Как понять, что аккумулятор в автомобиле пора менять
Аккумуляторная батарея подвержена естественному износу в результате выкипания электролита, сульфатации и разрушения активных пластин. В нормальных условиях эксплуатации эти процессы происходят медленно и аккумуляторы служат в автомобилях по 3–5 лет.
При редких непродолжительных поездках, дополнительной нагрузке и без своевременного обслуживания ресурс АКБ сокращается, что приводит к падению емкости, пускового тока и невозможности запуска двигателя. Чаще всего проблемы проявляются в холодное время года из-за увеличения нагрузки на батарею и снижения эффективности её зарядки.
О том, как умирает аккумулятор автомобиля, какие признаки указывают на это и как понять, когда пора менять АКБ на автомобиле – расскажем в этой статье.
Симптомы умирающего аккумулятора — когда стоит заглянуть под капот
Признаки износа аккумулятора на авто обычно наиболее явно проявляются при запуске двигателя и при повышении нагрузки на бортовую сеть. Некоторые из них могут указывать как на исчерпание ресурса самой батареи, так и просто на падение уровня заряда из-за неисправности генератора или повышенного энергопотребления, вызванного неправильной работой оборудования.
Основные симптомы умирающего аккумулятора автомобиля:
Симптомы уставшей АКБ на примере Lada Vesta: видео
- стартер с трудом приводит в движение маховик, в особенности при низкой температуре, обороты явно замедляются при удержании ключа или кнопки запуска более 2–3 секунд;
- сильно падает яркость свечения ламп фар и освещения салона при заглушенном моторе, а после старта скачкообразно растет;
- аккумулятор садится в ноль после 12-часовой стоянки;
- обороты холостого хода падают при включении дополнительных потребителей, а при включении кондиционера иногда глохнет мотор;
- включение потребителя (габариты и фары, аудиосистема, компрессор для подкачки колес) на стоянке с заглушенным двигателем вызывает заметную просадку напряжения АКБ;
- при заглушенном двигателе стеклоочистители, стекла и люк с электроприводом движутся слишком медленно и с трудом.
При выявлении описанных симптомов необходимо заглянуть под капот и осмотреть АКБ. Явные признаки выхода аккумулятора из строя и их причины перечислены в следующем разделе.
Признаки и причины умирающего аккумулятора на автомобиле
Исчерпавший свой ресурс аккумулятор может отказать в любой момент. Помимо того, что машина может не запуститься при похолодании или после нескольких коротких поездок, возможно разрушение корпуса АКБ с вытеканием электролита, сбои в бортовой электронике из-за перепадов напряжения и т. д. Кроме того, существенно повышается нагрузка на генератор. Заметив признаки умирающего аккумулятора, необходимо принять меры для устранения причин их появления, после чего зарядить батарею или заменить её.
Признаки умирающего автомобильного аккумулятора и их причины:
- Падение уровня электролита.
- Разрушение активных пластин.
- Долить электролит, если это возможно.
- Заменить АКБ.
- Излишне активное газообразование из-за перезаряда или падения уровня электролита.
- Засорение вентиляционных отверстий.
- Устранить причину перезаряда, восстановить уровень электролита и зарядить АКБ.
- Прочистить вентиляционные отверстия.
- Превышения давления внутри корпуса из-за повышенного газообразования.
- Замерзание электролита из-за падения плотности.
Срок службы АКБ зависит от ее типа:
- обычные свинцовые сурьмянистые и малосурьмянистые – около 3–4 года;
- гибридные и кальциевые – около 4–5 лет;
- AGM – 5 лет;
- гелевые (GEL) – 5–10 лет.
Признаки износа аккумулятора автомобиля могут появиться и раньше при коротких пробегах, частых запусках, большом количестве дополнительного оборудования, например, нештатной мультимедийной системе с усилителями и динамиками большей мощности, либо неисправностях, приводящих к недостаточному заряду или переразряду. В то же время в хороших условиях и при своевременном обслуживании АКБ может прослужить в 1,5–2 раза дольше положенного срока.
Как проверить, нужно ли менять аккумулятор
Однозначно на необходимость замены автомобильного аккумулятора указывают лишь повреждение корпуса, разрушение или замыкание пластин. В остальных случаях можно попробовать продлить срок службы батареи, попытавшись зарядить ее и проведя испытания. Для предварительной оценки износа автомобильного аккумулятора перед тестированием нужно:
-
Измерить напряжение. На исправной АКБ с нормальным остаточным ресурсом оно должно быть не ниже 12,6 В при измерении спустя 3 часа после зарядки. Более низкие значения свидетельствуют о критическом износе, а если вольтаж не достигает 11 В, то есть вероятность КЗ одной из ячеек.
Плотность электролита в зависимости от температуры и уровня заряда, нажмите для увеличения
Сульфат свинца на пластинах АКБ, нажмите для увеличения
Достоверно выявить износ аккумуляторов автомобилей можно с помощью диагностического оборудования или тестов.
Тест 1: Испытание штатной нагрузкой
Узнать остаточный ресурс аккумулятора только по внешним признакам и напряжению не всегда возможно. Более правильный подход – испытание под нагрузкой. Самый простой способ определить умирающий аккумулятор – нагрузить его штатными электроприборами. Для теста необходимо:
- После подзарядки или длительной поездки подождать от 1–2 часов до нормализации напряжения на АКБ.
- Включить свет фар.
- Подождать около 30 минут.
- Запустить мотор снова.
Если АКБ еще исправная, а мотор в порядке, то он запустится с первой попытки, стартер будет крутить бодро. При изношенном аккумуляторе пуск окажется затрудненным (или вовсе невозможным) и должно быть слышно, как стартер работает «в натяг», его обороты проседают.
Тест 2: Проверка нагрузочной вилкой
Быстро определить, что аккумулятор пора менять, можно с помощью нагрузочной вилки. Тест проводится на заряженной батарее в таком порядке:
Тест АКБ нагрузочной вилкой: видео
- Подключить нагрузочную вилку ненагруженным выводом и измерить напряжение разомкнутой цепи (НРЦ).
- Подключить нагрузочную вилку вторым выводом и измерить напряжение под нагрузкой большим током.
- Выдержать вилку подключенной около 5 секунд и проследить за изменениями напряжения на ее шкале или экране.
В хорошем состоянии заряженная АКБ должна выдавать 12,6–13 В без нагрузки. После подключения вилки напряжение будет проседать и по величине просадки можно приблизительно оценить степень износа. На полностью исправной автомобильной батарее 55–75 А*ч должно происходить падение не ниже 10,5–11 В.
Если аккумулятор «уставший», но еще пригодный к работе, то напряжение в нагрузке составит 9,5–10,5 В. Если значения падают ниже 9 В, то такую АКБ вскоре придется заменить.
Характер изменения показаний – второй показатель износа. Если под нагрузкой напряжение на приборе стабильно или даже немного растет, то батарея исправна. Постоянное снижение вольтажа свидетельствует, что АКБ уже изношена и не держит нагрузку.
Тест 3: Измерение емкости нагрузкой
Емкость аккумулятора измеряется в А_ч и указывается на АКБ. Это значение получают путем разрядки батареи нагрузкой 0,05C или 5% от номинальной емкости, то есть 2,5 А для 50 А_ч или 5 А для 100 А*ч. Необходимо зарядить АКБ, а затем действовать в следующем порядке:
- Измерить НРЦ заряженной и отстоявшейся несколько часов батареи.
- Подключить нагрузку соответствующей мощности в 0,05C (для легковой АКБ подойдет лампочка на 12 В до 30–40 Вт).
- Оставить АКБ с нагрузкой на 5 часов.
Зависимость напряжения от степени разряда АКБ, нажмите для увеличения
Если лампа потребляет 3,3 А, а батарея емкостью 60-65 А_ч за 5 часов разрядилась на 40%, то Cост.=3,3_5_100/40=41,25 А_ч, что свидетельствует о наличии заметного, но еще приемлемого износа. Такая АКБ будет работать, только в сильный мороз возможны трудности запуска.
Тест 4: Измерение внутреннего сопротивления
Еще один способ, позволяющий понять, что аккумулятор на авто умирает, состоит в измерении внутреннего сопротивления АКБ.
Проверка аккумулятора профессиональным прибором Fluke BT510
Сделать это можно прямым и косвенным методом:
- Прямой. Используется специальный тестер, любительский (например, YR1035) или профессиональный (например, Fluke BT510), который напрямую указывает значение внутреннего сопротивления.
- Косвенный. Величина внутреннего сопротивления определяется по падению напряжения при известной нагрузке.
Для косвенного расчета сопротивления понадобится мультиметр или вольтметр и нагрузка с известным током потребления. Лучше всего подходит автомобильная лампочка мощностью 60 Вт.
Как проверить ресурс аккумулятора путем расчета сопротивления:
- На заряженной и отстоявшейся батарее измеряется НРЦ.
- К аккумулятору подключается нагрузка, которая выдерживается до стабилизации напряжения – обычно около минуты.
Расчет внутреннего сопротивления аккумулятора: видео
Для примера возьмем АКБ на 60 А*ч и пусковым током 600 А, заряженную до 12,7 В. Её теоретическое сопротивление Rтеор.=12,7/600=0,021 Ом или 21 мОм.
Если перед НРЦ составило 12,7 В, а при замерах после нагрузки – 12,5 В, в примере это будет выглядеть следующим образом: Rпр.=(12,7-12,5)/5=0,04 Ом или 40 мОм. По итогам измерений можно рассчитать пусковой ток АКБ с учетом износа по закону Ома, то есть I=12,7/0,04=317,5 А (от заводских 600 А)
Если до замеров напряжение составляло 12,65 В, а после – 12,55, то Rпр.=(12,65-12,55)/5=0,02 Ом или 20 мОм. Это сходится с теоретическими 21 мОм, и по закону Ома получаем I=12,67/0,021=604 А, то есть батарея в идеальном состоянии.
Еще один способ расчета внутреннего сопротивления АКБ – с помощью измерения его напряжения при двух разных нагрузках. Он изложен на видео.
Ответы на часто задаваемые вопросы
Как понять что аккумулятор старый?
Определить, что аккумулятор сильно изношенный, можно по 4 признакам:
- срок службы АКБ превышает 5 лет (дата выпуска указана на крышке);
- двигатель запускается с трудом даже в теплую погоду, ощущается падение оборотов стартера;
- бортовой компьютер постоянно указывает на необходимость зарядить аккумуляторную батарею;
- 3 часа стоянки с включенными габаритами и заглушенным двигателем достаточно, чтобы двигатель стартовал с большим трудом или вообще не запустился.
Какие признаки, что аккумулятор в автомобиле пора менять?
О критическом износе автомобильного аккумулятора свидетельствуют:
- высокая скорость зарядки и разрядки;
- повышенное внутреннее сопротивление;
- напряжение АКБ очень быстро падает под нагрузкой;
- стартер плохо крутит даже в теплую погоду;
- корпус имеет трещины, на стенках или крышке видны подтеки электролита.
Как проверить аккумулятор на пригодность?
Быстро проверить аккумулятор на пригодность можно с помощью нагрузочной вилки. Напряжение под нагрузкой не должно падать ниже 9 В. Более достоверная проверка проводится путем измерения внутреннего сопротивления при помощи специальных приборов или прикладываемой нагрузки и сравнения фактического значения с эталонным.
Как определить износ аккумулятор с помощью зарядного устройства?
Продвинутые зарядные устройства для АКБ, такие как Berkut BCA-10, имеют режим тестирования и позволяют с его помощью определить пусковой ток, внутреннее сопротивление и оценить степень износа. Обычным ЗУ определить износ можно по косвенным признакам: активному газовыделению в одной из банок или напротив, его полному отсутствию в одном из отсеков, отсутствию падения тока по мере заряда постоянным напряжением, перегреву корпуса.
Не спешите его хоронить. Почему не надо торопиться с заменой аккумулятора
Зима, мороз, неудавшийся пуск. Во всем виноват старый аккумулятор? Так многие и думают – и сразу мчатся в магазин за новой АКБ. Порой это ошибка. Сейчас объясним почему.
Поспешный «диагноз»
И сервисмены, и продавцы аккумуляторов подтверждают: довольно часто автовладельцы торопятся купить недешевый аккумулятор, толком не разобравшись, почему подвел старый. В итоге повторяется одна и та же история: в мороз не удалось завести машину из-за «сдохшего» аккумулятора, быстренько покупается новый, который выходит из строя через неделю-другую. Вот тут и выясняется, что и старая батарея была неплоха, просто разрядилась из-за утечки тока или скрытого недозаряда.
Вы скажете, что на этот случай есть контрольная лампа. Да, но, во-первых, иногда (например, при ослабленном ремне генератора) зарядка может быть на грани: порой лампочка даже чуть помаргивает, что опытный водитель наверняка заметит, а вот обычный может и упустить. Во-вторых, зимой дело чаще в элементарной арифметике: АКБ больше отдает, чем получает.
Холодный пуск отнимает немало энергии, затем что-то тратится на «печку», обогревы стекол, подогревы сидений, свет фар, при этом во время короткой городской поездки энергия просто не успевает компенсироваться за счет зарядки от генератора.
Представьте себе бочку, из которой вы забираете воду полным черпаком, а возвращается наполовину заполненным. Рано или поздно она опустеет. Другими словами, при определенных условиях можно постепенно разрядить даже свежий аккумулятор на исправном автомобиле. А если он у вас заводится со второй-третьей попытки, есть вопросы по электрооборудованию, генератор барахлит, то разрядка батареи лишь вопрос времени.
Поэтому, если вы почувствовали, что последнее время аккумулятор сдает (стартер стал крутить мотор слишком вяло), есть повод проверить батарею, а заодно убедиться, что зарядка от генератора достаточна.
Гена, ты в порядке?
Проверка генератора должна быть инструментальной. С помощью вольтметра замерьте напряжение на клеммах аккумулятора при работающем двигателе. Нужное значение для конкретной модели можно уточнить в руководстве по обслуживанию или ремонту, но в любом случае при 2000 об/мин оно должно быть порядка 13,5-14,2 В, хотя на разряженной АКБ может достигать 14,5-14,7 В. Если больше, неисправно реле-регулятор. А если меньше, то причины могут быть разными.
Для уточнения «диагноза» следует замерить напряжение на выходах самого генератора (на массу и силовой провод). Если оно в пределах нормы, значит, причину стоит искать в плохом контакте или проводке от генератора к аккумулятору. Если же по-прежнему имеем недозаряд, то остается небольшой шанс на то, что просто ослабло натяжение приводного ремня. В противном случае виновник – сам генератор.
Сократить или удлинить жизнь аккумулятора – все в ваших руках
Срок службы современного аккумулятора – порядка 5-6 лет, хотя по-прежнему встречаются «долгожители», способные отслужить 8-9 лет. Но, как утверждают специалисты, ресурс в большей степени определяется не брендом или конструкцией, а именно эксплуатацией и обслуживанием.
Если не говорим про случаи брака или, например, потерю воды при кипении электролита (из-за неисправного реле-регулятора), а подразумеваем естественные причины «старения», то батарея «умирает» из-за положительной решетки, которая со временем разрушается. Это естественный процесс «старения», но он может быть ускорен вследствие интенсивной эксплуатации, а также повышенных вибраций. Также на срок службы влияет сульфатация, то есть появление на пластинах сульфата свинца.
Батарея старится от смены циклов заряд/разряд, от силы стартерной нагрузки, отнесенной к мощности самой батареи. Чем слабее аккумулятор, чем больше стартов, чем больше глубина циклов разряд/заряд, тем быстрее ваша батарея исчерпает свой ресурс. Приближает «кончину» длительный недозаряд или глубокий разряд. Это может быть как следствием особенностей эксплуатации (короткие поездки, постоянное использование мощных электропотребителей), так и результатом неисправности электрооборудования (утечки тока, неисправный генератор). Не забудем и про саморазряд при очень длительном хранении аккумулятора без подзарядки (для современных АКБ допустимый срок – до полутора лет).
Соответственно, чтобы продлить батарее жизнь, крайне важно следить за уровнем ее заряда, особенно после длительного хранения, а также в зимний период эксплуатации. И не забывать очищать клеммы и держать в чистоте сам корпус.
А вдруг «откачаем»?
Аккумулятор выходит из строя постепенно, хотя «концовка» порой бывает внезапной. Но вы уже поняли: вдруг «севшая» или сдавшаяся в сильный мороз АКБ – это еще не повод ее тут же менять на новую. Да, глубокий разряд – штука для аккумулятора вредная, но далеко не всегда убийственная. В конце концов, попробовать оживить батарею можно.
Сначала – прямо на машине (например, после «прикуривания» просто дать штатному генератору ее зарядить хотя бы в течение 30-40 минут). Если после этого батарея держит заряд, считайте, что отделались легким испугом, но все равно, раз звоночек прозвенел, в дальнейшем АКБ стоит заняться. Например, если конструкция батареи позволяет, проверить уровень и плотность электролита. Далее – зарядить. Правда, помним, что заряд при постоянном токе в 5-10% емкости АКБ, который обеспечивает зарядное устройство, полностью батарею не восстановит. Обычно даже с применением ступенчатых режимов получится 90-95%, а дальше – уже на машине, с помощью штатного генератора.
Ну а если аккумулятор не оживает или же он держит заряд, но не выдает необходимый по силе ток, похоже, пора думать о новой батарее.
Все-таки меняем. Как выбрать?
В первую очередь нужно знать параметры батареи для вашего автомобиля. Старая АКБ, особенно если она не штатная, здесь не показатель – смотрите руководство по эксплуатации или пробивайте по каталогам. Основные параметры – емкость, стартерный ток, полярность (расположение клемм) и посадочная геометрия (размеры корпуса). Любой из этих параметров важен, игнорировать его нельзя.
Также обратим внимание вот на какой момент. Если автомобиль оснащен системой Старт/Стоп, наверняка в нем установлена AGM-батарея, которая лучше держит глубокий разряд и быстрее восстанавливается. Поэтому, если установить обычный аккумулятор, его срок службы будет намного меньше: он просто не выдержит увеличенных нагрузок.
Отдельно скажем по поводу емкости, а именно – о стремлении некоторых покупать батарею с запасом по этому параметру и об опасении по поводу того, что якобы это может привести к проблемам с генератором или самой батареей из-за постоянного недозаряда.
Снова представим бочку с водой. Точнее, две бочки: большую и маленькую. Если вы каждый раз компенсируете взятую из них жидкость таким же ее количеством, то никакой разницы в величине емкостей нет, ведь забираете и отдаете жидкость вы малыми порциями. Если же каждый раз брать чуть больше, чем возвращать, обе бочки в конечном итоге станут пустыми, просто с большой это случится несколько позже.
Та же история с аккумуляторами. Если с зарядкой все хорошо, служить будут оба. Если же есть хронический недозаряд, он прикончит обе батареи, но большая продержится чуть дольше. Конечно, аккумулятор большей емкости позволяет иметь некоторый запас – на зиму, может, и неплохо. Однако если автомобиль исправен, это лишняя перестраховка в нашей климатической зоне, где длительные и сильные морозы – большая редкость.
И где покупать?
Было время, некоторые магазины перед продажей аккумулятора бесплатно проверяли зарядку на вашем автомобиле. Отличный подход! Если такой услуги нет, проведите диагностику самостоятельно. Даже если прежний аккумулятор был очень старым и его «кончина» кажется естественной.
И перед тем как поставить новый аккумулятор на машину, проверьте напряжение, при необходимости – полностью зарядите. Так по-хорошему должен поступать сам магазин – проверять и заряжать АКБ перед продажей.
При условии правильного хранения и предпродажной подготовки дата выпуска не так важна (повторим, что современные АКБ могут храниться без подзарядки до полутора лет), хотя, конечно, лучше отдавать предпочтение свежему, а не «залежалому» товару. В этом отношении рекомендуем крупные специализированные магазины или их филиалы, а не случайные мелкие точки, торгующие всем подряд. Ну и напоминаем, что старый аккумулятор можно сдать в зачет (так проще) или самостоятельно отвезти в пункт сбора металлолома (так выгоднее).
7 неприятностей, способных погубить аккумулятор
Аккумулятор — один из важнейших компонентов любого автомобиля, без которого нормальная эксплуатация машины попросту невозможна. В большинстве случаев батарею нельзя назвать «долгоиграющей» деталью — срок её службы редко доходит даже до пяти-семи лет, после чего устройство требует замены на новое. Но это лишь полбеды — неправильная эксплуатация и поломки различных систем способны вывести аккумулятор из строя за считанные часы. Выясняем, что влияет на срок службы бортового накопителя электрической энергии и пытаемся максимально продлить ему жизнь.
Прежде чем рассказать о наиболее частых неприятностях, убивающих аккумуляторную батарею, напомним, что главным фактором, влияющим на срок службы этого устройства, является время. Химические реакции, протекающие за стенками корпуса аккумулятора, приводят к естественному старению и саморазрушению, даже в том случае, если ваш автомобиль большую часть времени стоит на парковке и почти не используется. Именно поэтому самая лучшая батарея — новая батарея!
Помимо естественного старения аккумулятор в процессе эксплуатации подвергается многим другим испытаниям — многочисленным циклам зарядки-разрядки, воздействию низких и высоких температур, выкипанию электролита и изменению его плотности, процессам окисления клемм, а то и вовсе разрушению корпуса. Остановимся на каждой из проблем подробнее.
Халатность владельца
Наиболее часто автомобильные аккумуляторы преждевременно выходят из строя из-за халатного отношения к ним самого владельца. К примеру, приводит к этому оставленный запитанным мощный потребитель тока, о котором хозяин машины попросту забыл. Наиболее часто им становятся непогашенные фары головного света. Спустя несколько часов аккумулятор полностью разряжается, после чего в нём почти гарантированно происходят внутренние повреждения — необратимая сульфатация пластин. Сколько бы вы не заряжали такую батарею, она уже никогда не вернётся к прежней ёмкости, срок её жизни существенно сократится.
Утечки тока
К таким же последствиям приводят и систематические утечки тока в бортовой сети при незаведённом двигателе. Отметим, что после выключения мотора потребители продолжают забирать электричество из аккумулятора, пока полностью не заснут (обычно на это уходит до 20 минут). Электричество тратится, к примеру, на принудительное охлаждение силового агрегата вентилятором или на обеспечение работоспособности охранной системы (она запитана всегда) — опасности это не представляет. Однако нередко возникают и паразитные утечки вследствие поломок электронных компонентов, приводящие к сильному разряду батареи. Результат — всё тот же глубокий разряд.
Неполная зарядка
Недозаряд аккумулятора не менее вреден, чем глубокий разряд. Он может возникать из-за плохой работы генератора, нарушения электрических цепей (к примеру, из-за окисления клемм на батарее или генераторе), слишком большого энергопотребления, частой и длительной работы стартера. Помните, что после пуска мотора стартером батарея сильно «просаживается» — на её зарядку после этого уходит в среднем 30 минут. Неполной зарядке способствуют как частые короткие поездки, так и длительные простои автомобиля. Хотя бы раз в несколько месяцев не помешает полностью заряжать аккумулятор специальным зарядником для восстановления его ёмкости. Особенно опасен неполный заряд зимой — в сильные холода при низкой плотности электролита батарея может попросту замёрзнуть.
Чрезмерная зарядка
За напряжением в бортовой сети, а также процессом зарядки аккумулятора от штатного автомобильного генератора следит специальное электронное устройство — реле-регулятор. Он довольно часто выходит из строя, при этом водитель не замечает никаких признаков проблемы — напряжение, подаваемое на аккумулятор, может быть сильно завышенным. В результате электролит в батарее начинает кипеть и испаряться, а пластины оголяться. Плотность электролита возрастает. Всё это приводит к сульфатации электродов и выкрашиванию активной массы — ёмкость батареи существенно снижается, в электролите появляется мусор, часто возникает короткое замыкание в одной или нескольких банках.
Перегрев
Негативно сказывается на батарее и высокая температура. В жаркие летние месяцы устройство должно как можно лучше охлаждаться. При достижении электролитом отметки в +35 градусов по Цельсию электроды начинают изнашиваться значительно быстрее (течение химических реакций ускоряется), а при ещё большем нагреве ресурс аккумулятора падает в разы.
Замораживание батареи
Зимой особенно внимательно нужно относиться к уровню заряда и состоянию электролита. При сильном разряде плотность электролита падает и он начинает замерзать. В результате пластиковый корпус может попросту разорвать. Случается такое и после доливки в устройство дистиллированной воды при плохом её перемешивании с кислотой. В холодное время года не ленитесь время от времени самостоятельно подзаряжать аккумулятор.
Применение мощного пускача
При глубоком разряде аккумулятора, к примеру, после многократных безуспешных попыток запустить двигатель стартером, автомобилисты нередко прибегают к помощи мощных источников энергии. Обычно в этой роли выступают старые сварочные аппараты огромной мощности, не предназначенные для зарядки батареи слабым током. Это приводит к мгновенному вскипанию электролита и выделению большого объёма гремучей смеси — аккумулятор может взорваться. Даже если этого не случилось, не спешите радоваться — наверняка внутри корпуса произошло коробление электродов, разрушение сепараторов и осыпание активной массы.
Чтобы аккумулятор не подвёл вас в любое время года, следите за состоянием не только самой батареи, но и других жизненно важных компонентов — приводного ремня, генератора, его диодного моста и управляющей электроники. Действительно ответственным автомобилистам мы рекомендуем установить в автомобиль нештатный бортовой компьютер или вольтметр. Это простейшее устройство поможет предотвратить беду и вовремя заметить неприятность, а заодно продлить срок службы вашему аккумулятору.