Внимание! Опасности движения в колеях.
Всем привет! Сразу извините, что есть новые записи, а БЖ до сих пор не доделан. Но крайние записи намного полезней чем прихорашивание, поэтому сперва для вас, потом для себя. Шучу. Все для себя вас)))
Итак, Самарканд. Он же бывший Куйбышев. По мне лучше историческое название города — Самара.
Если вы хоть раз выбирались за рулем 4 колес за пределы родного города, то разумеется столкнулись с другими стилями вождения и вообще движением. Москва (МОСК?кВА!) бъет конечно все рекорды… но и другие города имеют каждый свой характер. Взять например Бузулук — в городишке с населением 100 тыс.чел. есть пробки! Ипать, как? Откуда? Решительно не понимаю.
Кстати как вообще водят в Бузулуке и Самаре… а не, об этом в следующей записи, отвлекся я.
Итак колеи. В моем городе их почти нет — снег все же успевают убирать (да, не всегда), и в городе тяжелой техники мало — поэтому колей нет. Ну ям полно, но не о них речь.
Иное дело Самара. Трасса М5, Московское шоссе — тут бугры колеи накатаны фурами весьма приличные, а в многочисленных двориках и проездах изза банальной неуборки укатанный снег напоминает лунный ландшафт… (кстати что такой злой — один из порогов оторван. Да, на Гранте! Это как же надо было умудриться!)
Как следствие, надо понимать чему это грозит, если вы не на трамвае — их рельсы образуют то же самое!
Дабы не смущать профессионалов, и не плагиатить, приведу слова очень уважаемого человека. Его зовут Эрнест Сергеевич Цыганков. Кто он? Он профессор кафедры прикладных видов спорта и экстремальной деятельности Российского Государственного Университета Физической Культуры, Спорта и Туризма, доктор педагогических и кандидат технических наук, академик. Заслуженный тренер России. Подготовил 2 заслуженных мастеров спорта, 18 мастеров спорта международного класса, более 100 мастеров спорта, 12 лет был тренером сборной команды СССР по мотоспорту (спидвей) и 28 лет – тренером сборной команды СССР по авторалли. Заслуженный деятель науки России – автор уникальной технологии контраварийного обучения водителей всех категорий транспортных средств (21 программа для: детей, подростков, профессиональных и непрофессиональных водителей, сотрудников спецслужб, сотрудников ДПС, военных водителей, водителей-телохранителей, сотрудников иностранных фирм, спортсменов всех квалификаций, водителей VIP-персон, водителей мотоциклов, снегоходов, квадроциклов, аквабайков, скутеров и спортбайков).
29 параграф 4 главы его книги "Управление автомобилем в критических ситуациях"
www.plam.ru/transportavi/…skih_situacijah/index.php
Стабилизация автомобиля в колее
Одной из типичных неровностей наших дорог является колея, которая на малой скорости не вызывает особых проблем, кроме возможности повредить автомобиль или застрять на мягком или скользком грунте с опорой на днище автомобиля. Однако даже неглубокая колея, в которую автомобиль попадает на высокой скорости, представляет большую опасность. Вход в колею сопровождается снижением управляемости из-за ограниченных возможностей поворота колес. Если автомобиль входит в колею под углом, то часто возникает критическая ситуация, при которой передние колеса попадают в колею, а задние свободно скользят сбоку от нее, вызывая резкий занос автомобиля. Аналогичные трудности могут возникнуть при выходе из колеи, когда передние колеса после подскока или резкого “зацепа” выходят из колеи, а задние остаются в ней. Чаще всего возникает вращение автомобиля вокруг задней оси.
Сам процесс удержания автомобиля в колее вызывает определенные трудности, так как многократные касания боковой поверхностью колеса бортика колеи приводят к рысканью автомобиля. Резонанс этих явлений может явиться причиной выброса из колеи пары передних или задних колес и внезапной потери устойчивости и управляемости.
Избежать рысканья автомобиля в колее и повысить управляемость можно, искусственно прижимая колеса внутренней или наружной стороной к боковой стенке колеи, используя для этого “упор” (см. прием 28), “зацеп” (см. прием 27) или их комбинацию попеременно. При искривлении колеи большую эффективность имеет “упор”, так как он позволяет использовать мощность двигателя и его тормозные возможности для борьбы с центробежной силой. “Зацеп” не обладает такими возможностями, так как подворачивающаяся покрышка сцепляется с дорогой беспротекторной частью, которая легко выскальзывает из колеи при увеличении скорости или пробуксовке колеса.
К особенностям управления автомобилем в колее следует отнести мягкое уступающее руление. Оно позволяет сгладить резкие удары о бортик колеи и сохранить непрерывным контакт с дорогой. Во многих случаях (крутой спуск, обледенелый поворот) колея может быть использована для повышения управляемости автомобиля на заданной траектории движения.
Чтобы сделать колею более безопасной для себя и своего автомобиля, постарайтесь входить в нее под острым углом, постоянно использовать “зацеп” или “упор”, чтобы избежать рысканья автомобиля и выброса колес. Удержаться в колее вам поможет мягкое уступающее руление двумя руками.
Особое внимание следует уделить входу в колею, так как при резком контакте с нею могут возникнуть подброс управляемых колес и соскальзывание передней оси. Поэтому для входа в колею желательны заниженная скорость и плавное сближение с колеёй.
По поводу п. 27 и 28 см. ссылку выше.
И еще кое что не из книги.
Колея в асфальте представляет серьезную опасность! Машина внезапно может стать неуправляемой. Может выкинуть на соседнюю полосу, на встречку, развернуть на дороге, в общем, произойти все, что угодно.
Почему так происходит?
Во-первых потому, что расстояние между колесами у каждого автомобиля свое, а колея имеет фиксированную ширину. Попасть точно в колею на дороге сложно, и автомобиля начинает перекладывать из правой части колеи в левую и обратно, то есть «мотать» по колее.
Отступление. Если вы пересели с Оки в Волгу, или с той же 2110 в Мазду 6, то вы наверняка помните, как на первых порах было нелегко попадать в среднюю колею Вазов. К слову, спасибо подвеске Мазды и ее управляемости.
Во-вторых любая колея не является идеально ровной, имеет свои повороты, сужения и расширения. Машина попавшая в колею следует за всеми этими неровностями и в результате возникает такой же эффект, как если бы вы на большой скорости начали резко крутить рулем в разные стороны. О последствиях догадаться не сложно.
В-третьих, может возникнуть ситуация, когда одна пара колес движется по ровной дороге, а вторая по колее. В этом случае может возникнуть эффект схожий с заносом той оси, которая идет по колее. И тоже с весьма неприятными последствиями.
С причинами понятно? А что же делать с этим?
Самое главное правило №1 – СНИЖАЙТЕ СКОРОСТЬ! Практически никаких сложностей не возникнет, если вы заблаговременно снизите скорость до минимально возможной и спокойно проедете опасный участок. Это ведь занимает всего минуту! Да, 1 минуту!
Правило №2: старайтесь пропускать колеи между колес. Но будьте осторожны! Во-первых, при этом не стоит залезать на соседние полосы и уж тем более на встречную. Во-вторых, гребень между колеями тоже часто бывает неровный, и с него легко скатиться в колею обратно.
Правило №3: если вы решили выехать из колеи, то делайте это с помощью двух-трех движений руля, не больше. Первое – в сторону выезда, второе и третье – для того, чтобы вернуть автомобиль на нужную траекторию. Эти движения должны быть достаточно быстрыми и слитными. Избегайте слишком резких, многократных поворотов руля влево-вправо. Это может привести к раскачке автомобиля и только усугубит ситуацию.
Отступление. Права я получил 10 лет назад… Сейчас могу сказать, что правило №3 человек с небольшим (до 5 лет) опытом вождения может не понять. Поймите правильно, в этом опыт приходит только с годами, если нет таланта.
Правило №4: если на вашем авто установлена низкопрофильная спортивная резина или жесткая внедорожная/зимняя, то вам следует быть осторожным вдвойне! Машина на такой резине на колею реагирует хуже остальных.
Отступление. Вот конкретный пример — зимняя резина Кордиант Полар 175/65Р14 на моей Гранте. Ее высокий профиль при выходе из асфальтовой/укатанной снежной колеи деформируется под нагрузкой — как следствие, меняется сила контакта с дорогой и из колеи машина выходит, как бы правильнее сказать… как будто вместо колес пружины.
Еще. Скользкие трамвайные рельсы. Разворачивают только так. Ищите место, где они утоплены или все также снижайте скорость.
Подведем итог. Если в чем-то ошибаюсь, обязательно пишите. Хотите поделится опытом — тоже. Для того и сообщество.
Развернуло на прямой дороге. Как справиться с заносом в колее?
Многие сталкивались с ситуацией, когда автомобили отстреливает на обочину буквально каким-то мистическим образом. Сначала машина движется прямо, потом — немного подвиливает кормой, бросается в сторону и кружится волчком. Все это происходит за несколько секунд, и очень повезет, если на встречной полосе не окажется грузовика. В этом случае машина просто застревает среди придорожного кустарника и водитель дожидается эвакуатора.
Некоторые инциденты с выбрасыванием машины на обочину развиваются по-другому. Равномерно двигающийся автомобиль сначала проваливается в небольшую ямку на повороте, затем корма отклоняется от траектории, и дальше седует занос с непредсказуемыми последствиями. Причем подобные мистические выбрасывания с трассы происходят чаще всего на ровных и с виду совсем безопасных участках, где водитель совсем не ожидает беды. И, конечно, почти во всех случаях там есть колея.
Прорваться через бруствер
После обильных снегопадов середины января мы отправились на Volvo XC60 на шипованных колесах в небольшую поездку, чтобы оживить в памяти тонкости вождения по заснеженным дорогам с накатанной ледяной колейностью. Мы сделали круг по тверским и ярославским трассам через Калязин и Углич, проехали по относительно мало используемым участкам, где дорожники применяют не новомодные реагенты, а скребки грейдеров и соль с песком. Именно такая неравномерная очистка и приводит к образованию колейности.
Колея может быть крупной или совсем мелкой, лишь обозначенной ледяными кромками, оставшимися после снегопада недельной давности. Она может быть с покатыми или рваными краями, но во всех случаях она одинаково опасна для машины.
И действительно, в снегопад скорость потока снижается, на дорогах формируются вереницы машин и некоторые спешащие лихачи стараются одним махом обогнать всех. Для этого необходимо выскочить из колеи, пробиться через снежный бруствер, разделяющий полосы движения, затем разогнаться и вернуться обратно. Операция очень непростая, так как пробивать бруствер при завершении обгона приходится на гораздо большей скорости.
При прорыве через снежный навал резко снижается коэффициент трения колес. Они теряют зацеп. Если их повернуть на небольшой угол, то отзыв машины будет очень заторможенным. Многих это пугает. К примеру, поворачивает человек руль, а машина не слушается. Он дергает баранку на еще больший угол — тот же эффект. Тогда водитель радикально выворачивает руль. Автомобиль к тому времени уже пробивает по инерции снежный бруствер, попадает на расчищенную колею, а колеса-то выкручены. Машина упирается в них и отскакивает ровно туда, куда они и указывают: в сторону леса. Неудивительно, что автомобиль там и оказывается.
Развесовка на Volvo XC60 позволяет хорошо миновать сложные участки снежных трасс. Бруствер она пробивает играючи. Однако даже в этом кроссовере чувствуется, как на снегу теряется обратная связь с дорогой. Руль пустеет, и реакции машины на команды происходят с большим опозданием. Здесь важнее всего не паниковать, и если чувствуешь, что машина перестала слушаться руля, то нужно делать поправку на эту задержку. Колеса обязательно зацепятся за расчищенный участок дороги, когда на него выедут. Поэтому снежный бруствер лучше преодолевать на зафиксированном руле без резких выкручиваний.
Чтобы компенсировать потерю сцепных свойств колес, можно немного притормозить на бруствере. Легкое касание педали вызовет еле заметный кивок машины вперед, она навалится весом на передок и вызовет дополнительное давление на колеса. Автомобиль при такой загрузке колес рулится заметно увереннее. Такой алгоритм позволяет чуть ли не перепрыгивать бруствер на скорости в 85-110 км/ч. Автомобиль трясется, рыскает, разбрасывает снег, но через пару мгновений стабилизируется, если колеса стоят прямо.
Однако на зимней дороге есть и другая опасность.
Вибрации в резонансе
Колея опасна тем, что ее края вызывают поперечные вибрации, которые передаются подвеске и дальше на кузов. Опаснее всего ситуация, когда колебания входят в резонанс с амплитудой колебаний кузова и многократно усиливаются. Тогда автомобиль рискует выскочить из колеи передними колесами, в то время как задние оказываются запертыми в ней. Машина начинает ехать боком, и вернуть ее к прямолинейному движению трудно.
Зачастую водители в страхе поворачивают руль обратно, стремясь выправить траекторию движения. Автомобиль не реагирует. Они еще больше выкручивают руль — опять безрезультатно. Тогда наступает паника и водитель настолько сильно разворачивает колеса, что они буквально плужат по дороге в неуправляемом сносе. Затем машина утыкается в участок дороги с твердым покрытием, колеса цепляются за асфальт и автомобиль едет туда, куда они и указывают, то есть в кювет. В таких случаях автомобиль отстреливает с трассы, словно неведомая нечистая сила бьет его в бок. Машина бросается с дороги, как самоубийца.
Именно с такой рваной колеей и встретилась Volvo XC60 на одном из участков дороги под Угличем. Ровное прямолинейное движение сменилось учащающимися поперечными колебаниями, а затем колеса выскочили из колеи в направлении встречной полосы. Машину стало разворачивать.
В первую очередь пришли мысли о надежных шведских сиденьях, которые рассчитаны на вылеты с трассы. Они имеют жесткую броню под подушкой и защищают позвоночник от ударов снизу. Но, признаться, испытывать их совсем не хотелось. Вот здесь и пришлось вспомнить все навыки контраварийного вождения.
Чтобы вернуть машину обратно, необходимо загрузить рулевые колеса. Поэтому бросаю газ и чуть притормаживаю. Видно, как капот опускается вниз и машина наваливается передком на покрышки. Они цепляются за лед, и машина с ленцой слушается руля. Здесь важно не перекрутить руль и заранее знать, какой угол поворота баранки нужен, чтобы скорректировать курс. Любой водитель, хорошо знакомый со своей машиной, знает ее повадки и рефлекторно способен угадать этот угол. Поэтому чуть притормаживаю, выставляю угол и жду, пока машина не вернется в колею. Скорость падает, препятствуя выскакиванию задних колес из колеи. Около секунды проходит до тех пор, пока передок вновь не зацепится за дорогу и автомобиль не повернет нос в правильную сторону. Volvo встает на верный путь.
Такие моменты на дороге очень неприятны, так как увод в колее почти не корректируется электронной системой стабилизации. Водитель остается один на один с законами физики. И колея требует к себе очень трепетного отношения. Чтобы скорректировать рулем и нагрузкой на колесах траекторию в колее, необходимо двигаться со скоростью не выше 80 км/ч. За ее пределами наступает территория неопределенности.
кидает в колее и на неровностях. помогите плиз
кидает в колее очень сильно. и по неровностям. и чувствуется что кидает именно морду. руль из рук вырывает. пружины рср, стойки живые. сменил ступицы в сборе, верх шаровые (сайленты в верхнем живые) рейка тяги наконечники контракт поставил. как кидало так и кидает. думал может изза развала перед -2 зад -3. сменил пружины на сток. развал 0 теперь. кидает еще сильнее. в нижнем прямом сайленты новые тоже. в косых рычагах от ипсума чуть чуть оторванны. не ужели изза них так? и еще когда задом разворачиваюсь, бывает щелчок когда руль при движении полностью выворачиваешь.мне кажется в ноги мне отдает. куда копать хз уже. продам нафиг его
развал схождение делал в разных местах.результат нулевой. изза этих киданий на орде жрет резю. так как дороги кривые и приходится руль то в одну сторону держать то в другую.
резина на морде 215 50 17 зад 235 45 17. зима 225 50 17 в круг. зимой не rкидало вообще, как танк шел. переобулся в лето, норм было все. потом хуже хуже и хуже.
С щелчками тоже проблема есть, сам копаю, не могу понять в чем дело. Еще при торможении щелкает иногда, да?
Либо из-за сайлентов косых, либо из-за разноширокой резины. Так же глянь тяги рулевые и наконечники с шарами нижними, я бы их заменил для верочки.
для чего мне менять нижние шаровые тяги и наконечники которые в идеале?) да не может так изза рези кидать.если бы так кидало все бы ездили на 195 ширине, не больше
Это низкий профиль, брат. Ищи люфты подвески, исправляй и снова на геометрию. С ушатанной подвеской геом4трия бессмысленна.
не было такого до этого. в том то и дело изалазил все, и на геометрии смотрят ходовку. все типа ок( треснутые кривые я сам увидел.они не они хз.
Это низкий профиль, брат. Ищи люфты подвески, исправляй и снова на геометрию. С ушатанной подвеской геом4трия бессмысленна.
И где же тут низкий профиль? У меня 215/45/18 и 225/45/18 не кидает не куда, руль не держу и проблем не знаю