«Старт-стоп»: четыре такта тишины
По нашей просьбе директор холдинга «За рулем» поставил эксперимент: неделю ездил на своей машине с включенным «старт-стопом», другую — с выключенным. И получил весомую разницу — около 10% экономии топлива. Действительно ли данная система настолько эффективна, или это просто частный, внесистемный случай? Чтобы разрешить сомнения, мы отправились на полигон, предварительно изучив некоторые теоретические условия.
ВНИМАНИЕ ДЕТАЛЯМ
Серийные машины впервые оснастили системой «старт-стоп» более 20 лет назад. В числе пионеров-разработчиков был небезызвестный «Бош». Его устройство так и называлось — Start&Stop, а вскоре это наименование стало нарицательным для других подобных систем.
Принципы работы у изделий разных фирм могут различаться. В бошевской системе применен усиленный стартер, рассчитанный минимум на 150 000 циклов работы. Перед остановкой мотора электроника контролирует положение рычага механической коробки (должен быть в «нейтрали»), педалей сцепления, тормоза, акселератора, проверяет зарядку аккумулятора. Любое отклонение от нормы (упавший заряд батареи, холодная погода, большая нагрузка на электросистему) — и «стопа» не будет.
Компоненты системы производства «Бош».
Способность генератора, как и любого электромотора, работать на два фронта, побудила инженеров «Валео» повесить на него функции стартера. Такая система получила название STARS (STarter-Alternator Reversible System). Реверсивный генератор пускает двигатель вдвое быстрее (за 0,4 с) классического стартера и при этом почти бесшумен. Расплатой стало усиление приводного ремня и его натяжителя, поскольку появились повышенные нагрузки.
С определенной оригинальностью «Мазда» разработала свою систему SISS (Smart Idle Stop System). При отпускании педали тормоза бензин впрыскивается именно в те цилиндры, где поршни готовы к такту рабочего хода. За их остановку в нужном положении отвечает дополнительный датчик коленвала. Энергии микровзрыва хватает, чтобы провернуть коленвал и пустить двигатель (хотя изначальный импульс все равно дает стартер). Чтобы компоненты мотора изнашивались равномерно, электроника всякий раз меняет пары поршней, используемых при прокрутке коленвала.
Работа устройства SISS фирмы «Мазда». Коленвал в нужном положении останавливает электроника, прикрывая дроссельную заслонку и притормаживая генератор. В момент пуска кратковременно включается стартер, но он лишь придает коленвалу начальное ускорение.
Десятки, а то и сотни пусков в день — это немало. Автомобили, оснащенные системой «старт-стоп», отличаются усиленными стартером и генератором, аккумулятором, выдерживающим множество циклов заряда-разряда. Дешевые машины в этом случае получают аккумулятор только с укрепленными пластинами, которые живут вдвое больше. На более дорогих моделях используют технологию AGM. В таких батареях предусмотрен пористый сепаратор, пропитанный электролитом: он заполняет пространство между пластинами и не дает им осыпаться. Ресурс батареи возрастает в три-четыре раза.
СТОП, МАШИНА!
Насколько выгодно применение «старт-стопа»? Показатели у отдельных моделей различаются в разы, но не в силу преимущества чьих-то технологий, а, как правило, из-за расхождения методик замеров. Скромные рекламные проспекты обещают экономить около 6% топлива, самые бессовестные — до 31%. Проверим на живой машине — «Ауди-А7» с 3-литровым мотором TFSI, автоматом и, конечно, системой «старт-стоп» фирмы «Бош».
Маршрут по дорогам Дмитровского полигона имитирует движение в идеальном городе: остановка на светофоре на полминуты, марш-бросок до следующего перекрестка. Это самые выгодные условия для эффективной работы «старт-стопа», но в российских мегаполисах они возможны лишь в ночное время. Маршрут проезжаем дважды: один раз с отключенной системой, другой — с работающей. Через час с небольшим получаем результаты, сравнимые с обещанными производителем, — на 27-километровом участке система «старт-стоп» сэкономила 0,3 л. Если измерять в относительных единицах, расход топлива уменьшился на 7,8%. Неплохо.
«Старт-стоп» можно отключить, нажав кнопку с такой пиктограммой.
Теперь сымитируем более реальную ситуацию: оставим те же маршрут и остановки, но добавим пять «затяжных пробок». Протяженность каждой установим около километра. Это расстояние придется преодолевать в режиме черепахи: 10 секунд ползем, столько же стоим. Экономия сократилась почти вдвое — до 4,4%. Ничего удивительного: уже после нескольких пусков подряд «старт-стоп» перестает глушить мотор, дожидаясь приемлемой зарядки аккумулятора.
С КАЛЬКУЛЯТОРОМ И ЗДРАВЫМ СМЫСЛОМ
Берем в руки калькулятор. Передвигаясь только по городу, причем полупустому, и проезжая 20 000 км в год, хозяин «Ауди-А7» с 3-литровым бензиновым двигателем экономит около 7000 рублей. Вроде бы неплохо, но… Во-первых, городов без пробок становится все меньше. Во-вторых, любой автомобилист изредка, но все же вырывается за границы мегаполиса, где «старт-стоп» почти не нужен. В-третьих, чем экономичнее мотор сам по себе, тем меньше польза от «старт-стопа».
В Россию автомобили с системой «старт-стоп» ввозят всего несколько фирм. Помимо «Ауди», чья машина участвовала в тесте, ее предлагают БМВ, «Фольксваген», «Ситроен», «Ленд-Ровер».
В спецификациях на автомобиль вы, как правило, не встретите отдельным пунктом систему «старт-стоп» с указанием ее стоимости. У БМВ она идет в стандартном оснащении, у «Ауди» входит в пакет допоборудования. Независимые компании, предлагающие установку данного устройства, просят, как правило, около 30 000 рублей. Получается, даже в идеальных условиях оно окупится не менее чем за четыре года эксплуатации.
Поэтому не тешьте себя надеждами на экономию личных средств. Ваш удел — гордиться вкладом в оздоровление атмосферы родного города. Ведь вы один из немногих, кто глушит, хоть и не по своей воле, бесполезно молотящий двигатель на перекрестке.
РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ ЗР
СИСТЕМА «СТАРТ-СТОП» ЭКОНОМИТ ТОПЛИВО, ЛИШЬ КОГДА АВТОМОБИЛЬ ДВИГАЕТСЯ ПО ПОЛУПУСТОМУ ГОРОДУ И КРАТКОВРЕМЕННО ОСТАНАВЛИВАЕТСЯ НА СВЕТОФОРАХ. В ЗАТЯЖНЫХ ПРОБКАХ ЭТОТ ЭЛЕКТРОННЫЙ ПОМОЩНИК ПОЧТИ НИКАКОГО ВЫИГРЫША НЕ ДАЕТ.
Что такое система start/stop (старт-стоп)?
Основная функция системы – уменьшение времени работы двигателя во время холостого хода. Это сокращает количество используемого топлива, что, в свою очередь, снижает количество вредных выбросов в атмосферный слой. Система автоматически выключает двигатель во время остановки автомобиля, и быстро запускает его при нажатии на педаль газа. При городской езде это срабатывает в пробках и прочих простоях на дороге. Такой постоянный запуск двигателя возможен, в основном, благодаря усиленному стартеру.
ВНИМАНИЕ ДЕТАЛЯМ
Серийные машины впервые оснастили системой «старт-стоп» более 20 лет назад. В числе пионеров-разработчиков был небезызвестный «Бош». Его устройство так и называлось — Start&Stop, а вскоре это наименование стало нарицательным для других подобных систем.
Принципы работы у изделий разных фирм могут различаться. В бошевской системе применен усиленный стартер, рассчитанный минимум на 150 000 циклов работы. Перед остановкой мотора электроника контролирует положение рычага механической коробки (должен быть в «нейтрали»), педалей сцепления, тормоза, акселератора, проверяет зарядку аккумулятора. Любое отклонение от нормы (упавший заряд батареи, холодная погода, большая нагрузка на электросистему) — и «стопа» не будет.
Зачем нужно отключение СТАРТ-СТОП?
Основная задача этой системы – уменьшение выброса вредных веществ, что предусмотрено Европейскими стандартами. На территории нашей страны действуют менее строгие экологические нормы, поэтому от данного технологического изобретения можно отказаться, ведь оно автоматически активируется при каждом запуске двигателя и негативно влияет на психологическое состояние водителя. И даже экономией топлива можно пренебречь, ведь она составляет до 7%.
При постоянном запуске и отключении двигателя появляются дополнительные нагрузки на стартер, что негативно сказывается на его работе и чревато поломками. Учитывая, что замена стартера – услуга не дешёвая, а при использовании технологии Start-stop устанавливают более дорогие стартеры и генераторы, такая экономия топлива может быть больше проблемой, чем преимуществом.
Также при использовании функции СТАРТ-СТОП наблюдается ухудшение динамики автомобиля, особенно заметное в пробках с минимальным движением.
Учитывая все эти факторы, автовладельцы предпочитают данную функцию отключить.
Достоинства и недостатки
Подытоживая вышесказанное можно сделать вывод, что данная СС хороша только в вопросе экономии горючего. Токсичность выхлопа и шум по большому счету не являются предметом жаркого обсуждения большинства автовладельцев. Но и в ее преимуществе есть сомнения. При средней эксплуатации автомобиля экономия будет не более 70 л в год (если брать в расчет сбереженные 0,3 л на 100 км). И при условии, что авто будет эксплуатироваться в городских условиях. Вождение по трассе такой экономии не даст, а значит и сама функция будет бесполезна.
А вот нагрузка на двигатель и стартер возрастает ощутимо из-за постоянной активации/деактивации. Производители, зная этот недостаток, оснащают автомобили более мощными узлами, но это не уменьшает нагрузку на них. К тому же, учитывая высокую стоимость, как самих деталей, так и ремонтных работ с ними, рациональность использования старт-стоп ставится под вопрос. Так какие же минусы у этой системы?
- Преждевременный износ аккумуляторов. Не нужно забывать, что помимо этой, автомобиль оснащен множеством электронных систем, также призванных делать жизнь водителя проще и комфортнее. И если отсутствие системы старт-стоп не скажется на исправной работе машины, этого нельзя сказать о нефункционирующих фарах, климат-контроле, аудио и медиа-систем, подушек безопасности и прочих потребителях электроэнергии. А слабый, изношенный аккум – угроза их стабильной работе.
- Сокращение общего ресурса авто. Повышенная нагрузка на двигатель и его основные узлы не пройдет незаметно для всего устройства транспортного средства. А это означает перспективы на преждевременные замены расходников и более серьёзные ремонтные работы.
- Прямая угроза машинам с турбонадувом. Подобные двигатели в рекомендациях к эксплуатации имели пункт о нескольких минутах работы на холостом ходу после длительных поездок. Это делается для того, чтобы турбина могла остыть. Резкое отключение способно вывести ее из строя. Современные производители пытаются снизить риски посредством установки турбокомпрессоров на подшипниках, но снизить и устранить – не одно и то же.
- Преждевременный износ ДВС. Наличие СС увеличивает количество запусков и остановок двигателя в несколько сотен тысяч раз. Факт колоссальной и непомерной нагрузки очевиден.
Как и любая другая система, она может выдать неисправность. Чаще всего это связано с низкокачественным топливом, от которого забиваются форсунки. Решение – промывка исполнительных и повышенное внимание к качеству используемого бензина.
Как отключить функцию СТАРТ-СТОП?
Для этого следует перепрограммировать ЭБУ, используя специальное оборудование. Наш автосервис «Мастер Сервис» предоставляет качественные услуги по отключению функции СТАРТ-СТОП и предоставляет гарантию на весь срок службы автомобиля.
предоставляет услуги в таких городах, как Харьков и Киев. У нас вы можете сделать чип-тюнинг для следующих марок авто: Audi, BMW, Chevrolet, Chrysler, Citroen, Dacia, DAF, Dodge, Fiat, Ford, Great Wall, Hyundai, Infiniti, Isuzu, Iveco, Jaguar, Jeep, Kia, Land Rover, MAN, , Mazda, Mercedes Benz, Mini, Mitsubishi, Nissan, Opel, Peugeot, Porsche, Renault, Renault Trucks, Saab, Scania, Seat, Skoda, Smart, SsangYong, Suzuki, Toyota, Volkswagen, Volvo.
Компоненты системы производства «Бош».
Компоненты системы производства «Бош».
Компоненты системы производства «Бош».
Способность генератора, как и любого электромотора, работать на два фронта, побудила инженеров «Валео» повесить на него функции стартера. Такая система получила название STARS (STarter-Alternator Reversible System). Реверсивный генератор пускает двигатель вдвое быстрее (за 0,4 с) классического стартера и при этом почти бесшумен. Расплатой стало усиление приводного ремня и его натяжителя, поскольку появились повышенные нагрузки.
С определенной оригинальностью «Мазда» разработала свою систему SISS (Smart Idle Stop System). При отпускании педали тормоза бензин впрыскивается именно в те цилиндры, где поршни готовы к такту рабочего хода. За их остановку в нужном положении отвечает дополнительный датчик коленвала. Энергии микровзрыва хватает, чтобы провернуть коленвал и пустить двигатель (хотя изначальный импульс все равно дает стартер). Чтобы компоненты мотора изнашивались равномерно, электроника всякий раз меняет пары поршней, используемых при прокрутке коленвала.
Немного про Старт-Стоп
Чтобы вписаться в новые экологические требования, есть у многих современных машин система старт-стоп. Это когда на светофоре останавливаешься и машина глохнет. Снимаешь ногу с тормоза — заводится. У Атласа тоже, конечно, систему эту никому не нужную приделали. Самая надоедливая вещь в старт-стопе, что в любой машине ее нельзя отключить вообще — ее нужно отключать каждый раз кнопкой после того, как машину завел. Но от системы этой никуда не деться, даже на современных спортивных машинах ее принудительно пихают. Даже за рулем 911ого Порша будешь как дурак глохнуть на светофоре. Для BMW M серий продают даже специальные фигулины, вставляемые в OBD, которые ее автоматом отключают. Короче, народ борется с этой системой как может.
Мне всегда было интересно узнать, насколько же она мешает. И на первом же тестдрайве меня на самом деле удивило то, как она быстро и незаметно работает. Задержка с отпускания тормоза до завода совершенно незаметная, больше похожа на какое-то переключение передач. Но уже через 5 минут я выяснил для себя, почему ей все равно невозможно пользоваться. Во-первых, у нас очень жарко летом, около 40, и уже секунд через 5 как глохнет двигатель, кондиционер начинает дуть теплым воздухом. Сидеть потеть, утешаясь экономией, вообще неохота. Во-вторых, на заглушенном двигателе руль стоит камнем и вообще никак не вращается. И это на самом деле сбивает с толку, особенно из-за незаметности работы самой системы и тихом двигателе на парковке. То он крутится, то не крутится. И есть еще моя личная индивидуальная особенность вождения — у меня Бокстер есть двухместныйх такой Поршик маленький, у него так удобно ручник в руку ложится, что на светофоре я его на ручник обычно ставлю, особенно если красный долгий. У Атласа ручник электронный, но тоже удобно расположен кнопочкой, что можно ставить не снимая руку с подлокотника. Еще удобнее, что он сам снимает с ручника, когда газ нажимаешь. И вот остановился ты на красный. Машина захлохла. Кнопочкой пыньк — ручник. Убираешь ногу с тормоза. И тут — бац — машина заводится. Как-то протупили на Фольксвагене немного, мне кажется. Не надо ее заводить, когда на ручнике стоит.
По поводу проблемы с теплым кондиционером и каменным рулем на заглохшей машине я прочитал книжечку их официальную и там было сказано, что они в курсе этих проблем и, мол, двигатель, сам заводится, когда машина обнаруживает, что температура в салоне поднимается или когда кто-то пытается вращать рулем. Ну, короче, не работает толком эта ихняя система. Наверное, она ждет когда там все уже вспотеют в салоне, тогда только заводит. И на вращение руля как-то тормозно реагирует. Короче, нафиг. Завел машину — выключил старт-стоп.
Сейчас стало более понятно про расход. Где-то литров 8-9 по трассе и где-то 12-14 по городу. Вообще нормально. Чуть выше заявленного. Может, если б я старт-стоп этот не отключал по городу еще бы меньше было, но по моему оно того не стоит.
Кстати, хотел снять шторку заднюю с Туарега, которая барахло в багажнике накрывает, чтобы нарики не позарились. У меня ее в комплектации нет, да и в американских машинах ее редко ставят. Так вот оказалось, что багажник Атласа шире Туареговского на 18 сантиметров! Естественно, шторка просто не достает до края.
Вообще, пока все отлично идет, ездили всемером как-то — все влазим, всем удобно. Машина супер, всем советую.
«Старт-стоп» можно отключить, нажав кнопку с такой пиктограммой.
«Старт-стоп» можно отключить, нажав кнопку с такой пиктограммой.
«Старт-стоп» можно отключить, нажав кнопку с такой пиктограммой.
Теперь сымитируем более реальную ситуацию: оставим те же маршрут и остановки, но добавим пять «затяжных пробок». Протяженность каждой установим около километра. Это расстояние придется преодолевать в режиме черепахи: 10 секунд ползем, столько же стоим. Экономия сократилась почти вдвое — до 4,4%. Ничего удивительного: уже после нескольких пусков подряд «старт-стоп» перестает глушить мотор, дожидаясь приемлемой зарядки аккумулятора.
Все, что нужно знать о системе “Старт-Стоп” зимой
Многие автолюбители знакомы с системой, которая автоматически глушит двигатель на остановках, чтобы меньше загрязнять воздух и экономить топливо. А как должна работать функция «Старт-Стоп» в морозный период? Отключаться сама или принудительно? Мы ответим на самые распространенные вопросы.
Работает ли система Start-Stop в мороз и нужно ли ее отключать зимой?
Некоторые автопроизводители действительно программируют систему, чтобы она не работала, если температура за бортом ниже +4º C. Однако на остальных машинах зимой «Старт-Стоп» функционирует, но вполсилы: при использовании отопителя салона система будет автоматически глушить мотор лишь на непродолжительное время (в среднем 30-40 секунд), чтобы поддерживать в автомобиле необходимую температуру. Поэтому лучше эту функцию зимой принудительно отключать: пользы от нее не много, а ресурс ДВС из-за регулярных запусков значительно уменьшается.
А каким образом влияет зимой регулярная работа системы «Старт-Стоп» на ресурс двигателя и навесных агрегатов?
Нужно помнить, что максимальный износ любого ДВС происходит как раз в момент запуска, когда мотор уже работает, но давление масла еще не достигло расчетного значения. Соответственно, большое количество перезапусков вполне могут пагубно сказаться на ресурсе двигателя. Ко всему прочему, на автомобилях, оборудованных системой Start-Stop, идет повышенная нагрузка на генератор и стартер. У большинства машин эти два устройства совмещены в один узел, который специально спроектирован с большим ресурсом.
А может ли «Старт-Стоп» своей работой разрядить аккумулятор в холодное время года?
Автовладельцу не стоит беспокоиться об уровне заряда АКБ. В современных автомобилях все контролирует электроника: при падении заряда ниже определенного уровня блок управления просто не даст сработать автоматическому выключению двигателя. Точно также «Старт-Стоп» не будет глушить мотор, если двигатель автомобиля не прогрелся до рабочей температуры.
В морозный период есть ли разница: на дизельном или бензиновом агрегатах используется функция Start-Stop?
Как таковой разницы нет, но стоит помнить, что дизельный двигатель изначально гораздо более нагруженный. Поэтому частые запуски снижают его ресурс быстрее, чем у бензинового.
За помощь в подготовке материала благодарим Андрея Солодухина, руководителя отдела продаж услуг сети автосервисов «Вилгуд».
Хотите еще больше новостей, фото и видео об автомобилях? Подписывайтесь на нас в Facebook, Вконтакте, YouTube.
FAQ Система Старт-стоп: устройство и принцип действия
Система Старт-стоп служит для уменьшения расхода топлива благодаря тому, что автоматически выключает двигатель во время остановок и самостоятельно запускает его при желании водителя продолжить движение. Система Старт-стоп активируется автоматически в том случае, если после начала движения автомобиль примерно четыре секунды движется со скоростью свыше 3 км/ч
Для системы Старт-стоп важно иметь информацию о том, допускает ли состояние заряда АКБ повторный запуск двигателя. Эта процедура называется прогнозированием напряжения пуска. Она даёт сведения о том, что все параметры силового агрегата, определяющие новый запуск, проанализированы. При этом происходит постоянное сопоставление состояния заряда АКБ с характеристиками двигателя.
На основании прогнозирования напряжения пуска принимается решение, может ли быть реализована функция Старт-стоп и нужно ли для увеличения пускового тока отключить некоторые потребители электроэнергии, например обогрев сидений, заднего стекла, зеркал, рулевого колеса и дополнительный отопитель. Питание этих устройств заранее отключается перед повторным стартом и на время запуска двигателя блокируется.
Выключение системы Старт-стоп
Если водитель не хочет использовать систему Старт-стоп, он может отключить её с помощью соответствующего выключателя. Индикатор системы Старт’стоп на дисплее комбинации приборов погаснет. При повторном нажатии клавиши система снова включится.
Если ключ зажигания вынуть из замка и снова вставить, то система Старт-стоп включится автоматически. Если скорость автомобиля превышает 3 км/ч, то система Старт-стоп включается.
Системные требования
Остановка — выключение двигателя
Для того чтобы система Старт-стоп смогла выключить двигатель, помимо необходимых действий, выполняемых водителем со сцеплением, коробкой передач и тормозами, должны быть выполнены также другие условия.
Условия выключения (Стоп) двигателя
Автомобиль стоит (скорость = 0 км/ч).
и
Обороты двигателя не превышают 1200 об/мин.
и
Температура ОЖ находится в пределах от 25°C до 100°C.
и
Разрежение в тормозной системе превышает 550 мбар.
и
АКБ имеет достаточный для для повторного запуска двигателя уровень заряда (прогнозирование напряжения АКБ).
Температура АКБ находится в пределах от ‘1°C до 55°C.
и
Требования к микроклимату салона не являются завышенными,
т. е. разница между установленной температурой и температурой на выходе дефлекторов не превышает 8°C.
и
Сажевый фильтр не находится в режиме регенерации (только для дизельных двигателей).
Продолжение движения (Старт) — запуск двигателя
Для автоматического запуска двигателя системой Старт’стоп также должны быть выполнены определённые условия.
Условия пуска (Старт) двигателя
Водитель пристёгнут ремнём безопасности (замок ремня защёлкнут).
и
Капот закрыт.
и
Дверь водителя закрыта.
и (для автомобилей с МКП)
Педаль сцепления выжата.
и
Рычаг переключения передач находится в нейтральном положении.
ИЛИ (для автомобилей с КП DSG)
Педаль тормоза отпущена.
Требования к автомобилю для запуска двигателя (Старт)
Двигатель может быть запущен без участия водителя при выполнении одного из следующих условий:
— Изменено состояние автомобиля (например, отпущена педаль тормоза и автомобиль покатился).
— Активирована одна из его внутренних систем (например, включён режим оттаивания).
— Изменены наружные условия (например, температура)
При этом, в зависимости от комплектации автомобиля, могут иметь значение следующие условия:
— После остановки на склоне автомобиль начинает катиться.
— При этом обеспечивается достаточное усиливающее действие усилителя тормозов и усилителя рулевого управления.
— При превышении скорости 3км/ч двигатель самостоятельно запускается.
— Температура ОЖ двигателя вышла из диапазона 25°C – 100°C.
— Усилитель тормозов не обеспечивает достаточного усиления.
— АКБ недостаточно заряжена.
— Нажата клавиша оттаивания.
— Скорость вентилятора увеличена более чем на четыре ступени
— Увеличена нагрузка на отопитель или кондиционер климатической установки (разница между заданной и фактической температурой > 8°C).
Для обеспечения повторного запуска двигателя при активированной системе Старт-стоп некоторые дополнительные потребители электроэнергии или функции систем комфорта, например обогрев сидений, после отключения двигателя могут оставаться неподключёнными
Условия отказа отключения двигателя
Помимо уже перечисленных факторов, определяющих условия отключения и автоматического включения двигателя, имеются такие, которые могут заблокировать работу системы Старт-стоп. Система Старт-стоп не срабатывает при следующих условиях:
— Система выключена клавишей
— Уровень заряда АКБ не гарантирует повторный запуск двигателя (прогнозирование напряжения пуска).
— Включён режим оттаивания
— Включён обогрев ветрового стекла
— Температура, заданная на панели управления климатической установки, более чем на 8°C отличается от фактической температуры внутри салона.
— Обороты двигателя превышают 1200 об/мин.
— Неисправен генератор, например оборван приводной ремень.
Перечисленные параметры зависят от марки автомобиля, комплектации и типа двигателя.
В процессе совершенствования системы эти параметры могут изменяться.
Фактические значения этих величин можно найти в технической документации и материалах для сервиса.
Устройство системы Старт-стоп
Функции системы Старт-стоп содержатся в программном обеспечении блока управления двигателя. При этом для выполнения своих функций система соединена со многими узлами и подсистемами автомобиля. Компоненты автомобиля, связанные с системой Старт-стоп, представлены на следующей схеме. Однако для работы системы, контроля за выполнением условий и согласования с другими системами автомобиля требуется намного больше информации.
Условные обозначения элементов системы на примере механической КП:
A АКБ
C Генератор
С1 Регулятор напряжения
B Стартер
F Выключатель стоп’сигналов
F36 Выключатель педали сцепления
F416 Клавиша включения системы Старт’стоп
G62 Датчик температуры охлаждающей жидкости
G79 Датчик положения педали акселератора
G701 Датчик нейтрального положения КП (только для МКП)
J104 Блок управления ABS
J255 Блок управления Climatronic
J285 Блок управления комбинации приборов
J367 Блок управления для контроля аккумуляторной батареи с датчиком АКБ
J393 Центральный блок управления систем комфорта
J500 Блок управления усилителя рулевого управления
J519 Блок управления бортовой сети
J532 Стабилизатор напряжения
J533 Диагностический интерфейс шин данных
J623 Блок управления двигателя
J791 Блок управления парковочного ассистента
1 Электромеханический усилитель рулевого управления
2 Сигнал скорости, датчик пути
3 Системы управления двигателя (например, система зажигания, питания, смесеобразования, система рециркуляции ОГ, наддува вторичного воздуха, очистки ОГ и т. д.)
4 Распознавание ремня безопасности
5 Отопление, вентиляция, климатическая установка
6 Клемма 50R
7 Клемма 30
8 Магнитола, радионавигационная система
АКБ со стекловолокнистым наполнителем
Вместо обычных свинцовых аккумуляторов в автомобилях с системой Старт-стоп в качестве стартерной батареи применяются только АКБ со стекловолокнистым наполнением, потому что они способны выдержать большее число циклов заряда-разряда.
АКБ со стекловолокнистым наполнением наряду с гелевыми аккумуляторами являются представителями нового класса высокоэффективных накопителей энергии.
Основное отличие этих аккумуляторов от свинцовых состоит в том, что электролит содержится внутри стекловолоконной ткани, разделяющей свинцовые пластины.
Дополнительные преимущества:
— высокая мощность при холодном пуске
— высокая стойкость к сильной разрядке
— высокая прочность
— не грозит вытекание кислоты при переворачивании и даже при поломке корпуса
— образование значительно меньшего слоя кислоты, снижающего мощность, по сравнению с обычными батареями
— не требует обслуживания
При заряде АКБ и при запуске двигателя от другого автомобиля необходимо учитывать следующее:
сначала подключают кабель к положительному полюсу; затем массу.
При таком порядке подключения датчик АКБ не будет перемкнут.
При зарядке батареи при непосредственном подключении к минусовому полюсу вход датчика АКБ будет закорочен.
Следовательно, параметры АКБ во время заряда не будут контролироваться датчиком.
В результате данные о состоянии АКБ, находящиеся в диагностическом интерфейсе шин данных, не будут соответствовать состоянию заряженной АКБ.
Стартер
Использование системы Старт-стоп в городе предъявляет высокие требования к стартеру. Поэтому были приняты меры по повышению его стойкости к увеличенной частоте циклов запуска и повышена прочность зубчатого зацепления. Под циклом понимается всякое включение стартера, независимо от того, запустился двигатель или нет.
Повышенная стойкость к числу циклов запуска предполагает также, что стартер можно чаще использовать. Поэтому повышена износостойкость стартера.
Система старт-стоп 2.0 (второго поколения)
Система старт-стоп 2.0 имеет следующие основные особенности:
• расширенные возможности индикации (например, отображение причины отказа останова двигателя);
• перемежающийся режим: многократные остановы и пуски двигателя по запросу на неподвижном автомобиле (в том числе и при нахождении рычага селектора в положении P);
• двигатель может перейти в режим останова при следующих ситуациях:
— активен адаптивный круиз-контроль (ACC);
— активна функция Auto Hold (AVH);
— активен электромеханический стояночный тормоз (EPB);
— подсоединён прицеп (уклон местности < 3 %);
— в процессе остановки автомобиля (ещё до полной остановки).
Расширенные возможности индикации
Режим останова двигателя в процессе остановки автомобиля
Новая функция системы старт-стоп 2.0, режим останова двигателя в процессе остановки автомобиля, представляет собой последовательное развитие функции. При распознанном процессе остановки автомобиля (при наличии соответствующих параметрических условий) двигатель выключается уже начиная со скорости ниже 7 или 2 км/ч (в зависимости от типа коробки передач). Это приводит к повышению уровня доступности системы старт!стоп и, таким образом, к дальнейшему снижению выбросов CO2.
1. Водитель снижает скорость, и начинается распознавание процесса остановки автомобиля
2. При распознанном процессе остановки автомобиля двигатель переходит в режим останова
3. Автомобиль неподвижен
Критерии для распознанного процесса остановки автомобиля
В режиме старт-стоп двигатель выключается в процессе остановки автомобиля только при распознанном процессе остановки автомобиля.
Для распознавания процесса остановки автомобиля должны быть выполнены следующие критерии:
Автомобиль с КП DSG должен:
• в цикле движения двигаться со скоростью выше 12 км/ч;
• двигаться по поверхности, имеющей уклон меньше 3 % (при буксировке прицепа);
• обладать параметрами замедления, характерными для процесса остановки автомобиля;
• угол поворота рулевого колеса должен быть меньше 45°, и не должно осуществляться маневрирование;
• скорость ниже 2 км/ч при комплектации КП DQ500/250;
• скорость ниже 7 км/ч при комплектации КП DQ200;
Автомобиль с МКП должен:
• в цикле движения двигаться со скоростью выше 2 км/ч;
• двигаться по поверхности, имеющей уклон меньше 3 % (при буксировке прицепа);
• находиться на нейтральной передаче;
• педаль сцепления не должна быть нажата;
• угол поворота рулевого колеса должен быть меньше 45°, и не должно осуществляться маневрирование;
• скорость ниже 7 км/ч.
Если эти критерии для процесса остановки автомобиля не выполнены, действует прежний режим работы,
т. е. двигатель выключается после полной остановки автомобиля!