Чем грозит частая езда в ECO-режиме
Обычно такой выбор предполагает минимум три режима: стандартный, спортивный и экономичный. По факту в большинстве случаев разница между ними невелика, она едва заметна. Но бывает, что каждый из них действительно выполняет заявленную функцию. Вот только какой ценой?
Большая часть автовладельцев постоянно ездит в стандартном режиме, который автоматически включается при каждом следующем запуске автомобиля. Возможности мотора используются не более чем на 80%.
Мощность, которую заявляет производитель, двигатель выдаёт лишь на пике – при езде в спортивном режиме. А что даёт эко-режим? Его истинная задача – экономить горючее, и с этим данный режим действительно неплохо справляется: в большинстве случаев расход бензина и дизеля снижается, вырастает пробег на одном баке.
Однако одновременно ECO-режим понемногу убивает мотор, если им пользоваться слишком часто и неумело. Поскольку трансмиссия в таком режиме также переходит в экономичный режим, на повышенную передачу машина переходит раньше, чем это требуется. Стрелка тахометра нередко падает вниз уже по достижении 1 900–2 000 об/мин.
При движении внатяг, на низких оборотах, автоматически снижается производительность масляного насоса, что неизбежно приводит к масляному голоданию двигателя. Следствие такой проблемы – ускоренный износ всех важнейших компонентов, включая цилиндропоршневую группу. Зазоры между поршнями и цилиндрами увеличиваются, хон стирается. Процесс приводит к снижению компрессии, повышению детонации, выработке вкладышей и износу шеек коленчатого вала.
Одновременно езда в ECO-режиме приводит к образованию большого количества нагара и масляных отложений. Мотор перестаёт «дышать», теряет мощность и даже переходит на аварийные алгоритмы работы.
В зимнее время злоупотребление экономичным режимом вождения приводит к более длительному прогреванию мотора и неоптимальным условиям работы, ведущим к ускоренному износу.
Выходит, автопроизводитель заманивает потребителя экономией топлива, а по факту ускоряет капитальный ремонт ? Не все так просто.
Роман Вышников / QUTO
Пользоваться преимуществами экономичного режима нужно с умом, как и всеми другими функциями автомобиля. Хотя бы несколько раз в месяц стоит включать спортивный режим и ездить на повышенных оборотах. Нет, превышать скорость не требуется – можно просто перевести коробку передач в ручной режим и перейти на одну передачу ниже. Постоянно так ездить не нужно, но дать машине продышаться и прокашляться точно не помешает. Внушительная часть вредных отложений в двигателе просто сгорит, а повышенная температура выгонит из масла водяной конденсат.
Чем опасно частое использование ЭКО-режима в автомобиле
Проблема высоких затрат на топливо в автомобильной сфере стояла всегда. Чтобы создать мощный автомобиль, нужно быть уверенным, что люди будут его покупать. Ведь такая машина — это транспорт, который имеет повышенный «аппетит». В результате последние несколько лет все мечты о запуске супер-быстрых авто были просто мечтами. Конечно, некоторые производители решались выпускать такие модели, но до серийного производства они не доходили.
Проблему удалось частично решить, когда был придуман ЭКО-режим работы двигателя. Производители начали массово внедрять такую функцию, так как на практике она понижала расход топлива и выброс вредных веществ в атмосферу. ЭКО-режим сегодня является самым экономичным. Несмотря на такие достоинства, даже эта функция не обходится без отрицательных сторон.
Режим «ЭКО» сейчас есть почти во всех современных автомобилях. А вот бюджетным и базовым версиям не повезло — как правило, в них такая опция не предусмотрена. А может не все так плохо? Те водители, которые ведутся на рассказы о чудесах ЭКО-режима, думают, что они экономят средства на топливо. И это на самом деле так. Но если применять такую опцию постоянно, можно столкнуться с необходимостью дорогостоящего ремонта силовой установки. Для начала рассмотрим, что из себя представляет ЭКО-режим.
Когда водитель включает эту функцию, бортовой компьютер подключается к работе и начинает по максимум экономить топливо. Для этого обороты удерживаются очень близко к холостым. В это же время АКП включает повышенную передачу.
При таких обстоятельствах динамика автомобиля сильно падает. На выполнение маневров уходит очень много усилий и времени. А вот топливо действительно экономится — пару грамм на одну поездку. Что касается самой силовой установки, на нее идет самая высокая нагрузка. Напомним, что еще в автошколе инструктор учит каждого, что нельзя ездить на низких оборотах постоянно, ведь так можно убить мотор. Так получается, что ЭКО-режим приносит вред двигателю. В обычных условиях объем масла, которое проходит по системе силовой установки, пропорционален частоте оборотов. Соответственно, при низких показателях, цилиндры получают очень малое количество технической жидкости.
Если водитель в режиме ЭКО будет заставлять машину работать на полной скорости, можно смело сказать о быстром износе почти всех элементов цилиндро-поршневой группы. Объясняется это тем, что моторное масло выполняет сразу несколько функций — смазывает трущиеся поверхности и охлаждает поршни. Делаем вывод — экономия на топливе в один момент может привести к поломке двигателя.
Для автомобилей с АКПП ЭКО-режим тоже является большим испытанием. Ведь при таких условиях трансмиссия старается ехать на повышенной передаче. А теперь представим, что будет с коробкой передач, если ехать в ЭКО-режиме в пробке. При начале движения коробка резко перебрасывает с первой на вторую скорость, а потом назад. Слишком частые переключения повышают износ узлов КПП. Особо опасен в подобных обстоятельствах ЭКО-режим для роботизированных коробок.
Еще один существенный недостаток такой опции — низкая безопасность на дороге. Относится это только к тем, кто не понимает, когда и как пользоваться функцией. Предположим, водитель включил режим экономии и видит на дороге тихоход. В голове сразу возникает мысль — обогнать и ехать дальше. Вот только в режиме ЭКО это нельзя будет сделать так быстро. В итоге может произойти ДТП.
Итог. ЭКО-режим в автомобиле может выручить в некоторых ситуациях — когда нужно доехать до места, а в баке критично низкий уровень бензина. Однако, для ежедневного использования данная функция не подходит.
Грамотное пользование эко-режимом в автомобиле
Как показывают опросы отечественных автомобилистов, о существовании эко-режима в машине слышали не более 30% из них. Однако среди них правильное предметное понятие о том, что же он собой представляет, имеет лишь примерно половина. То есть налицо явный информационный пробел в знаниях, восполнить который и ставит свое целью настоящий материал. Он даёт ответы на два ключевые группы принципиальных вопросов, а именно суть эко-режима и его «плюсы», «минусы», а также риски. Поэтому знакомство с данной статьёй однозначно вооружит множество наших читателей-водителей важной информацией, которая пригодится им на практике.
Что такое система eco-mode в автомобиле
Итак, следует приступить к ознакомлению, что такое эко-режим в автомобиле. Суть этого понятия весьма точно раскрывает само название. В настойчивой погоне за экономией топлива, цена которого неуклонно растёт, производители автомобилей внедрили «экологичный» формат движения машины. Он априори считается и наиболее экономным. На нынешнем этапе развития автомобилей такая система есть едва ли не у каждой модели, за исключением, может быть, некоторых бюджетных.
Если взять во внимание «лобовые» параметры этого термина, он, в целом, действительно отвечает названию, давая определённые экологические и экономические преференции во время езды. Однако об обратной стороне этой «медали» новаторы стараются не говорить, то есть попросту вводят владельцев автомашин в заблуждение, утаивая от них очень ценную информацию. Она же состоит в том, что подобный режим передвижения (его определяют термином «eco-mode») представляет сбой немалую опасность для ряда агрегатов и узлов машины.
Возможности и назначение
На этом этапе ознакомления следует разобраться, как автомобиль движется в формате эко-режима, что входит в эти функции. Если он задан для выполнения, бортовой компьютер машины, выполняя задание, старается любой ценой свести расход горючего к минимуму. Сделать это можно, например, поддерживая обороты двигателя примерно в диапазоне холостых. Зато АКП одновременно включает высокую передачу. Такое несоответствие приводит к резкому палению динамики автомобиля.
Получается интересная картина. С одной стороны, выполнить тот или иной маневр на скорости не удаётся, в силу низкого количества оборотов. С другой стороны, за счёт последнего фактора определенная экономия горючего все-таки достигается. Казалось бы, что ещё, но вся загвоздка в том, что двигатель, постоянно работающий едва ли не на холостых оборотах, подвержен, как известно, повышенному и преждевременному износу. Особенно достаётся при этом деталям цилиндр-поршневой группы.
При таком способе езды мотор с большой вероятностью может попросту выйти из строя, и затраты на его капитальный ремонт могут оказаться куда больше, чем экономия на горючем. Достанется и автоматической коробке передач.
Обедненная смесь
В среде автомобилистов принято считать, что если уменьшить концентрацию горючего, это повысит экономичность и снизит мощность. Обедненная смесь и в самом деле способствует повышению экономичности. Функцию обеднения смеси двигатель обыкновенно выполняет сам, регулируя переход, при котором форсунка является открытой. Чем больше этот период по времени, тем более обогащенной становится смесь.
А вот при эко-режиме всё переворачивается, в буквальном смысле, «с ног на голову». Так, этот период сокращают принудительно. Отсюда однозначный вывод: если ездить на обеднённой смеси, при низких оборотах будет теряться тяга.
Эластичная педаль газа
Общеизвестно, что резко открытая дроссельная заслонка повлечёт за собой повышенный расход топлива. Помимо всего, в современных авто используют т. н. «электронную педаль газа». Эти два момента важны для того, чтобы понять суть термина «эластичная педаль газа». Вся хитрость в том, что применение эко-режима позволяет воспринимать резкое нажатие на газовую педаль машины как плавное. Иными словами, педаль газа делается эластичной, и нет никакой нужды в дальнейшем следить за тем, чтобы нажатие на неё каждый раз было плавным. В этом одно из главных достоинств эко-режима, позволяющее ощутимо экономить горючее.
Быстрый метод отключения данного режима
А теперь о том, как быстро отключить данный режим эко-моде. Управление опцией «эко» автопроизводители рекомендуют нажатием на соответствующую кнопку, и в этом есть своя бесспорная логика. Хотя специалисты и опытные водители подсказывают, что есть и альтернативный способ. Если на газ вы нажали по максимуму, опция на какое-то время выключится. Вернуть опцию во включенное состояние удастся, если отпустить полностью газовую педаль. Следует заметить также, что такие варианты не проходят, если изначально опция не была включена «с кнопки».
Рекомендации при езде в режиме eсо-mode
Использование эко-режима в машине, разумеется, требует от водителя не только практической сноровки, но и определённых знаний о том, как оптимально использовать его при езде. Есть ряд рекомендаций, которые необходимо напомнить:
- Самая высокая передача. При режиме «эко» её лучше применять, если скорость у автомашины равномерная, а также когда она слегка превышена.
- Количество оборотов. Когда количество оборотов снизилось до 1000 (за минуту), желательно скорость переключить на пониженную. При числе оборотов 2400 (у бензиновых моделей) или 2000 (у дизельных моделей) советуют переключаться на передачу повышенную. Скорость нужно постоянно держать под контролем.
Кому подойдёт
Если проинтегрировать огромный диапазон советов и рекомендаций, в том числе со стороны тех, кто использует его на практике, ключевой вывод сводится к следующему: такой режим eco-mode отлично годится тем, для кого автомобиль – «не роскошь, а средство передвижения».
То есть тем, кому машина нужна, что называется, для всех случаев жизни, включая работу, рыбалку, семейный отдых и т. п. А вот «шумахерам», любителям больших скоростей лучше всего такие автомобили не покупать, так как они явно разочаруют отсутствием большого комфорта при поездках за городом, а также далеко не космической динамикой. Желаем не ошибиться в выборе!