Из чего состоит автомобильная антенна
Перейти к содержимому

Из чего состоит автомобильная антенна

  • автор:

Антенна для FM радио своими руками

Простейшая FM антенна, изготовленная своими руками, увеличивает мощность радиосигнала на 60-100%. Модернизация автомагнитол и радиоприемников позволяет избавиться от большого количества различных проблем, связанных с плохим качеством принимаемых устройством сигналов. Изготовить такую конструкцию чрезвычайно просто, и справиться с работой сможет даже человек, не обладающих внушительными познаниями в области радиотехники. В данной статье мы подробно расскажем о том, как сделать FM антенну своими руками.

фото 1

Особенности распространения радиоволн

фото 2

Перед тем как приступить к самостоятельному изготовлению антенны, следует понять основной принцип передачи сигналов в FM диапазоне (88-108МГц). К числу основных особенностей этого радиофизического процесса относятся:

  • получение качественного сигнала возможно только в случае, если транслирующая база (радиовышка, телевышка и пр.) находится в пределах видимости приемника;
  • принимающее устройство, находящееся на большом удалении от транслирующей базы, испытывает проблемы, связанные с качеством принимаемого сигнала в вечернее и ночное время суток;
  • на качество получаемого сигнала влияют различные погодные условия: ветер, дождь, снег, град и пр.

Увеличение чувствительности приемника, а также качества получаемого им сигнала, достигается посредством вертикальной установки антенны. Конструкция, сопряженная с устройством, попадает под диапазон распространения радиоволн, передаваемых транслирующими станциями. Результатом подобной модернизации становится исчезновение многих проблем, связанных с частыми помехами и низким качеством принимаемых прибором радиосигналов.

Причины затухания сигнала

Качество принимаемого радиосигнала – это переменная величина, зависящая от многих различных факторов. В связи с появлением преград, мешающих прохождению электромагнитных волн, сигнал подвергается процессу затухания. На величину затухания влияют:

  • расстояние, проходимое электромагнитными импульсами до улавливания приемником;
  • высокие показатели несущей частоты передатчика;
  • текущее состояние среды или материала, по которым осуществляется передача;
  • высокие показатели длины передаваемой волны;
  • присутствующие помехи, мешающие прохождению электромагнитных волн;
  • качество показателей регенерации и коррекции;
  • форма транслируемого сигнала.

Влияние оказывает и присутствие экранирующих материалов, огораживающих помещение с находящимся в нем приемником. К числу самых сильных экранов, препятствующих прохождению электромагнитных импульсов, относится металл, алюминий, профилированный лист, металлическая черепица и пр.

Необходимые запчасти и инструмент

Фото 3

Изготовление антенны, усиливающий сигнал, транслирующийся на FM частотах – это достаточно простое, интересное и слегка познавательное мероприятие, справиться с которым сможет даже мастер без соответствующего опыта.

Основные инструменты и материалы для работы:

  • керамические изоляторы и элементы для их соединения;
  • тонкая стальная проволока;
  • роликовые блоки – фиксаторы;
  • штекер;
  • рубильник на 2 позиции;
  • медная проволока с диаметром от 1,5 до 2 миллиметров.

Смастерить качественную антенну можно без лишних трат и экзотических, труднонаходимых материалов. Набор необходимых инструментов и деталей приобретается в любом специализированном магазине.

Варианты изготовления антенн

Антенна представляет собой небольшую радиотехническую конструкцию, использующуюся совместно с приемником, для увеличения качества получаемого устройством сигнала. К числу основных характеристик хорошей самодельной радиоантенны относятся:

  • высота – максимально допустимая;
  • линейная поляризация;
  • маленький показатель сопротивления;
  • возможность работы в FM диапазоне (88-108МГц);
  • условно-круговая диаграмма направления;
  • высочайший показатель коэффициента усиления;
  • приемлемая конфигурация, вес и габариты.

Обеспечить присутствие всех нужных характеристик могут конструкции различных типов.

Стержневая антенна своими руками

Стержневая радиоантенна – остронаправленная конструкция, позволяющая избавить приемник от проблем, связанных с классическим городским шумом и помехами. Изготовление такого оборудования не потребует от мастера специализированных навыков. Сделать штырь-антенну несколько труднее, по сравнению с классической антенной из фольги.

фото 6

фото 4

Стержневая FM автомобильная антенна, сделанная своими руками, состоит из проводника (небольшого металлического штыря или трубки), закрепленного на изоляторе, и нескольких противовесов. Диапазон принимаемых устройством волн устанавливается посредством определения длины самого проводника.

Обратите внимание: длина штыря равна одной четвертой части от длины принимаемой волны. Конструкция, выполненная в соответствии с этим правилом, представляет собой оптимальный вариант усилителя сигнала. Увеличение или уменьшение длины штыря самым негативным образом скажется на работоспособности антенны.

Антенна из фольги

Радиоантенна из фольги – чрезвычайно простая конструкция, позволяющая усиливать качество транслируемого радиосигнала для его последующей обработки приемником. Для того чтобы смастерить подобное оборудование своими руками, понадобятся следующие материалы и инструменты:

  • моток медной проволоки;
  • рулон фольги;
  • острый нож;
  • плоскогубцы;
  • сухая доска, вырезанная в форме квадрата со стороной 15см.

Несмотря на то, что схема антенны из фольги выглядит достаточно непросто, при первом же взгляде на подобное устройство становится понятно, что с его изготовлением справится даже неопытный мастер.

фото 7

фото 8

Используя острый нож или заточенные ножницы, отделите от фольги квадрат: 13см по внешнему краю, ширина полоски 1,5 см. В нижней части листа вырезается небольшой прямоугольник (около 3мм), который впоследствии используется для разгибания рамки.

Вырезанный лист фольгированной бумаги приклеивается к заранее подготовленной квадратной дощечке. Клеить нужно со сдвигом в правую сторону от центральной прорези (на 2,5мм). Через 2,5 см друг от друга к квадрату из фольгированной бумаги припаивается внутренний стержень и оплетка. Делать антенну для радио своими руками очень просто, справиться с такой работой можно без особого труда.

Обратите внимание: в некоторых случаях средством усиления слабого радиосигнала может стать штатная антенна, обмотанная небольшим количеством медной проволоки.

Свободный конец такой конструкции выводится в форточку.

FM антенна из коаксиального кабеля

Антенна из коаксиального кабеля – устройство, позволяющее использовать радиоприемник даже в условиях сильных и частых помех. Для изготовления конструкции понадобятся:

  • небольшая рейка из дерева;
  • коаксиальный телевизионный кабель – 1,5м;
  • пластиковая труба, длиной 1,5м и диаметром 2см.

фото 9

фото 10

Изготовить антенну для магнитолы своими руками очень просто. Сделайте надрез на изоляционном проводе телевизионного шнура. Снимите изоляцию с оплетки и разверните фольгированный экран к месту проделанного надреза. Закрепите подготовленную конструкцию внутри пластмассовой трубы, после чего зафиксируйте все с помощью рейки.

Проволочная антенна

Проволочная радиоантенна – еще одна простая конструкция, позволяющая модернизировать классический радиоприемник. Перед началом работы по самостоятельному изготовлению оборудования, обратите внимание на следующую формулу расчета длины волны: 300/Частота, МГц.

  1. Для радиостанций, транслирующих сигналы на FM, понадобится антенна длиной 2,7-3,4м. На основе приведенной информации можно попробовать собрать усилитель сигнала. Сначала подготовьте рамку, длина которой будет соотноситься как 1,01-1,02 к величине принимаемой волны.
  2. В том случае, если используемый вами материал обладает диаметром, превышающем показатель в 3мм, выбирайте пропорцию 1,01. Все стороны собираемого прямоугольника соотносятся друг к другу как 2,02 к 1.
  3. Собирая устройство, обратите внимание на диаграмму направленности – она должна иметь форму классической восьмерки. После сбора рамки, закрепите ее скотчем возле оконного проема, направив в сторону ближайшей транслирующей вышке.
  4. Выходные каналы рамки подключаются к приемнику при помощи экранированного кабеля (50-60Ом). На вход подключается центральная жила, а экран соединяется с общим кабелем.

фото 11

Усилитель на автомобильную антенну, собранный своими руками, обладает чрезвычайно высокими характеристиками. Это устройство избавит вас от всех проблем, связанных с некачественным сигналом.

Подключение и настройка

Процесс подключения и настройки играет немаловажную роль в процессе модернизации домашнего радиоприемника. Даже самая лучшая, собранная своими руками ФМ радиоантенна, попросту не будет работать в случае неправильно произведенного монтажа. Устанавливая конструкцию, обращайте внимание на следующие условия:

  • в работе используется только коаксиальный кабель;
  • внимательно следите за надежной спайкой контактов, выходов, входов и разъемов;
  • проверяйте плотность контакта центральной жилы и экрана с входной частью приемника;
  • обязательно заземлите конструкцию.

Антенна, монтаж которой произведен в соответствии со всеми правилами, поможет вам избавиться от всевозможных проблем, связанных со слабым сигналом и помехами в эфире.

Достоинства и недостатки

фото 12

Антенна для усиления качества поступающих FM радиоволн – это простейшее устройство, предназначенное для модернизации стандартного приемника. Задача по сбору такой конструкции не представляется сложной. Справиться с подобной работой сможет даже начинающий мастер, не обладающий внушительными познаниями в соответствующей области.

Тематическое видео

Автор данного тематического видеоролика подробно рассказывает о том, как собрать FM радиоантенну своими руками.

Владелец YouTube канала объясняет принцип работы конструкции, а также останавливается на всех значимых при ее изготовлении нюансах.

Как подключить антенну к автомагнитоле: инструкции по выбору, подключению, изготовлению своими руками

Активная антенна в транспортном средстве разрешает принимать бесперебойные радиосигналы, смотреть TV или работать с навигационными устройствами. При этом качество принимаемых сигналов напрямую зависит от того, насколько правильно была выбрана антенна к автомагнитоле. Чтобы подключить радиоантенну к магнитоле, следует ознакомиться с её устройством.

Выбираем радиоантенну для автомобиля

Антенна для автомагнитолы некоторым образом отличается от принимающих устройств для других типов оборудования. Конструктивно она представляет четвертьволновый вибратор, который оснащён разного рода дополнительными усиливающими элементами.

По своей сути эти элементы и сам вибратор являются линией для приёма сигнала. Однако в качестве заземления используется сам корпус автомобиля, что позволяет линии работать в бесперебойном порядке.

Выбор антенны для магнитолы автомобиля основывается на тех конкретных требованиях, которые вы выдвигаете. Для каких именно целей будет использоваться антенна? Когда она будет эксплуатироваться? Насколько часто вы будете её применять?

Разновидности антенн для автомагнитол

По своему назначению автомобильные антенны делятся на четыре вида:

  • принимающие телевизионные сигналы — эти антенны имеют расширенный спектр действия, водителю и его пассажирам будет доступен просмотр TV-каналов в пути;
  • принимающие данные со спутников — используются для настройки и использования навигационных систем;
  • автомобильные антенны связного действия — для переговоров в пути между водителями разных транспортных средств;
  • универсальные, сочетающие в себе характеристики всех вышеперечисленных видов антенн.

В зависимости от того, в каких целях будет использоваться устройство, необходимо подбирать и саму антенну.

Спутниковая антенна для авто

Спутниковая антенна для авто — скорее, роскошь, чем необходимость

Какую антенну выбрать: внешнюю или внутреннюю

На данный момент можно выделить всего два типа антенн для авто, которые различаются по месту размещения:

снаружи автомобиля — внешние. Установка такого типа антенны должна учитывать особенности конструкции корпуса авто, ведь от выбора места крепления во многом будет зависеть и качество принимаемых сигналов. В большинстве случаев в качестве внешних выступают штыревые и телескопические TV-антенны. Однако при их подключении может потребоваться дополнительное оборудование в виде усилителей;

с внутренней стороны автомобиля — внутренние. Традиционная для многих водителей антенна с GPS, которая фиксируется на лобовом стекле. Она уже имеет усилитель и подходит практически для всех моделей магнитол.

Сегодня самыми бюджетными можно считать антенны для приёма радиосигналов. Устройство такой антенны представляет собой простой усилитель, который сносно функционирует в любом месте как в городе, так и за его пределами. При покупке антенны, принимающей радиосигналы, особое внимание стоит уделить её диапазону. Чем больше рабочий диапазон, тем шире территориальное покрытие зоны сигнала.

Антенны, которые принимают TV-сигналы, будут стоить в несколько раз дороже. Более высокая стоимость объясняется их сложным строением и возможностью добиваться чёткого изображения на портативном телевизоре в салоне авто.

Более дорогие антенны принимают сигналы со спутников. Их основная задача — скорректировать маршрут автомобиля, поэтому даже малейшие неточности в работе должны быть исключены. Понятно, что спутниковые антенны для авто стоят дороже за счёт сложности конструкции и более качественной работы.

Если автомобиль оснащён сразу несколькими устройствами (радиомагнитола, телевизор, передатчик сигналов со спутника и т. п.), то нецелесообразно для каждого из них приобретать отдельную антенну. Достаточно установить универсальную, которая одинаково качественно будет ловить все сигналы и обеспечит бесперебойную работу имеющихся устройств.

Универсальная автоантенна

Универсальное принимающее устройство для автомобиля стоит недорого и обеспечивает бесперебойную работу нескольких устройств

Как различают радиоантенны по типу усиления

В зависимости от типа усиления антенны могут быть активными и пассивными. Разница в их работе выражается следующим образом:

  • пассивные антенны ловят уже имеющийся сигнал;
  • активные не только принимают сигнал, но и усиливают его качество.

Стоит отметить, что активные антенны предпочтительнее при поездках за город, так как позволяют слушать радио, смотреть телевизор или пользоваться навигатором без каких-либо ограничений.

Рабочие диапазоны антенн для авто

В магазинах предлагается большое количество разнообразных моделей всех видов антенн. Чтобы не ошибиться и купить действительно надёжную автомобильную антенну, необходимо выбирать устройства со следующими диапазонами работы:

  • радиовещание (частоты FM и AM от 70 до 108 МГц);
  • телевидение (частоты DVB — T, не превышающие 900 МГц);
  • навигация (частоты GPS около 400 МГц);
  • радиосвязь (частоты СВ около 27 МГц).

Существует мнение, будто внешняя автомобильная антенна принимает сигналы лучше внутренней. Однако внутренние антенны стоят гораздо дешевле, отсюда и их не самое лучшее качество. Но при использовании в черте города они вполне способны обеспечить водителю надлежащее качество сигнала.

Что нужно знать, чтобы подобрать правильный разъём

При выборе антенны стоит обратить внимание на её разъём. Скорее всего, разъём антенны без проблем подойдёт ко всем моделям автомагнитол, однако лучше подстраховаться. В момент покупки можно попросить продавца подключить антенну к вашей автомагнитоле и проверить, удастся ли ему это сделать.

Разъём антенны

Важно удостовериться перед покупкой автомобильной антенны, что ее разъём подойдет к гнезду вашей магнитолы

Необходимо, чтобы разъём новой антенны каким-либо образом фиксировался. Надёжная фиксация позволит избежать отключения при резких толчках и вибрации во время движения.

FM-антенна для машины своими руками

Некоторые российские автовладельцы экономят деньги на покупке дорогостоящих антенн. К тому же есть способ самостоятельного изготовления этих устройств. Если автолюбитель имеет навыки работы с простым инструментом, то процедура изготовления не покажется сложной.

Единственный минус самостоятельного производства заключается в том, что по качеству такое устройство будет немного уступать заводскому. Однако слушать радио, смотреть TV-передачи и работать с навигационными приспособлениями вполне возможно.

Как сделать неактивную радиоантенну

Автолюбители, если они недовольны работой штатной внешней антенны, используют простую схему для создания нового устройства, принимающего сигнал. Для этого потребуются:

  • проволока из меди с диаметром порядка 1,5–2,0 мм;
  • винт с диаметром М5;
  • гайка;
  • контргайка;
  • отвёртка;
  • термический клей или термоусадочная трубка;
  • напильник.

Технология изготовления внешней антенны самостоятельным образом основывается на последовательном выполнении следующих действий:

    Берётся медная проволока, из неё скручивается спираль той длины, которая подходит для конкретного автомобиля.

Проволока на болте

Проволока аккуратно наматывается на болт и припаивается сверху

Заготовка антенны

В отверстие основания вставляется заготовка, а на само основание наклеивается плёнка

Окончательная обработка антенны

После зачистки заготовки наносится слой грунта и чёрной краски, что обеспечивает привлекательный внешний вид антенны

Этот метод можно считать самым простым, так как он позволяет быстро и легко создать антенну для автомагнитолы и установить её без каких-либо сложностей. Однако такая антенна будет пассивной, поэтому для улучшения качества её сигнала может потребоваться дополнительное усиливающее устройство.

Самостоятельное изготовление активной ФМ-антенны

Такое устройство должно быть оснащено ещё и усиливающим сигнал оборудованием. При самостоятельном изготовлении внутренней антенны обычно применяется так называемая рамочная конструкция.

Мужчина устанавливает антенну

Установить принимающее приспособление на свой автомобиль под силу практически любому водителю

Для изготовления такого рода антенны потребуются следующие материалы и инструменты:

  • медная проволока диаметром 2 мм с изоляцией;
  • домашний усилитель от TV;
  • паяльник;
  • кусачки;
  • клей;
  • разъём, который подойдёт в автомагнитоле.

Технология изготовления активной антенны довольно специфична. Она должна крепиться на корпусе автомобиля. В этом случае для её подключения не так важно, какие именно штыри и проволока будут использованы. Можно даже воспользоваться старыми запчастями от приёмников.

Технология изготовления основывается на следующих этапах:

Базой для устройства может послужить корпус домашнего усилителя для обычной антенны.

Для того чтобы усилитель смог принимать сигнал и передавать его в автомагнитолу, потребуется припаять к нему провод, который будет подключаться к самой магнитоле.

После этого штекер антенны подключается в гнездо, а на другом конце провода монтируется разъём.

Подключение кабеля питания

Подключение кабеля питания антенного усилителя, который в автомагнитолах называется управляющим и имеет синий цвет

Такой приёмник обычно монтируется на крыше автомобиля, так как если установить её в салоне, то устройство будет плохо принимать сигналы.

Антенна на крыше авто

Для установки активной антенны в крыше делают два отверстия: под крепление устройства и вспомагательное

Провод от антенны до магнитолы прокладывается по периметру двери водителя, фиксируется клеем.

Провода внутри автомобиля

После крепления антенны на крыше остается проложить кабель в боковой стойке и подключить его к магнитоле

Таким способом можно быстро изготовить активную антенну, которая сможет также принимать сигналы GPS. Самостоятельное изготовление сэкономит автолюбителю солидную сумму.

Видео: как установить самодельную антенну

Куда поставить устройство

В вопросе установки и подключения автомобильной антенны большое значение имеет выбор места для её монтажа. Традиционное место для активного приспособления — это верхний правый угол на лобовом стекле или же за зеркалом заднего вида. Пассивное может находиться на корпусе авто, обычно крепится на крыше.

Приёмник на крыше автомобиля

Активные антенны обычно монтируются на крыше авто — таким образом достигается улучшение качества принимаемого сигнала

Для того чтобы подключение не заняло много времени, рекомендуется сразу же подготовить необходимые инструменты и материалы;

  • очистители;
  • мягкие ткани без ворса для очистки поверхности;
  • клей или двухсторонний скотч;
  • дрель с диаметром сверла, идентичным диаметру провода от антенны;
  • болт, гайку и контргайку для заземления.

Любая антенна, независимо от вида и конструкции, должна крепиться на чистую поверхность. Перед монтажом необходимо не только удалить пыль или грязь со стекла или кузова, но и обезжирить поверхность (для этого идеально подойдёт уайт-спирит). При покупке устройств заводского производства в комплекте предлагается и специальный очиститель.

Комплект заводской антенны

В комплект входит не только оборудование, но и специальный очиститель для поверхности авто

Как подключать радиоантенну к магнитоле

Антенны обычно фиксируются клеевыми составами или на двухсторонний скотч. После того как была смонтирована сама принимающая сигнал установка, потребуется проложить провода от антенны к автомагнитоле. Провода можно прокладывать как по корпусу автомобиля (например, по периметру дверей или окна), так и выполнить отверстие в металле и провести провод по салону.

Обычная антенна для автомобиля состоит из трёх проводов. Один из них называется «земля», поскольку он необходим для заземления устройства. Его нужно будет присоединить к «массе» авто, то есть к любому металлическому креплению на кузове. Этот провод фиксируется болтом и затягивается гайкой и контргайкой на кузове.

Другой провод необходим для питания антенны и должен быть подключён к проводу, который идёт от магнитолы.

Третий же провод называется контактным и подключается в специальный разъём, который есть в самой автомагнитоле. В большинстве случаев второй и третий провода объединены в один, то есть при подключении к питанию сразу же включается контактная функция антенны и начинается приём сигнала.

Схема подключения антенны

Схема подключения антенны к атомобильной магнитоле

Приведённая схема одинаково подходит для всех активных автомобильных антенн независимо от производителя. Таким способом устанавливаются и подключаются все самодельные устройства.

http://autozam.ru/tiuning-mashini-i-dopolnitelnoe-oborudovanie/kak-podklyuchit-antennu-k-magnitole.html

Большинство автовладельцев может самостоятельно справиться как с установкой антенны, так и с проблемой её подключения к магнитоле. В целях экономии средств допустимо изготовление антенны своими руками, что практически никак не скажется на качестве приёма сигнала. Подсоединить устройство можно с помощью подручных средств и инструментов, которые имеются в распоряжении любого мастера.

Антенна для автомагнитолы

Уже несколько десятилетий антенна для автомагнитолы входит в перечень незаменимых аксессуаров любого автотранспортного средства, обеспечивая качественный прием радиосигналов. На рис. ниже показан автомобиль Москвич-408 выпуска конца 60-х годов, над которым возвышается гибкий метровый стержень радиоантенны.

Автомобиль Москвич-408 с антенной для приема радиопередач

Обратите внимание! Многие автомобили различного назначения оснащены мобильными рациями. В этом случае антенна выполняет дополнительную функцию передачи радиосигнала.

В данной статье выбираем к рассмотрению только антенны, работающие в режиме приема радиоволнового излучения.

Принцип работы автомобильной радиоантенны

Автомобильная приемная антенна для магнитолы (далее по тексту – АПРА) представляет собой радиотехническое устройство, в работе которого технически реализованы следующие электрофизические процессы:

  1. Падающие на АПРА электромагнитные волны наводят вихревые токи на поверхности токопроводящих рабочих элементов антенной конструкции.
  2. Вихревые токи возбуждают переменное электромагнитное поле, которое по фидеру АПРА поступает на вход радиоэлектронного девайса. В зависимости от функционала, заложенного в используемую модель девайса, и частотного диапазона принимаемого радиосигнала водитель автомобиля получает возможность:
  • приема радиосообщений;
  • просмотра телепередач;
  • пользования навигатором.

Большинство радиопередач, предназначенных для автомагнитол, на территории РФ транслируется в так называемом FM-диапазоне (от 88 до 108 МГц). Длина радиоволны FM-вещания колеблется от 280 до 340 см. Чтобы антенна для автомобиля смогла максимально эффективно преобразовать FM-радиоволну для радио, сложился следующий оптимум технического обеспечения качественного радиоприема:

  • конструктивное исполнение антенны – вертикальный проводник по типу прямолинейного штыря;
  • длина штыря – ¼-я часть длины волны радиовещания.

На рис. ниже показана штыревая радиоантенна FM-диапазона со спиральным участком.

 Штыревая АПРА

Для FM-излучения диапазона 88-108 МГц с длиной волны 2,8-3,4 м электрическая длина АПРА должна составлять 70-85 см. Отклонение от этих размеров значительно ухудшает согласование приемной антенны с радиоприемником, что негативно сказывается на эффективности работы всего радиоприемного комплекса. В целях уменьшения избыточного линейного размера и повышения удобства эксплуатации АПРА изготавливают по принципу несимметричного четвертьволнового вибратора.

Дополнительная информация. Несимметричный четвертьволновый вибратор представляет собой гибкий стержень, устанавливаемый перпендикулярно металлическому кузову автомобиля, которому отведена роль заземления.

Гибкий стержень изготавливается из диэлектрического материала, на него наматывается электропровод, затем конструкция покрывается диэлектрической оболочкой. Использование спирального участка позволяет дополнительно уменьшить размер антенны по вертикали. В этом случае длину штыря АПРА удается снизить до 30-50 см.

Классификация АПРА

Антенны, устанавливаемые на автомобиль, классифицируют по следующим основным признакам:

  • по назначению с учетом дальнейшего использования принятого сигнала;
  • по способу установки антенного устройства;
  • по месту размещения принимающего прибора;
  • по способу усиления принятого радиосигнала.

Назначение АПРА

По назначению выделяют:

  • радиоантенны, принимающие сигналы вещания радиостанций исключительно для автомагнитолы;
  • тв антенны – для приема телевизионного вещания;
  • gps антенны – для навигационной системы автомобиля и корректировки маршрута движения;
  • антенны мобильной радиосвязи для радиопереговоров.

Способы установки АПРА

По способу установки антенных устройств на авто различают (см. рис. ниже):

Способы установки антенных устройств

  • магнитные АПРА, оснащенные магнитными подошвами для фиксации на металлической поверхности (в основном на крыше);
  • врезные антенны, требующие наличия отверстия в кузове;
  • антенные устройства на эластичной присоске, обеспечивающей надежное сцепление основания прибора с автомобильным кузовом;
  • АПРА, использующие резьбовое соединение;
  • радиоантенны на струбцинах, называемые также желобовыми или накладными антеннами, закрепляемые на металлических водостоках;
  • встраиваемые устройства, основные элементы которых при монтаже прячут под уплотнительными резинками, в дверях и т.п.

Места размещения АПРА

В зависимости от места размещения на авто, выделяют два типа антенных приборов:

  • наружные (или внешние) антенны, размещаемые снаружи автомобиля;
  • внутренние (или салонные) антенные устройства, чаще всего фиксируемые на лобовом стекле внутри салона.

Наилучший результат приема FM-трансляции достигается, если поставить АПРА снаружи в центре крыши автомобиля как наивысшей точке автомашины. В этом случае хороший радиосигнал будет улавливаться со всех сторон.

Типы усиления радиосигнала

В соответствии со способом усиления сигнала, АПРА подразделяются на:

  • пассивные, не имеющие встроенного усилителя радиосигнала;
  • активные АПРА, снабженные встроенным усилителем.

На рис. ниже показана одна из модификаций активной внешней радиоантенны известного бренда Calearo, устанавливаемая на задней части крыши авто.

Модель активной внешней АПРА Calearo

Варианты установки АПРА

Установка АПРА должна осуществляться с соблюдением следующих требований:

  • обеспечение надежного закрепления радиоприемного устройства на автомобиле, не допускающего смещения при воздействии различных механических нагрузок (ветровой, изгибной и т.п.);
  • обеспечение плотного контакта с кузовом, выполняющим роль массы, что существенно уменьшает уровень помех и улучшает качество сигнала.

Все варианты установки приемной радиоантенны сводятся к трем основным методикам фиксации АПРА на автомобиле:

  • врезному креплению с использованием сквозного отверстия, просверленного в крыше или другой части кузова;
  • магнитному креплению, использующему магнитную подошву антенны;
  • штыревому креплению, представляющему собой механическую фиксацию прута антенны для автомагнитолы на специальном кронштейне типа струбцины.

Врезное крепление АПРА

В сквозное отверстие вставляется крепежная шпилька основания радиоантенны, на нее изнутри салона накручивается гайка. К достоинствам методики «врезного крепления» отосят:

  • прочность закрепления прибора, снижающую вероятность его похищения;
  • стабильность рабочих параметров антенно-фидерной системы после монтажа.

Из недостатков отмечают следующее обстоятельство: края просверленного отверстия являются очагами коррозии металлического кузова, поэтому рекомендуется использовать штатные технологические отверстия.

Важно! В зоне крепления необходимо зачистить металл от краски, чтобы обеспечить надежный токопроводящий контакт гайки, как элемента антенны, с металлом кузова автомобиля.

На рис. ниже показаны основание антенны со шпилькой и отверстие в крыше автомобиля, подготовленное для установки АПРА.

Основание антенны для врезного крепления

Магнитное крепление АПРА

Магнитное крепление антенны обеспечивается магнитами, расположенными в ее основании – подошве. Магниты можно приобретать отдельно от антенного устройства. Наиболее востребованы магниты диаметрами от 90 до 170 мм. Устойчивость АПРА напрямую зависит от диаметра магнита.

Крепление антенны к магниту осуществляется через два вида разъемов:

  • DV-разъем адаптирован под большинство антенных систем и допускает регулировку угла установки;
  • PL-разъем более надежный в части соблюдения строгой вертикальности установки.

На рис. ниже показаны магнитные крепления антенн с DV и PL-основаниями.

 Магнитные крепления антенн с DV и PL-основаниями

К достоинствам магнитного способа крепления относят следующие моменты:

  • легкость выполнения установки либо демонтажа;
  • обеспечивается сравнительно высокая устойчивость АПРА при соблюдении оптимального размера магнитного основания;
  • емкостная связь магнитного основания с металлом кузова создает своеобразную имитацию «массы», необходимую для работы приемной антенны;
  • возможность перемещений при настройке аппаратуры.

Из недостатков отмечают:

  • низкую прочность фиксации на кузове;
  • легкость похищения;
  • возможность сдвига, что приводит к необходимости проведения дополнительных подстроек.

Штыревое крепление АПРА

Для технической реализации штыревого крепления на выступающей части автомобильного кузова (крыло, багажник и т.п.) устанавливается кронштейн-струбцина, зажимные болты которого своими заостренными концами создают массовый контакт, необходимый для качественного радиоприема.

На рис. ниже показано штыревое крепление на кронштейне.

Штыревое крепление

Из преимуществ этого метода отмечают возможность фиксации антенных устройств на автотехнике с неоднородными и выступающими металлическими поверхностями (автокраны, открытые автомобили, спецтехника).

К недостаткам относят:

  • низкую механическую прочность;
  • затрудненную настройку и согласование АПРА.

Салонные АПРА

Салонные антенные радиоприемные устройства представляют собой радиоаппаратуру активного типа, устанавливаемую в салоне автомобиля. Принципиальным отличием салонных активных антенн от приборов внешнего монтажа является наличие в комплектации встроенного ВЧ-усилителя, для которого используется электропитание от головного устройства (магнитолы или другого девайса). Неоспоримыми достоинствами салонных активных АПРА считаются:

  • поддержание на стабильном уровне параметров радиосигнала в FM-диапазоне;
  • внутрисалонные АПРА не влияют на аэродинамику автомобиля;
  • отсутствие внешних механических воздействий;
  • недоступность для вандалов и грабителей.

Внутренние антенны обычно закрепляются на лобовом или заднем стекле. Способы фиксации – присоски, скотч, магниты.

На рис. ниже показана внутрисалонная антенна модели Триада-190, закрепленная в углу лобового стекла при помощи двустороннего скотча.

Внутрисалонная АПРА модели Триада-190

Подключение антенны к магнитоле

Подключение АПРА к магнитоле представляет собой электрическую коммутацию, обеспечивающую надежный контакт звуковоспроизводящей аппаратуры с антенной. В общем случае подключение пассивной радиоантенны автомобиля осуществляется через штекер или разъем к антенному гнезду ISO-стандарта в соответствии с инструкцией по установке и подключению штатной антенной системы.

При установке активной АПРА, оснащенной двумя проводами для подключения электропитания и выводом для подключения к магнитоле, алгоритм подключения более расширенный:

  • черный провод приемного устройства необходимо подсоединить к кузову авто, создавая минусовой контакт;
  • синий провод (как вариация красный) подключается к магнитоле;
  • провод питания усилителя подключается к головному устройству.

Обратите внимание! При таком способе подключения электропитание будет поступать на усилитель только при работающей магнитоле.

АПРА нового типа

Каноническая форма автомобильной приемной радиоантенны в виде гибкого стержня продиктована условиями качественного приема радиоволн FM-диапазона. Технический прогресс и различные условия эксплуатации автомобилей внесли разнообразие в традиционную конструкцию автомобильной «радиомачты» и ее конфигурацию. Принцип «чем антенна выше, тем качественнее радиоприем», десятилетиями диктующий свои требования к изготовлению штатных и самодельных антенн, уступил свое место практицизму и изменившимся дизайнерским тенденциям в автомобилестроении. Из новых разработок, закрепившихся на рынке автомобильных антенных приборов, особо выделяются два типа АПРА:

  1. Плоские сетки-наклейки, устанавливаемые на заднем или боковом стекле машины. Проигрывая в какой-то степени в качестве приемаFM-трансляций, плоские антенные устройства выигрывают в борьбе за сохранение целостности изделия от:
  • воздействия вандалов на стоянке;
  • налетов птиц на длительной парковке;
  • повреждений на автомойке;
  • образования наледи.
  1. Антенны типа «акулий плавник», добавляющие грацию морского хищника в очертания скоростного автомобиля. Габаритные размеры прибора настолько малы, что не создают проблем при заезде в гараж или под низко нависающий навес. На рис. ниже показана антенна с указанием габаритных размеров.

Антенна «акулий плавник» с габаритными размерами

Выбор кабеля для АПРА

Радиоантенные устройства, установленные на автомобиле стационарно (врезные и штыревые крепления), имеют хороший контакт с металлом кузова. Входное сопротивление серийно выпускаемых антенн составляет 50 Ом, с ними отлично согласуется стандартный коаксиальный антенный кабель марки RG-58 внешним диаметром 5,0 мм. Длину кабеля более 5 метров не рекомендуют из-за нарастающего затухания принимаемого сигнала.

АПРА, установленные на авто магнитным способом, электрически не связаны с кузовом. Для их коммутации с магнитолой рекомендуют кабели RG-213 либо РК 50-7-11 наружным диаметром в пределах 10,5 мм. Длина кабеля определена 360-390 см. Изменение длины в любую сторону от этого показателя приводит к потере возможности качественной настройки аппаратуры.

Антенна для автомагнитолы своими руками

Нередко штатная антенна по какой-то причине не устраивает владельца автомобиля, побуждая его к самостоятельному конструированию приемного устройства. «Рецептов», как сделать антенну в домашних условиях из подручных материалов, предостаточно. Многим автолюбителям импонируют укороченные антенные устройства, допускающие заезды в низкие гаражи без обязательного откручивания штыря антенны. Чтобы изготовить имитирующую модный сейчас «плавник акулы» антенну для автомагнитолы своими руками, нет нужды подбирать специальные антенные материалы и дополнительные радиодетали. Можно обойтись подручными материалами.

Материалы и инструмент для самодельной АПРА

Для сборки антенны своими руками домашнему умельцу понадобятся следующие материалы и инструменты:

  • анкерный болт, диаметр резьбы которого соответствует размеру имеющегося отверстия под врезной или штыревой способ крепления;
  • 2-3 гайки с той же резьбой, как на анкерном болте;
  • медная проволока;
  • слесарные инструменты для работы по металлу и паяльник;
  • клей «холодная сварка для металла», эпоксидная смола либо пластик Полиморфус.

Процесс изготовления

Процесс изготовления АПРА состоит из следующих этапов:

  • сверления на обоих концах анкерного болта отверстий для закрепления медной проволоки;
  • намотки по всей длине болта двух слоев проволоки;
  • запаивания проволоки в верхнем отверстии болта и поджатия намотки фиксирующими гайками;

На рис. ниже показан полуфабрикат изделия после намотки и фиксации гайками.

Полуфабрикат самодельной антенны

  • нанесения ручной лепкой слоя внешней изоляции из эпоксидной смолы или другого полимера;

Важно! Приготовленный полуфабрикат изделия необходимо примерить по месту установки и проверить работоспособность в качестве приемной антенны.

  • доведения внешнего вида изделия до желаемого дизайна, используя мехобработку и покраску.

Самодельные автомобильные TV и GPS антенны

Для изготовления самодельной телевизионной антенны доморощенные Кулибины используют:

  • два кольца из алюминия, диаметрами 130 и 270 мм;
  • деревянную рейку 3х3 см;
  • телевизионный кабель.

Собранная антенна принимает сигналы в МВ и ДМВ диапазонах.

Для изготовления GPS антенны умельцы советуют применить медную проволоку сечением 2,5 мм2, которую при помощи плоскогубцев гнут для формирования нужной конфигурации. На рис. ниже приведен чертеж самодельного устройства, которое после изготовления прикрепляется к GPS-приемнику.

 GPS антенна своими руками

Антенные системы являются неотъемлемым атрибутом аппаратуры радиосвязи в автомобиле, обеспечивая не только надежную связь водителя с внешним миром, но и создавая довольно комфортные условия времяпровождения во время езды или остановок при прослушивании радиопередач или просмотра телефильмов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *