Активация БК (бортового компьютера) Renault Logan, своими руками + евро дворники

Недавно прочитал здесь и еще здесь про активацию штатного БК.
Пару недель не мог найти время чтобы заняться, а потом немного приболел и время нашлось:)
В основном буду писать про прошивку, так как мой способ немного отличается и на мой взгляд проще, чем в инструкциях выше.
Итак постараюсь рассказать по порядку: что, как и зачем делал…
Часть 1. Подготовка.
Нужно определить версию прошивки приборной панели, чтобы понять нужно ли ее прошивать и какой прошивкой.
При выключенном зажигании, на приборной панели нажимаем и держим кнопку сброса суточного пробега, включаем зажигание, держим кнопку еще несколько сек, должны начать двигаться стрелки, а на дисплее будет показан номер прошивки приборки.
Если номер заканчивается на 2 (6002, 7102, 81102) значит прошивать приборку НЕ НУЖНО, можно перейти к части 3 — подключение.

Если же номер прошивки заканчивается на 1 (6001, 7101, 81101) — нужно прошить на ту же версию, но с двойкой. У меня был номер 7101, значит мне нужно шить 7102.
Здесь важно запомнить как двигаются стрелки при тесте, если с тахометром всё понятно (10-20-30-40-50-60-70 или что то вроде этого), то спидометр, на разных годах выпуска логана (или может на разных прошивках) тестируется по разному. У меня максимум куда отклоняется правая стрелка при тесте — 170км/ч.
Потом, при сборке приборки после прошивки, эта информация может очень пригодиться.
Часть 2. Прошивка
Вот мой способ получить прошивку нужной версии и со своим пробегом:
Скачиваем редактор прошивок "Logan Firmware Editor 2.6"
Скачиваем программатор "93Cx6 Programmer by underc0de"
Выложил на яндекс-диск комплект, чтобы не потерять.
Покупаем (для опытов) или находим где-то микросхему 93C56 в корпусе soic8 или DIP
(я купил за 30 рублей в СПб, в радиомагазине на трамвайном 12 )
Припаиваем купленную микросхему 6-ю проводами к ответному разъему LPT порта.
(я разобрать кабель от доисторического принтера, в магазине стоит наверно рублей 20)
вот схема…

Плюсовой провод (от 6,7,8 ног микросхемы) я подключал к красному(+5 вольт) проводу блока питания компьютера.
Вместо керамического конденсатора использовал электролит (33мкф х 25в) — первый попавшийся под руку. Вот так это выглядит:

Запускаем "Logan Firmware Editor 2.6".
Жмем кнопку 7102, затем сохраняем куда-нибудь, в формате .bin (file->save)
Эта прошивка с нулевым пробегом, нужна нам только для проверки программатора
(если конечно вы не хотите сбросить свой пробег в 0)

Запускаем "93Cx6 Programmer by underc0de"
Подключаем программатор сначала к LPT порту, затем питание +5 вольт.

Выбираем в меню микросхему 93C56, жмем кнопку Program EEPROM

Выбираем нашу "проверочную" прошивку.
Программа сначала запишет прошивку в микросхему, потом прочитает из неё и сравнит, если на выходе OK — значит все работает правильно, если ошибка, пробуем перенастроить LPT порт.
Порт должен быть включен, настроен на максимальную скорость и адрес 378 В БИОСе.
Помимо этого, у меня (в win7, 32 бита) LPT порт заработал лишь после выставления таких настроек в диспетчере и перезагрузки:

Теперь, когда программатор собран и проверен, снимаем приборную панель, несем домой, разбираем её, выкрутив 8 шурупов, сняв стекло и стрелки, достаем плату.

Выпаиваем микросхему EEPROM из платы приборки.
Выпаивать удобно по 4 ноги сразу, поддевая микросхему сбоку тонкой отверткой или скальпелем.
Можно конечно прошить епромку и внутрисхемно, то есть припаять провода от программатора к плате, но я очень не советую так делать — очень сильно повышается риск замкнуть что-нибудь и испортить приборку, если что-то пойдет не так.
Только что выпаянную из приборки микросхему, припаиваем к нашему чудо-программатору, (вместо тестовой микросхемы), подключаем программатор к компьютеру (сначала в LPT, потом в +5 вольт),
В программе "93Cx6 Programmer by underc0de" жмем Save EEPROM.

Программа сначала предложит выбрать папку и имя файла, потом считает прошивку.
(это должны быть не FFFF и не 0000 нули)
Теперь в программе "Logan Firmware Editor 2.6" снова нажимаем кнопку 7102, затем "load" и выбираем только что сохраненный дамп своей старой прошивки.
Мы загрузили из старого дампа свой пробег, теперь сохраняем прошивку в формате .bin (file->save)

В программе "93Cx6 Programmer by underc0de" жмем "Program EEPROM". и выбираем только что сохраненную Logan Firmware Editor-ом новую прошивку.
Программа сначала запишет прошивку в память, а потом считает данные из неё и сравнит, если всё совпало — напишет OK!
Теперь впаиваем память обратно в плату, собираем приборку, но не до конца.
Я закрутил только те 2 шурупа из 8-и, которые не мешают одевать и ставить стекло, в таком виде подключил к машине, запустил тест (зажигание с зажатой кнопкой) и немного подкорректировал положение стрелок и только потом закрутил оставшиеся 6 шурупов.
Часть 3. Подключение.
Осталось совсем немного: протянуть пару проводов и установить кнопку.
Понадобится: 3 куска провода: один 1,5 метра и два по 0.5 м., разъем для подключения дисковода, от компьютерного БП, точнее штекеры от него, ну и сама кнопка 🙂

Кнопку купил в СПб, на рынке "Юнона" за 50 рублей, там удобно тем, что можно все кнопки повертеть в руках понажимать, а потом уже купить.
Вместо кнопки можно купить правый подрулевой переключатель с кнопкой БК, (1700 руб в логан-шоп спб) но меня задушила жаба., а еще можно попробовать встроить микрик в имеющийся подрулевой (здесь на д2 есть пару инструкций), но по мне это не очень правильно и надежно.
К кнопке заранее припаял два провода по 0.5м (это с хорошим запасом) и установил кнопку в козырек приборки, справа.

К черному разъему, в 23-ий контакт воткнул дисководный штекер, конец провода скрутил с проводом от кнопки и термо-усадил.

Второй провод от кнопки прикрутил к болту "массы", ключом на 10мм.
К серому разъему, в 19-ый контакт так же воткнул дисководный штекер, конец провода скрутил с 1,5 метровым (здесь тоже с запасом) отрезком провода, который пойдет под капот.

Чтобы протянуть провод под капот, удобнее всего проткнуть резинку чуть правее (если смотреть из салона, протыкать тоже удобнее из салона) штатного жгута уходящего под капот.

Я протыкал ее толстой крестовой отверткой, еще когда ставил сигнализацию, потом твердой проволокой затаскивал провода, по принципу иголки с ниткой.
Сейчас точно так же, только дырку новую не протыкал, а затащил провод вместе с проводами от сигналки.

Под капотом в блоке с реле, (с него надо снять крышку) есть черный разъем с синей фишкой, если потянуть ее вверх — разъем откроется.

Когда я достал разъем, то не обнаружил провода указанного в других инструкциях.
Пришлось снять разъем с ЭБУ и вставив иголку в 11-ый контакт, прозванивать провода на черном разъеме.

Мой провод оказался оранжевым, в том же ряду, но на 3 контакта ближе к центру разъема, чем место где я сначала ожидал его увидеть.


Врезался в этот провод, заизолентировал, собрал — всё работает !
Времени на все ушло часа 4:
2 часа вечером на подготовку и прошивку и поездку в магазин за микросхемой и 2 утром на прокладку проводов, поездку на рынок за кнопкой и сборку.
Мой расход в смешанном цикле 7-8 литров, в городе 10-11…
надо наверное меньше топить в пол 🙂
PS!
Перед тем как подключать провода, наткнулся на доработку
"евро дворники".
Сразу же и подключил, чтобы 2 раза не разбирать.
Понадобились: еще 1 метр провода, еще один штекер от разъема дисковода, изолента и термоусадка 🙂
UPD — март 2018
За почти 2 года прошил еще десятка два панелей (6001, 7101, 81101) — все ок.
Программатор из проводков заменил на TL866a. Сначала брал с работы, потом заказал себе
А чтобы не выпаивать микросхему, к любому из программаторов по ссылкам выше можно использловать прищепку, опять же из китая за 200
Разъемы от дисководов не всегда получается нормально вставить. Зачищенный провод вставляется легче и работает с первого раза. Только провод надо брать с лужеными жилами, иначе окислится.
Еще одна доработка, провод для которой полезно прокинуть заодно с проводами для БК и евродворников — "автозакрытие дверей".
Нужно подать сигнал от датчика скорости на контакт №6 коричневого разъема блока комфорта.
Автор статьи по ссылке берет сигнал от пина A1, ISO разъема автомагнитолы,
я же провожу от 22 контакта черного разъема приборки, просто не люблю к магнитоле лишний раз влезать.
Руководства по ремонту
Вероятно данный вопрос интересует многих владельцев Renault Logan (Рено Логан), которым не посчастливилось приобрести свой автомобиль с функцией бортового компьютера.
Вся информация хранится в крошечной микросхеме на плате приборке, в ней общий пробег и активация БК и корректировка уровней палочек.
Снимаем щиток приборов. Разбираем. Снимаем стрелки.
Тянем немножко на себя стрелку и поворачиваем против часовой стрелку. Если поворачивать не туда, моторчик потом не корректно будет работать (так писали на форумах). Крутим в обратную сторону пока она сама не снимется, у меня она крутилась пол круга, потом снялась (надо запомнить в каком положении стрелка снялась)
Смотрим Видео, Там показано как снимать стрелки с приборки, разбирать ее а потом калибровать стрелки.
1. Для начала надо определить версию вашей прошивки приборки!
нажимаем и держим кнопку суточного пробега, затем включаем зажигание. Через 3-7 сек. на дисплее высветится версия прошивки). Чаще всего 7101. Это означает, что прошивка с не активированным БК. Если бы появилось 7102 было бы все намного проще
2. Теперь надо сходить в радио магазин и купить детали!
1. 4 резистора 51…100 Ом любой мощности
2. 4 резистора 18…30 кОм любой мощности
3. Конденсатор 47 мкф 10В (можно и на 16в если на 10 не будет)
4. Любые диоды, я использовал IN4007
5. LTP порт от старых принтеров большой на 25 контактов
так же рекомендуем для тестирования программатора купить
1. Микросхема 93C56 любой марки (у меня такая в городе была AT93C56A-10PU-2.7, 2K, 1.0MHz, 2.7V, ATMEL — стоит 14 рублей)
2. тонкие проводки для подключения к микросхеме
Общая стоимость около 100 руб. всех комплектов выше
3. Далее берем схему и паяем программатор! Собираем внимательно там легко можно перепутать провода!

Получился — вот такой

как работать с программатором, смотрим ниже:
Программатор предназначен для работы до версии Windows XP! На Windows 7 и 8 не работает!
(есть конечно хитрость в Windows 7, как это сделал я нажимаем правой кнопкой на ярлык запуска хамелеона и жмем свойства, далее во вкладке совместимость ставим галочку запускать в совместимости с… и выбираем там Windows XP (пакет обновления 3 ) и снизу галочку запускать от прав администратора)
если нажать вверху первую вкладку и выбрать каталог прошивок можно выбрать дефолтные, например 7002 и попробуйте ее записать в чип (если вы работаете с тестовым чипом) если все ок, то можно шить чип на готовой плате! Если ошибка 0 возникает, то еще раз проверяем монтаж программатора!
Так же проверяйте диоды! В нашем случае оказалось 3 пробитых диода. Как только могли такое в магазине продать?
5. В общем как все сделали переходим к следующему этапу, программирование микросхемы на Вашей плате !
Подключаемся к микросхеме как в первом фото выше, у нас один контакт правда отличался от той картинки, вот как у здесь.

расписывать на фото не стали где какой контакт, так как есть в первом фото аналогичное фото
Делаем дамп своей прошивки в программе Хамелеон!
Сохраняем его, в итоге у нас файл с расширением bin
качаем программу LFE 2.6 (ее делал — Автор с форума forum.logan.ru)
Открываем в ней свою сохраненную прошивку и наглядно редактируем ) (Спасибо автору)

Внимание!
В общем если у Вас прошивка 7101 то ставим 7102! Если 6001 то ставим 6002, если 81101 то ставим 81102! ТОЛЬКО так, не свою прошивку не рекомендую ставить, уже много сообщений на форумах, что это бесполезно.
Так же там можно сделать, чтобы каждое деление в баке было по 5 литров.
После редактирования нажимаем кнопку SWAP! Так все значения поменяются, но ничего страшного. Сохраняем измененную прошивку в программе куда нибудь.
Открываем хамелеоном измененную прошивку и прошиваем чип.
Обязательно сохраните дамп старой прошивки! Вдруг чего не так пойдет, чтобы вы всегда могли вернуть старую.
Готово! У Вас активирован Бортовой компьютер! (некоторые за это просят 3000 руб.)
Осталось подкинуть 2 провода!
Чтобы воткнуть провода в разъемы нам понадобятся штекеры, я их взял из своего системного блока )

Вытаскиваем от туда штекеры

идем в машину и смотрим на черный разъем! (в котором больше проводов)
нужен контакт № 23, на разъеме они подписаны. Этот провод пойдет на переключатель, Можно сразу проверить, замыкая провод на массу, на панели начнет переключаться БК.

Этот провод надо замыкать на массу, чтобы переключался БК
Далее там же на приборке подключаемся к правому серому разъему контакт №19
и тянем его до коробки предохранителей и реле под капотом, слева. Там имеется разъем черный с синей вставкой, тянем эту вставку вверх и разъединяем


У нас он оранжевого цвета, сняли разъем кое как ) неудобно очень. потом сняли еще 2 реле, чтобы вытащить провод больше и отрезали этот провод чтобы потом к нему припаять еще один с приборки.
Потом подключили провод который тянули с приборки сюда


Этот провод нужен, чтобы передавать данные о расходе на приборку
Провод может быть другого цвета, главное смотрите расположение на колодке его. У некоторых он желтый.
Готово! У Вас активированный и рабочий Бортовой компьютер!
Кстати насчет кнопки, тот провод на контакте № 23 на черном разъеме можно подключить по бюджетному варианту как это делают некоторые

Вот немного фоток активированного БК, у нас была прошивка 7101, теперь 7102. Так же можно активировать БК на дастерах (Renault Duster) и на всех версиях логана (Renault Logan)!






У кого другой разъем на ЭБУ, и кто не может найти нужный провод.
Если у Вас машина 2004-2005 года выпуска, то скорее всего нужный провод оранжевый.

Но вообще самый универсальный способ — это прозвонить провод прямо с 11 контакта ЭБУ.
Активация бортового компьютера Рено Логан
Все варианты комплектаций популярно французского «бюджетника» Рено Логан предусматривают присутствие бортового контроллера. Разница обусловлена наличием на корпусе правого подрулевого рычага кнопки, позволяющей осуществлять переключение конкретных режимов. Версия «Престиж» Рено Логан имеет заблокированный с помощью программных методов бортовой компьютер. Это своего рода маркетинговая уловка, заставляющая покупателя раскошелиться на более дорогую комплектацию «француза».
Из данной статьи вы узнаете, как активировать бортовой компьютер на автомобиле Рено Логан. Начиная «операцию» по самостоятельной активации компьютера, требуется вооружиться определенными знаниями специфического характера. Софт располагается в недрах небольшой схемы, размещенной внутри приборной панели. Воздействуя на данный электронный компонент, производится непосредственный процесс активации.

Подготовительный этап
Перед тем, как будет осуществлена активация бортового компьютера на машине Renault Logan, следует распознать версию прошивки электронного модуля панели приборов. Выполнить это можно посредством нажатия кнопки фиксированного (суточного) пробега при включенном зажигании. Когда отобразившаяся на табло цифровая надпись заканчивается сочетанием «01», а остальные символы являются нечетными, то это свидетельствует о присутствии урезанной прошивки, нуждающейся в активации.
Далее направляемся в радиомагазин для покупки следующего потребного набора деталей, для авто Renault Logan:
- 4-х резисторных элементов по 50-100 Ом каждый и такого же количества резисторов, но с иным сопротивлением — 18-30 кОм (мощностные параметры данных компонентов не важны);
- конденсатора емкостью 47 мкФ и потреблением 10 или даже 16 Вольт;
- диодов (модификация не важна);
- 25-контактного LTP-порта (как на старых принтерах).
Также следует отыскать микросхему 93C56 (любого изготовителя) с проводами (желательно тонкими) для возможности выполнить проверку программатора. Полная стоимость обозначенного перечня деталей вряд ли превысит 100 руб.
Рекомендуем заранее проверить функционал диодов, поскольку присутствует риск «нарваться» на пробитые экземпляры.
Сборка программатора
Начинаем процедуру сборки устройства. Поскольку схема не является простой, то предельная внимательность здесь лишней не будет.
В завершении должна получиться такого рода конструкция:

На данном фото позиционирован программатор, подключенный к плате панели приборов. Сначала рекомендуем попытаться коммутировать его с ранее приобретенной микросхемой. Удостоверившись в корректности коммутации, переходим к пайке платы «приборки» с последующей процедурой активации.
Как осуществить прошивку пробной платы?
Завершив коммутацию, скачиваем программный продукт «Хамелеон 1.6».
Заметим, что данный софт рассчитан на совмещение с «Windows XP». Если возникает потребность в настройке совмещения с новыми версиями ПО, то действие выполняем, следуя таковому алгоритму.
- Правым кликом по символу программы вызываем меню и активируем пункт «Свойства».
- Обнаруживаем вкладку «Совместимость» и идем по ней.
- Видим флажок напротив контекста «Запустить в режиме совместимости с…» и активируем его.
- Выпадает меню, в котором выбираем «Windows XP».
- Активируем «Запускать от Администратора».
- Жмем «Применить».
Такими действиями наделяем программу способностью запуска в достаточно широком перечне операционных систем.
Чтобы активировать функционал тестового чипа выбираем конкретную прошивку под грифом «по умолчанию». Выполнить это возможно посредством выделения прошивки «7002», расположенной в правой вкладке вверху. Когда ошибки не обнаруживаются, значит процесс течет успешно и теперь можно «перемещаться» к непосредственной прошивке схемы приборной панели. Появление символа «Ошибка 0» свидетельствует о неправильной спайке выводов программатора. Проверяем и исправляем!
Нюансы, связанные с программированием микросхемы платы
Успешно выполнив прошивку, осуществляем коммутацию с микросхемами платы «приборки». Сначала прибегаем к сохранению дампа памяти, о чем будет свидетельствовать расширение типа «.bin» (у полученного файла).
Продолжение процедуры подразумевает потребность в программном продукте «LFE 6.2». В данном софте требуется активировать прошивку, после чего открывается возможность для редактирующих действий.
Внимание! Достаточно важным аспектом является соответствие номера новой версии прошивки таковому показателю у старого софта, т. е. вместо «7101» проставляем «7102», а «6001» заменяем на «6002».
Множество энтузиастов, стремящихся к собственноручно «прошить» бортовой компьютер в «Логан», «ломали копья» на данном пункте, провоцируя поломку.
Когда потребные параметры отредактированы нажимаем клавишу «SWAP». Обнаруживаем подмену всего перечня значений, что соответствует корректному течению процесса. Измененная прошивка подлежит сохранению и установке на чип, для чего пользуемся «Хамелеоном 1.6». Теперь бортовой компьютер бортовой системы «Рено» находится в активированном состоянии. Остается дело за малым – смонтировать все компоненты на прежние места.

Суть диагностического режима
Данный режим может стать потребным во время «общения» с компьютером автомобиля и позволит получить сведения, касающиеся следующих характеристик или параметров:
- прошивочной версии софта;
- объемного показателя остатков топлива в баке (в литрах);
- моментального топливного потребления (версии моторов: 1,4 и 1,6 литра)
Также посредством обозначенного программного инструмента можно реализовать диагностику в отношении монитора и определенных датчиков, дабы узнать, как прошла активация бортового компьютера на автомобиле Renault Logan. Выполнить вход в режимное меню нетрудно, ведь алгоритм отображен в соответствующей инструкции. С этой целью вставляем ключ зажигания в общеизвестный замок и удерживаем в нажатом состоянии кнопку, отвечающую за обнуление суточного пробега. Спустя несколько мгновений компьютер осуществляет вход в обозначенный диагностический режим.
Процесс диагностирования способен обеспечить 5 режимов предоставления информации.
1-й отображает сведения о прошивочной версии.
Второй обозначает перечень параметров ЖК-монитора.
Третий режим способен отобразить остатки топлива, но только в случае фактического объема менее 50 литров. Когда бензина больше обозначенного предела дисплей однозначно отобразит символ «50».
Посредством 4-го режима контроллер проинформирует водителя о моментальном топливном потреблении.
Если в цепи присутствует факт неполадок во время того, когда происходит активация бортового компьютера в автомобиле Рено Логан, то компьютер будет сигнализировать об этом путем отображения прочерка на дисплее.
- поломка датчика температурного параметра жидкости контура охлаждения: «—TO».
- когда неисправен датчик уровня (в баке): «-JO—».
- изъяны в системе топливоподачи: «D—-».
Если возникла потребность покинуть режим, то удерживаем нажатый штырек на протяжении нескольких секунд.
Теперь вы знаете, как активировать бортовой компьютер правильно на своем автомобиле Рено Логан.