правой стороны (там, где кассета) наружного пыльника нет.
Если вам по каким-либо причинам необходимо снять кассету, то это можно сделать буквально сразу при помощи специального инструмента.
Чем смазать подшипники задней и передней втулок
Для смазки подшипников передней и задней втулок велосипеда можно использовать любые густые типы смазок для подшипников в автомобилях. Например, неплохо подойдет Литол-24 или ЦИФТИМ-201,158. Конечно, никто не запрещает вам купить специализированные велосипедные смазки для подшипников, например, от компании Shimano, которые великолепно справляются со своими задачами. Но если честно, то особо разницы (кроме цены) я не заметил.
А вот то, чем нельзя смазывать подшипники втулок на велике: WD-40, моторные автомобильные масла, масла для швейных машинок, для смазки цепей велосипеда и прочие жидкие смазочные материалы.
Ремонт задней и передней втулки велосипеда
При выработке своего ресурса или преждевременной поломке таких деталей как: ось, конус, шарики подшипника, и чашки производится их замена на новые. И если с первыми в этом списке проблем особых нет, то вот с чашками не все так просто. Есть несколько заморочек. Во-первых, купить новые конкретно под определенную втулку вряд ли получится (разве что найти такую же б/у). Поэтому потребуются либо танцы с бубном и заказом чашки у токаря или же искать донора, выбивать их и вставлять в потерпевшего. Что не всегда получается. Есть еще один вариант. Выбить чашки из втулки колеса велосипеда и на их место поставить промподшипники. Но тут тоже нужно четко подобрать все по размерам и не все может пойти, так как хотелось. Так что в случае поломки чашек, скорее всего, потребуется купить новую втулку.
Хотелось бы заметить, что при замене шариков следует менять сразу все, а не по несколько штук.
При выходе из строя промподшипников, они также меняются без проблем на новые.
Ну а в остальном, вовремя производите очистку и смазку втулок, проверяйте их на люфты (в случае необходимости подтягивайте, как было описано выше) и втулки велосипеда прослужат вам очень долго.
Видео по теме
Заключение
Ознакомившись с данной статьей, вы узнали, как правильно разобрать и произвести ремонт задней и передней втулки велосипеда своими руками на примере картинок и видео. Какой можно подвести итог? В первую очередь следует периодически и своевременно проводить обслуживание: выполнять очистку и смазку, проверять на люфты и исправность. Помимо этого мы узнали, чем можно смазывать втулку, а чем нельзя, а также узнали ее устройство. Спасибо за внимание и удачи вам в ремонте!