Как завести машину пусковым устройством
Перейти к содержимому

Как завести машину пусковым устройством

  • автор:

Пусковое устройство для автомобиля: виды и правила выбора

Пусковое устройство для автомобиля – это такая палочка-выручалочка в ситуации, когда ехать надо срочно, а аккумулятор признаков жизни не подает. Заряжать батарею очень долго, найти того, кто прикурит, не всегда возможно, а относительно компактный «пусковик» всегда будет под рукой.

Впрочем, чтобы это устройство не подвело, необходимо понимать принципы его работы и правила выбора. В нашей статье мы расскажем, как устроены ПУ для автомобиля, на какие характеристики нужно смотреть при выборе, и приведем топ лучших моделей, которые зарекомендовали себя только с положительной стороны.

Принцип работы пускового устройства для автомобиля

На самом деле, портативное пусковое устройство автомобиля («пускач, «бустер» или «джамп-стартер», как его называют в быту) не сильно отличается по начинке от обычного пауэрбанка, который сейчас с собой носят почти все.

Типы пусковых устройств для автомобиля

Задача стартеров – запуск двигателя. Есть два типа пусковых устройств: автономные и работающие от электросети.

В автономных «пускачах» установлен аккумулятор, и пользоваться им можно даже если вы попали в экстренную ситуации далеко от цивилизации. Аккумуляторы обычно малоемкие, поэтому, если придется воспользоваться устройством в сильный мороз, стартер может не запустить двигатель – тока не хватит.

Типы пусковых устройств для автомобиля

Фото: Shutterstock

Зарядные пусковые устройства только заряжают аккумулятора автомобиля. Они бывают:

  • Автоматическими. Основные параметры – время, ток и напряжение – контролирует процессор.
  • Неавтоматическими. При работе с ними вы устанавливаете показатели вручную, поэтому внимательно прочитайте инструкцию к аккумулятору – если не выставлять необходимый уровень тока и напряжения, можно испортить АКБ.

Есть и пуско-зарядные устройства. Они могут и запустить аккумулятор, когда он сел в неподходящий момент, и зарядить его. Они универсальны и полезны в любой ситуации. Есть бытовые ПЗУ и профессиональные. Бытовые попроще в устройстве, и потому меньше, так что их можно с удобством возить в багажнике. А вот профессиональные мощнее и имеют большие габариты – бывают даже стационарные устройства.

Зарядно-предпусковые устройства могут выдать ток напряжением до 18 В, и аккумулятор заряжается ощутимо быстрее. Это может пригодиться в экстренных ситуациях. Однако лучше не пользоваться этой опцией часто – такое напряжение навредит здоровью аккумулятора.

Виды ПЗУ для автомобилей

Также среди пуско-зарядных устройств, или ПЗУ, выделяют несколько видов. Среди них импульсные устройства, конденсаторные и аккумуляторные, а также трансформаторные.

  • Механизм импульсных устройств основан на преобразовании импульсного напряжения. Это довольно энергоэффективные и надежные модели. Однако из-за перепадов напряжения они все же могут ломаться, и чинить их – недешевое удовольствие.
  • Конденсаторные ПЗУ используют встроенные конденсаторы, поэтому такие устройства стоят немало. Также учитывайте, что высокое напряжение, которое могут выдавать такие ПЗУ, вредит аккумулятору, так что подбирайте устройство, параметры которого соответствуют требуемым для вашего АКБ показателям.
  • Аккумуляторные устройства – самый распространенный тип. Механизм их работы довольно прост. Они сначала заражают аккумулятор, а потом запускают двигатель. Идеально подойдет для обычной легковой машины.
  • В трансформаторных ПЗУ, как следует из названия, установлен трансформатор, с которым можно менять напряжение. Это мощные устройства, работающие почти без помех. Однако у них довольно большие габариты и вес, а еще они расходуют немало энергии.

Ключевые характеристики пусковых устройств автомобиля

Если вы выбираете, какое купить пусковое устройство для автомобиля, то обязательно учитывайте три следующих характеристики:

  • Вид топлива и объем двигателя вашей машины.
  • Пусковой ток.
  • Напряжение, которые выдает пусковое устройство.

В характеристиках АКБ обычно значится необходимый пусковой ток. Впрочем, нередко там указывается значение, большее необходимого. Например, в машине с бензиновым 1.6-литровым двигателем может быть установлен аккумулятор, пусковой ток которого – 500 А. Но на деле, для запуска может хватить 200-300 А.

Для запуска дизельного двигателя такого же объема потребуется больший пусковой ток. Вообще, от объема двигателя прямо зависит пусковой ток: чем выше объем, тем больший ток необходим.

Помимо этих важных параметров, рекомендуем учесть емкость встроенного аккумулятора и уровень зарядного тока, а также дополнительные функции устройства. Например, во многих ПЗУ встроены контрольные приборы, индикатор заряда и т. д.

Важность емкости аккумулятора при выборе ПУ для автомобиля

Емкость АКБ вашего автомобиля влияет на выбор пускового устройства. Сейчас производятся модели, которые рассчитаны не на конкретные емкости, а на диапазоны – например, 45-120 Ач, и т. д. Это упрощает процесс подбора нужного устройства. Итак, конечно, аккумулятор и ПЗУ должны совпадать по этому показателю, потому что, если использовать устройство, предназначенное для аккумуляторов другой емкости, можно легко испортить и ПУ, и АКБ.

Дополнительные функции пусковых устройств для автомобиля

Большинство устройств оснащены индикаторами. В самых простых моделях индикатор тока зарядки выглядит как светодиод, в стандартных ПЗУ он стрелочный или цифровой. А вот в автоматических устройствах он не нужен, потому что вам попросту незачем контролировать значения, ведь процесс управляется самим устройством. Как максимум, на корпусе устройства вы можете найти светодиодные индикаторы подключения к электросети.

Дополнительные функции пусковых устройств для автомобиля

Фото: Shutterstock

В режиме Stand By бортовая система авто работает без аккумулятора. Этот режим полезен, если электроника в машине чувствительная.

Режим Boost, как понятно из названия, позволяет быстро заряжать АКБ на повышенном токе. Это вариант для форс-мажорных ситуаций, когда времени почти нет. В дополнение к этой функции понадобится таймер, чтобы выставить время зарядки. Когда батарея заряжена, устройство автоматически отключает подачу тока.

С импульсной зарядкой в автоматических устройствах можно держать аккумулятор полностью заряженным по несколько месяцев. Эта функция пригодится, когда автомобиль не используется, чтобы сохранить здоровье и заряд АКБ. Можно даже не отключать аккумулятор.

В режиме десульфатирования при зарядке импульсными устройства можно избежать появления сульфатов на пластинах АКБ. Благодаря нему можно продлить жизнь свинцово-кислотных аккумуляторов.

С функцией памяти можно сохранить параметры зарядки, если прекращается подача электроэнергии. При возобновлении подачи энергии, процесс продолжается с теми же настройками и с того же момента, когда прервалась зарядка аккумулятора.

Защита от переполюсовки – функция, которая пригодится при работе с любым аккумулятором. Плавкий предохранитель срабатывает при коротком замыкании или неправильном подключении устройства к аккумулятору. Она спасает и аккумулятор, и ПЗУ.

Правила эксплуатации пускового устройства

Перед тем, как начать пользоваться стартером, внимательно ознакомьтесь с инструкцией, примите во внимание все ограничения и рекомендации. Процесс зарядки с таким устройством – не сложный, каких-либо навыков не требуется. Вам надо:

  1. Зарядить устройство.
  2. Открыть капот и убедиться, что аккумулятор чистый и сухой.
  3. Подключить клеммы (они идут в комплекте со стартером) к разъемам АКБ. Если полярность по соблюдена, вы увидите или услышите сигнал ПЗУ. Устройство не будет заряжать АКБ, если подключить его неправильно.
  4. Запустить устройство.
  5. Завести машину в обычном режиме. Учитывайте особенности двигателя: например, инжекторный требует задержки, когда насос качает топливо, а в дизельном нужно подождать, пока прогреются свечи. Если не заводится с первого раза, повторите попытку еще несколько раз. Также учитывайте, что стартер не должен вращаться дольше 10 секунд, иначе сработает защита устройства.
  6. Запустите еще раз, через 30 секунд – чтобы батарея устройства остыла. В некоторых устройствах, например, от Fubag, предусмотрена термозащита, и этот перерыв соблюдается автоматически.

Топ-5 пусковых устройств для автомобиля

CARKU E-Power-21

Устройства от CARKU занимают лидирующие позиции на российском рынке портативных ПЗУ. Это компактная модель с хорошим набором функций и стильным видом. Также отличается своей универсальностью.

Как правильно запускать авто от CARKU?

Использование многофункциональных пуско-зарядных устройств CARKU для запуска двигателя автомобиля при севшей штатной АКБ аналогично стандартному «прикуриванию» от другого транспортного средства, однако имеет ряд особенностей, понимание которых позволит вам использовать портативные бустеры максимально эффективно и правильно. Обращаем внимание, что все необходимые указания по запуску представлены также в инструкциях по эксплуатации, поэтому перед использованием ПЗУ CARKU настоятельно рекомендуем ознакомиться с ними.

Алгоритм действий

1. Во-первых, необходимо использовать CARKU для запуска автомобилей с объемом двигателей не более тех, которые указаны в инструкциях по эксплуатации на соответствующую модель. При использовании устройств зимой дополнительно необходимо руководствоваться рекомендациями по объему запускаемых двигателей, указанными у нас на сайте. Иначе устройство может не завести ваш автомобиль или даже повредиться, испытывая чрезмерную нагрузку.

2. Убедитесь, что горят три или более трех световых индикаторов заряда батареи! Убедитесь, что все электропотребители в автомобиле отключены (фары, печка, радио и т.п.)!

3. Подключите красный зажим «+» к положительному полюсу аккумулятора, затем подключите черный зажим «-» к отрицательному полюсу аккумулятора.

4. Подсоедините штекер силовых зажимов к устройству до упора. Убедитесь, что на блоке силовых зажимов загорелся ЗЕЛЕНЫЙ индикатор.

5. Убедитесь, что силовые зажимы (крокодилы) максимально плотно присоединены к клеммам АКБ. Обращаем внимание, что запуск двигателя автомобиля при помощи данного устройства без штатного аккумулятора или со скинутыми клеммами запрещен! В противном случае может пострадать электроника вашего автомобиля. Даже сильно разряженная штатная АКБ выступает в роли буфера, который выравнивает напряжение в сети, не допуская скачков напряжения. В демонстрационных роликах часто запуск производится с откинутой плюсовой клеммой – это делается только для того, чтобы показать, что устройство способно завести двигатель даже без какой-либо помощи штатной АКБ. В большинстве случаев запуск с откинутой клеммой не навредит автомобилю, но все-таки такая вероятность есть, поэтому настоятельно не рекомендуем этого делать.

6. Если горит зеленый или красный индикатор, и вы слышите звуковой сигнал, то это говорит об определенной неисправности, и значит необходимо обратиться к пошаговой инструкции (см. ниже).

7. Включать устройство перед пуском не нужно, так как разъем для подключения пусковых проводов находится под напряжением.

8. Запуск двигателя производите в соответствии с рекомендациями завода изготовителя вашего автомобиля. Опыт показывает, если двигатель автомобиля не запустился после 3-5 секунд работы стартера, то надо сделать паузу не менее 1 минуты, а затем повторить запуск. Настоятельно не рекомендуется крутить стартер более 5 секунд, чтобы не разрядить в пустую батарею устройства или даже испортить ее чрезмерными нагрузками. В течение минуты между запусками заряд устройства хорошо восстанавливается, поэтому гораздо эффективнее сделать 3 запуска по 5 секунд с положенным минутным интервалом, чем 1 запуск на 15 секунд.

9. Если ваш автомобиль не удалось завести с 3-х попыток, то дальше не стоит насиловать устройство во избежание его повреждения, а лучше проверить ваш автомобиль в автомастерской.

10. Отсоедините силовые зажимы от аккумулятора.

Алгоритм действий по запуску двигателя других транспортных средств аналогичен представленному алгоритму по запуску для автомобиля.

Обращаем внимание, что нельзя использовать для запуска двигателя ПЗУ CARKU, которое хранилось в машине или в другом месте при минусовой температуре. Толку от такого замерзшего устройства не будет никакого – оно гарантированно не заведет ваш автомобиль. Устройства необходимо хранить при температуре от 0° до 30° С. Если же все-таки так оказалось, что CARKU замерзшее, то перед использованием его сначала необходимо обогреть при комнатной температуре в течение нескольких часов, чтобы оно согрелось и испарился конденсат. Стоит иметь в виду, что длительное хранение при минусовой температуре приводит к снижению емкости устройства.

На самом деле все перечисленные действия по запуску от CARKU предельно просты и понятны, и их просто надо хотя бы раз прочитать, чтобы избежать распространенных ошибок и досадных недоразумений. Соблюдение описанных правил эксплуатации позволит вам использовать потенциал устройства на всю мощь и существенно повысит вероятность успешного пуска двигателя вашего автомобиля.

10 способов завестись, если сел аккумулятор. Памятка для водителя

Каждый из вас может выиграть внедорожник Лада Нива. Для этого достаточно проголосовать в Гран-при «За рулем» и выбрать лучшие автомобили в каждом из одиннадцати классов. Заполнить анкету можно здесь. Гран-при Голосование завершится 28 февраля 2022 года.

АКБ не подлежит восстановлению, если :

  • образовалась трещина в корпусе. Раньше опытные водители умудрялись заделывать трещины паяльником, предварительно слив электролит. Сегодня на такой подвиг решатся единицы.
  • на поверхности пластин появился нерастворимый осадок в виде твердого налета (сульфатация пластин). Спасти такую батарею под силу лишь аккумуляторным гуру, которые умеют промывать батарею раствором аммиака и трилона Б (или комплексон-III, или хелатон III).
  • батарея вздулась из-за замерзания электролита. Случается, если разряженная в ноль батарея долго пробыла на морозе. «Реанимировать» такую АКБ невозможно.

Как запустить мотор, если АКБ села

1. Подзарядите батарею. Этот способ самый очевидный, но одновременно и самый долгий (тем более, что охлажденная АКБ почти не принимает заряд). К тому же у вас должно быть зарядное устройство.

2. Прикурите от другой батареи. Только понадобятся хорошие пусковые провода и желающий вам помочь. Если провода тонкие, подсоединитесь к батарее чужой машины и подождите 5–10 минут. Возможно, перекачанной таким образом энергии хватит, чтобы разок крутануть стартер.

3. В мороз занесите АКБ в помещение и опустите в емкость с горячей водой. Если батарея была разряжена не полностью, то после получасового «купания» ее энергии хватит, чтобы провернуть коленвал.

4. Очистите клеммы от слоя окислов. Бывает, что батарея нормально заряжена, а из-за сильного окисления клемм АКБ плохо контачит с бортовой сетью.

5. С буксира или с толкача. В этом случае внешняя сила выполняет роль стартера — раскручивает коленвал. Способ годится только для автомобилей с механической коробкой передач — из-за особенностей устройства других трансмиссий.

6. Подключив пускозарядное устройство (если есть гараж и сеть 220 В доступна).

7. При помощи литиевого или конденсаторного бустеров. Эти коробочки с проводами-«крокодилами» (в народе — пускачи) имеют один недостаток — высокую стоимость.

8. От аккумулятора от шуруповерта или от сварочного аппарата. Но эти способы — для безвыходной ситуации.

9. С помощью буксировочного троса. Переднеприводную машину иногда удается пустить, намотав трос на поддомкраченное ведущее колесо с последующим рывком. Способ требует навыков и наличия механической коробки.

10. Вызываем бригаду «пускачей». Так поступаем в том случае, если остальные способы по каким-то причинам не работают.

Пускачи в прикуриватели не помогут

В продаже встречаются устройства с проводом, оснащенным двумя штекерами в автомобильную розетку: один втыкаете в прикуриватель своей машины, другой — в прикуриватель машины соседа. Таким способом можно разве что подзарядить севший аккумулятор, да и то очень медленно. Стартерные токи через слабенькое гнездо не пойдут.

Сколько прослужит аккумуляторная батарея?

Зависит от условий эксплуатации — систематическая недозарядка и продолжительная полная разрядка сокращают срок службы АКБ. Средний ресурс составляет примерно 5 лет.

«Пожилой» батарее нужно особое внимание. Если вам кажется, что стартер стал крутить неуверенно, проверьте состояние аккумулятора и, при необходимости, подзарядите его.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *